Научная статья на тему 'ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ'

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серых А.Б., Мычко Е.И., Стрельникова Е.С., Киналь Е.Н.

Цель исследования - выявить взаимосвязь особенностей двигательной активности девушек-медиков и нарушений психопатического спектра в контексте формирования психического здоровья. Методика и организация исследования. Поэтапная эмпирическая работа осуществлялась на базе Балтийского федерального университета имени И. Канта. Диагностика осуществлялась со студентами-медиками с использованием методик «Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни», «Отношение к здоровью», Шкалы депрессии, тревожности и стресса (Depresion, Anxiety and Stress Scale =DASS), разработанной Lovibond S.H., Lovibond P.F; изучения двигательной активности (Д.М. Аронов, В.Б. Красницкий, М.Г. Бубнова), позволяющих измерить сформированность уровня двигательной активности и различных аспектов психического здоровья молодых девушек. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты диагностики позволили выявить зависимость некоторых аспектов психологического здоровья и распространенности психопатологий у студентов-медиков от уровня двигательной активности. Двигательная активность может оказывать влияние на снижение негативного эффекта факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на психическое здоровье девушек-медиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Серых А.Б., Мычко Е.И., Стрельникова Е.С., Киналь Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTOR ACTIVITY AS A CONTEXTUAL FACTOR IN MAINTAINING THE MENTAL HEALTH OF MEDICAL STUDENTS

Objective of the study was to identify the relationship between the characteristics of the motor activity of medical girls and psychopathic spectrum disorders in the context of the formation of mental health. Methods and structure of the study. Phased empirical work was carried out on the basis of the Immanuel Kant Baltic Federal University. Diagnostics was carried out with medical students using the methods "Index of attitude to health and a healthy lifestyle", "Attitude to health", Depression, Anxiety and Stress Scale = DASS, developed by Lovibond S.H., Lovibond P.F; motor activity studies (D.M. Aronov, V.B. Krasnitsky, M.G. Bubnova), which allow measuring the formation of the level of motor activity and various aspects of the mental health of young girls. Research results and conclusions. The obtained results of diagnostics made it possible to reveal the dependence of some aspects of psychological health and the prevalence of psychopathologies among medical students on the level of physical activity. Motor activity can have an impact on reducing the negative effect of factors that have an adverse effect on the mental health of medical girls.

Текст научной работы на тему «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ»

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

УДК/UDC 613.956

Поступила в редакцию 06.04.2023 г.

Информация для связи с автором:

Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор А.Б. Серых1

Доктор педагогических наук, профессор Е.И. Мычко1 Е.С. Стрельникова1 Е.Н. Киналь1

1Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград

MOTOR ACTIVITY AS A CONTEXTUAL FACTOR IN MAINTAINING THE MENTAL HEALTH OF MEDICAL STUDENTS

Dr. Hab., Dr. Psych., Professor A.B. Serykh1 Dr. Hab., Professor E.I. Mychko1 E.S. Strelnikova1 E.N. Kinal1

1Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad

Аннотация

Цель исследования - выявить взаимосвязь особенностей двигательной активности девушек-медиков и нарушений психопатического спектра в контексте формирования психического здоровья.

Методика и организация исследования. Поэтапная эмпирическая работа осуществлялась на базе Балтийского федерального университета имени И. Канта. Диагностика осуществлялась со студентами-медиками с использованием методик «Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни», «Отношение к здоровью», Шкалы депрессии, тревожности и стресса (Depresion, Anxiety and Stress Scale =DASS), разработанной Lovibond S.H., Lovibond P.F; изучения двигательной активности (Д.М. Аронов, В.Б. Крас-ницкий, М.Г. Бубнова), позволяющих измерить сформированность уровня двигательной активности и различных аспектов психического здоровья молодых девушек.

Результаты исследования и выводы. Полученные результаты диагностики позволили выявить зависимость некоторых аспектов психологического здоровья и распространенности психопатологий у студентов-медиков от уровня двигательной активности. Двигательная активность может оказывать влияние на снижение негативного эффекта факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на психическое здоровье девушек-медиков.

Ключевые слова: двигательная активность, физическая активность, студенты-медики, здоровье, психическое здоровье.

Abstract

Objective of the study was to identify the relationship between the characteristics of the motor activity of medical girls and psychopathic spectrum disorders in the context of the formation of mental health.

Methods and structure of the study. Phased empirical work was carried out on the basis of the Immanuel Kant Baltic Federal University. Diagnostics was carried out with medical students using the methods "Index of attitude to health and a healthy lifestyle", "Attitude to health", Depression, Anxiety and Stress Scale = DASS, developed by Lovibond S.H., Lovibond P.F; motor activity studies (D.M. Aronov, V.B. Krasnitsky, M.G. Bubnova), which allow measuring the formation of the level of motor activity and various aspects of the mental health of young girls. Research results and conclusions. The obtained results of diagnostics made it possible to reveal the dependence of some aspects of psychological health and the prevalence of psychopathologies among medical students on the level of physical activity. Motor activity can have an impact on reducing the negative effect of factors that have an adverse effect on the mental health of medical girls.

Keywords: motor activity, physical activity, medical students, health, mental health.

Введение. Двигательная активность является естественной потребностью человека в движении: в эволюционном плане организм развивался и совершенствовался посредством активной физической работы. Научные исследования убедительно демонстрируют большие возможности двигательной активности в расширении и повышении ресурсов здоровья. Так, еще ученые древности, Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), Авиценна (980-1037 гг.) отмечали влияние физических упражнений и ходьбы на работоспособность и здоровье человека. Позже П. Ф. Лесгафт (1837-1909 гг.) указывал на взаимосвязь двигательной функции с качеством умственной организации. Основоположник онтокинезиологической концепции В. К. Бальсевич двигательную (физическую) активность личности рассматривал как систематическую, мотиви-

рованную деятельность, направленную на развитие, поддержание и совершенствование кинезиологического потенциала на разумно необходимом и достаточном или экстремально высоком уровне, в зависимости от текущих или долгосрочных ее целей [1, с. 174].

Двигательная активность тесно связана с физическим, психическим и социальным аспектами здоровья. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от психофизиологических, социально-экономических и культурных факторов [8, с. 29].

В настоящее время под влиянием происходящих в обществе социально-экономических и политических преобразований, и связанного с ними психоэмоционального напряжения, а также наличия факторов, неблагоприятно влияющих на пси-

№7 • 2023 Июль | July

http://www.teoriya.ru

хическое самочувствие молодых людей, актуализируется проблема сохранения их психического и физического здоровья. Особое беспокойство у специалистов вызывают нарушения психопатического спектра девушек-студенток (Г. Н. Будилов-ский, А. А. Лифинцева, Ю. Е. Морозов, Н. В. Казанцева, и др.) [7 с. 60, 3 с. 93].

Многими исследователями в качестве одного из факторов формирования психического здоровья девушек рассматривается физическая активность, что делает целесообразным сознательное контролирование данной составляющей социальной жизнедеятельности студенческой молодежи, способствуя ее здоровому психологическому развитию. Изучение роли двигательной активности [2, 4, 5, 6] дает основание говорить о зависимости психологического здоровья девушек-студенток от доступности различных форм двигательной активности, поддерживающих ее факторов, которые дают девушкам значительную эмоциональную поддержку, активизируют их не только физический, но и психологический потенциал. В связи с этим обстоятельством важное значение имеет рассмотрение состояния психического здоровья девушек во взаимосвязи с их двигательной активностью.

Цель исследования - выявить взаимосвязь имеющихся у девушек-студенток нарушений психологического здоровья и их двигательной активности.

Методика и организация исследования. Поэтапная эмпирическая работа осуществлялась на базе Балтийского федерального университета им. И. Канта. В качестве респондентов выступили 112 девушек - студентов-медиков. Задачи исследования: провести корреляционное исследование взаимосвязи между уровнем депрессии, тревоги и стресса у студентов-медиков и показателями их двигательной активности. Диагностика проведена с использованием Шкалы депрессии, тревожности и стресса (Depresión, Anxiety and Stress Scale =DASS), разработанной Lovibond S. H., Lovibond P.F; опросников «Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни» (С. Дерябо, В. Ясин), «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская), двигательной активности (Д. М. Аронов, В. Б. Красницкий, М. Г. Бубнова).

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение отношения к здоровью и здоровому образу жизни девушек-медиков показали, что здоровый образ жизни как жизненная ценность отмечен у большинства студентов - 92,6%, практически все из них (95,9%) полагают, что оно оказывает влияние на результативность в дальнейшей профессиональной деятельности. Характеризуя состояние своего здоровья, студенты-медики показали такие результаты: 54,3% охарактеризовали его как «отличное», 28,2% - «хорошее», 17,5% -«удовлетворительное».

Изучение специфики двигательной активности студентов-медиков показало, что очень высокий уровень двигательной активности свойственен 13,6% студентов-медиков, высокий -21,5%, умеренный - 39,6%, низкий - 21,2%, очень низкий уровень отмечают 4,1% девушек студентов-медиков. В качестве основных форм двигательной активности студенты отметили постоянные занятия физической культурой в учебном заведении (61,4%) и посещение спортивных секций (23,1%). В качестве наиболее распространенных видов двигательной активности респондентами отмечались прогулки с друзьями, занятия спортом, посещение кино, театра.

Многие респонденты (78,3%) отметили отсутствие у них целенаправленной работы по сохранению физического здоровья, хотя считают важным благоприятный эмоциональный настрой в ситуации любой двигательной активности и поддержания здорового образа жизни (93,4%).

Далее нами была проведена диагностика депрессии, тревожности и стресса (табл. 1).

Наличие депрессии в разной степени ее выраженности выявлена у 71% девушек, у 23% выявлена тяжелая ее форма, характеризующаяся пониженным настроением, нарушением интеллектуальной деятельности, замедленностью двигательной активности, неадекватностью самооценки, утратой интереса к окружающему, пассивностью и другой симптоматикой.

Состояние тревоги в различной степени ее проявления фиксируется у 76% испытуемых, причем у одной трети девушек высокий уровень.

Стресс является ответной реакцией организма человека на перенапряжение, негативные эмоции, угрожающие ситуации, негативно влияет на здоровье в целом, снижая иммунитет и становясь причиной развития психосоматических нарушений. Показателями стресса у девушек являются нарушения концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроля, расстройства сна, раздраженность, физическая слабость, головная боль, апатия и другие проявления. Данное состояние в различной степени его проявления наблюдается у 64% испытуемых, причем у 20% высокий уровень.

Полученные нами данные были обработаны с помощью методов математической статистики (SPSS 26.0 version for Windows). Нами был использован U-критерий Манна-Уитни. Мы поделили исследуемых респондентов на две подгруппы, где первая подгруппа - студенты-медики с очень высоким и высоким уровнем двигательной активности, а вторая подгруппа - студенты-медики с низким и очень низким уровнем двигательной активной. Полученные данные по «Шкале депрессии, тревожности и стресса» между двумя подгруппами были обработаны с помощью U-критерия Манна-Уитни. Полученные результаты представлены в табл. 2, 3.

Таблица 1. Результаты диагностики депрессии, тревожности, стресса студентов-медиков

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с га

О (U .с Н

Уровень степени проявления

Состояние Обычный (нет клинических проявлений) Незначительный Умеренный Тяжелая форма Очень тяжелая форма

Депрессия 29% 21% 27% 16% 7 %

Тревога 24 % 8 % 38 % 22 % 8 %

Стресс 36 % 31 % 13% 15 % 5 %

Таблица 2. Меры центральной тенденции среди подгрупп по методике DASS

Среднее отклонение Стандартное отклонение

Шкалы Подгруппа Подгруппа

1 2 1 2

Стресс 11,2816 21,2762 0,34622 1,76982

Тревога 10,2976 25,9765 0,91824 2,59505

Депрессия 4,0474 13,4679 1,16118 1,75511

54

http://www.teoriya.ru

№7 • 2023 Июль | July

Таблица 3. U-критерия Манна-Уитни по шкалам методики DASS

Шкала Депрессия Тревога Стресс

U-критерия Манна-Уитни 256,000 271,000 274,000

Т-критерий Вилкоксона 997,000 1071,000 1015,000

Z -2,271 -1,101 -2,120

Асимп. знач. (двухсторонняя) ,023* ,031* ,034*

Примечание: *p<0,05; **p<0,01.

Анализируя табл. 2 (высокий и очень высокий уровень двигательной активности) и 3 (низкий и очень низкий уровень двигательной активности), отметим, что обнаружены статистически значимые различия между 1 и 2 подгруппой по показателям: Депрессия (U=256,000 при p<0,05); Тревога (U=271,000 при p<0,05); Стресс (U=274,000 при p<0,05). Таким образом, у девушек, имеющих высокий уровень двигательной активности, показатели выраженности депрессии, тревоги и стресса ниже, а следовательно, крепче психическое здоровье.

Вывод. Исследование нарушений психического здоровья девушек-медиков (депрессии, тревоги и стресса) продемонстрировало зависимость психопатологий от уровня двигательной активности. Также в ходе исследования выявлено, что девушкам свойственен повышенный уровень межличностного стресса, связанного с учебой, что отражает отношения с однокурсниками, педагогами, напряженные ситуации в группе и др., что может стать контекстуальным фактором, вызывающим не только сложности в адаптации, но и развитие психопатологий. Двигательная активность, напротив, может оказывать влияние на снижение негативного эффекта факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на психическое здоровье девушек-медиков.

Литература

1. Бальсевич В.К. Двигательная активность как феномен кинези-ологического потенциала человека / В.К. Бальсевич // Берегиня. 777. Сова. - 2013. -- № 1 (16). - С. 172-177.

2. Вахнин Н.А. Роль физической культуры и спорта в удовлетворенности студентов обучением в университете / Н.А. Вахнин, А.Б. Маховиков, В.В. Шарок // Теория и практика физической культуры.

- 2019. - № 4. - С. 28-30.

3. Казанцева Н.В. Анализ контекстуальных факторов психического здоровья у девушек-подростков и женщин фертильного возраста / Н.В. Казанцева, Е.Н. Киналь // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Естественные и медицинские науки.

- 2021. - № 2. - С. 93-104.

4. Князева С.П. Ценность двигательной активности в молодом и среднем возрасте / С.П. Князева // Молодой ученый. - 2022. -№ 49 (444). - С. 253-258.

5. Лопатина О.А. Двигательная активность студентов и ментальное здоровье: грани соотношения / О.А. Лопатина // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2022.

- Т. 25. - № 1. - С. 32-37.

6. Панькин В.Е. Двигательная активность как фактор повышения здоровья человека / В.Е. Панькин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1. - № 3. - С. 7-11.

7. Серых А.Б. Эмоциональная дезадаптация и психосоматическое здоровье юношей и девушек / А.Б. Серых, Ю.Е. Морозов, Г.Н. Бу-диловский, А.А. Лифинцева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2011. - № 4. - С. 60-68.

8. Серых А.Б. Социальный и профессиональный аспекты формирования у студентов компетентности здоровьесбережения / А.Б. Серых, Е.И. Мычко, А.Е. Якубовская // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 7. - С. 29-31.

References

1. Balsevich V.K. Dvigatelnaya aktivnost kak fenomen kineziologicheskogo potentsiala cheloveka [Motor activity as a phenomenon of human kinesiological potential]. Bereginya. 777. Sova. 2013. No. 1 (16). pp. 172-177.

2. Vakhnin N.A., Makhovikov A.B., Sharok V.V. Rol fizicheskoy kultury i sporta v udovletvorennosti studentov obucheniyem v universitete [The role of physical culture and sports in student satisfaction with university education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 4. pp. 2830.

3. Kazantseva N.V., Kinal E.N. Analiz kontekstualnykh faktorov psikhicheskogo zdorovya u devushek-podrostkov i zhenshchin fertilnogo vozrasta [Analysis of contextual factors of mental health in adolescent girls and women of childbearing age]. Vestnik Baltiyskogo federalnogo universiteta im. I. Kanta. Yestestvennyye i meditsinskiye nauki. 2021. No. 2. pp. 93-104.

4. Knyazeva S.P. Tsennost dvigatelnoy aktivnosti v molodom i srednem vozraste [The value of motor activity in young and middle age]. Molodoy uchenyy. 2022. No. 49 (444). pp. 253-258.

5. Lopatina O. Dvigatelnaya aktivnost studentov i mentalnoye zdorovye: grani sootnosheniya [Motor activity of students and mental health: facets of correlation]. Zdorovye cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kultury i sporta, 2022. Vol. 25. No. 1. pp. 32-37.

6. Pankin V.Ye. Dvigatelnaya aktivnost kak faktor povysheniya zdorovya cheloveka [Motor activity as a factor in improving human health]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya. 2016. Vol.1. No. 3. pp. 7-11.

7. Serykh A.B., Morozov YU.Ye., Budilovskiy G.N., Lifintseva A.A. Emotsionalnaya dezadaptatsiya i psikhosomaticheskoye zdorovye yunoshey i devushek [Emotional maladaptation and psychosomatic health of young men and women]. Vestnik Baltiyskogo federalnogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psikhologiya. 2011. No. 4. pp. 60-68.

8. Serykh A.B., Mychko Ye.I., Yakubovskaya A.Ye. Sotsialnyy i professionalnyy aspekty formirovaniya u studentov kompetentnosti zdorovyesberezheniya [Social and professional aspects of the formation of health saving competence among students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 7. pp. 29-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.