Научная статья на тему 'Движение в Арктику. Освоение газовых месторождений полуострова Ямал: практики советской эпохи'

Движение в Арктику. Освоение газовых месторождений полуострова Ямал: практики советской эпохи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полуостров Ямал / ЯНАО / освоение / месторождения / Сабетта / Yamal Peninsula / Yamalo-Nenets Autonomous Okrug / development / deposits / Sabetta

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галина Юрьевна Колева, Жеко Митков Колев

На основании впервые вводимых в научный оборот архивных документов рассматривается опыт освоения полуострова Ямал ЯНАО. Временные рамки работы охватывают период 1960–1980-х гг. Авторы приходят к выводу о длительном, поэтапном подступе к освоению полуострова, решении комплекса научно-исследовательских, технических и технологических проблем с привлечением широкого круга НИИ и проектных институтов СССР. Рассматриваются проблемы транспортного строительства – железной дороги «Обская–Бованенково», аэропортов, вертодромов, «перевалочной базы» в районе р. Сабеттаяха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Галина Юрьевна Колева, Жеко Митков Колев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Movement to the Arctic. Development of Yamal Peninsula gas fields: Soviet-era practices

On the basis of identified archival sources introduced into scholarly discourse for the first time, the article considers the experience of the development of the Yamal Peninsula of Yamal-Nenets Autonomous Okrug, belonging to the Arctic zones, in the Soviet period. The time frame of the work covers the 1960s–1980s. The practices for the development of the peninsula in the Soviet period are compared with the practices of the post-Soviet time. The object of the study is the history of the gas industry in Western Siberia. The focus of the study is a stage in the history of gas industry in Yamal-Nenets Autonomous Okrug in the conditions of access to the Yamal Peninsula. The aim of the study is to show the practices of Mingazprom and Tyumengazprom in preparing for the commissioning of gas fields and creating the foundations of transport communications of the peninsula. The authors mainly use the historical-comparative method, comparing the Soviet and post-Soviet periods of development. The authors come to the conclusion about a step-by-step approach to the development of the peninsula. The emerging research, technical, and technological problems were solved with the assistance from a wide range of the USSR research institutes and design institutes. The analysis of the documents suggests that advanced experience based on scientific developments and technological solutions of Soviet scientific institutes was used in preparation for the commissioning of deposits. By the end of the 1980s, conditions had been created for the organization of gas production at the Bovanenkovskoye field. The transport construction considered in the article concerns the construction of the Ob–Bovanenkovo railway, airports, heliports in the districts of Bovanenkovo, Novy Port, Sabetta. The authors note that the most difficult problem was the choice of the location of the “transshipment base” on the shore of the Gulf of Ob due to the complex hydrological conditions of the eastern shore of the Gulf of Ob in the Kara Sea, the complex shoreline, and the flooding of previously selected areas. The authors emphasize that the basis for the Sabetta seaport was laid in the Soviet period as part of the selection of the base location for the delivery of cargo for the Bovavnenkovsky and Kharasaveyskoye fields. The authors draw attention to the simultaneous formulation of industrial, housing, and social problems.

Текст научной работы на тему «Движение в Арктику. Освоение газовых месторождений полуострова Ямал: практики советской эпохи»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 492. С. 136-146 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 492. рр. 136-146

Научная статья

УДК 622.324(571.121) (09)

аог 10.17223/15617793/492/15

Движение в Арктику. Освоение газовых месторождений полуострова Ямал:

практики советской эпохи

Галина Юрьевна Колева1, Жеко Митков Колев2

12 Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия 1%ико1г\а@%тт1. сот 2'аскко1еу@^аИ сот

Аннотация. На основании впервые вводимых в научный оборот архивных документов рассматривается опыт освоения полуострова Ямал ЯНАО. Временные рамки работы охватывают период 1960-1980-х гг. Авторы приходят к выводу о длительном, поэтапном подступе к освоению полуострова, решении комплекса научно-исследовательских, технических и технологических проблем с привлечением широкого круга НИИ и проектных институтов СССР. Рассматриваются проблемы транспортного строительства - железной дороги «Обская-Бо-ваненково», аэропортов, вертодромов, «перевалочной базы» в районе р. Сабеттаяха. Ключевые слова: полуостров Ямал, ЯНАО, освоение, месторождения, Сабетта

Для цитирования: Колева Г.Ю., Колев Ж.М. Движение в Арктику. Освоение газовых месторождений полуострова Ямал: практики советской эпохи // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 492. С. 136-146. аог 10.17223/15617793/492/15

Original article

doi: 10.17223/15617793/492/15

Movement to the Arctic. Development of Yamal Peninsula gas fields: Soviet-era practices

Galina Yu. Koleva1, Zheko M. Kolev2

12 Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

1 gukoleva@gmail. com

2 jackkolev@gmail. com

Abstract. On the basis of identified archival sources introduced into scholarly discourse for the first time, the article considers the experience of the development of the Yamal Peninsula of Yamal-Nenets Autonomous Okrug, belonging to the Arctic zones, in the Soviet period. The time frame of the work covers the 1960s-1980s. The practices for the development of the peninsula in the Soviet period are compared with the practices of the post-Soviet time. The object of the study is the history of the gas industry in Western Siberia. The focus of the study is a stage in the history of gas industry in Yamal-Nenets Autonomous Okrug in the conditions of access to the Yamal Peninsula. The aim of the study is to show the practices of Mingazprom and Tyumengazprom in preparing for the commissioning of gas fields and creating the foundations of transport communications of the peninsula. The authors mainly use the historical-comparative method, comparing the Soviet and post-Soviet periods of development. The authors come to the conclusion about a step-by-step approach to the development of the peninsula. The emerging research, technical, and technological problems were solved with the assistance from a wide range of the USSR research institutes and design institutes. The analysis of the documents suggests that advanced experience based on scientific developments and technological solutions of Soviet scientific institutes was used in preparation for the commissioning of deposits. By the end of the 1980s, conditions had been created for the organization of gas production at the Bovanenkovskoye field. The transport construction considered in the article concerns the construction of the Ob-Bovanenkovo railway, airports, heliports in the districts of Bovanenkovo, Novy Port, Sabetta. The authors note that the most difficult problem was the choice of the location of the "transshipment base" on the shore of the Gulf of Ob due to the complex hydrological conditions of the eastern shore of the Gulf of Ob in the Kara Sea, the complex shoreline, and the flooding of previously selected areas. The authors emphasize that the basis for the Sabetta seaport was laid in the Soviet period as part of the selection of the base location for the delivery of cargo for the Bovavnenkovsky and Kharasaveyskoye fields. The authors draw attention to the simultaneous formulation of industrial, housing, and social problems. Keywords: Yamal Peninsula, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, development, deposits, Sabetta

© Колева Г.Ю., Колев Ж.М.., 2023

For citation: Koleva, G.Yu. & Kolev, Zh.M. (2023) Movement to the Arctic. Development of Yamal Peninsula gas fields: Soviet-era practices. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 492. рр. 136-146. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/492/15

В истории газовой промышленности СССР - России опыт советской эпохи по освоению месторождений полуострова Ямал (ЯНАО) не становился предметом изучения. Однако деятельность, развернувшаяся на полуострове в 1960-1980-е гг., включала создание ресурсной базы и подготовку к разработке месторождений углеводородов (УВ). Освоенческая практика отличалась тщательной проработкой научно-исследовательских, технических, технологических, транспортных проблем [1]. Следует отметить, что термин «Ямал» в научной литературе часто применяют для обозначения территории Ямало-Ненецкого автономного округа [2, 3]. В то же время Ямал - полуостров в составе ЯНАО, географически с севера, запада и востока омывающийся Карским море и его заливами (губами), с координатами, свойственными арктическим широтам: от 68° до 73° с. ш. и от 66° до 73° в. д.

Советский период оставил в наследство на территории Тюменской области, в том числе ЯНАО, мощнейшую ресурсную базу УВ. На полуострове, как и прилегающих акваториях, выявлено 11 газовых (ГМ) и 15 нефтегазоконденсатных (НГМ) месторождений, запасы газа в них оцениваются в 16-22 трлн куб. м., конденсата - 230,7 млн т., нефти - 291,8 млн т. [4]. Среди крупнейших месторождений - Новопортовское НГМ (открыто 27 декабря 1964 г.), Бованенковское НГКМ (7 октября 1971 г.), Харасавейское ГКМ (22 мая 1974 г.), Крузенштерновское ГКМ (27 октября 1976 г.), Тамбейская группа ГКМ месторождений, включающая Южно-Северо-Западное, Тамбейские, Малыгинское (открытия 1974-1985 гг.) и др. [5. С. 19, 183-190, 247251, 253-273, 305-309, 417-420; 6. С. 86, 140, 168, 184]. Эти месторождения представляют значительный интерес для современных нефтегазовых компаний, их разработка открывает новые перспективы для экономики ЯНАО и РФ, а сама территория со сложнейшими природно-климатическими условиями, относящаяся к Арктической зоне, представляла и представляет вызов человеческим возможностям.

Индустриальное освоение полуострова продолжилось в постсоветский период, вступив в новую фазу, тем самым укрепив ресурсную базу газовой отрасли, которая играет исключительной важности роль в экономике и финансовой сфере страны. Счетная палата раскрыла на июнь 2023 г. крупнейших плательщиков дивидендов в российский федеральный бюджет: из 143 компаний из суммы в 753 млрд руб. первое место приходится на «Газпром» с суммой в 463,6 млрд руб. [7].

В историографии газовой отрасли нашей страны, в многотомном издании «История газовой отрасли России» [8] интересующая нас проблема затронута в третьем томе, главе 7 «Бованенково - территория больших возможностей» [8. С. 200-215], в ней относительно освоения месторождений полуострова Ямал в советский период говорится [8. С. 190] достаточно завуалировано, что «в течение последующих десятилетий (имеется ввиду открытие месторождения в 1971 г. -

Г.К., Ж.К.), предпринимались попытки освоения этого гигантского месторождения, но не доводились до конца» [8. С. 190]. Появлявшиеся публикации в 2000-е гг. раскрывали некоторые стороны освоения месторождений полуострова в постсоветский период, носили публицистически-информационный характер [4, 9, 10], относились к изданиям компании «Газпром», чаще к журналу с одноименным названием, его рубрике «Коротко», размещавшей новости за период от выхода предыдущего номера [11-13]. Эти публикации дополнялись информацией в интернет-ресурсах [9, 14], в том числе о сооружении транспортных объектов, таких как железная дорога «Обская-Бованенково-Кар-ская» [15], морском порте Сабетта [16].

Все появлявшиеся публикации однозначно связывали освоение месторождений полуострова Ямал с постсоветским периодом. В то же время обращение к документам за 1960-1980-е гг. такой структуры, как «Тюменгазпром», менявшей статус от производственного управления до объединения, Всесоюзного объединения, Главного управления, отразило сложную и долговременную работу по подготовке и осуществлению хозяйственного освоения полуострова Ямал в целом, как и открытых на нем месторождений УВ в частности. Выявлены партийно-правительственные постановления, касающиеся государственных установок по освоению полуострова. Информация архивных материалов советского периода входит в некоторое противоречие с утверждениями публикаций постсоветского периода.

Цель статьи - проанализировать процесс освоенче-ской практики месторождений полуострова Ямал в советский период.

Постсоветский период освоения полуострова (начнем с преобладающей информации в публикациях). «История газовой отрасли России» говорит о «попытках освоения» полуострова в начале 1990-х гг., затем - «в 1997-1998 гг.» [8. С. 191-192], а также с 2002 г., «при объединении усилий компании "Газпром" и правительства ЯНАО» [8. С. 192]. В публикациях журнала «Газпром» события сразу сдвигаются в начало 2000-х гг., когда ОАО «Газпром» совместно с Администрацией ЯНАО, как подчеркивается, «по поручению Президента и Правительства РФ», разработали проект «Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий» [12. С. 10]. «В 2007 году проект был скорректирован ... комплексное освоение месторождений суши Ямала» было решено осуществлять последовательно по трем промышленным зонам, к первой отнесли Бова-ненковскую [9. С. 3]. Добыча газа в этой зоне планировалась с 2011 г. [9. С. 3], с транспортировкой газа по газопроводу «Бованенково - Ухта» (5-6 ниток), двумя трассами: одной - до Торжка, второй - до Починок [9. С. 4]. Первоочередным объектом было намечено Бованенковское месторождение. Его ввод намечали в 2011 г. с объемом добычи газа в первый год 15 млрд

куб. м и последующим «проектным объемом в 115 млрд куб. м в год... при сооружении в 2007-2008 гг. первоочередных объектов промысла для инженерного обеспечения эксплуатационного бурения и объектов подготовки газа». С 2008 г. должна была начаться поставка буровых установок с Уралмашзавода для начала бурения эксплуатационных скважин [9. С. 5]. Стояла задача и сооружения установки комплексной подготовки газа [4]. По сообщениям компании «Газпром», 3 декабря 2008 г. началось строительство магистрального газопровода «Бованенково-Ухта» и бурение первой эксплуатационной газовой скважины [4]. В публикациях особо подчеркивалось, что «при обустройстве месторождений полуострова Ямал и создании новой газотранспортной системы стали " использовать передовой отечественный опыт": теплоизолированные трубы при строительстве и эксплуатации скважин с целью предотвращения растепления многолет-немерзлых пород; в трубопроводах - высокопрочные трубы дм 1420 мм из стали марки К65 (Х80) с внутренним гладкостным покрытием, рассчитанные на рабочее давление 11,8 МПа (120 атмосфер); новые технологии и материалы при сварке и т.д. В журнале "Газпром" за 2004 г. говорилось о создании ОАО "Газ-промнефть Ямал" для проведения добычи нефти на Новопортовском месторождении» [17. С. 5].

Также на конец первого десятилетия XXI в. сообщалось о строительстве железнодорожной линии «Об-ская-Бованенково», которая странным образом на отдельных участках оказалась уже «введенной в эксплуатацию» непонятно кем и когда. В 2009 г. дорогу полностью намеревались ввести в эксплуатацию [13. С. 10]. В 2011 г. сквозное движение от станции Обская-2 (рядом с г. Лабытнанги) до станции Карская общей протяженностью 572 км было открыто. На трассе имелось 5 станций, 12 разъездов, 70 мостов общей длиной 12 км. Дорогу стали называть самой северной в нашей стране и в мире [15].

Одновременно заявлялось о том, что готов к вводу аэропорт на Бованенковском месторождении [11. С. 89], первая очередь которого «18 апреля 2011 г. введена в эксплуатацию с полосой для взлета и посадки вертолетов, рулежной дорожкой, перроном на 10 вертолетов». 20 июня 2012 г. гендиректор «Газпромдобыча Надым» С.Н. Меньшиков сообщал, что «реализован проект строительства здания аэропорта с залом ожидания на 150 человек, комплексом сопутствующих сооружений». Первый технический рейс на аэродром Бо-ваненково выполнен в октябре 2012 г. на самолете Ту-154 [11. С. 17]. В новостях говорилось о невероятных успехах и в обустройстве Бованенковского месторождения: «За 2007-2011 гг. построено 110 объектов, применены новшества - низкотемпературная сепарация газа, парожидкостные охлаждающие установки, термостабилизаторы. Создана автоматизированная система управления промыслом» [12. С. 17]. В декабре 2012 г. начался промысел Бованенковского месторождения и был введен в эксплуатацию магистральный газопровод «Ухта-Торжок» [9]. Подчеркивалось, что обустройство месторождения идет «без привлечения

иностранных инвесторов, практически «по-партизански» [9]. Для работающих было выделено 4 корпуса общежитий-гостиниц с номерами на двух и четырех человек с кухонным блоком, а также столовая, кафе, 2 буфета, больничный блок. Невероятно сжатые сроки работ и ввод объектов строительства в сложных условиях Арктики должны были поражать читателя, только почему-то практика работ определялась термином «по-партизански». Есть и еще завораживающая своими темпами работ информация: в 2012 г. заложен порт Сабетта на западном берегу Обской губы, в 2015 г. он уже начал принимать грузы в объеме 500 тыс. т. Объем грузов постоянно возрастал: в 2016 г. - 2,8 млн т, в 2017 г. - 7,9 млн т [16].

При этом в публикациях встречались малозаметная и очень единичная информация, не вписывающаяся в контекст постсоветского освоения Ямала: при описании строительства дороги «Обская-Бованенково» промелькнула отсылка ко второй половине 1980-х гг. [15], когда в декабре 1986 г. от станции «Обская», находившейся недалеко от города Лабытнанги, ПСМО «Ямалтрансстрой» начало строительство полотна». Стройка была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской, на нее прибыли бригады и строительно-монтажные поезда с Байкало-Амурской магистрали. Для участников ударной стройки неподалеку от Лабытнанг было построено жилье. Затем вахтовый поселок стал микрорайоном города [19]. К моменту ликвидации Мингазпрома в августе 1989 г. дорога была проложена до станции Харлов (268 км) [19]. В статье В. Касаткиной «От Саратова до Ямала», в интервью с генеральным директором ВНИПИГаздобычи В. Миловановым проскользнула фраза, что институт «проблемами полуострова Ямал начал заниматься в 1980-е гг.» [19. С. 42]. А относительно вахтового поселка на Бованенково Б. Марцинкевич [14] писал, что первые комплекты деталей вахтового жилого комплекса были доставлены на место в 1990 г. В только что вышедшей книге «Люди и недра. К 75-летию Тюменской геологии» [20. С. 318-319] относительно Бованенковского месторождения читаем, что месторождение открыто в 1971 г. Ямальской НРЭ, введено в разработку 2012 г., но в приводимой таблице «Добыча и текущие извлекаемые запасы углеводородов Бованенковского месторождения», в первой колонке «Годовая добыча» указан год начала добычи газа - 1985-й, в объеме 0,116 млн куб. м, далее по 2011 г. приводится динамика добычи, выделяется особо 1989 г. с добычей газа в 10, 034 млрд куб. м. В 2012 г. накопленная добыча составила 10,980 млрд куб. м [20. С. 319]. По Новопортовскому месторождению в этом же издании есть информация, что добыча газа и газового конденсата на нем началась в 1985 г. и продолжалась в небольших объемах до 1992 г. [20. С. 211]. На Харасавейском месторождении, согласно книге «Люди и недра. К 75-летию Тюменской геологии», добыча газа осуществлялась с 1979 г. и сохраняется с перерывом в 1983-1984 гг. по настоящее время. В 1985-1995 гг. на этом месторождении осуществлялась и добыча конденсата [6. С. 201]. Дальше - больше: на Южно-Тамбейском месторождении добыча была

начата в небольших объемах газа с 1985 г., осуществлялась регулярно до официального ввода в промышленную эксплуатацию в 2021 г. Добыча конденсата велась с 1992 г. [6. С. 245]. Добычу, пусть и в небольших объемах, нельзя осуществлять без бурения, обустройства месторождения, поддержания процесса добычи, и, кроме того, и без постоянной фиксации объемов. И конечно, хотелось бы понять, откуда брались эти показатели добычи, если все сделала компания «Газпром» в постсоветский период.

Советский период освоения. Переход к рассмотрению нефтегазового освоения полуострова Ямал в рамках советского периода хотелось бы начать с обращения к известному экономисту Н.Д. Кондратьеву, писавшему о советской системе хозяйствования как построенной «на началах централизации, на принципе сознательного руководства со стороны органов государственной политики» [21. С. 570], где «государство непосредственно руководит значительной областью хозяйственной жизни» [21. С. 571], а «важнейшей предпосылкой» для этого «являются планы» [21. С. 571]. Н.Д. Кондратьев считал «неприемлемым для построения планов... выдвижение... отдаленных социально-экономических целей», потому что подобное планирование «не в состоянии привести к такой системе перспектив», которые «реально осуществимы в течение интересующего нас в плане определенного времени» [21. С. 571]. Подчеркивая, что нужно «строить и осуществимые перспективы» [21. С. 572], однако, признавал, что «в наших планах, как правило, наблюдается чрезвычайная смелость» [20. С. 586]. Приведенные выдержки из главной работы Н.Д. Кондратьева полностью коррелируют с нашим пониманием процессов в газовом освоении зон северных районов Тюменской области, где государственная политика опиралась на долгосрочное планирование, отличавшееся чрезмерной смелостью в постановке отдаленных целей с успешной их реализацией. Эти черты характеризовали освоение месторождений Тюменского Крайнего Севера, так и полуострова Ямал. Масштаб деятельности на этом направлении беспрецедентен. В современной российской историографии присутствует некая боязнь положительных оценок экономических успехов в рамках советского прошлого, тем более что перед нами так называемый период эпохи застоя Л.И. Брежнева. В публикациях последних пяти лет редко, но появлялись единичные положительные оценки советского опыта управления, планирования, хозяйствования, в основном в статьях, посвященных различным юбилейным событиям [22-25], что свидетельствует о новых тенденциях.

Первые планы освоения месторождений УВ полуострова Ямал связаны с первыми правительственными постановлениями по подготовке условий выхода на северные газовые месторождения Тюменской области в 1960-е гг., в частности с Постановлением Совета министров СССР от 9 июля 1966 г. №2 512 «Об усилении геологоразведочных работ на газ и освоении выявленных крупных газовых месторождений в северных районах Тюменской области» [26. Д. 835. Л. 150-157]. Среди

намеченных в нем к освоению - месторождения Тазов-ское, Уренгойское, Губкинское (Пурпейское), Заполярное, а на полуострове Ямал - Новопортовское [27. С. 145]. Новопортовское месторождение находилось практически у побережья Обской губы, и, скорей всего, транспортировка газа с него связывалась с использованием морского транспорта. Несмотря на то, что «геологическое строение месторождения было не выяснено», Новопортовское попало в проект так называемого ГПУ «Пурпейгаз», на 1966-1970 гг. [27. С. 155]. В районе расположения месторождения предполагалось создание промысла, ввод самого месторождения планировался в 1968 или в 1970 г. [27. С. 156]. На Новопортовском месторождении в южной его части в 1966-1967 гг. бурились две разведочные скважины; одна скважина готовилась к испытанию, вторая находилась в стадии испытания. Подготовка газа предполагалась методом адсорбции, при сооружении двух пунктов подготовки газа [28. Д. 33. Л. 47-48). Во второй половине 1960-х гг. Новопортовское сохранялось в планах наряду с Заполярным и Уренгойским месторождениями. При этом их не собирались вводить одновременно. Из документов видно, что между ними выбирали: осталось зачеркивание то одного, то другого, то третьего, а над ними - надписано одно из трех. Однако в тот период проект по Новопортовскому месторождению не был осуществлен. Основное внимание сосредоточилось на Уренгойском месторождении [27. С. 158-161].

Вторая по времени постановка задач, связанных с месторождениями полуострова Ямал, относилась к середине 1970-х гг. Курс подготовки к эксплуатации месторождений полуострова был сформулирован в бюро научно-технического совета Мингазпрома СССР 10-11 ноября 1976 г. в рамках обсуждения повестки «Проблемы развития газовой промышленности Западной Сибири в X пятилетке в свете решений XXV съезда КПСС» [28. Д. 640. Л. 145]. Первым месторождением для развертывания работ вновь стало рассматриваться Новопортовское НГК, расположенное в 30 км от побережья Обской губы [28. Д. 1329. Л. 312]. И опять процесс его подготовки растянулся на длительное время. Информация об этом очень скудна, но из нее можно понять, что со второй половины 1970-х до начала 1980-х гг. разрабатывался проект обустройства месторождения, прорабатывалось техническое решение по проведению пробной эксплуатации, составлялась программа подготовки к эксплуатации, обсуждалась «целесообразность ввода», готовилось бурение исследовательских скважин [28. Д. 1267. Л. 12, 13, 22]. В начале 1980-х гг. функции генподрядчика по проектированию освоения нефтяных залежей Новопортовского месторождения были закреплены за ТюменНИИгипрогазом [28. Д. 1111. Л. 109]. В проект включались поселок буровиков, причальные сооружения, дороги, объекты подготовительного периода, обустройство нефтяных залежей [28. Д. 1426. Л. 325]. В документах совета директоров Тюменгазпрома уже за 1985 г. [28. Д. 1329. Л. 312] содержится лаконичная информация о том, что обустройство Новопортовского месторождения велось

силами ПО «Надымгазпром». В 1985 г. действовало Новопортовское управление по повышению нефтеотдачи пластов, база производственно-технического обслуживания и комплектации, передвижная механизированная колонна в пос. Новый порт. [28. Д. 1356. Л. 21-22]. Относительно других месторождений полуострова Ямал в рамках поставленной задачи в 1975-1976 гг. информация по их освоению в документах отсутствует, известны работы только по Новопор-товскому месторождению. Но по данным издания к юбилею тюменских геологов, добыча началась в 1970-е гг. на Харасавейском месторождении, в 1980-е гг. - на Бова-ненковском, Новопортовском и Южно-Тамбейском [6. C. 200-201, 244-245; 21. C. 210-211, 316-319]. Скорей всего, добыча проводилась в рамках пробной эксплуатации из разведочных скважин, газ использовался для местных нужд.

В партийно-правительственном Постановлении № 797 от 20 августа 1985 г. [26. Д. 1799. Л. 3-115.] «О комплексном развитии нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири в 1986-1990 гг.» получил отражение большой комплекс вопросов по освоению месторождений полуострова Ямал, первым из которых к вводу в эксплуатацию намечалось в 1990 г. Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение. Задачи по вводу в действие объектов обустройства нефтяных и газовых месторождений на территории ЗСНГК на 1986-1990 гг. вошли в Приложение № 3, по Ямалу - отражены в виде формулировок «создание задела на Бованенковском месторождении» и «строительство резервуарного парка для сбора нефти на Но-вопортовском месторождении» [26. Д. 1799. Л. 35].

Больший объем в вышеназванном Постановлении заняли транспортные проблемы полуострова. Пункты 10.5 и 10.9 касались железнодорожного и автомобильного строительства. Министерство путей сообщения в 1985-1987 гг. по заданию Мингазпрома должно было разработать проект на строительство железной дороги на полуострове из г. Лабытнанги до мыса Харасавэй, в 1986 г. приступить к ее сооружению за счет средств Мингазпрома с открытием рабочего движения до Бованенковского месторождения не позднее 1990 г. Функции заказчика возлагались на Мингазпром СССР. Стройбанку СССР ставилась задача финансировать строительство дороги по рабочим чертежам и сметам. Минтрансстрой должен был выделить новые рельсы типа Р-50 (изготавливаются из стали К76Ф, Э76Ф, К90АФ, ДТ50, характеризуются как термоупроченные) [29] для надежности эксплуатации железнодорожного пути в экстремальных условиях Тюменского севера [26. Д. 1799. Л. 10-11]. Пункт 12 Постановления требовал в 1985-1986 гг. разработать проект и завершить к 1992 г. усиление железной дороги «Чум-Лабыт-нанги» для увеличения ее пропускной способности [26. Д. 1799. Л. 12]. Срочность этих объектов подтверждало требование в документе осуществлять финансирование работ по рабочим чертежам, а понимание сложности функционирования дороги - выделение новых рельсов Р-50 для обеспечения надежности эксплуатации железнодорожных путей.

Приложение Постановления 15 предусматривало строительство аэропортов: в районе Нового порта и Бованенково для самолетов Ан-26, в Бованенково было запланировано строительство вертодромов [26. Д. 1799. Л. 68].

В приложении 4 Постановления по вводу в действие важнейших магистральных нефтепроводов, газопроводов и компрессорных станций (КС) для транспортировки нефти и газа из Западной Сибири на 19861990 гг. намечено строительство силами Миннефтегаз-строя газопровода «Ямал-Торжок-Ужгород» протяженностью 4 534 км, с вводом в 1991 г., с КС Бованен-ковская, Полярная, Карская и др. После Карской названа Ханавейская КС, что говорит о движении трассы трубопровода на территорию Коми АССР, а значит, с прокладкой трубы через Байдарацкую губу. Темпы строительства устанавливались очень жесткие: северный участок газопровода протяженностью 1840 км по постановлению Совета министров СССР от 7 июня 1985 г. № 1219 должен был с 4 КС вступить в строй в январе 1986 г., на всем протяжении северного участка - в феврале 1987 г. [26. Д. 1799. Л. 45, 46].

Значительное внимание уделялось решению энергетических проблем: в приложении 17 запланировано увеличение мощностей Печорской ГРЭС для передачи электроэнергии по ЛЭП «Сейда-Харп-Ла-бытнанги» с подстанциями (их строительство также предполагалось) к объектам освоения на Ямале. Министерство энергетики и электрификации СССР уже в 1985 г. должно было, согласно пункту 14, совместно с Госпланом СССР разработать и утвердить схемы энергоснабжения объектов по добыче, транспортировке нефти и газа и железнодорожного транспорта полуострова Ямал на период до 2020 г. [26. Д. 1799. Л. 12, 13, 69].

Не были оставлены без внимания проблемы вечной мерзлоты. Пункт 55з Постановления ставил задачу организации в Тюмени в составе СО АН СССР научно-исследовательского института по проблемам освоения Севера (НИИ ИПОС АН СССР); на полуострове Ямал - экспериментально-исследовательских мерзлотных станций этого НИИ; в Лабытнан-гах - экспериментальной лаборатории НИИ ИПОС АН СССР. Цель - изучение изменений природной среды, инженерно-геокриологических условий в процессе хозяйственного освоения полуострова Ямал [26. Д. 1799. Л. 27].

Таким образом, согласно партийно-правительственному Постановлению № 797 от 20 августа 1985 г., подготовка к освоению месторождений полуострова Ямал должна была одновременно сопровождаться решением транспортных, энергетических, научно-исследовательских проблем. Программа наступления на Ямал не ограничивалась только этим постановлением. К технической, технологической стороне имеют отношение: Постановления Совета министров СССР от 20 августа 1985 г. № 798 «О развитии мощностей и техническом переоснащении строительно-монтажных организаций, осуществляющих строительство объектов Западно-Сибирского нефтегазового комплекса в 19861990 гг.» и Постановление Совета министров СССР от

20 августа 1985 г. № 799 «О развитии мощностей по производству технологических установок и оборудования для нефтяной и газовой промышленности в 1986-1990 гг.» [26. Д. 1799. Л. 116-244]. Они предусматривали осуществление огромного блока мероприятий по разработке совершенного оборудования для нефтегазовой отрасли, в том числе работоспособного при температурах -60 °С; стальных труб из высокопрочной стали с термостойким и маслостойким электроизоляционным покрытием, с высокой твердостью и минимальной шереховатостью поверхности и т.д. [26. Д. 1799. Л. 197, 212]. Большое внимание было уделено многоуровневым системам управления объектами добычи, системам телемеханики, контроля за работой установок добычи и управлением скважин, автоматизации КС [26. Д. 1799. Л. 204].

Затем усилиями Мингазпрома и Главтюменгаз-прома началась конкретизация тактики выполнения задач, в некоторых случаях - ее корректировка. Так, Коллегия Мингазпрома СССР в дополнение энергетических программ включила установку ГТЭС в г. Лабытнангах, расширение мощностей Печорской ГРЭС [28. Д. 1398. Л. 61]. В планах разработки месторождений полуострова появилось Харасавэйское месторождение, которое в постановлении не упоминалось. Требовалось разработать ко второму кварталу 1987 г. расширенное ТЭО по обустройству Бо-ваненковского и Харасавэйского месторождений, задача поручалась ВНИПИгаздобыче [28. Д. 1398. Л. 55-57], а в октябре 1986 г. необходимо было утвердить основные технические решения обустройства Бованенковского и Харасавейского месторождений; по ним предполагался выбор площадок под пионерные базы освоения и вахтовые поселки, разработка технических требований на арматуры с температурой работы до -60°, обустройство месторождений суперблоками до 1000 т, в том числе и сооружение блочно-комплектных КС, подготовка технических требований на трубы из хладостойких сталей, производство термосвай, значительное внимание было уделено вопросам осушки газа - абсорберу и добавок к нему.

Программа первоочередных мероприятий по осуществлению работ, связанных с освоением месторождений на полуострове Ямал, и строительству магистральных газопроводов, подписанная в июне 1986 г. В.И. Вяхиревым, начальником Главтюменга-зпрома и одновременно зам. министра Мингазпрома, наряду с разделом «Добыча газа», включала еще пять: «Бурение скважин», «Транспортная схема», «Энергоснабжение», «Строительство жилья и объектов соцкультбыта», «Строительство магистральных газопроводов». Практически все ставившиеся задачи имели сжатые сроки выполнения. Так, вопросы строительства жилья имеют даты выполнения работ «до августа 1986 г.», включают определение численности работающих из семи министерств: Мингаз-прома, Миннефтегазстроя, Мингео, Минречфлота и Минморфлота, Мигражданской авиации; разработки схем размещения вахтовых поселков; вопросы расселения семей вахтовиков в городах Ухта, Воркута и

Тюмень и Лабытнангах. Ставилась задача застройки г. Лабытнанги с увеличением численности города до 11 тыс. человек [28. Д. 1398. Л. 62, 63]. Определялся вахтовый характер обслуживания КС «Лаборовая» и «Полярная». С жилищной проблемой по сжатости сроков соседствует проблема бурения скважин. Вопросы бурения на протяжении 1986 г. обсуждались в Министерстве, Главтюменгазпроме с ВНИПИгаз-добычей, Ухтинским филиалом ВНИИГАЗа, научно-производственным объединением «Тюменгазтехно-логия», ВНИИИСТом, СибНИПИгазстроем. Определялось число скважин в кусте, расстояние между скважинами, устройство проектных площадок, намечались меры, обеспечивающие безопасное бурение, мероприятия по хозяйственному и питьевому водоснабжению базы бурения. Документ указывал ответственных за выполнение и сроки [28. Д. 1398. Л. 50]. Решение энергетических проблем на Бова-ненковском и Харасавейском месторождениях виделось через осуществление поставок ГТЭС на месторождения в 1987 г., теплоснабжение от ПАЭС-2500, строительство ЛЭП и подстанций, проработки схем энергоснабжения от Печорской ГРЭС. Особо была выделена задача разработки схемы энергоснабжения газопроводных систем [28. Д. 1398. Л. 59].

Завершающий, VI раздел касался строительства магистральных газопроводов [28. Д. 1398. Л. 65].

Особое внимание в проработке проблем освоения Ямала уделялось развитию транспортных путей до Бо-ваненковского месторождения, на этом направлении в большей степени осуществлялась корректировка намерений:

1. Аэропорт «Бованенково» построить нужно было ускоренными темпами, чтобы начать использовать в 1990 г. Первоначально он рассчитывался на прием самолетов АН-26. Однако осенью 1986 г. было внесено изменение. Протокол технического совещания при первом зам. министра газовой промышленности Р.И. Вяхиреве от 24 октября 1986 г. по вопросу транспортной схемы полуострова Ямал содержал решение «считать целесообразным сооружение на Бова-ненковском месторождении аэропорта, рассчитанного на прием тяжелых военно-транспортных самолетов типа ИЛ-76 [28. Д. 1402. Л. 285];

2. Назначением строящейся железной дороги «Ла-бытнанги - Бованенково» первоначально указывалось «для транспортировки газа и конденсата». Однако в октябре 1986 г. вопросы транспортировки газа связали с газопроводом «Ямал-Запад», при сооружении из труб диаметром 1400 мм, с толщиной стенок 26,6 мм, кат. «В» [28. Д. 1402. Л. 286];

3. Вопрос о «перевалочной базе» на побережье Обской губы прорабатывался сложно. Первоначальные идеи:

а) создание перевалочной база в устье р. Сеяха [28. Д. 1398. Л. 52, 54]; от нее до Бованенково -транспортировка грузов авиационным или автомобильным транспортом; в устье Сеяхи - сооружение причала, перевалочной базы, поселка, пункта пересадки вахт, установка вахтовых жилых комплексов «Вахта-80», Вахта-40»;

б) для доставки грузов на Харасавэйское месторождение - использование устья р. Мордыяха [28. Д. 1402. Л. 286];

в) осуществление доставки грузов в порт «Ямбург» через продление навигации и использование ледоколов. Предложена транспортная схема: «Ямбург - Обская губа - перегрузка на автодорогу - Бованенковское месторождение».

Однако после проведенных Гипроспецгазом рекогносцировочных изысканий и гидрологических расчетов стало понятно, что выбранные варианты площадки на берегу р. Сеяха требовали дноуглубительных работ для организации судоходства [28. Д. 1402. Л. 134, 135], а для использования порта Ямбург - ледоколов. Приказом МГП и МНГС № 248 /411 от 28 октября 1986 г. местом приема грузов для Бованенковского, Хара-савэйского месторождений и строительства головного участка системы газопроводов «Ямал-Запад» определен район р. Сабеттаяха, на восточном побережье полуострова Ямал, с дальнейшей доставкой грузов на месторождения по автомобильным дорогам. Район р. Се-яха был отклонен по причине отсутствия источников энергоснабжения, нахождения территории планируемой инфраструктуры в затапливаемой зоне, невозможности строительства автомобильной дороги из-за необеспеченности грунтовыми карьерами, наличия многочисленных мостовых переходов. Район р. Сабетта-яха отличался энергоснабжением, наличием взлетно-посадочной полосы, действующей круглогодично, несколькими притрассовыми карьерами [28. Д. 1461. Л. 44, 45]. Было решено поручить НПО «Тюменгазтех-нологии» совместно с институтом «СибНИПИгаз-строй» (институт образован в 1971 г. в Тюмени на базе тюменского филиала ВНИИСТа) разработать в Са-бетте до 15 марта 1987 г. генеральный план промышленной зоны с обработкой грузопотока в год в 600 тыс. тонн и вахтовым поселком на 1 500 чел. Сроки реализации плана - до 15 марта 1987 г.

Район Сабетты стали рассматривать как место решения комплекса транспортных проблем: вместо строительства аэродрома на Бованенковском месторождении с затратами 500 млн руб. ставилась задача проведения расширения ВПП в пос. Сабетта. Сабетта стала важной в реализации транспортной схемы «Са-бетта-Бованенково» для транспортировки крупноблочных сооружений и грузов, доставляемых морским и воздушным путем..Для разворота работ в Са-бетте в соответствии с приказом Мингазпрома СССР еще от 12 июня 1986 г. № 137 «О мерах по обеспечению буровых работ на Бованенковском месторождении пол. Ямал» [28. Д. 1461. Л. 45, 44] в сентябре 1986 г. на Ямал была «отправлена пионерная партия, которая высадилась в Сабетте». Был создан специальный трест инженерно-геокриологического мониторинга изысканий.

Транспортную схему освоения полуострова Ямал рассмотрели на Техническом совещании Главтюмен-газпрома 7 февраля 1987 г. Протокол совещания назывался «По уточнению транспортной схемы и выбора места расположения основного пункта приемки грузов для обустройства Бованенковского месторождения».

Над вопросом работали представители главка, дирекции «Ямалгазпром», институтов «Гипроспецгаз», ВНИПИгаздобычи, НПО «Тюменгазтехнология», треста «Ямбургнефтегазстрой» [28. Д. 1462. Л. 42, 43]. На заседании коллегии Главтюменгазпрома 16 февраля 1987 г. № 1463 была рассмотрена транспортная схема полуострова Ямал, поставлена задача до 15 марта 1987 г. в устье р. Сабеттаяха создать все необходимое для жилья, питания с ежедневным информированием главка о принимаемых мерах по выходу на полуостров Ямал. Контроль возложен на двух заместителей начальника главка Ю.А. Горяинова и В.А. Попова [28. Д. 1461. Л. 40-41]. В 1988 г. перевалочная база в Са-бетте уже работала и принимала грузы: в 1988 г. завезено 33 тыс. т материалов, оборудования, ГСМ [28. Д. 1402. Л. 95]. Документы 1989 г., в частности приказ Тюменгазпрома от 24 января 1989 г. «О подготовке предприятий к навигации 1989 г.», отразили информацию о доставке грузов на полуостров Ямал в пос. Са-бетта. Перед директором дирекции «Ямалгазпром» В. П. Бурдиным и управляющим трестом «Тюменснаб-комплект» Г. А. Баклановым ставились задачи по подготовке причалов и баз для приема грузов в Сабетте в навигацию 1989 г. [28. Д. 1555. Л. 52, 53]. Все это можно рассматривать как начало закладки будущего морского порта. Начальник транспортного управления «Тюменгазпром» В. П. Бирюков должен был осуществлять постоянный контроль за выделением автомашин, буксировкой плавкранов на полуостров Ямал, в Са-бетту. В это же самое время принималось решение об ограничении строительства речного порта «Ямбург» первой очереди, а вторую очередь порта было решено не строить [28. Д. 1402. Л. 285]. Планировалось продление железной дороги «Обская-Бованенково» на Харасавэй, с изменением названия - «Обская-Бова-ненково-Харасавэй», рабочее движение до Бованен-ково должно было быть открыто во второй половине 1990 г.

Обустройство месторождений. В 1986 г. в качестве специальной структуры управления обустройством месторождений полуострова Ямал была создана дирекция строящихся газодобывающих и газотранспортных предприятий и железной дороги полуострова Ямал», под названием «Ямалгазпром», расположенная в г. Лабытнанги [28. Д. 1398. С. 129]. Мингазпром регулярно контролировал проведение работ на полуострове. 28 октября 1986 г. на коллегии Мингазпрома отмечалась низкая организация проектных работ, неудовлетворительная работа дирекции «Ямалгазпром». 3 декабря 1986 г. коллегия Мингазпрома приняла постановление № 14-86 «О первоочередных мероприятиях по освоению газоконденсатных месторождений на полуострове Ямал». Коллегия потребовала от ВНИПИгаздобычи составить комплексную программу освоения Бованенковского месторождения; рассмотреть вопрос о строительстве первоочередных кустов скважин с частичной подсыпкой и без подсыпки минерального грунта при бурении скважин в период отрицательных температур», утвердила число скважин в кусте в количестве 10; ставила задачу определиться с поставками гравия, щебня, песчано-гравийной смеси;

рассмотрела перечень первоочередных объектов на Бованенковском месторождении и вопрос по схеме доставки блок-понтонов. Дирекции «Ямалгазпром» было необходимо «усилить организацию и координацию работ по проектированию и строительству первоочередных объектов бурения и обустройства Бованенков-ского месторождения», до 15 февраля 1987 г. определиться с выходом на месторождение, коллегии Тюмен-газпрома ставилась задача систематического рассмотрения вопросов обустройства месторождений полуострова Ямал [28. Д. 1398. С. 134-136]. По Новопортов-скому месторождению вели обсуждение по обустройству нефтяных залежей и пробной эксплуатации [28. Д. 1426. С. 325]. Приказом Главтюменгазпрома от 6 ноября 1986 г. № 528 Новопортовское управление по повышению нефтеотдачи пластов преобразуется в производственно-диспетчерскую службу по добыче нефти ПО «Надымгазпром». Однако 2 марта 1987 г. Мингаз-пром ССР принимает решение «о консервации залежей Новопортовского месторождения» с отсылкой к указаниям XXVII съезда партии «о максимальном сокращении строительных работ» [28. Д. 1457. Л. 80, 87]. 17 апреля 1987 г. уже приказом Главтюменгазпрома принимается решение о временной консервации Новопортов-ского месторождения. Составлялись ведомости на имеющееся оборудование, конструкции, материалы. ПО «Надымгазпром» ставилась задача сохранить законсервированные объекты, не смонтированное оборудование, конструкции, неиспользованные материалы. С трестом «Ямалгазстрой» должны были быть составлены сметы, чертежи на законсервированные объекты [28. Д. 1457. Л. 88].

На Бованенковском месторождении работы продолжались. По данным пояснительной записки к годовому отчету ГПУ (Главное производственное управление) «Тюменгазпром», в 1988 г. на месторождении осуществлялось строительство эксплуатационных скважин. Бурение вел подрядный трест «Северспецбургаз» (г. Ухта). Работы выполняли две буровые бригады, численность работающих в тресте «Северспецбургаз» составляла 869 человек. Отмечалась высокая аварийность в бурении [28. Д. 1542. Л. 38, 39]. План проходки трест выполнил за год на 55%, однако было введено и сдано 15 скважин на газ. Бурение на Ямале имело высокую стоимость - 1 метр проходки обходился в 1 440 руб., тогда как на Уренгойском, Ямбургском месторождениях - в 441 руб. Использовались буровые установки БУ-3000 ЭУК в эшелонном исполнении для кустового наклонно-направленного бурения. Отражено в пояснительной записке также строительство вертолетных площадок на КС «Байдарацкая» в количестве двух и одной - в Сабетте [28. Д. 1542. Л. 42, 89, 93]. Приводится динамика численности работающих в дирекции «Ямалгазпром»: в 1986 г. - 18 чел., на 1 января 1989 г. - 350 чел, в том числе занятых в промышленности - 220 чел. [28. Д. 1542. Л. 124].

В 1989 г. явно прослеживалось приближение Бова-ненковского месторождения к промышленной добыче. В январе 1989 г. на заседании ГПУ «Тюменгазпрома» рассматривался вопрос о создании производственного

объединения для эксплуатации месторождений Ямала, бурное обсуждение развернулось относительно названия объединения и места дислокации. Названием стало «Ямалгазпром», местом расположения, о чем также велись дискуссии, определили г. Тюмень [28. Д. 1559. Л. 1-4]. 15 июня 1989 г. ГПУ «Тюменгазпром» приняло решение о переводе «Дирекции строящихся газодобывающих, газотранспортных предприятий и железной дороги на полуострове Ямал» из Лабытнанги на Бованенковское месторождение, с переименованием в «Дирекцию по обустройству месторождений и строительству магистральных газопроводов пол. Ямал» [28. Д. 1552. Л. 113]. Деятельность прежней дирекции в основном стала концентрироваться на строительстве железной дороги «Обская-Бованенково-Харасавэй». Са-бетта готовилась к приему грузов в навигацию 1989 г., ГПУ «Тюменгазпром» осуществлял постоянный контроль за выделением автомашин, плавучих кранов, их буксировкой в Сабетту. Введение в эксплуатацию 17 февраля 1989 г. Ен-Яхинское месторождения свидетельствовало о курсе на дальний север. Бованенков-ское было еще севернее.

В то время как Тюменгазпром все более приближался к цели по вводу месторождения в эксплуатацию, 10 июня 1989 г. Совет министров СССР принял решение за № ПП-13653 «О приостановке производства работ по обустройству и бурению на Бованенковском месторождении», которое 20 июня 1989 г. почему-то с легкостью одобрил исполком Совета народных депутатов ЯНАО. Образованная в Тюмени вместо Главтюменгазпрома структура производственно-распорядительного управления государственного концерна «Газпром» [31. Д. 1. Л. 1], которой подчинили бывшие предприятия «Тю-менгазпрома», издала приказ ГПУ «Тюменгазпром» от 6 июля 1989 г. о приостановке всех работ на Бованен-ковском месторождении, правда, на срок с июля по октябрь 1989 г. Начались работы по временной консервации объектов на месторождении с обеспечением их сохранности. Дирекции «Ямалгазпром» ставилась задача обеспечить финансирование работ по консервации объектов с приостановкой работ на месторождении за счет средств на эксплуатационное бурение [28. 1556. Л. 161]. Все это очень напоминало ситуацию с Трансполярной магистралью 1953 г. [30].

С 1989 г. документация приобретает бессистемный характер, информация в ней отрывочна, есть информация о конце 1980-х гг. Однако ясно, что осуществлялась добыча газа на Бованенковском месторождении, которое находилось в структуре Ямалгазпрома, в 1988 г. в объеме 141 тыс. куб. м, в 1989 г. - 348 тыс. куб. м [31. Л. 86] , при этом есть указание на добычу в том же

1989 г. «на старых скважинах» в объеме 22 млн куб. м. Бурение велось в небольших объемах, в 1989 г. составило 1608 м, количество скважин составляло 28 ед. На

1990 г. добычу на Бованенковском месторождении планировали в 40 млн куб. м [31. Л. 90, 97], а на 1993 г. - в 34,4 млрд куб. м [31. Л. 99].

В середине 1990-х гг. месторождения Ямала находись в подчинении ООО «Надымгазпром». В 1995 г. в составе Надымгазпрома названо предприятие «Ямальское ГПУ». В его ведении было два месторождения -

Бованековское и Харасавэйское. На 1994 г. на Бованен-ковском месторождении было уже 53 скважины, из них 2 осуществляют добычу газа, на Харасавэйском - одна скважина, добыча велась на том и другом месторождении: на Бованенковском добывалось 17, 720 млн куб. м, на Харасавэйском - 25,46 млн куб. м [32. Д. 11. Л. 159]. На Бованенковском было два пункта подготовки газа: «имеющийся» и «построенный новый в 1995 г.». Есть газопровод длиной 1000 м от скважины № 6300, уложенный на эстакадах, при теплоизоляции, а к пункту подготовки газа проложен метанолопровод. Газ направлялся для пионерного снабжения вахтового поселка [33. Д. 21. Л. 177]. Количество скважин в 1996 г. - уже 58. Выделены скважины: «на балансе буровиков»; «разведочные» (2); «освоенные» (2); «в ожидании освоения»; «в ожидании испытания»; «экспериментальные», на которых проводились исследовательские работы; были «скважины, в которых спускаются после освоения листовые теплоизолирующие трубы»; «остановленные скважины», на них происходило «обратное промерзание по стабилизации отрицательных температур». Куст № 56 пробурен как опытно-экспериментальный без отсыпки грунта, но на блок-понтонах. На четырех скважинах проводились исследования с целью герметичности колонн и цементного камня, определялись параметры газа [33. Д. 21. Л. 177]. На Хара-савэйском месторождении велась добыча также для собственных нужд.

Таким образом, освоение месторождений полуострова Ямал началось в советский период и проводилось в несколько этапов. Первый подступ связан со второй половиной 1960-х гг., с Новопортовским месторождением. Со второй половины 1970-х гг. был осуществлен второй подступ к месторождениям полуострова, он

коснулся Новопортовского и Харасавэйского месторождений. Активная фаза освоения месторождений с широкомасштабным развитием транспортной сети началась с середины 1980-х гг. К эксплуатации были подготовлены два месторождения - Бованенковское и Новопортовское, велось строительство железной дороги «Обская - Бованенково», была осуществлена закладка промышленной базы и основ порта в районе Са-бетты, строились КС на газопроводе «Ямал-Запад» и сам газопровод. Работы на полуострове сопровождались постоянным расширением масштабов исследовательских работ с подключением значительного числа научно-исследовательских институтов, разработкой новой техники, технологий для проведения работ в условиях вечной мерзлоты. Были созданы структуры управления строительством и эксплуатацией месторождений. Работы по Новопортовскому месторождению были остановлены в 1987 г., на Бованенкоском - в 1989 г., месторождения были переведены в стадию временной консервации. То же саме, скорее всего, произошло и на строительстве транспортных объектов полуострова. В документах ГПУ «Тюменгазпром» и структур, меняющих название на протяжении 1990-х гг., создаваемых на основе предприятия «Тюменгазпром», отражено, что, несмотря на консервацию работ на месторождениях, на Бованенковском месторождении проводились исследования скважин, были построены два пункта подготовки газа, осуществлялась добыча газа. Добыча велась и на Харасавэйском месторождении, данные по Новопортов-скому, как и по другим месторождениям Ямала, в архивных документах отсутствуют. В целом, можно утверждать, что в советский период был наработан огромный опыт по освоению полуострова Ямал и месторождений расположенных на нем углеводородов.

Список источников

1. Состояние и перспективы использования минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа на 15 марта 2021 г. // Справка

ФГБУ «ВСЕГЕИ» от 14 января 2021 г. № 049-00016-21-00. URL: https://www.rosnedra.gov.ru/data/Fast/Files/ 202104/ad829a8fefe9fc69a4502beecc2eb711.pdf (дата обращения: 16.20.2022).

2. История Ямала : в 2 т. / Ямал традиционный. Т. 1. Кн. 2: Российская колонизация / под ред. И.В. Побережникова и др. ; под общ. ред.

В.В. Алексеева. Екатеринбург : Баско, 2010. 324 с.

3. История Ямала : в 2 т. Т. II: Ямал современный. Кн. 1: У истоков модернизации / под ред. К.И. Зубкова. Екатеринбург : Баско, 2010. 368 с.

4. Бованенковское месторождение - опорное месторождение Ямальского центра газодобычи // ПАО «Газпром». URL:

https://www.gazprom.ru/projects/bovanenkovskoye/ (дата обращения: 07.05.2023).

5. Открытые горизонты Т. 1 (1962-1980 гг.) / сост. А.М. Брехунцов, В.Н. Битюков. Екатеринбург : Сред.-Урал. кн. изд-во, 2002. 680 с.

6. Люди и недра. К 75-летию Тюменской геологии : в 2 т. Т. 2 / под общ. ред. А.М. Брехунцова. Тюмень : МНП «Геодата», 2023. 420 с.

7. Счетная палата раскрыла крупнейших плательщиков дивидендов в федеральный бюджет // ЛЕНТА. URL:

https://lenta.ru/news/2023/06/13/dividendy/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 13.06.2023).

8. История газовой отрасли России. 1992-2015 гг. Кн. 3 / отв. ред. Р.М. Гайсин. М. : Граница, 2016. 352 с.

9. Выход на Ямал имеет принципиальное значение для обеспечения роста добычи газа в России // ПАО «Газпром». URL:

https://www.gazprom.ru/press/news/2008/december/article56865/ (дата обращения: 05.05.2023).

10. Мегапроект «Ямал» // ПАО «Газпром». URL: https://www.gazprom.ru/fposts/01/509532/yamal_brochure.pdf. (дата обращения: 04.05.2023).

11. Фролов А., Правосудов С. Газпром приступил к добыче ачимовского газа на Уренгойском месторождении // Газпром. Корпоративный журнал ОАО «Газпром». 2008. № 8. С. 6-9.

12. Фролов А. Главные по Ямалу // Газпром. 2012. № 11. С. 16-19.

13. Хренков Н. Ямал открывает закрома // Газпром. 2008. № 12. С. 10-11.

14. Марцинкевич Б. Бованенково - новый этап газовой отрасли России (Газпром осваивает самую северную газовую провинцию // ИА REX.

14.12.2018. URL: https://iarex.ru/articles/62632.html (дата обращения: 04.05.2023).

15. Ямальский экспресс // ПАО «Газпром». URL: https://www.gazprom.ru/press/news/reports/2013/yamalskiy-express/ (дата обращения: 05.05.2023).

16. В 2012 г. заложен порт Сабетта // СЕВЕР-Пресс. 20.07.2021. URL: https://sever-press.ru/news/transport/devjat-let-nazad-nachalos-stroitelstvo-jamalskogo-porta-sabetta/ (дата обращения: 06.05.2023).

17. Нефтяная стратегия // Газпром. 2004. № 1-2. С. 4-5.

18. Захватывающая история // ПАО «Газпром». URL: https://www.gazprom.ru/press/news/reports/2023/an-exciting-story/ (дата обращения: 07.05.2023).

19. Касаткина В. От Саратова до Ямала // Газпром. 2004. № 1-2. С. 41-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Люди и недра. К 75-летию Тюменской геологии : в 2 т. Т. 1 / под общ. ред. А.М. Брехунцова. Тюмень : МНП «Геодата», 2023. 420 с.

21. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды / ред. И.А. Волкова. М. : Экономика, 2002. 767 с.

22. Газизуллин Н.Ф., Благих И. А. Долгосрочное планирование - основа модернизации экономики (к 100-летию плана ГОЭЛРО и Госплана) // Проблемы современной экономики. 2021. № 1 (77). С. 6-13.

23. Благих И. А., Газизуллин Ф.Г., Газизуллин Н.Ф. Военно-историческое значение Победы советского народа в Великой отечественной войне (1941-1945 гг.) // Проблемы современной экономики. 2020. № 1 (73). С. 6-11.

24. Хайшин М.Н., Благих И. А., Рудник С.Н., Газизуллин Н.Ф. Экономические основы Великой Победы во Второй мировой войне // Проблемы современной экономики. 2020. № 2 (74). С. 6-11.

25. Машков В.Д. Советский опыт преобразований как ориентир для евразийского реагирования на глобальные проблемы // Проблемы современной экономики. 2019. № 3 (71). С. 117-120.

26. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. 814. Оп. 5.

27. Колева Г.Ю., Колев Ж.М. Газовая промышленность Тюменской области: от Березовского до Медвежьего. Тюмень : ТИУ, 2022. 236 с.

28. ГАТО. Ф. 2101. Оп. 1.

29. Рельсы тип Р-50 // Металл Транс Маркет. URL: https://www.metalltm.ru/relsy-zheleznodorozhnye-r-50 (дата обращения: 26.05.2023).

30. Колева Г.Ю. Трансполярная магистраль в освоении северо-западной части Западной Сибири (к 75-летию с начала строительства) // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 482. С. 135-148. doi: 10.17223/15617793/482/14

31. ГАТО. Ф. 2256. Оп. 1. Производственно-распорядительное управление Государственного концерна «Газпром» (1989-1991 гг.). Д. 1.

32. ГАТО. Ф. 2256. Оп. 2. Объединенное диспетчерское управление в г. Тюмени ЦПДУ (Центрального производственно-диспетчерского управления) РАО «Газпром».

33. ГАТО. Ф. 2256. Оп. 3. Представительство ОАО «Газпром» в г. Тюмени.

References

1. Rosnedra. (2021) Sostoyanie iperspektivy ispol'zovaniya mineral'no-syr'evoy bazy Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga na 15 marta 2021 g.

[State and prospects for the use of the mineral resource base of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug as of March 15, 2021]. [Online] Available from: https://www.rosnedra.gov.ru/data/Fast/Files/202104/ad829a8fefe9fc69a4502beecc2eb711.pdf (Accessed: 16.20.2022).

2. Alekseev, V.V. (ed.) (2010) Istoriya Yamala [History of Yamal]. Vol. 1. Book 2. Yekaterinburg: Basko.

3. Zubkov, K.I. (ed.) (2010) Istoriya Yamala [History of Yamal]. Vol. 2. Book 1. Yekaterinburg: Basko.

4. Gazprom. (n.d.) Bovanenkovskoe mestorozhdenie - opornoe mestorozhdenie Yamal'skogo tsentra gazodobychi [Bovanenkovskoye field, a reference

field of the Yamal gas production center]. Gazprom. [Online] Available from: https://www.gazprom.ru/projects/bovanenkovskoye/ (Accessed: 07.05.2023).

5. Brekhuntsov, A.M. & Bityukov, V.N. (eds) (2002) Otkrytye gorizonty [Open Horizons]. Vol. 1. Yekaterinburg: Sred.-Ural. kn. izd-vo.

6. Brekhuntsov, A.M. (ed.) (2023) Lyudi i nedra. K 75-letiyu Tyumenskoy geologii [People and Subsoil. On the 75th anniversary of Tyumen geology].

Vol. 2. Tyumen: MNP "Geodata".

7. LENTA. (2023) Schetnaya palata raskryla krupneyshikh platel'shchikov dividendov v federal'nyy byudzhet [The Accounts Chamber revealed the

largest payers of dividends to the federal budget]. LENTA. 13 June. [Online] Available from: https://lenta.ru/news/2023/06/13/dividendy/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (Accessed: 13.06.2023).

8. Gaysin, R.M. (ed.) (2016) Istoriya gazovoy otrasli Rossii. 1992-2015 gg. [History of the Russian Gas Industry. 1992-2015]. Vol. 3. Moscow:

Granitsa.

9. Gazprom. (2008) Vykhod na Yamal imeet printsipial'noe znachenie dlya obespecheniya rosta dobychi gaza v Rossii [Access to Yamal is of

fundamental importance for ensuring the growth of gas production in Russia]. Gazprom. 12 December. [Online] Available from: https://www.gazprom.ru/press/news/2008/december/article56865/ (Accessed: 05.05.2023).

10. Gazprom. (n.d.) Megaproekt "Yamal" [Yamal Megaproject]. [Online] Available from: https://www.gazprom.ru/fposts/01/509532/yamal_ brochure.pdf (Accessed: 04.05.2023).

11. Frolov, A. & Pravosudov, S. (2008) Gazprom pristupil k dobyche achimovskogo gaza na Urengoyskom mestorozhdenii [Gazprom began production of Achimov gas at the Urengoy field]. Gazprom. 8. pp. 6-9.

12. Frolov, A. (2012) Glavnye po Yamalu [Chief for Yamal]. Gazprom. 11. pp. 16-19.

13. Khrenkov, N. (2008) Yamal otkryvaet zakroma [Yamal opens the bins]. Gazprom. 12. pp. 10-11.

14. Martsinkevich, B. (2018) Bovanenkovo - novyy etap gazovoy otrasli Rossii (Gazprom osvaivaet samuyu severnuyu gazovuyu provintsiyu [Bovanenkovo - a new stage in the Russian gas industry (Gazprom is developing the northernmost gas province]. IA REX. 14 December. [Online] Available from: https://iarex.ru/articles/62632.html (Accessed: 04.05.2023).

15. Gazprom. (2013) Yamal'skiy ekspress [Yamal Express]. Gazprom. 1 April. [Online] Available from: https://www.gazprom.ru/press/news/reports/ 2013/yamalskiy-express/ (Accessed: 05.05.2023).

16. SEVER-Press. (2021) V 2012 g. zalozhen port Sabetta [The port of Sabetta was founded in 2012]. SEVER-Press. 20 July. [Online] Available from: https://sever-press.ru/news/transport/devjat-let-nazad-nachalos-stroitelstvo-jamalskogo-porta-sabetta/ (Accessed: 06.05.2023).

17. Gazprom. (2004) Neftyanaya strategiya [Oil strategy]. Gazprom. 1-2. pp. 4-5.

18. Gazprom. (2023) Zakhvatyvayushchaya istoriya [Fascinating story]. Gazprom. 28 February. [Online] Available from: https://www.gazprom.ru/press/news/reports/2023/an-exciting-story/ (Accessed: 07.05.2023).

19. Kasatkina, V. (2004) Ot Saratova do Yamala [From Saratov to Yamal]. Gazprom. 1-2. pp. 41-43.

20. Brekhuntsov, A.M. (ed.) (2023) Lyudi i nedra. K 75-letiyu Tyumenskoy geologii [People and Subsoil. On the 75th anniversary of Tyumen geology]. Vol. 1. Tyumen: MNP "Geodata".

21. Kondrat'ev, N.D. (2002) Bol'shie tsikly kon"yunktury i teoriya predvideniya. Izbrannye Trudy [Large Cycles of Conjuncture and the Theory of Foresight. Selected works]. Moscow: Ekonomika.

22. Gazizullin, N.F. & Blagikh, I.A. (2021) Dolgosrochnoe planirovanie - osnova modernizatsii ekonomiki (k 100-letiyu plana GOELRO i Gosplana) [Long-term planning is the basis for economic modernization (to the 100th anniversary of the GOELRO and State Planning Committee)]. Problemy sovremennoy ekonomiki. 1 (77). pp. 6-13.

23. Blagikh, I.A., Gazizullin, F.G. & Gazizullin, N.F. (2020) Voenno-istoricheskoe znachenie Pobedy sovetskogo naroda v Velikoy otechestvennoy voyne (1941-1945 gg.) [Military-historical significance of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War (1941-1945)]. Problemy sovremennoy ekonomiki. 1 (73). pp. 6-11.

24. Khayshin, M.N. et al. (2020) Ekonomicheskie osnovy Velikoy Pobedy vo Vtoroy mirovoy voyne [Economic foundations of the Great Victory in the Second World War]. Problemy sovremennoy ekonomiki. 2 (74). pp. 6-11.

25. Mashkov, V.D. (2019) Sovetskiy opyt preobrazovaniy kak orientir dlya evraziyskogo reagirovaniya na global'nye problemy [Soviet experience of transformations as a guideline for the Eurasian response to global problems]. Problemy sovremennoy ekonomiki. 3 (71). pp. 117-120.

26. State Archive of Tomsk Oblast (GATO). Fund 814. List 5. (In Russian).

27. Koleva, G.Yu. & Kolev, Zh.M. (2022) Gazovaya promyshlennost' Tyumenskoy oblasti: ot Berezovskogo do Medvezh'ego [Gas Industry of the Tyumen Region: From Berezovsky to Medvezhy]. Tyumen: Industrial University of Tyumen.

28. State Archive of Tomsk Oblast (GATO). Fund 2101. List 1. (In Russian).

29. Metall Trans Market. (n.d.) Rel'sy tip R-50 [Rails type R-50]. [Online] Available from: https://www.metalltm.ru/relsy-zheleznodorozhnye-r-50 (Accessed: 26.05.2023).

30. Koleva, G.Yu. (2022) The Transpolar Railway in the Development of the North-Western Part of Western Siberia (to the 75th Anniversary of the Beginning of Construction). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University. 482. pp. 135-148. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/482/14

31. State Archive of Tomsk Oblast (GATO). Fund 2256. List 1. Proizvodstvenno-rasporyaditel'noe upravlenie Gosudarstvennogo kontserna

"Gazprom " (1989—1991 gg.) [Production and administrative department of the State Concern Gazprom (1989-1991)]. File 1. (In Russian).

32. State Archive of Tomsk Oblast (GATO). Fund 2256. List 2. Ob"edinennoe dispetcherskoe upravlenie v g. Tyumeni TsPDU (Tsentral'nogo proizvodstvenno-dispetcherskogo upravleniya) RAO "Gazprom" [Joint dispatch department in Tyumen of the Central Production Dispatch Directorate (CPDU) of RAO Gazprom]. (In Russian).

33. State Archive of Tomsk Oblast (GATO). Fund 2256. List 3. Predstavitel'stvo OAO "Gazprom" v g. Tyumeni [Representative office of OJSC Gazprom in Tyumen]. (In Russian).

Информация об авторах:

Колева Г.Ю. - д-р ист. наук, профессор кафедры гуманитарных наук и технологий Тюменского индустриального университета (Тюмень, Россия). E-mail: gukoleva@gmail.com

Колев Ж.М. - канд. техн. наук, доцент кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений Тюменского индустриального университета (Тюмень, Россия). E-mail: jackkolev@gmail.com

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

G.Yu. Koleva, Dr. Sci. (History), professor, Industrial University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation). E-mail: gukoleva@gmail.com

Zh.M. Kolev, Cand. Sci. (Engineering), associate professor, Industrial University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation). E-mail: j ackkolev@gmail. com

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.06.2023; одобрена после рецензирования 22.07.2023; принята к публикации 31.07.2023.

The article was submitted 28.06.2023; approved after reviewing 22.07.2023; accepted for publication 31.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.