Научная статья на тему 'Двигательная деятельность студентов специальной медицинской группы вуза в процессе здоровьесберегающего образования'

Двигательная деятельность студентов специальной медицинской группы вуза в процессе здоровьесберегающего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / БИОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / HEALTH-SAVING EDUCATION / DIFFERENTIATED APPROACH / LOCOMOTOR SYSTEM / BIOPEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартиросова Татьяна Александровна, Яцковская Любовь Николаевна

В работе исследуется динамика двигательных процессов по формированию основного физического качества гибкости при организованной целенаправленной систематической деятельности в процессе здоровьесберегающего образования в вузе методами измерения биологических функций с целью управления педагогическим процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOPEDAGOGICAL PROCESSES OF MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP OF A HIGH SCHOOL IN THE PROCESS OF HEALTH SAVING EDUCATION

The article studies the dynamics of motor processes on the formation of the basic physical quality flexibility at the organised purposeful regular activity in the process of health saving education in high schools, by methods of measurement of biological functions for the purpose of management of pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Двигательная деятельность студентов специальной медицинской группы вуза в процессе здоровьесберегающего образования»

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ВУЗА В ПРОиЕССЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Здоровьесберегающее образование, дифференцированный подход, опорно-двигателъ-

ный аппарат, биопедагогический процесс.

Здоровье будущего специалиста является необходимым компонентом его личностной структуры, успеха и благополучия в профессиональной деятельности. Однако за время обучения в вузе здоровье студентов не улучшается. Нарушения здоровья разной степени отмечаются у 80—85 % студентов. Количество студентов специальной медицинской группы (СМГ) в последние годы заметно увеличилось. Организация биопедагогического процесса здоровьесберегающего образования в вузе является сегодня актуальной задачей и рассматривается в контексте поиска путей сохранения здоровья студентов. Решение задач повышения уровня здоровья и физической работоспособности студентов СМГ возможно посредством физической культуры как биопедагогического процесса, способствующего сохранению и укреплению здоровья. В связи с этим здоровьесберегающее образование в вузе должно активно использовать средства физической культуры, органично связывающей все стороны обучения, воспитания и оздоровления. Необходимо давать студентам научные знания о здоровье и ЗОЖ, применять биологически научно обоснованные знания, а также средства и методы физического воспитания, планировать физические нагрузки в соответствии с возможностями студентов СМГ. Здоровьесберегающее образование студентов СМГ в вузе должно стать качественно новым процессом организации познавательной и физкультурно-оздоровительной деятельности на основе: научных знаний о здоровье, здоровьесберегающих и медико-биологических принципов (природособразность, прежде всего), педагогического обеспечения, включающего активное использование средств физической культуры. В основе данного образования должны быть оздоровительная лечебнопрофилактическая направленность биопедагогических процессов с использованием средств физической культуры, профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе анализа педагогической, научно-методической и справочноэнциклопедической литературы по вопросам физкультурного образования и ме-дико-биологических принципов были сделаны выводы о необходимости формирования ключевой двигательной деятельности студентов СМГ вуза посредством совершенствования физических качеств (гибкости) как одного из методов решения проблемы здоровьесбережения студентов с использованием биопедагогических принципов.

В результате этого были выявлены следующие противоречия: между необходимостью подготовки здоровых и компетентных специалистов и недостаточно эффективными биопедагогическими условиями физического воспитания студентов в вузе; повышения эффективности физического воспитания в вузе и недостаточным его программно-методическим обеспечением с учетом медико-биологических ос-

нов организма. Данные противоречия обозначили следующую проблему — недостаточную разработанность программно-методического обеспечения учебного процесса физического воспитания в группах специальной медицинской подготовки с учетом медико-биологических основ организма, а также слабую физическую подготовленность студентов, что и определило тему исследования.

Целью нашей работы является формирование двигательной деятельности студентов СМГ путем развития и совершенствования основного физического качества — гибкости — в процессе здоровьесберегающего образования в вузе с учетом ме-дико-биологических основ организма для сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачей работы являются формирование двигательной деятельности студентов СМГ в процессе здоровьесберегающего образования в вузе с учетом медикобиологических основ организма и выявление положительной динамики в совершенствовании индивидуальных двигательных возможностей студентов вуза путем развития и совершенствования основного физического качества — гибкости — для сохранения и укрепления собственного здоровья.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) обосновано и разработано методологическое содержание применения про-граммно-методического обеспечения и рекомендации для развития и совершенствования основного качества — гибкости — в процессе здоровьесберегающего образования в вузе с учетом медико-биологических основ организма в двигательной деятельности студентов СМГ;

2) систематизированы правила применения программно-методического обеспечения и рекомендации для развития и совершенствования гибкости в процессе здоровьесберегающего образования с учетом их разновидностей в двигательной деятельности студентов СМГ;

3) разработаны избирательная методика и рекомендации по применению комплексов упражнений для развития и совершенствования основного качества — гибкости — в процессе здоровьесберегающего образования в вузе с учетом медикобиологических основ организма в двигательной деятельности студентов СМГ;

4) экспериментально доказаны эффективность и продуктивность избирательной методики и рекомендаций по применению комплексов упражнений для развития и совершенствования основного качества — гибкости — в процессе здоровьесберегающего образования в вузе с учетом медико-биологических основ организма в двигательной деятельности студентов СМГ.

Гибкость — это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать и систематически совершенствовать в течение жизни. Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Гибкость — это абсолютный диапазон движения в суставе, достижимый в мгновенном усилии. Понятие гибкости является комплексным и складывается как минимум из двух составляющих: разработки подвижности суставов и работы над эластичностью связок. Любое упражнение на гибкость требует большой сосредоточенности, т. к. задействуются обе составляющие, но одна из них обычно является преимущественной. При этом необходимо соблюдать простое правило: суста-

вы нельзя растягивать - их надо разрабатывать, связки не надо разрабатывать -их надо растягивать [Власенко, 1992, с. 111].

Гибкость бывает трех разновидностей:

1) динамическая, или кинетическая, гибкость — это возможность выполнять динамическое движение в суставе по полной амплитуде;

2) статически-активная гибкость — способность принимать и поддерживать растянутое положение только при помощи мышечного усилия;

3) статически-пассивная гибкость — способность принять растянутое положение и поддерживать его при помощи собственного веса, путем удержания руками, с помощью партнера или оборудования.

При формировании гибкости как ключевой двигательной деятельности студентов сначала необходимо определиться, какую разновидность гибкости нужно развивать — динамическую, активную или пассивную.

Оптимальный эффект для развития динамической гибкости дают упражнения динамической и статической растяжки. Активная гибкость развивается при активном и статическом растягивании. А для развития пассивной гибкости наиболее эффективными считаются изометрические растягивания и различные техники его выполнения. Существует несколько видов растягивания:

— баллистическое растягивание предполагает использование импульса перемещающегося органа для вынуждения мышцы растягиваться (резкие, пружинящие, маховые движения). Этот вид растяжки наиболее опасен и чреват травмами, т. к. мышца не успевает приспособиться к новой длине, мышечные волокна постоянно заключаются в контрактуру и нет фазы расслабления, дающей возможность постепенно растягиваться;

— динамическое растягивание — это медленное, управляемое перемещение частей тела в максимально возможное положение;

— активное растягивание представляет собой принятие необходимого положения и удержание его при помощи работающих мышц. Этот вид предполагает не только развитие гибкости, но и мышечной силы. Как правило, такое положение удерживается не более 10-15 секунд;

— пассивное растягивание — это принятие необходимого растянутого положения и удержание его при помощи рук, партнера или оборудования;

— татическое растягивание происходит тогда, когда занимающийся, приняв необходимое положение, расслабляется, а партнер медленно, плавно «дожимает» в более растянутое положение;

— изометрическое растягивание — это тип статического растягивания, при котором добавляется сопротивление групп растянутых мышц при их изометрическом сокращении. Например, упираясь ногой в стену, пытаться сдвинуть ее, зная, что этого не произойдет. Никакого движения не происходит, но мышца напрягается. Этот тип растягивания эффективнее для развития пассивной гибкости и мышечной силы. Его можно выполнять при помощи партнера, оборудования, собственных рук, использовать стену, пол, опоры [Власенко, 1992, с. 100].

Для повышения эффективности и снижения возможности травм необходимо выполнять ряд рекомендаций:

— перед началом выполнения упражнений на гибкость необходима аэробная разминка для разогревания организма и улучшения кровоснабжения мышц;

— начинать растягивание рекомендуется пассивной и статической растяжкой, после чего переходить к динамической, активной или изометрической, а заканчивать в обратной последовательности;

— упражнения на растягивание мы включаем в заключительную часть учебного процесса. По продолжительности она составляет 10—20 минут;

— при построении занятия на развитие гибкости следует продумать порядок выполнения упражнений, т. к. в выполнении основного упражнения, как правило, участвует не одна группа мышц, а несколько;

— длительность выполнения упражнений на растяжку, как правило, колеблется от 10 секунд до 1 минуты (чаще всего около 20 секунд);

— не забывать о дыхании. Правильное дыхание помогает расслабить мышцу, увеличить приток крови и удалить молочную кислоту. Дыхание должно быть спокойным, увеличивать растягивание следует на выдохе. Дышать через рот или нос;

— для выполнения некоторых упражнений может потребоваться помощь партнера, с которым необходимо договориться о сигнале в случае необходимости прекратить растяжку;

во время выполнения упражнения болевых ощущений быть не должно [Боген, 1985, с. 180].

Существуют два основных метода тренировки гибкости — метод многократного растягивания и метод статического растягивания. В учебном процессе физического воспитания студентов СМГ в основном нами использовался метод многократного повторения, так как он является более доступным. Метод многократного растягивания основан на свойстве мышц растягиваться значительно больше при многократных повторениях упражнения с постепенным увеличением размаха движений. Упражнения на растягивание студенты выполняют с относительно небольшой амплитудой, увеличивая её к 8—12-му повторению до максимума. Но наиболее эффективно использование комплексов на растягивание из нескольких активных динамических упражнений по 8—15 повторений каждого из них. В течение одного учебного занятия может быть несколько таких серий упражнений, выполняемых с незначительным отдыхом или вперемежку с упражнениями другой направленности (обычно технической, силовой или скоростно-силовой) [Алисов, 1971, с. 177].

Учебный процесс рассматривается нами как целостная динамическая система, где на каждом конкретном этапе решаются специфические задачи по развитию и совершенствованию гибкости студентов СМГ. Организуется он в соответствии с определенными биопедагогическими целевыми задачами, которые конкретно выражаются величиной прогнозируемого результата и обусловливают необходимую реализацию программы учебного процесса в СМГ. Весь учебно-тренировочный процесс делится на три основных этапа, которые взаимосвязаны с определенными периодами обучения в течение учебного года.

I этап (начало учебного года) — начальное развитие гибкости. Проводятся медицинское обследование и контрольно-педагогическое тестирование, определяющие физические возможности студентов СМГ и их индивидуальные особенности, с учетом этого формируются группы специально-медицинской направленности. Задачи: определение уровня состояния гибкости суставов студентов.

II этап (конец первого семестра) — углубленное развитие гибкости студентов СМГ. Задача: применение рекомендуемого комплекса для развития гибкости студентов с целью максимальной реализации их индивидуальных возможностей.

III этап (конец второго семестра) — совершенствование гибкости. Основная задача этапа — совершенствование и поддержание гибкости студентов СМГ на достигнутом уровне за счет увеличения доли специальных упражнений по развитию и совершенствованию гибкости.

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Для оценки подвижности различных суставов нами были использованы простейшие контрольные упражнения. Наиболее часто гибкость оценивается по способности к выполнению наклона туловища вперед без сгибания ног в коленных суставах, при этом измеряется расстояние между кончиками пальцев выпрямленных рук и опорной поверхностью. Выбор данного упражнения связан с тем, что гибкость позвоночника и подвижность в тазобедренных суставах имеют наиболее важное значение для репродуктивной функции девушек — будущих мам и ее можно легко измерить с помощью обычной линейки. В большинстве других контрольных упражнений подвижность определяется по предельным углам сгибания или разгибания сочленяющихся сегментов тела.

В эксперименте по формированию двигательной деятельности, а именно гибкости, принимали участие только девушки — студентки СМГ СибГТУ. Применялся комплекс активных и пассивных динамических упражнений на растягивание во время общей разминки и в заключительной части урока.

В результате проведенного исследования было выявлено, что гибкость лучезапястного сустава девушек увеличилась к концу года на 100, подвижность в плечевом суставе девушек — на 150, подвижность в тазобедренном суставе при наклоне вперед на — 7 см, при разведении ног в сторону — на 100, в голеностопном суставе на конец года также произошли изменения в лучшую сторону, подвижность суставов девушек увеличилась на 70.

Таким образом, развитие и совершенствование гибкости как физического качества способствует формированию двигательной деятельности студентов СМГ вуза в процессе здоровьесберегающего образования в вузе с учетом медикобиологических основ организма.

Сделаем выводы.

Работа над гибкостью требует серьезного отношения, поскольку сбалансированы должны быть и нагрузки, и направления (вперед-назад, внутрь-наружу и т. д.), и соотношение упражнений, направленных на разработку подвижности суставов и улучшение эластичности связок.

Упражнения на гибкость не используются для формирования осанки. В отдельных случаях они могут применяться для ее коррекции. Как правило, упражнения на гибкость начинаются и заканчиваются вытягиванием.

Завершающее вытягивание всего тела позволяет выровнять позвоночник в естественное положение и скомпенсировать остаточный эффект после прогибов и наклонов.

Часто путают такие свойства, как мягкость и гибкость. Мягкость и гибкость — разные понятия, одно не подразумевает другое. Работа над гибкостью требует умения, расслабив одну группу мышц, жестко и стабильно держать другие. На-

пример, наклоны к ноге с вялой изогнутой спиной могут иметь негативные последствия для спины. Работа над подвижностью суставов и вытягиванием связок должна быть сбалансирована, иначе легко получить разболтанные суставы с одной стороны, и утратить естественность движений — с другой.

При развитии определенных специфических навыков из этих правил возможны исключения. Очень часто упражнения на гибкость используются для восстановления после тяжелых физических нагрузок или после травм. Но это тема для отдельной статьи. Здесь же мы затронули лишь основные правила и принципы целенаправленного развития и совершенствования гибкости как физического качества в биопедагогическом процессе физического воспитания в специальной медицинской группе. Такая форма активного использования средств физической культуры в процессе здоровьесберегающего образования позволяет студентам СМГ сохранять и укреплять собственное здоровье.

Все вышеперечисленное дополняет теорию и методику физического воспитания, может использоваться при составлении комплексов по развитию гибкости на уроках по физическому воспитанию в вузах, в лекционных курсах для студентов физкультурных вузов, а также на факультетах повышения квалификации (ФПК) для специалистов и преподавателей физического воспитания и инструкторов ЛФК.

Библиографический список

1. Алисов Н.Я. Исследование гибкости: учеб. пособие. Л., 1971. 374 с.

2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: ФиС, 1985. 192 с.

3. Власенко С.Н. Гибкость - важный фактор здоровья: учеб. пособие. М., 1992. 124 с.

4. Завьялов А.И., Миндиятттвили Д.Г. Биопедагогика или спортивная тренировка. Красноярск: МП «Полис», 1992. 64 с.

5. Платонов В.Н., Булатов М.М. Гибкость спортсмена и методика её совершенствования. Киев, 1992. 235 с.

6. Сермин Б. Спортсменам о воспитании гибкости. М., 1970. 321 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.