Научная статья на тему 'Движущие силы Февральской революции на территории Минусинского уезда'

Движущие силы Февральской революции на территории Минусинского уезда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / FEBRUARY REVOLUTION / МИНУСИНСКИЙ УЕЗД / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / SOCIO-ECONOMIC AND POLITICAL FEATURES / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / ДВОЕВЛАСТИЕ / DUAL POWER / ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ / DRIVING FORCES / MINUSINSK UYEZD / SOCIAL CONTRADICTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Топчеев Валентин Владимирович

В статье анализируются особенности, связанные с событиями Февральской революции, формированием и функционированием новых институтов государственной власти на территории Минусинского уезда весной летом 1917 года. Затрагиваются проблемы движущих сил и особенностей двоевластия революционных событий в регионе. Раскрываются причины победы большевиков в Минусинском уезде осенью 1917 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Driving Forces of the February Revolution in the Territory of Minusinsk Uyezd

The article analyzes features related to the events of the February Revolution and to the formation and functioning of new institutions of the state power in the territory of Minusinsk Uyezd during the spring-summer period of 1917. The author dwells on the problem of the driving forces and the dual power peculiarities of the revolutionary events in the region. The author also reveals reasons for the victory of the Bolsheviks in the Minusinsk Uyezd in the autumn of 1917.

Текст научной работы на тему «Движущие силы Февральской революции на территории Минусинского уезда»

Если в 1929 году в ТНР действовало 25 буддийских монастырей, то к 1936 году ни одной действующей буддийской организации уже не было [5, с. 117]. Правительство требовало добровольно сдавать культовые принадлежности, которые имелись в личном пользовании у населения. Специально создавались группы из молодых людей, пропитанных советской идеологией, которые ходили и конфисковали у простого народа буддийские и шаманские предметы культа. Буддийская литература, шаманские бубни и другие культовые принадлежности, конфискованные у аратов, демонстративно сжигались. Тувинский народ был вынужден порвать с религией, опасаясь репрессий со стороны государства.

Социалистическая революция 1917 года, кардинально изменившая политической строй в России, оказала огромное влияние на судьбу буддизма в Туве. С конца 20-х гг. XX века и до 1991 года буддизм в тувинском обществе пришёл в упадок, этому способствовали антирелигиозные мероприятия, проводившиеся среди населения, репрессии в отношении верующих и служителей религии. Распад СССР способствовал оживлению буддийской религии в республике, и на современном этапе переживает свой расцвет. Развитие буддизма в современной Туве поддерживается на государственном уровне. Сангха буддистов Тувы занимается образованием мальчиков-хуураков - будущих лам. В основном их отправляют учиться за границу - в Тибет или Индию. Правительство Тувы полностью поддерживает инициативу сангхи по воспитанию и обучению лам, а также и по другим вопросам. Буддийская сангха во главе с Камбы-ламой - главой буддистов Тувы - выступает хранительницей буддийского учения и всеми способами пытается донести его суть до народа.

Библиографический список

1. Монгуш, М. В. История буддизма в Туве / М. В. Монгуш. - Новосибирск: Наука, 2001. - 200 с.

2. Хомушку, О. М. Религия в истории культуры тувинцев / О. М. Хомушку. - М.: Наука, 1998. - 177 с.

3. История Тувы. В 2-х т. Т. 1 / Ин-т гуманитар. исслед. Респ. Тыва; под общ. ред. С. И. Вайнштейн, М. Х. Маннай-оол. - Новосибирск: Наука, 2001. - 371 с.

4. Аранчын, Ю. Л. Исторический путь тувинского народа на пути к социализму / Ю. Л. Аранчын. - Новосибирск: Наука, 1982. - 339 с.

5. Хомушку, О. М. Религия в культуре народов Саяно-Алтая / О. М. Хомушку. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 227 с.

© Тажы В. В., 2017

УДК 94(47).0841(47+57)

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ МИНУСИНСКОГО УЕЗДА

В. В. Топчеев

Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова

В статье анализируются особенности, связанные с событиями Февральской революции, формированием и функционированием новых институтов государственной власти на территории Минусинского уезда весной — летом 1917 года. Затрагиваются проблемы движущих сил и особенностей двоевластия революционных событий в регионе. Раскрываются причины победы большевиков в Минусинском уезде осенью 1917 года.

Ключевые слова: Февральская революция, Минусинский уезд, социально-экономические и политические особенности, общественные противоречия, двоевластие, движущие силы.

В этом году исполняется сто лет со времени осуществления Февральской революции и крушения Российской империи. Это событие подогревает интерес общества к данному явлению, заставляя сталкиваться подчас диаметрально противоположные мнения. В СМИ господствуют бездумно негативные и даже уничижительные оценки революционного прошлого страны. Между тем Февральская революция является грандиозным и самое главное весьма неоднозначным событием, коренным образом изменившим жизнь людей. В её основе лежат «тектонические» процессы, происходящие в недрах общества и затрагивающие глубинные противоречия, раздирающие социум. Подлинную революцию не делает кучка фанатиков на иностранные деньги. Поэтому уникальность февральских событий прежде всего заключается в том, что они носили стихийный характер. Отсюда и недоумения по поводу происходящего многих политических деятелей, например, А. Ф. Керенского, П. Н. Милюкова, В. И. Ленина и т. д. [1].

Стихийность предполагает разнообразие форм деятельности революционных масс. Помноженная на различия социально-экономических и политических условий жизни огромной страны, она даёт поразительную палитру данному явлению. Были свои особенности и у региона, называемого Минусинским краем (Минусинский уезд и Усинский пограничный округ), охватывающим юг Енисейской губернии. Данные особенности играли как на руку революции, так и против неё. Например, обособленность и неразвитая транспортная сеть приводили к автономности, что отрицательно сказывалось на развитии революционных настроений. Не способствовала их развитию и зажиточность населения региона. Его центр - г. Минусинск - являлся богатым купеческим городом, выросшим на торговле хлебом и на «золотой лихорадке». Его окружали такие же богатые старожильческие сёла. Отсюда и подчёркнутая провинциальность, патриархальность нравов, самодовлеющее бремя традиций. А низкий уровень образования населения, слабость и немногочисленность интеллигенции только усиливали устойчивость Минусинского края к любым изменениям привычного жизненного уклада.

Но были и тенденции противоположного свойства. Экономический кризис (дороговизна, безработица, разгул спекуляции) составлял хорошую основу для формирования устойчивого недовольства происходящим. Падение же престижа власти в совокупности с распространённостью либеральных и социалистических идей под-

рывало принципы её легитимности. Помимо общих негативных эмоций, господствовавших в обществе, существовали в регионе и серьёзные общественные противоречия, формировавшие социальную базу революции. Прежде всего это низкий уровень жизни немногочисленного рабочего класса (особенно тех, кто работал в глухих таёжных углах). Например, работники рудника Юлия четырежды выходили на забастовку (в 1907, 1909, 1911 и в 1917 годах), которые прекращались карательными мерами, в том числе и с применением вооружённой силы [2]. Это и противоречия, возникшие между коренным населением и прочими хозяйственными субъектами по поводу сокращения пастбищ. Но самым главным фактором стало противостояние старожилов и переселенцев. Оно протекало на фоне острой нехватки удобных для земледелия территорий и сельскохозяйственных угодий [3]. Этот конфликт, медленно разгоравшийся в 1917 году в форме жёстких баталий на сельских сходах, потрав и поджогов, закончился в итоге кровопролитной борьбой в период гражданской войны.

Патриархальные отношения и власть традиций приводили к тому, что местное население с большим трудом втягивалось в какое- либо новое дело (в том числе и в революционную деятельность). Поэтому большое значение в жизни города и уезда издревле играло пришлое население. Можно вспомнить минусинских купцов (И. Ф. Занина, И. Ф. Егорычева, Г. М. Вильнера, С. И. Кочнева), основателей музея Н. М. Мартьянова и театра Н. З. Ярцева; архитектора А. Ф. Персикова и многих других.

В предреволюционный период огромное значение с точки зрения политической борьбы приобрели две социальные группы. Прежде всего это солдаты гарнизона и военнослужащие, находившиеся в городе в отпусках, а также комиссованные по ранению - своеобразный продукт эмансипации русского общества на рубеже веков [4]. Крестьянские, мещанские и купеческие сынки, повзрослевшие на войне, они окончательно освободились от всяческой опеки. Наслушавшаяся агитаторов, обозлённая, развращённая, полуанархическая солдатская масса стала основой революционной улицы в Минусинске первой половины 1917 года, её вооружённой опорой. Но главной движущей силой революции были политические ссыльные, отбывавшие срок в городе Минусинске и уезде. Местом ссылки регион стал в первой половине XIX века, и в дальнейшем этот социальный институт только расширялся. Благоприятные природные условия вызывали желание у многих ссыльных стремиться именно сюда, для чего они зачастую прилагали определённые усилия. Многие из них, имея хорошее образование, активную гражданскую позицию и обширные связи, немало сделали для развития Минусинского края (Ф. Кон, И. П. Бедро, В. А. Ватин и др.). Но, несмотря на это, ссыльные оставались прежде всего политическими деятелями оппозиционной направленности. И чем напряжённее становилась общественно-политическая жизнь в стране, тем более бескомпромиссными становились эти люди [5].

Всему этому полностью соответствовали те, кто попал в Минусинск и окрестные сёла в результате революционных событий 1905-1907 гг. и политической борьбы, развернувшейся в предвоенный период. Всего к 1917 году «колония ссыльных» насчитывала около сотни человек, принадлежавших к различным политическим силам. В Минусинске они группировались вокруг нескольких центров: а) меньшевиков, включавших в себя весь спектр внутрипартийных течений (от «интернационалистов» до «патриотов-плехановцев»), лидерами, которых выступали известные политические деятели Ф. И. Дан и В. В. Иков. В качестве организационно-пропагандистского центра устраивались «чаи», на которых обсуждали насущные проблемы, спорили, занимались политической подготовкой. Через газету «Минусинский край» они могли донести свои мысли до населения; б) эсеров, на «четверги» которых приходила вся демократически настроенная часть Минусинска (включая местную интеллигенцию). Вдохновителем этих собраний выступал журналист Н. Я. Быховский. У них также был выход на минусинскую прессу. Особый кружок сложился вокруг местной эсеровской знаменитости, «бабушки российской революции» Е. К. Брешко-Брешковской, которая являлась неоспоримым лидером Минусинской ссылки; в) большевиков, лидерами которых выступали: В. А. Ватин, Ю. П. Гавен и А. П. Спунде. Местом сбора последних являлся архив музея (где Вадим Александрович Ватин работал над историей Минусинского края). Несмотря на пропагандируемую позднее непримиримость, в «колонии» процветал дух товарищества и взаимопомощи. Об этом, в частности, свидетельствуют фотографии, хранящиеся в Минусинском музее. Более того, психологически и интеллектуально большевики, скорее, противопоставляли себя мещанскому городу, что заставляло их держаться вместе. До февральских событий они занимались преимущественно пропагандой в основном через выпуск нелегальных прокламаций и теоретической работой (что было не менее важно, так как среди минусинских ссыльных находилось немало будущих лидеров своих партий). Иногда на этой почве возникали жаркие споры. Например, осенью 1915 года на одном из эсеровских «четвергов» произошла «война деклараций» (В. А. Ватина и Ф. И. Дана) по поводу обращения В. А. Плеханова к русским рабочим. Непримиримая позиция большевиков позволила им пополнить свои ряды представителями местной интеллигенции [3, с. 34-35]. Но организованная ими же в январе 1917 года забастовка типографских рабочих больших результатов не дала.

Когда 3 марта 1917 года в Минусинск пришла весть о февральско-мартовских событиях в Петрограде, именно ссыльные, благодаря своей активности, политической грамотности и организованности, возглавили политический процесс в отличие от местного населения, которое оказалось не готовым к переменам. Возникла необходимость в создании нового аппарата управления территорией. Органы власти формировались вокруг трёх политических центров. 4 марта 1917 года был организован городской Комитет общественной безопасности, осуществлявший функции власти в Минусинске. Это удалость сделать благодаря деятельности ссыльных В. В. Икова, Н. Я. Быховского, А. П. Спунде. В это же время в городе собрался Уездный кооперативный съезд, который способствовал созданию Уездного комитета во главе со ссыльным И. П. Бедро. Интересно, что, узнав о событиях в стране, многие участники съезда, в панике разъехались по домам. 15 марта 1917 года с огромным трудом был создан Минусинский Совет рабочих и солдатских депутатов, состоящий в основном из ссыльных.

Местные политические деятели «созрели» для активных действий только к маю 1917 года, когда была проведена Первомайская демонстрация и собрались первый крестьянский съезд и съезд работников просвещения. Отсюда становится понятной региональная особенность характерного для того времени двоевластия. Речь идёт не о конфликте Комитета общественной безопасности и Совета, а о несовместимости прежней администрации (прежде всего, института крестьянских начальников) с новыми органами власти. Мало того, что их формирование на местах сопровождалось давлением на общество, разного рода авторитетов (например, в селе Городок членов комитета отбирал местный священник - «батько», в селе Таскино была отклонена одна из кандидатур по гендерному признаку), так ещё и всё финансирование было оставлено у прежних проверенных руководителей. Чрезмерная активность новых структур пресекалась из Минусинска [6]. Это закончилось тем, что крестьяне вскоре потеряли интерес к законным методам борьбы за свои права, что определило рисунок кровавых событий 1918 года. Ещё хуже обстояли дела на промышленных предприятиях уезда. Во многом деятельность оставленной здесь прежней администрации и благодушия уездного руководства толкнули рабочих на более радикальные действия. Большая часть населения региона (и прежде всего его лидеры - признанные авторитеты) упорно не хотели ничего менять, способствуя углублению конфликта.

Странным образом повторялась ситуация осени 1905 года, когда демократическая общественность, получив желаемое (демократические свободы) успокоилась, забыв о проблемах тех, ради кого революция и начиналась. Единственной группой, которая призывала к углублению революции (а вместе с этим и к классовой борьбе), были большевики, за что они заслужили ненависть значительной части населения. Но в этом ракурсе становится понятным, почему эта политическая группа в конечном итоге победила.

Главным ресурсом этой победы, решающей силой революции улиц стали солдаты гарнизона, поддержанные значительным десантом прибывающих в город отпускников. Ещё в марте 1917 года они арестовали и разоружили полицейских города. Спешно сформированная в Минусинске милиция противопоставить им ничего не смогла. С началом навигации в город прибыло большое количество военнослужащих, которые после грандиозного митинга вновь приступили к арестам (например, под конвой был взят лидер местных консерваторов Федос Солдатов), применяя силу по своему усмотрению. Успокаивать «солдатчину» бросились все общественные деятели Минусинска, независимо от политической принадлежности [7]. Устранив в марте 1917 года не желающего разложения гарнизона капитана Шашина, большевики, идя навстречу желаниям солдат (которые, прежде всего, не хотели попасть на фронт), сумели заручиться их поддержкой, получив тем самым значительный ресурс. Введя военнослужащих и рабочих (членов организованных в этот период профсоюзов) в Минусинский Совет, они сумели и его взять под свой контроль. К лету 1917 года большевики фактически определяли жизнь в городе. Поэтому их победа осенью 1917 года стала следствием свершившегося в период двоевластия факта.

Таким образом, противостояние мещанского города и активной части пришлого населения (политических ссыльных и военнослужащих) определило вектор политической борьбы в регионе, характер двоевластия в Минусинском уезде. Но именно ссыльные, как наиболее грамотная, сплочённая и организованная часть населения, опираясь на вооружённую силу гарнизона, взяла под контроль город и при апатии крестьянской части населения уезда, осуществила революцию в городе весной - летом 1917 года.

Библиографический список

1. Палеолог, Морис. Россия в первой мировой войне / Морис Палеолог. - М.: Международные отношения, 1991. - 241 с.

2. История Боградского района. - Абакан, 2007.

3. Гидлевский К. Минусинская коммуна / К. Гидлевский, М. Сафьянов, К. Трегубенков / К. Гидлевский, М. Сафьянов, К. Трегубенков. -М.-Л., 1934.

4. Суркова, О. Кабы водку не запретили, не добыть бы нам свободу / О. Суркова // Родина. - 2014. - № 8. - С. 86.

5. Пузанов, Д. Расслоение Минусинской ссылки в 1917-1918 гг. / Д. Пузанов // Каторга и жизнь. - 1927. - № 8. - С. 137.

6. Гавен, Ю. П. Кто виноват? / Ю. П. Гавен // Товарищ. -1917. - 28 апреля. - С. 1.

7. Гавен, Ю. П. Товарищ! / Ю. П. Гавен // Товарищ. - 1917. - 4 мая - С. 1.

© Топчеев В. В., 2017

УДК 04(571.51/.52)"1917"

1917 ГОД: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС НА ЮГЕ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ

В. Н. Тугужекова

Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы, истории

В статье отмечается интерес исследователей к теме «Революция: 1917 год», решению национального вопроса на юге Енисейской губернии после Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Рассматривается рост национального движения как в Сибири в целом, так и на её юге. Внимание фиксируется также на решении вопроса о самоназвании хакасского народа.

Ключевые слова: Февральская и Октябрьская революции, национальное движение, С. Д. Майнагашев, инородческие съезды, этноним «хакас».

В юбилейный год отмечается повышенный интерес исследователей к теме «Революция: 1917 год». Дискуссии продолжаются, которые ведутся от проблем периодизации, движущих сил до оценок и влияния революции 1917 года на развитие нашей страны, мирового сообщества и эпохи в целом.

Важный фактор проведения научных исследований, побудивших интерес к теме «Революция», - столетие Первой мировой войны. Появилась тема «Война и революция». За период 2014-2017 гг. прошли разного уровня многочисленные конференции, давшие импульс для новых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.