Научная статья на тему 'АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ВОЙНЕ ХАЛИФАТА С НУБИЕЙ И РОЛИ МИРНОГО ДОГОВОРА 651/652 Г. В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ ЕГИПТА И НУБИИ'

АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ВОЙНЕ ХАЛИФАТА С НУБИЕЙ И РОЛИ МИРНОГО ДОГОВОРА 651/652 Г. В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ ЕГИПТА И НУБИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НУБИЯ / НОБАДИЯ / МУКУРРА / ЦАРЬ КАЛИДУРУТ / ИСЛАМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ / БАКТ / РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО В АФРИКЕ / ИСТОРИЯ СУДАНА / NUBIA / NOBADIA / MAKURIA / KING QALIDURUT / EXPANSION OF ISLAM / BAQT / EARLY CHRISTIANITY IN AFRICA / HISTORY OF SUDAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Даньшин Алексей Юрьевич

В конце VI в. христианство становится официальной религией трех нубийских царств - Нобадии, Мукурры и Алоа. А уже со второй трети VII в. начинается экспансия ислама на африканский континент. Завоевав Египет, исламские наместники дважды предпринимают попытку покорить Нубию - в 641/642 г. и в 651/652 г., но оба раза встречают достойное сопротивление и несут большие потери от нубийских лучников - «стрелков по зрачкам». В этих условиях подписывается уникальный для средневековой исламской экспансии договор о взаимном ненападении, торговле и дипломатических отношениях - бакт. Договор признавал обоюдные торговые интересы. Кроме того, нубийцы обязывались выдавать сбежавших от мусульман рабов, сохранять построенные на своей территории мечети и не препятствовать мусульманам посещать их, а также ежегодно поставлять в Египет 360 рабов. Утрата оригинального текста договора привела к различным его толкованиям. Одни из арабских историков (ал-Балазури и ат-Табари) пишут, что Нубия не только посылала рабов арабам, что символизировало бы ее подчинение Египту, но и сама получала от них на обмен соответствующее количество продовольствия и одежды, что ставило стороны в относительно равные условия. Другие историки (ал-Масуди, ал-Макризи) настаивают на том, что материальные обязательства по договору возлагались только на нубийцев. Такое упрощенное толкование бакта позволяло уходить от констатации поражения, понесенного арабской армией во время джихада. Само слово «бакт» имеет не арабское, а коптское происхождение, соответствующее латинскому слову «pactum», переводимому как договор или обмен обязательствами. Это указывает на возможную практику заключения соглашений типа «бакт» в период римско-нубийских связей. Возможно, бакт тогда представлял собой своеобразное соглашение о взаимных равноценных подарках. И в этой связи нубийцы, надеявшиеся получать от мусульман за передаваемых им рабов одежду и продовольствие, предложили понятную им форму договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARAB SOURCES ON THE WAR OF THE CALIPHATE WITH THE CHRISTIAN NUBIA AND THE ROLE OF THE PEACE TREATY OF 651/652 IN THE POLITICAL CONFRONTATION BETWEEN EGYPT

At the end of the 6th century, Christianity became an official religion of the three Nubian kingdoms, i. e. Nobadia, Makuria, and Alwa, and as early as the second third of the 7th century, the expansion of Islam to the African continent begins. After conquering Egypt, the Islamic rulers attempted to conquer Nubia twice, in 641/642 and in 651/652, but both times they faced strong resistance and suffered heavy losses from the Nubian archers - the “shooters to pupils of an eye”. Under these circumstances, an agreement - the Baqt, unique for the mediaeval Islamic expansion - was signed as to mutual non-aggression, trade and diplomatic relations, which acknowledged mutual trade interests. In addition, the Nubians were obliged to hand over slaves who escaped from the Muslims, to maintain mosques for Muslim visitors and not to prevent Muslims from visiting the mosques, to send to Egypt 360 slaves annually. However, the loss of the original treaty has led to various interpretations. Some Arab historians (al-Baladhuri and al-Tabari) write that Nubia not only sent slaves to the Arabs, which would symbolise its submission to Egypt, but in exchange received an appropriate amount of victuals and clothing, which put the parties on a relatively equal grounds. Other historians (al-Masudi, al-Maqrizi) insist that the material obligations were imposed by the treaty only on the Nubians. This simplifi ed interpretation of the Baqt allowed one to avoid stating the defeat suffered by the Arab army from the Nubians during jihad. The word baqt itself is not Arabic, but Coptic in origin and corresponds to Latin pactum which refers to a contract or exchange of obligations. This indicates a possible practice of entering into the baqt type agreements during the period of Roman-Nubian relations. Perhaps Baqt represented a kind of agreement about mutual gifts of equal value. In connection with this, the Nubians, who hoped to receive clothing and food from the Muslims for the slaves that they were handing over, suggested a form of agreement understandanble for them.

Текст научной работы на тему «АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ВОЙНЕ ХАЛИФАТА С НУБИЕЙ И РОЛИ МИРНОГО ДОГОВОРА 651/652 Г. В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ ЕГИПТА И НУБИИ»

Вестник ПСТГУ Серия III: Филология.

Даньшин Алексей Юрьевич, канд. экон. наук, Международный Учебно-научный центр по изучению древних цивилизаций Египта и Судана им. В. С. Голенищева, РГГУ Российская Федерация, 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6 adriston@mail.ru ОИСГО 0000-0001-5489-8221

2020. Вып. 65. С. 33-47

DOI: 10.15382/sturIII202065.33-47

Арабские источники о войне халифата с Нубией

и роли мирного договора 651/652 г. в политическом противостоянии Египта и Нубии

Аннотация: В конце VI в. христианство становится официальной религией трех нубийских царств — Нобадии, Мукурры и Алоа. А уже со второй трети VII в. начинается экспансия ислама на африканский континент. Завоевав Египет, исламские наместники дважды предпринимают попытку покорить Нубию — в 641/642 г. и в 651/652 г., но оба раза встречают достойное сопротивление и несут большие потери от нубийских лучников — «стрелков по зрачкам». В этих условиях подписывается уникальный для средневековой исламской экспансии договор о взаимном ненападении, торговле и дипломатических отношениях — бакт. Договор признавал обоюдные торговые интересы. Кроме того, нубийцы обязывались выдавать сбежавших от мусульман рабов, сохранять построенные на своей территории мечети и не препятствовать мусульманам посещать их, а также ежегодно поставлять в Египет 360 рабов.

Утрата оригинального текста договора привела к различным его толкованиям. Одни из арабских историков (ал-Балазури и ат-Табари) пишут, что Нубия не только посылала рабов арабам, что символизировало бы ее подчинение Египту, но и сама получала от них на обмен соответствующее количество продовольствия и одежды, что ставило стороны в относительно равные условия. Другие историки (ал-Масуди, ал-Макризи) настаивают на том, что материальные обязательства по договору возлагались только на нубийцев. Такое упрощенное толкование бакта позволяло уходить от констатации поражения, понесенного арабской армией во время джихада.

Само слово «бакт» имеет не арабское, а коптское происхождение, соответствующее латинскому слову «pactum», переводимому как договор или обмен обязательствами. Это указывает на возможную практику заключения соглашений типа «бакт» в период римско-нубийских связей. Возможно, бакт тогда представлял собой своеобразное соглашение о взаимных равноценных подарках. И в этой связи нубийцы, надеявшиеся получать от мусульман за передаваемых им рабов одежду и продовольствие, предложили понятную им форму договора.

Ключевые слова: Нубия, Нобадия, Мукурра, царь Калидурут, исламские завоевания, бакт, раннее христианство в Африке, история Судана.

А. Ю. Даньшин

К концу VI в. христианство становится официальной государственной религией нубийских царств — Нобадии, Мукурры и Алодии. А уже со второй трети VII в. на африканском континенте начинается экспансия ислама.

Вскоре после завоевания Египта арабы предприняли несколько вторжений в северные районы Нубии. Уже в 641/642 г. наместник Египта Амр ибн ал-Ас послал своего брата Укбу ибн Нафи во главе двадцатитысячной конницы в Нубию. Но этот поход окончился для мусульман неудачно. Отличавшиеся особой меткостью нубийские лучники поражали мусульман еще до того, как они вступали в сражение со своим оружием, за что и получили от мусульман прозвище «стрелков по зрачкам».

Об этом сообщил в своей книге «Завоевание стран» арабский историк IX в. Ахмад аль-Балазури, ссылаясь на двух независимых свидетелей данного события.

«И послал Амр также Укбу ибн Нафи ал-Фихри, а Нафи был братом ал-Аса по матери. И вошла конница в Нубию, как входила в Рум во время летних походов.

И встретили мусульмане со стороны нубийцев сильное сопротивление: те вышли им навстречу и забросали стрелами, так что все они были ранены. И ушли мусульмане со многими ранами и выбитыми глазами, а нубийцы были прозваны "стрелками по зрачкам". И оставались нубийцы в таком положении, пока не стал править Египтом Абдаллах ибн Са'д ибн Абу Сарх»1.

Искусство нубийских лучников стрелять точно по глазам описывал еще за много столетий до этой битвы Гелиодор: «Целясь преимущественно в глаза противника, словно то не была битва равных, а какое-то состязание в меткости, эфиопы попадали так безошибочно, что раненые враги беспорядочно метались в толпе с торчащими из глаз, будто флейты, стрелами»2. Но мусульмане к такой меткости обороняющихся оказались не подготовленными.

«Видел я нубийцев дважды в правление Омара ибн ал-Хаттаба, и не видел я народа более сильного в битве, чем они. Ведь я видел, как один из них говорил мусульманину: "Куда ты хочешь, чтоб я поразил тебя стрелой?" И часто насмехался какой-нибудь удалец из нас, говоря: "В такое-то место". А тот не промахивался. Они выпускали много стрел, а почти не видно было их стрел, воткнувшихся в землю. Однажды вышли они к нам и выстроились против нас, а мы хотели напасть на них разом с мечами, но не смогли мы отбросить их. Они стреляли в нас, так что пропадали наши глаза, и насчиталось 150 выбитых глаз. И сказали мы: "Нет добра в мирном договоре с этими, ведь добыча от них мала, а раны от них тяжелы". И не стал заключать Амр мирного договора с ними, и продолжал поносить их, пока не был смещен»3.

Это поражение стало одной из первых неудач Праведного халифата в распространении ислама. Как свидетельствует приведенный выше текст, письменное соглашение о мире мусульман с нубийцами не было заключено. Насколь-

1 ал-Балазурй. Китаб футух ал-булдан // Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М.; Л., 1960. [Т. 1]: Арабские источники У11—Х вв. / Подгот. текста и пер. Л. Е. Куббеля и В. В. Матвеева. С. 27.

2 Гелиодор. Эфиопика. М., 1965. С. 302.

3 ал-Балазурй. Указ. соч. С. 27.

ко можно судить по сведениям Абдаллах ибн Салиха, существовало, возможно, какое-то устное соглашение о перемирии и о начале обмена рабов на продовольствие.

«Сообщил нам Абдаллах ибн Салих со слов Ибн Луха'йи, а тот со слов Йа-зида ибн Абу Хабиба, сказавшего: "Между нами и черными не было ни письменного договора, ни соглашения; это было только перемирие между нами и ими, на условии, чтобы мы им давали пшеницу и чечевицу, а они давали нам рабов"...»4.

Попытка захвата Нубии была предпринята через 10 лет, когда в 651/652 г. арабский наместник Египта Абдаллах ибн Саад ибн Аби Сарх во главе пятитысячного хорошо вооруженного войска вновь вторгся в Нубию. Арабы осадили столицу объединившихся к этому времени Мукурры и Нобадии — Донголу и обстреляли ее из неизвестных ранее нубийцам катапульт5.

Арабам удалось разрушить большинство церквей города, но захватить цитадель они так и не смогли6. В пробоинах городских стен тяжелую арабскую кавалерию встретили нубийские лучники. Надежно защищенный кольчугой и шлемом конник оказался уязвим для стрел своим открытым лицом. Нубийцы хотя и были испуганы, но мира не просили, арабы же несли огромные потери7 от нубийских лучников. Об этом написал египетский историк IX в. Ибн Абд ал-Хакам:

«Сражались нубийцы упорно, и были в тот день ранены в глаз Му'авийа ибн Худайдж, Абу Шамир ибн Абраха и Хайвил ибн Нашира; в тот день были нубийцы прозваны "стрелками по зрачкам", и заключил с ними перемирие 'Абдаллах ибн Са'д, когда оказался не в состоянии справиться с ними»8.

Не питавший симпатии к войскам халифа шиитский историк X в. Ибн Асам ал-Куфи вообще написал, что мусульмане никогда до этого не несли таких потерь, как они понесли в Нубии9.

Однако другие мусульманские авторы более сдержанны в отношении обстоятельств заключения мира. Ал-Макризи написал, что после битвы с мусульманами нубийский царь Калидурут сам вышел из города, покорно ища условий для заключения договора:

«Он вышел из города и встретил Аби Сарха со всеми признаками слабости, несчастья и смирения»10.

Другой арабский писатель XIII в. Якут ибн Абдаллах также отмечал, что именно нубийцы запросили перемирия.

4 ал-Балазурй. Указ. соч. С. 28.

5 al-Maqrîzî, Taqî ad-Dîn Abû l-'Abbäs Ahmad ibn 'All. Kitäb al-mawä'iz wa-l-i'tibär bi-dikr al-hitat wa-l-ätär al-ma'rûf bi-l-Hitat al-Maqrîziyya. Bayrüt, 1998. Vol. 1. P. 369; Burckhardt J. L. Travels in Nubia. L., 1819. P. 511. "

6 Godlewski W. Dongola — ancient Tungul. Archaeological Guide. Warsaw, 2013. P. 10.

7 Shinnie P. L. Christian Nubia // The Cambridge History of Africa. Cambridge, 1975. Vol. 2: From c. 500 B. C. - A. D. 1050 / Fage J. D., ed. P. 565.

8 Ибн 'Абд ал-Хакам. Китаб футух Миср ва-л-Магриб ва ахбариха // Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М.; Л., 1960. [Т. 1]: Арабские источники VII—X вв. С. 18.

9 Spaulding J. Medieval Christian Nubia and the Islamic World: A Reconsideration of the Baqt Treaty // The International Journal of African Historical Studies. 1995. Vol. 28. N 3. P. 582.

10 al-Maqrîzî. Op. cit. P. 369; Burckhardt J. L. Op. cit. P. 511.

«Нубийцы упорно сражались с мусульманами, затем запросили перемирия. И Абдаллах заключил с ними перемирие...»11.

Данные разночтения в передаче результата сражения различными авторами, а именно факта первого обращения с предложением мира то ли от нубийцев, то ли от арабов, связаны как с попыткой скрыть полученный от нубийцев удар, так и с оформлением уникального в средневековой истории арабов договора о ненападении, торговле и дипломатических отношениях — бакта, подписанного нубийским царем Калидурутом и арабским наместником Египта Абдаллахом ибн Саадом. Безусловно, прав Шинни, заметивший, что этот мирный договор был заключен между мусульманской страной и страной, не принадлежавшей к миру ислама (Дар ал-Ислам), при этом ее территория не объявлялась свободной для нападения мусульман (Дар ал-Харб) с целью включения в мир ислама12, как это обычно происходило в подобных случаях.

Особенностью этого договора было не только установление добрососедских отношений между странами, но и признание обоюдных торговых интересов. Согласно договору мусульмане получили право на временной основе посещать Нубию, такую же привилегию приобрели и нубийские торговцы в Египте.

Нубийцы также обязывались сохранять построенные на своей территории мечети, не препятствовать мусульманам посещать их и выдавать сбежавших от мусульман рабов. Текст гласит:

«[2] Однако вы будете приходить в нашу страну как проезжающие, не поселяясь в ней, и мы также будем приходить в вашу страну как проезжающие. [3] На вас лежит обязанность защищать тех из мусульман или зиммиев, кто осел в вашей стране или зашел в нее, пока не выйдет он от вас. [4] И воистину на вас лежит обязанность возвращения каждого беглого из рабов мусульман, который ушел к вам, пока вы не вернете его в землю ислама. А вы не присваивайте его и не удерживайте его и не препятствуйте мусульманину преследовать его, пока он не покинул вашу страну. [5] И на вас лежит обязанность защиты мечети, которую построили мусульмане внутри вашего города, и не препятствуйте молящемуся посещать ее. И на вас лежит обязанность подметать и освещать ее и уважать ее права»13.

Проблема оценки значимости договора заключается в том, что сам оригинальный текст договора не сохранился. По сообщению Абд ал-Хакама, он оказался утрачен после пожара в одном из диванов в ал-Фустате:

«И говорят, один из первых шейхов рассказал, что он просмотрел один из списков ал-Фустате и прочел его раньше, чем этот список был уничтожен, и вот он запомнил из него.»14.

Таким образом, содержание договора дошло до нас только через устные традиции, собранные в работах Ибн Абд ал-Хакама и египетского историка

11 Якут аль-Хамави. Алфавитный перечень стран // История Африки в древних и средневековых источниках. Хрестоматия / Ред. О. К. Дрейер. М., 1990. С. 318.

12 Shinnie P. L. Op. cit. P. 566.

13 al-MaqrM. Op. cit. P. 369 (цит. по: Кобищанов Ю. М. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире. М., 1980. С. 159-160).

14 Ибн 'Абд ал-Хакам. Указ. соч. С. 18.

Х1У—ХУ вв. ал-Макризи — т. е. в компиляции, возможно, с дополнительными включениями и без фрагментов, частично утраченных за многие столетия, прошедшие с даты заключения бакта.

Учитывая данные обстоятельства, некоторые из зафиксированных в договоре положений выглядят спорными. В частности, это относится к требованию договора по отношению к христианам поддерживать работу мечетей и не препятствовать мусульманам в их посещении. На момент заключения бакта таких сооружений просто не могло быть, этот пункт был вписан либо с расчетом на будущее, либо, возможно, дополнен последующими переписчиками или теми, кто пересказывал текст основного договора уже через много лет после его подписания по сложившимся к тому времени принципам.

Наблюдаются следующие разночтения в работах средневековых арабских историков относительно материальных обязательств по договору бакт. Так, согласно арабскому историку X в. ал-Масуди, эти обязательства возлагались только на нубийцев:

«...Правителем Египта был назначен Абдаллах ибн Са'д; он заключил с нубийцами мир на условии поставки определенного количества голов [пленных]...»15.

В дошедшем через ал-Макризи тексте бакта указана обязанность ежегодной поставки нубийцами в Египет 360 здоровых рабов.

«[6] И на вас лежит обязанность поставлять ежегодно 360 голов [рабов], которых вы будете выдавать имаму мусульман из среды невольников вашей страны, здоровых, в том числе женщин, чтобы не было среди них дряхлого старика, ни старухи, ни ребенка, не достигшего зрелости. Дадите вы это вали Асуана»16.

От самих же мусульман взамен требовалось только воздерживаться от военных вторжений в Нубию: «.не будем воевать против вас и не поднимемся на вас войной, и мы не будем совершать набегов на вас, если вы будете придерживаться условий договора, заключенного между нами и вами»17.

Хотя возможно, что изначально прописанные здесь обязательства арабов при дальнейшем копировании бакта были просто удалены, чтобы не придавать широкой огласке фактическое поражение, понесенное мусульманской армией во время джихада в Нубии.

Но следует отметить существование другой версии бакта, которая представляется вполне оправданной. По некоторым другим арабским источникам 1Х—Х вв. Нубия не просто посылала рабов на север, что символизировало бы ее подчинение Египту, но и получала в обмен на них от арабов соответствующее количество продовольствия, одежду и другие товары. Этим обе стороны ставились в относительно равные условия.

Так, Ал-Балазури и ат-Табари писали, что рабы поставлялись мусульманам на условии получения от них продовольствия и одежды:

15 ал-Мас'удй. Мурудж аз-захаб ва ма'адин ал-джавахир // Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М.; Л., 1960. [Т. 1]: Арабские источники VII-X вв. С. 240.

16 al-Maqrïzî. Op. cit. P. 369 (цит. по: Кобищанов Ю. М. Указ. соч. С. 159-160).

17 Ibid (цит. по: Кобищанов Ю. М. Указ. соч. С. 159-160).

«Нубийцы попросили у него [Абдаллаха ибн Са'да] мира и взаимных гарантий, и он дал им согласие на это без выплаты джизьи, однако на условии выдачи трехсот голов рабов ежегодно и с тем, чтобы мусульмане передавали им соответствующее количество продовольствия...

...А из рассказа Абу-л-Бухтури и других следует, что Абдаллах ибн Са'д ибн Абу Сарх заключил мир с нубийцами на условии передачи им 400 голов рабов в год, которых бы они доставляли, беря продовольствие»18.

«Когда же наместником Египта был назначен Абдаллах ибн Са'д ибн Абу Сарх. он заключил с нубийцами мир на условии дарования некоторого количества голов рабов из их числа, которых они ежегодно передавали мусульманам, в то время как мусульмане каждый год дарили им установленное количество предметов питания и столько же одежд.»19

Данная трактовка представляется достаточно обоснованной и соответствующей ранее сложившимся предметам равнозначного торгового обмена. В то же время ал-Макризи пытался объяснить передачу мусульманами нубийцам пшеницы, ячменя, вина, лошадей, льняной одежды исторически сложившейся традицией. Ал-Макризи отмечал, что нубийский царь якобы передал лично Амр ибн ал-Асу 40 рабов, но тот отказался их принять и передал их собирателю «Бак-та», который на равную им цену закупил и отправил нубийцам вино и продовольствие. Этот обмен 40 дополнительных рабов на нужные нубийцам товары и превратился, по словам ал-Макризи, в традицию20.

Аналогичные сведения об условиях бакта содержатся и в работе Али Хелей-фа Хомейд Ибн Хешам ал-Асс, который указывал в качестве товаров, предназначенных для обмена на 400 рабов, пшеницу, ячмень, вино, лошадей, различные виды одежды: «.триста шестьдесят голов рабов в пользу мусульман и сорок правителю Египта, и за это им следует получить на обмен одну тысячу ардабов пшеницы и их посланникам триста ардабов ее, то же количество ячменя должно быть дано, и далее, одна тысяча канир вина царю, и триста канир вина посланникам, вместе с двумя кобылами лучшего вида, подходящими принцессам. Дальше из различных вещей льняной одежды сто штук, из вида Кобати четыре штуки для царя и три для посланников, из вида называемого Бактери, восемь штук, и из Малам пять штук, и более того, прекрасную Джуббу царю. Из рубашек называемых Али Бактар, десять штук и из первоклассных рубашек также десять, каждая из которых соответствует трем обычного вида»21.

В подтверждение существования двухстороннего обмена материальными ценностями по условиям бакта может выступать еще одно сообщение ал-Макризи о подарках, сделанных египетскими властями наследному нубийскому принцу Георгию после его визита в Багдад ко двору халифа аль-Му'тасима в 835 г. Халиф не только принял дары принца и простил нубийцам все недоимки по бакту за прошедшие 14 лет, но и сам в двойном размере одарил на-

18 ал-Балазурй. Указ. соч. С. 27-28.

19 ат-Табарй. Та'рйх ар-русул ва-л-мулук // Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М.; Л., 1960. [Т. 1]: Арабские источники VII—X вв. С. 102.

20 al-Maqrïzï. Op. cit. P. 370

21 Ibid.; Burckhardt J. L. Op. cit. P. 512.

следника. Из казны в Каире Георгий получил 700 золотых динаров и лошадь с полной сбруей, позолоченный меч, шелковый тюрбан, плащ, качественные рубашки для себя и членов своей делегации. Все это не подлежало к зачету по встречным поставкам мусульман в Нубию, обусловленным бактом. В связи с чем нубийцы получили соответствующее уведомительное письмо для управляющего по приему бакта, от которого они также получили причитающуюся по бакту одежду, но с условием дальнейшей ее компенсации встречной поставкой рабов, «ибо они должны [платить] известные пошлины приемщику бакта и тем, кто распоряжается вместе с ним, и предписания относительно того, что было им подарено [сверх] обусловленного, чтобы он пропустил их с этим подарком». При этом сам аль-Му'тасим продемонстрировал свою осведомленность о равноценности поставок по условиям бакта, указав нубийской делегации, что общая ценность всех получаемых христианами подарков превосходит соглашение о бакте, в связи с этим им не было выдано запрещенное в исламе вино22.

Если сведения о всех производимых обменах между мусульманами и христианами верны, то мы имеем уникальный в истории равноценный «пакт» взаимовыгодного экономического сотрудничества между представителями разных конфессий в эпоху Раннего Средневековья.

Само слово «бакт» имеет коптское происхождение, по значению соответствующее латинскому «pactum», переводящемуся как договор, обмен обязательствами. Это указывает, что практика заключения соглашений типа «бакт» могла восходить еще к римско-нубийским отношениям, когда бакт регулировал нечто среднее между рентой-налогом и товарообменом23, и фактически представлял собой своеобразное соглашение о подарках, которыми стороны одаривали друг друга на эквивалентную сумму24. В связи с этим нубийцы, надеявшиеся получать от мусульман за передаваемых им рабов на эквивалентную ценность одежду и продовольствие, просто обратились к известной им форме сотрудничества и согласились на исполнение такого договора.

Современные мусульманские историки признают, что нубийцы отправляли в Египет рабов в обмен на продовольствие, но при этом пытаются доказать, что Абдаллах ибн Саад, продемонстрировав гибкость исламского законодательства, добился в перспективе от Нубии принятия исламской религии.

Шауки ал-Джамал: «Это соглашение стало началом входа исламской религии в Нубию мирным путем, продолжавшегося до первых мамлюков»25. Мустафа Мухаммад Сайд: «Это соглашение исполнило мечту мусульман о спокойствии их южных границ, открыло дверь для торговли и сохранило выгоду свободы ислама и распространило исламскую культуру мирным путем»26.

22 al-Maqrïzî. Op. cit. P. 371-372; Burckhardt J. L. Op. cit. P. 513.

23 Кобищанов Ю. М. К вопросу о социально-экономических отношениях в средневековой Нубии // Социальные структуры доколониальной Африки. М., 1970. С. 115.

24 Берзина С. Я. Мероэ и окружающий мир I-VIII вв. н. э. М., 1992. С. 194.

25 Sawqî al-Gamal. Ta'rîh Südän Wadî an-Nîl: Hadäratu-hu wa-'aläqätu-hu bi-Misr min aqdam al-'usür ilä l-waqt al-hädir. Al-Qähira, 1969. P. 235.

26 Mustafä Muhammad Sa'ad. Al-isläm wa-n-Nüba fi l-'usür al-wustä. AI-Qähira, 1960. P. 115.

О том, что мирный договор с арабами открыл дверь исламу в сердца нубийцев уже не как религии агрессора, стремящегося захватить их земли, а как религии своих надежных торговых партнеров, писал также Камаль Мухаммед Джахалла27.

С началом действия бакта египетские торговцы стали безбоязненно привозить в Нижнюю Нубию свои товары. Египтяне получили возможность зарабатывать перепродажей на средиземноморских рынках доставляемых из Нубии рабов и африканских экзотических товаров (слоновая кость, дикие африканские животные и их шкуры). В районе первого порога нубийцы добывали наждачный камень, используемый для обтачивания драгоценных камней. Он пользовался большим спросом у арабских купцов, так как, по свидетельству Абу Салиха ал-Армани, таких месторождений в мире было всего только два28. Нубийцы также получили возможность сбывать в Египет свой скот. В самой Нубии пользовались спросом товары из Египта — ткани, одежда, вино, масло, зерно. «Нубийцы с товарами и караванами своими прибывают в город Усван. А население Ассуана перемешано с нубийцами», — отмечал арабский автор X в. ал-Масуди29.

Одновременно с ростом товарообмена в приграничных районах Нубии распространялся и арабский язык. Начиная с X в. торговцы из Ассуана стали незаконно скупать земли у крестьян в приграничных частях Нобадии, при этом попытка царя Маккурии оспорить эти сделки у халифа ал-Ма'амуна окончилась неудачей30. Таким образом, мусульманские поселения постепенно врезались в территорию христианской Нубии. Местное население смешивалось с мусульманскими переселенцами путем браков и постепенно принимало ислам.

Самым главным экспортным товаром Нубии были рабы. Спрос на черных невольников существовал во всех мусульманских странах. При этом сконцентрировавшие в своих руках обмен рабов на египетские товары цари Мукурры получили возможность перераспределять среди своих придворных редкие для страны материальные ресурсы, обеспечивая себе тем самым постоянную лояльность. Цари Мукурры захватывали рабов в результате войны или обращали в них своих подданных за какие-то проступки. При нехватке рабов для обмена нубийцы или задерживали выплаты по бакту, или обращались к халифу с просьбой о его снижении. Так, в период правления халифа ал-Махди (775—785 гг.) нубийцы прямо заявили о трудностях, связанных с ежегодной поставкой рабов, размер бакта был тогда даже снижен втрое.

«И они подали ему петицию о том, что этот ал-бакт — часть тех рабов, которых берут они от своих врагов, и если не находят из этого ничего, то используют детей своих по этому поводу, в том же числе. И ал-Махди приказал, чтобы нубийцы доставляли ал-бакт при условии, чтобы бралась от них каждые три года годовая доля»31.

27 Kamäl Muhammad Gäh Allah. Al-baqt: Qirä'a fi asl al-kalima wa-madlüli-hä // Al-mu'tamar al-'älamiyy hawla 'ahd al-baqt bi-munäsabat murür 1400 'am higriyy: Magmü'at awräq bahtiyya. Al-Hartüm, 2011. P. 22-25.

28 Abü Salih, the Armenian. The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries / B. T. A. Evetts, ed. Oxford, 1895. P. 263.

29 Ibid. P. 241.

30 ал-Мас'удй. Указ. соч. С. 241-242.

31 ал-Балазурй. Указ. соч. С. 28.

Возможно также и то, что ежегодная уплата бакта, вплоть до прихода к власти халифа ал-Махди (775—785), вообще для нубийцев была необязательной, как указывается в тексте ал-Балазури:

«Абдаллах ибн С'ад ибн Абу Сарх заключил мир с нубийцами на условии передачи ими 400 голов рабов в год, которых бы они доставляли, беря за них продовольствие.

Ал-Махди, повелитель верующих, приказал обложить нубийцев ежегодной данью в размере 360 голов рабов и одной жирафы на условии, чтоб были они отдарены пшеницей, уксусом, одеждами и коврами или стоимостью этих предметов.

И утверждает наш рассказ, что не была обязательной для нубийцев ежегодная выплата ал-бакта и что для них потребовали выплаты этого в правление ал-Махди»32.

Когда же вскоре выяснилось, что и сокращенный в три раза размер бакта оказался неподъемным для царства Мукурр, его в 800—814 гг. просто не выплачивали. А когда вновь прибывший в Египет наместник Ибрагим, брат нового халифа аль Ма'амуна, заблокировав дорогу из Египта в Нубию, потребовал полной уплаты всех недоимок, царь Захария смог через посольство во главе с принцем Георгием добиться прощения долгов и подтверждения будущей выплаты бакта один раз в три года.

Отдельные современные мусульманские историки уже сам факт заключения бакта на условии ежегодной поставки рабов считают унизительным для нубийцев, которых такое соглашение фактически ставит на более низкий по сравнению с мусульманами уровень. Пренебрежительное отношение к Нубии проскальзывает и в самом названии «страна черных», которое арабские авторы (Ибн Халдун, Ибн Баттута, ал-Масуди) использовали в своих работах для ее обозначения33.

С другой стороны, договор Бакт на протяжении 600 лет защищал от арабского вторжения и саму христианскую Нубию. Нубийская христианская культура стала обособленно развиваться под влиянием Коптской церкви, авторитет которой только возрос из-за прекращения связей Нубии с Византией34.

Коптская церковь назначала для служения в Нубию своих епископов. Отправка епископов из Александрийского патриархата продолжалась до 1235 г. Нубийские же цари выступали защитниками египетских христиан в случае их притеснений. Так, известно о вооруженном заступничестве нубийского царя Кирьякоса за брошенного в 745 г. арабским наместником в тюрьму Коптского патриарха. Войска нубийцев дошли тогда до столицы Египта — Фустата, и патриарх был освобожден. После этого нубийцы не платили бакт до 775 г.35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 ал-Балазурй. Указ. соч. С. 28.

33 Haydar Ibrahîm 'Alî. Sannär... tazyîf at-ta'rîh: Ihtifäl bi 500 sana min ar-rutod II Sudaress. com: интернет-издание, 2013. 06 дек. URL: https:IIwww.sudaress.comIhurriyatI135344 (дата обращения: 15.04.2020).

34 'Abd al-Mun'im Mägid. Zuh^ al-hiläfa al-fätimiyya wa^uq^i-hä fi Misr. Al-Qähira, 1971. P. 232.

35 Abû Sâlih, the Armenian. Op. cit. P. 267-268.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что отношения, сложившиеся между мусульманским Египтом и христианской Нубией, устраивали их и были выгодны обеим сторонам. В обратном случае мусульмане вряд ли допускали бы нубийцам послабления в выплатах и неоднократное прощение долгов. По всей вероятности, мирное сосуществование с соседями и страх повторения военного поражения брали в верх над желанием постоянно получать прописанное в бакте количество рабов. В то же время, по сообщению Ал-Масуди, относящемуся к 956/957 г., к размерам бакта впоследствии была добавлена обязанность нубийцев передавать дополнительных рабов верхушке арабской администрации в Египте.

«Число их триста шестьдесят пять голов. Эти рабы поступают для казны мусульман по условию перемирия между ними и нубийцами. А для эмира в Египте, кроме того числа рабов, о котором мы упомянули, поступает сорок голов; для его заместителя, находящегося в области Усвана [Асуана], граничащей с землею нубийцев, — а он уполномочен для приема этого ал-бакта, то есть рабов — двадцать голов, помимо сорока [поступающих эмиру], для судьи, находящегося в Усва-не, который вместе с эмиром Усвана присутствует при приеме ал-бакта, — пять голов, помимо двадцати, которые получает эмир [Усвана]. И двенадцати праведным свидетелям из числа жителей Усвана, что присутствуют вместе с судьею при приеме ал-бакта, двенадцать голов пленных, в соответствии с принципом, который установился в первые годы ислама при установлении перемирия между мусульманами и нубийцами»36.

Вполне вероятно, что рост количества поставляемых нубийцами рабов сопровождался увеличением встречных поставок продовольствия и одежды из Египта.

Соглашение бакт действовало с 651 по 1274 г. Нарушили его сами нубийцы после того, как пришедшие к власти в Египте мамлюки потребовали от них не только возобновления уже многие годы не исполнявшихся ежегодных поставок рабов по условиям бакта, но и возмещения всех прежних недоимок. Вместо выполнения этих требований царь Мукурры Давид, используя занятость мамлюков в войнах на севере Сирии, нападает на Асуан и египетский порт Айзаб на Красном море (1271 г.). Плененных при этом мусульман нубийцы используют для подноса камней на строительстве церкви Иисуса с прилегающим к ней кварталом в Донголе. Построенная «на плечах мусульман» церковь, на стенах которой «царь приказал изобразить людей, вырезанных в Айдабе, и пленных, взятых в Асуане»37, становится открытым вызовом Египту38. Поэтому султан мамлюков Байбарс с готовностью поддержал в притязаниях на престол Мукур-ры двоюродного брата Давида — Шаканду, отправив в Нубию в 1276 г. сильную армию. Новый царь публично поклялся в верности мамлюкскому султану Бай-барсу. Такую же клятву дали и все жители Донголы. С этого момента совершен-

36 ал-Мас'удй. Указ. соч. С. 240.

37 an-Nuwayri, Sihäb ad-Din Ahmad bin 'Abd al-Wahhäb. Nihäyat al-arab fi funün al-adab. Bayrüt, 2004. Vol. 30-31. P. 221; Кобищанов Ю. М. Восточный Судан в 1263-1333 гг. // Очерки истории исламской цивилизации / Ред. Ю. М. Кобищанов. М., 2008. Т. 2. С. 550.

38 После взятия мусульманами Донголы этот квартал, получивший название «Азаб», был полностью разрушен, а церковь сожжена.

нолетним христианам Мукурры, также как и их единоверцам на других землях, подконтрольных мусульманам, было вменено в обязанность выплачивать ежегодную подушную подать — джизью (1 золотой динар за право оставаться в христианской вере). Сам же царь Донголы в качестве вассала должен был, помимо уже упомянутых ал-Балазури 400 рабов и одной жирафы, ежегодно выплачивать султану дань в составе 3 жирафов, 3 слонов, 5 пантер, 100 породистых быстроходных верблюдов и 400 отборных быков и коров. Также султану передавалось все имущество царя Давида, его родственников и воинов, погибших во время войны. Во владения султана также должны были быть возвращены все переселившиеся в Нубию арабы-бедуины. Имевшая большое стратегическое значение территория Марис отделялась от Мукурры и переходила под управление египетского султана39. Специально для учета податных поступлений из Нубии в Каире был учрежден диван по делам Нубии. Египтяне также увезли к себе в качестве заложников 20 нубийских принцев, в дальнейшем умело используя их претензии на престол в своей политике. С одним из таких принцев, — принявшим ислам царевичем Сейф ад-Дин Абдуллах Баршамбу, в 1315 г. из Египта в Нубию было послано войско, когда последний христианский царь Донголы Каранбас перестал выплачивать дань мусульманам. В 1317 г. по приказу возведенного на трон Баршамбу кафедральный собор Донголы был превращен в мечеть. С этого времени в Нубии начались массовые обращения местного населения в ислам. Как писал египетский историк Ибн Халдун: «С их обращением в ислам прекратилась уплата джизьи. Затем несколько кланов арабского племени джухайна расселились по их стране и заселили ее. Они приобрели силу и наполнили землю беспорядком и хаосом. Цари Нубии сначала пытались выдворить их силой, но не смогли и тогда сменили тактику и старались с ними ладить, выдавая своих дочерей за них замуж. Из-за этого распалось их царство...Так их царство распалось на части, и их страна была унаследована арабами-джухайна. Но их правление было безуспешным из-за природного порока [бедуинов] — отсутствия царской политики, неприятия подчинения одного человека другому. В результате они по сей день разделены, и нет и следов центральной власти в их части страны. Они остаются кочевниками, следующими за дождями, как бедуины»40.

Агрессивные действия бедуинских племен вскоре полностью перекрыли важнейший для экономики Нубии торговый путь вдоль Нила, в результате чего Нубия погрузилась в удручающую бедность и политическую анархию. Страна лишилась ресурсов для своего дальнейшего развития и защиты от бедуинских племен. Все это приводит, в конце концов, не только к полной утрате государственности, но и вообще к полному исчезновению какой-либо организационной власти.

Оценивая значение бакта как уникального в истории договора между народами, принадлежавшими к разным конфессиям, логичным представляется вывод о том, что именно благодаря бакту христианское царство Мукурра на протяжении шести веков сохраняло свою независимость и возможность экономического и культурного развития. Вместе с тем нельзя не заметить выгоды от

39 al-Maqrîzî. Op. cit. P. 373.

40 Ibn Haldün, 'Abd ar-Rahmän. At-ta'rîh al-musammä D!wän al-mubtada' wa-l-habar fî ta'rîh al-'arab wa-l-barbar wa-man 'äsara-hum min dawî as-sa'n al-akbar. Bayrüt, 2000. Vol. 5. P. 491.

условий бакта и для мусульман, которые не только получали ценные товары, но и обезопасили южные границы своего государства, выиграли время для укрепления армии и государственного устройства. Таким образом, бакт оказался выгоден и для христианской Мукурры, и для мусульманского Египта.

Список литературы

ал-Балазурй. Китаб футух ал-булдан // Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М.; Л., 1960. [Т. 1]: Арабские источники VII—X вв. / Подгот. текста и пер. Л. Е. Куббеля и В. В. Матвеева. С. 22—29. Берзина С. Я. Мероэ и окружающий мир I—VIII вв. н. э. М., 1992. Гелиодор. Эфиопика. М., 1965.

Ибн 'Абд ал-Хакам. Китаб футух Миср ва-л-Магриб ва ахбариха // Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М.; Л., 1960. [Т. 1]: Арабские источники VII—X вв. / Подгот. текста и пер. Л. Е. Куббеля и В. В. Матвеева. С. 13-19.

Кобищанов Ю. М. Восточный Судан в 1263-1333 гг. // Очерки истории исламской цивилизации / Ред. Ю. М. Кобищанов. М., 2008. Т. 2. С. 549-557. Кобищанов Ю. М. К вопросу о социально-экономических отношениях в средневековой

Нубии // Социальные структуры доколониальной Африки. М., 1970. С. 92-132. Кобищанов Ю. М. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире. М., 1980. ал-Мас'удй. Мурудж аз-захаб ва ма'адин ал-джавахир // Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М.; Л., 1960. [Т. 1]: Арабские источники VII-X вв. / Подгот. текста и пер. Л. Е. Куббеля и В. В. Матвеева. С. 219-243. ат-Табарй. Та'рйх ар-русул ва-л-мулук // Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М.; Л., 1960. [Т. 1]: Арабские источники VII-X вв. / Подгот. текста и пер. Л. Е. Куббеля и В. В. Матвеева. С. 96-105. Якут аль-Хамави. Алфавитный перечень стран // История Африки в древних и средневековых источниках: Хрестоматия / Ред. О. К. Дрейер. М., 1990. С. 315-323. 'Abd al-Mun'im Mägid. Zuhür al-hiläfa al-fatimiyya wa-suqüti-hä fi Misr. Al-Qähira, 1971. Abü Salih, the Armenian. The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring

Countries / B. T. A. Evetts, ed. Oxford, 1895. Burckhardt J. L. Travels in Nubia. L., 1819.

Godlewski W. Dongola — ancient Tungul: Archaeological Guide. Warsaw, 2013. Haydar Ibrählm 'All. Sannär... tazylf at-ta'rih: Ihtifal bi 500 sana min ar-ruküd // Sudaress.com: интернет-издание, 2013. 06 дек. URL: https://www.sudaress.com/hurriyat/135344 (дата обращения: 15.04.2020). Ibn Haldün, 'Abd ar-Rahmän. At-ta'flh al-musammä Dlwän al-mubtada' wa-l-habar fi ta'rih al-

'arab wa-l-barbar wa-man 'äsara-hum min dawi as-sa'n al-akbar. Bayröt, 2000. Vol. 5. Kamäl Muhammad Gäh Alläh. Al-baqt: Qirä'a fi asl al-kalima wa-madlüli-hä // Al-mu'tamar al-'älamiyy hawla 'ahd al-baqt bi-munäsabat murör 1400 'äm higriyy: Magmö'at awräq bahtiyya. Al-Hartüm, 2011. P. 21-38. al-Maqrizi, Taqi ad-Din Abü l-'Abbäs Ahmad ibn 'Ali. Kitäb al-mawä'iz wa-l-i'tibär bi-dikr al-

hitat wa-l-ätär al-ma'rüf bi-l-Hitat al-Maqriziyya. Bayröt, 1998. Vol. 1. Mustafä Muhammad Sa'ad. Al-isläm wa-n-Nüba fi l-'usür al-wustä. Al-Qähira, 1960. an-Nuwayri, Sihäb ad-Din Ahmad bin 'Abd al-Wahhäb. Nihäyat al-arab fi funün al-adab.

Bayröt, 2004. Vol. 30-31. Sawqi al-Gamal. Ta'rih Südän Wädi an-Nil: Hadäratu-hu wa-'aläqätu-hu bi-Misr min aqdam al-'usür ilä l-waqt al-hädir. Al-Qähira, 1969.

Shinnie P. L. Christian Nubia // The Cambridge History of Africa. Cambridge, 1975. Vol. 2:

From c. 500 B. C. - A. D. 1050 / Fage J. D., ed. P. 556-588. Spaulding J. Medieval Christian Nubia and the Islamic World: A Reconsideration of the Baqt Treaty // The International Journal of African Historical Studies. 1995. Vol. 28. N 3. 1995. P. 577-594.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia III: Filologiia.

2020. Vol. 65. P. 33-47

DOI: 10.15382/sturIII202065.33-47

Alexey Danshin, Candidate of Sciences in Economics, Golenishchev International Educational and Scientific Centre for the Study of the Ancient and Mediaeval History of Egypt and Sudan, Russian State University for the Humanities 6 Miusskaya Sq., Moscow GSP-3, 125993, Russian Federation adriston@mail.ru ORCID 0000-0001-5489-8221

The Arab Sources on the War of the Caliphate with the Christian Nubia and the Role of the Peace Treaty of 651/652 in the Political Confrontation between Egypt and Nubia

A. Danshin

Abstract: At the end of the 6th century, Christianity became an official religion of the three Nubian kingdoms, i. e. Nobadia, Makuria, and Alwa, and as early as the second third of the 7th century, the expansion of Islam to the African continent begins. After conquering Egypt, the Islamic rulers attempted to conquer Nubia twice, in 641/642 and in 651/652, but both times they faced strong resistance and suffered heavy losses from the Nubian archers — the "shooters to pupils of an eye". Under these circumstances, an agreement — the Baqt, unique for the mediaeval Islamic expansion — was signed as to mutual non-aggression, trade and diplomatic relations, which acknowledged mutual trade interests. in addition, the Nubians were obliged to hand over slaves who escaped from the Muslims, to maintain mosques for Muslim visitors and not to prevent Muslims from visiting the mosques, to send to Egypt 360 slaves annually. However, the loss of the original treaty has led to various interpretations. Some Arab historians (al-Baladhuri and al-Tabari) write that Nubia not only sent slaves to the Arabs, which would symbolise its submission to Egypt, but in exchange received an appropriate amount of victuals and clothing, which put the parties on a relatively equal grounds. Other historians (al-Masudi, al-Maqrizi) insist that the material obligations were imposed by the treaty only on the Nubians. This simplified interpretation of the Baqt allowed one to avoid stating the defeat suffered by the Arab army from the Nubians during jihad. The word baqt itself is not Arabic, but Coptic in origin and corresponds to Latin pactum which refers to a contract or exchange of obligations. This indicates a

possible practice of entering into the baqt type agreements during the period of Roman-Nubian relations. Perhaps Baqt represented a kind of agreement about mutual gifts of equal value. In connection with this, the Nubians, who hoped to receive clothing and food from the Muslims for the slaves that they were handing over, suggested a form of agreement understandanble for them.

Keywords: Nubia, Nobadia, Makuria, king Qalidurut, expansion of Islam, baqt, early Christianity in Africa, history of Sudan.

References

'Abd al-Mun'im Magid (1971) Zuhur al-hilafa al-fatimiyya wa-suquti-ha fiMisr [The emergence and fall of the Fatimid Caliphate in Egypt]. Cairo (in Arabic).

al-Baladuri, Ahmad (1960) "Kitab futuh al-buldan" ["Book of the conquests of lands"], in L. Kubbel, V. Matveev (eds) Drevnie i srednevekovye istochniki po etnografii i istorii Afriki iuzhnee Sakhary. T. 1. Arabskie istochniki VII—X vv. [Ancient and medieval sources on ethnography and history of Sub-Saharan Africa. Vol. 1: Arabic sources ofthe 7th — 10th centuries]. Moscow; Leningrad. P. 22-29 (in Arabic and Russian).

Berzina S. (1992) Meroe iokruzhaiushchiimir. I—VIIIvv. n. e. [Meroe and the surrounding world. 1st — 8th centuries AD]. Moscow (in Russian).

Godlewski W. (2013) Dongola — ancient Tungul. Archaeological Guide. Warsaw.

Haydar Ibrahim 'All (2013) Sannar... tazyif at-ta'rh: Ihtifal bi 500 sana min ar-rukud [Sennar — fake history: A celebration of 500 years of stagnation], available at: URL: https://www. sudaress.com/hurriyat/135344 (15.04.2020) (in Arabic).

Ibn 'Abd al-Hakam (1960) "Kitab futuh Misr wa-l-Magrib wa-ahbari-ha" [Book of the conquests of Egypt and North Africa and the accounts of them], in L. Kubbel, V. Matveev (eds) Drevnie i srednevekovye istochniki po etnografii i istorii Afriki iuzhnee Sakhary. T. 1. Arabskie istochniki VII—X vv. [Ancient and medieval sources on ethnography and history of Sub-Saharan Africa. Vol. 1: Arabic sources of the 7th — 10th centuries]. Moscow; Leningrad. P. 13-19 (in Arabic and Russian).

Ibn Haldun, 'Abd ar-Rahman (2000) At-ta'rih al-musamma Diwan al-mubtadd wa-l-habar fi tdrih al-'arab wa-l-barbar wa-man 'asara-hum min dawi as-sa'n al-akbar [History called Record of beginnings and events in the history of the Arabs and the Berbers and their powerful contemporaries]. Vol. 5. Beirut (in Arabic).

Kamal Muhammad Gah Allah (2011) "Al-baqt: Qira'a fi asl al-kalima wa-madluli-ha" [The Baqt. The origin of the word and its implications], in Al-mu'tamaral-'alamiyy hawla 'ahdal-baqtbi-munasabatmurur 1400 'am higriyy:Magmu'atawraqbahtiyya [The international conference on al-Baqt agreement on the occasion of the passage of 1400 Hijri years. Proceedings]. Khartoum. P. 21-38 (in Arabic).

Kobishchanov Iu. (1970) "K voprosu o sotsial'no-ekonomicheskikh otnosheniiakh v sredneveko-voi Nubii" [The issue of socio-economic relations in mediaeval Nubia], in Sotsial'nye struktury dokolonial'noiAfriki [Social structures ofpre-colonial Africa]. Moscow. P. 92-132 (in Russian).

Kobishchanov Iu. (1980) Severo-Vostochnaia Afrika v rannem srednevekovom mire [North-East Africa in the early-mediaeval world]. Moscow (in Russian).

Kobishchanov Iu. (2008) "Vostochnyi Sudan v 1263-1333" [Eastern Sudan in 1263-1333], in Iu. Kobishchanov (ed.) Ocherki istorii islamskoi tsivilizatsii [Essays on the history of the Islamic civilisation], vol. 2. Moscow. P. 549-557 (in Russian).

al-Maqrizi, Taqi ad-Din Abu l-'Abbas Ahmad ibn 'All (1998) Kitab al-mawa'iz wa-l-i'tibar bi-dikr al-hitat wa-l-atar al-ma'ruf bi-l-Hitat al-Maqriziyya [Admonitions and reflections on the quarters and monuments]. Vol. 1. Beirut (in Arabic).

al-Mas'udi, Abu-l-Hasan (1960) "Murug ad-dahab wa-ma'adin al-gawahir" ["Meadows of gold and mines of gems"], in L. Kubbel, V. Matveev (eds) Drevnie i srednevekovye istochniki po etnografii i istorii Afriki iuzhnee Sakhary. T. 1. Arabskie istochniki VII—X vv. [Ancient and medieval sources on ethnography and history of Sub-Saharan Africa. Vol. 1: Arabic sources of the 7th — 10th centuries]. Moscow; Leningrad. P. 219-243 (in Arabic and Russian).

Mustafa Muhammad Sa'ad (1960) Al-islam wa-n-Nuba fil-'usur al-wusta [Islam and Nubia in the Middle Ages]. Cairo (in Arabic).

an-Nuwayfl, Sihab ad-Din Ahmad bin 'Abd al-Wahhab (2004) Nihayat al-arab fi funun al-adab [The ultimate ambition in the arts of erudition]. Vol. 30-31. Beirut (in Arabic).

Sawql al-Gamal (1969) Ta'rih Sudan Wadi an-NTl: Hadaratu-hu wa-'alaqatu-hu bi-Misr min aqdam al-'usur ila l-waqt al-hadir [The history of the Sudanese Nile Valley Civilisation and its relationship to Egypt from the most ancient times to the present times]. Cairo (in Arabic).

Shinnie P. L. (1975) Christian Nubia, in J. D. Fage (ed.) Cambridge History of Africa, vol. 2: From c. 500 B.C. — A.D. 1050. Cambridge. P. 556-588.

Spaulding J. (1995) "Medieval Christian Nubia and the Islamic World: A Reconsideration of the Baqt Treaty". International Journal of African Historical Studies, 28, 3, p. 577-594.

at-Tabari, Muhammad (1960) "Ta'rih ar-rusul wa-l-muluk" [History of the prophets and kings], in L. Kubbel, V. Matveev (eds) Drevnie i srednevekovye istochniki po etnografii i istorii Afriki iuzhnee Sakhary. T. 1. Arabskie istochniki VII—X vv. [Ancient and medieval sources on ethnography and history of Sub-Saharan Africa. Vol. 1: Arabic sources of the 7th — 10th centuries]. Moscow; Leningrad. P. 96-105 (in Arabic and Russian).

Yaqut al-Hamawi (1990) "Alfavitnyi perechen' stran" [Alphabetical list of countries], in Istoriia Afriki v drevnikh i srednevekovykh istochnikakh. Khrestomatiia [History of Africa in ancient and medieval sources. An anthology]. Moscow. P. 315-323 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.