сталинской репрессивной политики. Даны чёткие и взвешенные научные оценки ряда проблем «большого террора» с опорой на введённые в научный оборот исторические источники. Выявлены наиболее дискуссионные аспекты темы массовых политических репрессий в СССР 1937-1938 гг., обозначены перспективные направления. Приоритетным таким направлением в настоящее время является анализ материалов региональных государственных и ведомственных архивов, которые должны дополнить федеральные данные в дальнейшем формировании объективной истории политических репрессий периода «большого террора» в СССР 1937-1938 гг.
Библиографический список
1. Роговин, В. З. Сталинский неоНЭП / В. З. Роговин. - М.: Республика, 1994. - 384 с.
2. Конквест, Р. Большой террор / Р. Конквест. - Рига: Ракстниекс, 1991. - 428 с.
3. Лацис, О. Р. Перелом: опыт прочтения несекретных документов / О. Р. Лацис. - М.: Политиздат, 1990. - 188 с.
4. Рассказов, Л. П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в советском государстве: (1917-1941 гг.) / Л. П. Рассказов. - Уфа: УВШ МВД РФ, 1994. - 420 с.
5. Бакунин, А. В. История Советского тоталитаризма. Кн. 2. Апогей. / А. В. Бакунин. - Екатеринбург: Б.и., 1997. - 212 с.
6. Кириллов, В. М. История репрессий и правозащитное движение в России / В. М. Кириллов. - Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 1999. - 120 с.
7. Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия / под ред. В. В. Журавлёва. - М.: РОССПЭН, 1995. - 400 с.
8. Соколов, А. К. «Ежовщина» / А. К. Соколов // Власть и общество в СССР: политика репрессий (20-40-е гг.) / под ред. В. П. Дмитриен-ко. - М.: Б. и., 1999. - С. 265-285.
9. Папков, С. А. Сталинский террор в Сибири. 1928-1941 / С. А. Папков. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997. - 272 с.
10. Петров, А. Г. Типология репрессий в СССР: опыт историко-правового анализа / А. Г. Петров. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004. - 308 с.
11. Рыбаковский, Л. Л. Роковые - тридцать седьмые / Л. Л. Рыбаковский // Социологические исследования. - 2003. - № 5. - С. 122-131.
12. Север, А. Тайна сталинских репрессий / А. Север. - М.: Алгоритм , 2007. - 272 с.
13. Гордон, Л. А. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы / Л. А. Гордон, Э. В. Клопов. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.
14. Земсков, В. Н. Заключённые в 1930-е годы: социально-демографические проблемы / В. Н. Земсков // Отечественная история. - 1997. -№ 4. - С. 54-79.
15. Мусаев, В. И. Коллективизация и раскулачивание в Ленинградской области (1930-е гг.) / В. И. Мусаев // Россия в ХХ веке / под ред.
B. М. Ковальчука. - СПб.: Наука, 2005. - С. 183-200.
16. Малиновский, Л. В. История немцев в России / Л. В. Малиновский. - Барнаул: Позиция, 1996. - 186 с.
17. Баберовски, Й. Красный террор: История сталинизма / Й. Баберовски. - М.: РОССПЭН, 2007. - 278 с.
18. Уйманов, В. Н. Репрессии как это было. (Западная Сибирь в конце 20-х - начале 50-х гг.) / В. Н. Уйманов. - Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1995. - 336 с.
19. Самосудов, В. Время большого террора / В. Самосудов // Международная жизнь. - Омск, 1993. - № 12. - С. 134-136.
20. Говоров, И. В. Советское государство и преступный мир (1920-е - 1940-е гг.) / И. В. Говоров // Вопросы истории. - 2003. - № 11. -
C. 143-152.
21. Павлова, И. В. Механизм власти и строительство сталинского социализма / И. В. Павлова. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. - 460 с.
22. История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов: собр. док-тов в 7-ми т. Т. 1. Массовые репрессии в СССР / отв. ред. Н. Верт, С. В. Мироненко. - М.: РОССПЭН, 2004. - 728 с.
© Степанов М. Г., 2017
УДК 94(47)+930:24
МЕСТО БУДДИЗМА В РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА
В. В. Тажы
Научный руководитель — В. Н. Асочакова, доктор исторических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматривается место буддизма в религиозной политике государства после Октябрьской революции 1917 года. Предложен краткий экскурс этапов становления буддизма в Туве и российско-тувинских отношений до вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР. На примере функционирования буддизма в Туве освещается политика Советского государства в отношении религиозных конфессий в стране и методы её реализации.
Ключевые слова: Тува, Россия, Урянхайский край, Тувинская Народная Республика, буддизм, сангха, революция.
Буддизм - одна из мировых религий, наряду с такими вероучениями, как христианство и ислам. Открытие классических буддийских текстов позволяет датировать возникновение буддизма в VI веке до н. э. Основоположником буддизма был царский сын Сиддхартха Гаутама, живший в городе Капилавасту, что в северной части Индии. Сегодня в буддизме существуют десятки различных школ и направлений, но основа их учений остаётся единой.
Буддизм в нашей стране существует очень давно - с XVII века, когда были присоединены калмыкский и бурятский народы к России, исповедовавшие издавна данное вероучение. Сегодня на территории Российской Федерации существуют практически все традиционные школы буддизма. Это школа махаяны, ваджраяны, тхера-вады, дзэн и др. Наряду с Бурятией и Калмыкией, Тува также является традиционным буддийским регионом в России.
Тувинский буддизм в своём развитии прошёл несколько этапов: XШ-XVШ вв. - проникновение и распространение буддизма на территории Тувы; XVIII век и конец 20-х гг. XX века - усиление и становление буддизма как официальной религии урянхаев; конец 20-х и начало 90-х гг. XX века - упадок буддизма; начало 90-х гг. XX века - возрождение буддизма в Туве. Буддизм основательно проник на территории Тувы в XIII веке, когда
она входила в состав Монгольской империи. Доказательством тому служит наличие буддийских храмов и пагод на территории республики, датируемые ХШ-Х^ вв. Все они сооружены по канонам, которые существовали в Монгольском государстве [1, с. 20]. К началу XVII века Монгольская империя пришла в упадок из-за княжеских междоусобиц. Тува попала под власть государства Алтын-ханов, образовавшегося на осколках Монгольской империи. К этому времени положение буддизма в тувинском обществе значительно окрепло. Буддийские храмы и монастыри были крупными земельными собственниками. Многие феодалы с духовными званиями управляли тувинскими племенами. В XVIII и в первой половине XX вв. происходит активный процесс распространения и усиления буддизма на территории Тувы. В 1758 году Тува попала под иго маньчжуров. Империя Цин в подчинённых территориях стремилась укрепить положение буддизма и усилить его влияние среди населения. Уже ко второй половине XIX века каждый кожуун имел свой монастырь, и буддийскую религию исповедали все, начиная от простого народа до амбын-нойона [2, с. 98]. Правители кожуунов и амбын-нойоны почти до конца 1920-х гг. содействовали распространению буддизма среди населения.
Тува была присоединена к России намного позже, чем другие буддийские регионы нашей страны. Вхождение Тувы в состав Советской России произошло во время Великой Отечественной войны в октябре 1944 года. Однако российско-тувинские отношения складывались на протяжении многих лет. Сближение было сложным и длительным процессом. Русские промышленники и купцы, которые стремились найти выгодные сферы приложения капитала и рынки сбыта, устанавливали контакт с тувинцами, когда Тува ещё находилась под властью Империи Цин [3, с. 216]. Однако они встретили сильную конкуренцию со стороны китайцев и не смогли занять выгодную позицию. Тува была интересна Российской империи, так как она являлась стратегически важным регионом в Центральной Азии для обеспечения национальной безопасности, рынком сбыта товаров и услуг. Однако Россия не хотела портить отношения с Китаем и свои интересы, связанные с данным краем, отодвинула на задний план.
Маньчжурская династия в Китае пала в результате Синьхайской революции 1911-1913 гг. В 1913 году тувинские нойоны, опасаясь распространения революции на подконтрольные территории, написали письмо российскому императору с просьбой о принятии Урянхай под своё покровительство. Император Николай II дал согласие на просьбу тувинских нойонов, и в апреле 1914 года Тува под названием Урянхайский край была принята под протекторат Российской империи [3, с. 254]. Введённый протекторат не признали Китай и Монголия. Однако Россия продолжала отстаивать свои интересы в Урянхайском крае. Она много делала для хозяйственного обустройства Тувы, занималась переселением русских в этот край. Протекторат Российской империи над Тувой имел большое значение для тувинцев, так как он обеспечил возможность сохранения их этнической идентичности.
После Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года тувинское общество раскололось надвое -сторонников красных и белых. Тем временем Монголия и Китай хотели воспользоваться трудным положением России и овладеть Урянхайским краем, но не осмелились вступать в открытую вооружённую борьбу, ибо прекрасно понимали, что и белые, и красные были хорошо вооружены и не дадут занять такой важный стратегический и экономический регион. В 1921 году революционеры Тувы, воспользовавшись поддержкой Красной Армии, приняли решение о провозглашении национального суверенитета Урянхайского края. Советская власть признала за Урянхайским краем право на самостоятельность и независимость, сохранив тёплые отношения с элитой тувинского общества.
В августе 1921 года был провозглашён суверенитет Урянхайского края, и на карте мира появилось новое государство под названием Тувинская Народная Республика (ТНР), или Танну-Тува, созданы органы власти и принята первая Конституция. Конституция ТНР состояла из 22 глав, она, в частности, гарантировала право всем гражданам исповедовать по своему усмотрению любую религию [4, с. 231]. Высшее руководство государства ТНР было тесно связано с главной организацией тувинских буддистов, которая называлась сангхой. Правительство ТНР подтвердило приверженность Советскому Союзу. СССР защищал интересы молодого государства на международной арене. Руководящей партией в стране в течение всего периода независимости с 1921 по 1944 гг. была Тувинская народно-революционная партия (ТНРП).
Революция Октября 1917 года повлияла на судьбу буддизма в Туве. Новый политический строй отвергал религию. Уничтожение буддизма и гонение на буддистов в Туве началось не сразу после революции, а в конце 20-х гг. XX века. В 1929 году по указанию исполкома Коминтерна в Туве выпускниками Коммунистического университета трудящихся Востока была произведена чистка членов ТНРП и правительства от бывших чиновников и лам, которые находились у руководства республики. Были арестованы и казнены такие видные деятели, как первый генеральный секретарь ЦК ТНРП и первый председатель ТНР Монгуш Буян-Бадыргы, Куулар-Дойдуп, занимавший пост премьер-министра. Новое руководство ТНР во главе с коммунистом Салчак Тока провозгласило политику И. В. Сталина. Было принято решение о ликвидации буддизма и шаманизма в Туве. Ещё в 1924 году представители советского посольства в ТНР советовали Монгуш Буян-Бадыргы и его соратникам взять курс на изживание религии как пережитка прошлого. Однако такое предложение было ими отвергнуто под предлогом, что буддизм является неотъемлемой частью тувинской культуры и образа жизни [1, с. 125].
В октябре 1930 года была принята новая Конституция республики, четвёртая по порядку. Новая Конституция ТНР отражала вступление государства на социалистический путь развития. Кардинально изменились права лам, шаман и прочих служителей культа, в частности, они лишались избирательных прав. Вслед за этим в отношении служителей религии волна репрессий прокатилась по всей Туве. Духовенство и верующее население были объявлены врагами народа. Массово стали закрываться монастыри, начались гонения на лам и шаманов.
Если в 1929 году в ТНР действовало 25 буддийских монастырей, то к 1936 году ни одной действующей буддийской организации уже не было [5, с. 117]. Правительство требовало добровольно сдавать культовые принадлежности, которые имелись в личном пользовании у населения. Специально создавались группы из молодых людей, пропитанных советской идеологией, которые ходили и конфисковали у простого народа буддийские и шаманские предметы культа. Буддийская литература, шаманские бубни и другие культовые принадлежности, конфискованные у аратов, демонстративно сжигались. Тувинский народ был вынужден порвать с религией, опасаясь репрессий со стороны государства.
Социалистическая революция 1917 года, кардинально изменившая политической строй в России, оказала огромное влияние на судьбу буддизма в Туве. С конца 20-х гг. XX века и до 1991 года буддизм в тувинском обществе пришёл в упадок, этому способствовали антирелигиозные мероприятия, проводившиеся среди населения, репрессии в отношении верующих и служителей религии. Распад СССР способствовал оживлению буддийской религии в республике, и на современном этапе переживает свой расцвет. Развитие буддизма в современной Туве поддерживается на государственном уровне. Сангха буддистов Тувы занимается образованием мальчиков-хуураков - будущих лам. В основном их отправляют учиться за границу - в Тибет или Индию. Правительство Тувы полностью поддерживает инициативу сангхи по воспитанию и обучению лам, а также и по другим вопросам. Буддийская сангха во главе с Камбы-ламой - главой буддистов Тувы - выступает хранительницей буддийского учения и всеми способами пытается донести его суть до народа.
Библиографический список
1. Монгуш, М. В. История буддизма в Туве / М. В. Монгуш. - Новосибирск: Наука, 2001. - 200 с.
2. Хомушку, О. М. Религия в истории культуры тувинцев / О. М. Хомушку. - М.: Наука, 1998. - 177 с.
3. История Тувы. В 2-х т. Т. 1 / Ин-т гуманитар. исслед. Респ. Тыва; под общ. ред. С. И. Вайнштейн, М. Х. Маннай-оол. - Новосибирск: Наука, 2001. - 371 с.
4. Аранчын, Ю. Л. Исторический путь тувинского народа на пути к социализму / Ю. Л. Аранчын. - Новосибирск: Наука, 1982. - 339 с.
5. Хомушку, О. М. Религия в культуре народов Саяно-Алтая / О. М. Хомушку. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 227 с.
© Тажы В. В., 2017
УДК 94(47).0841(47+57)
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ МИНУСИНСКОГО УЕЗДА
В. В. Топчеев
Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова
В статье анализируются особенности, связанные с событиями Февральской революции, формированием и функционированием новых институтов государственной власти на территории Минусинского уезда весной — летом 1917 года. Затрагиваются проблемы движущих сил и особенностей двоевластия революционных событий в регионе. Раскрываются причины победы большевиков в Минусинском уезде осенью 1917 года.
Ключевые слова: Февральская революция, Минусинский уезд, социально-экономические и политические особенности, общественные противоречия, двоевластие, движущие силы.
В этом году исполняется сто лет со времени осуществления Февральской революции и крушения Российской империи. Это событие подогревает интерес общества к данному явлению, заставляя сталкиваться подчас диаметрально противоположные мнения. В СМИ господствуют бездумно негативные и даже уничижительные оценки революционного прошлого страны. Между тем Февральская революция является грандиозным и самое главное весьма неоднозначным событием, коренным образом изменившим жизнь людей. В её основе лежат «тектонические» процессы, происходящие в недрах общества и затрагивающие глубинные противоречия, раздирающие социум. Подлинную революцию не делает кучка фанатиков на иностранные деньги. Поэтому уникальность февральских событий прежде всего заключается в том, что они носили стихийный характер. Отсюда и недоумения по поводу происходящего многих политических деятелей, например, А. Ф. Керенского, П. Н. Милюкова, В. И. Ленина и т. д. [1].
Стихийность предполагает разнообразие форм деятельности революционных масс. Помноженная на различия социально-экономических и политических условий жизни огромной страны, она даёт поразительную палитру данному явлению. Были свои особенности и у региона, называемого Минусинским краем (Минусинский уезд и Усинский пограничный округ), охватывающим юг Енисейской губернии. Данные особенности играли как на руку революции, так и против неё. Например, обособленность и неразвитая транспортная сеть приводили к автономности, что отрицательно сказывалось на развитии революционных настроений. Не способствовала их развитию и зажиточность населения региона. Его центр - г. Минусинск - являлся богатым купеческим городом, выросшим на торговле хлебом и на «золотой лихорадке». Его окружали такие же богатые старожильческие сёла. Отсюда и подчёркнутая провинциальность, патриархальность нравов, самодовлеющее бремя традиций. А низкий уровень образования населения, слабость и немногочисленность интеллигенции только усиливали устойчивость Минусинского края к любым изменениям привычного жизненного уклада.
Но были и тенденции противоположного свойства. Экономический кризис (дороговизна, безработица, разгул спекуляции) составлял хорошую основу для формирования устойчивого недовольства происходящим. Падение же престижа власти в совокупности с распространённостью либеральных и социалистических идей под-