Научная статья на тему 'ДВЕ АНАСТАСИИ. К ВОПРОСУ О ТЕЗОИМЕНИТСТВЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ ЦАРИЦЫ И ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЫ-МУЧЕНИЦЫ1'

ДВЕ АНАСТАСИИ. К ВОПРОСУ О ТЕЗОИМЕНИТСТВЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ ЦАРИЦЫ И ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЫ-МУЧЕНИЦЫ1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦАРИЦА АНАСТАСИЯ РОМАНОВНА / ВЕЛИКАЯ КНЯЖНА АНАСТАСИЯ / ТЕЗОИМЕНИТСТВО / НЕБЕСНЫЕ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исаченко Татьяна Александровна

В центре внимания данной публикации - имянаречение первой русской Царицы Анастасии Романовны и младшей дочери Императора Николая II - Великой княжны Анастасии. Анализируются исторические сведения, касающиеся вопроса о тезоименитстве и о небесных покровительницах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO ANASTASIAS. ON THE QUESTION OF THE NAMESAKE (TEZOIMENITISM) OF THE FIRST RUSSIAN TSARINA AND THE GRAND DUCHESS - MARTYR

The focus of this publication is the naming of the first Russian Tsarina Anastasia Romanovna and the youngest daughter of Emperor Nicholas II - Grand Duchess Anastasia. The historical information concerning the question of the namesake and the heavenly patronesses is analyzed.

Текст научной работы на тему «ДВЕ АНАСТАСИИ. К ВОПРОСУ О ТЕЗОИМЕНИТСТВЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ ЦАРИЦЫ И ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЫ-МУЧЕНИЦЫ1»

RAR УДК 93 ББК 63.3

DOI 10.34685/HI.2021.35.4.002

ДВЕ АНАСТАСИИ. К ВОПРОСУ О ТЕЗОИМЕНИТСТВЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ ЦАРИЦЫ И ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЫ-МУЧЕНИЦЫ1

Исаченко Татьяна Александровна,

доктор филологических наук, лауреат Макариевской премии, ведущий научный сотрудник Центра Исследования проблем развития библиотек,

ФГБУ «Российская государственная библиотека», ул. Воздвиженка, д.3/5, г. Москва, Россия, 119019, e-mail: [email protected]

Аннотация

В центре внимания данной публикации — имянаречение первой русской Царицы Анастасии Романовны и младшей дочери Императора Николая II — Великой княжны Анастасии. Анализируются исторические сведения, касающиеся вопроса о тезоименитстве и о небесных покровительницах. Ключевые слова

Царица Анастасия Романовна, Великая княжна Анастасия, тезоименитство, небесные покровительницы.

Говоря о значении Царицы Анастасии для русской истории, автор «Путешествия по святым местам русским» Андрей Николаевич Муравьев поэтически проронил: «Ею улыбнулось Небо на Русскую землю...»1.

Как известно, дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева и Улианы Феодо-

1 Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. М., 2014. С. 109. (Цит. по публ.: Макарий (Веретенников), архим. Анастасия Романовна - первая Русская Царица // Роль музеев в формировании национальной, исторической и культурной идентичности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 21-22 октября 2019 г. г. Александров. Владимир, 2020. Т. 1. С. 107.

ровны, Анастасия Романовна вступила в брак с Царем Иоанном IV Грозным 3/16 февраля 1547. «В доме бояр Романовых бывали подвижники того времени. Однажды у них был Преподобный Геннадий Любимоградский (^1565; пам. 23 янв.)2, он предсказал, что юная Анастасия будет Русской Царицей»3. Брак венчал митрополит Московский Макарий ^ 31.12.1563). В своем недавнем исследовании, посвященном первой

Память прп. Геннадия Костромского (в миру Григория) празднуется: 23 янв. - в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых.

Макарий (Веретенников), архим. Анастасия Романовна -первая Русская Царица...С. 34-35.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 21-09-41021 «Императорская коллекция

в подносных экземплярах Великих княжон: по материалам российских, зарубежных библиотек и аукционных продаж».

2

3

русской Царице, архимандрит Макарий еще обратил внимание на то, что небесной покровительницей Анастасии Романовны, была тезоименитая ей римская святая Анастасия Римляныня ^ ок. 250 или 256)4, которой было отпущено то же число лет земной жизни, что и русской Царице -305 . (Илл.1.).

20 августа 2010 года Глава Российского Императорского Дома Великая Княгиня Мария Вла-

(1530 — Москва, 7/20 августа 1560), жизнь и судьба которой предопределили в путях Божественного Промысла будущее царственное служение Царя Михаила I Феодоровича и его потомков6. (Илл.2.).

Илл. 1. Прмц. Анастасия Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 83об.). Фрагмент.

димировна учредила Императорский женский Орден Святой Великомученицы Анастасии, в Статуте которого записано: «Орден учрежден в честь Святой Великомученицы Анастасии Узореши-тельницы, казненной за исповедание Христовой Веры в 304 году во время гонений Императора Диоклетиана, и в память о тезоименитой ей первой Царице из Рода Романовых Анастасии Романовне

Илл. 2. Орден Святой Великомученицы Анастасии, учрежденный Главой Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыней Великой Княгиней Марией Владимировной 20 авг. 2010 г.

В пункте 6 Статута говорится, что «Орденскими праздниками устанавливаются день памяти святой Великомученицы Анастасии Узо-решительницы 22 декабря/4 января (304) и день поминовения Благочестивейшей Царицы Анастасии Романовны 7/20 августа (1560)» и т.д.7

Связывая появление Ордена Святой Анастасии в 2013 г. с 400-летним юбилеем Дома Рома-

Анастасия Римляныня, прмц. (пам. 29 или 30 окт., пам. греч. 12 окт.), см.: Анастасия Римляныня// Православная энциклопедия. Т. 2. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. С. 257-258.

Макарий (Веретенников), архим. Анастасия Романовна - первая Русская Царица... С. 34-107 (ссылка на публ.: Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 80; Литвина А.Ф.; Успенский Ф.Б. Выбор имении у русских князей в Х - XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 201. Прим. 92).

В начале октября 2021 г., в Санкт-Петербурге, состоялось венчание сына Вел.кнг. Марии Владимировны Георгия с Викторией Романовной (урожденной Ребеккой Вирджинией Беттарини), невестой Вел. Кн. Георгия Михайловича. Венчание в средствах массовой информации названо «подлинно историческим» (URL: https:// tsargrad.tv/heroes/126). В 2020 г. Ребекка Вирджиния была возведена Главой Российского Императорского Дома в достоинство кавалерственной Дамы Императорского Ордена Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы за участие в делах милосердия в России и за содействие гуманитарному сотрудничеству между Россией и Европой.

Российский Императорский Дом. [Электронный ресурс]. URL: http:// imperialhouse.ru /rus/history /title/ award/award2/249-2.html (19.10.2021).

6

4

7

новых (Царского и Императорского, как сказано в постановлении), его учредители упоминают о наследовании прав угасшего Царского Дома Рюриковичей - Домом Романовых, благодаря браку Царя Иоанна IV Грозного с Анастасией Романовной.

Последнее возражений не вызывает, как, собственно, и то, что прадед Вел. Кн. Георгия, после кончины своего отца, Вел. Кн. Владимира Александровича, был старшим по престолонаследию среди Великих князей8. Однако смешение двух тезоименитых римских святых представляется ошибочным, что ставит под сомнение «подлинно исторический» характер соответствующей статьи Статута. Это, в свою очередь, заставляет нас обратиться к теме, мало изученной по отношению к членам Императорской Семьи - вопросу династического имянаречения.

Царица Анастасия Романовна родилась 2 октября на память мученицы Иустины, а при Крещении была названа в честь мученицы Анастасии Римляныни (III в.; пам. 29 окт.). Применительно к указанному периоду, как полагает Е.В. Пчелов, жесткой соотнесенности дня рождения и дня тезоименитства не было, но день именин не отстоял от дня рождения более, чем на два меся-ца9. В дробницах оклада, заказанного Иваном Грозным для иконы Св. Троицы, изображены святые покровители членов Царской Семьи. Среди этих изображений, например, есть ап. Тимофей, архангел Гавриил, свв. Иоанн Златоуст, Василий Парсийский и Варлаам Хутынский, т.е. известные по письменным источникам святые покровители Ивана III, деда Грозного, и Василия III. Есть здесь и изображения свв. апостола Тита и Иоанна Предтечи - покровителей самого Грозного, а также свв. Устины и Анастасии Римлянки -покровительницы Царицы Анастасии10.(Илл.3.).

Святая Анастасия Римляныня была покровительницей бабки первого царя Романова и тет-

8 О династической преемственности членов Императорского Дома см. недавний комментарий академика РАН, президента исторического факультета МГУ, д. ист.наук С. П. Карпова: URL: https://tsargrad.tv/heroes/126. Свидетельства Собственного Е.И.В. Конвоя, относящееся к 1913 г., см.: Галушкин Н.В. Собственный Е. И. В. Конвой; / Гвардейский дивизион / Стрелянов П. Н. (Калабу-хов) М., 2008. С.181.

9 Пчелов Е.В. Династия Романовых: генеалогия и антропонимика // Вопросы истории, № 6, 2009. C.77.

10 Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имении у русских

князей в Х - XVI вв. Династическая история сквозь

Илл. 3. Оклад на икону «Троица» письма Андрея Рублёва Москва. Мастерские Московского Кремля. XVI-XVШ вв.

ки его отца, Филарета Никитича, впоследствии -Патриарха Филарета, и действительно является покровительницей Дома Романовых. Как можно предполагать, она также могла являться патро-нальной святой младшей дочери последнего царя-мученика, Великой княжны Анастасии, но к этому вопросу мы вернемся чуть позже. (Илл.4.).

Имя первой русской Царицы относится к ряду значимых и почетных как для династии Рюриковичей, так и для династии Романовых. Ученые не исключают того, что имя Анастасия присутствовало в именослове Семьи Ярослава Мудрого, одного из сыновей Рогнеды, которая имела крестильное имя Анастасия11. Анастасией была внучка князя Мстислава (Феодора) Ве-ликого12, а также дочь князя Всеволода Большое Гнездо. Анастасией звали третью дочь св. блгв.

призму антропонимики. М., 2006. С. 201. Прим. 92.

11 Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей ... С.595.

12 В язычестве носила имя Верхуслава.

Илл. 4. Великая княжна Анастасия Николаевна (19011918.) Фотография из фотоальбома Анны Александровны Вырубовой.

Кн. Димитрия Донского13, согласно преданию, основавшую Анастасиин Крестовоздвиженский монастырь в Костроме. (Илл. 5).

Из сказанного ясно, что имянаречение членов правящих династий издревле осуществлялось по определенным канонам. Выбор имени членами правящей династии был одним из важных факторов политической и идеологической жизни страны. Династически значимыми и почетными женскими крестильными именами у Рюриковичей считались: Анна, Анастасия, Евдокия, Ефросиния, Мария, Ксения. Ольга, София, Феодосия. Днями поминовения членов Царской Семьи, согласно средневековым источникам, являлись три даты: день рождения, день основного патронального святого и день кончины. Поскольку днем рождения Царицы Анастасии Романовны был день 2 октября, то ее небес-

Илл. 5. Крестовоздвиженский Анастасин женский монастырь и квартал за ним после пожара. 1887

ными покровительницами могли быть сразу две святые - Анастасии Римляныня и св. Устина, что подтверждается изображениями на дробницах оклада иконы Св. Троицы. Указывая на совпадающие пары имен, Ф.Б. Успенский отмечает автоматическое наследование родовых прав14.

Заметим, что существует научная гипотеза, связывающая явление иконы Феодоровской Богоматери в 1239 г. со свадьбой князя Александра Невского. Как известно, лицевая сторона иконы представляет являет Богородичный Лик Умиление, а на оборотная - изображение святой Параскевы в княжеских одеждах. Ф.Б. Успенский отмечает, что день празднования памяти Параскевы (20 марта), имя которой носила невеста и супруга князя, совпадает с памятью мученицы Александры, одной из дев амисских15, в силу чего не только имя Анастасия, но и Александра закрепилось у Рюриковичей в качестве династического, а носившие это имя княжны находились под покровительством сразу двух святых - Параскевы и Александры. «Таинственные переклички» летописных, житийных и календарных дат все более привлекают внимание исследователей источниковедческими возможностями. Эти «переклички» характерны почти для всех эпох, не только исторически отдаленных. В летописной шкале времени отмечены совпадения Невской

Блг.кнг. Анастасия Димитриевна (1370-е — не ранее 1402) дочь св. блг. Кн. Димитрия Ивановича от брака с суздальской княжной Евдокией Дмитриевной.

14 Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей... С.467.

15 Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцес-

лов Востока: В 3 т. - Репринт. изд. М., 1997. Т. 2, ч. 2, 3:

Святой Восток. 1997. С.80.

Илл. 6.Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1913 год.

Илл. 7.Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, найденная в доме Ипатьева в Екатеринбурге.

битвы - с памятью Владимира Святого (15 июля 1240 г.), Куликовской битвы - с праздником Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября 1380 г.), появления Манифеста Александра I об изгнании Наполеона из России и создании Храма Христа Спасителя - с праздником Святого Рождества (25 декабря 1812 г.), его же учреждение Священного Союза - с праздником Воздвиженья Креста Господня (14 сентября 1815 г.).16

Феодоровская икона, как известно, особо почиталась всей династией Романовых и чтилась Царицей-мученицей Александрой Феодо-ровной. (Илл. 6.).

В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над Царской Семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого Александра Феодоровна никуда не выезжала17. (Илл. 7.).

Антропонимическое пространство имянаречения пересекается не только с календарными выкладками, датами рождения, но и с иными событиями, теми или иными воззрениями, царившими в тот или иной период истории. «Имя отражало существенные идеологические

16 Лисовой Н.Н. Церковь, Империя, культура: очерки синодального периода. М., 2016. С.224.

17 Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского. URL http://www.prokudin-gorskiy.ru/image.php?no=2483http://www.prokudin-gorskiy.ru/image.php?no=2483.

ориентиры и политические задачи - иными словами, несло в себе значительное идейное содержание»18.Так, в дневнике великого князя Константина Константиновича (1858-1915)19, можно найти запись: «Мои именины— у нас тройной праздник: именинники в трех поколениях: отец, сын, внук» (на день 21 мая 1879 г.)20. Известно, что внук императрицы Екатерины, вел. Кн. Константин Павлович, был назван в честь византийского императора, и имя это в дальнейшем передавалось из поколения в поколение. Великий князь Константин Николаевич также был наречен Константином, ибо для его отца - императора Николая I и прабабки - императрицы Екатерины Великой, имя Константин было связано с «Греческим проектом» возрождения Константинополя как Византийской державы, отчего имело особое политическое звучание. Константинами были

18 Пчелов Е.В. Династия Романовых: генеалогия и антропонимика // Вопросы истории, № 6, 2009. С.76.

19 Президента Императорской академии наук, почетного члена Императорского Православного Палестинского общества, известного поэта, писавшего под криптони-мом К.Р.

20 День памяти свв. Константина и Елены (21 мая ст. ст. / 3 июня нов. ст.). См.: Константин Константинович, Великий князь. Дневники. Воспоминания. Стихи. Письма / К. Р. Вел. Кн. Константин Романов; подгот. Эллой Ма-тониной. М.: Искусство, 1998. С. 86.

наречены сын Вел. кн. Константина Николаевича - Константин Константинович старший (1858-1915), а также его сын21 и племянник22, будущий король Греции. «Так великая Царица облекала в греческие одежды свои внешнеполитические замыслы», - пишет В.Н. Виноградов23. Вспоминаются при этом стихи князя императорской крови Олега Константиновича, сына К.Р., погибшего в октябре 1914 г. под Вильно:

«Остатки грозной Византии,//Постройки древних христиан,//Где пали гордые витии,Где мудрый жил Юстиниан —//Вы здесь, свидетели былого,//Стоите в грозной тишине//И точно хмуритесь сурово//На дряхлой греческой стене <...>//Воспряньте, греки и славяне!//Святыню вырвем у врагов,//И пусть Царьградские христи-ане,//Разбив языческих богов,//Поднимут Крест Святой Софии,//И слава древней Византии/Да устрашит еретиков»24 <1910>.

Та же мысль прослеживается в заключительных строфах поэмы «Севастиан-мученик», одном из самых значительных произведений К.Р., где прямо провозглашается «Великая идея»:

«Верю я! Уж время недалеко://Зла и лжи с земли сбегает тень,//Небеса зарделися с восто-ка,//Близок, близок правды яркий день!//Уж вдали стекаются дружины,//Юный вождь свою сбирает рать,//И ничем его полет орлиный//Вы не можете сдержать.//Константин — тот вождь не-победимый!//Он восстанет Божиим послом,//Он восстанет, Промыслом хранимый,//Укрепленный Господом Христом<...>»25.

21 Князь императорской крови Константин Константинович младший (1890—1918), принявший мученическую кончину в шахте под Алапаевском.

22 Константин I (1868—1923), король эллинов с 1913 по 1917-й и с 1920 по1922 гг.

23 Виноградов В. Н. Дипломатия Екатерины Великой // Новая и новейшая история. 2001. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ HISTORY/VINOCAT.HTM (15.07.2020).

24

25

Однако, вернемся в теме нашей статьи, связанной с имянаречением первой русской Царицы и тезоименитством последней Великой княжны Дома Романовых.

Анастасия Романовна - героиня двух сюжетов исторических песен26. В первом стержнем ее образа является материнство. Царица рисуется, прежде всего, как мать, заботящаяся о судьбе своих детей. Согласно сюжету, умирающая Царица молит мужа: «Будь ты доброй, будь ты смирной, будь ты милостивой / До своих-то до младых двух цяревицей; /Ты ишше же будь доброй, кроткой, милосливой / До своей-то до младой до царевны-то, / Что до той же до Настасьи до Ивановны (№ 263, ст. 73-77)»27.

(По сюжету у постели умирающей героини стоит ее дочь Настасья и два младых царевича. Напомним, что к 1560 году были живы только сыновья - шестилетний Иван и трехлетний Федор. Таким образом, эта деталь песни почти полностью отвечает исторической правде).

Второй определяющей характеристикой Анастасии Романовны является ее истовая приверженность православию. Более того, сама смерть Царицы рисуется как угроза православной вере: «А преставилась цяриця благоверная, / Порушилась наша вера православная» (№ 264, ст. 85-86)»28.

В связи с последней характеристикой, мученическая кончина всей Царской Семьи в июле 1918 г. может рассматриваться сквозь призму народной памяти - как угроза сохранению в русском народе православной веры.

В начале нашего выступления мы вспомнили слова Андрея Николаевича Муравьева, соединившего светлый лик первой русской Царицы с образом солнечного луча: «Ею улыбнулось Небо на Русскую землю, но сей нежный цветок, который, казалось, на минуту только для нее распустился, бросил, однако, спасительные семена будущего величия в ее недра, когда после

К.Р. Времена года: Избранное / вступ. ст., сост., коммент. А.Б. Муратова. СПб.: Северо-Запад, 1994. С. 480.

[Константин Константинович, Великий князь]. Новые стихотворения К. Р. (1886-1888). СПб.: Гос. тип., 1889. С.57-111.

26 Иванова Т.Г. Две Царицы (к вопросу о типологии построения женских образов в исторических песнях XVI века. // Русская литература. 2019. С.7-25.

27 Иванова Т.Г. Две Царицы...С.8.

28 Иванова Т.Г. Две Царицы...С.9.

бурной зимы самозванцев пышно разрослось из него благословенное древо Романовых»29.

Память Царственных Страстоперпцев совершается в день их убийства - 17 июля по новому стилю (4 июля, по старому). Память Вел. кнж. Анастасии совершается несколько дней в году: 4 июля, в Соборе Костромских святых, 7 февраля - в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице, в Соборе Санкт-Петербургских святых. Все три даты никак не связаны с имянаречением Великой княжны. Не связаны они и с днем ее рождения - 5/ 18 июня 1901 г. Наиболее ранней из установленных поминовений является празднование Собора Костромских святых (1981 г.). Соотнесение с родовой вотчиной первых Романовых здесь вполне определенно.

Вообще надо сказать, что, изучая записи Камер-фурьерских журналов, заполненных чередой следующих друг за другом дат и событий в жизни Царской Семьи и Российского государства, отмечаешь наполненность весенне-летнего календаря многочисленными рождениями и тезоименитствами. Так, например, в КФЖ за апрель-май 1914 г. отмечены дни: 23 апреля день царицы-мц. Александры - небесной покровительницы Императрицы Александры Феодоровны; 6 мая - «Высокоторжественный день рождения Его Императорского Величества Государя Императора»; 9 мая - его Именины Государя и день основания Николаевского кавалерийского училища30, по случаю последнего накрывался торжественный завтрак (так называемый «Кавалерийский обед»); 21 мая - «Константинов день», 25 мая - день рождения Александры Федоровны, а 29 мая - день рождения ее дочери, Вел. кнж. Татьяны Николаевны31; 1 июня - день рождения Вел. кнг Ольги Александровны, крестной Анастасии; 5 июня - день рождения Вел. кнж. Анастасии Николаевны,

29 Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. М., 2014. С. 109. (Цит. по статье: Макарий (Веретенников), архим. Анастасия Романовна - первая Русская Царица... С. 107).

30 Привилегированное военное училище Российской империи, выпускниками которого были многие видные представители военной и культурной элиты России XIX - нач. XX вв.

31 Российский государственный исторический архив.

Ф. 516 (КФЖ). Оп. 2. Д. 309.

14 июня - день рождения Вел. кнж. Марии Николаевны. В июле праздновались тезоименитства всех Ольг, Петров, Павла Александровича, день рождения Наследника - Цесаревича Алексея Николаевича.

В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, в фонде 492 под № 23 сохранился уникальный альбом, принадлежавший младшей дочери последнего Императора Рос-сии32. Альбом наполнен датами и автографами. Автографы встроены в календарную систему ежедневника. Очевидна приуроченность записей не только к дням рождения, но и важнейшим событиям первого десятилетия XX века - открытие памятника Александру III (май 1909 г.), закладка военного порта Императора Петра Великого в Ревеле и торжества по случаю 100-летия Бородинского сражения (июль и август 1912 года), всероссийское празднования 300-летия Дома Романовых (весна 1913 года), празднование чтимых Богородичных икон - Федоровской (7 июня), Владимирской (23 июня), Смоленской (28 июля), Праздник Собственного Е.И.В. Конвоя (день св. Иерофея, 4 октября)33, другие многочисленные события, в которые, помимо личных, именных праздников, была погружена Царская Семья.

Зимний календарь менее насыщен датами в Императорской Семье, однако, учитывая внимание самих венценосных правителей к обсуждаемой теме, думается, что вопрос об имянаречении Вел. кнж. Анастасии является более сложным, нежели это представляется на первый взгляд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В источниках (включая личные книги и рукописи с автографами Анастасии), нам ни разу не встретилось соотнесение ее тезоименитства с датой 22 декабря - днем Анастасии Узореши-тельницы, а на иконе с изображением святых,

32 Дума за думой: памятная книга на каждый день. СПб.: т-во М.О. Вольф, 1885; Исаченко Т.А. Личный альбом Великой Княжны Анастасии Николаевны: поэтическая антология или книга памяти? // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 67. С. 245-267.

33 Высочайше установленный в 1861 г., в память битвы под Лейпцигом, этот праздник всегда отмечался 4 октября (см.: Галушкин Н.В. Собственный Е. И. В. Конвой; / Гвардейский дивизион / Стрелянов П. Н. (Калабухов). М.: Центрполиграф, 2008. С.242).

соименных Царской Семье, на которую часто ссылаются исследователи34, мы видим изображение святой Анастасии без уточняющей надписи (верхняя слева)35. Известно, что иконографических особенностей в изображении различных святых с именем Анастасия не существует, точная идентификация образа возможна только при наличии сопроводительной надписи, что и в византийском, и в древнерусском искусстве встречается достаточно редко -и у Анастасии Узорешительницы, и Анастасии Римляныни. Мы предполагаем, что изображение иконы фиксирует смешение двух римских святых36. (Илл. 8.).

Добавим также, что рождению Анастасии предшествовал постриг «тети Саши» (1891), Вел.

Илл. 8. Избранные святые, нач. 10-х гг. XX в. Государственный Эрмитаж.

16 34 Анастасии Узорешительница [иконография]// Православная энциклопедия. Т.2. М., 2001. С. 261.

35 Икона «Избранные святые», нач. 10-х гг. XX в. (Государственный Эрмитаж).

36 В Великих Минеях Четьих митрополита Макария, кро-

ме проложного жития Анастасии Узорешительницы,

ошибочно включены мучения Анастасии Римляныни

(Анастасии Узорешительница // Православная энциклопедия. Т.2. М., 2001. С. 260).

кнг. Александры Петровны37, получившей в монашестве имя Анастасии, которую Царская Чета почитала и навещала в Киеве(1896). (Илл. 9,10.).

Еще ранее имя св. Анастасии Узорешитель-ницы получила Вел. кнг. Анастасия Михайловна

Илл. 9.Преп. Анастасия (Романова; память 11/24 января), в миру великая княгиня Александра Петровна, урожденная принцесса Ольденбургская (1838-1900).

(1860-1922), небесной покровительницей которой действительно была эта святая римлянка. (Илл. 11.).

Очевидно, что, в попытках добраться до истины, необходимо учитывать также настроения русской интеллигенции нач. XX в., которой было свойственно переносить свои представления из века двадцатого - в допетровскую Русь. Например, в дневнике Вел. Кн. Константина Константиновича присутствует запись, которую вряд ли можно сегодня воспринимается всерьез: «Слышал от царя, что его дочери названы Ольгой и Татьяной, чтобы было, как у Пушки-

37

Великая княгиня Александра Петровна, урожденная принцесса Ольденбургская (1838-1900), основательница Покровского монастыря в Киеве.

Илл. 10. Киев. Храмы Покровского монастыря, основанного Вел.кнг. Алексанлрой Петровной. Слева - Никольский, справа - Покровский. 1910-е гг.

на в «Онегине»38. Запись тем более курьезна, что сыновья и старшая дочь Константина Константиновича получили имена родовые, исторические - Иоанн, Игорь, Гавриил, Олег, Георгий, Константин, Татьяна.

Царская Чета, насколько можно судить по воспоминаниям, дневниковым записям и переписке, всегда была внимательна к родовым традициям и свято чтила память тезоименитых святых. Известно личное благочестие Николая Александровича, о чем в немалой степени свидетельствует состав «Собственной Е.И.В. библиотеки в Зимнем дворце», и, в частности, коллекция Евангелий, хранящихся в ней39. В царствование Императора Николая Второго много было канонизаций. Безусловно это был человек глубоко верующий и почитающий русских святых. Прославление Преподобного Серафима было не первым и не последним в этом ряду.

Рождение младшей дочери 5/18 июня 1901 года, пришлось на день памяти блгв. кн. Феодора Ярославича Новгородского (брата св. Алексан-

38

Пчелов Е.В. Династия Романовых: генеалогия и антропонимика // Вопросы истории, № 6, 2009. С.81. Цит. по: Мейлунас А., Мироненко С.В. Николай и Александра. Любовь и жизнь. М. 1998. С. 172.

Исаченко Т.А. Редкие рукописи Царской семьи и великой княгини Елисаветы Феодоровны в собрании Дворцовых библиотек Российской государственной библиотеки // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 2 (22). С. 45-80. Э01: 10.24411/22245391-2018-10202.

Илл. 11. Св вмц Анастасия Узорешительница. Россия. 1860. Мерная икона. Написана в связи с рождением Вел. кнж. Анастасии Михайловны (1860-1922). Из собрания Государственного Эрмитажа

дра Невского; +1233) и в канун памяти Феодора Стратилата (+319), а в июньском месяцеслове обе даты практически соседствуют. Учитывая династическое почитание святых Феодоров, не в малой степени связанное с почитанием памяти Государя Патриарха Филарета Никитича (16191633), а также почитание Феодоровской иконы, также связанное с его именем, наконец, учитывая дату рождения самой Вел. кнж. Анастасии, совпавшую с днем св. Феодора Новгородского, младшая дочь Николая II по духовной линии, как и ее мать, при известном допущении могла бы по отчеству именоваться Феодоровной.

В этом смысле последняя поездка Императрицы с Дочерьми в Великий Новгород, совершенная в самый канун февральского переворота, в декабре 1916 г.40 представляется многозначительным фактом. О Великом Новгороде Импе-

40 Воспоминания товарища обер-прокурора Священного Синода князя Н.Д. Жевахова: В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 187-188.

ратрица начала «думать» задолго до поездки 41, и он стал для нее «городом притяжения»42. Божественную Литургию в Софийском соборе совершали архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) и преосвященный Алексий (будущий Патриарх Алексий I Симан-ский). На память арх. Арсением всем были подарены иконы: Великой княжне Анастасии Николаевне была поднесена икона св. князя Федора Ярославича43.

Замечателен факт подношения Николаем Гумилевым ко дню памяти святого Феодора Стра-тилата, в июне 1916 г., Императрице Александре своих известных стихов: «Пока бросает ураганами Верховный Вождь свои полки.»44, подписанных им Феодоровском Лазарете 7 июня 1916 г. А Великой княжне Анастасии, двумя днями ранее, 5 июня 1916 г., поэт посвятил другое стихотворение, которое в полной мере отразило народную любовь к младшей дочери Русского Царя45. Под стихотворением поставили свои подписи еще 15 офицеров Лазарета. У нас не остается сомнения в том, что бережно сохраненной Анастасией листок с посвящением, который сегодня находится в ГАРФ (Ф. 683), подобно прекрасным текстам Сергея Бехтеева, прочно ассоциируется с образом Великой княжны, народным почитанием дочерей последнего Императора. Николай Гумилев, расстрелянный Успенским постом 1921 года по обвинению в контрреволюционном

41 Фомин С.В. Скорбный Ангел. Царица-Мученица Александра Новая в письмах, дневниках и воспоминаниях. Общество Василия Великого, 2006. С. 425.

42 Сергеева О.А. Жизнь как житие (вспоминая посещение Великого Новгорода и Свято-Юрьева монастыря Ее Императорским Величеством Александрой Феодо-ровной) // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 3 (28). 2020. С.2. [Электронный ресурс]. URL: https://doi. org/10.34680/2411-7951.2020.3(28).31

43 Сергеева О.А. Жизнь как житие...С.4.

44 Стихотворения Н.С. Гумилева, посвященное Императрице, вписано в ее альбом. Автограф Н.С. Гумилева: «5-го гусарского Александрийского Вашего Величества полка прапорщик Николай Гумилев. 7 июня 1916 г.» (ГАРФ.Ф.640. Оп.1. Д.18). См.: Степанов Е.Е. Поэт на войне. Николай Гумилев. 1914-1918. М., 2014.

45 Опубл.: Исаченко Т.А. Альбом-календарь Анастасии

как мегатекст: опыт многоуровневого прочтения па-

мятных записей // Культурное наследие России. № 4.

2018. С.54.

заговоре 100 лет назад, удивительным образом совпал в «своей круглой дате» с юбилейным 120-летием Великой княжны Анастасии.

И последнее. Имя Анастасии стало яблоком раздора в кругах Белой эмиграции в процессе судебных процессов, связанных с разоблачением выдававшей себя за Великую княжну Анны Андерсен. Дело это разбередило незаживающие раны Великих Княгинь-сестер Ксении Александровны и Ольги Александровны, близких им лиц. Монархическое движение, всегда лишенное единства (непризнание всеми Романовыми, равно как и РОВС генерала П.Н. Врангеля, Высшим монархическим советом и большинством иерархов Русской Зарубежной Церкви за Вел. Кн. Кириллом Владимировичем прав на престол), оказалось окончательно расколотым46.

В письме от 27 июля 1958 (документ №22), которое цитирует помощник командира Дивизиона Собственного Е.И.В. Конвоя Н.В. Галушкин47, Вел. кнг. Ольга Александровна пишет об этом с болью за два года до смерти (+ 24.11.1960): «.годами подымают вопрос о нашей Анастасии - это такая гадость - ложь, и находятся русские люди, утверждающие, что «знают ее» - а сами близко не были .И зачем все это»48. Здесь же - про ложь, связанную с преданным и любимым Царской Семьей Конвоем49 .

Уже после кончины Ольги Александровны, полковник Дивизиона С.И. Колесников (конво-ец) писал: от офицера С.Е.И.В. Конвоя узнал, что выдающая себя за Великую Княжну Анаста-

46 Хотя из записей Н.В. Галушкина, описывающего въезд Царской Семьи в первопрестольную во время празднования 300-летнего юбилея Царствования Дома Романовых, движение Великих Князей вслед за Государем осуществлялось по старшинству престолонаследия: «За Государем следовали его трубачи-конвойцы, Дежурство Свиты и Великие Князья, во главе их старшие по престолонаследию: Великий Князь Кирилл Владимирович, Великий Князь Борис Владимирович и Великий Князь Андрей Владимирович» (Галушкин Н.В. Собственный Е. И. В. Конвой... С.181).

47 Материалы архива генерала В.Э. Зборовского и полковника К.Ф.Зерщикова, хранящегося в Гуверовском институте войны (Hoover Institution Archives. Language of Material: Russian): Галушкин Н.В. Собственный Е. И. В. Конвой ... 2008.

48 Галушкин Н.В. Собственный Е. И. В. Конвой...С.377.

49 Собственный Е.И.В. Конвой. С 1920 г. по 1938 г. - Дивизион Л.-Гв. Кубанской и Терской Казачьих Сотен.

сию «мадам Андерсен приезжала в Париж и там встретилась с светлейшим Князем Владимиром Андреевичем Романовым и его матерью М.Ф. Кшесинской, вдовой Великого Князя Андрея Владимировича, которой тогда было за 90 лет»50. По словам С.И. Колесникова «ни мать, ни сын никогда не видели Великую Княжну Анастасию Николаевну, "по глазам м-м Андерсен, будто бы похожим на глаза Государя", оба признали Анну Андерсен за Великую Княжну»51. Письмо датируется декабрем 1967 г., а это означает, что «дело Анастасии», длившееся долгие годы, продолжало разъединять Романовых, увеличивая трещину в монархическом движении, которое и без того было лишено единства.

Семейное почитание Романовыми предков, их внимание к религиозным датам и родовой памяти предполагают более осторожное отношение к заменам, смешениям и подменам - во имя сохранения исторической преемственно-сти52, за которой стоит сама история. Иконографические особенности в изображениях святых с именем Анастасия мало различаются, а данные истории говорят в пользу наречения Великой княжны Анастасии Николаевны по династическому принципу, с вниманием к «перекличке времен». Представляется вероятным допустить, что небесное покровительство Первой Русской Царицы и ее Ангела - хранителя - Преподобной Анастасии Римляныни, витали над колыбелью младшей дочери Царя- Страстотерпца с колыбели, а образ второй римской святой - Анастасии Узорешительницы, мог соединяться с именем Княжны позднее.

Список литературы

1. Виноградов В. Н. Дипломатия Екатерины Великой // Новая и новейшая история. 2001. №4 [Электронный ресурс]. URL: http://vivovoco.

astronet.ru /VV/PAPERS /HISTORY/ VINOCAT. HTM (15.07.2020).

2. Воспоминания товарища обер-прокурора Священного Синода князя Н.Д. Жевахова: В 2 т. Т. 1. М., 1993.

3. Исаченко Т.А. Редкие рукописи Царской семьи и великой Княгини Елисаветы Феодоровны в собрании Дворцовых библиотек Российской государственной библиотеки // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 2 (22). С. 45-80. DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10202.

4. Исаченко Т.А. Альбом-календарь Анастасии как мегатекст: опыт многоуровневого прочтения памятных записей // Культурное наследие России. № 4. 2018. С.54.

5. Исаченко Т.А. Личный альбом Великой Княжны Анастасии Николаевны: поэтическая антология или книга памяти? // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 67. С. 245-267.

6. Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998.

8. Лисовой Н.Н. Церковь, Империя, культура: очерки синодального периода. М., 2016.

9. Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имении у русских князей в Х - XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006.

10. Макарий (Веретенников), архим. Анастасия Романовна - первая Русская Царица//Роль музеев в формировании национальной, исторической и культурной идентичности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 21 - 22 октября 2019 г. г. Александров. Владимир, 2020. Т. 1. С. 34 - 107.

11. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока: В 3 т. - Репринтное издание. Т. 2.Ч. 3 М., 1997.

50 Галушкин Н.В. Собственный Е. И. В. Конвой...С.433.

51 Галушкин Н.В. Собственный Е. И. В. Конвой.С.434.

52 Высказывания Вел. кн. Георгия Михайловича о важнейшей, делегированной ему миссии - сохранении исторической преемственности, см.: [Вавилова Анна]. Романовы возвращаются: Имперская свадьба в Санкт-Петербурге (01 октября 2021): URL: https://tsargrad.tv/ heroes/126/.

TWO ANASTASIAS. ON THE QUESTION OF THE NAMESAKE (TEZOIMENITISM)

OF THE FIRST RUSSIAN TSARINA AND THE GRAND DUCHESS - MARTYR

Isachenko Tatiana Alexandrovna,

DSc in Philology, leading researcher The center for the study problems of development of libraries in the information society

Russian State Library, 3/5 Vozdvizhenka St., Moscow, 119019, e-mail: [email protected]

Abstract

The focus of this publication is the naming of the first Russian Tsarina Anastasia Romanovna and the youngest daughter of Emperor Nicholas II - Grand Duchess Anastasia. The historical information concerning the question of the namesake and the heavenly patronesses is analyzed. Keywords

Tsarina Anastasia Romanovna, Grand Duchess Anastasia, namesake, heavenly patronesses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.