Научная статья на тему 'ДВУХФАКТОРНЫЙ ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ'

ДВУХФАКТОРНЫЙ ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / воспитание / тестирование / двухфакторный дисперсионный анализ / methods of obtaining information / testing / analysis of variance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блохнин Игорь Дмитриевич, Барашков Андрей Юрьевич, Сусоева Ирина Вячеславовна, Чугунов Евгений Анатольевич

Целью исследования является выявление и теоретическое обоснование патриотизма, как личностного ресурса у будущих офицеров. На проводимую работу по патриотическому воспитанию курсантов Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко большее влияние оказывает их первоначальная подготовка в суворовских училищах и кадетских корпусах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блохнин Игорь Дмитриевич, Барашков Андрей Юрьевич, Сусоева Ирина Вячеславовна, Чугунов Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO-WAY ANALYSIS OF ANOVA. EDUCATION OF PATRIOTISM AS A PROPERTY OF PERSONALITY

The purpose of the study is to identify and theoretically substantiate patriotism as a personal resource for future officers. For the ongoing work on the patriotic education of cadets of the Military Academy of Radiation, Chemical Biological Protection named after Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko is more influenced by their initial training in Suvorov schools and cadet corps.

Текст научной работы на тему «ДВУХФАКТОРНЫЙ ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ»

И.Д. БЛОХНИН, А.Ю. БАРАШКОВ, И.В. СУСОЕВА, Е.А. ЧУГУНОВ

I.D. BLOKHNIN, A.YU. BARASHKOV, I.V. SUSOEVA, E.A. CHUGUNOV

ДВУХФАКТОРНЫЙ ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ

TWO-WAY ANALYSIS OF ANOVA

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ EDUCATION OF PATRIOTISM AS A PROPERTY OF PERSONALITY

Сведения об авторах: Блохнин Игорь Дмитриевич - начальник 3 кафедры Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, полковник, кандидат военных наук, доцент (г. Кострома. E-mail: world2273@mail.ru);

Барашков Андрей Юрьевич - доцент 3 кафедры Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, кандидат военных наук, доцент (г. Кострома. E-mail: barashkov66@mail.ru);

Сусоева Ирина Вячеславовна - старший преподаватель 3 кафедры Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, доктор технических наук, доцент (г. Кострома. E-mail: i.susoeva@yandex.ru);

Чугунов Евгений Анатольевич - старший научный сотрудник НИЛ-4 Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, кандидат исторических наук, доцент (г. Кострома. E-mail: chugunov.ea@gmail.ru).

Аннотация. Целью исследования является выявление и теоретическое обоснование патриотизма, как личностного ресурса у будущих офицеров. На проводимую работу по патриотическому воспитанию курсантов Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко большее влияние оказывает их первоначальная подготовка в суворовских училищах и кадетских корпусах.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, тестирование, двухфактор-ный дисперсионный анализ.

Information about the authors: Igor Blokhnin - Head of the 3rd Department of the Military Academy of Radiation, Chemical and Biological Protection named after Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko, Colonel, Candidate of Military Sciences, Associate Professor (Kostroma. E-mail: world2273@mail.ru);

Andrey Barashkov - Head of the 3rd Department of the Military Academy of Radiation, Chemical and Biological Protection named after Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko, Candidate of Military Sciences, Associate Professor (Kostroma. E-mail: barashkov66@mail.ru);

Irina Susoeva - Senior Lecturer of the 3rd Department of the Military Academy of Radiation, Chemical and Biological Protection named after Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor (Kostroma. E-mail: i.susoeva@yandex.ru);

Evgeniy Chugunov - Senior Researcher of the Research Laboratory № 4 of the Military Academy of Radiation, Chemical and Biological Protection named after

Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor (Kostroma. E-mail: chugunov.ea@gmail.ru)

Summary. The purpose of the study is to identify and theoretically substantiate patriotism as a personal resource for future officers. For the ongoing work on the patriotic education of cadets of the Military Academy of Radiation, Chemical Biological Protection named after Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko is more influenced by their initial training in Suvorov schools and cadet corps.

Keywords: methods of obtaining information, testing, analysis of variance.

Патриотическое воспитание курсантов является систематической и целенаправленной деятельностью органов государственной власти соответствующих социальных и государственных институтов (семьи и образовательных учреждений обучающихся), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание курсантов представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообра-

зие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера. Главная цель патриотического воспитания курсантов - возрождение гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие личности обучающегося, обладающего социально значимыми качествами, способного проявить их в интересах общества. В настоящей работе рассмотрена реализация задач патриотического воспитания обучающихся в рамках учебно-исследовательской деятельности краеведческой направленности.

Проблема патриотического воспитания молодёжи сегодня как никогда актуальна. В условиях значительной потери нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, повсеместного распространения равнодушия, цинизма, агрессии и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации.

Актуальность нашего исследования определяется тем, что сегодняшние обстоятельства требуют перехода на профессиональную армию, имеющую профессионально подготовленных офицеров, чьё добровольное слу-

Таблица 1. Примеры тестовых заданий

Базовая подготовка

Что можно отнести к военно-патриотическому направлению гражданско-патриотического воспитания?

а) формирование позитивного образа Вооружённых Сил Российской Федерации;

б) формирование культуры правовых отношений;

в) формирование ценностного отношения к национальным интересам России;

г) формирование национального самосознания.

Найдите правильное определение: «Патриот -это...»

а) тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу и несёт ответственность перед ним, готов к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины;

б) тот, кто обладает необходимыми качествами;

в) тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины;

г) тот, кто преданно относится к кому-нибудь или чему-нибудь.

Уровень сложности

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России -это методологическая основа...

а) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

б) Основной образовательной программы основного общего образования;

в) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

г) Конвенции о правах ребёнка.

Указаны направления гражданско-патриотичес-кого воспитания и их составляющие. Найдите ошибку.

а) духовно-нравственное направление - воспитание уважения к семье;

б) культурно-историческое направление - формирование способности жить с людьми других культур;

в) гражданско-правовое направление - организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда;

г) военно-патриотическое направление - знание боевых и трудовых подвигов жителей региона в годы Великой Отечественной войны.

Таблица 2. План и результаты эксперимента

Уровни фактора В, '1 = 2 Уровень подготовки курсантов в испытаниях, количество правильных ответов на уровнях фактора А

а, а2

ь, 42; 45; 38; 29; 38; 30; 38; 36; 46; 15; 46; 30;17;43; 30 23; 14; 19; 18; 27; 23; 32; 23; 26; 20; 13; 36; 10; 37; 20

Ь2 50; 48; 46; 50; 50; 50; 47; 47; 49; 50; 50; 46; 47; 47; 48 46; 47; 46; 44; 45; 45; 44; 48; 47; 45; 46; 48; 48; 49; 50

жение Отечеству предполагает выявление у них определённых личностных ресурсов, способствующих успешной профессиональной деятельности.

Целью исследования является выявление и теоретическое обоснование патриотизма, как личностного ресурса будущих офицеров.

С. И. Кудиновым патриотизм понимается как интегративное социально-психологическое образование, а патриотичность - как свойство личности субъекта. Исследователем утверждается, что отличительной особенностью социально-ценностной направленности патриотизма личности выступает глубокая осознанность морально-мировоззренческой составляющей этого качества, выраженная социально-нравственная детерминация его проявления, развитая эмоционально-волевая регуляция патриотического поведения, значительная инструментальная инициация и широкая сфера реализации.

На развитие и формирование патриотизма воздействует боль-

шое количество факторов - это и институт семьи, и социальное окружение, и средства массовой информации. Основной задачей в этом отношении считается установление определённого содержания форм и методов патриотического воспитания молодого поколения.

На базе Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко был проведён педагогический эксперимент с военнослужащими, имеющими разную общеобразовательную подготовку. В названном эксперименте принимали участие две группы курсантов: I группа -с базовым образованием; II группа - окончившие суворовские училища и кадетские корпуса.

Анкета с тестовыми вопросами состояла из двух основных блоков с суждениями, вопросами. Примеры вопросов приведены в таблице 1.

Для анализа результатов тестирования сформирована большая выборка испытуемых, составляющая 100 человек (I группа - кур-

санты с базовым образованием; II группа - окончившие суворовские училища и кадетские корпуса). Уровень знаний проверялся с помощью теста, состоящего из 30 вопросов. Для оценки знаний использовалась дихотомическая шкала: 1 - знает; 0 - не знает. Значимость влияния подготовки курсантов была оценена с использованием двухфакторного дисперсионного анализа.

План эксперимента в кодированных обозначениях факторов представлен в таблице 2. Фактор А имеет к = 2 уровням, фактор В -т = 2 уровням.

Согласно плану проведён эксперимент. В каждой точке плана, то есть при каждом сочетании уровней факторов А и В, использовалось п = 2 теста с разным уровнем сложности.

Фактор А - уровень сложности тестовых вопросов. Уровни фактора А: а1 - базовый; а2 - сложный.

Фактор В - группа курсантов. Уровни фактора В: Ь1 - курсанты с базовым образованием; Ь2 -окончившие суворовские училища и кадетские корпуса.

Таблица3. Результаты статистической обработки экспериментальных данных

Уровни фактора В Уровень подготовки курсантов в испытаниях, количество правильных ответов (над чертой среднее арифметическое, под чертой среднее квадратическое 5 и дисперсия 52) Среднее по строкам УЫ

а, а2

ь, 34,87 / 9,372 87,848 22,73 / 7,654 58,595 28,80

Ь2 48,33 / 1,534 2,355 46,53 / 1,746 3,048 47,43

Среднее по столбцам Уй] 41,60 34,63 38,11

Таблица 4. Расчёт компонент дисперсий

Компонента дисперсии Сумма квадратов Число степеней свободы Дисперсия

Между средним по столбцам 01 = пт1(Уа] - У)1 1=1 ^ = к - 1 ?А = 01 / к - 1

Между средним по строкам т 02 = пк1(УЫ - У)2 1=1 12 = т - 1 ?в = 02 / т - 1

При взаимодействии между факторами к т 03=п£ ¿(У/ - УЫ - Ущ + Уф1 1=11=1 Га = (к - 1) (т - 1) ?Ав = О3 / (к - 1) (т - 1)

т к п У = О4 / кт(к - 1)

Внутри партии (остаточная) 04=XX - у/)1 ¡=1 =1 f4 = кт(п - 1) т к V X X У/кт ¡=1 =1

Полная к т п 0 = 0 + 02 + 03 + 04 + XX Х(/ - У)2 ¡=11=1 = f = ктп - 1 ¥ = 0 / ктп - 1

Результаты статистической обработки представлены в таблице 3.

Проверка однородности дисперсий проводилась по критерию Кохрена. Табличное значение критерия, определённое при уровне значимости q = 0,05, для количества выборок кт = 4 и числа степеней свободы каждой выборки f = п - 1 = 14 составило Gт = 0,46.

Проверка однородности дисперсий:

вр = 58,595 / (87,848 + 58,595 + 2,355 + 3,048) = 0,385.

Расчётное значение критерия Кохрена СР = 0,385. Поскольку выполняется соотношение GР < С, то дисперсии выборок однородны.

Формулы суммы квадратов и дисперсии представлены в таблице 4.

Расчёт компонент дисперсий:

01 = 15 • 2 • (41,60 - 38,11)2 + (28,80 - 38,11)2 = 2968,016.

02 = 15 • 2 • [(28,80 - 38,11)2 + (47,43 - 38,11)2] = 5208,016.

03 = 15 • [(34,86 - 28,80 - 41,60 +

38,11)2 + (22,73 - 28,80 - 34,63 +

38,11)2 + (48,33 - 47,43 - 41,60 +

38,11)2 + (46,53 - 47,43 - 34,63 +

38,11)2] = 400,416.

О4 = Б2П48 = 151,848- (15-1) • 2 • 2

4 = 8503,537.

О = 17079,987.

Результаты расчёта компонент дисперсий приведены в таблице 5.

По критерию Фишера была проверена гипотеза об отсутствии взаимодействия между факторами А и В. Расчётное значение критерия Фишера Fv определяется по формуле

Яр = 52дв / (1)

где: 52дв - дисперсия взаимодействия между факторами А и В;

82п - дисперсия внутри партии (остаточная).

Табличное значение критерия Фишера Бг (^ 4 ¡4) определяется по уровню значимости q = 0,05, числу степеней свободы дисперсии взаимодействия между факторами ^ = (к - 1) • (т - 1) и числу степеней свободы остаточной дисперсии = кт • (п - 1).

Если выполняется условие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Яр < Ят, (2)

то взаимодействие между факторами А и В отсутствует.

ЯР = 400,416 / 151,848 = 2,63.

Табличное значение критерия Фишера Бг = 4,02 (при q = 0,05; ^ = 1; f = 56).

БР < Бг - взаимодействие отсутствует.

Найдём объединённую оценку дисперсии:

V = (О3 + О4) / / + /4) = (400,416 + 8503,537) / (1 + 56) = 156,209.

Число степеней свободы объединённой дисперсии:

/0 = / + /4 = 1 + 56 = 57.

Проверим значимость влияния на выходную величину фактора А.

Для этого оценим однородность дисперсии фактора А и объединённой дисперсии. Табличное значение критерия Фишера 4,02. Расчётное значение критерия Фишера:

Таблица 5. Расчёт компонент дисперсий

Компонента дисперсии Сумма квадратов Число степеней свободы Дисперсия

Между средним по столбцам О, = 2968,016 Ъ = 1 Б2д = 2968,016

Между средним по строкам 02 = 5208,016 Ъ = 1 Б2в = 5208,016

При взаимодействии между факторами О3 = 400,416 Ъ3 = 1 Б2дв = 400,416

Внутри партии 04 = 8503,537 = 56 Б2„ = 151,849

Полная О = 17079,987 Ъ = 59 Б2 = 289,491

Таблица 6. Результаты проверки значимости различий

Уровень подготовки tp Значимость различий

I группа и II группа 15,04 2,05 Значимы

FP = 52А / 520 = 2968,016 / 151,848 = 19,54.

Табличное значение критерия Фишера FT1(q, £1, /0) определяется по уровню значимости q = 0,05, числу степеней свободы дисперсии фактора А £ = к - 1 и числу степеней свободы объединённой дисперсии /0 = £ + £4. Поскольку выполняется условие Fр > Рт, то фактор А значимо влияет на выходную величину.

Проверим значимость влияния на выходную величину фактора В. Оценим однородность дисперсии фактора В и объединённой дисперсии. Расчётное значение критерия Фишера:

FP = 52в / 520 = 5208,016 / 156,209 = 33,34.

Fp > FT - фактор В влияет значимо.

Определим степень влияния факторов А и В на рассеяние выходной величины У Степень влияния определяется выборочными коэффициентами детерминации

р\ = 52а / ? = 2968,016 / 289,491 = 10,252;

= 52В / 52 = 5208,016 / 289,491 = 17,990.

Проверка значимости различий между уровнями фактора по критерию Стьюдента:

Гр=К - У2\/V (V+ 522)/Л. (3)

Табличное значение критерия Стьюдента определяется по таблице, уровню значимости д и числу степеней свободы £ ^ ^ = 0,05; £= 2п - 2).

По критерию Стьюдента выполнена проверка значимости различий в подготовке курсантов и формировании системы знаний патриотического воспитания. Результаты проверки значимости различий представлены в таблице 6.

Результаты исследования показали, что на проводимую работу по патриотическому воспитанию курсантов большое влияние оказывает соответствующая первоначальная их подготовка в суворовских училищах и кадетских корпусах.

Проблема проявления патриотических чувств у курсантов достаточно значима в современном обществе. Обострение конфликтов, нескончаемые террористические акты по всему миру ставят её на одно из основных мест в воспитательной работе. Важнейшая роль, которая отводится патриотизму, заключается в позитивном отношении к своему народу, Родине,

субъектом патриотизма является человек как общественное существо, а объектом - народ, Родина.

В ходе проведённого исследования было установлено, что у будущих офицеров Российской Федерации, которые находятся ещё на стадии обучения, уже наблюдаются различия в содержательных компонентах патриотизма. Они отчётливо проявляются между социально значимыми и личностно значимыми компонентами патриотизма. Причём социально значимые ценности превалируют над личными. Возможно, это связано с тем, что будущие офицеры на сегодняшний день упорно стремятся реализовать себя в военной профессии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут лечь в основу для составления рекомендаций, тренинговых мероприятий, программ по развитию и формированию жизнестойкости и патриотизма как личностных специфических ресурсов, важных для повышения профессиональной успешности и эффективности деятельности военнослужащих.

На наш взгляд, проблеме формирования патриотизма следует посвятить большее количество исследований, как с теоретическим, так и с эмпирическим уклоном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.