УДК 281.93(006.3)
DOI: 10.24412/2309-5164-2021-4-129-134
Монах Варфоломей (Чернышев Сергей Николаевич),
доктор геолого-минералогических наук, профессор, почетный работник высшей школы, почетный работник науки и техники, г. Кострома, преподаватель Костромской духовной семинарии, E-mail: 9581148@list.ru
ДВА СЛУЧАЯ ПРОЗОРЛИВОСТИ
О. ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО: ПИСЬМА К А.С. МАМОНТОВОЙ В АБРАМЦЕВО
В настоящей статье представлены некоторые письма из переписки о. П. А. Флоренского и А. С. Мамонтовой, в которых проиллюстрированы внешние условия и внутренние, душевные переживания в условиях жизни в революционной России.
Ключевые слова: священник Павел Флоренский, Александра Саввишна Мамонтова, революция, пророчество, возрождение. Цитирование: Монах Варфоломей (Чернышев С. Н.) Два случая прозорливости о. Павла Флоренского: письма к А. С. Мамонтовой в Абрамцево // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 4. — С. 129-134.
В Абрамцеве, имении Мамонтовых под Сергиевым Посадом о. Павел Флоренский часто бывал в 1912-1926 годах. Он периодически служил в там в церкви Спаса Нерукотворного по просьбе хозяйки имения Александры Саввишны Мамонтовой. Вместе с Ю. А. Олсуфьевым он помог поставить Абрамцево под охрану государства. Историю знакомства о. Павла с А. С. Мамонтовой раскрыла в воспоминаниях Е. А. Чернышева1. Отношения с Александрой Саввиш-ной и Александром Дмитриевичем Самариным, который в те годы часто бывал и по долгу жил в Абрамцеве были самые доверительные. Абрамцево в те годы сохраняло черты культурного центра, созданного С.И. и Е. Г. Мамонтовыми — родителями Александры
1 Чернышева Е.А. П. А. Флоренский в Абрамцеве (Выступление в Абрамцеве на торжественном заседании, посвященном 100-летию П. А. Флоренского). 1982 год. Машинопись. 6 стр. Архив музея-заповедника Абрамцево.
Монах Варфоломей (Чернышев Сергей Николаевич)
Саввишны. В нём по-прежнему работали художники М. В. Нестеров, П. П. Кон-чаловский и другие, но присутствие А. Д. Самарина, С. Н. Дурылина — воспитателя детей Самариных, наезды прот. Владимира Востокова и священника Павла Флоренского придали Абрамцевскому кружку религиозно-философский характер. На фоне абрамцевского пейзажа написал М. В. Нестеров картину «Философы», на которой изобразил С. Н. Булгакова и о. Павла Флоренского, погруженных в беседу.
О тесных деловых отношениях, о совместных трудах по сохранению Церкви и культуры в годы жестоких гонений и о полном взаимном доверии свидетельствует письмо о. Павла к Александре Саввишне из Сергиева Посада в Абрамцево1. В частности, он пишет: «Мне совершенно необходимо снестись с Александром] Дмитриевичем], вероятно сегодня или завтра я поеду в Москву, хотя только позавчера вернулся от туда. Имейте в виду, что ни писем, ни телеграмм Вл[адыке] Феодору (Поздеевский, епископ с 1917 года, архиепископ с 1923 года, настоятель Московского Данилова монастыря — С.Ч.) посылать сколько-нибудь значительных НЕЛЬЗЯ, в виду возможной их задержки и прочтения. По телефону тоже говорить нельзя. Против Алекс[андра] Дмитриевича у нас ведут гадкую агитацию, почему ему надо быть особенно осторожным. Вы не можете себе представить, глубокоуважаемая Александра Саввишна, сколько грязи обнаружилось».
Александра Саввишна воспитывала троих детей своей покойной сестры Веры Саввишны и А. Д. Самарина. Младший из них скончался 29 января 1913 года от аппендицита, не дожив четырех месяцев до шести лет. Александра Саввишна тяжело переживала потерю оставленного ей сестрою младенца. О. Павел написал ей:
«Глубокоуважаемая Александра Саввишна!
Неожиданной и прискорбной была для нас весть о постигшей Вас разлуке с милым Серёжей. Видно, не на долгое время свои тяжёлые обязанности и сладкие права хотела уступить Вам его мать, и теперь сама будет воспитывать своё дитя. Ведь по издревле идущему в Церкви мнению, младенцы, похищенные смертью, — это не бутоны, сорванные до цветения, а, скорее ростки, пересаженные на лучшую почву. В ином мире они продолжают расти и укрепляться духовно, воспитываемые теми, кому вручает их Воля Призвавшего их. Но кому же вручит она Серёжу, как не матери?
Едва ли Вы помните одну недоговорённую мысль, которую летом обронил Вам по оплошности один из подписавшихся под этим письмом. Тогда было сказано на счёт Серёжи, что он не такой, как его брат и сестра, и что в глазах его, несмотря на фамильное сходство, внешнее, есть особая кротость. Теперь ничто не мешает сказать то, что тогда хотелось сказать прямо: Серёжа был с глазами, — как говорит народ, «не жильца». Это трудно определимое, но совершенно определённое выражение чего-то неземного. Печать избранничества духовного лежит в этом неестественно кротком взоре. Ребёнок может шалить и резвиться,
1 Флоренский П., свящ. Письмо к Александре Саввишне Мамонтовой из Сергиева Посада в Абрамцево. Без даты (между1919 и 1925 годами) // «Подвигом добрым подвизался...». — Кострома, 2017. — С. 259-260.
но всё же чувствуется, что он «не от мира». И если представить себе, что такой ребёнок вырос здесь, то сердце сжимается от предчувствий: как он вынесет зло земли и страдания, с которыми кое как лишь примиряются люди с более земляной организацией. Взятый отсюда Серёжа попал «к себе». Молитвами его, пусть Господь растворит горечь Ваших слёз той радостью Утешителя, перед которой рушатся и которою затопляются всякие тесноты земной туги и временных страданий. Священник П. Флоренский»1.
Летом 1917 года рушились отношения между хозяевами и работниками. Александра Саввишна, имевшая около 250 десятин земли, содержавшая скот, жаловалась о. Павлу, что в страдное время не может организовать покос. В ответ она получила письмо, ставшее сегодня «столпописанием» для сотрудников музея-заповедника Абрамцево:
«1917.т 30. Сер. Пос.
Глубокоуважаемая Александра Саввишна!
С грустью я получил сегодня после обедни Ваше письмо. Вы пишете о своей апатии и даже о своём равнодушии к тому, над сохранением чего стояли столько времени. Если Вы утомлены, если вы расстроены чисто физически, конечно, я понимаю Вас: слишком много у каждого из «граждан» нашего милого Отечества поводов для усталости. Но, конечно, эта усталость пройдёт в своё время.
Однако Ваши слова звучат, кажется более значительно. Вы, как мне показалось из письма, допускаете в своё сердце равнодушие и более существенное, чем от нервного утомления. Но из-за чего?
Всё то, что происходит кругом нас, для нас, разумеется, мучительно. Однако я верю и надеюсь, что, исчерпав себя, нигилизм докажет своё ничтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе, и тогда, после краха всей мерзости, сердца и умы уже не по-прежнему, вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, Святой Руси. Всё то, что Вам дорого в Абрамцеве воссияет с силой, с какой никогда ещё не сияло, потому, что наша интеллигенция всегда была на У, на 1/з, на У4 и т.п. нигилистичной, и этот нигилизм надо изжить, как надо болезни пройти через кризис. Я уверен, что худшее ещё впереди, а не позади, что кризис ещё не миновал. Но я верю и в то, что кризис очистит русскую атмосферу, даже всемирную атмосферу, испорченную едва ли не с XVII века. Тогда «Абрамцево» и Ваше Абрамцево будут оценены, тогда будут холить и беречь каждое брёвнышко аксаковского дома, каждую картину, каждое предание в Абрамцеве, в абрамцевах. И Вы должны заботиться об этом ради будущей России, вопреки всяким возгласам и крикам. А покосы — Бог с ними. Вы проживёте и без покосов, а Абрамцево с покосами мало связано, по крайней мере в моём сознании. Я понимаю, что человеческую недобросовестность тяжело видеть. Но она была, есть и будет, и пока мы живём в мире, не на небесах, будет бесчестность, грубость, будут разбои и войны, и с ними надо заранее как-то посчитаться в душе своей и раз навсегда как-то перестать их замечать. Иначе, волнуясь за других, мы рискуем утерять из виду собственную
1 Чернышева Е.А. П. А. Флоренский в Абрамцеве (Выступление в Абрамцеве на торжественном заседании, посвященном 100-летию П. А. Флоренского). 1982 год. Машинопись. 6 стр. Архив музея-заповедника Абрамцево.
свою светлую цель, духовную культуру Родины, рискуем оторваться от живого нерва Руси. А ведь Вы-то, в душе, не сомневаетесь, что дорогое Вам, Ваша теплота к отошедшим от сюда, то благоухание прошлого, которым жила Родина, Ваше чувство связи с историей — что всё это действительно есть, что Вы хранительница чего-то более тонкого и более духовного, чем только покосы, лес и даже дом, что Абрамцево, дорогое Вам, прежде сего есть духовная идея, которая неуничтожима.
Скажу худшее. Если бы Абрамцево уничтожили физически, то и тогда, несмотря на это великое преступление уничтоживших перед Русским народом, если будет жива идея Абрамцева, не всё погибло. Но вот когда Вы внутренне охладеете к аромату истории — это будет совсем худо, и Ваша вина, вина Вас, знавших душу Абрамцева, будет неизмеримо больше вины тех, кто, не зная души его, погубил его тело.
Простите, глубокоуважаемая Александра Саввишна, мои рассуждения, которые невольно вылились у меня в связи с Вашим письмом.
Преданный Вам
священник Павел Флоренский»1.
Александра Саввишна приняла слова о. Павла, нашла в себе силы принять на хранение Абрамцево в сложных революционных обстоятельствах. До 1926 года она возглавляла музей, созданный ею при содействии Ю. А. Олсуфьева и о. Павла Флоренского. В последующие годы, после ареста вплоть до смерти она сохраняла «душу Абрамцева» в сердце своём. Ф. Д. Поленов писал, что «с именем её и светлой памятью о ней неразрывна история Абрамцевского музея»2, что она в 1918 году оказалась единственной опорой осиротевшего родного гнезда, «хранившей и несшей всю дальнейшую трудную жизнь душу абрамцевского дома»3.
Приведённые письма содержат мысли, привлекающие внимание богословов и культурологов. В частности, утверждение о наличии некоей души Абрамцева, носительницей которой является А. С. Мамонтова, сродни идее ак. Д. С. Лихачёва о единстве города и его коренного населения — хранителя местных традиций, о значении осёдлости для сохранения культуры и её материальных носителей — зданий, сооружений и в целом архитектурных ансамблей, идеи, вписанной им в концепцию экологии культуры. Здесь хотелось бы выявить другую, ранее никем не отмеченную особенность писем. В них о. Павел не только дает ясную, глубокую оценку состоянию общества в текущий момент, но и прозорливо пишет о будущем. Ему было открыто, что младенец Сергий Самарин «не жилец» в этом мире, что Господь скоро избавит его от жительства в жестоких 1920-х - 1950-х годах. Сердце о. Павла «сжимается от предчувствий: как он вынесет зло земли и страдания». Но зло и страдания, как видно нам в обратной исторической перспективе, не очень процветали в 1913 году. Кажется,
1 Флоренский П.А., свящ. Письмо к Александре Саввишне Мамонтовой от 30 июля 1917 года // Московский вестник. — 1990. -№ 1. — С. 264-265.
2 Поленов Ф. Д. Тётя Шура // Отчина. Иллюстрированный историко-художественный альманах. Музей-заповедник «Абрамцево». — 2002. — С. 45-50.
3 Там же.
о. Павел предвидит резкое изменение жизни в России, предвидит изобилие зла и страданий в стране, особенно в ГУЛАГе, куда С. А. Самарин почти неизбежно попал бы, учитывая его происхождение и склад характера. Сестра его Е. А. Чернышева, говаривала, что с его твёрдостью и честностью Серёженька, так его называли в семье, конечно, подвергся бы аресту.
Другое письмо о. Павла, от 30 июля 1917 года, было написано в промежутке между двумя политическими переворотами. В момент его написания при принципиальном политическом изменении строя ещё мало что изменилось в быту у русских людей, но о. Павел предупреждает о грядущих страшных изменениях жизни. Он видит развитие нигилизма, который появился в России в начале XVII века при первой смуте. Тогда многочисленные предатели стремились к ликвидации национальных традиций и введению западных, польских порядков в Москве. О. Павел летом 1917 года пророчествует, «что худшее ещё впереди, а не позади». Но, «исчерпав себя, нигилизм докажет своё ничтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе, и тогда, после краха всей мерзости, сердца и умы уже не по-прежнему, вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, Святой Руси». Волнами идёт наше Возрождение. Первая волна была вызвана тяжелыми поражениями в начале Великой Отечественной Войны, когда правитель в соответствии с большевистской стратегией «попутчиков» вынужден был обратиться к русскому народу, дать Патриарха Церкви, приоритет русской культуре, чтобы возбудить патриотический подъём на период Войны и послевоенного восстановления в труднейших условиях атомной угрозы и гонки вооружений. На первой волне Абрамцево было восстановлено, как музей, А. С. Мамонтова получила персональную пенсию за заслуги отца. Были восстановлены и другие «абрамцевы», как, обобщая, называет о. Павел национальные культурные центры. Среди других в первую очередь назову Троице-Сергиеву Лавру, где был восстановлен монастырь и Духовные семинария и академия. Назову также Поленово, куда из лагеря был возвращён сын художника для воссоздания музея. Второй волны мы с Вами свидетели сейчас. Она выразилась пока только в расцвете Церкви и широком распространении Православия в народе. Мы не дожили ещё до времени, когда, по о. Павлу Флоренскому, «исчерпав себя, нигилизм докажет своё ничтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе», и когда «после краха всей мерзости, сердца и умы уже не по-прежнему, вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, Святой Руси». О возрождении России в то же время пророчествовали старцы Анатолий Оп-тинский (младший) и Варнава Гефсиманский1.
ЛИТЕРАТУРА
1. Поленов Ф. Д. Тётя Шура // Отчина. Иллюстрированный историко-художественный альманах. Музей-заповедник «Абрамцево». — 2002. — С. 4550.
2. Флоренский П. А., свящ. Письмо к Александре Саввишне Мамонтовой от 30 июля 1917 года// Московский вестник. — 1990. — № 1. — С. 264-265.
1 Шаргунов А., прот. Чудеса Царственных мучеников. М. — СПб.: 1995. — С. 32.
3. Флоренский П. А., свящ. Письмо к Александре Саввишне Мамонтовой из Сергиева Посада в Абрамцево. Без даты (между1919 и 1925 годами). «Подвигом добрым подвизался...». — Кострома, 2017. — С. 259-260.
4. Чернышева Е. А. П. А. Флоренский в Абрамцеве (Выступление в Абрамцеве на торжественном заседании, посвященном 100-летию П. А. Флоренского). 1982 год. Машинопись. 6 стр. Архив музея-заповедника Абрамцево.
5. Шаргунов А., прот. Чудеса Царственных мучеников. М. — СПб.: 1995. —
96 с.
Monk Bartholomew (Chernyshev Sergey Nikolaevich), Doctor of Geological and Mineralogical Sciences, Professor, Honorary worker of higher education, Honorary Worker of Science and Technology, Kostroma, teacher of Kostroma Theological Seminary, E-mail: 9581148@list.ru
TWO CASES OF FORESIGHT OF PR. PAVEL FLORENSKY: LETTERS TO A.S. MAMONTOVA IN ABRAMTSEVO
This article presents some letters from the correspondence between P. A. Florensky and A. S. Mamontova, which illustrate the external and internal conditions, emotional experiences in the conditions of life in revolutionary Russia. Keywords: priest Pavel Florensky, Alexandra Savvishna Mamontova, revolution, prophecy, rebirth.
Citation: Monk Bartholomew (Chernyshev S. N.) Two cases of foresight of pr. Pavel Florensky: letters to A. S. Mamontova in Abramtsevo // Ipatievsky Ipatievsky vestnik. — 2021. — №. 4. — P. 129-134.
REFERENCES
1. Polenov F. D. Totya Shura // Otchina. Illyustrirovannyy istoriko-khu-dozhestvennyy al'manakh. Muzey-zapovednik «Abramtsevo». — 2002. — S. 45-50.
2. Florenskiy P. A., svyashch. Pis'mo k Aleksandre Savvishne Mamontovoy ot 30 iyulya 1917 goda// Moskovskiy vestnik. — 1990. — № 1. — S. 264-265.
3. Florenskiy P. A., svyashch. Pis'mo k Aleksandre Savvishne Mamontovoy iz Sergiyeva Posada v Abramtsevo. Bez daty (mezhdu1919 i 1925 godami). «Podvigom dobrym podvizalsya...». — Kostroma, 2017. — S. 259-260.
4. Chernysheva Ye.A. P. A. Florenskiy v Abramtseve (Vystupleniye v Abramtseve na torzhestvennom zasedanii posvyashchennom 100-letiyu P. A. Florenskogo). 1982 god. Mashinopis'. 6 str. Arkhiv muzeya-zapovednika Abramtsevo.
5. Shargunov A., prot. Chudesa Tsarstvennykh muchenikov. M. — SPb.: 1995. —
96 s.