Научная статья на тему 'Место буддизма в религиозной политике государства после Октябрьской революции 1917 года'

Место буддизма в религиозной политике государства после Октябрьской революции 1917 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВА / TUVA / РОССИЯ / RUSSIA / УРЯНХАЙСКИЙ КРАЙ / ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / TUVAN PEOPLE''S REPUBLIC / БУДДИЗМ / BUDDHISM / САНГХА / SANGHA / РЕВОЛЮЦИЯ / REVOLUTION / URYANHAI TERRITORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тажы Виктория Владимировна

В статье рассматривается место буддизма в религиозной политике государства после Октябрьской революции 1917 года. Предложен краткий экскурс этапов становления буддизма в Туве и российско-тувинских отношений до вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР. На примере функционирования буддизма в Туве освещается политика Советского государства в отношении религиозных конфессий в стране и методы её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Buddhism in the Aspect of the State Religious Policy after the October Revolution of 1917

The article considers the part of Buddhism in the state religious policy after the October Revolution of 1917. The author gives a brief overview on the stages of Buddhism development in Tuva and Russian-Tuvan relations before the Tuvan People's Republic integration into the USSR. The described experience of Buddhism functioning in Tuva highlights the Soviet state policy towards religious confessions in the country and methods of its implementation.

Текст научной работы на тему «Место буддизма в религиозной политике государства после Октябрьской революции 1917 года»

сталинской репрессивной политики. Даны чёткие и взвешенные научные оценки ряда проблем «большого террора» с опорой на введённые в научный оборот исторические источники. Выявлены наиболее дискуссионные аспекты темы массовых политических репрессий в СССР 1937-1938 гг., обозначены перспективные направления. Приоритетным таким направлением в настоящее время является анализ материалов региональных государственных и ведомственных архивов, которые должны дополнить федеральные данные в дальнейшем формировании объективной истории политических репрессий периода «большого террора» в СССР 1937-1938 гг.

Библиографический список

1. Роговин, В. З. Сталинский неоНЭП / В. З. Роговин. - М.: Республика, 1994. - 384 с.

2. Конквест, Р. Большой террор / Р. Конквест. - Рига: Ракстниекс, 1991. - 428 с.

3. Лацис, О. Р. Перелом: опыт прочтения несекретных документов / О. Р. Лацис. - М.: Политиздат, 1990. - 188 с.

4. Рассказов, Л. П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в советском государстве: (1917-1941 гг.) / Л. П. Рассказов. - Уфа: УВШ МВД РФ, 1994. - 420 с.

5. Бакунин, А. В. История Советского тоталитаризма. Кн. 2. Апогей. / А. В. Бакунин. - Екатеринбург: Б.и., 1997. - 212 с.

6. Кириллов, В. М. История репрессий и правозащитное движение в России / В. М. Кириллов. - Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 1999. - 120 с.

7. Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия / под ред. В. В. Журавлёва. - М.: РОССПЭН, 1995. - 400 с.

8. Соколов, А. К. «Ежовщина» / А. К. Соколов // Власть и общество в СССР: политика репрессий (20-40-е гг.) / под ред. В. П. Дмитриен-ко. - М.: Б. и., 1999. - С. 265-285.

9. Папков, С. А. Сталинский террор в Сибири. 1928-1941 / С. А. Папков. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997. - 272 с.

10. Петров, А. Г. Типология репрессий в СССР: опыт историко-правового анализа / А. Г. Петров. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004. - 308 с.

11. Рыбаковский, Л. Л. Роковые - тридцать седьмые / Л. Л. Рыбаковский // Социологические исследования. - 2003. - № 5. - С. 122-131.

12. Север, А. Тайна сталинских репрессий / А. Север. - М.: Алгоритм , 2007. - 272 с.

13. Гордон, Л. А. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы / Л. А. Гордон, Э. В. Клопов. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.

14. Земсков, В. Н. Заключённые в 1930-е годы: социально-демографические проблемы / В. Н. Земсков // Отечественная история. - 1997. -№ 4. - С. 54-79.

15. Мусаев, В. И. Коллективизация и раскулачивание в Ленинградской области (1930-е гг.) / В. И. Мусаев // Россия в ХХ веке / под ред.

B. М. Ковальчука. - СПб.: Наука, 2005. - С. 183-200.

16. Малиновский, Л. В. История немцев в России / Л. В. Малиновский. - Барнаул: Позиция, 1996. - 186 с.

17. Баберовски, Й. Красный террор: История сталинизма / Й. Баберовски. - М.: РОССПЭН, 2007. - 278 с.

18. Уйманов, В. Н. Репрессии как это было. (Западная Сибирь в конце 20-х - начале 50-х гг.) / В. Н. Уйманов. - Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1995. - 336 с.

19. Самосудов, В. Время большого террора / В. Самосудов // Международная жизнь. - Омск, 1993. - № 12. - С. 134-136.

20. Говоров, И. В. Советское государство и преступный мир (1920-е - 1940-е гг.) / И. В. Говоров // Вопросы истории. - 2003. - № 11. -

C. 143-152.

21. Павлова, И. В. Механизм власти и строительство сталинского социализма / И. В. Павлова. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. - 460 с.

22. История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов: собр. док-тов в 7-ми т. Т. 1. Массовые репрессии в СССР / отв. ред. Н. Верт, С. В. Мироненко. - М.: РОССПЭН, 2004. - 728 с.

© Степанов М. Г., 2017

УДК 94(47)+930:24

МЕСТО БУДДИЗМА В РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА

В. В. Тажы

Научный руководитель — В. Н. Асочакова, доктор исторических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается место буддизма в религиозной политике государства после Октябрьской революции 1917 года. Предложен краткий экскурс этапов становления буддизма в Туве и российско-тувинских отношений до вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР. На примере функционирования буддизма в Туве освещается политика Советского государства в отношении религиозных конфессий в стране и методы её реализации.

Ключевые слова: Тува, Россия, Урянхайский край, Тувинская Народная Республика, буддизм, сангха, революция.

Буддизм - одна из мировых религий, наряду с такими вероучениями, как христианство и ислам. Открытие классических буддийских текстов позволяет датировать возникновение буддизма в VI веке до н. э. Основоположником буддизма был царский сын Сиддхартха Гаутама, живший в городе Капилавасту, что в северной части Индии. Сегодня в буддизме существуют десятки различных школ и направлений, но основа их учений остаётся единой.

Буддизм в нашей стране существует очень давно - с XVII века, когда были присоединены калмыкский и бурятский народы к России, исповедовавшие издавна данное вероучение. Сегодня на территории Российской Федерации существуют практически все традиционные школы буддизма. Это школа махаяны, ваджраяны, тхера-вады, дзэн и др. Наряду с Бурятией и Калмыкией, Тува также является традиционным буддийским регионом в России.

Тувинский буддизм в своём развитии прошёл несколько этапов: XШ-XVШ вв. - проникновение и распространение буддизма на территории Тувы; XVIII век и конец 20-х гг. XX века - усиление и становление буддизма как официальной религии урянхаев; конец 20-х и начало 90-х гг. XX века - упадок буддизма; начало 90-х гг. XX века - возрождение буддизма в Туве. Буддизм основательно проник на территории Тувы в XIII веке, когда

она входила в состав Монгольской империи. Доказательством тому служит наличие буддийских храмов и пагод на территории республики, датируемые ХШ-Х^ вв. Все они сооружены по канонам, которые существовали в Монгольском государстве [1, с. 20]. К началу XVII века Монгольская империя пришла в упадок из-за княжеских междоусобиц. Тува попала под власть государства Алтын-ханов, образовавшегося на осколках Монгольской империи. К этому времени положение буддизма в тувинском обществе значительно окрепло. Буддийские храмы и монастыри были крупными земельными собственниками. Многие феодалы с духовными званиями управляли тувинскими племенами. В XVIII и в первой половине XX вв. происходит активный процесс распространения и усиления буддизма на территории Тувы. В 1758 году Тува попала под иго маньчжуров. Империя Цин в подчинённых территориях стремилась укрепить положение буддизма и усилить его влияние среди населения. Уже ко второй половине XIX века каждый кожуун имел свой монастырь, и буддийскую религию исповедали все, начиная от простого народа до амбын-нойона [2, с. 98]. Правители кожуунов и амбын-нойоны почти до конца 1920-х гг. содействовали распространению буддизма среди населения.

Тува была присоединена к России намного позже, чем другие буддийские регионы нашей страны. Вхождение Тувы в состав Советской России произошло во время Великой Отечественной войны в октябре 1944 года. Однако российско-тувинские отношения складывались на протяжении многих лет. Сближение было сложным и длительным процессом. Русские промышленники и купцы, которые стремились найти выгодные сферы приложения капитала и рынки сбыта, устанавливали контакт с тувинцами, когда Тува ещё находилась под властью Империи Цин [3, с. 216]. Однако они встретили сильную конкуренцию со стороны китайцев и не смогли занять выгодную позицию. Тува была интересна Российской империи, так как она являлась стратегически важным регионом в Центральной Азии для обеспечения национальной безопасности, рынком сбыта товаров и услуг. Однако Россия не хотела портить отношения с Китаем и свои интересы, связанные с данным краем, отодвинула на задний план.

Маньчжурская династия в Китае пала в результате Синьхайской революции 1911-1913 гг. В 1913 году тувинские нойоны, опасаясь распространения революции на подконтрольные территории, написали письмо российскому императору с просьбой о принятии Урянхай под своё покровительство. Император Николай II дал согласие на просьбу тувинских нойонов, и в апреле 1914 года Тува под названием Урянхайский край была принята под протекторат Российской империи [3, с. 254]. Введённый протекторат не признали Китай и Монголия. Однако Россия продолжала отстаивать свои интересы в Урянхайском крае. Она много делала для хозяйственного обустройства Тувы, занималась переселением русских в этот край. Протекторат Российской империи над Тувой имел большое значение для тувинцев, так как он обеспечил возможность сохранения их этнической идентичности.

После Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года тувинское общество раскололось надвое -сторонников красных и белых. Тем временем Монголия и Китай хотели воспользоваться трудным положением России и овладеть Урянхайским краем, но не осмелились вступать в открытую вооружённую борьбу, ибо прекрасно понимали, что и белые, и красные были хорошо вооружены и не дадут занять такой важный стратегический и экономический регион. В 1921 году революционеры Тувы, воспользовавшись поддержкой Красной Армии, приняли решение о провозглашении национального суверенитета Урянхайского края. Советская власть признала за Урянхайским краем право на самостоятельность и независимость, сохранив тёплые отношения с элитой тувинского общества.

В августе 1921 года был провозглашён суверенитет Урянхайского края, и на карте мира появилось новое государство под названием Тувинская Народная Республика (ТНР), или Танну-Тува, созданы органы власти и принята первая Конституция. Конституция ТНР состояла из 22 глав, она, в частности, гарантировала право всем гражданам исповедовать по своему усмотрению любую религию [4, с. 231]. Высшее руководство государства ТНР было тесно связано с главной организацией тувинских буддистов, которая называлась сангхой. Правительство ТНР подтвердило приверженность Советскому Союзу. СССР защищал интересы молодого государства на международной арене. Руководящей партией в стране в течение всего периода независимости с 1921 по 1944 гг. была Тувинская народно-революционная партия (ТНРП).

Революция Октября 1917 года повлияла на судьбу буддизма в Туве. Новый политический строй отвергал религию. Уничтожение буддизма и гонение на буддистов в Туве началось не сразу после революции, а в конце 20-х гг. XX века. В 1929 году по указанию исполкома Коминтерна в Туве выпускниками Коммунистического университета трудящихся Востока была произведена чистка членов ТНРП и правительства от бывших чиновников и лам, которые находились у руководства республики. Были арестованы и казнены такие видные деятели, как первый генеральный секретарь ЦК ТНРП и первый председатель ТНР Монгуш Буян-Бадыргы, Куулар-Дойдуп, занимавший пост премьер-министра. Новое руководство ТНР во главе с коммунистом Салчак Тока провозгласило политику И. В. Сталина. Было принято решение о ликвидации буддизма и шаманизма в Туве. Ещё в 1924 году представители советского посольства в ТНР советовали Монгуш Буян-Бадыргы и его соратникам взять курс на изживание религии как пережитка прошлого. Однако такое предложение было ими отвергнуто под предлогом, что буддизм является неотъемлемой частью тувинской культуры и образа жизни [1, с. 125].

В октябре 1930 года была принята новая Конституция республики, четвёртая по порядку. Новая Конституция ТНР отражала вступление государства на социалистический путь развития. Кардинально изменились права лам, шаман и прочих служителей культа, в частности, они лишались избирательных прав. Вслед за этим в отношении служителей религии волна репрессий прокатилась по всей Туве. Духовенство и верующее население были объявлены врагами народа. Массово стали закрываться монастыри, начались гонения на лам и шаманов.

Если в 1929 году в ТНР действовало 25 буддийских монастырей, то к 1936 году ни одной действующей буддийской организации уже не было [5, с. 117]. Правительство требовало добровольно сдавать культовые принадлежности, которые имелись в личном пользовании у населения. Специально создавались группы из молодых людей, пропитанных советской идеологией, которые ходили и конфисковали у простого народа буддийские и шаманские предметы культа. Буддийская литература, шаманские бубни и другие культовые принадлежности, конфискованные у аратов, демонстративно сжигались. Тувинский народ был вынужден порвать с религией, опасаясь репрессий со стороны государства.

Социалистическая революция 1917 года, кардинально изменившая политической строй в России, оказала огромное влияние на судьбу буддизма в Туве. С конца 20-х гг. XX века и до 1991 года буддизм в тувинском обществе пришёл в упадок, этому способствовали антирелигиозные мероприятия, проводившиеся среди населения, репрессии в отношении верующих и служителей религии. Распад СССР способствовал оживлению буддийской религии в республике, и на современном этапе переживает свой расцвет. Развитие буддизма в современной Туве поддерживается на государственном уровне. Сангха буддистов Тувы занимается образованием мальчиков-хуураков - будущих лам. В основном их отправляют учиться за границу - в Тибет или Индию. Правительство Тувы полностью поддерживает инициативу сангхи по воспитанию и обучению лам, а также и по другим вопросам. Буддийская сангха во главе с Камбы-ламой - главой буддистов Тувы - выступает хранительницей буддийского учения и всеми способами пытается донести его суть до народа.

Библиографический список

1. Монгуш, М. В. История буддизма в Туве / М. В. Монгуш. - Новосибирск: Наука, 2001. - 200 с.

2. Хомушку, О. М. Религия в истории культуры тувинцев / О. М. Хомушку. - М.: Наука, 1998. - 177 с.

3. История Тувы. В 2-х т. Т. 1 / Ин-т гуманитар. исслед. Респ. Тыва; под общ. ред. С. И. Вайнштейн, М. Х. Маннай-оол. - Новосибирск: Наука, 2001. - 371 с.

4. Аранчын, Ю. Л. Исторический путь тувинского народа на пути к социализму / Ю. Л. Аранчын. - Новосибирск: Наука, 1982. - 339 с.

5. Хомушку, О. М. Религия в культуре народов Саяно-Алтая / О. М. Хомушку. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 227 с.

© Тажы В. В., 2017

УДК 94(47).0841(47+57)

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ МИНУСИНСКОГО УЕЗДА

В. В. Топчеев

Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова

В статье анализируются особенности, связанные с событиями Февральской революции, формированием и функционированием новых институтов государственной власти на территории Минусинского уезда весной — летом 1917 года. Затрагиваются проблемы движущих сил и особенностей двоевластия революционных событий в регионе. Раскрываются причины победы большевиков в Минусинском уезде осенью 1917 года.

Ключевые слова: Февральская революция, Минусинский уезд, социально-экономические и политические особенности, общественные противоречия, двоевластие, движущие силы.

В этом году исполняется сто лет со времени осуществления Февральской революции и крушения Российской империи. Это событие подогревает интерес общества к данному явлению, заставляя сталкиваться подчас диаметрально противоположные мнения. В СМИ господствуют бездумно негативные и даже уничижительные оценки революционного прошлого страны. Между тем Февральская революция является грандиозным и самое главное весьма неоднозначным событием, коренным образом изменившим жизнь людей. В её основе лежат «тектонические» процессы, происходящие в недрах общества и затрагивающие глубинные противоречия, раздирающие социум. Подлинную революцию не делает кучка фанатиков на иностранные деньги. Поэтому уникальность февральских событий прежде всего заключается в том, что они носили стихийный характер. Отсюда и недоумения по поводу происходящего многих политических деятелей, например, А. Ф. Керенского, П. Н. Милюкова, В. И. Ленина и т. д. [1].

Стихийность предполагает разнообразие форм деятельности революционных масс. Помноженная на различия социально-экономических и политических условий жизни огромной страны, она даёт поразительную палитру данному явлению. Были свои особенности и у региона, называемого Минусинским краем (Минусинский уезд и Усинский пограничный округ), охватывающим юг Енисейской губернии. Данные особенности играли как на руку революции, так и против неё. Например, обособленность и неразвитая транспортная сеть приводили к автономности, что отрицательно сказывалось на развитии революционных настроений. Не способствовала их развитию и зажиточность населения региона. Его центр - г. Минусинск - являлся богатым купеческим городом, выросшим на торговле хлебом и на «золотой лихорадке». Его окружали такие же богатые старожильческие сёла. Отсюда и подчёркнутая провинциальность, патриархальность нравов, самодовлеющее бремя традиций. А низкий уровень образования населения, слабость и немногочисленность интеллигенции только усиливали устойчивость Минусинского края к любым изменениям привычного жизненного уклада.

Но были и тенденции противоположного свойства. Экономический кризис (дороговизна, безработица, разгул спекуляции) составлял хорошую основу для формирования устойчивого недовольства происходящим. Падение же престижа власти в совокупности с распространённостью либеральных и социалистических идей под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.