Научная статья на тему 'ДВОРЕЦ ДИОКЛЕТИАНА И РАННЕХРИСТИАНСКАЯ САЛОНА: NOVA POST VETERA'

ДВОРЕЦ ДИОКЛЕТИАНА И РАННЕХРИСТИАНСКАЯ САЛОНА: NOVA POST VETERA Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОРЕЦ ДИОКЛЕТИАНА / САЛОНА / РАННЕХРИСТИАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА / ТРАНСФОРМАЦИЯ АНТИЧНЫХ СООРУЖЕНИЙ / АДАПТАЦИЯ ДЛЯ ХРИСТИАНСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ / DIOCLETIANЭS PALACE / SALONА / EARLY CHRISTIAN ARCHITECTURE / TRANSFORMATION OF ANCIENT BUILDINGS / ADAPTATION FOR CHRISTIAN WORSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронова Ариадна Александровна

Статья посвящена проблеме преобразования позднеантичного дворца Диоклетиана в раннесредневековый город и переносу в него континуитета близлежащей античной метрополии Салоны, ставшей влиятельным христианским центром. Наряду с множеством раннехристианских сооружений Салоны ее городское ядро сформировал монументальный комплекс двойных церквей (с баптистерием), одна из которых предназначалась для богослужения, другая - для хранения реликвий местных мучеников, переносимых с загородных кладбищ. Архитектура мемориальных сооружений этих некрополей оказала значительное влияние на развитие раннесредневекового строительства в регионе. После падения Салоны в результате варварских нашествий VII в. жители города укрылись во дворце Диоклетиана, и его античные сооружения были адаптированы для новых функций. Над городскими воротами мощных оборонительных стен были устроены церкви. Мавзолей Диоклетиана был обращен в кафедральный собор мученика св. Домния, первого епископа Салоны, где были положены его мощи, как и мученика Анастасия. В различных помещениях дворца Диоклетиана в VIII-IX вв. было устроено множество церквей, а башни дворца стали резиденциями светской и церковной знати. Остальные градообразующие элементы средневекового Сплита также получили дальнейшее развитие дворца и его инфраструктуры. Структура императорской резиденции была полностью трансформирована в городскую ткань, отчасти сохранив античную градостроительную традицию, на основе которой получили развитие новые средневековые планировочные принципы организации пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIOCLETIAN'S PALACE AND EARLY CHRISTIAN SALONA: NOVA POST VETERA

The article is devoted to the issue of transforming the late ancient palace of Diocletian into an early medieval city and transferring there the continuity of the nearby ancient metropolis Salona which became an influential Christian centre. Along with many early Christian buildings of Salona, its urban core was formed by a monumental complex of double churches (with a baptistery), one of which was intended for worship, the other for storing relics of local martyrs that were being transposed from suburban cemeteries. The architecture of the memorial structures of these necropoleis had a significant impact on the development of early medieval construction in the region. After the fall of Salona (as a result of the barbarian invasions of the 7th century), the residents of the city took refuge in the palace of Diocletian, its ancient structures having beem adapted for new functions. Churches were built over the city gates of the powerful defensive walls. The Mausoleum of Diocletian was converted into the Cathedral of Martyr St. Domnius, the first bishop of Salona, where his relics were laid, together with those of Martyr Anastasius. In various rooms of the palace of Diocletian in the 8th - 9th centuries, many churches were built, and the towers of the palace became the residences of lay and church-related nobility. The rest of the city-forming elements of the medieval Split also received further development of the palace and its infrastructure. The structure of the imperial residence was completely transformed into a city network, partly preserving the ancient urban planning tradition, on which basis new medieval planning principles of spacial organisation were developed.

Текст научной работы на тему «ДВОРЕЦ ДИОКЛЕТИАНА И РАННЕХРИСТИАНСКАЯ САЛОНА: NOVA POST VETERA»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 9-33 БОТ: 10.1Б382Мш^202040.9-33

Воронова Ариадна Александровна, канд. искусствоведения, доцент, зав. кафедрой истории и теории христианского искусства ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6 variadna2@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-5702-3719

Дворец Диоклетиана и раннехристианская Салона: nova post vetera

А. А. Воронова

Аннотация: Статья посвящена проблеме преобразования позднеантичного дворца Диоклетиана в раннесредневековый город и переносу в него континуитета близлежащей античной метрополии Салоны, ставшей влиятельным христианским центром. Наряду с множеством раннехристианских сооружений Салоны ее городское ядро сформировал монументальный комплекс двойных церквей (с баптистерием), одна из которых предназначалась для богослужения, другая — для хранения реликвий местных мучеников, переносимых с загородных кладбищ. Архитектура мемориальных сооружений этих некрополей оказала значительное влияние на развитие раннесредневекового строительства в регионе. После падения Салоны в результате варварских нашествий VII в. жители города укрылись во дворце Диоклетиана, и его античные сооружения были адаптированы для новых функций. Над городскими воротами мощных оборонительных стен были устроены церкви. Мавзолей Диоклетиана был обращен в кафедральный собор мученика св. Домния, первого епископа Салоны, где были положены его мощи, как и мученика Анастасия. В различных помещениях дворца Диоклетиана в УШ—1Х вв. было устроено множество церквей, а башни дворца стали резиденциями светской и церковной знати. Остальные градообразующие элементы средневекового Сплита также получили дальнейшее развитие дворца и его инфраструктуры. Структура императорской резиденции была полностью трансформирована в городскую ткань, отчасти сохранив античную градостроительную традицию, на основе которой получили развитие новые средневековые планировочные принципы организации пространства.

Ключевые слова: дворец Диоклетиана, Салона, раннехристианская архитектура, трансформация античных сооружений, адаптация для христианского богослужения.

Земли древнего Иллирика, в частности его прибрежного региона Далмации с автохтонными поселениями доисторических племен, были активно колонизованы, начиная с античных времен (ил. 1). С IV по I в. до н. э. здесь строились греческие города-колонии, организованные по принципу Гипподамовой планировки; затем возникшие на их месте римские города унаследовали ортогональ-

Ил. 1. Провинции Иллирика в III в.

ную градостроительную систему: они стали синтезом эллинистическо-этрусской цивилизации и римской военной крепости (каструма)1. В последнее столетие существования Римской республики сюда отправлялись в основном воины и ветераны, награжденные этими землями за службу, и эти римские города-колонии на побережье Адриатики устраивались во многом по аналогии с военным лагерем2.

После маркоманских войн Марка Аврелия Антонина 2-й пол. II в. Иллирик получил стабильность благодаря своему стратегическому значению: Италия зависела от прочности границы на среднем Дунае. III век с почти постоянными кризисами был периодом тяжелой внутренней и внешней борьбы, особенно в

1 Suie M. Anticki grad na istocnom Jadranu. Zagreb, 2003. S. 284. Идея римского города пришла от этрусков как составная часть их космогонии и теогонии — это тесная и конкретная связь неба и земли, мира богов и мира людей. Согласно этой теории, небесный свод поделен на четыре большие зоны с помощью двух главных осей мира (север — юг, восток — запад) — кардо и декуманус. Каждая из четырех зон так же делится на ряд меньших, и каждая зона имеет свою особую функцию. Таким образом, город есть образ небесного храма, его проекция на земле (см.: Там же. S. 146).

2 Территория римского города, как и военного лагеря, делилась на центурии (единица городского растра, квадрат со стороной около 720 м) (см.: Там же. S. 160-162).

иллирийских провинциях. В эпоху императора Диоклетиана почти все августы и цезари были иллирийцами, как и другие значительные военачальники, претендовавшие на власть. Диоклетиан и сам, будучи иллирийцем по происхождению, активно использовал роль Иллирика в своей деятельности по переустройству Империи, что продолжили и его наследники3.

В конце жизни Диоклетиан отрекся от власти и удалился во дворец4, построенный им близ Салоны — крупного административного и религиозного центра на перекрестке важных торговых путей далматинского побережья Адриатики (ил. 2). Город был основан сиракузскими греками в IV в. до н. э.,

Ил. 2. Археологический план Салоны, IVв. По Э. Диггве

3 Галерий, получивший от Диоклетиана Иллирик и Грецию в 293 г., контролировал среднедунайскую границу, чтобы двое его кандидатов получили власть над западными иллирийскими провинциями. И Север, и Ликиний получили паннонский диоцез в 308 г., а Галерий оставил за собой остальной Иллирик и Фракию. Контроль Галерия над Иллириком был важен для его борьбы с узурпатором Максенцием в Италии, хотя в этом он не преуспел. Осенью 308 г. Диоклетиан, призванный Галерием, созывает совещание в Карнунтуме в Верхней Паннонии для решения проблемы гражданской войны. Карнунтум был выбран по его близости к дворцу Диоклетиана и главных дорог, связывающих Восток и Запад в центральной части Империи под контролем Галерия. Еще более важную роль Иллирик получил после смерти Галерия в 311 г., когда вместе с соседней Фракией стал полем сражений между претендентами на престол Империи. Здесь были битвы между Ликинием и Максимином Дайя близ Адрианополя (313), между Константином I и Ликинием близ Сирмиума (316/314) и Адрианополя (324). В 316 г. за Ликинием осталась только Фракия, а Константин получил весь Иллирик. В 324 г. он использовал свое стратегическое преимущество и в течение трехмесячной кампании окончательно поразил Ликиния. Это был последний этап тетрархийских войн, в которых Иллирик сыграл решительную роль (см.: Gracanin H. The role of Illyricum in the tetrar-chic wars // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik ra-dova s medunarodnog simpozija odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009. S. 597-608).

4 Ныне город Сплит (Хорватия).

затем завоеван римлянами при императоре Августе в 78—76 гг. до н. э., а впоследствии получил статус римской колонии (Colonia Martia Julia Salonae). Диоклетиан построил дворец на месте ближнего поселения Аспалатум, основанного эллинистическими колонистами с о. Исса. Близ этого поселения был источник лечебной воды и, вероятно, святилище Асклепия, а с приходом римской власти на окраине расположения римского гарнизона была построена и лечебница. Аспалатос стал составной частью топонима «Салона» (Salonae, букв. «Салоны» — мн. ч.). В I в. были построены два акведука, один из которых был продлен в III в. Диоклетианом до его дворца5 (ил. 3). Археологические находки и качественные сполии в фундаментах дворца говорят о том, что эта лечебница входила в комплекс терм близ акведука. Вокруг этого объекта, который функционировал в период римской власти и, безусловно, многократно обновлялся и украшался, был построен ряд вилл римской знати, а в юго-восточном секторе дворца открыто святилище6.

Ил. 3. Сплит. Акведук, II—III вв.

5 Длина акведука ок. 9 км, включая четыре моста и один туннель 1268 м, разница в высотах между конечными точками — 33 м. Источником воды была река Ядро в 9 км к северо-западу от дворца Диоклетиана. Доставлялась вода как непосредственно во дворец, так и в близлежащие селения. Лучше всего сохранился участок акведука близ города Солин (длина 180 м, высота 16,5 м). Акведук Диоклетиана был разрушен при вторжении готов в сер. VI в. и не функционировал в течение 13 веков. Отреставрирован в 1877—1880 гг., не используется с 1932 г., в настоящее время реконструируется (см.: Perojevic S., Marasovic K., Marasovic J. Istrazivanja Dioklecijanove palace od 1985. do 2005. godine // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca... S. 82-88).

6 Zivkov S. VARIA DIOCLETIANEA // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca... S. 503-505.

Строительство дворца Диоклетиана на берегу залива продолжалось с 293 по 305 г. под руководством греческих мастеров Зотикоса и Филатоса. Удобство его расположения состояло в наличии акведука Аспалатоса, причем сохранялась религиозная преемственность этого места, т. к. дворец кроме секулярной функции имел еще и священную — храм Гелиоса и памятник тетрархии7. Архитектура дворца укладывается в общую типологию подобных комплексов по всей Империи (Фессалоники, Сирмиум, Ромулиана, Шаркамен8), включая Малую Азию, где располагались прежние резиденции Диоклетиана: в Пальмире, Никомедии и Антиохии9. В целом признается, что архитектура всего дворца Диоклетиана в Сплите несет печать сирийской архитектуры. Соединившись с традициями классического римского градостроительства, концепция этого комплекса повлияла на последующую архитектуру императорских резиденций, как языческих, так и христианских. Метод строительства состоял в разрушении выбранных городских кварталов, сооружении крепостных стен и башен, внутри которых размещались стоа, августеон и дворец, с необходимой инфраструктурой (дороги, водопровод, канализация, устройства для очистки воды, и т. д.).

Дворец Диоклетиана в Сплите является одним из самых сохранных памятников Античности, который подробно изучается на протяжении семнадцати ве-ков10. В плане дворец представляет собой прямоугольник площадью примерно

7 Выбор Диоклетианом места для строительства своего дворца мог быть также обусловлен его происхождением: есть версия, что он был родом не из окрестностей Сирмиума или Ниша, а из Салоны (см.: Wilkes J. Diocletian and Dalmatia: an enigma of identity // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca... S. 336-337).

8 Kuhoff W. Das tetrarchhische Herrschaftssystem und seine Darstellung in der Architektur: Herrscherrisidenzen und Altersruhesize als Ausdrucknkaiserlicher Regierung und Repräsentation // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca... S. 96-98; Stefanidou-Tiveriou T. Die Palastanlage des Galerius in Thessaloniki Planung und Datiarung // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca... S. 389-410; Jeremic M. The Sirmium imperial palace complex, in light of the recent archaelogical investigations // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca... S. 471-499; Tomovic M. Sarkamen (Eastern Serbia). An imperial tetrarchic palace, mausoleum and memorial complex // Dioklecij an, tetrarhija i Dioklecijanova palaca... S. 411-468.

9 Rapanic Z. Od carske palace do srednjovjekovne opcine. Split, 2007. S. 43. Среди более 400 резиденций малоазийских митрополитов и епископов доказаны только три — в Эфесе, Милете и Сиде (возможно, еще в Афродизии) (см.: Koch G. Paläste und Villen der Spärtanike in Kleinasien. Ein Überblick // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca... S. 345-387).

10 До XVI в. были лишь упоминания в исторических источниках и краткие описания, первые исследования и интерпретации известны до XVIII в. Первые чертежи дворца выполнены А. Палладио в 1540 г., в 1757 г. состоялись исследования Р. Адама, который в 1764 г. опубликовал свои реконструкции тогдашнего состояния памятника, а также зарисовки Ш.-Л. Клериссо. Известны гравюры Л. Ф. Кассаса 1782 г. Исследования продолжились в XIX в., когда значительно увеличился корпус чертежей и научной документации, подробно стали исследоваться отдельные сооружения дворца. Появились проекты реконструкции В. Андрича, Ф. Ланце, А. Хаузера. Систематическое изучение дворца началось в ХХ в., когда создавались монографии Г. Ниеманна (1910), Э. Хебрарда и Ж. Зеллера (1912), Ф. Булича и Л. Карамана (1927). После Второй мировой войны работы продолжил Ц. Фискович. Городские органы защиты памятников с 1955 г. проводят обширные работы по изучению дворца, в том числе совместно с университетом Миннесоты в 1969-1975 гг. Ряд реконструкций выполнен Й. Марасовичем. В 1979 г. дворец включен в список наследия ЮНЕСКО, его исследования продолжаются (см.: Marasovic T. Diciassette secoli di ricerche e restauri nel palazzo di Diocleziano

215 х 180 м, обнесенный крепостными стенами с башнями и воротами: это одновременно роскошная царская вилла, древнегреческий город и мощно укрепленный римский лагерь (ил. 4). Крепостные стены дворца, открывавшиеся к материку, были в верхней части раскрыты большими арочными окнами, середину северного фасада украшают монументальные ворота, позднее названные Porta aurea — Золотые ворота. Из всех четырех входов во дворец они в архитектурном отношении особенно подчеркнуты, т. к. именно они были главным входом с дороги, ведущей из Салоны. Снаружи ворота декорированы двумя нишами с обеих сторон и тремя нишами над входом, увенчанными аркадой, покоившейся на колоннах. Вся композиция обогащена орнаментальной каменной пластикой капителей и консолей с рогатыми головами Ахелоя, на которых стояли скульптуры императора Диоклетиана и остальных трех тетрархов (ил. 5). Южный фасад, ориентированный к морю, был расчленен карнизами, консолями и полуколоннами11.

Пространственная организация дворца была подчинена церемонии, задуманной как завершающая точка адвентуса, длительного триумфа, который тетрархия ввела в императорский культ. Триумфальная процессия въезжала в резиденцию через ряд триумфальных ворот: от въездных, через тетрапилон12

a Spalato // Dioklecij an, tetrarhij a i Dioklecijanova palaca... S. 15-50; Perojevic S., Marasovic K., Marasovic J. Istrazivanja Dioklecjjanove palace od 1985. do 2005. godine // Dioklecíjan, tetrarhjja i Dioklecjjanova palaca... S. 51-94).

11 Найденные близ городских ворот каменные гермы тетрархов с двойными головами — людскими и фантастических существ (людей с чертами быков) — служили персонификациями счастливого царствования и прославления власти тетрархии. Возможно, также на юго-восточных воротах Салоны размещались найденные поблизости рельефы с изображением связанных коленопреклоненных варваров и изображение Тихэ в сегменте арки — персонификация Салоны. 337-350 гг. (см.: Jelicic-Radonic J. Diokletian and the Salona urbs orientalis // Dioklecíjan, tetrarhjja i Dioklecjjanova palaca... S. 318-321; Verzár-Bass M. Riflessioni sulle mensole figurate del Palazzo di Diokleziano a Spalato, con particolare attenzione alla figura di Acheloos // Dioklecjjan, tetrarhjja i Dioklecjjanova palaca... S. 163-180).

12 Каменная платформа, которая служила субструкцией тетрапилона (одной из его опор, связанных между собой) была найдена (но не изучена) на перекрестке кардо и декумануса еще в 1960 г. Присутствие тетрапилона характерно для комплекса дворца с лагерем времен тетрархии, например в Диоклетиановых каструмах в Пальмире и Антиохии. Фундамент был устроен в самом начале постройки дворца, но по нему прошел канализационный канал, и,

Ил. 4. Дворец Диоклетиана. III—IVвв. План. По Т. Марасовичу

Ил. 5. Сплит. Дворец Диоклетиана. Северные ворота, консоли с головами Ахелоя

в центре, вдоль главной улицы с портиками и через святилище до въезда во дворец. Такой же порядок был в Пальмире и Антиохии, вероятно, и в Никомедии, и позднее в Константинополе.

Поперечная улица, протянувшаяся от западных до восточных ворот, разделяет комплекс дворца на две половины: южную с императорскими покоями и северную для прислуги и солдат, охранявших дворец. Здесь была большая императорская стоа, как в Антиохии и Константинополе, административного и хозяйственного назначения. Святилище занимало пространство перед дворцом и было окружено высокой стеной, расчлененной чередующимися нишами (полукруглыми и прямоугольными). По середине его пересекала главная улица, ведущая ко дворцу, которая благодаря своим аркатурам по восточной и западной сторонам называлась Перистиль (ил. 6). Сакральное пространство перед дворцом в Сплите сравнимо с входом в Большой дворец в Константинополе — через Августеон, улицей с аркатурными портиками.

Центром дворца является именно Перистиль, соединяющий мавзолей императора, четыре дворцовых храма и протирон — четырехколонный коринфский арочный портик, монументальное преддверие резиденции Диоклетиана с императорской ложей в центре. Ложа портика завершается сирийским фронтоном. Ширина Перистиля соответствует ширине среднего нефа главных базилик

по всей вероятности, этот тетрапилон так и не был построен. В целом, в описаниях дворца Диоклетиана в Антиохии видно большое сходство с концепцией дворца в Сплите. Perojevic S., Marasovic K., Marasovic J. Istrazivanja Dioklecijanove palace od 1985. do 2005. godine // Diokleci-jan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca... S. 70-72.

Ил. 6. Сплит. Дворец Диоклетиана. Перистиль. III—IVвв.

Салоны (ок. 15 м); близки ему и высота колонн базилик, и их интерколумний. Колоннада Перистиля является одним из самых ранних примеров аркатуры, вырастающей непосредственно из капителей колонн. Этот элемент, распространившийся позднее как в византийской, так и в романской архитектуре, имел свои прообразы в Малой Азии и Северной Африке, например форум Севера в Лептис Магна (Ливия) 216 г.13 Во дворце сохранилось около 370 капителей, среди которых преобладает малоазийский коринфский тип в нескольких подтипах14. В архитектуру дворца также включены 11 египетских сфинксов и колонны из благородных пород камня (красного, розового и серого гранита, порфира и белого мрамора), привезенные Диоклетианом из древнеегипетских храмов после удачной кампании в Египте15.

Сплитский Августеон вместе с императорским мавзолеем имел четыре храма, из которых по крайней мере два должны быть посвящены покровителям тетрархии, Юпитеру и Геркулесу, божественным родителям двух Августов (ил. 7). Церемониальный вход в покои императора осуществлялся через ротондальный Вестибюль с мозаичным куполом — центричное сооружение с двойными порталами с севера и юга. По масштабу и организации он подобен двойным воротам дворца — северным, восточным и западным. По аналогии с другими императорскими дворцами это сооружение сравнимо с воротами Халки в Константино-

13 Кроме того, подобный прием присутствует в росписи на вилле Мистерий в Помпеях I в. до н. э. (см.: Watkin D. A History of Western Archutecture. L., 1986. P. 52).

14 Matetié-Poljak D. Les chapiteaux du Palais de Dioclétien // Dioklecijan, tetrarhija i Diokleci-janova palaca... S. 229-230.

15 Suié M. Anticki grad na istocnom Jadranu. S. 358-360.

Ил. 7. Сплит. Храмы дворца Диоклетиана, рек. Й. Марасовича

поле и Равенне. Поскольку оба примера являются дворцами христианских властителей, их близость со сплитским дворцом свидетельствует о преемственности архитектурной организации императорских дворцов с раннехристианских времен вплоть до Средневековья.

Для императорских покоев, размещенных вдоль южной стены дворца, характерна бифокальность — разделение на западную и восточную части, причем в центре каждого крыла размещены наиболее парадные помещения. В восточном крыле центр занимает пространство с тремя комнатами, по плану напоминающее трихоры античных вилл и властительских резиденций, которые еще со времен принципата были атрибутом властительского достоинства, а в поздне-античный период стали составной частью императорских резиденций и имели церемониальную функцию16.

К востоку от Перистиля находится монументальный мавзолей Диоклетиана (ил. 8), продолживший традицию монументальных императорских мартириумов октагонального плана вслед за т. наз. «Золотым Октагоном» на острове Оронтес, в центре Антиохии17. Мавзолей опоясывает обходная галерея, которую образу-

16 BuzanciC R. Diocletian's Palace // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca... S. 235-276.

17 Постройку начал император Константин Великий в 327 г., посвятив ее — через два года после Никейского собора — «Гармонии, божественной силе, соединяющей Вселенную, Церковь и Империю». Строительство было завершено сыном Константина, императором Констанцием в 341 г. От здания ничего не осталось, однако его очертания очевидны из названия, а также известны по изображению на мозаике на полу одной из вилл вблизи

ют стоящие вокруг восьмигранного объема колонны. Внутри два яруса коринфско-композитных колонн несут купол, первоначально покрытый мозаикой (ил. 9). На рельефном фризе под куполом размещены изображения императорской четы в иконографии триумфа, а в центре стоял порфировый саркофаг с телом Диоклетиана. О его супруге Приске из сочинения Лактанция «О смертях гонителей» известно, что она была христианкой, за что вместе с дочерью Валерией они подверглись преследованиям и изгнаниям, а в 315 г. были казнены18 (ил. 10). При новейших раскопках восточной части Салоны, построенной при Диоклетиане, был найден постамент скульптуры с надписью AVRELIAE PRISCAE NOBILISSIMAE FEMINAE, упоминающей имя супруги Диоклетиана, Приски, откуда впервые становится известен ее полный титул, аналогичный титулам матери и супруги императора Константина, т. е. она не имела титула августы19. Существует предположе-

Антиохии. Кроме того, Золотой Октагон был описан Евсевием Кесарийским и упомянут более поздними авторами. Восьмиграннику предшествовал ярусный нартекс, покрытый позолоченной кровлей. Центральное пространство октагона было перекрыто пирамидальной кровлей либо куполом с деревянной конструкцией. Это ядро было окружено боковыми нефами с колоннадами в двух ярусах и полукруглыми нишами (см.: Krauthajmer R., Curcic S. Ranohriscanska i vizantijska arhitektura. Beograd, 2008. S. 75—76).

18 Lucii Caecilii Firmiani Lactantii. De mortibus persecutorum. Split, 2005. S. 47. Существует версия, отождествляющая Приску с мученицей Александрой Римской, о которой известно из жития Георгия Победоносца (Св. Димитрий Ростовский), в нем она называется царицей и женой императора Диоклетиана. Однако эта версия не подтверждается древними каноническими житиями и восточными апокрифами, хотя Приска действительно могла получить имя Александра после своего крещения. У Симеона Метафраста, в Ватиканском кодексе (916) и других византийских и латинских текстах Александра не называется женой Диоклетиана; исключение составляет компиляция Феодора Дафнопата. Возможно, она являлась вдовой одного из императоров, правивших до Диоклетиана (см.: Грант М. Римские императоры. М., 1998. С. 237).

19 Возможно, скульптуры Диоклетиана, его супруги Приски и дочери Валерии стояли в находящемся поблизости храме Юпитера (найден его жертвенник), где совершался императорский культ. Ранее на территории Салоны были найдены две женские мраморные головы, обе намеренно разбитые пополам, возможно, Приски и Валерии. Скорее всего, в этой новой части города возник и новый форум с этим храмом, разрушенном при строительстве конструкций для доступа речных притоков в город через новые стены. Также

Ил. 8. Сплит. Мавзолей Диоклетиана, вид с севера

Ил. 9. Сплит. Собор Св. Домния в мавзолее Диоклетиана, VIII—IXвв. Разрез, рек. Г. Ниеманна

Ил. 10. Сплит. Мавзолей Диоклетиана. Рельефные портреты Диоклетиана и Приски

ние, что мавзолей первоначально был «иесеумом», т. е. храмом, посвященным Изиде и Осирису20.

После смерти Диоклетиана дворец долгое время оставался заброшенным, тогда как Салона с приходом христианства пережила вторую вершину расцвета. Несмотря на то что в 481 г. вместе со всей Далмацией она попала под власть готов-ариан, наряду с Равенной Салона оставалась очагом расцвета культуры на Адриатике. И хотя салонитанский епископ находился под значительным влиянием Византии, которая его именует главой метрополии, и Рима, откуда епископ Салоны несколько раз получал паллиум, эта христианская метрополия обладала огромным влиянием и достаточно большой политической независимостью в зоне столкновений интересов Востока и Запада. Обширная территория Салони-танской архиепископии простиралась от границы Аквилейского патриархата до пределов архиепископии Юстиниана Прима.

Вплоть до своего разрушения в VII в. в результате славяно-аварского нашествия Салона непрерывно расширялась и систематически застраивалась значительными комплексами светской и культовой архитектуры. Многие проповедники из сирийско-месопотамских миссионерских школ пришли сюда из междуречья Тигра и Евфрата и ближних сирийских земель. До этого оттуда же пришел и митра-изм, и он был связан с христианством, также пришедшим с Востока. Кроме того, по найденным салонитанским надписям известно, что в Далмацию из Малой Азии пришел культ богини Кибелы, а позднее манихейство и несторианство21. Но христианские миссионеры говорили по-гречески, а греческие надписи и имена преобладали в надписях на христианских некрополях Салоны. Восточное влияние при этом было доминантным: первые епископы приходили с Востока, они происходили из иммигрантских семей и часто были непримиримыми противниками папы.

Благодаря свободной конфигурации участка Салоны между склонами гор к морю в дельте р. Ядро, ортогональная схема видна лишь в формировании раннехристианского городского ядра (ил. 11). Этот процесс происходил путем адаптации античных сооружений для христианского богослужения. Древней-

там было найдено множество сполий (профилированные каменные архитравы, мраморные капители, растительные рельефы и орнаменты, базы с надписями), в т. ч. раннехристианских: фрагменты колонн, кассетированного потолка, алтарных преград, саркофагов. Коринфские капители малоазийского типа кон. III — нач. IV в. проконисского мрамора с листьями аканта в три ряда, возможно, происходят из дворца Диоклетиана. Кроме того, в этой части города была роскошная городская вилла с множеством слоев римских мозаик (из-за постоянного поднятия уровня воды) с изображениями Аполлона, Орфея и Тритона. Возможно, это была резиденция наместника провинции, где появился последний языческий храм в Салоне (см.: Jelicic-Radonic J. Diokletian and the Salona urbs orientalis // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca... S. 311-315; Cambi N. Kiparstvo // LONGAE SALONAE. I. Split, 2002. S. 143).

20 Babic I. The tower of Split cathedral as a stone monument collection // Dioklecijan, tetrarhija i Diokleciianova palaca... S. 187-190. Автор упоминает аналогичный объект в Риме, как и скульптуры сфинксов, а также связывает использование гранита и пальмовидные капители с египетскими культами. Рельеф головы Приски идентифицируется с изображением Тихэ или Тихэ-Изиды одновременно.

21 Существует письменное свидетельство о распространении среди далматинского клира учения Константинопольского патриарха Нестория, осужденного на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. (см.: Posavec V. Dalmaciia u vriieme Marcelina i Julia Nepota. Split, 2007. S. 111).

ший ораторий, возникший при первом епископе-мученике Домнии, пришедшем из Месопотамии в кон. III в., находился в частном доме и был переоборудован из приватных терм, где был устроен синтрон. Эта часть была отделена от остального пространства мраморным иконостасом с типично сирийским характером декора архитрава и выполняла функцию пресби-терия. Вскоре после эдикта о толерантности 313 г. рядом была выстроена небольшая базилика с баптистерием, а в V в. к северу от первой базилики и прямо на месте первого баптистерия и его помещений была сооружена новая большая трехнефная базилика (ил. 12), имевшая в полу пресбитерия мозаичную надпись NOVA POST VETERA, по которой базилика датируется временем епископа Симферия (+405) и его преемника епископа Исихия (f до 426), когда Салона стала метрополией22.

Ил. 11. Салона. План епископального комплекса. V—VIвв. По Р. Краутхаймеру и С. Чурчичу

Ил. 12. Салона. Базилика епископального комплекса. Реконструкция интерьера Э. Вишич Любич

22 Известно о переписке епископа Исихия со св. Иоанном Златоустом, блж. Августином Гиппонским и Римским папой Зосимой (см.: Rapanic Z. Od carske palace do srednjovjekovne opcine. S. 115).

Первоначально две базилики епископального комплекса были объединены общим нартексом, но в VI в. на месте южной базилики появилась крестообразная церковь; при этом была сохранена связь двух церквей общим нартексом. Двойные базилики создавали необходимую торжественную обстановку для проведения в Салоне церковных соборов, каковые состоялись здесь в 530 и 533 гг.23 Двойные церкви появлялись в это время по всему восточному побережью Адриатики, причем функции их разделялись следующим образом: одна предназначалась для богослужения, другая — для хранения реликвий. Этому положило начало широкое почитание реликвий на территории города, тогда как ранее по античной традиции было запрещено хоронить внутри городских стен. Мощи местных мучеников стали переносить с загородных кладбищ и торжественно полагать реликварий в основание престола при освящении храма24. Что касается нового октагонального баптистерия, то на его архитектуру, вероятно, оказал влияние мавзолей Диоклетиана, что видно по разрезу обоих зданий: двухэтажные колоннады, простаза с мраморной лестницей, украшения интерьера стук-ко, росписью и золотой мозаикой. По стилистическим признакам баптистерий датируется второй половиной VI в.25

В Салоне открыты 12 раннехристианских сооружений, в том числе несколько небольших монастырских зданий VI в., когда монашество только пришло с Востока и его организация еще не была централизованна. Это не могло быть влиянием Запада, т. к. Бенедикт Нурсийский, реформатор церковных монастырских правил, пришел в Монте Кассино только в 529 г. Монашеские ордена известны на далматинских островах примерно с 400 г., они упоминаются на нескольких латинских надгробных надписях Салоны. Одна из них, VI в., упоминает «Петра монаха», другая — времени разорения Салоны, 612 г. — звучит как «sancta abatissa». Сохранились археологические остатки двух обителей на окраине Салоны: Рижинице (на фундаментах античной виллы рустики) и Црквине26.

23 Dyggve E. Povijest salonitanskog krscanstva. Split, 1996. S. 29, 35-36.

24 В раннехристианский период в церквах было не более одного алтаря и престола, т. е. в одном храме могла совершаться только одна литургия в день. С возникновением традиции переноса мощей мучеников с загородных кладбищ в город стали строить особую базилику, параллельную основной. Например, в Пуле базилика Девы Марии и параллельная ей базилика защитника города Св. Фомы (с его мощами) и в Триесте, где более древняя северная церковь посвящена Св. Марии, а южная — Св. Иусту, принявшему здесь мученическую смерть во время Диоклетиановых гонений. Дорогостоящее строительство двойных церквей на Западе стало сокращаться, когда Церковь перестала соблюдать запрет на устройство более чем одного алтаря в храмах, что могло произойти в VI или VII в. Византийская же Церковь продолжала хранить раннехристианскую традицию, хотя и там иногда пристраивали мемориальные капеллы, но еще не устраивались несколько алтарей внутри церкви. Дальнейшее развитие привело к строительству церквей с трансептом и церквей с криптой (см.: Dyggve E. Op. cit. S. 40-42, 56).

25 Шестигранный тип баптистерия неизвестен на землях восточной и северной Адриатики (Пула, Пореч, Аквилея), но был распространен в Северной Африке и Сирии. Использование изящных импортных византийских капителей из мрамора сближает баптистерий с памятниками Салоник, Равенны, Градо и Пореча (см.: RendiC-MioceviC D. AntiCka Salona (Sa-lonae) — povijesno-urbanisticki i spomenicki fenomen (S.O.S. za bastinu) // Dalmatia christiana — Opera omnia. Zagreb; Split, 2011. S. 347-364; Dyggve E. Op. cit. S. 38).

26 Starohrvatski Solin. Split, 1992. S. 115-120; Dyggve E. Op. cit. S. 56-57.

В окрестностях раннехристианской Салоны известны пять некрополей, и их планировка, а также архитектура их мемориальных сооружений с погребенными местными мучениками оказала впоследствии значительное влияние на развитие раннесредневекового строительства в регионе. Вначале организация загородных кладбищ развивалась стихийно: христиане стремились быть похороненными как можно ближе к могиле мученика, и размещение гробниц было очень тесное. Самым большим некрополем был ближайший к городу (нынешнее название — Манастирине), где были похоронены основатель христианской общины в Салоне епископ-мученик Домний, его преемник епископ Венанций и мученик диакон Септимий (ил. 13).

На некрополе Каплюч погребены священник Астерий и четыре воина личной охраны Диоклетиана, ставшие христианами: Антиохиа-нус, Гаианус, Паулинианус и Телиус, которые были казнены в 304 г. в амфитеатре Салоны. На кладбище Ма-русинац захоронены мученик Анастасий и александрийский мученик Мина. Здесь сохранились наиболее ранние сооружения: мемориальные приватные капеллы 300—305 гг., форма которых обычна для языческих надгробных сооружений, но погребальная камера лежала под уровнем пола, а верхнее помещение использовалось для богослужения. Ораторий с мавзолеем св. Анастасия, построенный ок. 300 г., входил в состав большого погребального комплекса с базиликой (ок. 426 г.) и рядом приватных мартириумов в галерее открытого перистиля (ил. 14)27.

Вследствие варварских набегов на Салону начиная с 400 г. некрополи претерпели значительные изменения. Базилика на кладбище Манастирине была разрушена, однако церковью остался поперечный неф, отделенный от уничтоженного среднего нефа новой стеной с контрфорсами. Почти все саркофаги на некрополях были разбиты, причем на кладбище Каплюч пол базилики разбит точно над каждым гробом (предполагается, что местных жителей заставляли показывать захоронения). В дальнейшем церковью здесь остался средний неф, а интерко-лумнии были заложены новой стеной, усиленной контрфорсами. Единственным культовым сооружением раннехристианской Салоны, пережившим разорение

27 Dyggve E. Op. cit. S. 63-67.

Ил. 13. Салона. Некрополь Манастирине: вид с северо-запада. IV—Vвв.

города, был ораторий св. Анастасия на некрополе Марусинац, вероятно, по причине необычайно качественного способа строительства. Богослужения в нем продолжались вплоть до раннего Средневековья, и наверняка туда совершались процессии из Сплита. Наряду с редуцированными базиликами других кладбищ ораторий св. Анастасия служил живой связью с культом мучеников древней Салоны, сохраняя архитектурный и мемориальный континуитет города28. Кроме того, известно о существовании еще двух некрополей в окрестностях Салоны, на одном из которых сохранились фундаменты базилики VI в. с трансептом и большой выступающей апсидой, полукруглой изнутри и снаружи29.

С укреплением Империи при Юстиниане дворец Диоклетиана как государственная собственность действовал в качестве временной резиденции различных представителей власти и чиновников администрации. При этом в северной части дворца в начале V в. действовала ткацкая суконная мастерская30. Однако вскоре после Юстиниана для ослабленной Империи наступила тяжелая эпоха: варвары прорвались в Паннонию и Норик, а затем в Истрию и Далмацию. Как пограничная зона между Византией и Римом все эти провинции относились к важнейшим стратегическим регионам папской столицы31. После окончатель-

28 Это здание с выраженными сирийско-месопотамскими чертами существенно повлияло на средневековую архитектуру во всей Средней Далмации (см.: Указ. соч. S. 98—99).

29 Судя по стратиграфии слоев, эта церковь была разобрана непосредственно перед сооружением церкви Свв. Петра и Моисея сер. XI в., которая практически полностью была сложена из архитектурных деталей прежней церкви, значительно превосходившей ее по размеру (см.: Zekan M. Krunidbena bazilika hrvarskih kraljeva (kralja Zvonimira) u Solinu (Suplja crkva) // Obavijesti. Hrvatsko arheolosko drustvo. Godina XLI — broj 1. Zagreb, 2009. S. 60-62).

30 В Codex Justinianus сохранился указ императора Юстиниана 471 или 513 г., дозволяющий использование городских императорских дворцов (с целью спасения их от разрушения) для резиденций наместников (см.: Karaman Lj. О росейта srednjovjekovnog Splita dо gоdinе 800. Zаgrеb, 1940. S. 420).

31 После падения Салоны в 641 г. папа Иоанн IV отправил в Далмацию и Истрию своего эмиссара, аббата Мартина, для перенесения оттуда мощей мучеников в Рим и для выкупа попавших в рабство. Подобное явление, как, например, перенесение мощей свв. Кирилла и Мефодия из провинций между Востоком и Западом, было религиозно-политическим шагом: регионы, откуда мощи были перенесены, оставались в юрисдикции Римской Церкви. Папа Иоанн IV, будучи сам далматинского происхождения, построил капеллу, связанную с папским собором — Латеранской базиликой в Риме. Это был ораторий св. Венанция с его мощами при Латеранском баптистерии, украшенный мозаикой с изображением далматинско-иллирийских мучеников. Чтобы сохранить традицию их почитания и для создания их образов

Ил. 14. Салона. Некрополь Марусинац, план. IV—Vвв. По Э. Диггве

ного падения Салоны в VII в. жители города бежали на окрестные острова, но значительная их часть укрылась во дворце Диоклетиана, в результате чего он постепенно трансформировался в средневековый город. Улицы сохраняли сеть античных коммуникаций, но были сужены пристройками на месте портиков и частично на самих улицах. Раннесредневековая площадь на месте Перистиля практически не изменилась; она была и церковной площадью, и муниципальной, поскольку являлась единственной городской площадью до расширения города к западу. Античные сооружения дворца были адаптированы для новых функций.

Мощные оборонительные стены дворца с башнями и городскими воротами, очевидно, играли решающую роль для беглецов из Салоны. Главными воротами бывшего дворца теперь стали западные, и с этой стороны впоследствии возник новый пригород. Над внутренней частью этих ворот появилась церковь Св. Феодора, а внешние ворота продолжали функционировать, т. к. над ними размещалось устройство для поднятия и опускания т. наз. «сарацинских врат» (ил. 15). На замковом камне западных ворот на месте крылатой фигуры Ники в это время был вырезан знак креста (ил. 16). Над северными воротами дворца также были «сарацинские врата», которые, вероятно, уже не функционировали в это время, т. к. на их месте возникла церковь Св. Мартина (борца с арианством), над которой тоже, скорее всего, была колокольня (ил. 17). Адаптация обоих ворот произошла еще в позднеан-тичный период, судя по их посвящениям и наличию раннехристианских сполий32. Посвящение этих церквей над входами в раннесредневековый город, несомненно, связано с его символической защитой: их покровители — св. Мартин и св. Феодор —

Ил. 15. Сплит. Церковь Св. Феодора, VIII—IXвв. Рек. Й. Беламарича

были использованы фрески из оратория в салонитанском амфитеатре (см.: Dyggve E. Op. cit. S. 70-72).

32 Belamaric J. Gospe od Zvonika u Splitu. Zagreb, 1991. S. 6-11; Воронова А. А. Сплит и Дубровник: города с прерванным и восстановленным архитектурным континуитетом // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 3 (6). С. 87-88.

Ил. 16. Сплит. Церковь Св. Феодора, Ил. 17. Сплит. Церковь Св. Мартина,

УШ—1Хвв. Крест над воротами УШ—1Хвв. Интерьер

представляют две главные внешнеполитические силы того времени, две империи — франков и Византии. Над остальными двумя воротами дворца также были устроены церкви: над восточными — Св. Аполлинария, над южными, вероятно, Св. Анастасия33.

Поскольку в результате варварских нашествий VII в. церковная организация в Далмации была полностью разрушена и епископская преемственность прервалась, Римский папа послал легата Иоанна, уроженца Равенны, чтобы «просвещать христиан спасительными наставлениями». Папский легат, убедивший жителей Сплита восстановить в городе древнюю Салонитанскую кафедру, был избран архиепископом, рукоположен в Риме и вернулся в Сплит, получив от папы все привилегии, которые имела митрополия Салоны. Архиепископ восстанавливал храмы, рукополагал епископов и пресвитеров, проповедовал среди славян. Он очистил от идолов мавзолей Диоклетиана и обратил его в кафедральный собор Богоматери34. Вскоре собор получил посвящение св. Домнию, первому епископу Салоны, принявшему мученическую смерть как раз во время Дио-клетиановых гонений. Его мощи были перенесены с некрополя Манастирине и

33 Rapanic Z. Od carske palace do srednjovjekovne opcine. Split, 2007. S. 155-156.

34 Королев А. А. Иоанн Равеннский. ПЭ. https://www.pravenc.ru/text/471466.html.

положены, по преданию, в саркофаг Диоклетиана, тело которого было оттуда выброшено. Также в бывший мавзолей были перенесены мощи мученика Анастасия с некрополя Ма-русинац, а в одной из ниш мавзолея устроен его алтарь35. Круглая крипта под мавзолеем была превращена в церковь Св. Луции, а храм Юпитера преобразован в баптистерий в честь св. Иоанна Крестителя (ил. 18), причем его крипта стала миниатюрной церковью Св. Фомы.

В различных помещениях дворца Диоклетиана в VIII—IX вв. было устроено множество церквей, а башни в южной части дворца стали резиденциями светской и церковной знати. В южной части собора (бывшего мавзолея) между внешней галереей и стеной античного теменоса была устроена церковь Св. Матфея (ил. 19), служившая местом погребения архиепископов Сплита и разрушенная в конце XIX в.36 Парадные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

помещения личных покоев импера- преобразованный в баптистерий. VIII-IXвв. тора в юго-восточной части дворца стали служить епископской резиденцией после того, как занимавший их вельможа Север Великий в VII в. даровал их Церкви37. Прилегавшие к центральному триклинию (где был устроен подогрев пола) крестообразные помещения были преобразованы в капеллы Богоматери и св. Николая38. Изучены также два других прямоугольных помещения в этой части, трансформированные в церкви Св. Андрея и Св. Анастасии (ил. 20). Одно из помещений в нижнем ярусе северо-западной башни дворца было адаптировано для церкви Св. Петра.

Остальные градообразующие элементы средневекового Сплита также получили дальнейшее развитие от дворца и его инфраструктуры. В пригороде с

35 Rapanic Z. Op. cit. S. 161-162.

36 Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 3. Korpus arhitekture. Srednja Dalmacija. Split; Zagreb, 2011. S. 242.

37 Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита. М., 1997. С. 42.

38 Причиной их разрушения была эксплуатация камня для строительства колокольни Св. Домния, что вызвало обрушение сводов. Южная часть епископской резиденции, как и триклиний с двумя капеллами, сохранялась до большого пожара 1506 г. (см.: Perojevic S., Marasovic K., Marasovic J. Istrazivanja Dioklecijanove palace od 1985. do 2005. godine // Diokleci-jan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca... S. 66-68).

Ил. 18. Сплит. Храм Юпитера,

Ил. 19. Сплит. Церковь Св. Матфея, план. VIII—IXвв. По В. Андричу

Ил. 20. Сплит. Церковь Св. Андрея, план. VIII—IXвв. По Т. Марасовичу

запада возникло множество периферийных церквей (в некоторых из них в качестве сполий использовались античные детали дворца Диоклетиана39), образовавших новые уличные линии раннесредневекового пригорода. Отчасти они следуют ландшафту сплитского полуострова, но в целом эти раннесредневековые коммуникации возникли путем трансформации античного пригородного растра, который сохранился и доныне в некоторых улицах Сплита (ил. 21). Этот город являет собой наиболее сохранный пример средневекового урбанизма на Восточной Адриатике, а также преобразования позднеантичного дворца в раннесредневековый город, который принял на себя часть населения и некоторые функции большой античной метрополии. Структура императорской резиденции была полностью трансформирована в городскую ткань, отчасти сохранив античную градостроительную традицию, на основе которой получили развитие новые средневековые планировочные принципы организации пространства40.

Подводя итог, отметим, что в этих процессах важнейшую роль играла главная отличительная особенность формирования культуры Восточно-Адриатического прибрежного пояса — постоянное взаимопроникновение различных традиций, происходившее благодаря морским связям внутри достаточно цельной средиземноморской

39 Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 3. Korpus arhitekture. Srednja Dalmacij a. S. 242-310; Rapanic Z. Op. cit. S. 159. Например, в церкви Св. Николая в Велом Вароше XI в. четыре псевдоегипетские колонны, монолитно вытесанные вместе с лотосовидными капителями, переделаны из больших античных колонн дворца Диоклетиана (см.: Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 1. Rasprava. Split; Zagreb, 2008. S. 297).

40 Marasovic T. Graditeljstvo starohrvatskog doba u Dalmaciji. Split, 1994. S. 242-250; Воронова А. А. Указ. соч. С. 96-98.

Ил. 21. Сплит. Структура дворца в современном городе

культуры. При этом в далматинских провинциях всегда сохранялась преемственность античной традиции, впоследствии постепенно трансформировавшейся в

средневековую.

Список литературы

Воронова А. А. Сплит и Дубровник: города с прерванным и восстановленным архитектурным континуитетом // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 3 (6). С. 85—109.

Грант М. Римские императоры. М., 1998.

Королев А. А. Иоанн Равеннский. ПЭ. https://www.pravenc.ru/text/471466.html.

Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита. М., 1997.

Babic I. The tower of Split cathedral as a stone monument collection // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozija odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.

Belamaric J. Gospe od Zvonika u Splitu. Zagreb, 1991.

Buzancic R. Diocletian's Palace // Di oklecij an, tetrarhij a i Dioklecij anova palaca. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozja odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.Cambi N. Kiparstvo // LONGAE SALONAE, I. Split, 2002.

Dyggve E. Povjest salonitanskog krscanstva. Split, 1996.

Gracanin H. The role of Illyricum in the tetrarchic wars // Dioklecjan, tetrarhja i Dioklecjanova palaca. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozrj a odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.

Jelicié-Radonié J. Diokletian and the Salona urbs orientalis // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozija odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.

Jeremié M. The Sirmium imperial palace complex, in light of the recent archaelogical investigations // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozija odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.

Karaman Lj. O pocecima srednjovjekovnog Splita do godine 800. Zagreb, 1940.

Koch G. Paläste und Villen der Spärtanike in Kleinasien. Ein Überblick // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozija odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.

Krauthajmer R., Curcié S. Ranohriséanska i vizantijska arhitektura. Beograd, 2008.

Kuhoff W. Das tetrarchhische Herrschaftssystem und seine Darstellung in der Architektur: Herrscherrisidenzen und Altersruhesize als Ausdrucknkaiserlicher Regierung und Repräsentation // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozija odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.

Lucii Caecilii Firmiani Lactantii. De mortibus persecutorum. Split, 2005.

Marasovié T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 3. Korpus arhitekture. Srednja Dalmacija. Split; Zagreb, 2011.

Marasovié T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 1. Raspra-va. Split; Zagreb, 2008.

Marasovié T. Diciassette secoli di ricerche e restauri nel palazzo di Diocleziano a Spalato // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozija odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.

Marasovié T. Graditeljstvo starohrvatskog doba u Dalmaciji. Split, 1994.

Matetié-Poljak D. Les chapiteaux du Palais de Dioclétien // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozija odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.

Perojevié S., Marasovié K., Marasovié J. Istrazivanja Dioklecijanove palace od 1985. do 2005. godine // Dioklecij an, tetrarhij a i Dioklecijanova palaca. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozija odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.

Posavec V. Dalmacija u vrijeme Marcelina i Julija Nepota. Split, 2007.

Rapanié Z. Od carske palace do srednjovjekovne opéine. Split, 2007.

Rendié-Miocevié D. Anticka Salona (Salonae) — povijesno-urbanisticki i spomenicki fenomen (S.O.S. za bastinu) / Dalmatia christiana — Opera omnia. Zagreb; Split, 2011.

Starohrvatski Solin. Split, 1992.

Stefanidou-Tiveriou T. Die Palastanlage des Galerius in Thessaloniki Planung und Datiarung // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozija odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.

Suié M. Anticki grad na istocnom Jadranu. Zagreb, 2003.

Tomovié M. Sarkamen (Eastern Serbia). An imperial tetrarchic palace, mausoleum and memorial complex // Dioklecij an, tetrarhij a i Dioklecij anova palaca. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozija odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.

Verzâr-Bass M. Riflessioni sulle mensole figurate del Palazzo di Diokleziano a Spalato, con particolare attenzione alla figura di Acheloos // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozij a odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.

Watkin D. A History of Western Archutecture. L., 1986.

Wilkes J. Diocletian and Dalmatia: an enigma of identity // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaCa. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozija odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009. Zekan M. Krunidbena bazilika hrvarskih kraljeva (kralja Zvonimira) u Solinu (Suplja crkva) //

Obavijesti. Hrvatsko arheolosko drustvo. Godina XLI — broj 1. Zagreb, 2009. Zivkov S. VARIA DIOCLETIANEA // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozija odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2020. Vol. 40. P. 9-33

DOI: 10.15382/sturV202040.9-33

Ariadna Voronova, Candidate of Sciences in Art Criticism, Associated Professor, Head of the Department of History and Theory of Christian Art St. Tikhon's Orthodox University for Humanities 6 Likhov pereulok, Moscow, 115184, Russian

Federation variadna2@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5702-3719

Diocletian's Palace and Early Christian Salona:

nova post Vetera

A. VORONOVA

Abstract: The article is devoted to the issue of transforming the late ancient palace of Diocletian into an early medieval city and transferring there the continuity of the nearby ancient metropolis Salona which became an influential Christian centre. Along with many early Christian buildings of Salona, its urban core was formed by a monumental complex of double churches (with a baptistery), one of which was intended for worship, the other for storing relics of local martyrs that were being transposed from suburban cemeteries. The architecture of the memorial structures of these necropoleis had a significant impact on the development of early medieval construction in the region. After the fall of Salona (as a result of the barbarian invasions of the 7th century), the residents of the city took refuge in the palace of Diocletian, its ancient structures having beem adapted for new functions. Churches were built over the city gates of the powerful defensive walls. The Mausoleum of Diocletian was converted into the Cathedral of Martyr St. Domnius, the first bishop of Salona, where his relics were laid, together with those of Martyr Anastasius. In various rooms of the palace of Diocletian in the 8th — 9th centuries, many churches were built, and the towers of the palace became the residences of lay and church-related nobility. The rest of the city-forming elements of the medieval Split also received further development of the palace and its infrastructure. The structure of the imperial residence was completely transformed into a city network, partly preserving the ancient urban planning tradition, on which basis new medieval planning principles of spacial organisation were developed.

Keywords: Diocletia^s palace, Salona, early Christian architecture, transformation of ancient buildings, adaptation for Christian worship.

References

Akimova O. (ed.) Foma Splitskii. Istoria arkhiepiskopov Salony i Splita [Thomas of Split. History of archbishops of Salona and Split]. Moscow (in Russian).

Babid I. (2009) "The tower of Split cathedral as a stone monument collection", in Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecjanovapalaca. O 1700. Obljetnicipostojanja. Zbornik radova s medunarodnog simpozja odrzanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split.

Belamarid J.(1991) Gospe od Zvonika u Splitu. Zagreb.

Buzancid R. (2009) "Diocletian's Palace", in Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecjanova palaca. Split.

Cambi N. (2002) "Kiparstvo". Longae Salonae, I. Split.

Dyggve E. (1996) Povjest salonitanskog krscanstva. Split.

Gracanin H. (2009) "The role of Illyricum in the tetrarchic wars", in Dioklecjan, tetrarhja i Dioklecjanova palaca. Split.

Grant M. (1998) Rimskiie imperatory [The Roman emperors]. Moscow (in Russian).

Jelicid-Radonid J. (2009) "Diokletian and the Salona urbs orientalis", in Dioklecjan, tetrarhja i Dioklecjanova palaca. Split.

Jeremid M. (2009) "The Sirmium imperial palace complex, in light of the recent archaelogical investigations", in Dioklecjan, tetrarhja i Dioklecjanova palaca. Split.

Karaman Lj. (1940) Opocecima srednjovjekovnog Splita do godine 800. Zagreb.

Koch G. (2009) "Paläste und Villen der Spärtanike in Kleinasien. Ein Überblick", in Dioklecjan, tetrarhja i Dioklecjanova palaca. Split.

Korolev A. "Ioann Ravennsky" [John of Ravenna], available at https://www.pravenc.ru/text/ 471466.html (in Russian).

Krauthajmer R., Curcid S. (2008) Ranohriscanska i vizantjska arhitektura. Belgrade.

Kuhoff W. (2009) "Das tetrarchhische Herrschaftssystem und seine Darstellung in der Architektur: Herrscherrisidenzen und Altersruhesize als Ausdrucknkaiserlicher Regierung und Repräsentation", in Dioklecjan, tetrarhja i Dioklecjanova palaca. Split.

Marasovid T. (1994) Graditeljstvo starohrvatskog doba u Dalmacji. Split.

Marasovid T. (2008) Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmacji. 1. Rasprava. Split; Zagreb.

Marasovid T. (2009) "Diciassette secoli di ricerche e restauri nel palazzo di Diocleziano a Spala-to", in Dioklecjan, tetrarhja i Dioklecjanova palaca. Split.

Marasovid T. (2011) Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmacji. 3. Korpus arhitekture. Srednja Dalmacja. Split; Zagreb.

Marin E. (1992) Starohrvatski Solin. Split.

Matetid-Poljak D. (2009) "Les chapiteaux du Palais de Dioclötien", in Dioklecjan, tetrarhja i Dioklecjanova palaca. Split.

Perojevid S., Marasovid K., Marasovid J. (2009) "Istrazivanja Dioklecijanove palace od 1985. do 2005. godine", in Dioklecjan, tetrarhja i Dioklecjanova palaca. Split.

Posavec V. (2007) Dalmacja u vrjeme Marcelina i Julja Nepota. Split.

Rapanid Z. (2007) Od carske palace do srednjovjekovne opcine. Split.

Rendid-Miocevid D. (2011) "Anticka Salona (Salonae) — povij esno-urbanisticki i spomenicki fenomen (S.O.S. za bastinu)", in Dalmatia christiana — Opera omnia. Zagreb; Split.

Stefanidou-Tiveriou T. (2009) "Die Palastanlage des Galerius in Thessaloniki Planung und Da-tiarung", in Dioklecjan, tetrarhja i Dioklecjanova palaca. Split.

Suid M. (2003) Antickigrad na istocnom Jadranu. Zagreb.

Tomovid M. (2009) "Sarkamen (Eastern Serbia). An imperial tetrarchic palace, mausoleum and memorial complex", in Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca. Split.

Verz^r-Bass M. (2009) "Riflessioni sulle mensole figurate del Palazzo di Diokleziano a Spalato, con particolare attenzione alla figura di Acheloos", in Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca. Split.

Voronova А. (2011) "Split i Dubrovnik: goroda s prervannim i vosstanovlennim arkhitekturnim kontinuitetom" [Split and Dubrovnik: cities with interrupted and restored architectural continuity]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Vo-prosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, 3 (6) (in Russian).

Watkin D. (1986) A History of Western Archutecture. London.

Wilkes J. (2009) "Diocletian and Dalmatia: an enigma of identity", in Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca. Split.

Zekan M. (2009) "Krunidbena bazilika hrvarskih kraljeva (kralja Zvonimira) u Solinu (Suplja crkva)". Obavijesti. Hrvatsko arheolosko drustvo. Godina XLI — broj 1. Zagreb.

Zivkov S. (2009) "Varia Diocletianea", in Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palaca. Split.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.