Научная статья на тему 'ДВОРЕЦ КЛЕОПАТРЫ В АЛЕКСАНДРИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ'

ДВОРЕЦ КЛЕОПАТРЫ В АЛЕКСАНДРИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура Древнего Египта / Александрия Египетская / архитектурный образ дворца Клеопатры VII / компьютерная реконструкция памятников античной архитектуры / architecture of Ancient Egypt / Alexandria of Egypt / architectural image of the palace of Cleopatra VII / computer reconstruction of monuments of ancient architecture

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сильнов Александр Васильевич, Макарова Екатерина Андреевна

В статье публикуются результаты исследовательского проекта, посвященного анализу градостроительных и архитектурных особенностей Александрии Египетской – знаменитому мегаполису эпохи эллинизма. На основании археологических и историко-литературных материалов авторы представляет варианты концептуальной компьютерной реконструкции дворца легендарной царицы Клеопатры VII. Данный проект, выполненный с учетом недавних подводных исследований французского исследователя Франка Годдио, проводящихся в последние годы в прибрежной зоне современной Александрии, позволяет архитекторам предлагать свои концепции реконструкций давно утерянных памятников античной эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cleopatra’s Palace in Alexandria: conceptual renovation project

The article publishes the results of a research project dedicated to the analysis of urban planning and architectural features of Alexandria of the Egyptian the famous megapolis of the age of Hellenism. Based on the archaeological and historical and literary materials, the authors present the options for the conceptual computer reconstruction of the palace of the legendary queen Cleopatra VII. This project, made taking into account the recent underwater studies of the French researcher Franck Goddio, held in recent years in the coastal zone of modern Alexandria, allows the architects to offer their concepts of reconstructions of the long-lasting monuments of the ancient era.

Текст научной работы на тему «ДВОРЕЦ КЛЕОПАТРЫ В АЛЕКСАНДРИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ»

УДК 72.01:72.032

DOI: 10.24412/2220-0959-2021-12-74-88

ДВОРЕЦ КЛЕОПАТРЫ В АЛЕКСАНДРИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ

Сильнов Александр Васильевич1, Макарова Екатерина Андреевна2

1 Член Союза архитекторов России, доцент кафедры истории и теории архитектуры Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Санкт-Петербург) 2 магистр архитектуры, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Санкт-Петербург)

Аннотация: В статье публикуются результаты исследовательского проекта, посвященного анализу градостроительных и архитектурных особенностей Александрии Египетской - знаменитому мегаполису эпохи эллинизма. На основании археологических и историко-литературных материалов авторы представляет варианты концептуальной компьютерной реконструкции дворца легендарной царицы Клеопатры VII. Данный проект, выполненный с учетом недавних подводных исследований французского исследователя Франка Годдио, проводящихся в последние годы в прибрежной зоне современной Александрии, позволяет архитекторам предлагать свои концепции реконструкций давно утерянных памятников античной эпохи.

Ключевые слова: архитектура Древнего Египта, Александрия Египетская, архитектурный образ дворца Клеопатры VII, компьютерная реконструкция памятников античной архитектуры.

Abstract: The article publishes the results of a research project dedicated to the analysis of urban planning and architectural features of Alexandria of the Egyptian - the famous megapolis of the age of Hellenism. Based on the archaeological and historical and literary materials, the authors present the options for the conceptual computer reconstruction of the palace of the legendary queen Cleopatra VII. This project, made taking into account the recent underwater studies of the French researcher Franck Goddio, held in recent years in the coastal zone of modern Alexandria, allows the architects to offer their concepts of reconstructions of the long-lasting monuments of the ancient era.

Keywords: architecture of Ancient Egypt, Alexandria of Egypt, architectural image of the palace of Cleopatra VII, computer reconstruction of monuments of ancient architecture.

Сильнов А. В., Макарова Е. А. Дворец Клеопатры в Александрии: концептуальный проект реконструкции / А. В. Сильнов, Е. А. Макарова // Вопросы подводной археологии. - 2021. - №12. - С. 74-88

лександрия Египетская - главный мегаполис эпохи эллинизма,

невероятно красивая демонстрация мира, о котором мечтал

Александр Великий: миллионный город с великолепными архитектурными постройками, знаменитый маяк, Мусейон, библиотека и прочие бесчисленные детали, поражавшие воображение современников. Город, основанный великим македонцем в 332-331 г.г. до н.э. в дельте Нила, стал одним из важнейших учреждений полководца, что зафиксировано во всех главных источниках, отражающих эту эпоху. Например, римский историк Арриан сообщает следующее:

«Александр, придя в Каноп, проплыл кругом залива Мариа и вышел там, где сейчас находится Александрия... Место показалось ему чрезвычайно подходящим для основания города. Его охватило горячее желание осуществить эту мысль, и он сам разметил знаками, где устроить агору, где и каким богам поставить храмы. и по каким местам вести кругом стены. По этому поводу он совершил жертвоприношение и оно показалось ему благоприятным» [1, с.71]. Диодор Сицилийский, греческий историк I в. до н.э. отмечает: «Вымерив место и умело разделив его на кварталы, Александр назвал город по своему имени - Александрией. Он находился в очень удобном месте вблизи от гавани Фароса; благодаря искусному расположению улиц город открыт ветрам - отесиям, которые дуют с моря, принося с собой прохладу и делают здешний климат умеренным и здоровым» [2, с.305].

Благоприятное местоположение обеспечило будущий расцвет города -ив военном и в торговом отношении. Город располагался западнее потока Нила, вблизи дельты, куда по каналам могли прибывать речные суда. Две гавани - с разных сторон города - обеспечивали его удобное положение (см. Рис. 1-3). Согласно свидетельству Каллисфена, Александру помогали два архитектора - Динократ из Родоса и Клеомен из Навкратиса. Каллисфен приводит интересную интерпретацию названий кварталов города:

«Когда основания для большинства участков будущего города было заложено и измерено, Александр начертал (на плане города) следующие пять букв: ABGDE.

«А» - означало «Александр»; «B» - «Basileus» - царь; «G» - «Genos» - потомок; «D» - «Dios» - Зевса;

и «E» - «Ektisen» - «основатель несравнимого города» [3, р. 65].

Рис. 1. Генеральный план Александрии с нанесенными на него осевыми улицами.

Компьютерная реконструкция Макаровой Е. А. Из архива кафедры истории и теории архитектуры СПбГАСУ. 2020 (с).

Архитекторы наметили городскую черту от местечка Драконт у истока озера Мареотида - вплоть до канала Агатодемона напротив Канопа. На острове Фарос Александр принес жертву мифическому Протею, покровителю этих мест и получил предзнаменования о будущем величии города. Как известно - предзнаменование исполнилось! Несмотря на недостаток свидетельств топографии античной Александрии (большинство территории занимает современный город), известные нам факты свидетельствуют, что столица будущей империи Александра была спроектирована в соответствии с Гипподамовой системой, с учетом всех известных к тому времени градостроительных и фортификационных особенностей [4, с. 56-59].

Будущая столица империи имела правильную прямоугольную планировку, по очертаниям напоминавшую хламиду - греческий военный плащ, с размерами 30 х 8 стадий (5 х 1.5 километров); с двумя главными магистралями, пересекавшимия в центре города.

Рис. 2. Перспективный вид Александрии с основными градообразующими объектами. Компьютерная реконструкция Макаровой Е. А. Науч. руководитель Сильнов А.В. Из архива кафедры истории и теории архитектуры СПбГАСУ. 2020 (с).

Рис. 3. Перспективный вид Александрии с высоты птичьего полета Компьютерная реконструкция Макаровой Е. А.

Рис. 4. Панорамный вид Александрии со стороны моря. Компьютерная реконструкция Макаровой Е. А.

Из сообщений античных авторов нам известно, что главный проспект, названный Канопский, был украшен роскошными дворцами и величественными постройками, к которому примыкали многочисленные общественные здания, типичные для любого греческого города: гимнасии, стадионы, палестры, храмы Кроноса, Пана, Сераписа и Исиды, театры и множество других построек, нашедших свое восторженное описание в так называемой «александрийской» литературе, процветавшей во времена правления Птолемеев (см. Рис. 2, 3, 4). Ахилл Татий описывает это в следующих словах: «После трехдневного плавания прибыли мы в Александрию. Когда я входил в ворота, называемые Вратами Солнца, развернулась передо мной сверкающая красота города, исполнившая наслаждением мой взор. Прямой ряд колонн высился с обеих сторон от этих ворот Солнца до ворот Луны - божества эти охраняют входы в город; а между колоннами тянулась равнинная часть города, я вышел на площадь, носящую имя Александра. Отсюда увидел я остальные части города, и здесь красота делилась. Лес колонн располагался прямо передо мною, другой такой же - в поперечном направлении» [5, с. 417].

План Александрии, разработанный архитектором Дейнократом по системе Гипподама, был основан на прямоугольной сети улиц: две осевые и очень широкие, более 30 метров, улицы с колоннадами по сторонам перекрещивались с многочисленными второстепенными улицами. Новая столица империи Александра окружалась оборонительными стенами (см. рис.5).

Прямо против города лежал остров Фарос; на северной оконечности которого в III веке до н.э. Состратом Книдским был построен знаменитый маяк из белого мрамора высотой 110 м, одно из семи чудес света. Он соединялся с берегом посредством дамбы, называвшейся гептастадием. Этот остров часто упоминается в греческих мифах, и в том числе в поэме Гомера [6, с.460]:

Рис. 5. Перспективный вид Александрии. Графическая реконструкция Сильнова А.В. Из архива кафедры истории и теории архитектуры СПбГАСУ. 2020 (с).

«На море шумно-широком находится остров, лежащий Против Египта, его называют там жители Фарос;

Он от брегов на таком расстоянье, какое удобно В день с благоговеющим ветром попутный корабль пробегает.

Пристань находится там, из которой большие В море выходят суда, запасенные темной водою».

Еще одним символом эпохи Клеопатры стала знаменитая Александрийская библиотека. Ее создание самым тесным образом связано с Александрийским Музейоном, основанным около 295 г. до н.э. Под строительство Музейона и Библиотеки была отведена часть дворцовых построек вдоль гавани в квартале Брухейон (см. рис.2). Библиотека располагалась в двух зданиях: главное, располагавшееся в царском дворце в квартале Брухейон; и вспомогательное, в храме Сераписа, где хранились общедоступные фонды и учебная литература (см. Рис. 6, 7, 8).

Рис. 6. Перспективный вид Библиотеки. Компьютерная реконструкция Макаровой Е. А. Из архива кафедры истории и теории архитектуры СПбГАСУ. 2020

Рис. 7. Перспективный вид внутреннего двора Библиотеки. Компьютерная реконструкция Макаровой Е. А.

Рис. 8. Перспективный вид интерьера Библиотеки.

Компьютерная реконструкция Макаровой Е. А.

Особое место в изучении памятников древней Александрии занимают археологические исследования Франка Годдио, директора Европейского института подводной археологии и его команды [3]. Сам исследователь однажды признался, что был очарован мыслью, что один из самых известных и великолепных городов античного мира лежит теперь под водой - на глазах у всех, но для всех невидимый. Он провел несколько успешных подводных экспедиций с целью найти артефакты эпохи Клеопатры. Так были обнаружены остатки фундаментов на дне под предполагаемым местом острова Антиродос; многочисленные рельефы, скульптуры, остатки колонн и пилонов (см. рис. 9, 10, 11).

В 2016 г. в Британском Музее в Лондоне была проведена выставка, посвященная античной Александрии и находкам экспедиции Ф. Годдио. В опубликованном каталоге можно увидеть множество фото с великолепных находок, ранее совершенно неизвестных [7].

Итак, существуют ряд источников, по которым можно судить о том, какой была Александрия в эпоху эллинизма. На их основании нами была выполнена компьютерная гипотетическая реконструкция объемно-планировочного образа Александрии. На реконструкциях отображено местонахождение основных памятников той эпохи: Дворца Клеопатры, Музейона, Серапеума, Тимониума и другие. (см. рис. 1-8).

Рис. 9. (слева) Подводные экспедиции Франка Годдио и его командры.

Воспроизведено по изданию: The British Museum exhibition. Sunken cities Egipfs lost worlds.Edited by F. Goddio and A. Masson-Berghoff.

Thames & Hudson. — Lon., 2016.

Рис. 10. (справа) Подводные экспедиции Франка Годдио и его командры.

Воспроизведено по изданию: The British Museum exhibition. Sunken cities Egipfs lost worlds.Edited by F. Goddio and A. Masson-Berghoff.

Thames & Hudson. — Lon., 2016.

В гавани, называемой «Большой порт» находился остров Антиродос, который стал площадкой для строительства главного архитектурного памятника царицы Клеопатры - ее дворца (см. рис. 2). Страбон описывает это так: «При входе в гавань слева увидишь внутренние царские дворцы, смежные с дворцами на Лохиаде; в них много различных покоев и парков. Под ними расположена искусственно выкопанная и скрытая гавань, являющаяся частной собственностью царей, так же как и островок Антиродос с лежащей перед ним искусственной гаванью, с царским дворцом и маленькой гаванью.

%

Рис. 11. Подводные экспедиции Франка Годдио и его командры. Воспроизведено по изданию: The British Museum exhibition. Sunken cities Egipfs lost worlds.Edited by F. Goddio and A. Masson-Berghoff. Thames & Hudson. - Lon., 2016.

Остров назвали так, как будто он был соперником Родоса. Над искусственной гаванью находится театр, затем идет Посидоний, так сказать, изгиб, выступающий от так называемого Эмпория с храмом Посейдона [8, с. 733]».

Темой нашей работы является Дворец Клеопатры VII - последней царицы независимого эллинистического Египта, попавшего после морской битвы при Акции в 31 г. до н.э. под власть Рима. Представленные ниже визуализации основных объемно-пространственных элементов дворца легендарной Клеопатры VII на острове Антиродос вблизи исторической Александрии, сделаны на основании данных подводных археологических исследований Франка Годдио.

Рис. 12. Историко-архитектурный Опорный план острова Антиродос.

Вариант концептуальной реконструкции Томилиной Е.А. Науч. руководитель Сильнов А.В. Из архива кафедры истории и теории архитектуры СПбГАСУ.

Рассмотрим возможное расположение царских построек о. Антиродос, как они представляются в гипотетической компьютерной реконструкции. На рис. 2 мы видим общую градостроительную ситуацию эллинистической Александрии к I в. до н.э. Греческие архитекторы - авторы планировки столицы эллинистического Египта - мастерски использовали все доступные отрасли знания. Нет сомнения, что им был доступен обширный корпус сочинений греческих зодчих, посвященных теоретическим особенностям архитектурного проектирования. Так, в трактате Витрувия упоминаются множество имен греческих архитекторов, сочинения которых до нас не дошли, но они были известны римскому автору во времена Цезаря и Августа [9, с.134].

Следуя возможному проектному решению, мы выделяем здесь несколько композиционных осей, по которым «накладываются» основные постройки острова царицы Клеопатры. Отсюда возникает возможный перечень построек, достойной места проживания самой экстравагантной правительницы античного мира.

Мы определяем наличие следующих архитектурных построек, возможных для данной ситуации:

1 - Дворец Клеопатры. Парадная часть с храмом Исиды, алтарной частью и жилыми помещениями; 2 - Театр; 3 - Порт; 4 - Нимфейон; 5 - Алтарь; 6 - Гимнасий; 7 - Храм; 8 - Маяк; 9 - Священная Роща; 10 - Площадь Александра.

Рис. 13. Перспективный вид острова Антиродос к I в. до н.э . Компьютерная реконструкция Макаровой Е. А. Научн. рук. Сильнов А.В. Из архива кафедры истории и теории архитектуры СПбГАСУ. 2020 (с).

Рис. 14. Перспективный вид на дворец царицы Клеопатры. Вид с высоты причьего полета. Компьютерная реконструкция Томилиной Екатерины.

Рис. 15. Перспективный вид на фасад дворца царицы Клеопатры. Компьютерная реконструкция Томилиной Екатерины.

Рис. 16. Перспективный вид интерьера дворца царицы Клеопатры. Компьютерная реконструкция Томилиной Екатерины.

Данный проект выполнен на кафедре Истории и Теории архитектуры Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета автором данной работы совместно со студентами старших курсов. Думается, нет необходимости говорить о важности подобных - пусть концептуальных - разработок для развития творческих навыков будущих архитекторов. И в целом - научная достоверность такого рода реконструкций нам представляется вполне соответствующей современным представлениям об архитектуре эллинистического Египта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арриан. Поход Александра. III, I. Изд. «Алетейя». - СПб., 1993. 71 с.

2. Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт. V. I. / Архитектура античного мира. Составители Зубов В.П., Петровский Ф.А. Издательство Академии архитектуры СССР. - М. 1940. 417 с.

3. Березин А.А. Подводно-археологические изыскания в Александрии как объект междисциплинарного международного сотрудничества в сфере изучения культурно-исторического наследия // Вестник МГПУ

- 2018. - № 2. - С. 70-77

4. Бунин А.В. История градостроительного искусства, Том I.

- М., 1953. 56-59 с.

5. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. Ф.А. Петровского. Изд. Всесоюзной Академии архитектуры. - М., 1936. - 134 с.

6. Гомер, Одиссея, (пер. с древнегреческого В. Жуковского), IV, 354-359 / Изд. «Художественная литература». - М., 1967. 460 с.

7. Диодор. Историческая библиотека. XVII. 52. / Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. Изд. Московского университета.

- М., 1993. 305 с.

8. Страбон, География в 17 книгах. XVII, 9. Пер. Г.А. Стратановского. «Ладомир», - М., 1994. с. - 733 с.

9. The Greek Alexander Romance. Translated by R. Stoneman. Penguin books. - New York., 65 p.

10. The British Museum exhibition. Sunken cities Egipfs lost worlds. Edited by F. Goddio and A. Masson-Berghoff. Thames & Hudson. - Lon., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.