Научная статья на тему 'ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ ОКТАЯ КАЗЫМИ «ЗОЛОТАЯ СВАДЬБА» '

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ ОКТАЯ КАЗЫМИ «ЗОЛОТАЯ СВАДЬБА» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
239
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
комедия / жанр / мюзикл / оперетта / хор / лад / песня / редакции / джаз / хореография / образ. / comedy / genre / musical / operetta / chorus / harmony / song / music / editorial office / jazz / choreography / image.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тарана Юсифова

Творчество Октая Казыми богато и многогранно. Обладая разнообразным по жанрам и тематике творчеством, композитор сочинял больше песен и музыки к театральным постановкам . Оперетта "Золотая свадьба", написанная Октаем Казыми в 1975 году, несколько раз редактировалась композитором. В оперетте состоящей из 2-х частей, 4-х карти соединяются линии лирико-комической оперы, оперетты и мюзикла. Не случайно в статье, написанной о спектакле в 1980 году, произведение было охарактеризовано как музыкальная комедия, мюзикл. Здесь сочетаются черты комической оперы, ярко проявляется стиль современной эстрадной музыки, большое место занимает хореография. В спектакле 26 музыкальных номеров, что примерно близко к опере. В произведении большое место отведено хоровым номерам. В статье всесторонне раскрываются жанровые особенности произведения. Музыкальный язык произведения очень прост, опирается на песенный стиль композитора. Музыка Октая Казыми насыщена богатым духовным содержанием. Здесь наряду с ритмикой, присущей любовной музыке, народным песням, народным танцам, находят свое отражение ритмические особенности современной джазовой музыки-буги-вуги, чарльстонские танцы. Стилевое разнообразие в пьесе выте-кает из общего образного содержания произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE FEATURES OF THE MUSICAL COMEDY “GOLDEN WEDDING” BY OKTAY KAZIMI

Oktay Kazimi’s activity is rich and multilateral. Having a variety of genres and themes of activity the composer composed more songs and music for theatrical productions. The operetta “Golden Wedding” written by Oktay Kazimi in 1975 was edited several times by the composer. The operetta consisted of two parts and four carties combines the lines of a lyric-comic opera, an operetta and a musical. It is no coincidence that in the article written about the play in 1980 the work was described as a musical comedy a musical. Here the features of comic opera are combined, the style of modern pop music is clearly manifested and choreography occupies a great place. The play has twenty six musical numbers which are close to the opera. In the work a great place is given to choral numbers. In the article the genre features of the work are revealed comprehensively. The musical language of the work is very simple and based on the composer’s song style. Music by Oktay Kazimi is full of rich spiritual content. Here along with the rhythm inherent in love music, folk songs, folk dances, the rhythmic features of modern jazz music-boogie-woogie, Charleston dances are reflected. The stylistic variety in the play follows from the general figurative content of the work.

Текст научной работы на тему «ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ ОКТАЯ КАЗЫМИ «ЗОЛОТАЯ СВАДЬБА» »

УДК 78+792

Тарана Юсифова

Доцент Азербайджанской Национальной Консерватории,

Кандидат искусствоведения, Заслуженный учитель DOI: 10.24412/2520-6990-2021-1198-8-17 ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ ОКТАЯ КАЗЫМИ «ЗОЛОТАЯ

СВАДЬБА»

Tarana Yusifova

Associate professor of the Azerbaijan National Conservatory,

PhD in Art-study, Honored teacher

GENRE FEATURES OF THE MUSICAL COMEDY "GOLDEN WEDDING" BY OKTAY KAZIMI

Аннотация.

Творчество Октая Казыми богато и многогранно. Обладая разнообразным по жанрам и тематике творчеством, композитор сочинял больше песен и музыки к театральным постановкам . Оперетта "Золотая свадьба", написанная Октаем Казыми в 1975 году, несколько раз редактировалась композитором. В оперетте состоящей из 2-х частей, 4-х карти соединяются линии лирико-комической оперы, оперетты и мюзикла. Не случайно в статье, написанной о спектакле в 1980 году, произведение было охарактеризовано как музыкальная комедия, мюзикл. Здесь сочетаются черты комической оперы, ярко проявляется стиль современной эстрадной музыки, большое место занимает хореография. В спектакле 26 музыкальных номеров, что примерно близко к опере. В произведении большое место отведено хоровым номерам. В статье всесторонне раскрываются жанровые особенности произведения. Музыкальный язык произведения очень прост, опирается на песенный стиль композитора. Музыка Октая Казыми насыщена богатым духовным содержанием. Здесь наряду с ритмикой, присущей любовной музыке, народным песням, народным танцам, находят свое отражение ритмические особенности современной джазовой музыки-буги-вуги, чарльстонские танцы. Стилевое разнообразие в пьесе выте-кает из общего образного содержания произведения.

Abstract.

Oktay Kazimi's activity is rich and multilateral. Having a variety of genres and themes of activity the composer composed more songs and music for theatrical productions. The operetta "Golden Wedding" written by Oktay Kazimi in 1975 was edited several times by the composer. The operetta consisted of two parts and four carties combines the lines of a lyric-comic opera, an operetta and a musical. It is no coincidence that in the article written about the play in 1980 the work was described as a musical comedy - a musical. Here the features of comic opera are combined, the style ofmodern pop music is clearly manifested and choreography occupies a great place. The play has twenty six musical numbers which are close to the opera. In the work a great place is given to choral numbers. In the article the genre features of the work are revealed comprehensively. The musical language of the work is very simple and based on the composer's song style. Music by Oktay Kazimi is full ofrich spiritual content. Here along with the rhythm inherent in love music, folk songs, folk dances, the rhythmic features of modern jazz music-boogie-woogie, Charleston dances are reflected. The stylistic variety in the play follows from the general figurative content of the work.

Ключевые слова: комедия, жанр, мюзикл, оперетта, хор, лад, песня, редакции, джаз, хореография, образ.

Keywords: comedy, genre, musical, operetta, chorus, harmony, song, music, editorial office, jazz, choreography, image.

Введение. Азербайджанская композиторская школа дала мировому музыкальному искусству ценное и богатое музыкальное наследие. Зарождение азербай-джанской композиторской школы приходится на начало ХХ века. Её развитие подразделено на несколько этапов, один из которых приходится на 60-е годы прошлого столетия. Именно в этот период начинает свою активную и плодотворную деятельность прекрасный азербайджанский композитор Октай Казыми, всегда стремившийся к поиску и реализации новых музыкальных инноваций в сочинениях. В творчестве композитора есть два направления: классическая музыка малых и

больших форм, а также яркие сочинения песенного жанра популярного в то время эстрадно-джазового направления. В своих музыкальных полотнах Ок-тай Казыми смог создать собственный, неповторимый стиль и музыкальный язык.

Творчество Октая Казыми богато, колоритно, разнообразно по жанрам и тематике. Большую часть наследия составляют песни и музыка к театральным постановкам. В творчестве композитора наряду с созданием музыки к театральным постановкам, определённое место отведено и жанру комедии-оперетты. «Золотая свадьба»-одно из таких

произведений, на протяжении долгих лет входящее в репертуар театра.

Оперетта «Золотая свадьба», сочинённая О.Кязыми в 1975 году, неодно-кратно редактировалась композитором. Созданное на современную тему сочинение, было посвящено 60-летию создания Советской власти. Спектакль «Золотая свадьба», представленный на сцене Театра Музыкальной Комедии в новой постановке в 2015 году в наши дни входит в репертуар театра, как музыкальная комедия, состоящая из 2-х частей и 4-х картин. Сочинение сочетает в себе музыкальные линии ли-рико-комической оперы и оперетты. Музыкальный язык «Золотой свадьбы» опирается на песенный стиль, и, в то же время, он богат внутренним духовным содержанием. Музыкальная сти-листика «Золотой свадьбы» ритмически разнообразна: яркими моментами являются ритмические особенности джазовой музыки буги-вуги, чарльстонских танцев, сосуществующих с ритмикой ашугских мелодий, народных танцев и песен. Такое красочное разнообразие стилей аппели-ровано на общем образном содержании музыкальной комедии.

Нужно отметить, что основоположником жанра музыкальной комедии в национальной музыке является Уз.Гаджибейли. К данному жанру обраща-лись также Ф.Амиров, С.Алескеров, С.Ру-стамов, З.Багиров, Ш.Ахундова, Т.Гулиев, А.Абба-сов, Т.Бакыханов, Н.Мамедов, Р.Мустафаев, Э.Са-битоглы.

Лирическая, грустная, но с хорошим настроением, музыка комедии О.Казыми «Золотая свадьба» завоевала большую симпатию у публики. Произведение, являющееся одним из интереснейших музыкальных полотен в истории данного жанра в азербайджанской музыке, написано на либретто Рамиза Гейдара. Творческий союз О.Казыми и Р.Гейдара начался с излюб-ленного ими жанра песни: «Отважные дети», «В мире остаётся добро», «Иг-рай, играй», «Девочки моего возраста», «К нам в дом идёт невеста», «Кара-бахские красавицы», «Память», «Я не могу в это поверить». Все песни лири-ческого содержания этого длинного списка воодушевлены поэзией Р.Гейдара. Творческий тандем, начавшийся в миниатюрных и малых жанрах, был продолжен в своеобразном стиле и в крупных сценических сочинениях. Наряду с лирическими строками поэзии Р.Гейдара, особое украшение и блеск «Золотой свадьбе» придают стихи со свойствами присущими жанру оперет-ты, с оттенками народного комического, шутливого духа. Важно отметить один интересный факт: в музыкальном спектакле О.Казыми на сюжет сочи-нения А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» автором перевода является Рамиз Гейдар. На основе исследований материалов личного архива О.Казыми были выявлены некоторые сведения. Так, в клавире рукописи оперетты «Золотая свадьба» на титульном листе стоит дата создания-1975 год; оперетта представлена как трёхактная с названием «Для любви хороша Родина». В данной рукописи 1975 года на последней странице есть некоторые авторские ремарки: 3-й вариант-1977 год,

4-й вариант 1979 год. Из личного архива композитора были предоставлены ещё несколько экземпляров клавира этого сценического произведения.

В одном из отделов Национальной библиотеки хранится газета «Литература и искусство» за 20 июня 1980 года, где опубликована очень интересная статья о сценическом представлении «Золотой свадьбы» в данном году. Автором статьи-рецензии является А.Нейматзаде. В ней предоставлен обзор постановки оперетты, дана подробная информация о сюжетной линии, образах и музыкальной композиции и стиле данного музыкально-театрального сочинения. А.Нейматзаде сообщает, что вызвавшая большой интерес и завоевавшая популярность у зрительской аудитории «Золотая свадьба» состоит из пролога, 2-х частей и 4-х картин. Автор статьи также отмечает, что музыка произведения создана в жанре музыкальной комедии, но больше в жанре мюзикла. Как известно, произведения и спектакли такого музыкально-сценического жанра сочетают в себе музыку, драму, хореографию и некоторые особенности оперного искусства. Но, не смотря на схожесть, у мюзикла есть свои отличимые особенности. Современный мюзикл в большинстве случаев предстаёт в виде двухактного спектакля, в котором совмещаются различные стили-комическая опера, водевиль и эстрадная музыка. Наряду с объединением диалогов, песен, шоу в мюзикле очень важное значение имеет хореография, отличающаяся от балетной хореографии и танцев в опереттах. В мюзиклах песенные музыкальные разделы разнообразны по форме, а события происходят более динамично. Как известно, в азербайджанской музыке первый образец мюзикла принадлежит гениальному национальному композитору Кара Караеву. Это мюзикл под названием «Неистовый гасконец», созданный композитором в 1973 году на сюжет комедии «Сирано де Бержерак» французского драматурга Э.Ростана.

Поставленную на сцене театра в 1980 году «Золотую свадьбу» Р.Гейдар в своей статье неслучайно характеризует как мюзикл. Как было указано ранее, в данном музыкальном спектакле органично совмещаются и комическая опера, и эстрадный стиль, и необычная хореография. В спектакле представлено 26 музыкальных номеров, из которых можно создать небольшую оперу. Режиссёром постановки 1980 г. являлся Р.Атакишиев. В спектакле были задействованы известные актёры, такие, как Насиба Зейналова, Сиявуш Аслан и другие. В лирической трогательной музыке О.Казыми со своеобразной драматургией произведения раскрывается не очень сложный сюжет: несмотря на то, что Азер живёт в роскошном городе Париже, его сердце неразрывно связано любовью к родному Азербайджану. Он приезжает на Родину, обретает счастье в любви к Айгюн и навсегда остаётся здесь. Данный сюжет оживает в оригинальной лирической и игривой музыке О.Казыми, в которой используются современные приёмы композиции. Драматургия произведения выстраивается на основе процесса развития событий. Любовная линия радости и печали, чистые и возвышенные чувства главных героев Азера и

Айгюн, а также комические ситуации, действия, обманы тунеядца Гадира прекрасно раскрываются в разнообразном музыкальном материале «Золотой свадьбы». Типизированный образ простой и откровенной азербайджанской женщины-матери предстаёт в радостных и игривых музыкальных номерах Баллы. Выступления отца-Рагима, всем сердцем любящего своего сына, сопровождаются своеобразной музыкой. В свою очередь, избалованный и ветреный образ Зузу насыщен интересными отличимыми музыкальными интонациями. Таким образом, в мюзикле каждый образ имеет свой индивидуальный музыкальный характер. В целом Мо<1егя(о

шр lj у V ■

¡fa é à M 4

v-Yr- f— ьг г

* J, a--j 4 4 ф > ш ММ

t-v т 1г~ т г

во всём произведении преобладает светлый и оптимистический настрой.

Ещё одна отличительная черта мюзикла-внед-рение большого количества хоровых номеров. Немаловажную роль играют сцены, в которых чередуются солисты и хор. В сценах, связанных с иностранцами, встречается музыка в джазовом стиле, а также используются ритмико-интонационные особенности танцев типа чарльстон.

Начинается «Золотая свадьба» блестящим большим оркестровым вступлением в жизнерадостном и патриотическом духе (Пр. 1).

и»* -

-Г-Y^r i1--*r r

Lii — iL f F —

sJ- 5 > j

Пр.1

К вступительному материалу присоединяется хор «Да здравствует Родина», где воспеваются красоты родной страны. Звучат торжественные фанфары. Далее, в ладе «Сегях» звучит прекрасная тема с остросин-копированным ритмом в стиле ашугской музыки (Moderato). После четырёх тактового акцентированного оркестрового вступления

на фоне синкопированных ритмов, типичных музыкальному языку композитора, звучит красочная тема. В свою очередь, особый акцентированный ритм предвещает динамический характер последующих событий.

Первые такты звучания смешанного четырёхголосного хора совпадают с начальным мотивом вступления (Пр.2).

«ШУШШШММШШак» #11(98), 2(021 / лят

11

Пр.2

Синкопированная ритмическая фигура сохраняется как «остинато». Оптимистичный четырёхголосный торжественный хор посвящён воспеванию любимой Родины. В спектакле хоровые сцены сопровождаются хореографией.

Мелодия лирической песни Азера «Какое прекрасное утро» (Пр.3) выстроена на типичных творчеству О.Казымова паузовых синкопированных ритмических фигурах. В песне, построенной в простой 2-х частной форме, проявляются особенности лирической песни-романса.

¥

т/

г г Г'

тт

тт

'г р г

т/

т

р~> п^ i .и* си i тт

Пр.3

Лирическое настроение продолжается в последующих номерах музы-кального спектакля. Характер музыки меняется с выходом Баллы- одного из многих интересных образов произведения. Данный образ композитор харак-теризует музыкой близкой к жанру народной песни. В музыкальной партии образа Баллы используются особенности баяты, ши-кесте, которые относятся к жанру народной музыки. Характерной чертой этих жанров является опора на лад «Сегях», с чем и связано превалирование интонаций этого лада в музыке образа матери.

В песне Баллы композитор использует народные баяты, выражающие любовь к Родине.

Песня Баллы «Шакерчорек, пахлава» весёлая, игривая, напоминающая народные комедийные песни. Песня выражает радостное состояние Баллы и её мужа Рагима, которые готовятся к празднованию своей серебряной свадьбы.

Другая песня Баллы, состоящая из куплетов «Наши девушки очень красивые, очень красивые» созвучна с куплетами песни Джахан из оперетты

«Аршин мал алан» Уз.Гаджибейли. Размер 6/8, простая мелодия в духе народной музыки - всё это объединяет два образа. Простая и откровенная женщина Баллы обещает своему родственнику Азеру

Л11 н к11 I и

выбрать для него умную и красивую девушку. Радостная и игривая мелодия этой песни звучит в ладе «Шуштер» (Пр.4). Сопровождающий мелодию солиста пунктирный ритм оркестровой партии создаёт сходство с народными танцами.

- || J' J' J | j гс J'J J |J jjji J

J j- J —

-ür c_r > i-г e-LT ir F F -»—f—f— * i У J~V pi\

Пр.4

Появление на сцене комического персонажа Гадира привносит в общую обстановку ещё больше радостного настроения. Его песня «Амидосту» в шутливом народном весёлом духе отражает ритмические особенности народных танцев. После такого игривого раздела звучит лирическое ариозо Азера о его тоске и печали. Данное ариозо отличается от предыдущих лирических номеров спектакля драматичностью и эмоциональностью. В начальных номерах преобладают светлые полные надежды чувства, а ариозо наполнено чувствами грусти и тоски.

Напряжённое настроение вновь сменяется весёлой песней Баллы. На этот раз выход Баллы представлен более масштабным музыкальным номером. И вновь музыкальное развитие мелодии, её фактура и ритмическое строение совмещаются с музыкой народных песен. В этом номере композитор использует простые гармонии, уделяя больше внимания насыщенности мелодии. Образ Баллы отождествляет образ простой азербайджанской женщины-домохозяйки, искренне любящей и заботящейся о своей Родине, семье. Именно поэтому в раскрытии её образа широко используются элементы народной музыки-интонации лада «Сегях», мелизмы, трели, присущие размеру 6/8 ритмические формулы и др.

Ещё один музыкальный номер спектакля близкий к образу Баллы-песня Гадира. Традиционный размер 6/8, интонации лада «Махур», квартовый скачок к первой ступени лада «Раст» с тоникой «фа» -являются основопола-гающими чертами сходства с образом Баллы. В музыкальном номере, пред-ставленном в простой 3-х частной форме, контраст наблюдаются только при изменении высоты тона в средней части.

В следующем номере инструментальной музыки, указанном как Proseenium (перед занавесом) звучит лейт-тема иностранных туристов, которой заканчивается первая картина.

Одной из интересных сцен мюзикла является сцена в Гобустане. По совету Гадира, переодетые в иностранных туристов, Баллы и Рагим приез-жают в Гобустан, чтобы проследить за своей дочерью Айгюн и Азером. Это самая смешная сцена в спектакле. Мелодия танца путешествующих в Гобустане туристов и диалога иностранной девушки с хором «Посмотрите, что я нашла» выстраивается на ритмах современной джазовой музыки. Это очень эффектная сцена. Здесь танец, хор, инструментальные разделы характери-зуются очень ритмичной, пылкой музыкой.

После бурного раздела в темпе «Andante» вновь звучит лирическая тема Азера. Музыка

наполняется яркими, светлыми тонами и отображает красоту Родины. Сцена признания героев друг другу в любви представлена широкими и развитыми мелодиями.

Романтическая атмосфера усиливается в следующем музыкальном номере с названием «Сцена сна». Здесь особое внимание привлекает изящная речитативная мелодия у солирующего гобоя. Ещё раз слышны синко-пированные ритмы, но в отличие от смысла в лейтмотиве иностранных туристов,

они носят иной информативный смысл. Применения синкоп в этом разделе в основном связано с ре-читативно-импровизационным характером мелодии. Искренние чувства Азера к Айгюн раскрываются в его лирической песне «Я никогда не видел такой красавицы», звучащей в ладе «Сегях». Грустная, плавная, кантиленная мелодия написана в стиле песни-романса (Пр.5).

Пр.5

После большого инструментального вступления с солирующим гобоем в сопровождении хора звучит песня Айгюн.

Очередное выступление Азера «Зачем меня гнетёт тоска» продолжает лирическую линию его музыкальных номеров. В этом номере свою любовь к Айгюн он объясняет более эмоциональными красками. Затем Айгюн вос-соединяется в чувствах со своим возлюбленным: «Ах, я не могу жить без тебя». Эта сцена больше напоминает лирико-эст-радные песни О.Казыми. Сопровождение вокальной мелодии, нежно звучащей флейтой, придаёт ей особый шарм.

Очередной дуэт Азера и Айгюн «Душа желает любви» выстроен на имитациях полифонического стиля. Особую грусть и тепло дуэту придаёт аккомпанирующее звучание скрипки и флейты.

«Песня чужой девушки» («Я брожу по этому миру») выделяется своеобразным музыкальным слогом. Самодовольный образ иностранной девушки воссоздаётся мелодией с причудливым ритмом, остинатным фоном синкопированных ритмических фигур, ритмических особенностей блюза, а также особенностями танцев джазового стиля ХХ века-блюза, чарльстона, буги-вуги. Именно этим и подчёркивается иностранная принадлежность образа (Пр.6).

Пр.6

3 картина 2-ой части-сцена «Ресторан», которая является одним из больших номеров. В инструментальном вступлении слышны традиционные синкопированные ритмы композитора. Здесь звучит мелодия в характере современных эстрадных танцев. Под эту музыку представлен танец и тема персонала ресторана. Следующие один за другим музыкальные номера воспринимаются как продолжение всей сцены. В этой сцене преобладают грустные интонации, связанные с безответной любовью иностранной девушки к Гадиру.

Одна из интересных сцен мюзикла-это сцена Гадира и девушки иностранки. Дуэт сопровождается танцем. Иностранка пытается примириться с Гадиром и обращается к нему со словами «Ты на меня обиделся». Она уговаривает его уехать с ней в Париж. Гадир не меняет своего решения и отвечает: «Я никогда с тобой никуда не поеду». Затем исполняется танец чарльстон. В дуете с иностранкой происходит смена настроения, вновь на передний план выдвигаются синкопированные ритмы. Мелодия басовой партии звучит в хроматическом нисходящем движении и перекликается с различными аккордовыми комплексами верхнего голоса.

Дуэт главных героев мюзикла Азера и Айгюн «Не знаю что это за чувства» продолжает лирическую линию предыдущих выступлений. Окончательно подтверждаются чистая любовь и возвышенные чувства Азера и Айгюн. Меланхоличная, задушевная мелодия дуэта звучит в ладе «Шуштер». В последней сцене в сопровождении

танца звучит хор «Эй,эй». Интонации музыки хора напоминают музыку известной песни О.Казымова «Добрые люди».

Впервые в спектакле специально для образа иностранки были выделены два номера. В первом номере в сопровождении хора иностранка исполняет свою песню и танец. Во втором номере музыка приобретает несколько лирический оттенок. В этой песне девушка-иностранка признаётся в любви к Азеру.

Следующий дуэт-Баллы и Рагима. Основные черты характеризующие Баллы сохраняются в их дуэте, что придаёт звучанию боли искреннее настроение.

Очередное выступление хора повествует о предстоящей свадьбе. К хору присоединяются Баллы и Рагим. Эта сцена наполнена радостью и оптимизмом.

Произведение заканчивается выходом Азера и Айгюн. Заключительная сцена сопровождается танцевальной хореографией. Дуэт «Эта земля, это небо, это синее море» в духе лирической кантилены. Этот дуэт самый прекрасный музыкальный номер всего мюзикла. Дуэт начинается с выступления Айгюн. Эту же мелодию поёт Азер, но с новым поэтическим текстом: «Моя душа связана с твоей душой». К дуэту Азера и Айгюн в вокализном исполнении присоединяется хор. Музыкальный спектакль заканчивается торжеством искренней любви главных героев.

«шушетим-лшигмау» тт / art

15

Как было указано ранее, в спектакле «Золотая свадьба» совмещены черты лирико-комической оперы, оперетты и мюзикла. Особенности лирико -комического оперного жанра проявились во всестороннем раскрытии музыкальных характеров героев. Основные персонажи-главные герои Азер и Айгюн характеризуются в развёрнутых музыкальных номерах. В данном произведении мастерски воедино сплетаются характерные признаки лирико -комической оперы и песенного жанра. Дуэтное соло Азера и Айгюн это не просто песня, а прекрасный музыкальный номер с явными качествами жанра песни-романса. В мюзикле образы по характеру разделены на 2 группы: лирические и комические. Лирические образы представлены Азером и Айгюн, а комические-Гадиром, Баллы (мать Айгюн), Рагим (отец Айгюн), Зузу. Музыкальный язык лирических образов складывается из характерных черт жанра песни-романса, а музыкальный язык комических образов близок к стилю народных песен и танцев. В вокальной партии комических героев, в мелодии их выступлений проявляются синтаксическая и ритмическая структуры юмористиче-

ских песен. Мелодии лирических персонажей выстроены на основе ладов «Баяты-Шираз», «Segah» и «Шуштер».

Несмотря на то, что в партии иностранной девушки в сцене «Гобустан» с хором «Эй, эй, на скалах» использованы современные эстрадные и джазовые элементы, здесь прослеживается тесная связь и близость с особенностями национальной музыки. Музыка хора написана в простой 3 -х частной форме звучит на фоне причудливого, синкопированного ритма оркестрового сопровождения. Первый раздел хора- трёхголосен, а далее звучит четы-рёхго-лосное восклицание «Эй, эй!». Ранее было отмечено сходство с песней «Добрые люди». Средний раздел «Мы-память веков» хор исполняет двухголосно. Далее присоединяются и другие голоса. Реприза выстроена на вступительном материале, к которому добавляется небольшой заклю-чительный раздел. С мелодической точки зрения начальный и репризный музыкальный материал напоминают национальный танец «Яллы»: ограничённый диапазон мелодии, повторение одних и тех же фраз, простота ритмического рисунка, остинатный ритм аккомпанемента (Пр.7).

Пр.7

В версии 1975 года «Золотая свадьба» состоит из 3-х актов: 1-й акт-13 номеров, 2-й акт-15 номеров, 3-й акт-22 номера. В первый акт входят: хор, песня с хором, 1 -й дуэт, 1 ариозо, а остальные выступления-песни. Во втором такте увеличивается количества хоров и танцев; определённое место отводится песням, но преобладают дуэтные номера. В третьем акте дуэты играют ключевую роль. Произведение заканчивается хоровой сценой.

И вновь обратимся к жанру произведения. Дата создания «Золотой свадьбы» в Википедии на сайте О.Казыми-1974 год, где сочинение упоминается среди музыкальных произведений, написанных для театральных постановок, а не как музыкальная комедия или оперетта (7).

Композитор несколько раз редактировал это произведение. Об этом свидетельствует наличие нескольких рукописей, хранящихся в его личном

архиве. Отметим, что музыка к театральному представлению и музыкальная комедия-концепции совершенно разные. В коментариях «Музыкального энциклопедического словаря» (изд. «Советская энциклопедия», Москва,1990 г.) отмечается: «Музыкальная комедия -это музыкально-сценическое произ-ведение, построенное на комедийной основе» (5 260). Из сказанного выше ясно выражено, что данный жанр это не музыка к театральной постановке, а музыкально-сценическое произведение. В энциклопедии данный термин приобщают и к другим музыкально-сценическим произведениям, таким как: опера-буффа, оперетта, комическая опера, комедия-балет, зингшпиль, водевиль, мюзикл. Появление музыкальной комедии как самостоятельного жанра на музыкальной арене приходится на конец Х1Х-нач. XX веков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отличие от оперетты, музыка в музыкальной комедии не имеет непосредственного отношения к развитию событий. Здесь мало развёрнутых масштабных сцен, ансамблей, сольных арий, хоров, для данного жанра более характерны красочные песенные жанры и народные танцы.

Как известно, в оперетте «Золотая свадьба» сочетаются вокал и инстру-ментальная музыка, танец, балет, элементы эстрадного жанра, а основу музыкальной драматургии составляют куплеты песен и танцы. Типичные формы оперы (ария, ансамбль, хор) в данном сочинении О.Казыми довольно просты. А в отличие от музыкальной комедии, где музыка выполняет вспомогательную функцию, в «Золотой свадьбе» вокальные и хорео-гра-фические музыкальные номера служат развитию событий, тем самым неся определённый смысл и утверждая идею концепции.

Наряду с вышесказанным отметим, что в «Золотой свадьбе» просле-живаются черты оперетты. Музыка органично вписывается в ход событий, где каждое изображение имеет развитый характер (особенно у главных героев Айгюн и Азера). В рукописи 1975 года музыкальные номера указаны следующим образом.

1)1-ый занавес-2 песни и ариозо Азера.

2)2-ой занавес- песни Азера, выход Азера и Айгюн .

3)3-ий занавес-песня Азера, 3 дуэта Азера и Айгюн.

В первом занавесе нет выступления Айгюн. Во 2-ом занавесе -2 песни Айгюн, 2 дуэта с Эльмаром, а также дуэт с Азером. В третьей картине звучат 3 дуэта Айгюн с Азером.

Несмотря на то, что Баллы- мать Айгюн, является второстепенным персонажем, только в 1 -ом занавесе звучат 5 песен Баллы. Также, в 1 -ом занавесе -дуэт Баллы и её мужа; во втором занавесе-2 дуэта Баллы и Рагима. В 3-ем занавесе-образ Баллы представлен более развёрнуто пятью выходами: 1 -песня, 2-дуэт Баллы и Рустама, 3-баяты Баллы, 4-дуэт Баллы и Рустама, 5-песня Баллы.

Образ отца Айгюн Рагима представлен в 1 -ом занавесе песней и в дуэте с Баллы; во 2-ом занавесе -в двух дуэтах с Балыы; в 3 -ьем занавесе - дуэтом с Баллы.

В «Золотой свадьбе» в большей мере проявляются особенности лирико-комической оперы. Образы главных героев раскрываются не только в песнях, но и в ариозо, дуэтах, а образы второстепенных персонажей раскрываются в песнях и дуэтах. Определённое место в произведении имеют и хоровые сцены.

Таким образом, если в ранних редакциях «Золотая свадьба» более лирико-комического направления, то в редакции 1980 года прослеживается эволюция стиля: данное музыкальное сочинение наделено более яркими стилистическими особенностями мюзикла. А в ином ракурсе можно также проследить синтез различных жанров: музыкальной комедии, лирико-комической оперы, мюзикла.

Музыкальный стиль «Золотой свадьбы» является ярким примером творческого мышления, стиля композитора. Музыкальный язык сочинения с опорой на песенный стиль интересен своеобразием мелодий, гармоний и ритмических формул. Рассмотрим некоторые аспекты мелодических построений.

В оперетте мелодии можно разделить на несколько видов. Как известно, в мелодическом стиле композитора большое место занимает лирическая кантилена. Сочетание лирического и мелодического начал связано с эстрадно-песенной, являющейся доминирующей основой творческого стиля композитора. Октая Казыми прекрасный мелодист-лирик. Его песенному творчеству свойственна сдержанная лирика с богатым внутренним духовным содержанием. В «Золотой свадьбе» соло Айгюн, соло Азера, их мелодичные дуэты наполнены высокой духовной поэтичностью, меланхолией. Красоту и чистоту возвышенных чувств, высокие этические качества главных героев оперетты композитор выражает своим мелодичным музыкальным языком. Мелодика лирических тем оперетты гибкая, главная и имеет чёткую логическую ладоинтонационную структуру. Одним словом, эти мелодии сочетают в себе целый ряд аспектов понятия мелодической красоты.

Рассмотрим мелодический стиль музыкальных номеров Азера. Мелодия песни Азера «Какое прекрасное утро» из 1 -ой картины спокойная и плавная, звучит в ладе «Раст» в пределах интервала «ноны». Интонационно мелодия проста и выстроена на секундовых движения; изредка вкрапливаются скачки малыми терциями, что в свою очередь привносит в мелодию некоторую мягкость звучания. Ритм мелодии данной песни выстроен на многочисленных синкопах и паузах, что в общем свойственно всему песенному творчеству Октая Ка-зыми.

Следущее выступление Азера «Никогда не видел такой красавицы». Мелодия этой песни звучит в пределах октавы, в ладе «Сегях». Она, как и мелодия первой песни, плавного и спокойного характера.

Песня Азера «Я желаю любви» из 3-ей картины звучит в ладе «Баяты-Шираз» в пределах октавы. Звучание этой песни напоминает ариозо. Как и в предыдущих музыкальных номерах, мелодия этой песни наполнена различными ритмическими синкопированными формулами с нисходящей се-кундовой интерваликой.

Нужно отметить, что одним из основных моментов музыкальной комедии «Золотая свадьба» является ритмическое разнообразие, свойственное всему композиторскому стиля О. Казыми. В музыкальных номерах персонажей произведения мастерски синтезированы ритмы ашугской музыки, народных песен и танцев с современной джазовой музыкой-буги-вуги, чарльстон. Наглядным примером могут служить музыкальные номера иностранных туристов и выход иностранной девушки.

«шушетим-лшигмау» #wm), mm / art

17

Интересен также и гармонический стиль музыкальной комедии. В мелодиях народного стиля выступлений комических образов просле-живаются национальные гармонические обороты. Во вступлении музыкаль-ного произведения, наряду с ашуг-ским стилем, явно вырисовывается и гармонический стиль. В данном разделе применяются свойственные ашугскому стилю кварто-квинтовые сочетания аккордов и их параллельные движения. Во многих фрагментах оперетты гармоническое изложение пред-ставлено вспомогательными септаккордами, вспомогательными тонами, альтерированными аккордами, что непосредственно связанно с инструмен-тальным исполнением и национальной музыкой. Музыкальный номер иностранной девушки насыщен пунктирным и острым ритмом, квартовыми и секундовыми аккордами, связанными с джазом.

Безусловно, что некоторые особенности музыкального стиля О. Казыми в «Золотой свадьбе» прослеживаются в определённой группе образов. Как указывалось выше, выступления лирических ге-роев-песенного стиля и ариозо; выступления иностранных персонажей-современные танцевальные ритмы; комические образы-национальные ритмы и гармонии. В данной призме музыкальный материал «Золотой свадьбы» демонстрирует разнообразие стилей, связанное с общим образным содержанием произведения.

В музыке О. Казыми на высоком уровне раскрыта сюжетная линия литературного источника, где события развиваются в различные временные периоды и герои принадлежат разным слоям социального общества. Наряду с этим, композитору прекрасно удаются и сцены связанные с природой, которую он прекрасно представляет музыкальными средствами вырази-тельности. Композитор в своей музыке создаёт блестящие одушевлённые образы, наполненные смыслом. Таким образом, типичные средства выра-жения сценической музыки и элементы описания, не затмевают музыкальные номера высоко эмоционально-психологического характера, раскрывающих внутренний духовный мир героев. Наоборот, опираясь на замысел и развитие сюжетной линии, композитор профессионально объединяет эти аспекты на взаимное гармоничное и дополняющее друг друга сосуществование.

На основании исследований музыкальных материалов О. Казыми, созданных для театральных постановок, обнаруживается большой энтузиазм композитора к данной области искусства. В связи с этим можно сделать вывод, что театральная музыка

-одно из важнейших направлений творчества О. Ка-зыми. Важно подчеркнуть то, что композитор обращается к сочинениям драматургов разных времён: А.С. Пушкин, М.Ф. Ахундов, М.С. Ордубади, Дж. Джаббарлы, А.Шаиг, Г.Джавид, Н.Хикмет, И.Эфендиев, Р.Ибрагимбеков, М.Ибрагимбеков, Р.Гейдар и др. Каждый музыкальный спектакль на эти сочинения отличается индивидуальным образным содержанием, характером персонажей. На основании сюжетов О. Казыми создал оригинальные и эмоциональные музыкальные образцы отражающие ход событий, внутренний мир героев и их чувств. Все эти произведения композитора оставляют глубокий след в памяти зрителей.

Заключение. Таким образом, уделяя большое внимание к данному жанру искусства, опираясь на тра-диции Уз. Гаджибейли, С. Алескерова и Р. Га-джиева композитор О. Казыми создал свой неповторимый творческий стиль данного ракурса.О. Казыми начал создавать музыкальные комедии в 70-е годы наряду со своими современниками- Шафигой Ахундовой, Закиром Багировым, Тофиком Бакиха-новым, Нариманом Мамедовым, Эмином Сабито-глы и др.

В «Золотой свадьбе» сконцентрированы многие стилистические особенности инструментальных, вокальных и хоровых сочинений композитора, предшествовавших данной музыкальной комедии.

Список литературы

1. Qismatoglu F. Nagmali ömür - "Odalat" qazeti, 2004-cü il, 23 iyul

2. Süleymanova R.A. Azarbaycan dram asarlarinin dramaturji inki§afinda musiqinin rolu (1970-2000-ci illar) - sanat§ünasliq namizadi alimlik daracasi almaq ügün taqdim olunmu§ dissertasiya. Baki: 2008.

3. Керимова Н.Г. История театральной музыки Азербайджана в XX веке (монография). Баку: Марс Принт 2008.

4. Кулиев И. Зарождение новой эстрадной музыки в Азербайджане - ж-л «Азербайджан-Ирс», 2001, №8

5. Музыкальный Энциклопедический словарь (Главн. редактор: Г.В.Келдыш). М.: Советская энциклопедия. 1990, с. 671

НОТОГРАФИЯ

6. Kazimi O. A.§aiqin "Fitna" pyesina yazilmi§ musiqi. Olyazma (1979)

САЙТОГРАФИЯ

7. https: //apa.az/ medeniyyet - xeberleri/incesenet haqqinda

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.