Научная статья на тему 'ДВЕНАДЦАТЬ РАННЕХРИСТИАНСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: "ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ" ПОД РЕДАКЦИЕЙ Ю. М. КОБИЩАНОВА'

ДВЕНАДЦАТЬ РАННЕХРИСТИАНСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: "ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ" ПОД РЕДАКЦИЕЙ Ю. М. КОБИЩАНОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДВЕНАДЦАТЬ РАННЕХРИСТИАНСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: "ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ" ПОД РЕДАКЦИЕЙ Ю. М. КОБИЩАНОВА»

РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ 2022; 3(3): 60-66

doi:1015829/2686-973X-2022-111

ISSN 2686-973X (Print) ISSN 2687-069X (Online)

РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ КНИГ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Двенадцать раннехристианских цивилизаций: "Очерки истории христианских цивилизаций" под редакцией Ю. М. Кобищанова

Кобищанов Т. Ю.

Очерки истории христианских цивилизаций: в двух томах. Т. 1: От зарождения до арабских завоеваний. М.: РОССПЭН, 2019, Книга 1, с. 671, ISBN: 978-5-8243-2303-0, 2019, Книга 2, с. 551, ISBN: 978-5-8243-2305-4; Т. 2: От арабских завоеваний до крестовых походов. М.: РОССПЭН, 2022, с. 302, ISBN: 978-5-8243-2492-1.

ОЧЕРКИ

ИСТОРИИ

ХРИСТИАНСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ОЧЕРКИ

ИСТОРИИ

ХРИСТИАНСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Тарас Юрьевич Кобищанов — кандидат исторических наук, доцент ИСАА МГУ Москва, Россия.

Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): kobischanov@mail.ru

Рукопись получена 25.09.2022 Принята к публикации 27.09.2022

Для цитирования: Кобищанов Т. Ю. Двенадцать раннехристианских цивилизаций: "Очерки истории христианских цивилизаций" под редакцией Ю. М. Кобищанова. Рецензия. Российский журнал истории Церкви. 2022;3(3):60-66. doi:10.15829/2686-973X-2022-111. EDN TLHSCD

Twelve Early Christian Civilizations: "Essays on the History of Christian Civilizations" edited by Y. M. Kobishchanov

Kobishchanov T. Yu.

Kobishchanov T.Yu — сandidate of Historical Sciences, Associate Professor of the ISAA of Moscow State University, Moscow, Russia.

Corresponding author: kobischanov@mail.ru

Received: 25.09.2022 Accepted: 27.09.2022

For citation: Kobishchanov T.Yu. Twelve Early Christian Civilizations: "Essays on the History of Christian Civilizations" edited by Y M. Kobishchanov. Review. Russian Journal of Church History. 2022;3(3):60-66. (In Russ.) doi:10.15829/2686-973X-2022-111. EDN TLHSCD

Попытки представить последовательную всестороннюю историю развития христианских обществ и цивилизаций неоднократно предпринимались как отдельными исследователями, так и научными и богословскими сообществами. Свет увидело немало индивидуальных монографий, авторы которых взяли на себя труд самостоятельно дать целостную картину истории христианства. Впрочем, чаще всего эти работы носят популяризаторский характер. Из относительно недавних подобных исследований упоминания заслуживает, пожалуй, "История христианства: первые три тысячи лет" ('A History of Christianity: The First Three Thousand Years')1 профессора Оксфордского университета Дёрмеда Мак-Каллоха, ставшая бестселлером и удостоившаяся экранизации ВВС.

Более продуктивны, с учетом грандиозности объекта исследования, плоды усилий крупных научных коллективов. При этом наиболее амбициозные проекты осуществляются в двух направлениях. Во-первых, это энциклопедические труды, в том числе 4-томная "Энциклопедия христианской цивилизации" ('The Encyclopedia of Christian Civilization')2 — монументальное исследование, объединившее 350 авторов из 24 стран. Еще более масштабным начинанием стала "Православная энциклопедия"3, которая выходит с 2000 г. и, предположительно, составит 75 томов. Справочный формат этих изданий предусматривает как вынужденную краткость, так и относительную герметичность содержащихся в них статей, посвященных глобальной и региональной истории, конкретным персоналиям, общественным и политическим институтам, явлениям духовной жизни, борьбе интеллектуальных практик и идеологий, вопросам законодательства и теологии, отдельным памятникам и направлениям материальной и нематериальной культуры.

Другим направлением исследований стали коллективные монографии, представляющие собой сборники научных работ, объединенных общей концепцией. Одним из наиболее ярких magnum opus этого жанра является 9-томная "Кэмбриджская история христианства" ('The Cambridge History of Christianity')4, увидевшая свет в 2006—2008 гг. и представляющая многоаспектный хронологический анализ развития христианства с момента

1 MacCulloch, D. (2009). A History of Christianity: The First Three Thousand Years. L.: Penguin Books.

2 The Encyclopedia of Christian Civilization (2011). Ed. George Kurian. Vol. 1-4. New Jersey: Wiley-Blackwell Publishing.

3 Православная Энциклопедия (2000 — наст.вр.) М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия".

4 The Cambridge History of Christianity (2006-2008). Vol. 1-9. Cambridge: Cambridge University Press.

его появления и до современности. При всех несомненных достоинствах данного исследования на состав статей его первых двух томов несомненно повлияло богословское образование и сфера научных интересов их редакторов-составителей: Маргарет М. Митчелл, Френсиса М. Янга, Фредерика В. Норриса и Огастина Кэсиди. Заслуживает упоминания и двухтомник "История всемирного христианского движения" ('History of the World Christian Movement')5, объединивший более 40 исследователей преимущественно из Северной Америки. Чрезмерный европоцентризм, с одной стороны, и противоположное ему — стремление выдерживать политкоррект-ность, с другой, заметно девальвируют ценность данного издания. Это тем более досадно, что его авторы стремились показать развитие христианства именно как глобальной системы, одновременно влиявшей и подвергавшейся ответному влиянию различных культур и цивилизаций.

В этот же ряд можно поставить и коллективные монографии, посвященные истории христианства в отдельных регионах. Подобных исследований, разумеется, намного больше. В качестве примера можно привести вышедший в 2005 г. в Бейруте масштабный труд "Христианство: история на Ближнем Востоке" ('Christianity: a History in the Middle East')6, освещающий важнейшие вехи развития христианской религии с I по XXI в. на пространстве от Малой Азии до Южной Аравии и от Египта до Ирака. Большинство его разделов было написано арабскими авторами (Хабибом Бадром, Суадом Абу-р-Рус Слимом, Джузефом Абу-н-Нахра и др.): как светскими историками, так и представителями духовенства.

На фоне вышеупомянутых исследований особняком стоит русскоязычная коллективная монография "Очерки истории христианских цивилизаций"7, 1-й том которой (в двух книгах) увидел свет в 2019 г., 2-й — в 2022 г. Замысел работы возник у отечественного историка, этнографа и социолога Ю. М. Кобищанова еще в 90-е гг. прошлого века и обсуждался им с коллегами С. С. Аверинцевым и Н. Н. Лисовым, памяти которых и посвящен первый том издания. В дальнейшем под руководством Ю. М. Кобищанова объединился многоконфессиональный научный коллектив в составе 30 авторов из России, Украины, Азербайджана и Грузии, вдохновленных идеей представить историю "христианского мира как динамического целого, в его культурном многообразии"8. Плодом их многолетнего труда стал 1-й том "Очерков", охватывающий период от зарождения первой христианской цивилизации и до возникновения ислама. При создании 2-го тома, в котором рассматривается эпоха от арабских завоеваний и до первых крестовых походов (VIII—XI вв.), к коллективу присоединились новые авторы. Выбранный формат очерков сделал издание, при всей его энциклопедичности, открытым для добавления новых разделов

5 History of the World Christian Movement (2012). Vol. 1: Earliest Christianity to 1453. Eds. Dale T. Irwin, Scott W. Sunquist. Vol. I: Earliest Christianity to 1453. L.: A&C Black, 2002; Ibid. Vol. 2: Modern Christianity from 1454 to 1900. Orbis books.

6 Christianity: А History in the Middle East (2005). Beirut: Middle East Council of Churches.

7 Очерки истории христианских цивилизаций: в двух томах (2019-2022). Т. 1: От зарождения до арабских завоеваний. М.: РОССПЭН; Т. 2: От арабских завоеваний до крестовых походов. М.: РОССПЭН.

8 Очерки истории христианских цивилизаций: в двух томах (2019-2022). М.: РОССПЭН, 1, 4.

и глав, в том числе из смежных научных дисциплин и междисциплинарных исследований.

Ключевой аспект, выделяющий "Очерки истории христианских цивилизаций" из ряда упомянутых выше англоязычных трудов — рассмотрение истории христианства через призму цивилизационного развития. В отличие от многих исследователей, в том числе создателей упомянутой "Энциклопедии христианской цивилизации", во введении в 1-му тому "Очерков" Ю. М. Кобищанов подчеркивает, что, в отличие исламской, единой христианской цивилизации никогда не существовало. Более того, не существовало и единой католической, равно и единой православной цивилизации, если считать таковой культурную общность этно-соци-альных организмов, характеризующуюся наличием общей метакультуры и повышенной плотностью информационных связей9. Авторы выделяют 12 раннехристианских цивилизаций, одни из которых сохранились до нашего времени, другие — исчезли, как это произошло на Ближнем Востоке с цивилизациями Нубии и Сокотры, на Кавказе — Албании и Дагестана. Все они возникали на ранней стадии одним и тем же образом: путем прививки христианства к подвою древних цивилизаций. Сперва в регионе появлялись свои Церкви, в новую веру обращалась значительная часть населения (преимущественно городского), часто это сопровождалось переходом в христианство местных правителей (в начале IV в. христианским стало Армянское царство, несколькими десятилетиями позднее — Римская империя и Аксумское царство). В результате на базе существовавшей древней цивилизации, путем синтеза зарождалась новая. Эти ранние христианские цивилизации воздействовали на соседние, способствуя их христианизации, а протоцивилизации превращали в настоящие цивилизации, передавая им недостающие элементы (и целые сферы) развитых цивилизаций. В VII—VIII вв. на христианский мир обрушилась катастрофа: молодая исламская цивилизация разорвала его на части, заняв центральное положение в системе средневековых государств и цивилизаций. В результате ряд христианских социокультурных сообществ постепенно исчез, а другие оказались изолированными от Европы, остававшейся центром христианского мира.

Система христианских цивилизаций именуется Ю. М. Кобищановым "содружеством", причем подчеркивается ее историческая уникальность в многокомпонентности (в отличие от единой исламской цивилизации) и в глобальности распространения (в отличие от буддистского и восточно-азиатского содружеств).

Структура "Очерков" многослойна. Первым пластом исследований являются части и главы, посвященные общим вопросам развития христианских цивилизаций и взаимодействия систем цивилизаций. В первом томе — это часть первая: "Государства и религии мира накануне и в начале распространения христианства и до распространения ислама", а также значительная доля части четвертой: "От дохристианских цивилизаций к христианским цивилизациям". Во втором томе — часть первая: "Цивили-

9 Очерки истории христианских цивилизаций: в двух томах (2019-2022). М.: РОССПЭН, 1, 7.

зации, государства и религии средневекового мира от арабских завоеваний второй трети VII — середины VIII в. до конца IX в.". Эти разделы целиком написаны Ю. М. Кобищановым. На масштабном материале автор демонстрирует, что распространение новой религии почти всегда в той или иной мере сопровождалось не только культурными приобретениями, но и потерями, вело к столкновению цивилизаций, при котором одна из них гибла. Но все потери искупал плодотворный синтез культур, дававший импульс для дальнейшего, притом ускоренного развития.

Вторым слоем стал анализ отдельных раннехристианских цивилизаций, погружение "вглубь" протекавших там процессов генезиса и трансформации. Эту работу взяли на себя отечественные и зарубежные исследователи, специализирующиеся на истории различных обществ и культур. Главы Ю. Б. Циркина посвящены позднеримской Испании, Д. Н. Старостина — Галлии и Британии в период поздней Античности и раннего Средневековья, Н. Ю. Живиловой — Ирландии и кельтской Британии, Е. В. Сергеевой — римской Северной Африке. Представительный корпус авторов работал над главами, освещавшими различные аспекты христианизации Крыма: Таврики (С. Б. Сорочан и М. В. Фомин), Готии (Ю. М. Могаричев) и Тамани (Ю. Л. Щапова, Э. Я. Николаева и А. В. Лядова). Эти главы составили вторую часть первого тома "Распространение христианства в римских провинциях и королевствах-лимитрофах".

Третья часть первого тома "Ранний христианский Восток" представляет собой обширный экскурс становления христианства к востоку от очага его зарождения. Структура этой части позволяет читателю проследить историю ранних христианских общин и государственных образований на обширной дуге, начинающейся на Северной Кавказе (Адыгские народы — В. А. Фоменко, Дагестан — П. Тахнаева), и тянущейся на юг через Грузию (Л. Т. Соловьева), Кавказскую Албанию (Ф. Дж. Мамедова), Армению (Т. К. Кораев), Сирию и Месопотамию (А. В. Муравьев), Северную Аравию, Йемен с Химъяром, Северо-Восточную Африку, Аксумское царство, Египет и Нубию (всё Ю. М. Кобищанов), Отдельно рассматривается христианство в Танском Китае (А. В. Муравьев).

Второй том "Очерков" продолжает описание отдельных христианских цивилизаций, объединенных по географическому принципу. Его вторая часть посвящена православно-кафолическим государствам Европы: от Уэльса до Крыма (А. В. Гусакова, В. М. Рычка, А. В. Латышева, С. Б. Сорочан, М. В. Фомин, Ю. М. Могаричев); третья часть — христианскому Кавказу и Закавказью (Л. Т. Соловьева, Т. К. Кораев, М. С. Албогачае-вой, П. И. Тахнаевой); а часть четвертая — христианам Ближнего Востока и Северной Африки (А. В. Муравьев и К. А. Панченко).

Превращению части дохристианских цивилизаций в христианские посвящена вторая книга первого тома. В четвертой части первого тома авторы дают историческую панораму встречи с христианством более ранних цивилизаций: эллинистической, индийской, римской, а также цивилизаций и протоцивилизаций Африки. Объектом отдельного пристального изучения авторов при этом становятся изменения в системах письменности и летоисчисления, в календарях. Именно оригинальные формы

письменности, чаще всего, по мнению ученых, обозначали границы отдельных цивилизаций. Авторами этой части выступили Ю. М. Коби-щанов, И. Р. Тантлевский, А. В. Муравьев, Т. К. Кораев, Л. Т. Соловьева, Н. Ю. Живлова, К. А. Панченко, П. А. Кузенков.

Третьим пластом исследований стал анализ того, как внутри христианских цивилизаций формировались, преобразовывались и развивались социально-исторические комплексы феодализма. Этот раздел преимущественно написан Ю. М. Кобищановым при участии Ф. Дж. Мамедовой, А. В. Кушхабиева и Т. К. Кораева. В центре внимания авторов находятся не только сама система феодализма, производительные силы, формы землевладения, наемный труд, институты ближней и дальней торговли, системы права и морали и пр., но социально-исторические типы и классы феодального социума, оказавшиеся вовлеченными в новую метакультур-ную общность одной из христианских цивилизаций. Ю. М. Кобищанов сравнивает крестьян и протокрестьян, рыбаков и пастухов, ремесленников и торговцев, домашних и каторжных рабов, феодалов и чиновников, монахов и священников различных христианских этносов и стран первых веков нашей эры, выявляя общие закономерности и отдельные отличия. В результате история перестает быть обезличенной, и перед читателем предстают зримые архетипические образы людей раннего христианского феодализма: от Северо-Восточной Африки до Кавказа и от Западного Средиземноморья до Плодородного полумесяца.

Естественно, описывая историю ранних христианских цивилизаций, авторы "Очерков" не могли обойти вопросы "великих духовных исканий", как предшествовавших появлению христианства, так последовавших. Главы седьмой части второй книги первого тома принадлежат А. Н. Немировскому (Египет и Древний Левант, включая вопросы формирования культа Яхве и самаритянского монотеизма), И. Р. Тантлевскому (Кумранская община), Ю. А. Аверьянову (зороастриазм и христианство) и Р. В. Светлову (новое христианское понимание логоса). Отдельное внимание авторы уделяют существовавшему во всех христианских цивилизациях религиозному синкретизму, а также народному христианству. С другой стороны, акцент делается на так называемые "церковные культуры" с их особым выделением статуса духовенства и почитанием духовной прародины — Святой Земли и Святого града Иерусалима (Н. Н. Лисовой).

Второй том "Очерков истории христианских цивилизаций" по ряду причин получился не столь ёмким, как это задумывалось его редактором-составителем. В послесловии к готовящемуся расширенному и дополненному изданию Ю. М. Кобищанов упомянул некоторые задуманные, но не написанные части и главы:

1. Константинополь — главный город средневекового христианского мира.

2. "Вечный город" Рим в VIII — XI вв.

3. Основание Венеции и начало ее расцвета.

4. Господин Великий Новгород — торговая республика на реках и озерах Русского Севера.

5. Чернигов — соперник Киева.

6. Города кривичей — Псков и Полоцк.

7. Венгерское королевство — Евразия в центре Европы?

8. Сардиния — остров замедленного развития в центре Средиземноморья.

9. Малабарская цивилизация христианских меньшинств: от Мумбаи в Индии до Коломбо на Шри-Ланке.

10. Смерды и холопы в Древней Руси.

11. Средневековое крестьянство и протокрестьянство в Грузии.

12. Скандинавское руническое письмо.

13. Кириллица летописей берестяных грамот.

Возможны, конечно, и другие разделы, которые ждут своих авторов. Однако и в данном формате двухтомник "Очерков" представляет значительный интерес для ученых, студентов и всех, интересующихся историей религий и цивилизаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.