Научная статья на тему 'Влияние экономической деятельности арктического региона на безопасность среды обитания водных биологических ресурсов'

Влияние экономической деятельности арктического региона на безопасность среды обитания водных биологических ресурсов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
297
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ЯМАЛА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ARCTIC / YAMAL NATURAL RESOURCES / ECOLOGICAL SITUATION / THE ENVIRONMENT / NEW TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Агарков Сергей Анатольевич, Матвиишин Дмитрий Александрович

Представлена характеристика ключевых природных ресурсов полуострова Ямал и прилегающих акваторий (арктического региона), а также процессы их хозяйственного освоения. Выполнена оценка степени воздействия экономической деятельности на экологию региона. Выявлены подходы к ведению хозяйственной деятельности с учетом минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Сформированы выводы о высокой степени негативного воздействия традиционной для местного населения сельскохозяйственной деятельности и освоения газовых и нефтяных месторождений на экологию региона, выраженного, в первую очередь, в истреблении ценнейших популяций рыб сиговых пород, разрушении существующих экосистем, значительном загрязнении среды обитания водных биологических ресурсов и росте потенциала техногенных и экологических катастроф, возникающих из-за вероятности аварий при освоении месторождений газа и нефти. В качестве мер по сохранению безопасности среды обитания водных биологических ресурсов предложены: ужесточение ответственности за браконьерство и повышение степени контроля над данным процессом со стороны местных органов власти и соответствующих служб; жесткий контроль над соблюдением экологических норм и требований, устанавливающихся международными, федеральными и региональными нормативными актами; установление правил ведения хозяйственной деятельности в регионе, выполняющих стимулирующую роль в отношении экономических агентов к использованию новых технологий и инноваций, обеспечивающих безопасное природопользование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Агарков Сергей Анатольевич, Матвиишин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ARCTIC REGION ECONOMIC ACTIVITY ON THE HABITAT SAFETY OF THE AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES

There are characteristic of the key natural resources of the Yamal Peninsula and adjacent territories, as well as ofprocesses of their economic development. The estimation of the impact of economic activities on the ecology of the region is completed. Research identified approaches to conducting business activities with a view to minimizing the negative impact on the environment. There are conclusions about the highly negative impact of the agricultural activities, which are traditional for the local population, and development of oil and gas fields on the ecology of the region. It expressed primarily in destruction of valuable fish populations of whitefish species, destruction of existing ecosystems, significant pollution of the habitat of aquatic biological resources and potential technological and environmental disasters that arise due the risk of accidents during the development of oil and gas fields. As security for the conservation of aquatic biological resources environment research proposes the next measures: toughening of responsibility for poaching and increase in extent of control over this process from regional authorities and the relevant services; strict control over the observance of environmental standards and requirements which are established by the international, federal and regional regulations; establishment of the rules of conducting economic activity in the region which are carrying out the stimulating role concerning economic agents to use new technologies and innovations, which providing safe environmental management.

Текст научной работы на тему «Влияние экономической деятельности арктического региона на безопасность среды обитания водных биологических ресурсов»

Агарков CA., Матвиишин ДА.

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА НА БЕЗОПАСНОСТЬ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Аннотация. Представлена характеристика ключевых природных ресурсов полуострова Ямал и прилегающих акваторий (арктического региона), а также процессы их хозяйственного освоения. Выполнена оценка степени воздействия экономической деятельности на экологию региона. Выявлены подходы к ведению хозяйственной деятельности с учетом минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Сформированы выводы о высокой степени негативного воздействия традиционной для местного населения сельскохозяйственной деятельности и освоения газовых и нефтяных месторождений на экологию региона, выраженного, в первую очередь, в истреблении ценнейших популяций рыб сиговых пород, разрушении существующих экосистем, значительном загрязнении среды обитания водных биологических ресурсов и росте потенциала техногенных и экологических катастроф, возникающих из-за вероятности аварий при освоении месторождений газа и нефти. В качестве мер по сохранению безопасности среды обитания водных биологических ресурсов предложены: ужесточение ответственности за браконьерство и повышение степени контроля над данным процессом со стороны местных органов власти и соответствующих служб; жесткий контроль над соблюдением экологических норм и требований, устанавливающихся международными, федеральными и региональными нормативными актами; установление правил ведения хозяйственной деятельности в регионе, выполняющих стимулирующую роль в отношении экономических агентов к использованию новых технологий и инноваций, обеспечивающих безопасное природопользование.

Ключевые слова. Арктика, природные ресурсы Ямала, экологическая ситуация, окружающая среда, новые технологии.

Agarkov S.A., Matviishin D.A.

INFLUENCE OF ARCTIC REGION ECONOMIC ACTIVITY ON THE HABITAT SAFETY OF THE AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES

Abstract There are characteristic of the key natural resources of the Yamal Peninsula and adjacent territories, as well as ofprocesses of their economic development. The estimation of the impact of economic activities on the ecology of the region is completed. Research identified approaches to conducting business activities with a view to minimizing the negative impact on the environment. There are conclusions about the highly negative impact of the agricultural activities, which are traditional for the local population, and development of oil and gas fields on the ecology of the region. It expressed primarily in destruction of valuable fish populations of whitefish species, destruction of existing ecosystems, significant pollution of the habitat of aquatic biological resources and potential technological and environmental disasters that arise

ГРНТИ 06.61.33

О Агарков C.A., Матвиишин Д.А., 2017

Сергей Анатольевич Агарков - доктор экономических наук, доцент, ректор Мурманского государственного технического университета.

Дмитрий Александрович Матвиишин - аспирант Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук (г. Вологда).

Контактные данные для связи с авторами (Матвиишин Д.А.): 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а (Russia, Vologda, Gor'kogo Str., 56a). Тел.: +7 (909) 561-22-20. E-mail: bestumik@rambler.ru.

due the risk of accidents during the development of oil and gas fields. As security for the conservation of aquatic biological resources environment research proposes the next measures: toughening of responsibility for poaching and increase in extent of control over this process from regional authorities and the relevant services; strict control over the observance of environmental standards and requirements which are established by the international, federal and regional regulations; establishment of the rules of conducting economic activity in the region which are carrying out the stimulating role concerning economic agents to use new technologies and innovations, which providing safe environmental management.

Keywords. Arctic, Yamal natural resources, ecological situation, the environment, new technologies.

Арктический регион, обладая огромными запасами полезных ископаемых, владеет и другими наиважнейшими ресурсами, в т.ч. биологическими. Хрупкая экология региона, вкупе с суровыми климатическими условиями, предъявляет высокие требования к процессу его хозяйственного освоения. Достижения научно-технического прогресса уже позволили приступить к разработке арктических месторождений с соблюдением всех необходимых защитных мер и предосторожностей. В дополнение к классическим для северных регионов видам деятельности наиболее активное развитие нового - освоения газовых и нефтяных месторождений - ведется в настоящее время в рамках географического пространства полуострова Ямал, находящегося в составе Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). В связи с этим, именно в данном регионе важно и соблюдение максимального невмешательства в естественную среду обитания биологических ресурсов, в первую очередь водных, как наиболее подверженных любым негативным изменениям и тяжело восстанавливающимся после них.

Хозяйственная деятельность на Ямале оказывает непосредственное влияние на состояние среды обитания биологических ресурсов, как в отношении внутренних водоемов полуострова, так и акватории Обской губы Карского моря, в связи с чем исследование выполнено в отношении региона, выделенного как территория полуострова Ямал с прилегающей акваторией Обской губы. Интересной особенностью экономики, как ЯНАО в целом, так и полуострова Ямал в частности, является совмещение двух абсолютно разных направлений хозяйствования: добычи полезных ископаемых в промышленных масштабах с одновременным развитием морских коммуникаций и внутренних водных путей как тенденции становления морской цивилизации в регионе [1, с. 17-21] с одной стороны (на долю ЯНАО приходится порядка 85% добычи природного газа Российской Федерации), и сельскохозяйственных видов деятельности, которые являются традиционными для коренного населения Севера, с другой.

Интенсификация хозяйственного освоения региона полуострова Ямал происходит под влиянием ключевых тенденций развития Ямало-Ненецкого автономного округа как одного из опорных добывающих углеводородное сырье регионов страны. ЯНАО создает 2,73% суммарного объёма ВРП (вычисляемого как разница между суммой выпусков региона и суммой его промежуточного потребления [2, с. 101-108]) регионов России и 20,1% суммарного объёма ВРП регионов Уральского федерального округа (1 611,6 млрд руб. в 2014 году). Наибольшая доля в валовом региональном продукте создается по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» (50,2% ВРП). При этом по показателю ВРП на душу населения автономный округ занимает первое место среди регионов Уральского федерального округа и второе - среди всех регионов России (2 985,3 тыс. руб. в 2014 году). Такая значительная доля суммарного объёма ВРП регионов России обеспечивается ЯНАО при 0,36% общероссийской численности населения, что подтверждает факт самодостаточности ЯНАО, присущий всем северным регионам страны [3, с. 36].

Отличительной чертой автономного округа является то, что пространственное размещение экономических агентов и расселение населения в значительной степени неравномерны. Такая неравномерность определяется в первую очередь исторически сложившимися условиями хозяйствования в ЯНАО. Основная экономическая деятельность и население сконцентрированы в центре газодобычи в пределах Пур-Тазовской и Надым-Пурской НГО. Здесь в 70-80-х гг. XX в. для обеспечения разработки месторождений газа и нефти основаны города, где проживает более 50% постоянного населения. Основанные значительно раньше (в конце XVI и конце XIX вв. соответственно) столица ЯНАО Салехард и располагающийся рядом Лабытнанги долгое время, особенно в XX в., играли роль опорных пунктов к дальнейшему освоению северных территорий ЯНАО. Здесь образовались и функционируют

предприятия агропромышленного сектора, а также организации, занимающиеся речными, морскими и авиационными перевозками. В периферийных районах проживает сельское население, преимущественно коренное, занимающееся традиционными для них формами сельского хозяйства [4].

Предпосылкой сложившейся структуры выпуска региона, подавляющую часть которого обеспечивает добыча полезных ископаемых и сопутствующие ей виды экономической деятельности (строительство, торговля, транспорт), стали значительные запасы углеводородов, обнаруженные в географическом пространстве ЯНАО. В пределах региона находится несколько нефтегазоносных областей (НГО) северной части Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции: Ямальская, Гыданская, Пур-Тазовская и Надым-Пурская. Оцененные извлекаемые запасы углеводородов, сосредоточенные в пределах указанных НГО, составляют около 65% ресурсов Арктической зоны Российской Федерации. ЯНАО в первую очередь известен за гигантские запасы природного газа. Основные месторождения: Уренгойское (уникальное; третье в мире по запасам), Ямбургское (уникальное; пятое), Бованенков-ское (крупнейшее; шестое), а также Харасавэйское, Северо-Уренгойское, Русское, Заполярное, Су-торминское и др. Запасы природного газа по категориям А+В1+В2+С1 российской системы классификации оценены в размере более 30 трлн м3, нефти - свыше 2,5 млрд т, газового конденсата - более 900 млн т.

Основная часть запасов углеводородов представлена залегающими на небольших глубинах сено-манскими залежами, имеющими высокую эффективность разработки. Прогнозные ресурсы, в разы превышающие по размерам разведанные запасы, напротив, по большей части залегают глубоко (от 2 до 4 км) [5]. Надым-Пур-Тазовский регион является старейшим поставщиком природного газа ЯНАО. Доставка газа потребителям осуществляется посредством многониточной газотранспортной системы, включенной в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России. На экспорт газ транспортируется через магистральный газопровод «Уренгой - Помары - Ужгород». Ключевые месторождения региона - Уренгойское, Ямбургское, Медвежье. Их начальные запасы оценены в 21,3 трлн м3, разработка ведется с 1970-х гг. XX века и фактически уже добыто около 12,3 трлн м3 природного газа.

Однако постепенная выработка действующих месторождений, а также достижения научно-технического прогресса позволяют недропользователям продвигаться к освоению более северных месторождений. Это: Бованенковское, Южно-Тамбейское, Малыгинское, Новопортовское, Харасавэйское, Крузенштернское, Каменномысское-море и др. В результате в ЯНАО перспективным районом газо- и нефтедобычи стал и развивается в такой роли Ямальский район, располагающийся в пределах полуострова Ямал. ПАО «Газпром» здесь запущен и реализуется масштабный проект - т.н. мегапро-ект «Ямал», предполагающий реконструкцию и создание до 2030 г. газотранспортной системы нового поколения [6]. В рамках данного проекта начата добыча природного газа на Бованенковском месторождении с последующей транспортировкой по газопроводу «Бованенково - Ухта» (часть экспортного «Ямал - Европа»). В перспективе созданная инфраструктура будет использована при разработке других близлежащих месторождений газа, включая Харасавэйское и Крузенштернское.

У ОАО «НОВАТЭК» также серьезные планы относительно месторождений региона полуострова Ямал. Так, уже ведется реализация проекта «Ямал СПГ» на базе Южно-Тамбейского месторождения, который предполагает строительство завода по сжижению газа мощностью до 16,5 млн т. СПГ ежегодно и всей сопутствующей инфраструктуры. Доставка газа экспортным потребителям будет осуществляться на специально строящихся для проекта газовозах ледового класса Агс7 [7, с. 42]. ОАО «НОВАТЭК» также имеет лицензии и на ряд других потенциально богатых ресурсами лицензионных участков, освоение которых планируется в рамках серии проектов «Арктик СПГ».

На полуострове Ямал начата и добыча нефти. ПАО «Газпром нефть» ведет отгрузку сырой нефти нового сорта Novy Port, добываемой с Новопортовского месторождения, извлекаемые запасы которого составляют свыше 250 млн т. Нефть транспортируется по нефтепроводу с месторождения до Мыса Каменного, где отгрузка выполняется посредством морского терминала «Ворота Арктики» на танкера для последующей доставки морем.

В то же время, географическое пространство Ямала насыщено не только углеводородным сырьем, но и обладает немалыми биологическими ресурсами. Так, в пределах региона выделяется следующая флора и фауна [8, с. 89]: 178 видов сосудистых растений (относятся к 33 семействам и 88 родам); 16 видов пресноводных, проходных и полупроходных видов рыб (сиг-пыжьян, омуль, нельма, сибирский хариус, чир, налим, арктический голец, муксун, сибирская ряпушка и др.); 10 видов наземных

млекопитающих (бурый медведь, волк, полевка Миддеидорфа, узкочерепная полевка, арктическая бурозубка, дикий северный олень, лисица обыкновенная, сибирский лемминг, копытный лемминг и др., а также относящиеся к охотничье-промысловым видам горностай, песец, росомаха, ласка и заяц-беляк); несколько видов морских млекопитающих (кольчатая нерпа и морской заяц). Флора и фауна прилегающей акватории Карского моря представлена следующими показателями: донные бурые, красные и зеленые водоросли, одноклеточные водоросли, фито- и зоопланктон; 54 вида рыб (нерка, голец, кета, горбуша, камбала, чавыча, мойва, липарисы и др., а также имеющие промысловое значение ряпушка, навага, муксун, омуль, нельма, корюшка и сайда); морские млекопитающие (морж, морской заяц, нерпа, белуха, полосатиковые киты); около 80 видов птиц (гагарка, восточная клуша, гага-гребенушка, кайра, морянка, синьга, бургомистр, люрик и др.); полярная (малоголовая) акула.

Работа агропромышленного комплекса Ямальского района обеспечивается, главным образом, коренным населением, около 90% которого задействованы в животноводстве (в первую очередь, оленеводстве), рыболовстве (осетровые и сиговые породы) и звероводстве (выращиваются голубой песец, серебристо-черная лисица, норка). Общий ежегодный вылов рыбы на внутренних водоемах и в губах полуострова Ямал составляет около 2,4 тыс. т, из которых около 2 тыс. т составляет улов ряпушки. Ловля рыбы является ключевой деятельностью практически для всего населения полуострова Ямал. При этом отличительно, что в промышленных целях рыбной ловлей занимаются только около 150 жителей региона, а для кочевых, безоленных и малооленных ненцев рыболовство является зачастую единственным источником существования.

В промышленных масштабах ловля рыбы ведется в Обской губе (только севернее линии мыс Сан-диба - мыс Ям-Сале за рядом исключений), в низовьях реки Обь и на внутренних водоемах полуострова Ямал. Промышленный лов ведут 5 крупных предприятий и общины с индивидуально-семейной организацией труда. Последние зачастую заключают с рыбзаводами соглашения в счет их квот и сдают им выловленную рыбу. Средний вылов рыбы предприятиями составляет ежегодно 680-1200 т, а общинами - около 640 т. Также существует и индивидуальный вылов рыбы, как для покрытия собственных потребностей местного населения, так и в браконьерских целях. Коренное население ведет традиционное рыболовство на отдельных участках Байдарацкой, Гыданской, Тазовской и Юрацкой губ.

Легальный вылов рыбы регулируется Правилами рыболовства и составляет около 782 т рыбы ежегодно. Он включает в том числе и сдачу рыбы от коренных народов рыбзаводам или «в совхоз». Однако закупочные цены при таком способе ее реализации низкие, вследствие чего население обращается к нелегальной продаже рыбы т.н. «коммерсантам», что и становится их основным источником дохода. Основной объем нелегального вылова приходится на зимние периоды. Замерзание отдельных рек и озер позволяет сформировать «зимники», по которым рыба доставляется из поселков на грузовых машинах. Местное население также использует снегоходы для доставки рыбы к местам сбыта (п. Тазовский, п. Ямбург). Объемы нелегального лова слабо поддаются оценке, однако полагается, что они находится на уровне как минимум собственного потребления местных жителей. Особенно сильный ущерб от нелегального лова возникает вследствие вылова браконьерами только ценных видов сиговых рыб.

Рыбное хозяйство региона полуострова Ямал весьма уязвимо с экологической точки зрения. На внутренних водоемах западного Ямала наблюдается высокая изолированность рыб сиговых пород. Их размножение происходит в реках и озерах, а зимовки после нереста - в верховых глубоких озерах. В Байдарацкую губу рыбы выходят только в узкую полосу побережья, а личинки остаются на нагул в пойме родных рек. Наиболее крупные локальные стада сиговых отмечаются в крупных озерно-речных системах (оз. Нейто, оз. Ярато - р. Юрибей, оз. Ямбуто - р. Мордыяха).

Рыбы сиговых пород восточного Ямала мигрируют в системе «внутренние озера и реки - Обская губа» и могут быть отнесены к популяциям обских сиговых рыб. При этом наибольшая часть сиговых рыб Обского бассейна, являющейся самой ценной промысловой группой, зимует именно в Обской губе, куда приходят как почти все взрослые особи после нереста, так и все молодые рыбы, включая неполовозрелые. В зимний период почти все промысловые стада рыб сиговых пород Обского бассейна сосредотачиваются на ограниченной акватории Обской губы протяженностью всего 190-290 км, т.к. места их зимовки ограничиваются с севера по линии устье р. Сеяха - мыс Харсе (до линии проникновения солоноватых морских вод), а с юга по широте с. Новый Порт - с. Мыс Каменный (до ли-

нии проникновения заморных - лишенных растворенного кислорода - вод, спускающихся в зимний период от равнины Васюганье по р. Обь). Естественной преградой для проникновения соленых вод Карского моря в Обской губе является т.н. обский бар - мощная песчаная плотина шириной до 50 км, располагающаяся южнее м. Дровяной и севернее м. Штормовой [9, с. 15-16].

Негативное воздействие на хрупкую экологию Арктики оказывает хозяйственная деятельность как местного населения региона, так и «пришедших» ресурсодобывающих корпораций. Это определяет региональные особенности экономического развития традиционного для северных морей, в т.ч. Карского, вида деятельности - промышленного рыболовства [10, с. 74-78]. Объемы рыболовецкого промысла в регионе значительно превышают его экологически допустимые возможности. Проводимые исследования подтверждают, что экологическое состояние находящихся в уральских притоках р. Обь нерестилищ и большинства внутренних водоемов полуострова Ямал находится в приемлемом состоянии и не нарушает обычное воспроизводство рыб сиговых пород. Соответственно не естественные причины, а именно чрезмерная нагрузка приводит к сокращению промыслового стада рыб, наблюдаемому в динамике последних десятилетий. Так, популяция таких массовых пород сиговых, как пелядь и пыжьян, сократилась в 4 раза, а чира - в 10 раз. Ряпушка пока остается единственным видом, сохраняющим высокую численность. В то же время, численность крупных особей в среднем по всем породам сиговых сократилась в 10 раз.

Наибольший ущерб сиговым наносит нелегальный и браконьерский лов, особенно в отношении изолированных стад рыб во внутренних водах полуострова Ямал. При этом отмечается новая негативная тенденция последних лет - промысловая нагрузка возрастает из-за массового бесконтрольного лова рыб сиговых пород работниками промышленных объектов, возводимых в пределах географического пространства региона в рамках процессов освоения нефтегазовых месторождений. Формируется следующая причинно-следственная связь: первоначально осуществляется вылов крупных особей; после значительного сокращения их численности происходит переход на мелкоячеистые сети, в связи с чем лову подвергаются мелкие и средние виды рыб, а также неполовозрелые особи крупных видов; в результате происходит нарушение естественного процесса воспроизводства популяций; в итоге возникает реальная вероятность полного исчезновения отельных изолированных видов сиговых, особенно учитывая современные орудия лова и средства передвижения.

Так, результатом проведения работ по освоению Бованенковского месторождения и строительства железнодорожной ветки Обская - Бованенково - Карская, стало практически полное исчезновение муксуна, чира, арктического гольца, пыжьяна и пеляди в районе Бованенковского месторождения. Аналогичные последствия вероятно стоит ожидать и при освоении Тамбейских, Крузенштерновского и Новопортовского месторождений [11, с. 266-278].

Освоение углеводородных месторождений полуострова Ямал представляет опасность экологии региона далеко не только через браконьерство сотрудников ресурсодобывающих корпораций. Анализ геологических и экологических последствий многолетней эксплуатации газодобывающей инфраструктуры Уренгойского, Ямбургского, Медвежьего и других месторождений выявил следующие потенциальные факторы негативного воздействия на окружающую среду при разведке, обустройстве и эксплуатации месторождений и газотранспортных систем [12, с. 243]: загрязнение поверхности суши и водных объектов нефтепродуктами, буровыми реагентами и другими технологическими жидкостями, а также сточными водами; механические изменения слагающей породы; выбросы загрязняющих веществ в атмосферу; нарушение условий тепловлагообмена на поверхности многолетних мерзлых пластов, а также тепловое загрязнение их толщи; нарушение термобарических условий и изменение геодинамического состояния верхних слоев литосферы; изменение гидрологического и гидрогеологического режима территории; шумовое загрязнение окружающей среды. Следствие всего вышеперечисленного - негативное воздействие на флору и фауну.

Серьезные экологические последствия ожидаются от реализации проекта «Ямал СПГ». Помимо прочего, проект предполагает строительство на принципах государственно-частного партнерства нового морского порта (п. Сабетта) на восточном берегу полуострова Ямал с проведением дноуглубительных работ в акватории Обской губы. В рамках подготовительного этапа строительства порта было выполнено сооружение грузового порта для приемки модулей завода по производству СПГ и выполнены работы по созданию технического канала (длина 4 км, ширина 240 м, отметка дна -12,4 м) [13, с. 92-93]. В рамках выполнения работ основного этапа в 2017 году порт должен быть го-

тов к отгрузке СПГ на специализированные суда-газовозы, для чего будет завершено создание технологических причалов для отгрузки СПГ и выполнение дноуглубительных работ в акватории Обской губы. К концу 2016 года уже создан проходной (длина 5,6 км, ширина 315 м, отметка дна -15,1 м) и морской (длина 48,9 км, ширина 205 м, отметка дна -15,1 м) каналы. В результате выполненных по итогам 2016 года работ обеспечена возможность захода в п. Сабетта судов с осадкой до 12 м, в т.ч. газовозов для перевозки СПГ [14].

Данные работы нарушают сложившуюся экосистему Обской губы, поскольку результатом их выполнения является частичное разрушение обского бара. Глубина проникновения соленых морских вод в Обскую губу усилится, что окажет непосредственное влияние на площадь и без того небольшой акватории Обской губы, где сосредотачиваются промысловые стада рыб сиговых пород в зимнее время, что негативно скажется на популяции этих ценнейших рыб [15, с. 37-39].

Морские перевозки приводят к загрязнению акваторий нефтепродуктами и другими перевозимыми грузами, мусором и сточными водами. Последние содержат хозяйственно-бытовые стоки, подсла-невые и фекальные воды. Сточные воды с судов и береговых объектов порта являются источником бактериального загрязнения высокого уровня. Подсланевые воды, содержащие топливные фракции, частицы ржавчины и иные включения, несут в себе еще и химическое загрязнение донных грунтов и водной среды. Танкеры, следующие к месту отгрузки нефти у мыса Каменный (проект «Новый порт»), пересекают место зимовки сиговых в Обской губе, в связи с чем несут негативное влияние на среду обитания водных биологических ресурсов.

Освоение нефтяных и газовых месторождений на территории полуострова Ямал, а также в прилегающей акватории Обской губы, несет в себе еще один негативный для экологии потенциал - высокую вероятность техногенной катастрофы. Реализация проектов «Ямал СПГ» и «Новый порт» связана с судоходством и перегрузкой нефтепродуктов в той части акватории Обской губы, где ежегодно проходит зимовка наибольшей части сиговых рыб Обского бассейна. Авария даже незначительного масштаба может привести к уничтожению промысловых объемов рыб ценнейших пород, что, помимо всего прочего, приведет к огромным проблемам социального характера. В целом, бережное отношение к сохранению арктического биогеоценоза является основой формирования системы рационального природопользования в этом регионе [16, с. 58-63].

Меры по гармонизации ведения сельского хозяйства в регионе осуществляют местные органы власти, включая утверждение региональных нормативных актов, квотирование добычи рыб, лицензирование отдельных видов деятельности, формирование особо охраняемых природных территорий, борьбу с браконьерством и прочее. Ключевые ресурсодобывающие компании - ПАО «Газпром», ОАО «Ямал СПГ» (ОАО «НОВАТЭК»), ПАО «Газпром нефть» - озвучивают сохранение экологии полуострова Ямал в качестве приоритетного и неотъемлемого условия ведения добычи углеводородов в регионе. В первую очередь данное условие соблюдается путем использования передовых технологий и оборудования при освоении газовых и нефтяных месторождений.

Так, технологические объекты, возведенные при старте освоения Бованенковского месторождения, занимают минимальную площадь. При их строительстве применены технологии, снижающие воздействие на вечную мерзлоту: парожидкостные термостабилизаторы и теплоизолированные трубы для скважин. Для исключения загрязнения почвы и водоемов эксплуатируются замкнутые системы водоснабжения. На постоянной основе проводится экологический мониторинг.

Построенный для морской отгрузки сырой нефти у мыса Каменный арктический терминал башенного типа «Ворота Арктики» является полностью автоматизированным и управляется удаленно, а его оборудование имеет защиту от гидроударов. Применена технология «нулевого сброса», исключающая попадание каких-либо посторонних веществ в акваторию Обской губы, а специально разработанная автоматика имеет возможность моментальной герметичной расстыковки терминала и танкера. Подводный трубопровод, проведенный от Новопортовского месторождения к терминалу, оснащен дополнительной бетонной оболочкой [17, с. 40-46].

Специально для проекта «Новый порт» ведется строительство двух многофункциональных ледокольных судов обеспечения проекта Are 13 0А, которые предназначены для ледокольного обеспечения отгрузки сырой нефти и проводки танкеров, буксировки иных судов, выполнения спасательных операций и пожаротушения, а также участия в операциях по ликвидации разливов нефти. При проекта-

ровке судов также учтен принцип «нулевого сброса», предусматривающий временное хранение на борту всех твердых и жидких отходов с их последующей утилизацией только на берегу [18].

Для реализации проекта «Ямал СПГ» ведется строительство портового флота, состоящего из портового ледокола, ледокольных и портовых буксиров. Все суда технически наделены дополнительными возможностями по выполнению спасательных операций и участию в операциях по ликвидации разливов нефти. Так, в присвоенном классе Российского морского регистра судоходства уже построенных и приступивших к работе в порту Сабетта эскортных буксирах «Пур» и «Тамбей» присутствуют формулировки Salvage ship и Oil recovery ship, подтверждающие наличие у судов специальных возможностей [19]. В рамках данного проекта экологическая служба фонда «Чистые моря» ведет комплексный экологический мониторинг, включая оценку воздействия на окружающую среду порта и береговых объектов, а также выполненных дноуглубительных работ в акватории Обской губы.

Следует особо подчеркнуть, что важнейшей составляющей обеспечения национальной безопасности в Арктике является функционирование мощного ледокольного флота, при этом работающие в Арктике атомные ледоколы, в отличие от большинства дизельных, не наносят вреда окружающей среде [20, с. 34-40]. Более того, атомный ледокол «50 лет Победы» оснащен экологическим отсеком, позволяющим исключить попадание каких-либо продуктов жизнедеятельности судна за его пределы, ведь сбор и утилизация всех отходов ведется прямо на судне.

Таким образом, экономическая деятельность региона полуострова Ямал выражена двумя основными направлениями: традиционной для местного населения сельскохозяйственной деятельностью и освоением энергетических ресурсов. Влияние данной деятельности на экологию региона в целом и безопасность среды обитания биологических ресурсов несомненно негативное. Чрезмерный вылов рыб во внутренних водоемах и Обской губе приводит к необратимым последствиям, итоговым результатом которых является истребление ценнейших популяций рыб сиговых пород. Реализация ресурсодобывающих проектов лишь усугубляет непростую экологическую ситуацию на полуострове Ямал и прилегающей акватории Обской губы.

Выполняемые в рамках проекта «Ямал СПГ» дноуглубительные работы в акватории Обской губы, а также начало активных морских перевозок через акваторию Северного морского пути до порта Сабетта и мыса Каменного оказывают негативное влияние на традиционное место зимовки рыб сиговых пород Обского бассейна и могут привести к разрушению существующей экосистемы, значительно сократив популяцию промысловых рыб. При этом наиболее опасным представляется потенциал техногенных и экологических катастроф, которые могут возникнуть вследствие аварий. Хотя и нельзя не отметить в качестве положительного фактора серьезные усилия, прилагаемые корпорациями, для предотвращения подобных ситуаций и минимизации рисков.

В качестве мер по сохранению безопасности среды обитания водных биологических ресурсов предлагаются следующие: ужесточение ответственности за браконьерство и повышение степени контроля над данным процессом со стороны местных органов власти и соответствующих служб; жесткий контроль над соблюдением экологических норм и требований, устанавливающихся международными, федеральными и региональными нормативными актами; установление правил ведения хозяйственной деятельности в регионе, выполняющих стимулирующую роль в отношении экономических агентов к использованию новых технологий и инноваций, обеспечивающих безопасное природопользование.

Статья подготовлена в рамках НИОКР № 13-17ГЭ «Совершенствование методов оперативной и долгосрочной диагностики среды обитания морских гидробионтов в условиях активного промышленного освоения углеводородов арктического шельфа», проводимой по государственному заданию Федерального агентства по рыболовству.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурцев О.В., Козъменко С.Ю., Шиян Г.Н. Современная Россия и морская цивилизация // Морской сборник.

2006. №6. С. 17-21.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2004. 495 с.

3. Север и Арктика в пространственном развитии России. М.; Апатиты; Сыктывкар: Изд. КНЦ РАН, 2010.

213 с.

4. Татаркин А.И., Петраков Н.Я., Кузнецов C.B. и др. Российская Арктика: современная парадигма развития. СПб.: Нестор-История, 2014. 844 с.

5. Факторный анализ и прогноз грузопотоков Северного морского пути / под. ред. C.B. Селина, С.Ю. Козь-менко. Апатиты: Изд. КНЦРАН, 2015. 335 с.

6. Чудаков Г.М., Терещенко И.А., Иванов М.Г., Дегтяренко H.A. Новый этап освоения месторождений Ямальской нефтегазоносной области //Научные труды КубГТУ. 2016. № 11. С. 43-54.

7. Матвиишин Д.А. Транспортировка СПГ в Арктике: анализ основных тенденций и перспектив развития // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. Т. 50. № 3. С. 40-46.

8. Пыстина Н.Б., Баранов A.B., Наполов О.Б. Эколого-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала осваиваемых территорий полуострова Ямал // Научно-технический сборник Вести газовой науки. 2013. № 2 (13). С. 88-95.

9. Лапин С.А., Артамонова КВ., Гангнус H.A., Киева К.К. Гидролого-гидрохимическая структура фронтальной зоны Обской губы в раннеосенний период // Проблемы Арктики и Антарктики. 2015. № 3 (105). С. 15-26.

10. Рыбаков Ф.Ф., Агарков СЛ., Бреславец H.H. Региональные особенности экономического развития рыболовства Северного бассейна // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2011. Т. 14. № 1. С. 74-78.

11. Богданов В.Д., Степанов Л.Н., Богданова E.H., Мельниченко H.H., Ярушина М.И. Оценка современного состояния водных экосистем и проблемы охраны биологических ресурсов при обустройстве Крузенштерн-ского ГКМ // Экономика региона. 2015. № 3 (43). С. 266-278.

12. Партум С.Э., Золотарев H.H. Влияние газовой промышленности на природную среду Ямала // Интерэкспо ГЕО-Сибирь, 2007. № 6. С. 241-244.

13. Комков H.H., Селин B.C., Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Сценарный прогноз развития Северного морского пути // Проблемы прогнозирования. 2016. № 2. С. 87-98.

14. В порту Сабетта завершены дноуглубительные работы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/transport/3717461 (дата обращения 16.01.2017).

15. Книжников А.Ю., Голубчиков С.Н., Зайцева Ю.Б. Возможные экологические последствия реализации проекта «Ямал-СПГ» // Энергия: экономика, техника, экология. 2013. № 12. С. 35-39.

16. Козъменко С.Ю., Селин B.C., Савельев А.Н, Щеголькова A.A. Стратегия морской деятельности и экономики природопользования в Российской Арктике // Морской сборник. 2012. Т. 1988. № 11. С. 58-63.

17. Козъменко С.Ю., Селин B.C., Савельев А.Н, Щеголькова A.A. Северный морской путь: развитие арктических коммуникаций в глобальной экономике // Морской сборник. 2015. Т. 2021. № 8. С. 40-46.

18. Состоялась закладка первого ледокольного судна обеспечения для проекта Новый Порт. Официальный сайт ПАО «Газпром нефть». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1109633 (дата обращения 02.02.2017).

19. Регистровая книга. Официальный сайт Российского морского регистра судоходства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info.rs-head.spb.ru/webFS/regbook/regbookVessel (дата обращения 10.02.2017).

20. Селин B.C., Козъменко С.Ю. Взаимодействие хозяйственных и оборонных интересов в арктических акваториях // Вестник Кольского научного центра РАН. 2012. № 3 (10). С. 34-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.