Научная статья на тему 'Два случая гнездования восточной синицы Parus minor в старых гнёздах других видов птиц в условиях крайнего юго-запада Приморского края'

Два случая гнездования восточной синицы Parus minor в старых гнёздах других видов птиц в условиях крайнего юго-запада Приморского края Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
95
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Сотников Владимир Несторович, Вялков Андрей Витальевич, Глущенко Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Два случая гнездования восточной синицы Parus minor в старых гнёздах других видов птиц в условиях крайнего юго-запада Приморского края»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1184: 3157-3162

Два случая гнездования восточной синицы Parus minor в старых гнёздах других видов птиц в условиях крайнего юго-запада Приморского края

В.Н.Сотников, А.В.Вялков, Ю.Н.Глущенко

Владимир Несторович Сотников. Кировский городской естественно-научный музей,

ул. Ленина, д. 160, Киров, 610007, Россия. E-mail: [email protected] Андрей Витальевич Вялков. Амуро-Уссурийский Центр биоразнообразия птиц,

Владивосток, 690022. Россия. E-mail: [email protected] Юрий Николаевич Глущенко. Дальневосточный Федеральный университет, Школа педагогики, ул. Некрасова, д. 35, г. Уссурийск, 692500, Россия. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию S сентября 2015

Как и все прочие представители рода настоящих синиц Parus, восточная синица P. minor Temminck et Schlegel 1848 является типичным дуплогнездником. Для размещения гнезда она выбирает естественные ниши, пустующие дупла дятлов и морозобойные трещины в стволах деревьев различных пород; в порядке исключения гнездится в земляных нишах на склоне; при случае, весьма охотно занимает искусственные гнездовья, а также различные ниши в постройках и конструкциях, не зависимо от материала, из которого они сделаны: дерево, металл, бетон и т.д. (Нечаев 1969, 1991; Литвиненко, Шибаев 1971; Панов 1973; Поливанов 1981; Кисленко и др. 1990; Бабенко 2000; Пу-кинский 2003; Назаров 2004; Глущенко и др. 2006).

Летом 2015 года мы проводили интенсивные поиски гнёзд разных видов птиц в сопковых дубняках крайнего юго-запада Приморского края, расположенных в 6-15 км к северу от посёлка Хасан. Древесная растительность пологих склонов сопок здесь представлена главным образом двумя видами дубов - монгольским Quercus mongolica и зубчатым Q. dentata, с небольшой примесью берёз Betula spp., лип Tilia spp. и ряда других исключительно лиственных пород. Подлесок составлен преимущественно леспедецей двухцветной Lespedeza bicolor и лещиной разнолистной Corylus heterophylla. При обследовании этой территории мы нашли два гнезда восточной синицы, устроенные в прошлогодних гнездовых постройках двух других видов воробьиных птиц.

Первое из таких гнёзд, найденное 5 июня 2015, располагалось в прошлогоднем гнезде сизого дрозда Turdus hortulorum, которое было построено в тройном развилке основного ствола монгольского дуба на высоте 2.5 м над землёй (рис. 1). При этом гнездо синицы размещалось в лотке гнездовой постройки дрозда, полностью заполняя его, но нисколько не возвышаясь над его бортами (рис. 2).

W <1

rh

ii -

4 С/ -Hpç-ri

5 ' «TV*

Рис. 1. Общий вид прошлогоднего гнезда сизого дрозда Turdus hortulorum, в котором загнездились восточные синицы Parus minor. Крайний юго-запад Приморского края, окрестности посёлка Хасан. 6 июня 2015. Фото В.Н.Сотникова.

Рис. 2. Расположение гнезда сизого дрозда Turdus hortulorum, в котором загнездились восточные синицы Parus minor. Окрестности посёлка Хасан. 5 июня 2015. Фото В.Н.Сотникова.

Гнездо было типичным для данного вида синиц в случае размещения его в просторной нише: основание состояло из небольшого количества зелёного мха, а лоток выстлан достаточно толстым слоем шерсти (подпуши) и остевых (трубчатых) волос, предположительно принадлежавших сибирской косуле Capreolus pygargus. В стенку лотка был также вмонтирован сплетённый фрагмент синтетического волокна красного цвета (рис. 3).

Рис. 3. Гнездо с кладкой восточной синицы Parus minor, размещённое в прошлогоднем гнезде сизого дрозда Turdus hortulorum. Крайний юго-запад Приморского края, окрестности посёлка Хасан. 5 июня 2015. Фото В.Н.Сотникова.

Диаметр гнезда составил 85 мм, диаметр лотка — 50 мм, глубина лотка - 40 мм. Гнездо содержало неполную кладку, состоящую из 4 ненасиженных яиц восточной синицы, имевших размеры 17.3x12.3, 16.9x12.1, 16.0x12.4 и 16.8x12.7 мм. Масса яиц составила, соответственно, 1.4, 1.3, 1.4 и 1.5 г.

Второе гнездо восточной синицы, которое было обнаружено 6 июня 2015, располагалось в слабо деформированном прошлогоднем гнезде сибирского жулана Lanius cristatus, устроенном в приконцевой мутовке боковой ветви зубчатого дуба на высоте около 2 м над землёй (рис. 4).

В отличие от первого гнезда, оно вовсе не имело моховой основы (так поступают синицы, строящие гнездо в сравнительно небольших

нишах) и было целиком построено из шерсти и подпуши енотовидной собаки Nyctereutes procynoides. Гнездо содержало кладку из 5 ненаси-женных яиц восточной синицы, имевших размеры 17.1x12.0, 16.5х 12.7, 16.9x13.0, 16.1x12.8 и 16.4x13.2 мм.

Рис. 4. Гнездо с кладкой восточной синицы Parus minor, размещённое в прошлогоднем гнезде сибирского жулана Lanius cristatus. Крайний юго-запад Приморского края, окрестности посёлка Хасан. 6 июня 2015. Фото А.В.Вялкова.

Судя по срокам находки и содержимому гнёзд, это были повторные кладки, поскольку, судя по опыту наших работ в южных районах Приморского края, насиживание первых кладок у восточной синицы обычно начинается уже во второй декаде мая, а вторых — лишь в последних числах июня или в июле.

Основной предпосылкой к гнездованию восточной синицы в пустующих гнёздах других птиц, безусловно, является дефицит подходящих для гнездования ниш. Следует отметить, что в данном местообитании гнездятся по меньшей мере 4 вида дятлов: седой Picus canus, белоспин-ный Dendrocopos leucotos, большой пёстрый D. major и малый острокрылый D. kizuki, но все они имеют сравнительно невысокую численность, чтобы обеспечить определённый запас пустующих дупел для удовлетворения нужд потенциальных дуплогнёздников. Среди последних в данном месте, помимо восточной синицы, гнездятся также болотная гаичка Parus palustris, обыкновенный поползень Sitta euro-paea и желтоспинная мухоловка Ficedula xanthopygia. Последний из

перечисленных видов прилетает довольно поздно, однако несмотря на это он тоже конкурирует за дупла с синицами, гнездящимися повторно.

Численность всех дуплогнездников в указанном районе невысока, но это, вероятно, тоже в значительной степени связано с дефицитом ниш, подходящих для устройства гнёзд. Следует особо подчеркнуть, что на исследуемом участке полностью отсутствовали какие-либо постройки человека, которые могли бы в той или иной степени восполнить этот дефицит. Ещё одной причиной возникновения острой конкуренции за пригодные для гнездования ниши могла послужить повышенная численность болотной гаички и восточной синицы в 2015 году. Это следует из устного сообщения О.А.Бурковского, который в течение ряда последних лет ведёт интенсивные исследования птиц в смежном районе (окрестности посёлка Зарубино), расположенном в 35-40 км (по прямой) к северо-востоку от района наших наблюдений. Но при этом, как упомянул этот исследователь, на участке его наблюдений сравнительно высока плотность гнездования большого пёстрого дятла, чего мы не можем сказать об окрестностях посёлка Хасан.

По нашему мнению, описанные случаи гнездования восточной синицы в нежилых гнёздах других видов воробьиных, следует расценивать как проявление высокой экологической пластичности в выборе необходимых для гнездования ниш. Если данное явление со временем получит широкое распространение, это откроет хорошие перспективы для повышения численности местной гнездовой группировки синиц, поскольку плотность гнездования сибирского жулана в данном районе очень высока, хотя численность сизого дрозда здесь незначительная. При этом, однако, не надо забывать, что процент разоряемых гнёзд сибирского жулана здесь также очень высок (это подтверждается как нашими наблюдениями, так и устными сообщениями Г.Н.Бачурина и Н.Н.Балацкого, изучавшими птиц в данном районе, в том числе и летом 2015 года). По указанной причине переход к массовому гнездованию синиц в старых гнёздах этих птиц может либо не состояться, либо оказаться своеобразной «экологической ловушкой». В заключение отметим, что проследить судьбу найденных нами гнёзд восточной синицы в гнёздах сибирского жулана и сизого дрозда нам не удалось.

Литератур а Бабенко В.Г. 2000. Птицы Нижнего Приамурья. М.: 1-724.

Глущенко Ю.Н., Липатова Н.Н., Мартыненко А.Б. 2006. Птицы города Уссурийска:

фауна и динамика населения. Владивосток: 1-264. Кисленко Г.С., Леонович В.В., Николаевский Л.А. 1990. Материалы по изучению птиц Амурской области // Экология и распространение птиц юга Дальнего Востока. Владивосток: 90-105.

Литвиненко Н.М., Шибаев Ю.В. 1971. К орнитофауне Судзухинского заповедника и долины р. Судзухэ // Экология и фауна птиц юга Дальнего Востока. Владивосток: 127-185.

Назаров Ю.Н. 2004. Птицы города Владивостока и его окрестностей. Владивосток: 1276.

Нечаев В.А. 1969. Птицы Южных Курильских островов. Л.: 1-246. Нечаев В.А. 1991. Птицы острова Сахалин. Владивосток: 1-748. Панов Е.Н. 1973. Птицы Южного Приморья. Новосибирск: 1-375. Поливанов В.М. 1981. Экология птиц-дуплогнездников Приморья. М.: 1-171.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1184: 3162-3165

Озёрная лягушка Rana ridibunda - новый вид корма синей птицы Myophonus caeruleus на Тянь-Шане

И.Р.Романовская, Н.Н.Березовиков

Ирина Рашитовна Романовская. Бульвар Эркиндик, 20, школа-гимназия № 6,

г. Бишкек, Кыргызстан Николай Николаевич Березовиков. Отдел орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 7 сентября 2015

В составе кормов синей птицы Myophonus caeruleus в гнездовое время преобладают жуки, клопы, саранчовые, веснянки, гусеницы совок, моллюски, слизни. В качестве дополнительной пищи синие птицы ловят и поедают мелкую рыбу и алайских гологлазов Asymbblepharus alaicus (Иванов 1940, 1969; Попов 1959; Бородихин 1960; Пэк, Федя-нина 1961; Ковшарь 1966, 1970). Наблюдались также случаи успешных поимок мышей и полёвки, причём, последнюю птица умертвила ударами о камень (Иванов 1940; Ковшарь 1966). Однако случаев поедания синими птицами земноводных и, в частности, озёрных лягушек Rana ridibunda, не известно. Это обстоятельство объяснялось довольно просто — места обитания этих видов почти не перекрывались и были значительно разобщены в вертикальном диапазоне. Озёрная лягушка до последнего времени была распространена в основном на подгорных равнинах Тянь-Шаня на высотах до 1000 м над уровнем моря и лишь местами по широким межгорным долинам в сельскохозяйственных ландшафтах и степном поясе проникала до 1400 м, в основном благодаря строительству каналов, водохранилищ и прудов. Синяя птица живёт в лесном поясе по бурным горным речкам и ручьям в интервале высот от 1100 до 2700 м, в местах, практически не пригодных для обитания R. ridibunda.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.