Научная статья на тему 'ДВИГАТЕЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 15-16 ЛЕТ НА РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ'

ДВИГАТЕЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 15-16 ЛЕТ НА РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ВОЛЕЙБОЛ / ДВИГАТЕЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ / ПОДРОСТКИ 15-16 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудков Юрий Эдуардович, Высовень Галина Ивановна, Дьяконова Тамара Михайловна, Мазитова Наталия Вадимовна, Шешуков Илья Евгеньевич

В статье рассматривается возможность решения проблемы самовыражения подростков через двигательную активность средствами физической рекреации. В качестве экспериментального компонента исследования предлагаются разработанные учебные игровые задания по волейболу. Основанная цель статьи познакомить читателя с примерным содержанием разработанных средств и показать предварительные результаты педагогического эксперимента с использованием разработанных игровых заданий в условиях педагогической поддержки направленных на формирование техники основных приемов в волейболе и развитию способности к двигательному самовыражению учащихся 15-16 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудков Юрий Эдуардович, Высовень Галина Ивановна, Дьяконова Тамара Михайловна, Мазитова Наталия Вадимовна, Шешуков Илья Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTOR SELF-EXPRESSION OF ADOLESCENTS 15-16 YEARS OLD IN RECREATIONAL VOLLEYBALL CLASSES

The article discusses the possibility of solving the problem of self-expression of adolescents through physical activity by means of physical recreation. The developed educational game tasks in volleyball are proposed as an experimental component of the research. The main goal of the article is to acquaint the reader with the approximate content of the developed means and show the preliminary results of the pedagogical experiment using the developed game tasks in the conditions of pedagogical support aimed at the formation of the technique of basic techniques in volleyball and the development of the ability to motor self-expression of 15-16 years old students.

Текст научной работы на тему «ДВИГАТЕЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 15-16 ЛЕТ НА РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ»

УДК 796.011.3

ДВИГАТЕЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 15-16 ЛЕТ НА РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

Юрий Эдуардович Гудков, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Ивановна

Высовень, кандидат педагогических наук, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, г. Владивосток; Тамара Михайловна Дьяконова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Вадимовна Мазитова, кандидат педагогических наук, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Илья Евгеньевич Шешуков, магистрант, Дальневосточный федеральный университет,

Владивосток

Аннотация

В статье рассматривается возможность решения проблемы самовыражения подростков через двигательную активность средствами физической рекреации. В качестве экспериментального компонента исследования предлагаются разработанные учебные игровые задания по волейболу. Основанная цель статьи познакомить читателя с примерным содержанием разработанных средств и показать предварительные результаты педагогического эксперимента с использованием разработанных игровых заданий в условиях педагогической поддержки направленных на формирование техники основных приемов в волейболе и развитию способности к двигательному самовыражению учащихся 15-16 лет.

Ключевые слова: физическая рекреация, учебные игровые задания, волейбол, двигательное самовыражение, подростки 15-16 лет.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p164-169

MOTOR SELF-EXPRESSION OF ADOLESCENTS 15-16 YEARS OLD IN RECREATIONAL VOLLEYBALL CLASSES Yuri Eduardovich Gudkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Galina Ivanovna Vysoven, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladivostok State University of Economics and Service, Maritime State University named after Admiral G.I. Nevelsky, Vladivostok; Tamara Mikhailovna Dyakonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Vadimovna Mazitova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladivostok State University of Economics and Service; Ilya Evgenievich Sheshukov, the master student, Far Eastern Federal University, Vladivostok

Abstract

The article discusses the possibility of solving the problem of self-expression of adolescents through physical activity by means of physical recreation. The developed educational game tasks in volleyball are proposed as an experimental component of the research. The main goal of the article is to acquaint the reader with the approximate content of the developed means and show the preliminary results of the pedagogical experiment using the developed game tasks in the conditions of pedagogical support aimed at the formation of the technique of basic techniques in volleyball and the development of the ability to motor self-expression of 15-16 years old students.

Keywords: physical recreation, educational game tasks, volleyball, motor expression, adolescents 15-16 years old.

ВВЕДЕНИЕ

Категория «духовно-нравственное воспитание» является целевым ядром системы Федеральных государственных образовательных стандартов Российской федерации. Это значит, что ключевое качество личности, начинающих свой жизненный путь, молодых людей органично соотносится с возможностью самоосуществления, самореализации, са-

мовыражения. Проявления у подростков потребности к самовыражению рассматривается как социально-психологическая перспектива их духовно-нравственного становления, в этом возрасте значительная часть исследуемой молодежи обнаруживают качества, характерные для стремления к самореализации [1].

Однако в современной педагогической психологии одной из трудностей является отсутствие единой теории о структуре и содержании самоактуализации личности [2]. Сущность процесса самоосуществления в современной образовательной парадигме многие авторы связывают с обучением юношей и девушек методам создания условий, посредством которых человек может стать тем, кем он может стать [3]. Нет сомнения в том, что основным условием и фактором самореализации и самовыражения подростков является их деятельность и активность. Как показывают опросы, двигательная активность, в настоящем контексте наиболее продуктивна, так как значима для молодых людей, уже сама по себе [4].

Необходимо, так же отметить, что возможность самовыражения личности лежит в плоскости успешной социализации, которая в свою очередь, является основой для адекватной самооценки, и последующей интеграцией в социум. Большинством авторов признано, что одним из наиболее эффективных видов деятельности, которые способствуют повышению самооценки в контактном окружении индивидуума, является самовыражение его в процессе занятий физическими упражнениями [5].

Двигательное самовыражение в рамках рекреационно-оздоровительных занятий является способом разрядки и избавления от негативных эмоций, источником вдохновения и хорошего настроения. Двигательное творчество побуждает к самосовершенствованию и достижению поставленных целей. В данном исследовании мы актуализировали двигательное самовыражение учащихся 15-16 лет на рекреационных занятиях по волейболу.

По результату анализа научно-методической литературы стало очевидным что, в настоящее время практические аспекты данной проблемной области недостаточно проработаны, это и послужило основанием для инициации данного исследования.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью обоснования разработанных учебных игровых заданий с использованием средств волейбола для двигательного самовыражения подростков 15-16 лет нами был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте участвовали две группы школьников старших классов. Занятия проводились во внеурочное время, три раза в неделю, в МБОУ СОШ № 17 г. Владивостока. Контрольная группа тренировалась по программе В.А. Голомазова [6]. В экспериментальной группе занятия проходили, по той же программе, но в основной части занятий использовались разработанные учебные игровые задания для двигательного самовыражения учащихся.

Для определения результативности разработанных учебных игровых заданий до и после эксперимента было проведено экспертное оценивание технических приёмов волейбола: передача мяча над собой двумя руками сверху, передача мяча над собой двумя руками снизу, верхняя подача через сетку в площадку соперника, связующая передача из 3 зоны и нападающий удар из 2 или 4 зоны.

Так же в экспериментальной группе был проведен тэппинг тест для определения типа нервной системы и выбора игровой специализации индивидуально для каждого занимающегося.

С целью выявления результативности процесса двигательного самовыражения в обеих опытных группах было проведено психолого-педагогическое тестирование по адаптированной методики, компилированной из методического пособия И.Ю. Соколовой [7]. Далее приведем примерный перечень и характеристику разработанных учебных игровых заданий и средств педагогической поддержки для испытуемых экспериментальной

группы (таблица 1).

Таблица - Примерное содержание разработанных учебных игровых заданий и средств педагогической поддержки_

№ Название Примерное содержание разработанных средств

Учебные игровые задания

1 «Фестиваль подач» Анимационное показательное мероприятие, где команды - пары демонстрируют выразительную технику подачи и приема мяча

2 «Танго с мячом» Под ритмичную музыку занимающиеся выполняет верхнюю / нижнюю передачу меча над собой (учитывается не только количество передач, но и «рисунок» перемещений и выразительность техники выполнения)

3 «Учитель-ученик» Один ученик исполняет роль «тренера» - «удобно» набрасывая мяч своему «ученику» для выполнения передач, сопровождая действия ученика поддерживающими комментариями и рекомендациями

4 Конкурс «лучшая тройка» Анимационное показательное мероприятие, где команды - «тройки» демонстрируют выразительную технику атакующих и защитных действий

5 «Волейбольная полоса препятствий» Состязательное мероприятие, где участники последовательно демонстрируют владение техникой волейбола с преодолением несложных препятствий, например, верхняя передача мяча с перемещением по гимнастические скамейки (учитывается не только время и количество движений, но и качество выполнения)

6 «Картошка» Сюжетно-игровое мероприятие с использованием техники волейбола, где «выбитые» игроки должны выполнить какое-либо анимационное задание

7 «Комический волейбол 1» Игра в волейбол, где вместо сетки используется непроницаемый занавес. Задача игроков одной команды предугадать действия игроков другой команды

8 «Комический волейбол 2» Игра в волейбол одновременно несколькими мячами, используя для этого пластиковые облегченные пляжные мячи

9 «Комический волейбол 3» Игра в волейбол в условиях двигательного и сенсорного ограничения

10 «Волейбол лилипутов» Игра в волейбол в положении приседа (седа / лежа) с низкой сеткой используя для этого пластиковые облегченные пляжные мячи

11 «Волейбол в космосе» Игра-конкурс в волейбол (в кругу по 3-4 игрока) надувным шаром или облегченным фитболом) с использованием анимационных заданий на двигательное самовыражение

12 Психогигиеническая гимнастика с волейбольным мячом Телесно-ориентированные упражнения по типу ОРУ направлены на обучение подростков снятию мышечных зажимов и эмоционального напряжения, обучение их способам саморегуляции

13 Парадоксальные и анимационные игровые задания «Эстафеты комплиментов» при передачах мяча необходимо сказать что-нибудь хорошее очередному участнику эстафеты. «Поделись победой» создание ситуации, когда победившая команда добровольно делится своей победой или оказывает знаки поддерживающего внимания проигравшей команде

14 «Ритуал начала и конца занятий» Расположение занимающихся в круг, рукопожатия, приветственные слова и т.п. (настрой занимающихся на терпимое доброжелательное отношение друг к другу в процессе предстоящих занятий формирование потребности в созидательной и конструктивной двигательно-эмоциональной активности

Педагогическая поддержка

«Рефлексивные беседы» По мере получения новых знаний о пользе и необходимости двигательной активности для организма, у занимающихся наблюдалось повышение личной заинтересованности и самодисциплины, снижался фактор «принуждения»

«Лучшие качества» После проведения игровых и соревновательных мероприятий участники победившей и проигравшей команды (в рамках специально организованной процедуры) высказывают друг другу лучшие (значимые) игровые и ситуативные моменты встречи

Распределение «игровых ролей» Распределение игровых специализаций с учётом типов нервной системы (осуществлялось для обеспечения эмоциональной стабильности, чувства «предзаданности» и «самовыраженности»)

Фацилитация педагогических отношений Поддерживающий, одобряющий стиль руководства во время рекреационных занятий волейболом (озвучивание успехов учеников в присутствии коллектива, соразмерные способностям учеников поручения и т.п.)

Психомышечная тренировка (элементы аутотренинга) Перед началом занятий проводится релаксирующие и мобилизационные психомышечные упражнения

Внеурочные беседы Сопоставление игровых действий с жизненными ситуациями

Методической новизной разработанных средств формирования навыков техники волейбола явилось то, что учебные задания были «пропитаны» игровым и анимационным содержанием, и реализовывались в условиях педагогической поддержки.

Необходимо заметить, что перечисленные игровые мероприятия и учебно-развлекательные задания были интегрированы в структуру рекреационных занятий по волейболу в оптимальном соотношении с основным программным материалом. Так же отметим, что реализация представленных экспериментальны средств осуществлялась в соответствии с разработанным планом рекреационных занятий, по волейболу отражающим последовательность применения учебных игровых заданий и их нагрузочные параметры в каждом микроцикле и мезоциклах экспериментального этапа, однако указанный учебно-методический материал будет опубликован в дальнейшем. В последующих публикациях, так же будет подробно представлены методы определения результативности разработанных учебных игровых заданий по двум исследуемым признакам: показатели сформированности техники основных приемов игры в волейбол и уровня способности к самовыражению и самооценки в контрольной и экспериментальной группе до и после педагогического эксперимента. Здесь же остановимся на предварительных (обобщенных) результатах применения разработанных экспериментальных средств.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Экспертная оценка сформированности техники основных приемов игры в волейбол в контрольной и экспериментальной группе после педагогического эксперимента обнаружила прирост следующих показателей (рисунок 1).

20 18.3 ., . 19

15,2 14,5 14,5 15

15 —

10,2

%

10

16,4

14,2

10

Верхняя передача Нижняя передача Верхняя подача Нападающий удар □ Контрольная группа □ Экспериментальная группа

Связующая передача

5

0

Рисунок 1 - Соотношение результатов экспертного оценивания сформированности техники основных приемов

волейбола в контрольной и экспериментальной группе после педагогического эксперимента (%)

Средняя оценка верхней передачи в экспериментальной группе оказалась выше на 5% чем в контрольной. Оценка нижней передачи в обеих группах повысилась на 15%. Разница в оценке верхней подачи составила 3,3% в пользу экспериментальной группы. Оценка нападающего удара повысилась в контрольной группе на 16,4%, в экспериментальной на 19%. Разница в оценке связующей передачи оказалась на 4,2% выше в экспериментальной группе. Данные показатели свидетельствуют о том, что внедрение экспериментальных компонентов в структуру рекреационных занятий по волейболу не отразились негативно на формирование у испытуемых экспериментальной группы техники основных приёмов игры в волейбол, к тому же, в сравнении с контрольной группой был обнаружен более позитивный эффект.

Однако самым значимым результатом исследования явилось подтверждение гипотезы о результативности разработанных учебных игровых заданий, для повышения способности учащихся 15-16 лет к двигательному самовыражению что, подтвердили показатели психолого-педагогического тестирования. На рисунке 2 приведено обобщенное соотношение перераспределения контингента испытуемых в контрольной и экспериментальной группе относительно низкого, среднего, и высокого уровня способности занимающихся к двигательному самовыражению. Отметим, что до эксперимента в обеих опыт-

ных группах количество испытуемых с идентичным уровнем исследуемого признака было примерно одинаково: с низким уровнем обнаружилось 35,2% учащихся, средний уровень был выявлен у 63%, высокий, соответственно, у 1,8% испытуемых.

%

80 60 40 20 0

63

65

35,2

0

35

1,8

Низкий Средний Высокий

□ Контрольная группа □ Экспериментальная группа Рисунок 2 - Соотношение контингента испытуемых в контрольной и экспериментальной группе относительно низкого, среднего, и высокого уровня способности занимающихся к двигательному самовыражению (СЗДС)

после педагогического эксперимента (%)

После педагогического эксперимента в контрольной группе соотношение испытуемых относительно низкого, среднего и высокого уровня способности к двигательному самовыражению почти не изменился. В экспериментальной группе с со средним уровнем было выявлено 65% и с высоким 35%. С низким уровнем способности к двигательному самовыражению испытуемых выявлено не было.

ВЫВОДЫ

Таким образом, применение учебных игровых заданий на рекреационных занятиях по волейболу подтвердили гипотезу о результативности разработанных экспериментальных компонентов данного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ерофеева Т. А. Индивидуальные проявления самоактуализации подростков как психологические предпосылки их духовно-нравственного становления / Т.А. Ерофеева // Кирилло-Мефодиевские чтения : сборник научных статей / Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова (филиала) Тюменского государственного университета. -Ишим, 2018. - С. 195-198.

2. Гендерные различия самоактуализации личности подростка / Н.К. Зиналиева, Г.П. Джамелова, С.Б. Тайсаева, Н.Б. Скрипникова // European Social Science Journal. - 2018. - № 11. - С. 460-469.

3. Сафронова, О.В. Проблема самоактуализации личности в психолого-педагогической литературе / О.В. Сафронова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 1. - С. 132-138.

4. Усманов, В.Ф. Занятия в учреждениях дополнительного образования спортивного направления и формирование самореализации подростков / В.Ф. Усманов, Д.М. Калугин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - № 19. - С. 168-171.

5. Кузнецова, Л.П. Изменение уровня самооценки подростков в процессе физкультурно-оздоровительных занятий в фитнес-студии / Л.П. Кузнецова, Л.Ю. Сазонова // Современные тенденции развития системы образования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары, 2020. - С. 196-199.

6. Голомазов, В.А. Волейбол в школе: Пособие для учителя / В.А. Голомазов, А.Г. Мельников, В. Д. Ковалев. - Москва : Просвещение, 1976. - 111 с.

7. Соколова, И.Ю. От самопознания к самореализации и здоровьесбережению : учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, кураторов, педагогов (электронный вариант). / И.Ю. Соколова, Л.Б. Гиль. Томск: Томский политехнический университети, 2010. -100 с. https://www.lib.tpu.ru/fulltext/rn/2010/m32.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

REFERENCES

1. Erofeeva, T.A. (2018), "Individual manifestations of self-actualization of adolescents as psychological prerequisites for their spiritual and moral development", X Cyril and Methodius readings, Ishim, pp. 195-198.

2. Tynalieva, N.K., Jamalova, G.P., Tisheva, S.B. and Skripnikova, N.B. (2018), "Gender differences in self-actualization of a teenager's personality", European Social Science Journal, No. 11, pp. 460469.

3. Safronova O. (2011), "The Problem of personality self-actualization in psychological and pedagogical literature", Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University, No. 1, pp. 132-138.

4. Usmanov, V., and Kalugin, D. (2017), "Classes in institutions of additional education of sports direction and formation of self-realization of teenagers", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, No. 19, pp. 168-171.

5. Kuznetsova, L.P. and Sazonova, L.U. (2020), "Changing the level of self-esteem of teenagers in the process of physical education and health classes in a fitness studio", Modern trends in the development of the education system. Collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference, Cheboksary. pp. 196-199.

6. Golomazov, V.A., Melnikov, A. G. and Kovalev, V.D. (1976), Volleyball at school: A guide for the teacher, Education, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Sokolova, I.U. and Gil, L., (2010), From self-knowledge to self-realization and health preservation, available at: https://www.lib.tpu.ru/fulltext/m72010/m32.pdf (data accessed 01/10/2020).

Контактная информация: visowen.gal@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2020

УДК 372.8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Айшат Умаровна Деккушева, кандидат педагогических наук, доцент, СевероКавказская государственная академия, Карачаево-Черкесская Республика, Черкесск

Аннотация

В данной статье говорится об использовании наглядных средств при преподавании иностранного языка. Выявлено, что их применение увеличивает действенность активных органов чувств, тем самым облегчая и ускоряя обучение и поощряя студентов. Влияние визуальных средств на мотивацию студентов при преподавании иностранного языка все еще остается предметом споров. В этом исследовании изучаются наглядные средства, которые широко применялись при преподавании иностранных языков издавна. Также изучены действенные стратегии употребления этих средств при преподавании иностранных языков в рамках системы, и разъясняется их влияние на мотивацию студентов. Практическая значимость заключается в том, что статья поможет студентам научиться использовать визуальные средства при обучении иностранному языку.

Ключевые слова: визуальные средства, обучение иностранному языку, методика, мотивация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p169-172

USE OF VISUAL MEANS IN TEACHING THE FOREIGN LANGUAGE

Aishat Umarovna Deckusheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, North

Caucasian State Academy, Cherkessk

Abstract

This article is about the use of visual aids in teaching the foreign language. It was found that their use multiplies the effectiveness of active sense organs, thereby facilitating and accelerating learning and causing students. The impact of visual aids on student motivation when teaching a foreign language is still

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.