СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
Для мотивации учебной деятельности, хорошо организовать аудиторные занятия с освещением ряда вопросов, которые впоследствии перейдут на самостоятельное более углубленное изучение. Студент знакомится с проблемой, получает необходимую консультацию, затем определяется объем материала, необходимый для решения поставленной проблемы и сроки ее решения. При этом необходимо рассмотреть актуальность поставленной задачи, возможно, ее практическую реализацию.
Привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности, участию в научно-практических конференциях также неизбежно ведет к активизации самостоятельной работы.
Организация аудиторных занятий может включать в себя элементы самостоятельной работы обучающихся, это могут быть и лабораторные занятия, на которых необходимо выполнить часть исследований самостоятельно, чтобы затем под руководством преподавателя перейти к следующему этапу изучения нового материала.
Профессиональная направленность занятия имеет особое значение для обучения, так как студент понимает роль изучаемого предмета в освоении профессии, заставляет раздвигать границы предлагаемого материала.
Разработка контрольно-измерительных материалов также должна учитывать личный вклад студента в изучении дисциплины.
Роль самостоятельной работы при овладении любым учебным материалом неоспорима. В соответствии с требованиями к выпускникам высшей школы ее значение не ослабевает, так как необходимость быстро ориентироваться в предложенной ситуации, в потоке информации и самосовершенствовании, невозможно без выработки навыков самостоятельной работы. Список использованной литературы:
1. 1. Воронов В. Формы представления знаниям студентам // Высшее образование в России.-1999.-4.
2. Вржащ Е. Э., Ковалевский И.Г. Руководство к изучению курса физики.- Иркутск: ИГСХА, 2009.
3. Ковалевский И.Г. Электрические измерения в вопросах с ответами.- Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1995.
4. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России.-2000-1.
5. Крюкова Л.Б. Организация самостоятельной работы студентов с использованием компьютерных технологий // Пинский высший банковский колледж. Пинск-2001.
© Бенгина Т.А., 2018
УДК 796.01
Н.Н. Григорьев
ст. преп. каф. физ. подготовки ВКА им. А.Ф. Можайского СПб, РФ, ЗМС,
заслуженный тренер России;
Н.Г. Лутченко канд. пед. наук, профессор ИФКСТ СПб ПУ им. Петра Великого, РФ, заслуженный работник физической культуры РФ;
Н.И. Перевозникова канд. пед. наук, доцент каф. физ. восп. СПбГУП, РФ, МСМК
E-mail: [email protected];
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Ведущим фактором двигательной активности человека является системное использование средств физической культуры, реализуемых в форме целенаправленных двигательных действий. Двигательные
-( "« )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
действия, в свою очередь, направлены на удовлетворение утилитарных потребностей, обеспечивающих нормальное существование личности в окружающей среде путём выполнения бытовых, трудовых и других операций. В этой связи у людей необходимо формировать мотивацию к систематической активности профилактического и оздоровительного характера на основе использования разнообразных видов физических упражнений.
Основная функция физической культуры состоит в гармоническом развитии человека и укреплении его здоровья. Это достигается путем адаптации к определенной физической активности, используемой с учетом формирования и совершенствования необходимых качеств и свойств организма.
Ключевые слова:
утилитарные потребности, гиподинамия, инволюционные изменения, дееспособность, морфофункциональные закономерности.
N.N. Grigoriev
Military Space Academy A.F. Mozhaisky, St. Petersburg
N.G. Lutchenco
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Institute of Physical Culture, Sports and Tourism
N.I. Perevoznikova
Saint Petersburg University of Humanities and Social Sciences MOTOR ACTIVITY IN THE LIFE OF MEN OF THE MADEN AGE
Annotation
The leading factor in the motor activity of a person is the systemic use of physical culture, implemented in the form of targeted motor actions. The motor actions, in turn, are aimed at satisfying the utilitarian needs that ensure the normal existence of the person in the environment by performing household, labor and other operations. In this regard, people need to form a motivation for systematic activity of preventive and health-improving nature based on the use of various types of physical exercises.
The main function of physical culture is the harmonious development of man and the strengthening of his health. This is achieved by adapting to a certain physical activity, which is used taking into account the formation and improvement of the necessary qualities and properties of the organism.
Keywords:
utilitarian needs, hypodynamia, involutional changes, ability to act, morphofunctional patterns.
Основное содержание
Сложная структура и интенсивный характер профессиональной деятельности, широкое «наступление» гиподинамии на здоровье людей и повышение психоэмоционального напряжения предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям человека, его физическому здоровью.
С возрастом в организме происходит ряд инволюционных изменений: угасание обменных процессов и снижение активности функций; снижение адаптационных возможностей; ослабление надежности механизмов регуляции и саморегуляции жизнедеятельности организма; снижение надежности антигипоксической системы и пр. [1, 198 с.].
В этих условиях совершенствование физических способностей и укрепление здоровья следует рассматривать как стратегическую задачу повышения дееспособности и эффективности профессиональной деятельности. Решение данной проблемы возможно посредством разрешения ряда противоречий. Наиболее существенным в ряду прочих являются противоречие между декларируемыми целями физического совершенствования человека, реальным состоянием физического здоровья, с одной стороны, и уровнем его физической подготовленности, напрямую связанным с эффективностью профессионального труда и
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
служебным долголетием, с другой.
Решение задачи комплексного характера в поддержании активной жизнедеятельности организма актуализируется выбором контингента мужчин зрелого возраста 20-40 лет, составляющих наиболее многочисленную и продуктивную в творческом отношении категорию людей. Для лиц данного возраста характерным является процесс вступления в зону постепенных инволюционных преобразований организма, неуклонного снижения уровня физического потенциала. В этих условиях для поддержания устойчивой профессиональной работоспособности большое значение имеет профессионально-прикладная физическая подготовка, способствующая укреплению мышечной системы и формированию прикладных навыков в плавании, передвижении на лыжах, переноске тяжестей, передвижении по узкой опоре и др. [3, С. 69-73].
Физическая тренировка с адекватной мышечной нагрузкой, оздоровительная физическая культура способны в значительной степени приостановить интенсивность возрастных изменений жизненно важных функций организма. Доказано, что в любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности организма и уровень выносливости, являющимися показателями биологического возраста организма.
Основной принцип занятий физической культурой людей данной возрастной категории -разнообразие используемых средств физической культуры при невысокой интенсивности физических нагрузок [2, С. 75-78]. Цена адаптации организма новому, повышенному уровню физических нагрузок увеличивается с каждым годом. При этом факторы риска, связанные с физическим и психическим перенапряжением, неуклонно возрастают. С целью оптимизации двигательной деятельности необходимо ориентировать личность на новые цели и адекватные режимы двигательной активности.
С возрастом обостряется необходимость соблюдения человеком режима труда и отдыха, поскольку утомление у пожилых людей появляется уже тогда, когда мышцы могли бы ещё выполнять работу, а нервные центры не в состоянии реализовать эту возможность. Снижение работоспособности у лиц зрелого возраста при интенсивных нагрузках обусловлено также негативными изменениями в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые не могут обеспечить работающие клетки должным количеством кислорода. Таким образом, возникает физиологический процесс, при котором, с одной стороны, происходит снижение надежности адаптационных механизмов регуляции, ускоряющих инволюционные процессы, и с другой стороны, преждевременное старение вызывает развитие возрастной патологии и ускоряет темпы падения общей активности и работоспособности [4, 275 с.].
Заключение
Реализация морфофункциональных закономерностей двигательной активности людей зрелого возраста обусловлена направленным использованием средств профессионально-прикладной физической подготовки таким образом, чтобы мышечная нагрузка по интенсивности воздействия и энерготратам соответствовала функциональным возможностям лиц данного возраста и способствовала формированию у каждого человека индивидуального развивающе-оздоровительного маршрута в профессиональной деятельности.
Список использованной литература:
1. Ендальцев Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях // Монография. - СПб.: МОРФ, 2008. - 198 с.
2. Лутченко Н.Г., Перевозникова Н.И., Григорьев Н.Н. Особенности развития и управления потенциалом человека. Вестник высшей школы. - №3. - М.: 2017. - С. 75-78.
3. Лутченко Н.Г., Перевозникова Н.И., Иванов В.Г. Научно-методическое обоснование фитнес-программы для мужчин баскетболистов в возрасте 20-39 лет // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта» №9 (115). - 2014. С.69-73.
4. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
© Григорьев Н.Н., Лутченко Н.Г., Перевозникова Н.И., 2018