Научная статья на тему 'ДВЕ ЗАМЕТКИ О ПОРТРЕТАХ ПУШКИНА (1. Портрет работы В.А. Тропинина; 2. Портрет работы Т. Райта)'

ДВЕ ЗАМЕТКИ О ПОРТРЕТАХ ПУШКИНА (1. Портрет работы В.А. Тропинина; 2. Портрет работы Т. Райта) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДВЕ ЗАМЕТКИ О ПОРТРЕТАХ ПУШКИНА (1. Портрет работы В.А. Тропинина; 2. Портрет работы Т. Райта)»

легко узнать фигуру в лиловой тунике и зеленом тюрбане. Это сестра Дидоны — Гермиона изображена на акварели. Скорее всего, акварель, исполненная робкой любительской кистью (возможно, кем-то из организаторов живых картин или даже самою Н. Н. Гончаровой), предназначена для портного. Об этом свидетельствует и подпись, указывающая на цвета костюма и тюрбана.

В связи с вышеизложенным представляется весьма спорным вопрос об отнесении этой подписи к пушкинским автографам. Пушкина не было в Москве с осени 1829 по середину марта 1830 г. После возвращения с Кавказа в сентябре 1829 г. он был холодно встречен в семье Гончаровых и почитал свою женитьбу расстроенной. Переписки с Гончаровыми он не имел и жадно ловил московские новости. В ответном письме П. А. Вяземскому на его сообщение о бале от 2 января 1830 г. Пушкин спрашивал: «Правда ли, что моя Гончарова выходит за Мещерского?».

Возможно, рисунок сохранился в семье поэта как памятка о московской юности Натальи Николаевны, а может быть, он попал к А. Ф. Онегину от третьих лиц.

История создания и бытования портрета Пушкина работы В. А. Тро-пинина широко освещена в мемуарной и искусствоведческой литературе. Противоречивые мнения возникают только относительно одного факта: кто был заказчиком портрета? сам Пушкин или С. А. Соболевский? Этот — на первый взгляд частный — вопрос важен при изучении в целом пушкинской иконографии.

В отношении всех портретов Пушкина (кроме тропининского) вопрос решается однозначно: заказывали портреты и вели переговоры с художниками друзья поэта, хотевшие иметь его портрет. До некоторого времени не вызывал сомнения и заказчик портрета Тропинина.

На обороте эскиза портрета имеется надпись, сделанная рукой Соболевского: «Пушкин заказал Тропинину свой портрет, который и подарил Соболевскому. Этот портрет украли. Он теперь у кн. Мих. Андр. Оболенского. Для себя Тропинин сделал настоящий эскиз, который после него достался Алексееву, после Алексеева был куплен Н. М. Смирновым, а после Смирнова (ок. 3 марта 1870) подарили его Соболевскому».

Однако, несмотря на эту надпись, все авторы работ по пушкинской иконографии — С. Ф. Либрович, М. Д. Беляев, В. Згура, И. С. Зильбер-штейн называли заказчиком Соболевского. Зильберштейн даже объяснял эту надпись ошибкой памяти, так как она сделана через 40 лет после заказа портрета.

Почему же у исследователей иконографии Пушкина была такая уверенность, несмотря на утверждение Соболевского, закрепленное им в надписи на эскизе портрета?

ДВЕ ЗАМЕТКИ О ПОРТРЕТАХ ПУШКИНА

1. Портрет работы В. А. Тропинина

Прежде всего потому, что неизвестно ни одного случая, когда поэт сам обращался бы к художникам для заказа своего портрета. Наоборот,, мы знаем, что Пушкин отказывал художникам, хотевшим его написать.

14 мая 1836 г. Пушкин пишет из Москвы жене: «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности; я говорю: у меня дома есть красавица, которую когда-нибудь мы вылепим» (XVI, 116). Аналогичное пожелание выражено в стихотворении «То Батс^ Езср*.» (1828) — совет художнику рисовать не «арапский профиль», а юные черты Олениной. По свидетельству Т. Г. Шевченко, К. П. Брюллов хотел написать портрет Пушкина, но он не стал позировать, а просил художника сделать портрет Натальи Николаевны.

В 1831 г. неоднократно обращался к Пушкину П. В. Нащокин с просьбой заказать для него портрет. В их переписке этого года пятикратная просьба Нащокина о портрете и трижды уклончивые ответы Пушкина. Портрета Пушкина Нащокин так и не получил. Поэт и на этот раз остался верен себе, не выступив в непривычной для него роли заказчика собственного портрета.

Исследователи иконографии Пушкина располагали и свидетельствами современников об истории создания портрета Тропининым. Н. В. Берг и П. П. Соколов в своих воспоминаниях называют заказчиком Соболевского.

Хорошо знавший Соболевского и встречавшийся с Тропининым Н. В. Берг подробно рассказывает о заказе, данном художнику: «Соболевский был недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появлялись.1 Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина <.. .> нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки, — перстнем, которому поэт придавал особенное значение».2

Н. В. Берг и П. П. Соколов рассказ о работе над портретом передают со слов самого Тропинина, и в обоих рассказах, написанных независимо друг от друга, фигурирует «заказчик». То, что Соколов называет заказчиком «Базилевского», свидетельствует лишь о том, что он не был лично знаком с Соболевским, а слышал это имя от Тропинина и исказил его при написании воспоминаний.3

Относившийся с юношеской восторженностью к знаменитому поэту, гордившийся тем, что Пушкин, вернувшись из ссылки, поселился в его квартире, Соболевский, естественно, захотел иметь его портрет. Знал он, конечно, и о карандашном рисунке Ж. Вивьена, выполненном по заказу Е. А. Баратынского в конце 1826 г. или в самом начале 1827 г. Тогда же, в начале 1827 г., Тропинин пишет портрет Пушкина — первый живописный портрет поэта.

1 К этому времени были выполнены два портрета Пушкина — гравюра Е. Гейтмана и карандашный рисунок Ж. Вивьена.

2 Берг Н. Из рассказов С. А. Соболевского // Русский архив. 1871. С. 192.

3 Соколов П. П. Воспоминания//Исторический вестник. 1910. Сентябрь. С. 794—796.

Не будем касаться в этой заметке истории пропажи портрета. Найденный кн. М. А. Оболенским в 1850-х годах, портрет впервые был показан на выставке, устроенной в Москве Обществом любителей художеств в 1868 г. М. П. Погодин в газете «Русский» (1868, № 116) поместил заметку о портрете. Готовя материал для газеты, он обратился к Соболевскому за некоторыми сведениями об истории портрета.

Два письма Соболевского к Погодину были опубликованы впервые в 1952 г.4 Первое было прислано Погодину как материал для его отзыва в газете, второе — возражение Погодину на опубликованную им заметку.

Уже в первом письме к Погодину Соболевский утверждает: «Портрет Ал<ександр> С<ергеевич> заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память в золоченой великолепной рамке». Несмотря на это, в своей заметке Погодин называет заказчиком портрета Соболевского, чем и было вызвано второе письмо. В нем Соболевский продолжает настаивать на том, что заказывал портрет Пушкин: «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами».

Это письмо, не указывая автора и пересказав его от 3-го лица, Погодин поместил в № 119 газеты «Русский» (1868). И рядом опубликовал свой «Ответ»: «Рассказ во 2-й заметке совершенно ложный, и показывает только, каким искажениям подвергается истина между современниками».

Публикаторы писем Соболевского делают вывод о бесспорности факта, что заказчиком портрета был Пушкин.5 Однако они не акцентируют внимания на том, что Погодин упорно опровергает это утверждение Соболевского. Хорошо знавший и Пушкина и Соболевского, наиболее тесно общавшийся с ними именно в 1826—1827 гг., Погодин, вероятно, хорошо знал, кто заказывал портрет Тропинину. Иначе трудно объяснить его настойчивость именно в этом вопросе.

Таким образом, к именам мемуаристов Н. Берга и П. Соколова, указывавшим на Соболевского как заказчика портрета, можно присоединить и имя Погодина.

В 1868 г., когда портрет впервые экспонировался на выставке, Соболевский объявляет заказчиком Пушкина, затем в 1870 г. эту версию излагает в надписи на эскизе портрета. Чем же объяснить желание Соболевского изменить имя заказчика?

Выскажем такое предположение. Современники Пушкина, пережившие его, оказались свидетелями все возраставшей славы поэта. Первые биографы Пушкина, П. В. Анненков, П. И. Бартенев, проявляют огромный интерес ко всем, кто знал Пушкина, по крупицам собирая материал для его биографии. Имя Пушкина как бы возвышало людей, с которыми он был когда-то связан.

Возвращаясь мысленно к годам, проведенным вместе с Пушкиным, перебирая в памяти события прошлых лет, в конце жизни Соболевский уверил себя даже в том, «что, если бы он был в 1837 г. в Петербурге, он никогда не допустил бы рокового поединка, причем он как-то особенно на

4 Иванова Л., Коншина Е. О портрете Пушкина работы Тропинина //

Литературное наследство. М., 1952. Т. 58. С. 344—346.

6 Эта версия как: бесспорная была повторена в ряде работ по иконографии Пушкина.

это напирал» (воспоминания В. М. Голицына).6 Именно к этому времени относится и его переписка с Погодиным относительно портрета Тропинина. То, что портрет был подарком Пушкина, придавало новый акцент их отношениям.

В связи со сказанным уместно вспомнить слова пушкиниста Н. О. Лер-нера: «Связь с Пушкиным укрепляет права Соболевского на память потомства».7

2. Портрет работы РаЁта

В прижизненной иконографии Пушкина важное место занимает портрет работы английского художника Т. Райта.8 До нашего времени портрет дошел в автогравюре, выполненной Райтом сразу после смерти Пушкина. Уже в марте 1837 г. гравюра поступила в продажу. Рисунок сепией самого Райта, с которого выполнена гравюра, не сохранился.

В литературе по иконографии Пушкина принято датировать рисунок 1836 г. Существуют разноречивые мнения о том, с натуры ли был сделан рисунок, по заказу Пушкина или по собственной инициативе художника.

Первые сведения о портрете Пушкина работы Райта были даны Н. В. Кукольником в «Художественной газете» за 1837 г. Кукольник писал,, что Райт делал портрет Пушкина для задуманной им серии «Современники», и высказывал сомнение, сделан ли рисунок с натуры: «... наверное не знаем, с натуры ли рисован портрет сей».9

В 1890 г. вышла книга С. Ф. Либровича «Пушкин в портретах. История изображений поэта в живописи, гравюре и скульптуре». В ней впервые были объединены разрозненные сведения о портретах Пушкина, их создании и истории бытования. Книга Либровича имела большое значение как первая работа по иконографии Пушкина, выполненная достаточно тщательно, на уровне научных и фактографических данных по этому вопросу конца XIX в.

Относительно портрета Пушкина работы Райта Либрович без каких-либо документальных ссылок утверждал, что он был написан с натуры и «предназначался Пушкиным для предполагавшегося издания его сочинений».10

Ряд дополнений и уточнений к книге Либровича внес М. Д. Беляев в статье «Заметки на полях книги С. Либровича „Пушкин в портретах"».11 Однако сведения о портрете Райта сомнений у него не вызвали.

Датировка рисунка 1836 г. и указание на то, что портрет был заказан самим Пушкиным, а следовательно, делался с натуры, стали повторяться во многих работах по иконографии поэта, включая последний большой труд на эту тему Е. В. Павловой «А. С. Пушкин в портретах».

6 Цит. по: Кунин В. В. Библиофилы пушкинской поры. М., 1979. С. 20.

7 Книга и революция. 1922. № 7. С. 46.

8 Томас Райт (1792—1849) работал в России с 1822 по 1826 г. и с 1830 по 1845 г.

9 Художественная газета. 1837. № 9—10.

10 Либрович С. Ф. Пушкин в портретах. СПб., 1890. С. 64.

11 Беляев М. Д. Заметки на полях книги С. Либровича «Пушкин в портретах» II Литературное наследство. М., 1934. Т. 16—18.

Е. В. Павлова пишет: «Как считается, Пушкин сам заказал ему свой портрет для готовившегося собрания сочинений. Подготовительный рисунок Райта с натуры конца 1836 года не сохранился, гравюра же была им выполнена вскоре после смерти поэта (март 1837)».12

Попробуем проследить, что нам известно об этом подготовительном рисунке. В 1837 г. рисунок находился у Райта, выполнявшего по нему гравированный портрет. В 1840-е годы его владельцем стал Матвей Юрьевич Виельгорский. После его смерти (1866) альбом, в котором был портрет Пушкина, перешел к его племяннице Аполлинарии Михайловне, бывшей замужем за А. В. Веневитиновым. Последним, известным нам владельцем рисунка был их сын — М. А. Веневитинов.

В 1888 г. этот рисунок видел в доме М. А. Веневитинова в Москве М. И. Семевский, редактор «Русской старины». В 1888—1889 гг. в «Русской старине» Семевский публиковал «Путевые очерки, заметки и наброски» о своей поездке по России, где, в частности, описал посещение дома М. А. Веневитинова и его коллекцию.

В интересующем нас альбоме были гравированные портреты и автографы знаменитых писателей, музыкантов, композиторов, несколько акварельных портретов работы известного художника П. Ф. Соколова. «Из портретов рисованных, — пишет Семевский, — весьма замечательно изображение А. С. Пушкина, сделанное в 1837 году сепией Райтом (Wright). Это последний портрет, снятый в год смерти Пушкина, и чуть ли не оригинал знаменитой гравюры этого художника. Портрет этот должен был быть очень похож и отличается чрезвычайною мягкостью и тонкостью работы»?3 (обратим внимание, что Семевский указывает точную дату — 1837 г., дающую основание предполагать, что рисунок был датирован).

В 1900 г. М. А. Веневитинов умер, судьба его наследства неизвестна; с этого времени неизвестно и местонахождение рисунка Райта.

На юбилейной Пушкинской выставке в Москве в 1899 г., устроенной в залах Исторического музея, экспонировались и рисунок Райта и гравюра. В альбоме, изданном по материалам этой выставки, был воспроизведен рисунок. В те юбилейные дни он воспроизводился и на пригласительном билете на «Пушкинский обед» 26 мая 1899 г. На той и другой фототипии четко просматриваются подпись художника — «Wright» и дата — «1837».

Итак, портрет был выполнен не в 1836 г., как считалось до сих пор, а в 1837 г. Известно, сколь мучительны и трагичны были последние месяцы жизни поэта. Трудно представить, что в январские днп 1837 г. Пушкин заказывал свой портрет и даже ходил позировать художнику.

У нас нет оснований предполагать, что к собранию сочинений, работу над которым Пушкин начал в декабре 1836 г., поэт хотел приложить свой портрет. К тому же, как известно, Пушкин сам никогда не являлся инициатором создания своих портретов. В роли заказчиков выступали его друзья — Н. И. Гнедич, Е. А. Баратынский, С. А. Соболевский, А. А. Дельвиг. В других случаях к поэту обращались сами художники — Г. Гиппиус, Г. Чернецов, выполнявшие официальные заказы.

12 Павлова Е. В. А. С. Пушкин в портретах. М., 1983. С. 53.

13 Русская старина. 1889. Апрель. С. 244—245.

Н. В. Кукольник указывал, что портрет предназначался для серии Райта «Современники». Но эта серия осталась незаконченной, и нам трудно судить о замысле художника в целом.

Вполне вероятно, что личность Пушкина могла заинтересовать Райта и он собирался сделать его портрет. Принятый при дворе, Райт посещал те же великосветские салоны Петербурга, в которых бывал и Пушкин. Их знакомство скорее всего произошло во второй приезд Райта в Россию. Уже в 1830 г. Пушкин знал Райта или слышал о нем. Свидетельством этого является имя «Wright», записанное Пушкиным на листе рукописи с выписанными древнерусскими словами. Рядом с именем художника рисунок Пушкина — профильный портрет Натальи Николаевны. Автограф относится к болдинской осени 1830 г.14 Предполагается, что Пушкин хотел заказать Райту портрет своей невесты (в 1831 г. портрет был заказан А. П. Брюллову).

Мы полагаем, что к моменту смерти Пушкина у Райта не было предварительного наброска для портрета, сделанного с натуры, и что именно неожиданная смерть Пушкина явилась толчком для создания портрета. Доказательством может служить то, что все оригинальные портретные рисунки Райта выполнены в одном ракурсе — в профиль. Исключение составляет только портрет Пушкина. Следовательно, Райт пользовался каким-то оригиналом.

На сходство гравюры Райта с портретом Кипренского указывали Б. В. Томашевский 15 и И. Э. Грабарь.16

Портрет Кипренского был широко известен благодаря выполненной с него гравюре Н. И. Уткина, которая неоднократно воспроизводилась («Северные цветы на 1828 год», 1827; «Руслан и Людмила», 1828; «Подснежник», 1829) и продавалась отдельными листами.

В работе Райта безусловно заметно влияние портрета Кипренского — тот же ракурс изображения, поворот головы, направленность взгляда. Но английский художник внес в изображение и свои собственные наблюдения, свое восприятие русского поэта.

Райт создавал посмертный портрет Пушкина как дань памяти великому поэту, имя которого принадлежит истории. Перед нами вдохновенный образ поэта, общественного деятеля, историка и мыслителя, полного энергии и творческих замыслов.

Т. Г. Александрова

14 Автограф опубликован в книге: Летописи Гослитмузея. М., 1936. С. 320—321.

15 Борский Б. [Томашевский Б. В.]. Иконография Пушкина до портретов Кипренского и Тропинина//Литературное наследство. М., 1934. Т. 16— 18. С. 968.

16 Грабарь И. Э. Внешний облик Пушкина//А. С. Пушкин. Материалы юбилейных торжеств. 1799—1949. М.; Л., 1951. С. 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.