школ, начальников управлений образования муниципалитетов.
Повышение профессионального уровня учителей начальной школы, участвующих в пилотной апробации реализации ФГОС начального общего образования и системе обучения тьюторской практике, повлекли за собой изменения в деятельности всех педагогов образовательной организации. Методические объединения переросли в профессиональные ассоциации, целью которых стало обеспечение участия профессионального сообщества педагогов в управлении введением и реализацией ФГОС, трансляция опыта, творческая работа по созданию инструментария оценки качества образования.
Проведенная работа с 2010 по 2014 г способствовала повышению профессионального уровня педагогических работников в условиях реализации ФГОС:
— быстрой и массовой смене профессионального мировоззрения,
— смены профессиональной позиции,
— технологическому перевооружению,
— перестройке содержания образования и способов его интерпретации,
— овладению навыками проектирования образовательного процесса, то есть иному подходу к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде.
Результаты исследования, проводимого в 2014 г., показали: высокий уровень профессиональной деятельности педагогов увеличился на 21 %, средний уровень — у 12 % респондентов, что на 19 % ниже результата 2010 г. Ни один из учителей, участвующих в исследовании, не показал низкий уровень профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Таким образом, деятельность сетевых сообществ способствует повышению уровня профессиональной деятельности педагогов, обеспечивает вариативность, разноуровневость содержания, форм деятельности. Все это обеспечивает подготовку педагогических и руководящих работников к выполнению не только актуальных, но и перспективных задач в условиях реализации ФГОС.
1. Буданова Г. П., Буйлова Л. Н. Тьютору о тьюторстве // Завуч. - 2007. - № 4. - С. 30-56.
2. Горностаев А. О. Роль методической службы в муниципальной системе образования // Методист. - 2007. -№ 5.- С. 17.
3. Душенина Т. В., Черемисина В. Г. Тьюторское сопровождение руководящих и педагогических кадров в условиях введения ФГОС // Учитель Кузбасса. - 2012. - № 2. -С. 39-43.
4. Красношлыкова О. Г. Методология и методика развития профессионализма педагогов в муниципальной системе образования / под ред. Н. Э. Касаткиной. -Кемерово ; М.: Кузбассвузиздат : АСТШ, 2005. -281 с.
УДК/uDC 378
В. А. Чистоусов V. Chistousov
ДВОЙНОЕ ОПЕРЕЖЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ: РАЗРАБОТКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
DOuBLE FORESTALLING OF EDuCATOR'S TRAINING: INDEXES ELABORATION
В статье рассматриваются возможные подходы к созданию комплекса показателей, характеризующих двойное опережение подготовки педагогов образовательных организаций профессионального образования, описываются результаты экспериментальной работы по индикации состояния потока у педагогов, проведенной в процессе реализации профессионально-педагогической практико-ориенти-рованной площадки.
The article deals with possible approaches to elaboration of indexes complex, characterizing double forestalling of vocational training educational organization educators and also contains the description of flow of educator's indication experimental work results during professional pedagogical practically oriented Playground realization.
Ключевые слова: профессиональное образование, подготовка педагогов, двойное опе-
режение, профессионально-педагогическая практико-ориентированная площадка, показатели двойного опережения, поток, индикация потока у педагогов.
Keywords: vocational training, training of educators, double forestalling, professional pedagogical practically oriented platform, double forestalling indexes, flow, flow of educator's indication.
Современный мир характеризуется динамичным развитием науки, техники и технологий. Так, модель, иллюстрирующая XXI век, созданная Д. Салливаном, описывается следующим набором ключевых слов: изменчивость, неопределенность, сложность и неоднозначность [6]. В профессиональном образовании в этих нелинейных условиях возникает проблема обоснования направлений совершенствования в целях обеспечения конкурентоспособности.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы кратко охарактеризуем предлагаемые решения. По мнению А. М. Новикова, парадигму образования постиндустриального общества должен отличать субъектно-ориентированный подход [5, с. 201]. М. Чиксентмихайи считает, что признаками новой программы образования должны стать: ин-тегративность, глобальность; помощь в развитии потенциала личности и развитие сложности (обеспечение возможности личностного роста); предоставление простора для дальнейшего творчества; предоставление людям возможности создавать новые мемы [9, с. 333]. Авторы теории спиральной динамики Д. Бек и К. Кован приходят к выводу о росте усложненности при движении по спирали, выражающемся в расширении психологического и концептуального пространств, постепенном увеличении альтернатив, увеличении степени свободы поведения [1, с. 85]. Современные условия, как утверждает М. В. Кларин, определяют необходимость перехода в педагогике от трансляции объективно известного опыта к генерации нового знания, что и является критерием инновационности образования [4].
Таким образом, образовательные программы в современных условиях должны обеспечивать возможность развития потенциала личности, включать процессы генерации нового знания, характеризоваться повышением уровня сложности.
Еще одним весьма перспективным направлением является обеспечение опережающей подготовки выпускников. Идея опережающей
подготовки в профессиональном образовании разрабатывалась в работах Б. С. Гершунско-го [2, с. 235], А. И. Субетто [7, с. 50], М. В. Журавлевой [3, с. 14]. Отдавая должное проведенным исследованиям, обратим внимание на следующее:
1) несмотря на очевидную необходимость и на то, что концепции опережающей подготовки были описаны в различных аспектах и с различной степенью подробности, их последующей трансформации на технологический уровень в практике профессионального образования не произошло. Возможно, это было связано с линейным характером развития индустриального общества, соответствующего ему индустриального образования и относительной стабильностью на рынке труда.
2) Разделяя позиции Б. С. Гершунского и А. И. Субетто, считаем, что достижение опережающей подготовки обучающихся возможно лишь при условии обеспечения двойного опережения подготовки педагогов. Наряду с идеей двойного опережения А. И. Субетто высказывает мысль о необходимости тройного опережения подготовки кадров высшей квалификации. что вполне справедливо.
3) Технологии двойного опережения профессиональной подготовки педагогов, объективно необходимые для эффективного функционирования образовательных организаций профессионального образования в условиях динамики внешних факторов, в настоящее время разработаны недостаточно.
Учитывая вышеизложенное, одной из задач нашего исследования в области проектирования современного образовательного процесса в профессиональном образовании явилась разработка элементов технологии двойного опережения профессиональной подготовки педагогов.
В процессе выполнения данной задачи нами обоснованы цели, трехкомпонентная (педагогический, специальный, корпоративный компоненты) структура внутрифирменной подготовки преподавателей [10, с. 58]. Существующую классификацию форм организации подготовки педагогов мы дополнили профессионально-педагогической практико-ориентированной площадкой, под которой понимается форма организации коллективной деятельности субъектов образовательной организации и/или структур-ногоподразделения. Попорядкупроведенияпло-щадка является дальнейшим прикладным развитием организационно-деятельностной игры, предложенной Г П. Щедровицким [11, с. 115],
в части искусственно-технического развития образовательной организации профессионального образования. С результатами, полученными в ходе апробации и внедрения профессионально-педагогических практико-ориентированных площадок, проведенных на базе Кировского областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Вятско-Полянский механический техникум», Кировская область, г. Вятские Поляны (Площадка-1, май 2013 г.; Площадка-11, октябрь 2013 г.), можно ознакомиться в Казанском педагогическом журнале 2014 №2.
Так как по итогам работы первой и второй профессионально-педагогических практико-ориентированных площадок были выявлены положительные эффекты, возникла необходимость их верификации. В последующем сходные результаты были получены нами в других образовательных организациях:
• ГБОУ СПО «Технический колледж им. В. Д. Поташева», Татарстан, г. Набережные Челны (Площадка-111, апрель 2014 г.);
• ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева — КАИ», г. Казань (Площадка-М, май 2014 г.).
Отметим, что тематика, цели, содержание и технологии всех проведенных профессионально-педагогических практико-ориентиро-ванных площадок были различны и определялись исходя из актуальных проблем, уровня подготовки педагогов и особенностей той или иной образовательной организации.
Таким образом, получение устойчивых положительных эффектов, достигнутое в различных условиях, на различных уровнях профессионального образования и в различных образовательных организациях, служит подтверждением достоверности результатов исследования и свидетельствует об эффективности профессионально-педагогических практико-ориентированных площадок для достижения двойного опережения профессиональной подготовки педагогов.
Данный факт обусловил постановку исследовательского вопроса о разработке возможных показателей, характеризующих двойное опережение подготовки преподавателей, что обеспечило бы определенную завершенность совокупности элементов проектируемой технологии. В этой связи приведем несколько положений.
Первое. Двойное опережение подготовки преподавателей целесообразно харак-
теризовать не каким-либо единственным, а комплексом параметров, к числу которых могут относиться как косвенные, так и непосредственные. Например, косвенные показатели могут быть представлены содержанием профессиональной подготовки педагогов образовательной организации (критерии: уровни трансдисциплинарности, интегрированности, многомерности) и технологиями (критерии: уровень трансдисциплинарности, степень «включенности» субъектов в освоение).
Второе. Основанием для формирования тех или иных выводов должен быть не разовый контроль, а результаты мониторинга динамики изменений в образовательной организации относительно исходных уровней подготовки преподавателей (педагогический, специальный, корпоративный компоненты), развития педагогического коллектива, организации внутренних рабочих процессов.
Третье. Для определения эффективности отдельных этапов внутрифирменной подготовки педагогов возможно применение известной методики Д. Киркпатрика [12]. В частности, данную методику мы взяли за основу при разработке вариантов анкет, предъявляемых респондентам в заключительных частях площадок. В то же время, по нашему мнению, положительных результатов, полученных только в соответствии с рассматриваемой методикой, для производства вывода о достижении двойного опережения профессиональной подготовки педагогов недостаточно.
Четвертое. К числу непосредственных параметров может быть отнесена оценка продуктов коллективной мыследеятельности педагогов (актуализированных и генерированных знаний). Критериями в этом случае могут являться: на-укоемкость; новизна; степень структурирования; значимость эффекта, достигаемого при внедрении новейших знаний в деятельность образовательной организации; ресурсоемкость.
Пятое. Результаты наших исследований показывают, что переход преподавателей к модели деятельности, позволяющей достичь двойное опережение подготовки, возможен при соблюдении следующих условий:
• готовность субъектов к инновационной деятельности (обладание компетенциями инновационной деятельности; осознание и принятие целей и направлений инновационной деятельности образовательной организации; непрерывная профессиональная подготовка и профессионально-педагогическое сопровождение преподавателей, организуемые в различных формах);
• готовность педагогического коллектива к деятельности в изменяющихся условиях (мотивация субъектов; сплоченность и слаженность коллектива; потенциал, эргономичность, технологичность, комфортность и гибкость среды);
• готовность образовательной организации к инновационному развитию (научно обоснованные концепции, стратегии и программы развития, соответствие миссии и функции образовательной организации целям, задачам, направлениям деятельности руководства, администрации, преподавательского состава, персонала; гибкость подходов к решению задач, формированию организационных структур и функциональных обязанностей, стимулированию сотрудников; целесообразность и отлаженность внутренних рабочих процессов, включая модели управления корпоративными знаниями и информационно-коммуникационное обеспечение).
Следовательно, нахождение, помимо вышеперечисленных, какого-либо показателя (показателей), иллюстрирующего стремление педагогов к непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию, к инновационной деятельности, позволило бы решить поставленный исследовательский вопрос в комплексе (на организационном, структурном и личностном уровнях).
Наиболее близким к искомому, как по смыслу, так и по психологическому описанию, является термин «поток», введенный в работах М. Чик-сентмихайи. Под потоком понимается радость человека, занимающегося сложной деятельностью для выполнения труднодостижимой цели при максимальной реализации своего потенциала. Это «состояние полной поглощенности деятельностью» [8, с. 25]. В этом случае «человек превосходит собственные достижения, овладевает новыми умениями и новым знанием» [9, с. 220]. Мы полагаем, что творческий перенос данного явления в область образовательных систем (нахождение способов «включения» субъектов в состояние профессионально-направленного потока) позволит определенным образом решить проблему мотивации: обучающихся — к осознанному опережающему освоению образовательных программ; педагогов — к двойному опережению.
М. Чиксентмихайи [9, с. 246-247] описывает два возможных способа измерения потока: интервью, структурированные опросники, направленные на выяснение степени знакомства респондентов с состоянием потока, и метод выборки переживаний, состоящий в анализе соот-
ветствия задачи и умений, оцененных по десятибалльной шкале.
На основе подхода, предложенного М. Чиксентмихайи, мы разработали авторскую методику индикации состояний потока у субъектов образовательных систем.
Охарактеризуем процесс и результаты пилотажного исследования по отработке вышеизложенной методики применительно к педагогам, выполненного на базе Кировского областного государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Вятско-Полянский механический техникум» в рамках исследовательского модуля V (III) профессионально-педагогической практико-ориентированной площадки «Проектирование адаптивного субъектно-ориен-тированного процесса профессионального совершенствования в самообучающейся образовательной организации» (октябрь, 2014 г.).
Генеральной целью профессионально-педагогической практико-ориентированной площадки являлось проектирование технологий субъектно-ориентированного образовательного процесса.
Содержание деятельности преподавательского состава предполагало актуализацию и интеграцию педагогического, специального и корпоративного компонентов профессиональной подготовки в процессе выполнения творческого проекта (генерации нового знания). Задания на проектирование включали изучение профессиональных стандартов, обоснование возможных приемов их стыковки с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, актуализацию локальной нормативной базы, образовательных технологий и разработку на этой основе отдельных элементов субъектно-ориентированного образовательного процесса в образовательной организации. Предполагалось, что разработанные элементы в последующем, после определенной «доводки», составят единую технологию. Таким образом, работа над проектом включала выполнение комплекса различных операций, отличающихся новизной (как по содержанию, так и по алгоритму), что в процессуальном плане обеспечивало определенное повышение уровня сложности.
Организационным комитетом были разработаны технические задания на проектирование. В начале научно-методической недели в составе педагогического коллектива было образовано пять проектных творческих групп, определены модераторы. Работа педагогиче-
ского коллектива в рамках научно-методической недели строилась без нарушения графика учебного процесса, поэтапно. На первом этапе после ознакомления с техническим заданием модераторы проектных творческих групп организовали индивидуальную работу преподавателей: выполнение предметно-ориентированного поиска, предварительное изучение документов, образовательных технологий, опыта решения исследуемой проблемы, подготовка и анализ исходных данных. На втором этапе предусматривалось время для работы над проектом в составе проектной творческой группы. Третий этап — защита и обсуждение разработанных проектов коллективом образовательной организации — проводился непосредственно в регламенте профессионально-педагогической практико-ориентированной площадки.
В процессе исследования нами было высказано предположение, что профессионально-педагогическая практико-ориентированная площадка как организационная форма коллективной деятельности образовательной организации позволяет обеспечить достижение состояний потока у преподавательского состава.
Всего в V (III) профессионально-педагогической практико-ориентированной площадке приняли участие 36 человек. Для выполнения исследования, согласно разработанной методике, необходимо было сопоставить исходные данные, полученные от конкретных участников в различные дни работы. В связи с производственной необходимостью (проведение плановых учебных занятий, командировка) пять человек присутствовали лишь на отдельных этапах работы площадки, поэтому данные их анкет в части, касающейся описываемой методики, были элиминированы. Таким образом, итоговую выборку составил 31 респондент.
Для апробации методики нами были разработаны бланки двух анкет.
В процессе работы над бланком анкеты 1 преподавателям было предложено провести самооценку уровня умения решать различные задачи по десятибалльной шкале. В бланк анкеты 2, выданной участникам в заключительной части профессионально-педагогической практико-ориентированной площадки, был включен вопрос, в котором респондентам предлагалось дать самооценку уровня сложности отдельных задач, выполненных в процессе проектировочной деятельности по десятибалльной шкале (1 — минимум сложности, 10 — максимум сложности).
По результатам обработки анкет нами было выявлено определенное соответствие сложности проектных задач, предложенных в процессе проведения профессионально-педагогической практико-ориентированной площадки, умению преподавателей решать сложные задачи. Основываясь на исследованиях М. Чиксентмихайи, данный факт позволяет сделать заключение, что преобладающее число респондентов (составляющее на различных этапах от 77 до 90% от количества участников) в процессе подготовки и проведения V (III) профессионально-педагогической практико-ориентированной площадки находилось в состоянии «потока». Это подтверждает наши предположения о возможности использования характеристики «поток» как непосредственного показателя двойного опережения.
Продолжение исследований, по нашему предположению, позволит обосновать и другие непосредственные показатели двойного опережения профессиональной подготовки педагогов образовательных организаций профессионального образования.
1. Бек Д., Кован К. Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями : пер. с англ. - СПб.: Бест Бизнес Букс, 2010. - 424 с.
2. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования. - М.: Педагогическое сообщество России, 2002. - 512 с.
3. Журавлева М. В. Система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса (на примере Республики Татарстан): авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2011. - 43 с.
4. Кларин М. В. Инновационные образовательные феномены [Электронный ресурс]. - URL: http://www.klanin.nu/ ru/pedagogikaobrazovanie.
5. Новиков А. М. Смена парадигм образования // Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст]. -Изд. 2-е, стер. - М.: ЭГВЕС, 2013. - С. 200-202.
6. Салливан Д. VUCA - новая среда управления талантами и планирования персонала [Электронный ресурс]. - URL: http://hnm.nu/vuca-novaja-sneda-upnavleniija-talantami-i-planinovanija-pensonala.
7. Субетто А. И. Проблемы фундаментализации и источников формирования содержания высшего образования: грани государственной политики. - Кострома : КГПУ; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. - 332 с.
8. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания / пер. с англ. - 4-е изд. - М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2014. - 461 с.
9. Чиксентмихайи М. Эволюция личности / пер. с англ. -М.: Альпина нон-фикшн, 2013. - 420 с.
10. Чистоусов В. А. Университет как обучающаяся организация: внутрифирменная подготовка преподавателей // Образование и саморазвитие. - 2013. -№ 3 (37). - С. 55-60.
11. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. - М.: Шк. культ. полит., 1995. - С.115-142.
12. The Kinkpatnick Model [Electnonic nesounce]. - URL: http://www.kinkpatnickpantnens.com/.