УДК - 973.091.7
ДВИЖЕНИЕ К ПРИЗНАНИЮ СССР И ЕГО СТОРОННИКИ В США В 1932-1933 ГОДАХ
Е.Н. Журина
В статье речь идет об усилении кампании за официальное признание Америкой Советского Союза в 19321933 гг. В условиях экономического кризиса и японской экспансии на Дальнем Востоке заинтересованность США в установлении дипломатических отношений с нашей страной возросла.
Ключевые слова: президент, государственный департамент, торговля, переговоры, общественность.
Республиканская и демократическая партии и их кандидаты в президенты во время предвыборной кампании 1932 г. вопроса о признании Советского Союза не поднимали. Кандидат в президенты от республиканской партии Герберт Гувер в речи, произнесенной 16 октября в Кливленде, указал на то, что мировой экономический кризис в США вызван внешними факторами. В их числе он назвал русскую и китайскую революции, а также «советский демпинг». Но в целом Гувер воздерживался от заявлений против СССР [1, с. 636].
Кандидат в президенты от демократической партии Франклин Делано Рузвельт тоже прямо не высказывался по вопросу признания СССР, ссылаясь на то, что не вполне изучил вопрос, но объективно его рассмотрит для того, чтобы найти наилучшее решение, какое только будет в его власти [1, с. 621].
Более определенно Рузвельт высказывался в неофициальных беседах и в кругу близких ему лиц. Все это создало ему репутацию сторонника нормализации советско-американских отношений. «Задолго до вступления Рузвельта на пост президента он лично был известен как поборник признания, — писала английская газета «Manchester Guardian». — Деятельность его правительства показала, что он не изменил свою точку зрения и после избрания» [2].
В марте 1933 г. в обстановке невиданного кризиса финансовой системы в США к власти пришла новая администрация во главе с Ф. Рузвельтом. Перед президентом стояло большое количество задач, которые необходимо было каким-то образом разрешить не только во внутренней, но и во внешней политике страны. Обращаясь к советскому вопросу, президент знал, что к тому времени 26 других правительств, включая Великобританию, Францию, Италию и Германию, признали СССР без условий [3, р.135]. Несмотря на постоянные замечания, что советское правительство долго не протянет, которое высказывались с революции 1917 г. [4, p. 8], СССР продолжал твердо «стоять на ногах». После вступления в должность Ф. Рузвельт начал собирать информацию о СССР, встречался с Х.Л. Купером по данному поводу [5, с. 634]. При этом он решил лично заниматься всеми вопросами, касавшимися американо-советских отношений, особенно имея в виду противодействие государственного департамента [6, p. 101].
В течение 1920-х гг. одной из основных задач Восточноевропейского отдела госдепартамента было информирование о любой подозрительной советской деятельности. Поэтому, неудивительно, что государственный департамент в целом «не разделял, если не был враждебен самой идее установления отношений с Советским Союзом», как писал Моргентау [7, с. 90]. К примеру, один из специалистов отдела, Л.У. Хендерсон изучал договоры и международные соглашения, в которых принимал участие СССР. В результате, он пришел к мнению, что СССР активно действует против США на международной арене и стремится путем революций и хаоса в некоммунистическом мире достигнуть своей главной цели - создание мира коммунизма со штаб-квартирой в Москве [8, p. 12].
В такой сложной ситуации Рузвельт заметил как-то летом 1933 г. в беседе с Моргентау: «Если бы я лично мог поговорить с кем-нибудь, кто представлял бы Россию, я урегулировал бы весь этот вопрос» [9, p. 32].
Государственный департамент отмечал, главным образом, трудности, которые ожидали бы Соединенные Штаты в случае нормализации американо-советских отношений. Американский посланник в Риге Р. Скиннер в донесении госсекретарю от 24 февраля 1933 г. перечислял пять возможных альтернатив в вопросе признания СССР, настаивая, прежде всего, на заключении с Советским правительством специального договора с удовлетворением всех предварительных требований США. Скиннер особо подчеркивал: «Русские нуждаются в нас бесконечно больше, чем мы нуждаемся в них». На основании такого вывода он призывал «избегать инициативных предложений» со стороны правительства США и вести политику таким образом, «чтобы первоначальные предложения пришли от русской стороны» [10, с. 176].
Несмотря на это, новый государственный секретарь К. Хэлл высказывался положительно по вопросу о признании [11, p. 293]. Он осознавал, что признание предоставит возможность обмениваться мнениями с СССР по различным вопросам, что само по себе немаловажно в мировой политике [12, p. 229]. США лишали себя ценного политического средства непосредственного знакомства с ситуацией в другой стране, получая информацию из американского посольства в Риге [13, p. 22; 14, p. 106]. При этом Хэлл рассматривал кредиты, а также установление с Советским Союзом дипломатических отношений важнейшими рычагами для оказания давления на Советское правительство. «В настоящее время, - писал он, -правительство Соединенных Штатов имеет два могучих средства, которые могут быть использованы в целях достижения благоприятного урегулирования некоторых, а, может быть, и всех спорных проблем с Советским правительством» [11, p. 296]. План действия заключался в том, чтобы использовать все средства оказания давления на СССР с целью добиться удовлетворения в спорных вопросах.
Эта позиция государственного департамента и привела к тому, что, приступив к «изучению русской проблемы», Рузвельт вынужден был пользоваться услугами лиц, непосредственно с ним не связанных.
Летом 1933 г. по поручению Рузвельта глава американского комитета по кредитованию сельского хозяйства Г. Моргентау установил связь и начал переговоры с Амторгом. По сообщению печати, Моргентау получил от Рузвельта инструкцию не допускать к этим переговорам «лиц, не имеющих достаточных полномочий, и координировать политику правительства по отношению к этим переговорам» [15]. О ходе переговоров Моргентау докладывал непосредственно Рузвельту. Президент также поручил У. Буллиту изучить американосоветскую проблему. Хотя Буллит был назначен в апреле 1933 г. специальным помощником госсекретаря, его работа проходила под непосредственным руководством Рузвельта, и, как утверждали ответственные чиновники государственного департамента, он их о своей деятельности мало информировал. Привлечение Буллита к советско-американским переговорам объяснялось тем, что он был известен как сторонник сближения с Советским Союзом. Его неоднократные поездки в СССР и, в частности, его миссия в Советскую Россию в 1919 г., беседы с В.И. Лениным создали ему репутацию специалиста по русским делам (негативное отношение к Советскому Союзу Буллит стал демонстрировать несколько позже - после установления дипломатических отношений с СССР).
В то же время авторитет Советского государства на международной арене рос. Одно за другим государства нормализовали отношения с Советским Союзом. В такой ситуации странной выглядела позиция единственной крупной державы, упорно не желавшей признавать CCCP,— Соединенных Штатов, тем более что фактически контакты между обеими странами расширялись, экономические и культурные связи существовали все эти годы, а в Вашингтоне находился неофициальный представитель СССР Б.Е. Сквирский.
Значительно усилилось движение за дипломатические отношения и торговый договор с СССР среди бизнесменов и политических деятелей США. В 1933 г. американский экспорт в СССР упал до самого низкого уровня за последние 10 лет. Деловые круги США, встревоженные потерей советского рынка в условиях экономической депрессии, когда возможности сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынках были сведены до минимума, требовали от своего правительства изменения политики в отношении СССР. Из 152 крупных корпораций, опрошенных в начале 1933 г. комитетом «American foundation», 78 высказались за установление дипломатических и торговых отношений с СССР, а 74 высказались против или дали неопределенные ответы. На запрос «American Manufacturers Export Association», разосланный в марте 1933 г. своим членам по поводу развития торговли с СССР, было получено 613 положительных ответов, 18 отрицательных и 19 неопределенных [16].
Особенно бурную реакцию среди американских экспортеров вызвало заявление М.М. Литвинова на Мировой экономической конференции в Лондоне 14 июня 1933 г. о том, что Советское правительство при наличии долгосрочных кредитов и нормальных условий для советского экспорта «могло бы разместить в ближайшее время за границей заказов на сумму примерно в 1 млрд. долларов»[6, p. 91]. Американских предпринимателей привлекали масштабы и возможные выгоды этой торговли.
Представители многих американских фирм стали открыто выражать свое мнение. Так, президент «Curtiss Wright Corporation» Т. Морган в интервью для чикагского журнала «Rotarian» на вопрос «Следует ли Соединенным Штатам признать Россию?» ответил: «Да! Мы делаем
некоторый бизнес с Россией, но могли бы больше. Наши европейские конкуренты это делают, так как их правительства установили нормальные отношения с Россией. Россия хочет торговать с Соединенными Штатами» [10, c. 199].
Бюро торговли Соединенных Штатов, отражая эти взгляды, обратилось в конце июня с призывом к правительству Рузвельта помочь оживлению торговли с СССР путем его признания и улучшения условий кредитования его заказов. В печати также усилилось положительное восприятие вопроса о признании и о выгодах торговли с СССР. Одобряли установление нормальных отношений с СССР такие влиятельные газеты, как «Buffalo Times», «New York Daily Mirror», «New York World Telegram», «Journal of Commerce», «Brooklyn Daily Eagle», «San-Francisco Chronicle», «Baltimore Post», «Baltimore Sun» и другие. Склонялись к признанию «New York Times», «New York Tribune», «Wall Street Journal» [17, p. 264].
В поддержку предпринимателей активно выступали общественные и государственные деятели страны. Лидер демократов в палате представителей Г. Рейни из Иллинойса назвал политику непризнания Советского Союза «экономическим преступлением» [18]. В пользу перемен высказывались и те политические деятели, которые раньше активно проводили «жесткий курс» в отношении Советского государства. Так бывший генеральный консул и поверенный в делах США в Москве Д. Пуль в феврале 1933 г. заявил, что наступило время для изменения американской политики [19, c. 68].
Видные представители деловых кругов обращались с петициями к президенту Рузвельту, публиковали материалы в печати, выступали перед общественностью с убедительными доказательствами прямой заинтересованности США в нормализации торговых и дипломатических отношений с СССР. В специально подготовленном докладе президенту группа крупных предпринимателей утверждала, что признание дало бы Соединенным Штатам важный информационный канал о торговых возможностях и общих условиях в нашей стране. Они подчеркивали, что в целом выгодная торговля с Советским Союзом серьезно ограничена «ненормальной ситуацией» в связи с непризнанием Советского правительства, а также из-за «отсутствия кредитов» и «ограничительных административных мер» со стороны правительства США [10, c. 200]. В частности, департамент торговли США дал оценку торговым и финансовым возможностям Советского Союза в докладе в 1932 г. В нем говорилось, что советская экономика обладает огромным потенциалом и «Советский Союз, в соответствии с недавним заявлением английской палаты общин, - единственная европейская страна, стопроцентно выполнявшая все внешнеторговые выплаты в последние несколько лет» [20, p. 94]. Несколько иначе оценивали СССР в госдепартаменте, где утверждали, что у Советского Союза существовали проблемы с немецкими банками и ему требовались крупные кредиты на слишком щедрых условиях [20, p. 97;
21, p. 9].
В опубликованных материалах, содержащих экономические аргументы в пользу признания СССР, отмечали, что нормализация американо-советских отношений стимулировала бы перспективное развитие и стабильность взаимовыгодной торговли между обеими странами. Они указывали, что без признания многие предприниматели боялись иметь дело с Советским государством и часто отказывались от выгодных контрактов. В то же время Германия, Франция, Англия и другие государства установили активные торговые отношения, заключили выгодные коммерческие договоры с СССР, предоставив тем самым явные преимущества своим предпринимателям по сравнению с американскими фирмами. Деловой мир Соединенных Штатов в большинстве своем был заинтересован в развитии нормальных экономических связей с Советским государством. Именно поэтому его представители со все большей настойчивостью выдвигали главный аргумент в пользу признания СССР — торговля и оживление американской экономики. Для Соединенных Штатов, находившихся в состоянии экономической депрессии, это был перспективный выход из создавшегося положения.
Большую активность проявляли американские специалисты, побывавшие в Советском Союзе. Так, в мае 1933 г. 35 профессоров и других американских специалистов, в разное время посетивших СССР или работавших там, обратились к президенту Рузвельту с предложением о признании. Они обращали внимание на большие успехи советской промышленности и на невозможность достижения международных экономических соглашений без Советского Союза, а также подчеркивали, что установление американо-советских отношений позволило бы странам совместными усилиями преодолеть опасности, которые угрожают всеобщему миру [22].
Широкое движение общественности, представителей деловых кругов и их организаций не могло не оказать воздействия на политические круги. Кроме того, в основе многих выступлений за
нормализацию отношений с Советским Союзом лежала не только заинтересованность в развитии экономических связей, но и стремление укрепить внешнеполитические позиции США, особенно в связи с ростом напряженности на Дальнем Востоке, где оба государства имели интересы [6; 14; 23]. Многие американские деятели были обеспокоены тем, что после захвата Маньчжурии Японии направила свою агрессию на юг Китая, что еще больше задевало интересы американского капитала. В то же время СССР опасался обострения отношений с Японией и открытого конфликта с ней, так как в стране происходили грандиозные изменения, для успешного осуществления которых необходим был мир [24, p. 383]. В этом ключе выступил Литвинов в начале 1933 г.: «Чем крупнее наши планы по развитию, тем выше их темпы и тем больше наша заинтересованность в сохранении мира» [20, p. 92]. К тому же Япония угрожала контролю над КВЖД, жизненно важному звену снабжения, потеря которого прибавила бы сотни километров пересеченной местности для путей транспортировки и снабжения.
В целом, аргументы сторонников нормализации американо-советских отношений сводились к следующему:
1. СССР имеет стабильное правительство, которое пользуется большой популярностью среди населения. Отказ от признания противоречит традиционной политике со времен Джефферсона устанавливать отношения со всеми де-факто существующими правительствами, независимо от их формы [25, p. 20].
2. Нельзя игнорировать страну со 165-миллионным населением, занимающую шестую часть земного шара, которая уже признана многими государствами.
3. Это не дело Соединенных Штатов одобрять или не одобрять форму правления другого народа, быть своего рода моральным цензором остальной части человечества. А отказ в признании является практически попыткой указать России, какое правительство должно ее возглавлять [26, p. 415].
4. Нелогично делать неуплату долгов причиной отказа в признании Советской России и в то же время поддерживать отношения с другими странами, которые должны Америке больше и совсем не собираются платить.
5. Признание Советского Союза необходимо для развития дружбы и сотрудничества между обеими странами и их народами, а также в целях укрепления внешнеполитических позиций, прежде всего, в отношении Германии и Японии.
6. Природные богатства СССР превосходят ресурсы всех стран Европы, вместе взятых. При оказании помощи СССР со стороны США в разработке этих богатств будут заложены основы для беспрерывных и все расширяющихся деловых отношений и дружбы.
7. За последние годы Советский Союз закупал ежегодно товаров в других странах на сотни миллионов долларов и оплачивал эти закупки полностью. Дискриминационные мероприятия, отсутствие надлежащего кредитования американо-советской торговли вследствие проводимой политики непризнания — серьезнейшие препятствия на пути расширения торговли с СССР, для которой имеются большие потенциальные возможности.
8. Иностранные конкуренты перехватывали у американцев советскую торговлю, создавая для нее лучшие условия, предоставляя кредиты. В то же время экспорт некоторых европейских стран в СССР финансируется американским капиталом, от чего выигрывает не американская, а европейская промышленность.
Таким образом, к 1933 г. сложилась довольно мощная поддержка движения за признание среди различных групп населения, что не могло не повлиять на принятие решения президентом Ф.Д. Рузвельтом. Он, в свою очередь, также склонялся к идее изменения прежнего внешнеполитического курса. В совокупности эти факторы во многом способствовали установлению официальных дипломатических отношений между странами 16 ноября 1933г.
The article focuses on the intensification of the campaign for the official recognition of the Soviet Union in America in 1932-1933. With the economic crisis and the Japanese expansion in the Far East, the U.S. interest in establishing diplomatic relations with our country has increased.
The key words: President, State Department, trade, negotiations, society.
Список литературы
1. Советско-американские отношения. Годы непризнания. 1927-1933. / Под общ. ред. А.Н. Яковлева. М.: Международный фонд «Демократия», 2002. 824 с.
2. Manchester Guardian, October 11, 1947.
3. Godshall W. L. American foreign policy. Formulation and practice. - Michigan: Edwards Brothers, Inc., 1937. - 553 р.
4. Harriman W. A. America and Russia in a changing world. A half century of personal observation. Garden City, New-York: Doubleday & company, inc., 1971. 218 p.
5. Москва - Вашингтон. Политика и дипломатия Кремля. 1921 - 1941. Сб. док. Т. 2. / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов. М.: Наука, 2009. 717 с.
6. Browder R. P. The origins of Soviet-American diplomacy. - Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1953. 256 р.
7. Иванов В., Леонян В. В интересах народов. К вопросу об установлении дипломатических отношений между СССР и США в 1933 г. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1957. -168 с.
8. Glantz M. E. Franklin D. Roosevelt and the Soviet Union. The President's battles over foreign policy. Lawrence: University Press of Kansas, 2005. 253 p.
9. Blum J. M. Roosevelt and Morgenthau. - Boston: Houghton Mifflin Company, 1970. 686 p.
10.Цветков Г.Н. Шестнадцать лет непризнания. Политика США в отношении Советского государства в 1917-1933 гг. Киев: Издательство Киевского университета, 1971. 242 с.
11. Hull C. The memoirs of Cordell Hull. Vol. I. NY: Macmillan, 1948. 1804 p.
12.Henderson L.W. A question of trust. The origins of United States-Soviet relations. The memoirs of L. W. Henderson. Stanford: Hoover Institution Press, 1986. 579 p.
13. Boyle P. G. American-Soviet relations from the Russian revolution to the fall of communism. London and NY: Routledge, 1993. - 321 p.
14. Mayers D. The ambassadors and America's Soviet policy. - NY, Oxford: Oxford University Press, 1995. 335 p.
15. Правда, 30 сентября 1933 г.
16.Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. 13. Оп. 3в. П. 19. Д. 16. Л. 229.
17. Filene P. G. Americans and the Soviet experiment. 1917-1933. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1967. 389 р.
18.Nation, May 18, 1933.
19. Исраэлян В.Л., Попов В.И. Установление дипломатических отношений между СССР и США в 1933. / Ист. записки/ Отв. ред. А.Л. Сидоров. Т. 55. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 366 с.
20. Cassella-Blackburn M. The donkey, the carrot, and the club: William C. Bullitt and Soviet-American relations, 1917-1948. - Westport, Conn.; London: Praeger, 2004. 287 p.
21. Bishop D. The Roosevelt-Litvinov agreements. The American view. - Syracuse (NY): Syracuse University press, 1965. 297 p.
22.Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. 13. Оп. 3в. П. 19. Д. 16. Л. 235.
23. Beard Ch. A. The open door at home. A trial philosophy of national interest. NY.: The Macmillan company, 1935. 331 p.
24. Emperor dead and other historic American diplomatic dispatches. Ed. by P.D. Eicher. Washington D.C.: Congressional Quarterly Inc., 1997. 471 p.
25. Jablon H. Crossroads of decision: the state department and foreign policy. 1933-1937. Lexington: The University Press of Kentucky, 1983. 182 р.
26.Adams R.G. A history of the foreign policy of the United States. NY: The Macmillan company, 1936. 490 р.
Об авторе
Журина Е. Н. - аспирант Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского, helga@cheerful.com.
Zhurina E.N. The movement to recognition of the USSR and its supporters in the United States of America in 1932-1933.