Научная статья на тему 'Двигательная активность студентов в рамках культуры повседневности'

Двигательная активность студентов в рамках культуры повседневности Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двигательная активность / культура повседневности / учебный день студента-медика / выходной день студента-медика. / motor activity / culture of everyday life / medical student's school day / medical student's day off.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Буланова Элина Витальевна, Данилов Алексей Витальевич

Выдвигая в приоритет задачу по формированию в обществе мотиваций к использованию новых социокультурных практик, исследователи особое внимание уделяют студенческой молодёжи. Отмечается необходимость создания инновационных технологий физической активности именно для молодых людей в силу особенностей состояния их здоровья на современном этапе. Включение новых здоровьесберегающих направлений в жизнь молодёжи подразумевает изменение их обыденной жизни. Однако мы не нашли в литературе исследований по изучению характера организации дня современного студента в рамках культуры повседневности. Научная новизна. Впервые проведён анализ двигательной активности современных студентов-медиков в рамках типичного учебного и типичного выходного дня. Практическая значимость. Анализ особенностей организации дня студента в рамках культуры повседневности является необходимым этапом при разработке любой инновационной программы по увеличению временных затрат на двигательную активность данной социальной группы. Материалы. В исследовании приняли участие 320 студентов-добровольцев ТвГМУ. Методы исследования. Осуществлена поминутная регистрация в течение суток всех событий типичного учебного и типичного выходного дня студента-медика. Статистическая обработка полученных данных проведена в программе Excel с расчётом параметрического критерия Стьюдента, непараметрического критерия Фишера, за статистическую значимость принято значение при р<0,05; корреляционная связь определялась по методу квадратов (метод Пирсона), достоверность коэффициента корреляции определялась величиной ошибки коэффициента корреляции и доверительным коэффициентом (t), за статистически значимое принято значение при t≥3. Результаты. В процессе проведённого исследования установлено, что в рамках культуры повседневности двигательная активность студентов-медиков снижена. В течение учебной недели активные варианты отдыха, обеспечивающие полноценное функционирование всех систем организма, используют только 37,1% участников исследования. Восполнение двигательной активности осуществляется у студентов в основном только за счёт вынужденных бытовых перемещений и передвижений к месту учёбы и обратно домой. В обыденной жизни студентов удалось выделить 3,5 часа в учебный день и 4 часа в выходной день, которые можно задействовать при разработке инновационных программ по приобщению студентов к инновационным вариантам здоровьесберегающего поведения и расширению суточной двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Буланова Элина Витальевна, Данилов Алексей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' motor activity within the framework of everyday culture

Prioritizing the task of creating motivation in society to use new sociocultural practices, researchers pay special attention to student youth. The need to create innovative technologies of physical activity, specifically for young people due to the characteristics of their health at the present stage is noted. The inclusion of new health-saving trends in the lives of young people implies a change in their everyday life. However, we have not found in the literature researches on the nature of a modern student’ day organization within the framework of everyday life culture. Scientific novelty. An analysis of modern medical students’ motor activity was carried out within the framework of a typical school day and a typical weekend day. Practical significance. Analysis of organizing a student’s day features within the framework of everyday culture is a necessary stage in the development of any innovative program to increase the time spent on physical activity of a given social group. Materials. 320 student volunteers of TvSMU took part in the study. Research methods. A minute-by-minute registration was carried out during the day of all events of a typical school day and a typical weekend day for a medical student. Statistical processing of the obtained data was carried out in the Excel program with the calculation of the parametric Student's test, the non-parametric Fisher test, the value at p < 0.05 was taken as statistical significance; the correlation relationship was determined using the method of squares (Pearson's method), the reliability of the correlation coefficient was determined by the magnitude of the error of the correlation coefficient and the confidence coefficient (t), the value at t≥3 was taken as statistically significant. Results. In the course of the study, it was established that within the framework of the everyday life culture, the physical activity of medical students is reduced. During the school week, active recreation options that ensure the full functioning of all body systems are used by only 37.1% of study participants. Replenishment of physical activity in students is carried out mainly only through forced everyday movements and movements to the place of study and back home. Conclusion. In the everyday life of students, it was possible to allocate 3.5 hours on a school day and 4 hours on a weekend, which can be used in the development of innovative programs to introduce students to innovative health-saving behavior options and expand daily physical activity.

Текст научной работы на тему «Двигательная активность студентов в рамках культуры повседневности»

УДК: 796.012.1:378.180.6 Двигательная активность студентов в рамках культуры повседневности

Буланова Э.В. *, Данилов А.В.

Тверской государственный медицинский университет г. Тверь, Россия

ORCID: 0000-0003-2336-3835, elina.bulanova@mail.ru* ORCID: 0000-0001-9292-3045, danUojf.akksey@yandex.ru

Аннотация: Выдвигая в приоритет задачу по формированию в обществе мотиваций к использованию новых социокультурных практик, исследователи особое внимание уделяют студенческой молодёжи. Отмечается необходимость создания инновационных технологий физической активности именно для молодых людей в силу особенностей состояния их здоровья на современном этапе. Включение новых здоровьесберегающих направлений в жизнь молодёжи подразумевает изменение их обыденной жизни. Однако мы не нашли в литературе исследований по изучению характера организации дня современного студента в рамках культуры повседневности. Научная новизна. Впервые проведён анализ двигательной активности современных студентов-медиков в рамках типичного учебного и типичного выходного дня. Практическая значимость. Анализ особенностей организации дня студента в рамках культуры повседневности является необходимым этапом при разработке любой инновационной программы по увеличению временных затрат на двигательную активность данной социальной группы. Материалы. В исследовании приняли участие 320 студентов-добровольцев ТвГМУ Методы исследования. Осуществлена поминутная регистрация в течение суток всех событий типичного учебного и типичного выходного дня студента-медика. Статистическая обработка полученных данных проведена в программе Excel с расчётом параметрического критерия Стьюдента, непараметрического критерия Фишера, за статистическую значимость принято значение при р<0,05; корреляционная связь определялась по методу квадратов (метод Пирсона), достоверность коэффициента корреляции определялась величиной ошибки коэффициента корреляции и доверительным коэффициентом (t), за статистически значимое принято значение при t>3. Результаты. В процессе проведённого исследования установлено, что в рамках культуры повседневности двигательная активность студентов-медиков снижена. В течение учебной недели активные варианты отдыха, обеспечивающие полноценное функционирование всех систем организма, используют только 37,1% участников исследования. Восполнение двигательной активности осуществляется у студентов в основном только за счёт вынужденных бытовых перемещений и передвижений к месту учёбы и обратно домой. В обыденной жизни студентов удалось выделить 3,5 часа в учебный день и 4 часа в выходной день, которые можно задействовать при разработке инновационных программ по приобщению студентов к инновационным вариантам здоровьесберегающего поведения и расширению суточной двигательной активности.

Ключевые слова: двигательная активность; культура повседневности; учебный день студента-медика; выходной день студента-медика.

Для цитирования: Буланова Э.В.*, Данилов А.В. Двигательная активность студентов в рамках культуры повседневности. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .

Students' motor activity within the framework of everyday culture

Elina V. Bulanova*, Aleksey V Danilov

Tver State Medical University Tver, Russia

ORCID: 0000-0003-2336-3835, elina.bulanova@mail.ru* ORCID: 0000-0001-9292-3045, daniloff.aleksey@yandex.ru

Abstract: Prioritizing the task of creating motivation in society to use new sociocultural practices, researchers pay special attention to student youth. The need to create innovative technologies of physical activity, specifically for young people due to the characteristics of their health at the present stage is noted. The inclusion of new health-saving trends in the lives of young people implies a change in their everyday life. However, we have not found in the literature researches on the nature of a modern student' day organization within the framework of everyday life culture. Scientific novelty. An analysis of modern medical students' motor activity was carried out within the framework of a typical school day and a typical weekend day. Practical significance. Analysis of organizing a student's day features within the framework of everyday culture is a necessary stage in the development of any innovative program to increase the time spent on physical activity of a given social group. Materials. 320 student volunteers of TvSMU took part in the study. Research methods. A minute-by-minute registration was carried out during the day of all events of a typical school day and a typical weekend day for a medical student. Statistical processing of the obtained data was carried out in the Excel program with the calculation of the parametric Student's test, the non-parametric Fisher test, the value at p < 0.05 was taken as statistical significance; the correlation relationship was determined using the method of squares (Pearson's method), the reliability of the correlation coefficient was determined by the magnitude of the error of the correlation coefficient and the confidence coefficient (t), the value at t>3 was taken as statistically significant. Results. In the course of the study, it was established that within the framework of the everyday life culture, the physical activity of medical students is reduced. During the school week, active recreation options that ensure the full functioning of all body systems are used by only 37.1% of study participants. Replenishment of physical activity in students is carried out mainly only through forced everyday movements and movements to the place of study and back home. Conclusion. In the everyday life of students, it was possible to allocate 3.5 hours on a school day and 4 hours on a weekend, which can be used in the development of innovative programs to introduce students to innovative health-saving behavior options and expand daily physical activity.

Keywords: motor activity; culture of everyday life; medical student's school day; medical student's day off.

For citation: Elina V. Bulanova*, Aleksey V. Danilov. Students' motor activity within the framework of Everyday culture. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Введение

Культура повседневности, как новое комплексное направление гуманитарных знаний, утверждает культурную ценность обыденной жизни, жизни рядовых людей, социальных групп. Она позволяет отобразить жизнь социального субъекта (личности, группы, общества) в ее типичности и в ее уникальности [1, 2]. В культуру повседневности входит нормативное поведение, которое служит основной формой социального существования и осуществления присущих ей социально-организационных функций [3]. Как правило повседневность рассматривается путём выстраивания её по двум осям: пространственной и временной [1]. Это позволяет более точно диагностировать социальные проблемы общества на основании его культурных проявлений, вычленять пространство для распространения позитивных социокультурных практик, регулировать практики культурного досуга населения. В XXI веке распространение получила идеология модернизации, в задачу которой входит создание условий, чтобы общество было мотивировано на инновации [4]. Считается, что старые

традиционные формы стали менее популярны, в связи с чем произошло общее обеднение культурных практик. Это прослеживается в любых направлениях социокультурной жизни общества. Не обошло стороной данное явление и формирование культуры здорового образа жизни. Рынок физкультурной и спортивной индустрии предлагает всё больше и больше новых направлений: "body ballet", фитнесс, веллнесс, сайкл-аэробика, кроссфит, тай-бо, ки-бо, «спонтанный танец» и др. [5, 6]. Особое внимание исследователи уделяют подрастающему поколению, а именно студенческой молодёжи, отмечая необходимость создания инновационных технологий физической активности именно для молодых людей в силу особенностей состояния их здоровья на современном этапе [7, 8]. Однако мы не нашли в литературе исследований по изучению характера организации дня студента в рамках культуры повседневности, что необходимо было бы сделать изначально перед тем, как предлагать инновации по увеличению временных затрат на двигательную активность данной социальной группы.

Цель исследования: проанализировать характер двигательной активности студентов в рамках типичного учебного и типичного выходного дня.

Задачи: проанализировать повседневную организацию учебного и выходного дня студента-медика; установить пространственные и временные характеристики двигательной активности студентов в течение учебного и выходного дня; провести анализ взаимосвязи двигательной активности с особенностями проживания студентов и успешностью в обучении.

Материалы и методы

Исследование проведено на базе Тверского государственного медицинского университета в 2023 году. В исследовании приняли участие 320 студентов-добровольцев 1-2 курсов всех факультетов (средний возраст - 19,3±1,2 лет (М±о)). Студентам был выделен временной промежуток 2 недели, в течение которого они должны были выбрать один типичный учебный день (УД) и один типичный выходной день (ВД). В течение 24 часов каждого дня студенты поминутно регистрировали свою обыденную жизнь и затем заносили данные в регистрационные карты. Суммарное количество времени регистрации в каждый из предложенных дней составило 1440 минут: 1440 минут УД, 1440 минут ВД. Статистическая обработка полученных данных проведена в программе Excel с расчётом параметрического критерия Стьюдента, непараметрического критерия Фишера, за статистическую значимость принято значение при р<0,05; корреляционная связь определялась по методу квадратов (метод Пирсона), достоверность коэффициента корреляции определялась величиной ошибки коэффициента корреляции и доверительным коэффициентом (t), за статистически значимое принято значение при t>3. р - указано по отношению к максимальному значению.

Результаты и обсуждение

По данным из регистрационных карт нам удалось выделить следующие события типичного УД и типичного ВД студентов (табл.1): сон (ночной, дневной), гигиенические процедуры, занятия гимнастическими упражнениями, самостоятельное приготовление пищи, питание (дома, в столовой, в кафе), дорога (в вуз, из вуза), учёба (в вузе, выполнение домашних заданий), работа по дому (покупка продуктов, мытьё посуды, стирка, глажение белья, уборка дома), отдых (прогулка, общение с друзьями, посещение кафе, общение с животными, занятия физкультурой и спортом, рисование, чтение, прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, занятие вокалом, медитация), разговоры по телефону (с родителями, с друзьями), просмотр фильмов и соцсетей в гаджетах, перемены исходного положения (сесть/встать, лечь/встать и т.п.), подъёмы и спуски по лестницам.

Таблица 1

Распределение основных вариантов организации типичного учебного дня студента-медика

Событие дня Составная часть от всего времени суток (п = 1440 мин) р< - сравнение между УД и ВД

учебный день (УД) выходной день (ВД)

М±с (мин) % р<* М±с (мин) % р<*

Сон 450±9,7 31,2 - 600±129,8 41,7 - <0,001

гигиенические процедуры 53±3,8 3,7 <0,001 43±40,7 3,0 <0,001 >0,05

гимнастика 4±0,7 0,3 <0,001 3±9,5 0,2 <0,001 >0,05

приготовление пищи 23±2,0 1,6 <0,001 31±22,2 2,2 <0,001 >0,05

питание 73±5,6 5,1 <0,001 66±44,2 4,6 <0,001 >0,05

дорога 108±6,7 7,5 <0,001 58±59,5 4,0 <0,001 >0,05

учёба (в вузе и дома) 411±15,6 28,5 >0,05 116±99,6 8,0 <0,001 <0,001

работа по дому 40±3,0 2,8 <0,001 78±102,5 5,4 <0,001 >0,05

отдых 83±8,7 5,8 <0,001 198±134,8 13,8 <0,001 =0,04

разговор по телефону 17±3,8 1,2 <0,001 21±27,4 1,4 <0,001 >0,05

гаджеты 119±8,6 8,2 <0,001 190±117,5 13,2 <0,001 >0,05

изменения исходного положения тела 48±3,1 3,3 <0,001 35±39,5 2,4 <0,001 >0,05

подъём/спуск по лестнице 11±0,9 0,8 <0,001 1±2,7 0,1 <0,001 >0,05

* р - указано по отношению к максимальному значению

Установлено, что в УД треть времени суток у студентов уходит на сон, причём на ночной сон в среднем приходится 6,5 часов и около часа часть студентов досыпает днём (38,3% из всех участников исследования, р<0,001). В количество часов ночного и дневного сна входит и время так называемого «долёживания»: 86,4% участников после ночи встают не сразу, а ещё 2-90 минут остаются в состоянии дремоты, и 71,0% «долёживают» 2-30 минут днём. Ложатся спать студенты в среднем в 23 часа 40 минут (21.00 - 1,2% участников исследования, 22.00 - 16,0% (р=0,003), 23.00 - 33,3%, 24.00 - 30,9% (р>0,05), 1.00 - 6,2%, 2.00 - 12,4% (р<0,001)). Утренний подъём в среднем соответствует 6.00 (4.00 - 1,2%, 5.00 - 4,9%, 6.00 - 49,4%, 7.00 - 29,6%, 8.00 - 6,2%, 9.00 - 8,7% (р<0,001)). 88,9% наблюдаемых оценили свой ночной и дневной сон положительно, 11,1% отметили наличие нарушений в характере сна. Анализ взаимосвязи

продолжительности сна с успешностью в обучении (средний балл по учёбе) и вариантом проживания позволил выявить прямую слабую корреляционную связь между успешность в обучении и продолжительностью сна и обратную слабую связь между продолжительностью ночного сна и вариантом проживания (табл.3). То есть чем дольше студенты спят особенно ночью, тем они более успешны в обучении. Из вариантов проживания нам удалось выделить и провести ранжирование по баллам следующие: проживание в квартире со всеми удобствами с родителями - 1 балл (8,6% участников, р<0,001), с соседом - 2 балла (23,5%, р=0,004), один - 5 баллов (42,0%); в частном доме со всеми удобствами с родителями - 3 балла (6,2%, р<0,001), с соседом - 4 балла (1,2%, р<0,001), в общежитии с соседом - 6 баллов (18,5%, р<0,001).

Почти треть времени суток у студентов уходит на учёбу (занятия в вузе и выполнение домашних заданий). 30,1% участников исследования оценили учебные занятия как отрицательно влияющие на их здоровье (р<0,001). Установлена обратная слабая корреляционная связь между вариантом проживания и временными затратами на выполнение домашних заданий (табл.3).

На третьем месте по количеству затраченного в сутках времени стоит использование гаджетов для просмотра информации в соцсетях и просмотра художественных фильмов. Только 2 человека указали на использование гаджетов в целях получения информации для учёбы, ни один студент не использует гаджеты для повышения уровня своего интеллектуального, духовного или физического развития. 95,1% оценили данный элемент образа своей жизни как отрицательно влияющий на здоровье. Поиск корреляций позволил выявить обратную слабую связь между временем использования гаджетов и успешностью в обучении (табл.3). То есть использование гаджетов отрицательно сказывается на учебном процессе.

Добираются до вуза и из вуза домой студенты, используя активные передвижения (шагом, иногда бегом) - 46,6% от всего времени нахождения в пути, пассивные - 34,3% (р=0,25), за рулём своей машины (то есть в ситуации повышенного напряжения внимания) -4,1% (р<0,001). Только активный способ передвижения используют 22,2% участников исследования, только пассивный - 1,2%, остальные 76,6% - смешанный (р<0,001). Взаимосвязи с успешность в обучении и вариантом проживания не выявлено. Установлено преобладание пассивных вариантов отдыха - 69,2% от всего времени отдыха, 30,8% времени приходится на активный отдых (р<0,001). 37,0% студентов используют только пассивные варианты отдыха, 17,3% - только активные (р<0,001), 19,8% - смешанные (р=0,005), у 25,9% участников исследования в течение учебного дня отдых отсутствовал (р=0,063). Выявлена обратная средняя связь между продолжительностью пассивного отдыха и успешностью в обучении (табл.3). То есть успешные в учёбе студенты значительно ограничивают себя в

отдыхе. Взаимосвязь с активным отдыхом не установлена. Напротив, связь активного отдыха с вариантом проживания обратная слабая. То есть более сложные в бытовом отношении варианты проживания не позволяют студентам уделить внимание активному отдыху. Взаимосвязь между успешностью в обучении и вариантом проживания не установлена. 75,3% наблюдаемых самостоятельно приготавливают себе пищу (2-88 минут). Только дома питаются 36,2% участников исследования (р=0,039), дома и в столовой - 50,0%, дома и в кафе - 7,5% и используют все варианты - 6,3% (р<0,001). Как правило приём пищи дома приходится на завтрак и ужин, приём пищи в столовой и кафе - на обед и перекусы в течение учебного дня. Большинство участников исследования используют гигиенические процедуры три раза в день

- 39,5%, один раз в день - 5,0% (р<0,001), два раза - 33,3% (р>0,05), четыре - 22,2% (р=0,006). Самостоятельно занимаются гимнастическими упражнениями только 6,2% участников наблюдения, временные затраты при этом составляют 6-30 минут в день.

При сравнении типичного ВД с типичным УД установлено уменьшение общего количества времени, затраченного на гигиенические процедуры, занятия гимнастическими упражнениями, приём пищи, нахождение в пути, перемены положения тела и передвижения по лестнице (р>0,05) (табл.1). Значительно уменьшилось количество времени, затрачиваемое на учёбу (р<0,001), причём уменьшилось и количество студентов, выполняющих домашние учебные задания в выходной день (ВД - 59,2%, УД - 91,4% (р<0,001)). Увеличились затраты суточного времени на приготовление пищи, выполнение работ по дому, использование гаджетов и разговор по телефону (р>0,05). Причём увеличилось и количество студентов, самостоятельно готовящих себе пищу в течение дня (ВД - 84,0%, УД - 80,0% (р>0,05)), просматривающих фильмы по гаджетам (ВД - 76,5%, УД - 51,9% (р<0,001). 9,4% суточного времени в УД (2,5 часа) и 14,6% в ВД (почти 4 часа) можно отнести к бесполезной трате времени (использование гаджетов), которое сами студенты оценили, как отрицательно влияющее на здоровье. Взаимосвязи с успешность в обучении, вариантом проживания и всеми элементами обыденной жизни студентов в ВД не выявлено. Значительно увеличилась общая продолжительность сна (р<0,001). При детальном рассмотрении установлено, что это произошло за счёт увеличения продолжительности ночного сна - 9,5 часов (р<0,001), продолжительность дневного сна уменьшилась и составила в среднем 30 минут (р<0,05). Накануне выходного дня студенты ложатся спать в среднем в 23 часа 40 минут (20.00 - 1,2%, 21.00 - 3,7%, 22.00 - 6,2%, 23.00 - 37,0%, 24.00 - 32,1% (р>0,05), 1.00 - 9,8%, 2.00 - 4,9%, 3.00

- 2,5%, 4.00 - 1,2%, 5.00 - 1,2% (р<0,001)). То есть временной промежуток отхода ко сну значительно шире, чем в учебный день. Встают в выходной день студенты в среднем в 9 часов 50 минут (6.00 - 1,2%, 7.00 - 11,1% (р=0,002), 8.00 - 9,9%, 9.00 - 27,2%, 10.00 - 24,7% (р>0,05), 11.00 - 16,0% (р=0,04), 12.00 - 7,4%, 13.00 - 1,2%, 15.00 - 1,2% (р<0,001)). То есть подъём

смещается на более позднее время. 10,9% участников исследования указали на наличие нарушений в характере сна. Из общего количества времени, затраченного на отдых, 52,2% составил активный, 47,8% - пассивный, что можно охарактеризовать как положительную динамику по отношению к УД (р=0,012). Количество студентов, использующих только активный отдых, увеличилось незначительно и составило 18,5% (р>0,05 - по отношению к УД), только пассивный - 14,8% (р<0,001), смешанный - 56,8% (р<0,001), у 9,9% отдых в течение выходного дня отсутствовал (р=0,001). Выявлена обратная слабая корреляционная связь между продолжительностью отдыха в ВД и успешностью в обучении (табл.3). То есть хорошо обучающиеся студенты лишают себя отдыха и в ВД.

Решая вторую задачу, мы сделали выкипировку всех вариантов передвижений, осуществляемых студентами в течение дня (табл.2).

Таблица 2

Сравнение основных вариантов двигательной активности студентов-медиков в течение _типичного учебного и типичного выходного дня__

Характер передвижения Составная часть от всего времени суток (п = 1440 мин) р< - сравнение между УД и ВД

УД ВД

М±с (мин) % р<* М±с (мин) % р<*

без движения стоя 69±40,3 4,8 <0,001 62±52,1 4,3 <0,001 >0,05

сидя 632±86,4 43,9 - 377±156,6 26,2 <0,001 <0,001

лёжа 522±109,1 36,2 <0,001 750±179,6 52,1 - <0,001

в движении ходьба 155±72,8 10,8 <0,001 213±108,8 14,8 <0,001 <0,001

бег 3±25,7 0,2 <0,001 2±7,4 0,1 <0,001 >0,05

встать/сесть и т.п. 48±3,1 3,3 <0,001 35±39,5 2,4 <0,001 =0,073

передвижение по лестнице 11±0,9 0,8 <0,001 1±2,7 0,1 <0,001 <0,001

* р - указано по отношению к максимальному значению

Двигательная активность студентов в течение УД в среднем составляет 217 мин (15,1% в сутки), в течение ВД - 251 мин (17,4%) (р=0,046). Статистически значимое увеличение двигательной активности в ВД по сравнению с УД произошло за счёт увеличения продолжительности прогулки (ходьба) (ВД - 74,4 мин, УД - 14 мин (р<0,001)) и продолжительности занятий физкультурой и спортом (ВД - 145 мин, УД - 92 мин (р<0,001)) у тех студентов, которые как правило регулярно занимаются в течение недели (6,2% от общего количества участников исследования). Взаимосвязи между временем нахождения в движении, временем нахождения без движения и успешностью в обучении и вариантом проживания не выявлено.

Таблица 3

Взаимосвязь между успешностью в обучении, вариантом проживания и элементами обыденной жизни студентов (коэффициент корреляции Пирсона (г))_

Элементы повседневности Коэффициент корреляции (r)

успешность в обучении (балл) вариант проживания (балл)

УД ВД УД ВД

ночной сон (мин) 0,29±0,051* 0,12±0,056 -0,16±0,054* 0,03±0,056

весь сон в сутки (мин) 0,27±0,052* 0,09±0,056 -0,03±0,056 0,03±0,056

весь отдых (мин) -0,24±0,053* -0,18±0,054* -0,12±0,055 -0,06±0,056

активный отдых (мин) 0,08±0,056 0,09±0,056 -0,25±0,053* -0,15±0,055

пассивный отдых (мин) -0,33±0,049* -0,19±0,054* -0,02±0,057 -0,04±0,056

использование гаджетов (мин) -0,28±0,052* -0,05±0,056 -0,08±0,056 -0,07±0,056

выполнение домашних заданий (мин) 0,012±0,055 0,05±0,056 -0,19±0,054* -0,09±0,056

работа по дому (мин) 0,07±0,056 0,04±0,056 -0,02±0,056 -0,01±0,056

вариант проживания (балл) 0,09±0,056 0,04±0,056

* t>3.

Заключение

В процессе проведённого исследования установлено, что в рамках культуры повседневности двигательная активность студентов-медиков снижена. В течение учебной недели активные варианты отдыха, обеспечивающие полноценное функционирование всех систем организма, используют только 37,1% участников исследования. Восполнение двигательной активности осуществляется у студентов в основном только за счёт вынужденных бытовых перемещений и передвижений к месту учёбы и обратно домой, при чём вариант проживания не оказывает на это значительного влияния. В выходной день двигательная активность увеличивается только на 30 минут по сравнению с учебным днём, что не может восполнить нехватку движений в течение недели. В обыденной жизни студентов удалось выделить 3,5 часа в учебный день и 4 часа в выходной день, которые можно задействовать при разработке инновационных программ по приобщению студентов к инновационным вариантам здоровьесберегающего поведения и расширению суточной двигательной активности.

Список литературы

1. Полякова И.П. Повседневность как объект научного познания. Философия и культура. 2019; 2: 24-37. DOI: 10.7256/2454-0757.2019.2.29185

2. Буланова Э.В., Данилов А.В. Двигательная активность студентов в рамках современных видов молодёжной культуры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(3): 113-120.

3. Флиер А.Я. Культура как нормативное социальное поведение. Культурологический журнал. 2023. URL: http://cult-cult.ru/culture-as-normative-social-behavior/.

4. Астафьева О.Н., Флиер А.Я. Социокультурная модернизация: формирование новой культурной среды. Культурологический журнал. 2013; 1. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/182. html&j id=13.

5. Вагнер Р.Е., Борисова М.В., Мусохранов А.Ю. Современные физкультурно-оздоровительные технологии и их применение в физическом воспитании студентов высших учебных заведений. Научное обозрение. Педагогические науки. 2020; 5: 41-45.

6. Грудницкая Н.Н., Мазакова Т.В. Современные оздоровительные системы и виды кондиционной тренировки. Ставрополь: СКФУ. 2015: 131.

7. Федеральный Закон №323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан», (с изменениями на 24 июля 2023 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/902312609.

8. Левицкая С.В., Запорожская И.В. Инновационные оздоровительные технологии как средство формирования здорового образа жизни студентов ХГУЭП. Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2021; 2(106): 96-102.

References

1. Polyakova I.P. Everyday life as an object of scientific knowledge. Filosofiya I kul'tura. 2019; 2: 24-37. DOI: 10.7256/2454-0757.2019.2.29185 [In Russ.]

2. Elina V. Bulanova, Aleksey V. Danilov. Motor activity of students within the framework of modern types of youth culture. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(3): 113120 [In Russ., In Engl.].

3. Flier A.Ya. Culture as normative social behavior. Kulturologicheskij zhurnal. 2023. URL: http://cult-cult.ru/culture-as-normative-social-behavior/ [In Russ.].

4. Astafyeva O.N., Flier A.Ya. Sociocultural modernization: the formation of a new cultural environment. Kul'turologicheskij zhurnal. 2013; 1. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/182.html&j id=13 [In Russ.]

5. Wagner R.E., Borisova M.V., Musokhranov A.Yu. Modern physical culture and health technologies and their application in physical education of students of higher educational institutions. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2020; 5: 41-45 [In Russ.].

6. Grudnitskaya N.N., Mazakova T.V. Sovremennye ozdorovitel'nye sistemy I vidy kondicionnoj trenirovki [Modern health systems and types of conditioning training]. Stavropol: NCFU. 2015: 131 [In Russ.].

7. Federal Law No. 323 of 11/21/2011 "On the Basics of Public Health protection", (as amended on July 24, 2023). URL: https://docs.cntd.ru/document/902312609

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Levitskaya S.V., Zaporozhskaya I.V. Innovative health technologies as a means of developing a healthy lifestyle for KSUEP students. Vestnik Habarovskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki iprava. 2021; 2(106): 96-102 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 20.02.2024

Буланова Элина Витальевна - старший преподаватель, Тверской государственный

медицинский университет, 170100, Россия, г. Тверь, ул. Советская, дом 4, e-mail: elina. bulanova@,mail.ru

Данилов Алексей Витальевич - старший преподаватель, Тверской государственный

медицинский университет, 170100, Россия, г. Тверь, ул. Советская, дом 4, e-mail: daniloff.aleksey@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.