Научная статья на тему 'Отношения между коптами и сирийцами в свете открытий в Дейр ас-Сурйан'

Отношения между коптами и сирийцами в свете открытий в Дейр ас-Сурйан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COPTIC ORTHODOX CHURCH / SYRIAN ORTHODOX CHURCH / PATRIARCHATE OF ALEXANDRIA / PATRIARCHATE OF ANTIOCH / DAYR AS-SURYāN / MONASTERY OF THE SYRIANS / WāDī-N-NAţRūN / SYRIAC INSCRIPTIONS / КОПТСКАЯ ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ / СИРИЙСКАЯ ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ / АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ / АНТИОХИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ / ДЕЙР АС-СУРЙАН / "МОНАСТЫРЬ СИРИЙЦЕВ" / ВАДЙ-Н-НАТРУН / СИРИЙСКИЕ НАДПИСИ / СИНОДАЛЬНЫЕ ПОСЛАНИЯ / "ИСТОРИЯ ПАТРИАРХОВ АЛЕКСАНДРИИ" / БАШМУРИТЫ / МОИСЕЙ НИСИВИНСКИЙ / СИРИЙЦЫ В ЕГИПТЕ / АРМЯНЕ В ЕГИПТЕ / АББАСИДЫ / ФАТИМИДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хайер Йоханнес Ден

В статье предлагается анализ, направленный на контекстуализацию археологических, иконографических и эпиграфических данных, полученных главным образом в 1990-е гг. в ходе исследований, проводившихся в «Монастыре сирийцев» в Вадй-н-Натрун, между Каиром и Александрией. Особое внимание уделяется историческим связям между египетским (коптским) и сирийским христианскими сообществами, как в указанном монастыре, так и в Каире и в Египте в целом. В основном рассматриваются свидетельства текстов, почерпнутых из эпиграфического материала, который может быть обозначен как «синодальные надписи», поскольку они явно относятся к прочно установившейся традиции обмена «синодальными посланиями» между патриархами этих двух нехалкидонских церквей-сестер. Четыре таких надписи, датированные VIII, IX, X и XI вв., разбираются в сопоставлении с внешними свидетельствами, в частности, данными коптско-арабской историографии. В заключительной части исследования этот феномен рассматривается в более широком контексте контактов и обменов между двумя названными сообществами, а также миграций сирийских и других восточных христиан в Египет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relations between Copts and Syrians in the Light of Discoveries at Dayr as-Suryän

This article offers a contextualizing analysis of archeological, iconographical and epigraphical data discovered mostly in the late 1990s at Dayr as-Suryān in Wādī-n-Naţrūn between Cairo and Alexandria. It highlights the historical relations between the Egyptian (Coptic) and Syrian Christian communities and the presence of Syrian monks at the monastic site in question, as well as in Cairo and in Egypt generally. The main textual evidence studied consists of epigraphical material that may be considered to be «synodical inscriptions» as they are shown to be related to the exchange of the well-established tradition of exchange of «Synodical Letters» between the patriarchs of the two non-Chalcedonian sister Churches. Four such inscriptions, dated to the 8 th, 9 th, 10 th, and 11 th centuries A. D., are compared to external evidence and more particularly to Copto-Arabic historiography. In a concluding analysis, this phenomenon is briefly studied within the larger context of contacts and exchanges between the two communities and the migration of Syrian and other Oriental Christians to Egypt.

Текст научной работы на тему «Отношения между коптами и сирийцами в свете открытий в Дейр ас-Сурйан»

Syro-Coptica et Syro-Arabica

Йоханнес Ден Хайер

Отношения между коптами и сирийцами в свете открытий в Дейр ас-Сурййн

Johannes den Heijer

Relations between Copts and Syrians in the Light of Discoveries at Dayr as-Suryàn

Johannes den Heijer — Professor of Arabic Studies and President of the Centre d'études orientales, Institut orientaliste de Louvain, Université catholique de Louvain (Louvain-la-Neuve, Belgium). [email protected]

This article offers a contextualizing analysis of archeological, iconographical and epigraphical data discovered mostly in the late 1990s at Dayr as-Suryân in Wâdï-n-Natrûn between Cairo and Alexandria. It highlights the historical relations between the Egyptian (Coptic) and Syrian Christian communities and the presence of Syrian monks at the monastic site in question, as well as in Cairo and in Egypt generally. The main textual evidence studied consists of epigraphical material that may be considered to be «synodical inscriptions» as they are shown to be related to the exchange of the well-established tradition of exchange of «Synodical letters» between the patriarchs of the two non-Chalcedonian sister Churches. Four such inscriptions, dated to the 8th, 9th, 10th, and 11th centuries A.D., are compared to external evidence and more particularly to Copto-Arabic historiography. In a concluding analysis, this phenomenon is briefly studied within the larger context of contacts and exchanges between the two communities and the migration of Syrian and other Oriental Christians to Egypt.

Keywords: Coptic Orthodox Church, Syrian Orthodox Church, Patriarchate of Alexandria, Patriarchate of Antioch, Dayr as-Suryàn, Monastery of the Syrians, Wadi-n-Natrun, Syriac inscriptions,

-j -j Q Ден Хайер И. Отношения между коптами и сирийцами в свете открытий в Дейр ас-Сурйан //Государство, религия, цер--L -L О ковь в России и за рубежом. 2015. №2 (33). С. 118-139.

Den Heijer, J. (2015) «Relations between Copts and Syrians in the Light of Discoveries at Dayr as-Suryàn», Gosudarstvo, religiia, tserkov'v Rossii i za rubezhom 33 (2): 118-139.

Synodical Letters, History of the Patriarchs of Alexandria, Bashmurites, Moses of Nisibis, Syrians in Egypt, Armenians in Egypt, Abbasids, Fatimids.

l. Введение

ВКОПТОЛОГИЧЕСКИХ исследованиях различных направлений уделялось немало внимания контактам и взаимодействию между Коптской Церковью и другими христианскими сообществами на Ближнем Востоке, в особенности нехалкидонским «Церквам-сестрам» Сирии, Армении, Нубии и Эфиопии. На различных уровнях Коптская Церковь всегда поддерживала особые отношения с этими Церквами, хотя эти отношения были разными. В настоящей статье предлагается рассмотрение некоторых аспектов истории отношений между коптами и сиро-ортодоксами, верными Антиохийскому патриархату1.

Среди работ, посвященных этим связям, достаточно упомянуть соответствующие разделы по «Монастырю сирийцев» {Дейр ас-Сурйан) в Нитрийской пустыне (Вйдй н-Натрун) во втором томе основательного исследования ХьюДж. Эвелин Уайта, посвященного монастырям в этой области2, и обстоятельную работу о. Жана Мориса Фие об истории взаимоотношений коптских и сирийских христиан3. Кроме того, в ходе относительно недавних исследований, проведенных в церкви Пресвятой Девы в Дейр ас-Сурйан, были открыты новые фрески, надписи на коптском, сирийском и арабском языках и новые рукописи в составе знаменитого собрания сирийских манускриптов; от сведений, содержащихся в некоторых из них, напрямую зависит наше представление

1. В настоящее время их обычно называют сиро-ортодоксами (по-арабски сурйан урсудукс), нередко можно встретить также обозначение «яковиты» (по имени Иакова Барадея). В контексте данного исследования мы избегаем использования термина «яковиты», т. к. он может быть употреблен и по отношению к коптам, см. Du Bourguet, P. (1983) «Le mot 'copte'», Bulletin de la société d'archéologie copte 25: 101-106 (особ. p. loi).

2. Evelyn White, H.G. (1932) The Monasteries of the Wâdi 'n Natrûn, II. New York: Metropolitan Museum of Art. О местных монастырях см. также: den Heijer, J. (2009) «Wâdî al-Natrun and the History of the Patriarchs of Alexandria», in Mikhail, M.A. S., Moussa, M. (eds) Christianity and Monasticism in Wadi al-Natrun. Essays from the 2002 International Symposium of the Saint Mark Foundation and the Saint Shenouda the Archimandrite Coptic Society, pp. 24-42. Cairo, New York: The American University in Cairo Press.

3. Fiey, J.-M. (1972-1973) «Coptes et Syriaques, contacts et échanges», Studia Orientalia Christiana, Collectanea 15: 297-365.

о сосуществовании коптов и сирийцев в этом монастыре с первой половины VIII до конца XVI в. Результаты этих исследований были опубликованы в серии статей. Следует упомянуть междисциплинарное исследование, предпринятое Карелом Иннеме, Петером Гроссманом, Конрадом Дженнером и Лукасом Ван Ромпаем, посвященное историческим, архитектурным и эпиграфическим материалам4, а также более аналитическую работу5, в которой Карел Иннеме и Лукас Ван Ромпай дискутируют о том, что «Монастырь сирийцев» был не обособленным владением сирийцев в Египте, но на разных этапах своей истории оказывался местом совместного проживания египетских и сирийских монахов, в котором часто проявлялись интересные формы культурного взаимодействия6.

Основная цель настоящего исследования — предложить дополнительный комментарий по поводу исторического контекста некоторых из этих данных и таким образом внести вклад в углубление нашего знания не только истории «Монастыря сирийцев» в Египте, но и других аспектов взаимоотношений коптов и сирийцев.

2. Надписи в Дейр ас-Сурййн и обмен синодальными посланиями

Для истории отношений двух Церквей-сестер на высшем уровне наиболее значительным представляется обнаружение в «Монастыре сирийцев» ряда надписей, содержащих имена коптских и сирийских патриархов. Поскольку эти надписи, насколько мне известно, единственный памятник записи имен сирийских патриархов на стенах коптского религиозного здания, они требуют систематического анализа в контексте коптско-сирийских от-

4. Innemée, К. С., Grossmann, Р., Jenner, К. D., Van Rompay, L. (1998) «New Discoveries in the Al-'Adrâ' Church of Dayr as-Suryân in the Wâdî al-Natrûn», Mitteilungen zur christlichen Archäologie 4: 79-103.

5. Innemée, К. С., Van Rompay, L. (1998) «La présence des Syriens dans le Wadi al-Natrun (Égypte), à propos des découvertes récentes de peintures et de textes muraux dans l'Église de la Vierge du Couvent des Syriens», Parole de l'Orient 23: 167-202. См. также Innemée, К. С., Van Rompay, L., Sobczynski, E. (1999) «Deir al-Suryan (Egypt): Its Wall-paintings, Wall-texts, and Manuscripts», Hugoye: Journal ofSyriac Studies 2(2): 167-188; Innemée, К. С., Van Rompay, L. (2000) «Deir al-Suryan (Egypt): New Discoveries of January 2000», Hugoye: Journal ofSyriac Studies 3(2): 253-279.

6. Этот феномен — контакты между представителями разных сообществ — засвидетельствован в Египте и в других местах, особенно в XII в. См. Youssef, Y. N. (19981999) « Multi confessional Churches in Egypt During the XII Century», Bulletin of Saint Shenouda the Archimandrite Coptic Society 5: 45-54.

ношений. Эти отношения характеризовались в первую очередь тем, что на протяжении веков имена Антиохийских патриархов поминались в коптских церквах за литургией, и, наоборот, литургия сирийской церкви содержит поминание патриарха Александрии. Затем обе церкви обменивались тем, что принято называть синодальными посланиями: одной из первых обязанностей новоизбранного патриарха, готовящегося взойти на патриарший престол, было оповещение об этом Церкви-сестры и исповедание в послании своей ортодоксальной веры. В коптских исторических документах такой обмен синодальными посланиями засвидетельствован до XIII в.

Такие «синодальные надписи» в Дейр ас-Сурйан датируются периодом от конца VIII или начала IX в. до конца XI в. Этими датами и определяется диапазон свидетельств, рассматриваемых ниже.

2.1. Надпись патриарха Кириака

Самая старая надпись, из обнаруженных на сегодняшний день в Дейр ас-Сурйан, в которой фигурирует патриаршее имя, выполнена в удивительном орнаментальном стиле — сирийский текст написан вертикально и в зеркальном отображении7. Текст надписи прост: «Святейший Кириак, патриарх Антиохии». По предположению Л. Ван Ромпая, это, скорее всего, сиро-ортодоксальный патриарх Антиохии Кириак (793-817), который, по-видимому, каким-то образом оказал монастырю поддержку финансированием строительства или ремонта, или отправкой сирийских монахов насельниками в этот монастырь. Уместно напомнить, что этот Кириак был родом из г. Тагрит (араб. Тикрйт), расположенном на Тигре, в Месопотамии (ныне Ирак), и, возможно, поддерживал особые связи с общиной тикритцев в Каире, которая, как известно, играла значительную роль в ранней истории Дейр ас-Сурййн8.

Патриаршество Кириака весьма примечательно для истории коптско-арабских отношений. Как мы узнаем из своего рода

7. Как отмечает Лукас Ван Ромпай, такой тип декоративного «зеркального письма» имеет аналоги в (более поздней) исламской каллиграфии. Innemée, К. С., Grossmann, P., Jenner, К. D., Van Rompay, L. «New Discoveries», pp. 102-103, Fig. 18; об этой надписи см. также Innemée, К. С., Van Rompay, L. «La présence des syriens», p. 200, Fig. 7; Innemée, К. C., Van Rompay, L. «New Discoveries», p. 196/paragr. [40] a.

8. Innemée, К. C., Van Rompay, L. «La présence des Syriens», p. 184.

«официальной» истории Коптской Церкви —«Истории патриархов Александрии»9, — этот сирийский патриарх был избран после периода нестроений, начавшегося после того, как некий Исаак, епископ Харрана, был неканонично назначен Антиохийским патриархом распоряжением Аббасидского халифа 'Абд Аллаха, в результате чего от него отвернулись египетские христиане-единоверцы. Отношения наладились только после того, как коптский патриарх Иоанн (Йуханна) IV (775-799) смог, наконец, отправить синодальное послание патриарху Антиохийскому Георгию и получить от него ответ10.

Георгию наследовал Кириак, тот патриарх, о котором идет речь, написавший в Александрию синодальное послание, доставленное туда Анастасием, митрополитом Дамаска11. Тем временем патриархом Александрии был избран Марк (Муркус) II (799-819).

д. Цитаты из «Истории патриархов Александрии» в этой статье даются по изданиям Evetts, В. Т. А. (1904-1915) History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria. T.I, pp.99-214, T.V, pp. 1-215, T-X, pp.357-551. (Patrología Orientalis). Paris: Firmin-Didot и Atiya, A. S., Abd al-Masîh, Y., Khs-Burmester, О. H. E, Khater, A. (1943-1974) History of the Patriarchs of the Egyptian Church, known as the History of the Holy Church, by Sawirus Ibn al-Muqaffa', bishop of al-Asmümn. T. I -IV. Le Caire: [Société d'archéologie copte]. Следует отметить, что ни то, ни другое издание не является критическим, и потому ни текст, ни перевод не могут рассматриваться как надежные. См.: den Heijer, J. (1989) Mawhüb Ibn Mansür Ibn Mufarrig et l'historiographie copto-arabe. Étude sur la composition de l'Histoire des Patriarches d'Alexandrie (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, vol. 513: Subsidia, torn. 81). Lovanii: E. Peeters; den Heijer, J. (1991) «History of the Patriarchs of Alexandria», in Atiya, A.S. (ed.) (1991) Coptic Encyclopedia, vol. 4, pp. 1238-1242. New York: Macmillan; Pilette, P. (2010), «La recension primitive du texte arabe de l'Histoire des Patriarches d'Alexandrie: problématique et perspectives», Acta Orientalia Bélgica 23: 141-155; den Heijer, J., Pilette, P. «Transmission et diffusion de l'Historiographie copto-arabe: nouvelles remarques sur les recensions primitives et vulgate de l'Histoire des Patriarches d'Alexandrie», in Monferrer Sala, J. P., Torallas Tovar, S. (eds) (2013) Cultures in Contact. Transfer of Knowledge in the Mediterranean Context. Córdoba — Beirut: CNERU —CEDRAC; Pilette, P. (2013) «L'Histoire des Patriarches d'Alexandrie: Une nouvelle évaluation de la configuration du texte en recensions», Le Muséon 126 (3-4): 419-450. В настоящее время (2014) новое критическое издание этого текста, основанное на его первоначальной редакции, готовится в рамках международного проекта по коптско-арабской историографии (International Copto-Arabic Historiography Project — IСАНР), который координируется Центром восточных исследований Лувеиского Института востоковедения (Institut orientaliste de Louvain — CIOL), одного из подразделений Института цивилизаций, искусств и словесности (Institut des civilisations, arts et lettres — INCAL) Лувенского Католического университета. Подробнее см.: http://www.uclouvain.be/443718.html, доступ от 05.10.14.

10. Evetts, В.T. A.History of the Patriarchs, I iv, pp. 496-497 (Patrología Orientalis X, pp. 382-383).

11. Evetts, B. T. A. History of the Patriarchs, I iv, pp. 506-509 (Patrología Orientalis X, PP-392-395)-

В своем официальном послании Кириаку, доставленном епископами Марком (Муркус) Тиннйса и Марком (Муркус) ал-Фарамы, он жалуется на трудности, с которыми он столкнулся из-за еретического движения, недавно возникшего в Египте12. С сирийской же стороны в неправоверие впал Авраам, один из митрополитов Кириака. Занятно читать, как Марк Александрийский, видимо, считавший, что Кириак слишком вяло реагирует на еретическое движение в Сирии, призывает его «исцелить» Авраама13.

Хотя положение и Марка Александрийского, и Кириака Антио-хийского, очевидно, было сложным ввиду означенного противостояния14, они тем не менее чувствовали себя в силе поддерживать регулярные взаимоотношения, выражающиеся на официальном уровне в обмене синодальными посланиями. Что же всё это значит для интерпретации рассматриваемой нами надписи? С одной стороны, можно предполагать, что сирийские монахи, населявшие Дейр ас-Сурйан, испытывали облегчение от того, что отношения между их патриархатом и патриархатом принимающей их страны, наконец, нормализовались. С другой стороны, тот факт, что упомянут только их собственный патриарх и что надпись так декорирована, может быть понят как выражение подчеркнутой верности ему на фоне обвинений со стороны коптского патриарха в недостаточном усердии в борьбе с диссидентами в Сирии.

2.2. Надпись патриархов Йа'куба и Дионисия

Вторая надпись, только часть которой сохранилась до наших дней, сообщает о совместном строительном предприятии и обустройстве монастыря неким Маттаем и Йа'кубом, имевших место во дни Йа'куба (Иакова), патриарха Александрии (819-830) и знаменитого Дионисия Теллмахрского (818-845). Л.Ван Ром-пай датирует этот текст 818/819 г.15

12. Evetts, B.T.A.History of the Patriarchs, I iv, pp. 522-524 (Patrologia Orientalis X, pp. 408-410).

13. Evetts, B.T.A.History of the Patriarchs, I iv, pp. 530-532 (Patrologia Orientalis X, pp. 416-418).

14. Помимо эпизода с Авраамом в сирийской историографии указываются многие случаи серьезного расхождения и противостояния в Сирийской Церкви в период патриаршества Кириака. См. Innemée, К. С., Van Rompay, L. «La présence des Syriens», p. 185.

15. Innemée, К. C., Van Rompay, L. «La présence des Syriens», pp. 179-180, p. 201, Fig. 8.

Тот факт, что в этой надписи поименно названы как коптский, так и сирийский патриарх, заслуживает особого внимания, хотя бы потому, что это первая известная надпись с подобным упоминанием в восточнохристианском контексте. Прежде всего, хотелось бы отметить, что эта надпись датируется самым началом периодов патриаршества обоих названных патриархов, т. е. временем, когда прямых контактов между ними еще не было, т.к. только в 825 и 830 гг. Дионисий персонально совершит путешествия в Египет и вручит свои синодальные послания. Тем не менее именно эти два визита Дионисия в Египет и его активное участие в политических событиях своего времени придают значимость контекстуализации рассматриваемой надписи в истории отношений двух патриархатов, засвидетельствованной коптскими и сирийскими историческими источниками.

Как только Дионисий стал преемником Кириака на патриаршем престоле Антиохии, он получил послание от Марка Александрийского, на которое ответил своим собственным синодальным посланием16. Впервые он посетил Египет в 825 г., сопровождая Аббасидского халифа ал-Ма'муна. Его основным мотивом для совершения этого путешествия было желание встретиться с новым патриархом Йа'кубом, тем более, что он пока не получал от него синодального послания17. При следующем коптском патриархе, Иосифе (830-849), политическая обстановка ярко окрашена восстанием башмуритов, живших в болотистых областях близ Тиннйса, на юго-востоке Дельты, и регулярно бравшихся за оружие, чтобы противостоять угнетению со стороны сборщиков налогов Аббасидского правительства. Считается, что эти нестроения помешали Дионисию отправить свое синодальное послание новому коптскому патриарху18. Халиф собственной персоной отправился в Египет, стремясь умиротворить восставших, и взял с собой Дионисия. В ходе этого, второго, визита Дионисий вместе с Иосифом Алек-

16. Evetts, В.Т. A.History of the Patriarchs, I iv, pp. 548-551 (Patrologia Orientalis X, PP-434-437)-

17. Evetts, B.T.A.History of the Patriarchs, I iv, pp-579-58l (Patrologia Orientalis X, pp. 465-467); Fiey, J.-M. «Coptes et Syriaques», pp.320-321. Неопубликованная вторая часть первоначальной редакции «Истории патриархов Александрии» содержит более пространное сообщение об этом эпизоде: Ms. París ar. 303, fol. 28b — 31b. Об изначальной и популярной версиях см. Den Heijer, J.Mawhüb Ibn Mansür Ibn Mufarrig et l'historiographie copto-arabe, pp. 14-80.

18. Fiey J.-M. «Coptes et Syriaques», p. 321.

сандрийским тщетно старался убедить башмуритов прекратить сопротивление. Когда терпение ал-Ма'муна иссякло, он послал своего военачальника ал-Афшйна подавить восстание. Многие повстанцы погибли в ходе подавления, и многие уцелевшие были депортированы в Ирак19. Этот эпизод, оставивший следы в коллективной памяти коптов, сохраняющиеся по сей день, особенно важен для настоящего исследования, поскольку это единственный случай в истории, когда глава сирийской Церкви прямо и активно вмешался во внутренние дела части коптского населения, и не только в пастырском качестве, но и как лицо, привлеченное мусульманским правителем20.

Возвращаясь к надписи в Дейр ас-Сурйан, следует указать на одну хронологическую проблему. X. Дж. Эвелин Уайт утверждал, что монастырь, по всей видимости, был перестроен между 830 и 859 гг., и что «весьма вероятно, что его перестройка была прямым или косвенным следствием посещения сирийского патриарха Дионисия Египта в 829-830 гг.»21. Однако новооткрытая

19. Evetts, В.T. A.History of the Patriarchs, I iv, pp. 599-616 (Patrología Orientalis X, pp. 485-502). В сирийской историографии основным источником в данном случае является сообщение самого Дионисия, включенное в летопись Михаила Сирийца: Chabot, J.-В. (1901-1924) Chronique de Michel le Syrien Patriarche Jacobite dAntioche (1166-ligg), T.III, pp.76-83; T.IV, pp.522-527. Paris: E.Leroux. См. также Van Reeth, J. M. F. (1994) «Caliph Al-Ma'mün and the Treasure of the Pyramids», Orientalia Lovaniensia Periodica 25: 221-236 (особ. pp. 221-223).

20. He вполне ясно, передавалась ли эта история устно или посредством письменной передачи, на протяжении веков или же она была оживлена в памяти в не столь давнее время. Из поздних копто-арабских исторических произведений только Chronicon Orientale содержит сообщение из «Истории патриархов Александрии». В совсем кратком варианте оно приведено в издании: Cheikho, L. (ed.) (1903) Petrus Ibn Rahib, Chronicon Orientale, pp. 129-130. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, Scriptores arabici, Series tertia, 1). Beryti — Parisiis — Lipsiae: Typ. Cath. [etc.]. Об этих текстах см. Den Heijer, J. (1996) «Coptic Historiography in the Fätimid, Ayyübid and Early Mamlük Periods», Medieval Encounters. Jewish, Christian and Muslim Culture in Confluence and Dialogue 2: 67-98. История восстания башмуритов приводится в некоторой обработке, вдохновленной коптским национализмом начала XX в. в Anba Isudhurus (1924) Al-Kharïda an-Nafisafi Tärih al-Kanisa, g. II, ss. 201-202. Al-Qähira. В 1980-х гг. история восстания башмуритов упоминается в статье, опубликованной в прессе, где проводилась параллель между этим мятежом IX в. и современными конфликтами общины: 'Aziz Girgis, Sawt al-Masriq, 11 июня, 1983 г. Л. Барбулеско предполагает, что уничижительное описание этим журналистом вмешательства Дионисия подразумевало указание на греко-католического патриарха Максима V Хакйма, которого он рассматривал как недостаточно критично настроенного по отношению к правительственной политике: Barbulesco, L. (1985) Les chrétiens égyptiens aujourd'hui: éléments de discours, pp. 95-99. Le Caire: Centre d'études et de documentation économique, juridique et sociale.

21. Evelyn White, H. G. The Monasteries of the Wâdi 'n Natrûn, 11, 311.

надпись, как уже было указано выше, ясно указывает на строительную деятельность в самом начале патриаршества Дионисия и, таким образом, не имеет никакого отношения к его визиту. Значит ли это, что датировку Эвелин Уайта следует скорректировать? Или же нужно допустить, что имели место две перестройки монастыря, одна в 819 г. и другая и или 40 лет спустя? Как бы то ни было, первое предприятие строительства соответствует реконструкции, датированной У. Моннере де Вийяром временем между 819 и 836 гг., поскольку оно было предпринято после набега бедуинов в 817 г.22: надпись в самом деле подтверждает такую датировку, привязывая сообщение к 819 г. Что же касается второго строительного предприятия или восстановительных работ, можно предположить, что это было связано с приобретением монастыря сирийскими монахами, состоявшимся между 851 и 859 гг.23, но мы, кажется, не располагаем надежными доказательствами для такой идентификации.

Наконец, уместно упомянуть, что в «Истории патриархов Александрии» именно контакты между патриархами Дионисием и Иосифом представлены как образец отношений между патриархами Антиохии и Александрии, и на важность обмена синодальными посланиями указывается следующим образом:

И кто не подивится, услышав о сих чудесах? Ведь каждый патриарх, восседающий на святом престоле, направляет свою заботу на три отделения дел: заботу о синодальном послании патриарху Антиохии, затем наши отношения с абиссинцами и нубийцами, и, наконец, исполнение предписаний, изданных правителем Египта в отношении патриархов и епископов, чтобы дела православных церквей поддерживались в добром порядке. И Бог свел эти три отделения дел воедино у отца нашего, патриарха Аввы Иосифа, посредством прибытия халифа ал-Ма муна из сей страны и патриаршего собеседования с ним, и прибытия Дионисия, патриарха Антиохии, с которым он имел общение, и прибытия сына царя нубийцев, [а также] преус-

22. Monneret de Villard, U. (1928) Les églises du Monastère des Syriens au Wâdî en-Natrûn. Milano: Tipografia pontificia arcivescovile San Giuseppe; цит. по: Fiey J.-M. «Coptes et Syriaques», p. 325-326, n. 137.

23. Такой диапазон дат для времени, когда монастырь был приобретен сирийцами, дается Ж.-M. Фие: Fiey J.-M. «Coptes et Syriaques», p. 326 вслед за Эвелин Уайтом: Evelyn White, H.G.The Monasteries ofthe Wâdi nNatrûn, II, 310.

пеяния в делах, видения поистине великой славы, как сказал пророк Давид: «Все народы будут служить ему»24.

2.3. Двери Моисея Нисивинского

До недавних открытий единственными текстами на монументальных памятниках, содержавшими имена коптского и сирийского патриархов, были сирийские надписи на деревянных дверях церкви. В первой надписи, датируемой 914 г., упоминаются Гавриил I Александрийский (910-920) и Иоанн (Йуханнан) Ан-тиохийский. Во второй надписи, датируемой 926/927 г., упоминаются Косма (Кузма) III Александрийский (920-932) и Василий (Басилиос) II Антиохийский25. Эти две надписи относятся ко времени строительной деятельности известного архимандрита Моисея Нисивинского, который привез с собой в монастырь некоторое число сирийских рукописей из Месопотамии26.

Эти двери — весьма примечательный памятник истории совместного коптско-сирийского существования в Дейр ас-Сурййн. По словам Ж.-М.Фие (который воспроизводит оценку У.Монне-ре де Вийяра), в них проявилось соединение коптского мастерства и сирийского вдохновения27. К.Иннеме и Л.Ван Ромпай отмечают как любопытный факт, что в надписях первым упоминается коптский патриарх, и затем Антиохийский, при том, что надписи относятся к «наиболее сирийскому периоду» истории Дейр ас-Сурййн28.

24. Evetts, В. T. A.History of the Patriarchs, I iv, pp. 621-622 (Patrología Orientalis X, PP- 507-508). Библейская цитата в конце — Пс. 71:11.

25. Innemée, К. С., Van Rompay, L. «La présence des syriens», pp. 187; Innemée, К. C., Van Rompay, L., Sobczynski, E. «Deir al-Suryan (Egypt): Its Wall-paintings, Wall-texts, and Manuscripts», p. 191/paragr. [30] — [32] (L.Van Rompay).

26. FieyJ.-M. «Coptes et Syriaques», p.340-341; Innemée, К.С., Van Rompay, L. «La présence des syriens», pp. 186-189.

27. FieyJ.-M. «Coptes et Syriaques», p. 343.

28. Innemée, К. C., Van Rompay, L. «La présence des syriens», pp. 193-194; Innemée, К. C., Van Rompay, L., Sobczynski, E. «Deir al-Suryan (Egypt): Its Wall-paintings, Wall-texts, and Manuscripts», pp. 190-191/paragr. [30] — [32] (L.Van Rompay). В этой связи уместно также обратить внимание на надпись, сделанную внутри купола над hürus'ом (т. е. клиросами), в которой упоминается «Отец Моисей, игумен и эконом». Согласно Л. Ван Ромпаю, этот монастырский глава и некто «отец Аарон», упомянутый в той же надписи, по-видимому, те же самые « Моисей и Аарон, священники и управители монастыря», которые упоминаются в сирийской рукописи из собрания Британской Библиотеки. См. Innemée, К. С., Van Rompay, L., Sobczynski, E. «Deir al-Suryan (Egypt): Its Wall-paintings, Wall-texts, and

Хотя мы знаем, что контакты тогда существовали, по меньшей мере между Василием 11 Антиохийским (923-935) и Космой III Александрийским (920-932), мы не находим в «Истории патриархов Александрии» упоминания обмена синодальными посланиями между названными патриархами. Фие полагает, что причина этого, возможно, в том, что автор этой серии биографий, епископ Михаил Тиннйсский, не испытывал особого интереса к этому предмету29. Однако, как мы увидим, такое объяснение плохо согласуется с другими имеющимися сведениями.

2.4. Надпись патриархов Кирилла II и Дионисия V

Последняя надпись, которую мы рассмотрим, явным образом указывает на традицию обмена синодальными посланиями между этими патриархами. Надпись датируется 1076/1077 г., и ее текст следующий (как его дает Л.Ван Ромпай):

Синодальное [послание] Map Дион[и]сия, [п]атриарха Антиохии и Сирии, Map Кириллу Александрийскому, в год 139° македонцев, во дни Map Иуханнана [Та]гритского.

Как справедливо отмечает Л. Ван Ромпай, «в данном случае мы имеем дело с формальным сообщением, утвержденным руководством монастыря и выполненным профессиональным писцом», и что эта надпись «очевидно, должна была служить объявлением монахам и посетителям о существовании» указанного синодального послания. Ван Ромпай также вкратце реконструирует непосредственный исторический контекст создания этой надписи30. Нет необходимости воспроизводить здесь всю дискуссию, но, поскольку Фие указывает на некоторую путанность в «Истории патриархов Александрии» в том, что касается идентифика-

Manuscripts», p. 171/paragr. [8], ill. 3, 4. Представляется вполне правдоподобным, что оба текста указывают на самом деле на того же самого Моисея Нисивинского (вывод из устного общения с К. Иммене и Л. Ван Ромпаем). Если такой вывод окажется верным, то можно будет отметить как примечательный факт, что рассматриваемая надпись выполнена по-коптски, а не по-сирийски.

29. FieyJ.-M. «Coptes et Syriaques», p. 350.

30. Innemee, К. C., Van Rompay, L. «Deir al-Suryan (Egypt): New Discoveries of January 2000», pp. 189-191/paragr. [26] — [32], Fig. 5 (L. Van Rompay).

ции сирийских патриархов второй половины XI в.31, имеет смысл добавить некоторые замечания.

Вопреки замечанию Ж.-М.Фие о том, что Михаил Тиннйсский не испытывал особого интереса к синодальным посланиям, сообщения этого автора в составе «Истории патриархов Александрии» изобилуют упоминаниями его собственного участия в обмене патриархов такими посланиями. Так, он приводит пространный рассказ о своей миссии по доставке синодального послания его патриарха Христодула (1047-1077) в Мелитену (Малатиййю), где в то время находилась резиденция сирийских патриархов32. Мйха йл Тиннйсский сначала рассказывает о нескольких эпизодах из жизни предыдущего сирийского патриарха Иоанна (Йуханнан) X бар Абдун (ум. 1030 или 1033; по-арабски просто Йуханнан ибн 'Абдун)33 и затем переходит к рассказу о том, как он вместе с другим коптским епископом, Гавриилом Сайским, доставили синодальное послание патриарха Христодула Йуханнану XI ибн Абдуну (1042-1057; по-арабски тоже: Йуханнан ибн Абдун!) в 765 г. мучеников, т.е. 1048-1049 гг. н. э.34

В конце жизнеописания 66-го коптского патриарха, Христодула, его биограф, Мавхуб ибн Мансур ибн Муфарридж35, упоминает, что патриархом Антиохии стал другой Иоанн36 — это Йуханнан XII бар Шушан, почивший в 1072 г. Вслед за этим Мавхуб цитирует послание Христодула Йуханнану XII, но не обозначает его явным образом как синодальное. Христодул получил ответное послание, о котором тоже не говорится как о «синодальном». Ответ был доставлен ему сирийским священником по имени Самуил, который не стал возвращаться обратно, но поселился как от-

31. FieyJ.-M. «Coptes et Syriaques», p. 351, n. 273.

32. FieyJ.-M. «Coptes et Syriaques», p. 351.

33. Atiya, A. S. [et al.] History of the Patriarchs of the Egyptian Church, II ii, pp. 139-142; пер.: pp. 211-215.

34. Atiya, A. S. [et al.] History of the Patriarchs of the Egyptian Church, II ii, p. 142; пер. : p. 215. Отметим, однако, что в первоначальной редакции синодальное послание явным образом не упоминается: Ms. Paris ar. 303, fol. 261a.

35. Он был биографом Христодула и его преемника, Кирилла II (1078-1092), а также основным редактором арабского текста «Истории патриархов Александрии». См. den Heijer, J. (1991) Alawhûb Ibn AIansûr Ibn Alufarrig; и den Heijer, J. «Mawhub Ibn Mansûr Ibn Mufarrig al-Iskandarânî (с. 1025-1100)», in Atiya, AS. (ed.) Coptic Encyclopedia, Vol. 5, pp. 1573-1574- New York.

36. По словам Мавхуба, он был племянником Йуханнана X: Atiya, A. S. [et al.] History of the Patriarchs of the Egyptian Church, 11 iii, p. 206; пер. : p. 318.

шельник37 в скиту Азрй38, в Джазйрат Банй Haçp, районе Дельты39. В 1074 г- Иоанн XII скончался, и ему наследовал Василий40, который правил только полтора года, после чего умер. В течение его краткого патриаршества синодальное послание от него получено не было, и в египетских церквах продолжали поминать его предшественника41. После некоторого перерыва, обусловленного некими проблемами в среде сирийцев, патриархом был поставлен, в 1077 г., Лазарь, настоятель монастыря Бар Савмы, который принял имя Дионисия V42. Это и есть тот патриарх, который упоминается в рассматриваемой нами надписи, и Мавхуб ибн Мансур ибн Муфарридж в самом деле рассказывает, что он отправил синодальное послание, доставленное священником по имени Фома (Тума), который позже стал епископом Багдада. Изначально послание было адресовано Христодулу43, но затем, когда Фома об-

37. Позднее (в 1092 г.) этот сирийский отшельник всерьез рассматривался как кандидат на место коптского патриарха, но в конечном счете был отвергнут по док-тринальным соображениям. См. Atiya, A. S. [et al.] History of the Patriarchs of the Egyptian Church, II iii, pp. 233-239; пер.: pp. 370-381 и den Heijer, J. (2004) «Les Patriarches coptes d'origine syrienne», in Ebied, R. Y., Teule, H. Festschrift P. Samir Khalil Samir. Leuven: Peeters, pp. 45-63.

38. В соответствующем месте неопубликованной третьей части первоначальной редакции этот топоним фигурирует в форме Zarä: Ms. Cairo, Coptic Orthodox Patriarchate, Hist. 12, fol. 52b — 53a.

39. Atiya, A. S. [et al.] History of the Patriarchs of the Egyptian Church, II iii, p. 206; пер.: p. 319-320. Этот скит впоследствии приобрел важное значение: о 69-м патриархе, Макарии (Макара) II (1102-1128), сообщается, что у него там была келья: Ibid., III i, p. 7; пер.: p. 12 (здесь снова каирская рукопись содержит чтение Zarä). По словам Абу Салиха /Абу-л-Макарима, который дает обзорное описание церквей этого района и его скита (sawma'a), Макарий II был последним патриархом, у которого там была резиденция; после него патриархи располагались в резиденции в Старом Каире (Misr). См. as-Souryani, Samuel (покойный епископ Самуил Шйбйн-ал-Канатйрский) (ed.) (1984) Tärih al-Kanais wa-l-Adyurafi-l-qarn at-täni 'asar, li-Abi-l-AIakärim, alladi nusiba hata'an iläAbi Sälih al-Armarii. Dayr as-Suryän, g. I, fol. 41b — 42a. Об этом сочинении и его авторстве см. Den Heijer, «Coptic Historiography», pp. 77-81 (и примечания).

40. Сирийские источники позволяют нам идентифицировать его как монаха и управляющего монастырем Бар Савмы близ Мелитены и датировать его восшествие на патриарший престол в 1074 г. Innemée, К. С., Van Rompay, L. «Deir al-Suryan (Egypt): New Discoveries of January 2000», p. 189/paragr. [28] (L. Van Rompay).

41. Atiya, A. S. [et al.] History of the Patriarchs of the Egyptian Church, II iii, pp. 206-207; пер.: p.320.

42. Поставление также произошло в монастыре Бар Савмы. Б сообщении Абу Салиха /Абу-л-Макарима это имя искажено как «Дейр Çypâ». См. Tärih al-Kanä'is, III, fol. 148a.

43. Atiya, A. S. [et al.] History of the Patriarchs of the Egyptian Church, II iii, p. 207; пер.: p. 320.

наружил, что этот патриарх умер, и ему наследовал Кирилл II, он соответственно исправил имя адресата44. Таким образом, заманчиво думать, что надпись в Дейр ас-Сурйан представляет собой официальное подтверждение исправления в оригинале синодального послания.

2.5. Другие синодальные послания

Помимо рассмотренных четырех (или, скорее, пяти) надписей, три из которых были открыты недавно, есть еще один текст, написанный на стене церкви Пресвятой Девы в «Монастыре сирийцев», где два имени не читаются, но весьма вероятно, что они являются именами патриархов45. В «Истории патриархов Александрии» мы находим указания на гораздо большее число синодальных посланий периода от VI46 до XI, а также XIII вв.47 Цитата из одного из этих ранних обменов посланиями, а именно от Анастасия (593-598) к Афанасию, красноречиво свидетельствует о характере отношений между двумя патриархатами:

44. Atiya, A. S. [et al.] History of the Patriarchs of the Egyptian Church, II iii, p. 210; пер.: p.327. Innemée, К.С., Van Rompay, L. «Deir al-Suryan (Egypt): New Discoveries of January 2000», p. 190/paragr. [30] (L.Van Rompay).

45. Innemée, К. С., Van Rompay, L. «Deir al-Suryan (Egypt): New Discoveries of January 2000», p. 193/paragr. [35], Fig. 8 (L.Van Rompay).

46. Первое упоминаемое синодальное послание — от св. Севира Антиохийского к Иоанну II (506-515): Evetts, B.T.A.History of the Patriarchs, I ii, pp. 185-186 (Patrología Orientalis III, pp. 449-450). По Фие, обмен посланиями мог начаться ранее: Fiey, J.-M. «Coptes et Syriaques», p.311. С 518 по 538 г. Севир находился главным образом в Египте: Ibid., pp. 311-316.

47. В ряде мест, которые не рассматриваются в настоящей работе, содержатся указания на обмен синодальными посланиями между Диоскором II (515-5!7) и Севи-ром (Evetts, B.T.A.History of the Patriarchs, I ii, p. 187 (Patrología Orientalis III, p.451); Fiey, J.-M. «Coptes et Syriaques», p.312), Анастасием (605-616) и его тезоименитым первоиерархом в Антиохии (после серьезного кризиса в отношениях между двумя Церквами) (Evetts, В. T. A .History of the Patriarchs, I ii, p. 480 (Patrología Orientalis III, p. 216; Fiey, J.-M. «Coptes et Syriaques», pp. 318-319), Симоном I (692-700) и Юлианом III (Evetts, В.T. A.History of the Patriarchs, I iii, p. 284; Patrología Orientalis V, p. 30; Fiey, J.-M. «Coptes et Syriaques», p. 319), Александром II (704-729) и Юлианом III (Evetts, B.T.A.History of the Patriarchs, I iii, pp. 318-319 (Patrología Orientalis V, pp. 64-65), Александром II и Афанасием (Evetts, B. T. A. History of the Patriarchs, I iii, pp.327-328; Patrología Orientalis V, PP-73~74)> Шенуте I (859-880) и Иоанном (Atiya, A. S. [et al.] History of the Patriarchs of the Egyptian Church, II i, p. 17; пер.: p. 25, тж p. 16; пер.: p. 23). Об отношениях между Кириллом III Ибн Лаклаком (1235-1243) и Игнатием III (12221252) см. Fiey, J.-M. «Coptes et Syriaques», pp. 353-357.

Истина явилась из страны Египетской, и праведность воссияла с Востока. Египет и Сирия стали едиными в исповедании; Александрия и Антиохия стали одной Церковью, одной девой-невестой Одного непорочного Жениха, Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына, Слова Отчего48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Анализ: сирийские общины в Египте

Надписи и их исторический контекст, рассмотренные выше, служат надежным подтверждением выдающегося положения «Монастыря сирийцев» — Дейр ас-Сурййн — в истории тесных отношений между двумя Церквами-сестрами, Египта и Сирии. Они не только релевантны для истории официальных взаимоотношений, но также весьма информативны для истории сирийской христианской общины в Египте в целом, как в пределах, так и за пределами монастыря.

3.1. Сирийцы из Тикрйта

Первый существенный вопрос, который имеет смысл рассмотреть в данном контексте, это вопрос регионального происхождения сирийских христиан Египта. Три из четырех надписей, перечисленных выше, некоторым образом связаны с городом Тикрйт на Тигре. В самом деле, в исследованиях истории Дейр ас-Сурййн тикритской общине уделялось немало внимания. В VIII в. они образовывали поселение в ал-Фустате (или Мисре, т.е. Старом Каире), где у них было две церкви49.

Считалось, что сирийцы из Тикрйта (в частности, один из их знатных представителей Марута бар Хаббйб) приобрели монастырь, ставший вследствие этого Дейр ас-Сурййн, как полагал Эвелин Уайт, примерно в 710 г. Другие исследователи проявляли скептицизм относительно столь ранней даты, и позднее Карел Иннеме и Лука Ван Ромпай полностью отказались признать историчность приобретения монастыря тикритцами50. Это, конечно, не отменяет их особых связей с монастырем, и их присут-

48. Evetts, В.T. A.History of the Patriarchs, I ii, p. 218 (Patrología Orientalis I, p. 482).

49. Fiey, J.-M. «Coptes et Syriaques», p. 326. Фие указывает на две церкви, построенные в 685 и 705 гг.

50. Innemée, К.С., Van Rompay, L. «La présence des Syriens», pp. 191-193.

ствие в ал-Фустате достаточно хорошо задокументировано в отношении IX в.51 В отношении начала XI в. нужно отметить, что в нескольких сирийских рукописях упоминается некто Абу Алй Закарийа, глава тикритцев в 1005-1006 гг.52 С другой стороны, надо признать, что ни египетские (будь то коптские или арабские), ни сирийские исторические источники не содержат каких-либо сообщений о поселении выходцев из Тикрйта в пределах Каира. Можно даже сказать, что эти источники едва ли дают какую-либо информацию о сирийских общинах здесь вообще53. Единственное явное упоминание сирийской общины в «Истории патриархов Александрии» обнаруживается в «Житии» 67-го патриарха Кирилла (Кйриллуса) II, которое составил Мавхуб ибн Мансур ибн Муфарридж. Он сообщает, что визирь и военачальник Бадр ал-Джамалй, армянин по происхождению, приказал группе сирийцев (сурййн) эвакуироваться из области ал-Хусай-ниййа. В XII в. Абу Салих/Абу-л-Макарим сократил сообщение Мавхуба, и указание на сирийскую общину у него выглядит как «многочисленное собрание сирийцев» (датаа kabïra min as-Suryän)54. Бадру ал-Джамалй нужна была эта территория, чтобы разместить воинские части, состоявшие из армян, которые по его распоряжению прибыли из Сирии в Египет, чтобы спасти фатимидский халифат в Каире от полного распада. Сирийцы, в лице своего представителя, Ибн ат-Тавйля, обратились к Бадру ал-Джамалй с требованием, чтобы в виде компенсации за выселение из области ал-Хусайниййа им была предоставлена новая церковь. Визирь распорядился, чтобы коптский патриарх уступил сирийцам не использовавшуюся церковь в Дейр ал-Хандак (ныне Анба Рувайс)55.

51. Соответствующие сведения обнаруживаются в колофонах сирийских рукописей. В них сообщается, к примеру, что в IX в. Моисей Нисивинский доставил из Месопотамии три книги для сирийской церкви в Фустате, и некто Шем'он бар Курйакус из Тикрита подарил книгу церкви тикритцев в том же городе. См. Evelyn White, H. G. The Monasteries of the Wâdi 'n Natrûn, II, 312.

52. Ibid.

53. Удивительно, но это верно и в отношении упоминавшегося сирийского патриарха Дионисия Теллмахрского, который в своих заметках о путешествии в Египет ничего не сообщает о нахождении там сирийской общины. Fiey, J.-M. «Coptes et Syriaques», p. 323.

54. Tärih al-Kanais, I, fol. 113b, 116a; cp. Fiey, J.-M. «Coptes et Syriaques», p.329.

55. Atiya, A. S. [et al.] History of the Patriarchs of the Egyptian Church, II iii, pp. 225-226; пер.: pp. 355-356; Den Heijer, J. (1999) «Considérations sur les communautés chrétiennes en Égypte fatimide: l'État et l'Église sous le vizirat de Badr al-Jamâlî (1074—

X. Дж. Эвелин Уайт задается вопросом, можно ли идентифицировать этих сирийцев как тикритцев56. Ж.-М.Фие подписывается под этой идеей, но он обосновывает это ошибочным допущением, что тикритцы жили в квартале, называемом ал-Хасаниййа, который находился близ Фумм ал-Халйдж, поблизости Старого Каира, и в котором, должно быть, была сирийская церковь57.

Хотя «ал-Хусайниййа» и в самом деле может быть ошибкой переписчика, вместо «ал-Хасаниййа», обратное гораздо более вероятно в данном случае, поскольку ал-Хусайниййа находилась как раз за новыми воротами и стенами, которые возвел Бадр ал-Джамалй вокруг фатимидской столицы58. Вероятно, это та причина, по которой он хотел, чтобы его собственное армянское войско было расположено там. Иными словами, считать, что сирийская община конца XI в. во главе с Ибн ат-Тавйлем представляла собой сообщество потомков более раннего поселения тикритцев, не поддерживается ни одним надежным свидетельством. Единственным отдаленным указанием на присутствие в Египте тикритцев в конце XI в., насколько я могу судить, служит упоминание имени Map Йуханнана, мафриана Тагрита, в надписи Дионисия V и Кирилла II59.

3.2. Христиане-сирийцы в Египте

Уместно привести здесь несколько замечаний относительно положения в Египте христиан-сирийцев в целом, независимо от их отнесения к тому или иному региону. Когда патриарх Анастасий в свое синодальном послании, которое мы цитировали выше, задал тон, говоря, что «Александрия и Антиохия стали одной Церковью», это не было лишь риторическим приемом, но, скорее, отражением реальности, в том числе с институциональным выражением: сирийцы, проживавшие в Египте, могли иметь соб-

1094)», in Barrucand, M. (ed.) L'Église Fatimide, son art et son histoire. Actes du colloque organisé à Paris les 28, 2g et 30 mai igg8. Paris: Presses de l'Université de Paris-Sorbonne, pp.569-578 (особ. pp.574-575).

56. Evelyn White, H. G. The Monasteries of the Wâdi 'n Natrûn, II, 312.

57. Fiey, J.-M. «Coptes et Syriaques», pp. 327-328.

58. См., напр., Sayyid, A. F. (1998) La Capitale de l'Égypte jusqu'à l'époque fatimide. Al-Qähira et Fustät. Essai de reconstitution topographique, p. 185, Fig. 8. Beirut: Orient-Institut der Deutschen Morgenländischen Wissenschaft; Stuttgart: in Kommission bei Franz Steiner Verlag.

59. См. выше раздел 2.4.

ственных священников и собственные церкви, в которых богослужение совершалось по-сирийски, хотя у них там никогда не было епископов. Говоря о более позднем периоде, отметим, что Булус Кара'лй утверждал, что сирийцы не имели епископа из уважения к коптскому патриарху и из доверия к тому, что он позаботится о них так же, как он заботится о коптах, поскольку эти две общины — «одно исповедание (мадхаб), хотя они и различаются по национальности»60. Конкретный пример такого единства в рассматриваемый период может быть почерпнут из биографии патриарха Христодула. В середине XI в. весьма известный сириец, живший в Каире, Абу Бишр, бывший придворным врачом самого фатимидского халифа ал-Мустансира Биллах, был недоволен отношением коптского патриарха и написал письмо с жалобой патриарху Антиохии (вероятно, Йуханнану XI бар 'Абдуну). Сирийский патриарх в ответ воздержался от какого-либо вмешательства61. Значимость таких отношений между двумя патриарха-тами невозможно переоценить, так как в отношениях с другими нехалкидонскими Церквами всё было иначе: так, в то же время, около ю8о г., армяне, тоже нехалкидониты, тем не менее имели собственного главу в Египте62.

Думается, что именно такая интегрированность сирийских христиан в коптское сообщество была своего рода причиной того, что мы не обнаруживаем в исторических источниках сколь-либо отчетливого выделения некоей сирийской общины или группы: сирийцы практически всегда упоминаются как индивидуумы63. Вполне возможно, что в глазах коптских историков сирийцы в Египте были столь многочисленны и столь привычны,

60. Qara'lï, в. (1928) as-Suryànfi Misr. Beirut: Bayt Sabâb, p. 28.

61. Atiya, A. S. [et al.] History of the Patriarchs of the Egyptian Church, II iii, pp. 169-170; пер.: p. 256.

62. Согласно «Истории патриархов Александрии», у армян там был даже собственный патриарх, но вряд ли так обстояло дело в действительности. См. Den Heijer, J. «Considérations sur les communautés chrétiennes», pp. 576-578 и прим. См. также другие пассажи касательно армянского патриарха: Atiya, A. S. [et al.] History of the Patriarchs of the Egyptian Church, III i, p. 20; пер.: p. 31 («святой, непорочный, чистый Армянский патриарх...») и III i, р. 33; пер.: р. 54 (70-й коптский патриарх, Гавриил ибн Турайк, отказался возложить свою руку на нового армянского патриарха, когда тот прибыл в Каир из Атфйха. Контекст этого пассажа предполагает отказ Гавриила признать юрисдикцию армянского патриарха на земле Египта).

63. Этот вопрос на материале «Истории патриархов Александрии» рассматривается в диссертации, которая готовится (2013-2018) в рамках вышеназванного проекта по коптско-арабской историографии (ICAHP) (см. прим. 9): Manhal Makhoul, La branche syrienne de l'historiographie copto-arabe: échanges textuelles et culturelles.

что им не приходило в голову обозначить их как некое отдельное сообщество. Интегрированность была столь основательной, что во многих случаях нисба (имя, указывающее на происхождение) «сурйанй» могла указывать на весьма отдаленную принадлежность, тогда как в лингвистическом, культурном и, вероятно, также литургическом отношениях ее носитель мог представать коптом.

3.3. Коптские патриархи сирийского происхождения

Наблюдения, касающиеся основательности интеграции, поддерживаются тем замечательным фактом, что по меньшей мере четверо «сирийцев» (в том смысле, о котором говорилось в предыдущем абзаце) были возведены на высшую позицию в Коптской Церкви — патриарший престол. Это Дамиан (35) (576-605)64, Симон I (692-700), Афрахам ибн Зур'а (977-981), почитаемый коптами как чудесно сдвинувший гору Мукаттам, и, наконец, Муркус ибн Зур'а (1166-1189)65.

4. Заключение: интеграция сирийцев в Египте

Вполне понятно, что упомянутая основательная интеграция сирийцев в египетской Церкви служит надежной поддержкой утверждений К. Иннеме и Л. Ван Ромпая о межобщинном и межконфессиональном характере монашеской жизни в Дейр ас-Сурййн. То, что число сирийских монахов там постепенно сокращалось, начиная с конца XI в66, и вовсе сошло на нет к XVI в67, не озна-

64. Fiey, J.-M. «Coptes et Syriaques», p. 316.

65. Подробнее об этих патриархах, а также об отшельнике Самуиле (см. выше раздел 2.4) см. Den Heijer, J. «Les Patriarches coptes d'origine syrienne».

66. По словам Мавхуба ибн Мансура ибн Муфарриджа в «Истории патриархов Александрии», в 1088 г. в монастыре было 6о монахов (804 г. мучеников; Atiya, A. S. [et al.] History of the Patriarchs of the Egyptian Church, II ii, p. 160; пер.: p. 242). Это число плохо согласуется с указанием Ж.-M. Фие на 70 монахов, прибывших в монастырь в 1084 г. (Fiey, J.-M. «Coptes et Syriaques», p. 340, n. 225). Эвелин Уайт считает, что сообщение Мавхуба представляет собой «первое прямое указание на сирийский монастырь в формальном смысле» (Evelyn White, H. G. The Monasteries of the Wâdi 'n Natrûn, II, 309). Приведенное сообщение дается также у Фие (Fiey, J.-M. «Coptes et Syriaques», p. 360, n. 225) и повторяется в Tàrïh al-Kanais (I, fol. 71a).

67. B 1209 г. насчитывалось 40 монахов и столько же — ок. 1237 г.; в 1516 г. их число было 43. Около 1500 г. к влиянию Сирии и Ливана добавились связи с Месопотамией. Последний сирийский колофон, написанный в монастыре, датируется

чает непременно, что они медленно, но верно оставляли этот монастырь; скорее, это также отражает процесс, в ходе которого сирийские христиане, продолжительно проживавшие в Египте, с течением веков вливались в основное русло жизни Коптской Церкви. В результате сирийцы часто оказывались неотличимыми от общей массы жителей, что проявилось, в частности, в том факте, что во второй половине XII в. известный арабо-мусульман-ский географ Йакут явным образом не указал на них как на этническую составляющую египетского населения68. В этой связи стоит отметить, что коптские хронисты начинают упоминать сирийцев как сообщество только в XIX в.69 К тому времени этот термин мог обозначать греко-католиков, сиро-католиков и марони-тов, которые иммигрировали в Египет на разных этапах, начиная с XVII в., располагали собственными церквами и иерархией и часто имели довольно высокий статус, особенно в торговле и международных отношениях. Хотя эти группы оставались меньшинствами, они превосходили число сиро-ортодоксов70, которые, по всей видимости, были вполне включенными в коптский сегмент египетского общества.

Перевод с английского Николая Селезнева

1634 г. В 1636/7 г. Дейр ас-Сурйан населяли только коптские монахи (Fiey, J.-M. «Coptes et Syriaques», pp. 323-326, 340-346, 356-359; Innemée, К. C., Van Rompay, L., «La présence des syriens», pp. 190-191). В XIX в. биограф 112-го патриарха Кирилла писал: «И второй — монастырь Девы, известный как монастырь сирийцев (ас-Сурйан), и назван он был так, потому что раньше его населяли несколько коптских и сирийских монахов, но впоследствии ни одного сирийца (ас-Сурйан) не осталось» (Atiya, A. S. [et al.] History of the Patriarchs of the Egyptian Church, III iii, p. 183; пер.: p. 327).

68. «Что же до жителей земли Египта, они суть смешение людей разных родов — коптов, ромеев, арабов, берберов, курдов, дейламитов, армян, эфиопов и других родов и рас (agnäs), хотя основная масса из них (gumhürahum) — копты». Wüstenfeld, F. (Hrsg.) (1869) Jacut's geographisches Wörterbuch. Leipzig: F. A. Brockhaus, Bd. IV, s. 55169. Биография lo8-ro патриарха, Марка VIII (1796-1809), содержит пассаж о последствиях ухода Наполеона в 1801 г. для христиан в Каире, «без проведения различия между коптом (ал-кибтй), сирийцем (ас-сурй) и франком (ал-ифранджй)» (Atiya, A. S. [et al.] History of the Patriarchs of the Egyptian Church, III iii, p. 171; пер.: p. 300). О его преемнике, Петре VII (1809-1852), сохранилось предание, что он совершил молитву, которая чудесным образом вызвала разлив Нила, после оставшихся бездейственными молитв мусульман, иудеев, греков (рум), сирийцев (суриййун) и франков (Ibid., р.173; пер.: pp.306-306).

70. Philipp, T. (1985) The Syrians in Egypt 1725-1975 (Berliner Islamstudien, 3). Stuttgart: Steiner-Verlag, p. 56.

References

Anba Isudhurus (1924) Al-Kharïda an-Nafisa fi Tàrïh al-Kanïsa, g. II, ss. 201-202. Al-Qâhira.

Atiya, A. S., 'Abd al-Masîh, Y., Khs-Burmester, O. H. E, Khater, A. (1943-1974) History of the Patriarchs of the Egyptian Church, known as the History of the Holy Church, by Sawirus Ibn al-Muqaffa', bishop of al-AsmUnin. T.I-IV. Le Caire: [Société d'archéologie copte].

'Aziz Girgis, [заметка в газете] Sawt al-Masriq, 11 июня, 1983 г.

Barbulesco, L. (1985) Les chrétiens égyptiens aujourdbui: éléments de discours, pp. 95-99. Le Caire: Centre d'études et de documentation économique, juridique et sociale.

Chabot, J.-B. (1901-1924) Chronique de Michel le Syrien Patriarche Jacobite dAntioche (1166—1199). 4 vols. Paris: E.Leroux.

Cheikho, L. (ed.) (1903) Petrus Ibn Rahib, Chronicon Orientale (Corpus Scriptorum Chris-tianorum Orientalium, Scriptores arabici, Series tertia, 1). Beryti — Parisiis — Lip-siae: Typ. Cath. [etc.].

Den Heijer, J. (1989) Mawhûb Ibn Mansûr Ibn Mufarrig et historiographie copto-arabe. Étude sur la composition de l'Histoire des Patriarches d'Alexandrie (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, vol. 513: Subsidia, tom. 81). Lovanii: E. Peeters.

Den Heijer, J. (1991) «History of the Patriarchs of Alexandria», in Atiya, A. S. (ed.) (1991) Coptic Encyclopedia, vol. 4, pp. 1238-1242. New York: Macmillan.

Den Heijer, J. (1996) «Coptic Historiography in the Fâtimid, Ayyubid and Early Mamluk Periods», Medieval Encounters. Jewish, Christian and Muslim Culture in Confluence and Dialogue 2: 67-98.

Den Heijer, J. (1999) «Considérations sur les communautés chrétiennes en Égypte fatim-ide: l'État et l'Église sous le vizirat de Badr al-Jamâlï (1074-1094)», in M. Barru-cand (ed.) L 'Église Fatimide, son art et son histoire. Actes du colloque organisé à Paris les 28, 29 et 30 mai 1998. Paris: Presses de l'Université de Paris-Sorbonne.

Den Heijer, J. (2004) «Les Patriarches coptes d'origine syrienne», in R. Y. Ebied, H.Teule (eds) Festschrift P. Samir Khalil Samir, pp. 45-63. Leuven: Peeters.

Den Heijer, J. (2009) «Wâdî al-Natrun and the History of the Patriarchs of Alexandria», in Mikhail, M.A. S., Moussa, M. (eds) Christianity and Monasticism in Wadi al-Natrun. Essays from the 2002 International Symposium of the Saint Mark Foundation and the Saint Shenouda the Archimandrite Coptic Society, pp. 24-42. Cairo, New York: The American University in Cairo Press.

Den Heijer, J., Pilette, P. (2013) «Transmission et diffusion de l'Historiographie copto-arabe: nouvelles remarques sur les recensions primitives et vulgate de l'Histoire des Patriarches d'Alexandrie», in Monferrer Sala, J. P., Torallas Tovar, S. (eds) Cultures in Contact. Transfer of Knowledge in the Mediterranean Context. Côrdoba - Beirut: CNERU — CEDRAC.

Du Bourguet, P. (1983) «Le mot 'copte'», Bulletin de la société d'archéologie copte 25: 101-106.

Evelyn White, H. G. (1932) The Monasteries of the Wâdi 'n Natrûn, II. New York: Metropolitan Museum of Art.

Evetts, B. T.A. (1904-1915) History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria, T.I, pp.99-214, T.V, pp.1-215, T-x> PP-357-551- (Patrologia Orientalis). Paris: Firmin-Didot.

Fiey, J.-M. (1972-1973) «Coptes et Syriaques, contacts et échanges», Studia Orientalia Christiana, Collectanea 15: 297-365.

Innemée, K. C., Grossmann, P., Jenner, K. D., Van Rompay, L. (1998) «New Discoveries in the Al-Adrâ' Church of Dayr as-Suryân in the Wâdî al-Natrûn», Mitteilungen zur christlichen Archäologie 4: 79-103.

Innemée, K.C., Van Rompay, L. (1998) «La présence des syriens dans le Wadi al-Natrun (Égypte), à propos des découvertes récentes de peintures et de textes muraux dans l'Église de la Vierge du Couvent des Syriens», Parole de l'Orient 23: 167-202.

Innemée, K.C., Van Rompay, L., Sobczynski, E. (1999) «Deir al-Suryan (Egypt): Its Wall-paintings, Wall-texts, and Manuscripts», Hugoye: Journal of Syriac Studies 2(2): 167-188.

Innemée, K. C., Van Rompay, L. (2000) «Deir al-Suiyan (Egypt): New Discoveries of January 2000», Hugoye: Journal of Syriac Studies 3(2): 253-279.

Monneret de Villard, U. (1928) Les églises du Monastère des Syriens au Wâdî en-Natrûn. Milano: Tipografia pontificia arcivescovile San Giuseppe.

Philipp, T. (1985) The Syrians in Egypt 1725-1975 (Berliner Islamstudien, 3). Stuttgart: Steiner-Verlag, p. 56. Pilette, P. (2010), «La recension primitive du texte arabe de l'Histoire des Patriarches d'Alexandrie: problématique et perspectives», Acta Orientalia Belgica 23: 141-155.

Pilette, P. (2013), «L'Histoire des Patriarches d'Alexandrie: Une nouvelle évaluation de la configuration du texte en recensions», Le Muséon 126(3-4): 419-450.

Qara'lî, B. (1928) as-Suryänfi Misr. Beirut: Bayt Sabâb.

Sayyid, A. F. (1998) La Capitale de l'Égypte jusqu'à l'époque fatimide. Al-Qähira et Fustät. Essai de reconstitution topographique. Beirut: Orient-Institut der Deutschen Morgenländischen Wissenschaft; Stuttgart: in Kommission bei Franz Steiner Verlag.

Souryani, Samuel as- (ed.) (1984) Tärih al-Kanä'is wa-l-Adyura fi-l-qarn at-täni 'asar, li-Abi-l-Makärim, alladi nusiba hata'an iläAbiSälih al-Armani. Dayr as-Suryän.

Van Reeth, J. M. F. (1994) «Caliph Al-Ma'mün and the Treasure of the Pyramids», Orientalia Lovaniensia Periodica 25: 221-236.

Youssef, Y. N. (1998-1999) «Multiconfessional Churches in Egypt During the XII Century», Bulletin of Saint Shenouda the Archimandrite Coptic Society 5: 45-54.

Wüstenfeld, F. (Hrsg.) (1869) Jacut's geographisches Wörterbuch. Leipzig: F. A. Brockhaus, Bd. IV, s. 551.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.