Научная статья на тему '«ДВА ЦВЕТА ВРЕМЕНИ» Г.Н. ИВАНОВА: РЕАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЕЛ'

«ДВА ЦВЕТА ВРЕМЕНИ» Г.Н. ИВАНОВА: РЕАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЕЛ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
32
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.Н. Иванов / музыка для театра / творчество сибирских композиторов / оперетта / «Два цвета времени» / В.С. Михановский / G.N. Ivanov / music for the theater / creativity of Siberian composers / operetta / «Two Colors of Time» / V.S. Mikhanovsky

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гуляева Екатерина Сергеевна

Объектом изучения стала последняя оперетта сибирского композитора Г.Н. Иванова «Два цвета времени». Цель – проанализировать рукописи данного произведения. Задачи – описать этапы поисков и современное состояние рукописей, выявить соотношение между реальными событиями и их интерпретацией в спектакле, а также в сочинении, проанализировать пьесу В.С. Михановского и нотный материал. Актуальность темы обусловлена тем, что сочинение не изучено, а материал обладает рядом художественных достоинств. Немаловажно, что в основу положена подлинная история сибирского происхождения. В статье приводятся архивные материалы: фрагменты интервью с драматургом и либреттистом В.С. Михановским, фотографии исторических персонажей. Важным является анализ истории и привнесенных в нее элементов, решается проблема целесообразности их сочетания. В ходе изучения сочинения выявлено наличие трагедийных и комедийных линий, связанных с различными персонажами. Особое внимание уделено рассмотрению музыкальных характеристик ряда персонажей – Маши, Ивана, Романа, поручика Черноухова, дьяка Федора, Дарьи и Глафиры, Степана Панасенко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“TWO COLORS OF TIME” BY G.N. IVANOV: REALITY AND FICTION

The object of study in this article is the last operetta of the Siberian composer G.N. Ivanov «Two Colors of Time». The purpose is to analyze the manuscripts of this work. The goal dictates the following tasks: to describe the stages of the search and the current state of the manuscripts, to identify the relationship between real events and their interpretation in the play, as well as the composition itself, to analyze V.S. Mikhanovsky's play and musical material. The relevance of the topic is due to the fact that the essay has not been studied, and the material has a number of artistic advantages. It is also important that the basis is based on the true history of Siberian origin. The article contains archival materials: fragments of interviews with the playwright and librettist V.S. Mikhanovsky, photographs of real historical characters. It is important to analyze the real history and the elements introduced into it, the problem of the expediency of their combination is solved. During the review of the essay, the presence of tragic and comedic lines associated with various characters was revealed. Special attention is paid to the consideration of the musical characteristics of the main and a number of minor characters – Masha, Ivan, Roman, Chernoukhov, Dyak Fedor, Daria and Glafira, Stepan Panasenko.

Текст научной работы на тему ««ДВА ЦВЕТА ВРЕМЕНИ» Г.Н. ИВАНОВА: РЕАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЕЛ»

© Гуляева, Е.С., 2022 УДК 782

DOI: 10.24412/2308-1031-2022-1-58-71

«ДВА ЦВЕТА ВРЕМЕНИ» Г.Н. ИВАНОВА: РЕАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЕЛ

Е.С. Гуляева1

1 Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

Аннотация. Объектом изучения стала последняя оперетта сибирского композитора Г.Н. Иванова «Два цвета времени». Цель - проанализировать рукописи данного произведения. Задачи - описать этапы поисков и современное состояние рукописей, выявить соотношение между реальными событиями и их интерпретацией в спектакле, а также в сочинении, проанализировать пьесу В.С. Михановского и нотный материал. Актуальность темы обусловлена тем, что сочинение не изучено, а материал обладает рядом художественных достоинств. Немаловажно, что в основу положена подлинная история сибирского происхождения. В статье приводятся архивные материалы: фрагменты интервью с драматургом и либреттистом В.С. Михановским, фотографии исторических персонажей. Важным является анализ истории и привнесенных в нее элементов, решается проблема целесообразности их сочетания. В ходе изучения сочинения выявлено наличие трагедийных и комедийных линий, связанных с различными персонажами. Особое внимание уделено рассмотрению музыкальных характеристик ряда персонажей - Маши, Ивана, Романа, поручика Черно-ухова, дьяка Федора, Дарьи и Глафиры, Степана Панасенко.

Ключевые слова: Г.Н. Иванов, музыка для театра, творчество сибирских композиторов, оперетта, «Два цвета времени», В.С. Михановский

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гуляева, Е.С. «Два цвета времени» Г.Н. Иванова: реальность и вымысел //

Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 1. С. 58-71. DOI: 10.24412/2308-1031-2022-1-58-71.

"TWO COLORS OF TIME" BY G.N. IVANOV: REALITY AND FICTION

E.S. Gulyaeva1

1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

Abstract. The object of study in this article is the last operetta of the Siberian composer G.N. Ivanov «Two Colors of Time». The purpose is to analyze the manuscripts of this work. The goal dictates the following tasks: to describe the stages of the search and the current state of the manuscripts, to identify the relationship between real events and their interpretation in the play, as well as the composition itself, to analyze V.S. Mikhanovsky's play and musical material. The relevance of the topic is due to the fact that the essay has not been studied, and the material has a number of artistic advantages. It is also important that the basis is based on the true history of Siberian origin. The article contains archival materials: fragments of interviews with the playwright and librettist V.S. Mikhanovsky, photographs of real historical characters. It is important to analyze the real history and the elements introduced into it, the problem of the expediency of their combination is solved. During the review of the essay, the presence of tragic and comedic lines associated with various characters was revealed. Special attention is paid to the consideration of the musical characteristics of the main and a number of minor characters - Masha, Ivan, Roman, Chernoukhov, Dyak Fedor, Daria and Glafira, Stepan Panasenko.

Keywords: G.N. Ivanov, music for the theater, creativity of Siberian composers, operetta, «Two Colors of Time», V.S. Mikhanovsky

Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

For citation: Gulyaeva, E.S. (2022), "«Two Colors of Time» by G.N. Ivanov: reality and fiction",

Journal of Musical Science, vol. 10, no. 1, pp. 58-71. DOI: 10.24412/2308-1031-2022-1-58-71.

Георгий Николаевич Иванов1 -выдающийся деятель сибирской культуры второй половины XX -начала XXI в., композитор, педагог, автор многочисленных сочинений. Он вошел в историю Новосибирска как создатель ярких и колоритных сочинений для музыкального театра, в том числе оперы «Алкины песни»2 (1967) и «Ревизор»3 (1983), оперетты «У моря Обского»4 (1961), «Рябина красная»5 (1963), «Три плюс три»6 (1965), «Алло, милиция» (1968), «Два цвета времени»7 (1982), оратории «Моим ровесникам»8 (1969), «Сибирские вечера»9 (1972), «Вечная слава героям»10 (1984). Необходимо также назвать балет «Цветик-семицветик»11 (1956) и балетную сцену «Созидатели»12, относящиеся к студенческому периоду творчества, и неоконченный балет «Василий Теркин»13.

Произведениям Г.Н. Иванова посвящена исследовательская литература: это дипломные работы А. Кузнецовой «Творчество Г.Н. Иванова» (1967), Р.И. Шевцовой «Ал-кины песни - первая сибирская опера» (1974), Н.Д. Бурнашовой «Некоторые особенности инструментовки "Сибирских вечеров" Георгия Иванова» (1972), статья А.А. Асиновской «Опера Георгия Иванова "Алкины песни"» (1978), эссе А.П. Ментюкова «Гражданские мотивы творчества Г. Иванова» (1986), работа А.С. Молчанова «Инструментальные концерты Георгия Иванова

в контексте развития отечественной музыки второй половины ХХ в.» (2016), статья Е С. Гуляевой «Черты литературной оперы в сочинении Г.Н. Иванова "Ревизор"» (2021).

Существует также большое количество отзывов в прессе весьма содержательных и полезных для понимания творчества композитора. Это статьи из газеты «Вечерний Новосибирск». Однако до сих пор внимание музыковедов не привлекла последняя из его оперетт «Два цвета времени». Данное произведение долгое время считалось утраченным, и его поиск был сопряжен с серьезными сложностями. Целью настоящей статьи становится анализ рукописей данного произведения. Цель диктует следующие задачи:

1) описание этапов поисков и современное состояние рукописей;

2) изложение истории создания первоисточника, а также самого сочинения;

3) анализ пьесы В.С. Миханов-ского и нотного текста.

Учитывая новизну материала, в работе большое значение приобретает дескриптивный метод, приемы археографии, важна роль аналитического, сравнительного и сопоставительного, а также контекстно-диалогического и культурно-исторического подходов.

Рукопись оперетты «Два цвета времени» долгое время считалась уничтоженной. Это подтверждалось тем, что во всех доступных фон-

дах, т.е. в Новосибирской консерватории, в библиотеке Новосибирского театра музыкальной комедии (НТМК), в отделении Союза композиторов и в личном архиве композитора, сохраненном наследниками, партитура сочинения обнаружена не была. Интенсивные поиски позволили выяснить, что первая версия данного сочинения находится в фонде Новосибирской областной научной библиотеки (НГОНБ), но под названием «Коммунары». Именно так была изначально озаглавлена и пьеса Вадима Михановского14.

Нотный текст в источнике полностью выполнен рукой Г.Н. Иванова: это рукопись, написанная чернилами на бумаге формата А3, содержащая множество правок (альтернативных вариантов). По этой версии произведения судить о композиции оперетты было достаточно сложно, поскольку в рукописи не хватало ряда вокальных номеров, например, куплетов и песни Романа, вальса и др. Отчасти пробел удалось восполнить благодаря другим источникам. Ноты «Песни цыгана Ромки» и песня Марии «Подруженьки мои» были найдены в личном архиве Ольги Васильевны Титковой15, которая в 1980-е гг. являлась солисткой НТМК. Судя по первой версии можно было говорить о наличии в сочинении композитора вступления, эпилога и двенадцати картин (эпизодов).

Коррективы в расстановку номеров оперетты внес литературный первоисточник, предоставленный Вадимом Семеновичем Миханов-ским16. Его рукопись выполнена машинописным способом и существует в двух экземплярах. Первый из них хранится в музее с. Родино

Алтайского края, второй - в личной коллекции драматурга. Благодаря сохранившемуся вербальному тексту стала более понятна логика событий, происходящих в пьесе, ярче и выпуклее проявились образы персонажей и их взаимоотношения, чему способствовали включенные в текст разговорные диалоги. Кроме того, из беседы с Михановским удалось выяснить, что целостный клавир оперетты и саму пьесу писатель передал Музею им. А.С. Цыбинова с. Родино Алтайского края для хранения и возможной постановки на месте реальных исторических событий, которым и посвящена оперетта.

Важнейшими шагами в восстановлении текста музыкального сочинения и введении данного опуса в научный обиход стали обретение второй версии оперетты, а также сбор и анализ сопутствующих материалов. В июне 2019 г. в с. Родино была предпринята поездка, в результате которой удалось сделать копию окончательной редакции клавира «Два цвета времени» Г.Н. Иванова. Текст финальной версии существует в двух вариантах. Во-первых, это рукопись композитора, которая, как и первая редакция, содержит различные его правки. Во-вторых, цифровая копия данного клавира, сделанная с целью обеспечения лучшей сохранности и доступности. Автором настоящей статьи была проделана поисковая работа в уже упомянутом Музее им. А.С. Цыби-нова, проведены беседы с автором литературного источника, проанализированы фотоматериалы, в том числе фотоальбом В.С. Михановско-го, посвященный истории становления коммуны, а впоследствии и выросшего на ее базе совхоза.

Согласно данным прессы и афиш было выявлено, что на сцене НТМК с момента премьеры в 1982 г. по 1984 г. прошел 21 спектакль оперетты «Два цвета времени». Кроме того, в 1983 г. была осуществлена постановка спектакля в племсовхозе «Свободный» (Алтайский край, Роди-но): оперетта исполнялась актерами и музыкантами НТМК. По воспоминаниям В.С. Михановского, на том премьерном в Родино спектакле присутствовали очевидцы событий, а также их многочисленные потомки, как обитающие в поселке, так и приехавшие из других городов для участия в мероприятии. Писатель отмечал изрядный энтузиазм публики на первых представлениях, что, несомненно, связывалось с документальностью событий, с сохранившимися воспоминаниями о них, а также с колористичностью, красочностью самой постановки, яркими музыкальными решениями и наличием комедийных сцен.

Из газетных рецензий также удалось уточнить дату премьеры спектакля - 21.12.1982 г., имена солистов и особенности интерпретации произведения. В оперетте «Два цвета времени» впервые в НМТК на сцене «запел»17 вождь революции В.И. Ленин. Выбрать исполнителя для такой роли, очевидно, представляло особенную трудность, учитывая устоявшийся культ, можно даже сказать, апофеоз данной личности. И здесь проявил свое актерское мастерство заслуженный артист РСФСР Аркадий Николаевич Прохоров, вышедший в спектакле «Два цвета времени» в роли Ленина на сцену 5 000 раз18. Как отмечает автор статьи «Главная роль»: «Сцена в кабинете В.И. Ленина, где

вождь принимает председателя сибирской коммуны - одна из самых запоминающихся сцен в спектакле. И большая заслуга в этом А.Н. Прохорова. Образ Владимира Ильича Ленина получил достойное воплощение, придав всему спектаклю приподнято-романтическое звучание» (Лапин Б., 1984). Газетная заметка характеризуется позитивным тоном, «славильный» оттенок ощущается в ней отчетливо, что соответствует духу времени.

В рецензии Т. Лаврушиной указывается на значимость роли второстепенного персонажа, который привлек внимание своим колоритом и важностью в драматургии спектакля. Это - роль человека, в котором сочетается лирико-трагедийное мироощущение, связанное с утратой точки опоры и духовных ценностей, происходящее вследствие осознания перемен и нежелания с этим смириться. Приведем цитату из рецензии: «Глубокой тоской веет от песни колчаковского поручика Черноухо-ва. Здесь следует отметить, что это -подлинный текст белогвардейской песни тех времен» (Лаврушина Т., 1982).

Появление такого произведения, основанного на документальных событиях, конечно, не было случайностью. Подлинная история, положенная в основу пьесы, впечатлила автора. Из диалогов с В.С. Михановским стало известно, что отправной точкой для создания опуса стал факт: в начале 1920-х гг. в Кулундинской степи была организована первая в Сибири сельскохозяйственная коммуна, члены которой работали на тракторе ХОЛТ-75, выделенном коммунарам В.И. Лениным. Сам писатель вспоминал:

«изначально не было никакой информации, кроме реального исторического факта - В. И. Ленин подарил коммуне трактор. Это известно из знаменитого письма коммунаров к вождю мирового пролетариата. А я - историк, меня заинтересовали подробности. Ведь не просто же так председатель сибирской коммуны встретился с Лениным? <...> За знаменитым письмом я "охотился" шесть лет. Оно нашлось в Москве, в архиве. Когда-то рядом с Ходын-ским полем был старый аэропорт19. Среди огромного количества старых бумаг, в архиве, и нашлось письмо коммунаров к Ленину. Только после нахождения оригинала письма можно было начинать писать пьесу»20.

Работа с найденными материалами позволила установить, что история сводилась к следующему: председатель организованной коммуны, Яков Васильевич Жестовский (рис. 1-2), узнал, что в столице, на Ходынском поле будет происходить выставка иностранной сельхозтехники (отнятой у интервентов)21. Именно туда он поехал для встречи с Лениным вместе с инженером Славгородской электростанции Николаем Ремняковым, секретарем партячейки Марией Полошковой, ее мужем, агрономом Николаем По-лошковым. «Ходоки» имели письмо от членов коммуны, текст которого сохранился: «Дорогой наш вождь а также вождь всего мирового пролетариата и крестьянской бедноты! Наш Владимир Ильич! Просим тебя выдать трактор коммуне "Свобода", потому что наша коммуна есть организованный союз бедняков, а значит и коммунистический светильник на тысячи верст вокруг. Только нечем пахать землю, чтобы вырас-

тить коммунистический урожай для себя и для братьев-рабочих. Дай нам трактор и мы покажем кулакам и всей мировой буржуазии, что такое вольный коммунистический труд»22. Один из четырех делегатов скончался в дороге от эпидемии тифа (Н. Полошков), но другие добились успеха: в результате переговоров с вождем коммуне был передан трактор ХОЛТ-75. Тому есть документальное свидетельство - фотография сибирских коммунаров на фоне трактора. Именно на нем члены коммуны провели первую вспашку целинной земли, и этот участок получил название «Ильичево поле».

Информантом для драматурга и композитора стала участница событий Мария Николаевна Полошко-ва23 (рис. 3). По ее словам, все герои в пьесе имели прототипы. Яков Жестовский стал председателем коммуны, его образование, политические взгляды и опыт партизанской работы в период Гражданской войны позволил успешно выполнить организаторскую роль. Сохранился партийный билет, в котором указана информация о Якове Васильевиче Жестовском (см. рис. 1). Николай Полошков являлся профессиональным агрономом. Он был мужем Марии Полошковой, товарищем Якова Жестовского. Девушки, подруги Марии - это молодые крестьянки Ульяна, Стеша и Галя. В альбоме В.С. Михановского обнаружено фото одной из них - первой коммунарки «Свободы» Ульяны Шевченко.

Реальной была личность первого тракториста - Ефима Терличенко, а также примкнувших к коммуне дьяка Федора и его семьи. Известно, что некоторые из коммунаров являлись переселенцами в Сибирь еще

Рис. 3. Мария Николаевна Полошкова в молодости и в 1980-е гг. Maria Nikolaevna Poloshkova in her youth and in the 1980s

M^ii MmMnfrU ИЦТЕГ

j. С

- - "Ceci

fi txfnirtja*.

и

7

я ¡/cLx rtfxBf

»с.съно.лмспт-napmujatiic ma

. ■ " ■ i iL,

M: h A",' """^.l ^S» ■ 1 _ ,

fSA*.! >\

- ' ^ ^

Рис. 1. Партийный билет Я. Жестовского Party ticket of Ya. Gestovsky

Рис. 2. Яков Жестовский Yakov Zhestovsky

в годы Столыпинской реформы, а позже уехали на историческую родину в Днепропетровск, часть же из них так и осталась в Сибири24. Настоящими были и пожар на конюшне, и гибель в результате вооруженного столкновения с белогвардейцами и бандитами одного из коммунаров - Романа (фамилия не сохранилась). Фактом являлась работа по ликвидации технического отставания: электрификация хозяйства, строительство школы, приобретение техники.

В дополнение к имевшимся у М.Н. Полошковой фотоматериалам писатель сделал собственный

альбом, в котором запечатлены этапы становления племсовхоза «Свободный» Родинского района Алтайского края. Здесь оказались фотографии лиц, трудившихся в свое время в совхозе «Свободный», начиная с 20-х гг. XX в. и заканчивая 80-ми. Некоторые снимки прислали из личных архивов родственники коммунаров, вернувшихся в Днепропетровск. В ходе поездки туда писатель собирал материалы и фотографии, опрашивая бывших тогда в живых коммунаров и их потомков. В альбом помещены и фото плакатов советского периода, в которых были отражены динамика развития

совхоза, основные направления его деятельности25.

Литературный источник, созданный драматургом на основе собранных материалов, предназначался для композитора Г.Н. Иванова. В.С. Михановский внес некоторые изменения при работе над пьесой. Во-первых, он добавил лирическую линию «Маша-Жестковский», так как этого требовал планируемый жанр оперетты. В реальности они, как известно, чувств друг к другу не питали. Вымысел заставил писателя дать персонажам новые имена: Маша Полошкова стала Машей Панасенко, дочерью коммунара Степана Панасенко, незамужней девушкой, а Яков Жестовский трансформировался в Ивана (русифицированная версия имени) Жест-ковского. Кроме того, была исключена фигура инженера Ремнякова, который не сыграл принципиальной роли в описываемых драматических событиях. Был «оставлен в живых» Н. Полошков, который в пьесе стал предметом мечтаний Ульяны.

Еще одно нововведение и «украшение» спектакля - костюмы героев. Без сомнения, они должны были быть красочными, чтобы произвести впечатление на зрителя. Всем девушкам, в том числе и Маше, было предписано быть облаченными в пестрые сарафаны и производить впечатление типичных сельских девушек. Такое решение противоречит реальности: на сохранившихся фотографиях предстает Маша в гимнастерке, застегнутой «под горлышко», с короткой стрижкой и в очках. Строгий костюм с галстуком мы видим на трактористе Ефиме Терличенко, пиджак, гимнастерку, кепку «ленинских времен» на Якове Жестовском.

Особый интерес представляет смена названий спектакля. Первым из них было «Коммунары», которое по ряду причин не устроило авторов, второе было дано в честь «Ильичева поля», того самого, по которому Ефим Терличенко провел первую борозду на тракторе ХОЛТ-75. Но и оно показалось излишне конъюнктурным. Окончательное название «Два цвета времени» представляется самым сложным и неоднозначным из трех. Оно вызывает непроизвольные ассоциации с известными литературными произведениями и кинолентами («Три цвета времени» А. Виноградова, «Красное и черное» Стендаля, фильмом «Два цвета времени» по роману «Плачь, любимая страна» А. Патона и т.д.). Это порождает ощущение вторичности названия, его скрытой семантики, становясь своеобразной отсылкой к конфликтным ситуациям, противопоставлению.

Однако оппозиция двух лагерей (коммунаров, революционеров, с одной стороны, кулаков, белогвардейцев - с другой) не является в пьесе Михановского ведущей. Акцент смещается в сторону проблем личностного становления людей постреволюционного времени, эволюции их взглядов, выстраивания двусторонних и комплексных отношений в новых трудовых и социально-политических условиях. Персонажи сочинения - люди с трудными судьбами, и пережитые ими трагедии связаны не только с реалиями военного времени, но и с необходимостью жить дальше, находя «точки духовной опоры». Не всем это дается легко, для кого-то подобная ломка - тяжелое решение.

Возникает и еще одна ассоциация, связанная с образом двух цве-

тов: она отсылает к деятельности организаций «Земля и воля»26, «Черный передел»27, идейная платформа которых включала вопросы передачи всех земельных наделов крестьянству. Членам этих организаций были близки народовольческие идеи, а «крестьянская община» казалась опорной силой для социалистического развития общества. Пожалуй, с их символикой возможно связать и название «Два цвета времени», так как сочинение коррелирует с идеями программы движения «Земля и воля» и посвящено замене индивидуального землевладения коллективным.

Сложность композиторского решения Г.Н. Иванова проистекала из двойственности самого первоисточника, основанного на реальности и вымысле. Подлинные фигуры и факты, настоящие сцены в оперетте такие, как сцена пожара на конюшне, сцена гибели цыгана Ромки, эпизод вступления в коммуну, создание послания Ленину, сцена в кабинете вождя, сочетались с сочиненными - любовно-лирическая линия Маши и Жестковского, сольные выступления Маши, в которых раскрывается ее чувство к Ивану, финальная лирическая сцена спектакля.

В музыкальном плане сцены реальные и привнесенные решаются по-разному. Часть же фрагментов подана только вербально. Например, самая главная среди таких сцен - в кабинете Ленина. Во время аудиенции с вождем ни один участник делегации не поет, все реплики Ленина также речевые. Тому есть объяснение - ввести подобную фигуру-символ в спектакль казалось вполне корректным, но поручить во-

кальную партию культовому персонажу было бы недопустимым в силу социальной этики. Тем не менее, в весьма серьезную сцену проникают и комедийные нотки, например, вызывающий смех «финансовый отчет» дьяка Федора.

Убедительны коллективные сцены - частушки, «перебранки» и шутки сельчан, куплеты Марии с девчатами. Они решены в духе стилизаций. Например, в частушках парней «На вечерках был речист» используется типичная для жанра формула: терцово-секундовая структура, хореические ритмические ячейки с остановкой в конце фразы. В духе жанровой сценки представлен дуэт Глафиры и Дарьи «Ростом мой супруг не вышел»: эти два второстепенных персонажа предстают в совместном дуэте. Однозначно можно сказать о преобладании комического начала в сцене: женщины вспоминают молодость, отпускают ироничные шутки в адрес своих мужей. Их музыкальные реплики носят танцевальный характер (этого вполне можно было ожидать, зная вербальный текст). В мелодических ячейках преобладает нисходящее направление движения в объеме ноны с терцовыми ходами внутри мотива. В припеве -терцовое двухголосие, транспонированное то выше, то ниже. Припев решен в духе частушки, жанра, весьма характерного для подобного шутливого диалога - «воспоминания молодости» двух подруг.

Органично решены и некоторые цельные фигуры - Ромка, Черно-ухов, дьяк Федор. Например, Роман предстает в нескольких ипостасях. Частично его многогранный характер проявляется в куплетах «Играйте звонко, мои струны». Начало

мелодии с интонацией минорного квартсекстаккорда схоже с песней Марии «Кукушкин хлеб». Это типичная романсовая интонация для русской музыки XIX в. (восходящая секста), свидетельствующая о лирической природе обоих персонажей. Напористость, жизнелюбие отличают другой номер, песню цыгана «Полтора вершка». Здесь сочетаются подчеркнуто широкие интонации восходящей ноны (на словах «Полтора вершка») и «вальяжные» поступенные пунктиры в припеве на словах «Ходи в чечеточке, Роман, пляши, цыганский сын Роман!».

Среди галереи персонажей оперетты Роман наиболее цельная фигура, лишенная противоречий. Он явно перенесен в спектакль со своего прототипа. Удались композитору и трагические страницы. Портрет белогвардейского поручика Черно-ухова рисуется в неоднозначных красках: «Доля - неволя! Выбора нет! Красное поле - кровавый рассвет!». Возникает желание сопереживать человеку, оказавшемуся на пересечении политических катаклизмов. Как упоминалось в рецензии Лавру-шиной, его номер основан на цитате романса, жанра, отсылающего нас к лучшим страницам творчества М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, к городскому бытовому романсу. Особенно запоминается мелодия припева с терцово-секундовыми нисходящими интонациями в мелодии и характерным для романса плагальным соотношением ^-б) аккордов.

Более неоднозначны полувымышленные образы Маши и Ивана. Маша предстает то бойкой, уверенной, острой на язык молодой особой (частушки, сцена с девушками, сцена

с Митькой), то вдруг превращается в наивную сельчанку. Это - явный парадокс. Иван то демонстрирует зрелость и взвешенность возрастного, вдумчивого опытного руководителя, то - неуверенного парня лет 25, не отличающегося мудростью и не умеющего принимать решения. В результате развязка их романа становится достаточно формальной.

Подтверждают все музыкальные характеристики героев. Лирическая сторона натуры Маша раскрывается в песне «Кукушкин хлеб». Здесь преобладают песенные интонации (поступенное движение в объеме сексты), мелодическая линия широкого дыхания, плагальные обороты в гармонии, отсылающие к жанру городского романса. У Маши есть второй сольный номер - «Подруженьки мои», рисующий иную ипостась ее характера. Мелодия соткана из ячеек в объеме сексты, аккомпанемент решен в духе плясовой. В дуэте с Иваном главная героиня предстает в роли ведущей. Ее партия звучит первой, Иван же вступает каждый раз с вторящей мелодической фразой, транспонированной на тон выше. Дуэт по мелодизму самый запоминающийся во всем сочинении.

Отличается другой дуэт - комическая сцена Маши и Митьки. Интонации героев абсолютно схожи, только инициатором выступает здесь Митька, а Маша подхватывает за ним мелодию. В ней чередуются интонации со вспомогательными звуками и нисходящее поступен-ное движение с предварительным скачком на дециму. Интонационная основа в сочетании с ритмическим рисунком придает ситуации комический характер. Кроме того, в этом дуэте меняется мелодия при

смене текста. Так, на словах Митьки «Смейся, смейся, о свадьбе мы с отцом уж позаботились!», в его речи появляются настойчивые интонации, повторы одного звука, пунктиры. Не отстает и Маша «Ты забыл, что коммунарка я?». В ее ответной реплике появляются тритон, пунктиры, кварты. Дуэт превращается в словесный поединок, из которого победительницей выходит героиня. Все это в целом создает образ Маши как девушки разносторонней, остроумной, пытливой, стремящейся во всем говорить правду и не боящейся истины.

Иван, как уже говорилось, предстает более неоднозначным. Он выглядит серьезным, умудренным жизнью человеком в дуэте с Полож-ковым «Тюрьмы, подполье и фронт за спиной». Музыка соответствует: повторяющиеся ритмические фигуры в размере 9/8, в вокальной партии верхний, мелодический тетрахорд минора, тремолирующая минорная тоника в партии оркестра. Герой не боится длительной сложной поездки к Ленину и добивается цели. Но во взаимоотношениях с Машей выглядит беспомощным 25-летним парнем (так по сценарию). Представляется, что такое противоречие в образах героев стало следствием изменения роли прототипов.

Спектакль «Два цвета времени» представляет собой редкий образец документальной оперетты. Художественное произведение - не история, поэтому неудивительно, что в ней сочетается реальность и вымы-

сел. В сумме это должно было дать неповторимый образец музыкально-театрального сочинения. Однако нам представляется неубедительным совмещение несовместимого в главных ролях, из-за чего их линия выглядит несколько надуманной. В то же время многие недостатки первых постановок могли бы быть преодолены в новых режиссерских решениях.

Факт, что тема становления коммуны в сибирской глубинке не выглядит в настоящее время привлекательной в контексте расширяющегося поля культурных возможностей, бесспорен. Но оперетта стала важным шагом в творческой практике Г.Н. Иванова, создавшего галерею сочинений на материале региональной истории. Это произведение - «слепок эпохи», наполненный приметами времени 1980-х гг. (сохраняющиеся культ вождя, культ крестьянского коллективного труда, внимание к социальным вопросам, близость нового пересмотра ценностей, идеи самоотдачи, самопожертвования).

Показательно, что оперетта была выдвинута на Государственную премию: завод имени В.И. Ленина был «шефом» театра, и он совместно с колхозом «Свободный» предложил оперетту на конкурс. Известно, что она прошла две стадии конкурсного отбора, уступив Госпремию лишь в третьем туре одной из петербургских постановок. Само по себе это -свидетельство достаточно высокого уровня работы Г.Н. Иванова.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Георгий Николаевич Иванов (1927- артист России (1995), член Союза компо-2010) - российский композитор, педа- зиторов России (1957). Учился в ЛОЛГК гог, профессор НГК, заслуженный дея- им. Н.А. Римского-Корсакова у В.В. Воло-тель искусств России (1975), народный шинова по классу композиции.

2 «Алкины песни» - первая опера Г.Н. Иванова. В основе - повесть Анатолия Иванова «Алкина песня». Исполнялась в НГТОиБ, была показана на гастролях в ряде городов страны. По опере снят фильм.

3 «Ревизор» - опера в двух актах. В основе - комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Ставилась в НГТОиБ, премьера состоялась 29.12.1983 г., была показана на гастролях в ряде городов страны. По опере снят фильм.

4 «У моря Обского» создана на литературный текст И.А. Ромашко, была поставлена в октябре 1961 г. Режиссер М. Дотлибов. Оперетта была невероятно популярна, за период с октября по декабрь 1961 г. была сыграна 23 раза, а к 1963 г. количество постановок превысило 100 (информация достоверна, подтверждена заметками из рубрики «Театр и кино» газеты «Вечерний Новосибирск»), в том числе исполнялась в гастрольном турне коллектива Новосибирского театра музыкальной комедии.

5 «Рябина красная» - вторая оперетта композитора. В основе - героическая комедия И.А. Ромашко с одноименным названием. Спектакль шел в НТМК. На заседании СО СК 1969 г. была озвучена премьера спектакля - 03.12.1969 г. В стенограмме упомянуто, что спектакль приурочен к 50-летию Сибирского военного округа (ГАНО, оп. 1, д. 8, с. 91). Я.Н. Файн в книге о театре обозначает другую дату премьеры - 02.02.1969 -в день 10-летия НТМК.

6 В основу оперетты «Три плюс три» положена пьеса В.А. Дыховичного «Свадебное путешествие», переработанная совместно с М.Р. Слободским. Известно, что на данный сюжет писал С.С. Прокофьев. В РГАЛИ (ф. 1929, оп. 1, ед. хр. 29) хранится клавир первого действия неоконченной лирико-комической оперы С.С. Прокофьева «Далекие моря» (1948). Либретто к ней составлялось композитором в соавторстве с М.А. Прокофьевой-Мендельсон. В рукописи Прокофьева указано «Начато 24 июля 1948 года на Николиной горе», в конце рукописи значится «31 августа 1948. Нико-лина гора». Спектакль исполнялся в МГК им. П.И. Чайковского в концертном варианте. На данный сюжет снят фильм «Жили три холостяка» (премьера 30.12.1973). В версию Г.Н. Иванова добавлены стихи И.А. Ромашко. Премьера оперетты Иванова состоялась 21.02.1966. Режиссер-постановщик В. Макаров, музыкальный руководитель С. Зиссер, художник-постановщик Т. Венецианова.

7 «Два цвета времени» - в основе лежит сценическая повесть в жанре героической комедии «Коммунары» в двух действиях, принадлежащая В.С. Михановскому. Премьера оперетты состоялась 21.12.1982. Выдвигалась на соискание Государственной премии СССР.

8 «Моим ровесникам» - оратория Г.Н. Иванова. Ее ноты до сих пор не обнаружены.

9 «Сибирские вечера» - оратория Г.Н. Иванова. Первое название и жанровое определение - кантата «Сибирские посиделки». Возможно, причины доработки были определены критикой коллег. На заседании СО СК в 1971 г. А.М. Айзенштадт отмечал: «Кантата "Сибирские посиделки" на кантату не похожа... Получилось слишком сюитно при всей яркой выразительности» (ГАНО, оп. 1, д. 114, с. 221). А.А. Асинов-ская внесла свое предложение относительно жанрового определения, которое и закрепилось впоследствии: «Произведение Иванова очень органично в том отношении, что оно очень ораториально» (ГАНО, оп. 1, д. 114, с. 232). За окончательной редакцией в наследии Г.Н. Иванова закрепилось определение оратория-посиделки «Сибирские вечера».

10 Ноты не обнаружены.

11 «Цветик-семицветик» - ранний балет Г.Н. Иванова. Написан в период обучения в Ленинградской консерватории. Увертюра к балету исполнялась в ДК им. Горького в Новосибирске в 1961 г. и была воспринята очень положительно, о чем свидетельствуют слова композитора Р.Г. Бойко на заседании СО СК в 1961 г. (ГАНО, оп. 1, д. 35, с. 67): «Цветик-семицветик - очень колоритное произведение».

12 Ноты утеряны. Первоисточник пока не выявлен.

13 «Василий Теркин» - неоконченный балет Г.Н. Иванова. Начат в 1969 г., должен был быть окончен в 1970 г., работа велась в содружестве с балетмейстером И.Г. Есау-ловым. Об этом было сказано на заседании СО СК в 1969 г. (ГАНО, оп. 1, д. 95). Причины, по которым балет не был завершен, не выяснены. Композитор планировал доработку в 2000-е гг.

14 Вадим Семенович Михановский (р. 1930) - поэт, журналист, член Союза журналистов России с 1958 г. Историк по образованию. Является лауреатом премии ВДНХ и Союза журналистов СССР за очерк о семье новосибирских конструкторов новой сельхозтехники. Награжден орденом «За за-

слуги перед отечественной журналистикой» I степени и другими правительственными наградами.

15 Ольга Васильевна Титкова - советская и российская театральная актриса, педагог, народная артистка России. Актриса Новосибирского театра музыкальной комедии, исполнительница главных партий в сочинениях Г.Н. Иванова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Михановский В.С. Два цвета времени: Сценическая повесть в жанре героической комедии в двух действиях: Рукопись. Новосибирск, 1982. 57 с.

17 Так у критика. На самом же деле речь Ленина не нотирована.

18 Так в данных прессы. Возможно, была допущена опечатка в числе. Включение этого культового героя в музыкальные сочинения было частым явлением, но партия в оперетте - идея, впервые реализованная В.С. Михановским и Г.Н. Ивановым.

19 Первый аэродром сооружался на общественные деньги - поступления от энтузиастов воздушного флота. Строительство началось со взлетно-посадочной полосы и шести ангаров, крошечных по нашим меркам: на 1-2 самолета. Официальное открытие аэродрома состоялось 3 октября 1910 г. В период мировой войны на Ходынском аэродроме была открыта первая отечественная школа летчиков. Ходынский аэродром -«сгусток» отечественной истории авиации. Это поле принимало легендарных пилотов, отсюда взлетали первые российские аэропланы, здесь закладывались ведущие авиационные и ракетные КБ Н.Н. Поликарпова, А.И. Микояна, А.С. Яковлева, С.В. Илюшина, П.О. Сухого, С.А. Лавочкина. Здесь встречали и провожали многих великих современников. Именно здесь в Отечественную войну формировались воинские соединения, громившие врага. На аэродром утром 9 мая 1945 г. летчик А.И. Семенов доставил акт о безоговорочной капитуляции Германии, а затем сюда было доставлено Знамя Победы. Постепенно аэропорт утратил свое значение. Последний самолет взлетел отсюда 3 июля 2003 г. В настоящее время это - «Музей авиации» (Первый аэродром в Москве - поле Ходынское // Liveinternet. URL: https://www.liveinternet.ru/users/3976782/ post154442919/ (дата обращения: 13.12.2021).

20 Информация взята из личной беседы с В.С. Михановским, состоявшейся 15.06.2019 г.

21 Как отмечает В.С. Михановский, на выставке была представлена техника, от-

нятая у английских интервентов. Техника была необходима для передвижения боеприпасов к местам боевых действий, а не для сельскохозяйственных работ.

22 Информация взята из личной беседы с В.С. Михановским, состоявшейся 15.06.2019 г.

23 Мария Николаевна Полошкова - коммунарка «Свободы», секретарь партячейки, окончила школу профсоюзов в Москве после чего отправилась на Алтай в коммуну с целью обучать девушек грамоте, в том числе и политической. По словам Михановского, он «долго искал оставшихся в живых коммунаров, нашел бывшего комсорга коммуны М. Полошкову в Новосибирске. У нее сохранилось несколько фотографий, которыми она поделилась со мной, и она же подробно рассказала о событиях. К сожалению, через год она умерла, спектакль не увидела».

24 Из интервью с Михановским известно: «Родино вообще населяли украинцы, которые приехали в коммуну, прожили там около 25 лет. Потом, позже, революционный деятель Петровский призвал их обратно, на Украину. Часть населения уехала, но некоторые так и остались. Их можно понять: они приехали на нетронутые, целинные земли, корнями в нее вросли. Урожаи здесь тогда были огромные. Сама Сибирь по численности населения в 20-30-е гг. возросла на 31 % за счет переселенцев. В настоящее время колхоз - один из лучших на Алтае. Там до сих пор существует знаменитое "Ильичево поле", до сих пор процветает овцеводство. Это - их главный промысел».

25 Если на первом этапе это были хлебозаготовки, то позже главным стало овцеводство, что вполне отвечает климатическим условиям Кулундинской степи. Благодаря выстроенной В.С. Михановским исторической иерархии становится понятной общая картина жизни людей и постепенный расцвет колхоза.

26 Тайное революционное общество, возникшее в России в 1861 г. и просуществовавшее до 1864 г., с 1876 г. по 1879 г. восстановившееся как народническая организация. Вдохновителями общества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Своей целью участники ставили подготовку крестьянской революции. Одним из важнейших требований, выдвигавшихся членами организации, был созыв бессословного народного собрания. Их требования - передача всей земли крестьянам в равных долях, введение полного общинного самоуправления, введение свободы

вероисповеданий, предоставление нациям права на самоопределение. Действовали следующими методами: пропаганда, агитация среди крестьян и других сословий и групп, индивидуальный террор против наиболее неугодных правительственных чиновников и агентов охранки.

27 Тайное общество, связанное с одноименным журналом. «Черный передел» образовался при распаде общества «Земля и воля» в 1879 г. террористическое крыло последнего образовало «Народную волю», а крыло, оставшееся верным чисто народническим тенденциям, - общество «Черный передел». Принцип черного передела заключался в разделе всей общинной земли на участки приблизительно сходного качества и в определении числа земельно-раздаточных единиц (в разных общинах они определялись

по-разному: либо по числу мужчин-пахарей, либо по едокам, т.е. всем членам семьи и т.д.). В результате передела каждая семья получала некоторое количество полос земли разного качества, возникала чересполосица. К «Черному переделу» принадлежали Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Вера Засулич и др. Они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития. Они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» приведет в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания черного передела».

ЛИТЕРАТУРА

Асиновская А.А. Опера Георгия Иванова «Алкины песни» // История музыкальной культуры Сибири. Вып. 3. М., 1978. С.104-120.

Гуляева Е.С. Черты литературной оперы в сочинении Г.Н. Иванова «Ревизор» // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 41-54.

Лаврушина Т. О прошлом - музыкой // Вечерний Новосибирск. 1982. 16 нояб.

Лапин Б. Главная роль // Вечерний Новосибирск. 1984. 18 апр.

Ментюков А.П. Гражданские мотивы творчества Г. Иванова // Гражданская и патриотическая тематика в музыке композиторов Сибири. Новосибирск, 1986. С. 20-21.

Молчанов А.С. Инструментальные концерты Георгия Иванова в контексте развития отечественной музыки второй половины ХХ в. // Вестник музыкальной науки. 2016. № 4. С. 65-75.

REFERENCES

Asinovskaya, A.A. (1978), "Opera by Georgy Ivanov «Alkin's Songs»", Istoriya muzykal'noi kul'tury Sibiri [The history of the musical culture of Siberia], Iss. 3, Moscow, pp. 104-120. (in Russ.)

Gulyaeva, E.S. (2021), "Features of the literary opera in the work of G.N. Ivanov «The Inspector»", Journal of Musical Science, Vol. 9, no. 1, pp. 41-54. (in Russ.)

Lapin, B. (1984), "The main role", Vechernii Novosibirsk [Evening Novosibirsk], 18 April. (in Russ.)

Lavrushina, T. (1982), "About the past -with music", Vechernii Novosibirsk [Evening Novosibirsk], 16 November. (in Russ.)

Mentyukov, A.P. (1986), "Civic motives of G. Ivanov 's creativity", Grazhdanskaya i patrioticheskaya tematika v muzyke kom-pozitorov Sibiri [Civic and patriotic themes in the music of Siberian composers], Novosibirsk, pp. 20-21. (in Russ.)

Molchanov, A.S. (2016), "Instrumental concerts of Georgy Ivanov in the context of the development of Russian music of the second half of the twentieth century", Journal of Musical Science, no. 4, pp. 65-75. (in Russ.)

Сведения об авторе

Гуляева Екатерина Сергеевна, аспирантка II курса Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа) E-mail: tertsia1995@mail.ru

Author information

Ekaterina S. Gulyaeva, a 2nd-year postgraduate student of the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire, a teacher of musical and theoretical disciplines of the Novosibirsk Special Music School (college) E-mail: tertsia1995@mail.ru

Поступила в редакцию 09.01.2022 После доработки 31.01.2022 Принята к публикации 04.02.2022

Received 09.01.2022 Revised 31.01.2022 Accepted for publication 04.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.