Научная статья на тему 'ДВИЖЕНИЕ ЖАНРОВ И ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПЕРИОДА НЕЗАВИСИМОСТИ (1991-2022)'

ДВИЖЕНИЕ ЖАНРОВ И ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПЕРИОДА НЕЗАВИСИМОСТИ (1991-2022) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
концептуальное искусство / живопись / искусство и общество / искусство как отражение своего времени

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вагабова Диляра Рафиковна

В статье предложен обзор основных характеристик творческого мышления азербайджанских художников в период Независимости (начиная с 1991 года). В статье предложена сравнительная характеристика азербайджанского искусства до – и после восстановления независимости государства. Особое внимание уделено творчеству молодого поколения, тяготеющего к концептуальным формам искусства. При этом, отмечается, что и среди молодых художников поддерживается интерес к традиционным формам искусства. Однако, эти формы получают несколько иную, более концептуальную интерпретацию. Также, на основе анализа ряда произведений молодых художников, автор делает вывод о существенных изменениях в творческом мышлении художников 21 века. В то время как художники старших поколений в основном концентрировали свое внимание на проблемах формы, художественной выразительности как инструмента самовыражения, молодые художники более склонны анализировать социальные явления и проблемы современного общества. При этом, обращает на себя внимание общий исповедальный характер искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДВИЖЕНИЕ ЖАНРОВ И ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПЕРИОДА НЕЗАВИСИМОСТИ (1991-2022)»

ДВИЖЕНИЕ ЖАНРОВ И ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПЕРИОДА

НЕЗАВИСИМОСТИ (1991-2022)

ВАГАБОВА ДИЛЯРА РАФИКОВНА

Доцент кафедры изобразительного искусства, Азербайджанский Университет архитектуры и строительства, Баку, Азербайджан

Аннотация. В статье предложен обзор основных характеристик творческого мышления азербайджанских художников в период Независимости (начиная с 1991 года). В статье предложена сравнительная характеристика азербайджанского искусства до - и после восстановления независимости государства. Особое внимание уделено творчеству молодого поколения, тяготеющего к концептуальным формам искусства. При этом, отмечается, что и среди молодых художников поддерживается интерес к традиционным формам искусства. Однако, эти формы получают несколько иную, более концептуальную интерпретацию. Также, на основе анализа ряда произведений молодых художников, автор делает вывод о существенных изменениях в творческом мышлении художников 21 века. В то время как художники старших поколений в основном концентрировали свое внимание на проблемах формы, художественной выразительности как инструмента самовыражения, молодые художники более склонны анализировать социальные явления и проблемы современного общества. При этом, обращает на себя внимание общий исповедальный характер искусства.

Ключевые слова: концептуальное искусство, живопись, искусство и общество, искусство как отражение своего времени

Период Независимости как новая веха в истории Азербайджанского государства ведет свой отсчет с 30 августа 1991 года, когда Верховный Совет Азербайджана принимает декларацию «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики». Этот факт совпадает по времени с трагическими событиями - конфликтом, переросшим в затяжную войну с Арменией и вошедшим в хроники тех лет как «События в Нагорном Карабахе и вокруг него». Важно отметить, что оба эти факта, несомненно оказавшие огромное влияние не только на последующую судьбу азербайджанского народа, но и на характер национального искусства, являются звеньями одной цепи, а именно -политических реформ 1985 года в Советском Союзе , известных как Перестройка. Резко поменявшийся курс Коммунистической партии под руководством М.С.Горбачева в сторону демократизации всех сторон жизни советского общества напрямую отразился на переменах в советской художественной культуре - сюжетах и темах, отображавшихся в самых разных видах творчества - театральных постановках, кинематографе, изобразительном искусстве, характере интерпретации этих тем, общем критическом подходе в выявлении «язв» общества, во всяком случае многих сторон общественной жизни, до сих пор остававшихся под грифом «секретно».

Смена руководства Союза художников Азербайджана в 1987 году привела к принципиальным изменениям в облике художественных выставок: на смену официальным полотнам, посвященным трудовым будням рабочих, нефтяников, колхозников, пришли картины небольшого размера, лирические, исповедальные по своему содержанию. Крупномасштабные тематические холсты в стиле соц.реализма уступили место пейзажам, портретам, символическим композициям, апеллировавшим скорее к философским размышлениям, нежели к объективной констатации факта.

Эта смена творческой парадигмы в основном коснулась художников поколения «семидесятников», так что общая панорама выставок второй половины 1980-х годов уже отличалась существенным стилистическим, колористическим и концептуальным разнообразием. Основной творческой силой, сформировавшей, в конечном счете, лицо национальной художественной школы к началу 1990-х годов стало поколение «семидесятников». Наиболее яркие представители здесь: Кямал Ахмедов, Энвер Аскеров, Фархад Халилов, Мир Надир Зейналов, Геннадий Брижатюк, Назим Рахманов, Алиовсат Алиев, Эльдар Курбанов, Фаик Агаев, Гейюр Юнус, Рафаэль Мурадов, Рашид Исмайлов, ряд других... Будучи яркими художественными индивидуальностями, каждый из них по-своему сохранил и утвердил качество, которое, на наш взгляд, является типическим для современной азербайджанской школы живописи. Это - принципиальная и последовательная аполитичность, концентрированность на своем внутреннем мире, обогащение творчества философской значимостью и духовной красотой в сочетании с непрестанным интересом к формально-художественным проблемам. Именно это делает современную азербайджанскую школу, как совокупность самобытных личностей, самостоятельным и ярким художественным феноменом.

Традиционные средства выразительности все больше получают автономное значение. И с годами, в творчестве последующих поколений - 1980-х, 90-х, 2000-х -по сей день - эта тенденция наполнялась «плотью и кровью», становясь типичной для современной азербайджанской школы живописи. Все чаще выразительность образов строится на колористическом и фактурном решении, все больше пространству, фону отводится роль эмоциональной среды, определяющей общий строй картины.

В начале 1990-х все явственней заявляет о себе поколение 1980-х. Это художники, сформировавшиеся в рамках уже иной идеологической и эстетической программы. Не изображение, а в ы р а ж е н и е - чувств, эмоций, настроений: вот, что становится главным. Ирина Эльдарова, Гусейн Ахвердиев, Эльяр Алимирзоев, Мусеиб Амиров, Закир Гусейнов, Солтан Гараев, Махмуд Рустамов, Инна Костина, Сабина Шихлинская, Уджал Ахвердиев, Елена Ахвердиева, ряд других. Каждый из перечисленных злесь художников наделен индивидуальным, самобытным талантом. У каждого - свои излюбленные приемы и свой круг образов. Но существует некая совокупность черт, которая и делает их всех современниками, художниками одного времени, одного поколения. Противоречивые и многообразные явления современной жизни они стремятся раскрыть через экспрессию цвета, мазка, через выразительность композиционных сдвигов и неожиданность формальных приемов. Внутренний строй работ становится все более исповедальным, интимным, а сами образы - полны загадочности и недосказанности. Предметы, люди, среда, в которой они обитают, предстают как нечто сокровенное, чудесное, и потому - не познаваемое до конца. Каждый из наиболее ярких представителей этого поколения своей самобытной манерой добавляет какие-то новые нюансы в общую панораму

художественной жизни республики, черты, значительно усложняющие и обогащающие общий облик азербайджанского искусства последнего десятилетия 20 века.

Рубеж 20 и 21 веков ознаменовался событием, сыгравшим историческую роль в развитии азербайджанской художественной школы, а именно - выставкой «Крылья времени» (в декабре 1999 года), ставшей первым публичным опытом молодых азербайджанских художников в области концептуального искусства. Подавляющее место в экспозиции выставки занимали различные виды концептуального искусства - фотография, инсталляции, перформансы. Да и скульптура и живопись , показанные здесь, носили подчеркнуто инновационный характер.

Можно утверждать, что с этого момента начинается отсчет нового этапа в развитии азербайджанской художественной школы. Концептуальное искусство в Азербайджане набирало обороты, подтверждением чему стали систематически проводившиеся международные и республиканские выставки, фестивали, биеннале. Также, азербайджанские художники, работавшие в разных видах концептуального искусства, стали активными участниками международных выставок за рубежом.

Этапным для современного азербайджанского искусства стал 2012 год, когда новообразованная на тот момент организация «Пространство современного искусства Yarat!» выступила выставкой "On Soz" («Вступительное слово») , ставшей своего рода манифестом этой организации. Примечательной особенностью этой выставки был состав ее участников, основное ядро которых составили молодые, мало кому известные художники, для которых эта выставка была дебютом. Таким образом, здесь был выявлен значительный, совершенно свежий пласт молодых творческих сил, многие из которых очень скоро стали яркими представителями азербайджанского концептуального искусства, активно и успешно представляя нашу страну за рубежом.

С первых же шагов своей деятельности Ассоциация «Пространство современного искусства Yarat!» играла и играет по сей день важнейшую роль в развитии форм и видов концептуального искусства. Помимо крупномасштабных национальных и международных выставок, было запущено в систематическое функционирование огромное множество проектов, целевых творческих программ, направленных на широкое привлечение в орбиту современной культуры самых разных социальных и возрастных групп.

Хотелось бы остановиться на ряде явлений, характерных в целом для современного азербайджанского искусства текущего периода.

Как известно, у каждого времени - свое «лицо», свой «цвет». Мы, современники, редко воспринимаем свое время одинаково. Так и художники: отражая в своих работах отдельные штрихи, интонации, каждый из них вносит свою лепту в коллективный, собирательный образ эпохи. Но именно молодое поколение определяет, каким быть культуре, искусству того или иного периода. Однако, важно помнить, что существует преемственность традиций, и между поколениями тянутся невидимые нити, образующие, в конечном счете, «полотно», «образ» определенного локуса. И говоря о творческих тенденциях текущего времени, нельзя не учитывать определенные факты, события, которые каждое по-своему, исподволь, постепенно меняло общий курс творческого мышления, подводя к сегодняшнему результату.

Так, в 1991 году возникла группа «Пейкар», основу художественной программы которой составляло стремление ее участников - ряда прогрессивных художников-графиков - обновить традиционный язык восточной миниатюры, уйти от набившей оскомину

стилизации, насытить ее авангардными чертами, сохранив при этом определенную, сугубо восточную, специфику. «Пейкар» провела несколько выставок, которые сопровождались активными дискуссиями, а работы членов этой группы (среди них - такие яркие фигуры, как Эльчин Асланов, Санан Курбанов, Эльчин Мамедов) стали заметной страницей «новейшей истории» азербайджанского искусства.

Преодолевая (или - отвергая вовсе!) академическую систему письма, молодые художники с головой окунулись в формальные эксперименты. Да, все это уже было пройдено - когда-то, где-то, в других культурно-исторических контекстах и других общественно-политических условиях. Теперь, здесь и сейчас, в Азербайджане, молодые, учитывая опыт предшественников, а также - багаж национальных традиций, утверждают и развивают современный язык искусства. Живопись как процесс, как акт рождения гармонии из хаоса - вот что важно, вот что составляет суть живописного организма. К слову сказать, такое осязаемое, чувственное отношение к живописи как к самоценному объекту и раньше было характерно для многих азербайджанских художников. Это и Ашраф Мурад оглы, и Тофик Джавадов, и Джавад Мирджавадов. Это и Расим Бабаев, и Геннадий Брижатюк... Традиционные средства выражения обретали в их работах абсолютно автономное значение. Теперь эта тенденция, обретая все больше последователей, наполнилась плотью и кровью, став типичной для современной азербайджанской школы живописи.

Передать непередаваемое словами - такова задача, лежащая в основе искусства. Иногда это «непередаваемое» принимает облик реальных, знакомых объектов. При этом, эти объекты наполняются иной, гораздо более широкой и совершенно нематериальной значимостью. Все больше приобщаясь в современным инновациям и технологиям в искусстве, азербайджанские художники продолжают также работать в традиционных техниках - живописи, графике, скульптуре, обогащая их новым смыслом и новыми средствами выразительности.

Ярким свидетельством тому могут служить работы некоторых молодых художников 2010-х годов. Это произведения живописи, которые, на первый взгляд, совершенно опровергают тезис о принципиальном доминировании концептуализма на современной художественной сцене. Прямой, неприкрашенный реализм, в котором работали эти художники, почти шокировал, удивлял, иногда даже восхищал, и в этом состоял парадокс наших дней: некогда «правое», конъюнктурное искусство, подвергавшееся остракизму со стороны «прогрессивных сил», сегодня, в контексте безусловного императива концептуалистов, вдруг становится «левым», ломающим стереотипы и предлагающим какой-то новый, обостренный взгляд на вещи. В этих картинах, на первый взгляд, как будто не было ничего оригинального - это реализм как он есть, исполненный на хорошем профессиональном уровне. Казалось бы, ретро? Стилизация? Но почему же так остро и так современно смотрелись эти вещи? Не потому ли, что подобно зеркалу, они отражали реалии наших дней - безусловно, приправленные личностной интерпретацией авторов. Здесь была и горечь, и жажда красоты, которая так плотно «замурована» сегодня в стереотипы китча, здесь звучит и ирония, и самоирония, столь типичные для современной культуры. Находясь под бременем чрезмерного потока информации и новоявленных стереотипов относительно того, каким должно быть сегодня современное искусство, молодые попадают в непростую ситуацию: они как бы «зависают» между разумом и сердцем, между эпатажем (нередко на

грани вычурности и хулиганства) и - уже в который раз! - утверждением вечных ценностей, составляющих основу человечности и человечества.

Своими работами художники, о которых идет речь (например, Тора Агабекова, Фарид Расулов) как бы утверждали свою «человеческую» природу, как особи, которым ничто человеческое не чуждо. При этом, их реалистическое искусство было далеко от идиллии. Реализм не означает беспристрастность. Реализм - это реальный взгляд на существующее положение вещей, и не вина художника, если эти «вещи» перестают порой вписываться в устоявшиеся стереотипы. Возможно, это сигнал к тому, что пора менять стереотипы? За многими «банальными» образами, которыми полнились те картины, читалась ностальгия авторов - поколения 21 века - по чистым, всерьез, лишенным всякой иронии голубому и розовому цветам, по честным, надежным отношениям между друзьями, как и по честному отношению к своему труду и ответственности за его результаты.

При всей объективности высказывания, это искусство пронзительно исповедально. Это - монологи, открытые и честные, не всегда благозвучные, иногда - смешные и косноязычные. И в бесконечном ряду абстракций, инсталляций, перформансов и прочее, они «цепляют» зрителя своей мнимой простотой, по-своему свидетельствуя о парадоксах и странностях нашего времени.

Таким образом, живопись не только продолжает жить: современные художники в самых разных точках мира открывают все новые возможности пластической интерпретации действительности.

Еще один интересный пример современной интерпретации традиционной техники -работы Джеммы Саттар, представлявшиеся на уже упомянутой выставке Ярата 2012 года "On Soz" («Вступительное слово»). Созданные ею портреты четырех азербайджанских поэтов - культовых фигур для азербайджанской культуры (Низами Гянджеви, Мухаммед Физули, Имамаддин Насими и Мирза Алекпер Сабир), - представляют собой интереснейший, по сути - концептуальный, проект. Написанные углем на холсте, они как бы имитируют технику карандашного рисунка. Колоссальных размеров, показанные при максимальном «фокусном» приближении, почти фрагментарно, их суровые лица звучат как набат, как «последнее предупреждение». Dies Irae! День Гнева! Это - совесть нации, ее моральный и духовный ориентир...

Анализируя групповые или персональные выставки, действительно приходишь к осознанию наиболее актуальных, наболевших проблем современности. Как правило, интимная, доверительная, исповедальная интонация все больше доминирует на современных показах. Художники не стесняются говорить о наболевшем - друг с другом и со зрителем, и зритель охотно вступает в предлагаемый ему диалог. Нередко здесь озвучивается трагическое, иногда с оттенком скепсиса ощущение мира, как, в частности в инсталляции Фидан Сеидовой «Покидая этот мир, не забудьте взять свои вещи».

Или напротив, вдруг неожиданно начинают звучать совершенно иные интонации. Нередко появляются проекты, представляющие собой глубокие лирические откровения. Такой была зеркальная комната Лейлы Алиевой, заполненная стихами о любви, на той же выставке 2012 года. На первый взгляд, здесь был применен легкий игровой прием - зритель попадал в пространство, заполненное стихами, написанными как будто губной помадой (красный лак) на зеркалах. Но, по сути, здесь речь шла о другом: в такой комнате не спрячешься, и входившие в нее люди сливались со стихами, получая многократное отражение, уходящее в бесконечность. Очевидно, что все то, что было там написано, хотя

бы однажды переживалось каждым. Любовь присуща всем, она - вечна, и никакие техногенные инновации не способны истребить это чувство. Пока есть жизнь, есть и любовь. Так было, так есть и так будет.

Еще один путь идентификации личности был предложен в проекте Шаина Меликзаде «Уличный БасеЬоок». Художник применил здесь на редкость простой, но эффективный прием. Стилизованный трафарет личной фотографии, предлагаемый в социальных сетях, стремительно пополнялся именами и «физиономиями» посетителей, зримо подтверждая собой актуальность как самих этих сетей, так и данного интерактивного проекта. Но в кажущейся беспристрастности художника есть доля его двойственного отношения к этому феномену интернет-сообщества: чужие, малознакомые друг другу люди механически, по каким-то единичным параметрам вдруг становятся «друзьями». Они начинают систематически делиться друг с другом фотографиями, фактами из своей личной жизни. Но насколько подлинен весь этот интерес? И насколько велик «спрос» на сделанное «предложение»? Сокровенное, личностное, нечто, что как раз и делает каждого отдельного человека личностью, подвергается попытке унификации, сведения в определенную «группу», «семью». Виртуальные «ценности» «правят бал» в этом мире, подменяя собой ценности духовные.

Таким образом, как видим, выставки молодых художников обретают далеко «не детское» лицо! Азербайджанское концептуальное искусство 21 века, в отличие от искусства второй половины 20 века, становится все более социально озабоченным, транспортируя творческую энергию с реализации задач сугубо художественного свойства или субъективного взгляда на мир на интерпретацию, изучение социальной жизни человека, его жизнедеятельности в общественной среде.

Иными словами, за прошедшие 30 лет независимости Азербайджанской Республики азербайджанское искусство претерпевает значительные качественные изменения, обусловленные объективными и субъективными факторами.

Искусство, культура как форма саморефлексии общества, самоосознания себя в контексте современного мира, во многом космополитического, но все еще сохраняющего специфику отдельных локусов вопреки усилиям глобалистов - такова направленность мышления современных молодых азербайджанских художников.

Калейдоскоп современной художественной жизни велик. Невольно напрашивается вопрос: что есть азербайджанское искусство сегодня? Кто мы - космополиты, растворившиеся в мировых тенденциях, или традиционалисты, стремящиеся сохранить свою идентичность? Вопрос не праздный.

«Запад есть Запад, Восток - есть Восток, и вместе им не сойтись» - есть большая правда в этих известных словах Киплинга. Два самобытных, сложных, неоднородных самих по себе мира, две Вселенные, живущие, каждая, по своим внутренним, имманентным законам. Но, правда и в том, что оба эти мира, два сложнейших организма, сотканных из волокон разной давности и разной толщины (древние, архаичные - основополагающие, и молодые, новообразованные, придающие своей основе неуловимое разнообразие, тонкие нюансы), оба эти комплекса ментальности неустанно, непрерывно тянутся друг к другу, временами стыкуясь, скрещиваясь в отдельных своих точках. И тогда рождаются феномены, притягательные и гармоничные, ибо гармония - в подвижном равновесии противоположностей.

Культура (прежде всего - художественная культура) Баку вчерашнего и Баку сегодняшнего - один из плодов такого союза. Восток и Запад сплелись здесь, породив явление действительно самобытное. Так было в начале 20 века, так было на его исходе, таково положение вещей и в первых десятилетиях века 21-го. Не одно поколение азербайджанских художников внесло сюда свою лепту. Поколение молодых - тех, кому определять лицо азербайджанской культуры в 21 веке - принимают эстафету. Они открыты динамичному Западу, они открыты созерцательному Востоку, но они все так же крепко стоят на перекрестье - своей родной почве. Важно сберечь, не порушить то доброе и позитивное, что годами составляло базовые ценности многих поколений. И это понимают молодые. Ибо, не в отрицании традиций, а здравом осмыслении прошлого и последовательном обновлении настоящего - залог будущего.

Ничто более так не выявляет внутренний потенциал того или иного народа, как его духовная культура. Корни Азербайджанской культуры глубоки, ее традиции -разнообразны. Сберечь их - значит обеспечить себе будущее. Ибо традиция - не просто раритет, «пылящийся под стеклом». Это - плоть и кровь, костяк, на котором зиждется духовная сущность народа. Это - часто неосознанная, но неизменная составляющая, присутствующая в наших помыслах и деяниях, в том, что потребляем и что созидаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.