Научная статья на тему 'Два подхода к пониманию русского консерватизма в истории социально-политической мысли России XIX-XXI веков'

Два подхода к пониманию русского консерватизма в истории социально-политической мысли России XIX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
256
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИЗМ / РУССКАЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ИДЕОЛОГИЯ / CONSERVATISM / RUSSIAN SOCIAL-POLITICAL THOUGHT / FOLK CULTURE / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горохов Андрей Анатольевич

В статье анализируются два подхода к анализу консервативной социально-политической мысли России консерватизм как идеология неизменности политической системы и как идейное выражение развития ценностей народной культуры. Данные подходы отчетливо проявляются в XIX в., далее у советских историков в XX в., а также у современных исследователей в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two approaches to the understanding of the Russian conservatism in the history of social and political thought in the XIX-XXI centuries in Russia

The article examines two approaches to the analysis of conservative social and political thought in Russia: conservatism as an ideology of political system's inalterability, and as an ideological expression of the folk cultural values' development. These approaches are clearly manifested in the XIX century, then in the works of the Soviet historians of the XX century, as well as modern researchers.

Текст научной работы на тему «Два подхода к пониманию русского консерватизма в истории социально-политической мысли России XIX-XXI веков»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 2

А.А. Горохов

два подхода к пониманию русского консерватизма в истории социально-политической МЫСЛИ РОССИИ XIX-XXI ВЕКОВ

В статье анализируются два подхода к анализу консервативной социально-политической мысли России — консерватизм как идеология неизменности политической системы и как идейное выражение развития ценностей народной культуры. Данные подходы отчетливо проявляются в XIXв., далее у советских историков в XXв., а также у современных исследователей в настоящее время.

Ключевые слова: консерватизм, русская социально-политическая мысль, народная культура, идеология.

Современная Россия является наследницей имперской и советской России, которые находятся в очень жесткой политической оппозиции друг к другу, и данный конфликт невозможно преодолеть через отрицание того или иного культурного и политического наследия, его можно снять только путем познания и синтеза различных этапов ее развития. Профессор права и публицист XIX в. А.Д. Градовский писал: «Страна, периодически выгорающая, не может идти вперед... ибо идти вперед значит прибавлять что-либо новое к существующему»1. Именно такой подход, на наш взгляд, является наиболее востребованным для России в XXI столетии. Поэтому мы считаем важным рассмотреть идейно-политические течения, которые связывали бы разные политические системы в единое культурно-историческое и политическое пространство России. Заметное место среди таких идейных направлений занимает консерватизм.

Безусловно, существует множество подходов к пониманию консерватизма как в отечественной, так и в зарубежной политической науке. В России на протяжении трех веков параллельно развиваются два принципиально различных подхода к анализу консерватизма: с одной стороны, консерватизм может быть идеологической основой неизменности политической системы, а с другой — идейным выразителем развития ценностей народной культуры.

К основателям такого двойственного подхода можно отнести отечественных мыслителей XIX в. — славянофилов (А.С. Хомякова, И.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина), Ф.И. Тютчева, а также Б.Н. Чичерина, А.Д. Градовского и Л.А. Тихомирова. Советские ученые придержи-

1 Градовский А.Д. Что такое консерватизм? // Градовский А.Д. Трудные годы (1876-1880): очерки и опыты. М., 2007. С. 340.

вались этой традиции при рассмотрении консерватизма XIX в. Этот же подход разделяют и многие современные авторы.

Именно славянофилы заложили культурологические основы для понимания природы консерватизма, они впервые отметили его неоднозначность и многогранность, а также предприняли попытку выявить особенности консерватизма в России — «истинного консерватизма»2, по выражению А. С. Хомякова, с учетом своеобразия русской культуры. Это явственно прослеживается у И.С. Аксакова, который отождествляет консервативное и народное3. Напрямую связывая консерватизм с народной культурой, славянофилы в то же время отрицали консерватизм в форме политической практики, когда он может препятствовать развитию ценностей отечественной культуры.

Двойственный подход к консерватизму прослеживается и у других представителей социально-политической мысли XIX в. Русский поэт и консервативный мыслитель Ф.И. Тютчев при описании особенностей консерватизма использует следующие понятия: «мнимые консерваторы»4 и «подлинный принцип консерватизма»5.

Русский мыслитель Б.Н. Чичерин также выделял два типа консерватизма: первый — «консерватизм рутинного типа» или «охранительное направление», второй — «либеральный консерватизм» или просто «консерватизм». «Консерватизм рутинного типа» Чичерин определял следующим образом: «На вершинах общества охранительное направление нередко опирается на одну рутину, на слепую привязанность к старине... В руках консерваторов-рутинистов существующий порядок обречен на падение»6. «Либеральный консерватизм» или «консерватизм» Чичерин определял как направление, которое «равно отдалено и от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от почвы в преследовании теоретических целей.»7.

А.Д. Градовский в XIX в. отделял консерватизм как мировоззрение и культурфилософскую программу от нацеленности на сохранение неэффективных в обществе порядков. Он писал, что «консерватизм не есть "охранение" во что бы то ни стало и какими бы то ни

2 Хомяков А.С. О современных явлениях в области философии. Письмо к Ю.Ф.

Самарину // Хомяков А.С. Всемирная задача России. М., 2008. С. 453.

3 См.: Аксаков И.С. Народ, государство, общество // Аксаков И.С. Наше знамя — русская народность. М., 2008. С. 96.

4 Тютчев Ф.И. Россия и Революция // Ваш Тютчев: Собрание сочинений: стихотворения, переводы, публицистика. Из писем. Тютчев в воспоминаниях, письмах современников и документах. М., 2003. С. 220.

5 Он же. А.Ф. Аксаковой // Ваш Тютчев ... С. 300.

6 Чичерин Б.Н. Что такое охранительные начала // Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М., 2002. С. 121.

7 Он же. Вопросы политики. М., 1905. С. 31.

было средствами. Напротив. консерватизм есть важный регулятор в процессе общественного обновления»8. При этом Градовский различал консерватизм и реакционность: «Консерватор хранит старину, но в пределах требования настоящего. Реакционер, напротив, живет стариной...»9.

Л.А. Тихомиров, один из видных консервативных мыслителей XIX—XX вв., также разделял консерватизм на два вида — «ложный» и «истинный». «Ложный консерватизм» для Тихомирова — это определенное социально-политическое течение, которое господствовало среди защитников существующего строя. Его отличительный признак проявляется в области социально-политического развития и выражается в том, что «из боязни поколебать основы общества сковывает их, не дает им возможности расти и развиваться»10. «Истинный консерватизм», в отличие от «ложного», «совершенно совпадает с истинным прогрессом, в одной и той же задаче: поддержания жизнедеятельности общественных основ, охранения свободы их развития, поощрения их роста»11.

Таким образом, мы видим, что многие русские мыслители XIX в. четко разделяют две ипостаси консерватизма — культурную и идеологическую. С одной стороны, консерватизм может сочетать стабильность с динамикой и творчеством, выражая объективные потребности культурного развития, но, с другой стороны, он может выражать рутину (Чичерин), реакционность (Градовский), противостоять росту и движению вперед (Тихомиров).

Определенный итог исследования консерватизма как двойственного феномена зафиксировал на стыке веков русский философ В.В. Розанов. Рассматривая русский консерватизм второй половины XIX в., он пришел к выводу, что консерватизм может быть политическим (практическим) и культурно-народным (идейным). Эти виды консерватизма значительно отличаются. Во главу угла политического консерватизма поставлена беспрекословная поддержка политики государства. А для культурно-народного консерватизма, по Розанову, приоритетом является народ и его культура, при этом такой консерватизм может не иметь прямых связей с правительством, он «...охраняет все доблестное национальное, все накопленные веками сокровища культуры, быта, веры, государственности, и вместе уже простым фактом привязанности к этому прошлому и сущему, к наличной действительности и реальной истории дает не только могущественный, но и всемогущий отпор всяческим фантазиям.»12.

8 Градовский А.Д. Указ. соч. С. 354.

9 Там же. С. 335.

10 Тихомиров Л.А. Борьба века. М., 1896. С. 38.

11 Там же.

12 Розанов В.В. Судьбы русского консерватизма // Розанов В.В. Собрание сочинений. Русская государственность и общество: (Статьи 1906-1907 гг.). М., 2003. С. 403.

Выделение двух видов консерватизма мы можем наблюдать и у других философов XX в. — Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Г.П. Федотова, Н.О. Лосского.

Так, Н.А. Бердяев в статье «Судьба русского консерватизма» выделяет два вида консерватизма — «настоящий консерватизм»13 и «консервативную государственную казенщину» 14. Также Бердяев выделял «общественный»15 и «бюрократический»16 консерватизм. Позднее, к 1918 г., Бердяев приходит к типологии Тихомирова и вслед за ним выделяет «ложный»17 и «истинный консерватизм» 18.

У С.Л. Франка в работе «Духовные основы общества» прослеживается характеристика двух видов консерватизма, по определению схожих с «истинным» и «ложным» консерватизмом Л.А. Тихомирова и Н.А. Бердяева. «Ложный консерватизм», по мнению Франка, «консерватизм, ставший реакцией, стремлением сохранить не жизнь, а безжизненные окостеневшие формы, по самому своему существу разрушителен»19. Противоположностью такому консерватизму является другая форма сохранения культурного наследия — «истинный консерватизм». «Охранение, — пишет С.Л. Франк, — должно быть направлено не на старое, как таковое, не на готовые, уже воплощенные формы и отношения, а на непрерывность и устойчивость самого творческого развития...»20.

Лосский в «Истории русской философии» употребляет термин «здоровый консерватизм», который отличается тем, что «не препятствует прогрессу, но избегает насильственного разрушения прошлого»21. У Г.В. Федотова также можно выделить два вида консерватизма. Их различия обусловлены разной социальной базой каждого из этих двух видов. Один из них опирается на народ22, другой — на бю-рократию23.

История России XX в. трагична, многие мыслители после революции 1917 г. были репрессированы, их идеи и методологические подходы забыты. Это в полной мере касается и изучения консерватизма. Но феномен развития двойственного подхода к консерватизму заклю-

13 Бердяев Н.А. Судьба русского консерватизма // Киносценарии. 1989. № 5. С. 164-165.

14 Там же. С. 165.

15 Он же. Общественный и бюрократический консерватизм // Бердяев Н.А. Падение священного русского царства: Публицистика 1914-1922. М., 2007. С. 441.

16 Там же.

17 Он же. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии.// Бердяев Н.А. Собрание сочинений. Т. 4. Париж, 1990. С. 378.

18 Там же. С. 375.

19 Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 127.

20 Там же.

21 Лосский Н.О. История русской философии. М., 2011. С. 502.

22 Федотов Г.П. Революция идет // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 1. СПб., 1991. С. 154.

23 Там же. С. 162-163.

чается в том, что он проявился даже в советской исследовательской мысли, в рамках дискуссии вокруг идейного наследия славянофилов и их взаимосвязи с «теорией официальной народности». Одна из таких дискуссий прошла в 1941 г. в Институте истории АН СССР, ее инициатором стал историк С.С. Дмитриев. А вторая прошла в 1969 г. на страницах журнала «Вопросы литературы», в этот раз по инициативе А.Л. Янова24.

С.С. Дмитриев обозначил два идейных течения в русском консерватизме XIX в. — «теорию официальной народности» и славянофильство25. Тем самым Дмитриев в советский период продолжает традицию, которая была заложена в императорской России, — определять консервативное направление как двойственное (политико-идеологическое и культурное) явление. Позже А.Л. Янов выделил две формы русского консерватизма — охранительно-идеологическую и собственно консервативную26.

Современные исследования отличаются повышенным интересом к консервативной мысли. При этом ее двойственность отмечается и в целом, и применительно к русскому консерватизму XIX в.

Наиболее четко такой двойственный подход при анализе консерватизма проявляется у В.М. Камнева и А.А. Ширинянца. Камнев в своем исследовании пишет, что «.наряду с подлинным, проективным, творческим консерватизмом возможен и консерватизм ложный и даже разрушительный.»27. Ширинянц же утверждает, что при анализе консерватизма «весь спектр истолкований можно свести к двум основным случаям»28. Как идеологию и как универсальный феномен, включающий «в себя характеристику консерватизма и как способа (стиля) мышления, и как политической идеологии, и как комплекса поведенческих установок, и даже как моды, — такая трактовка (или "второй случай истолкования") более оправдана и соответствует реальности»29. Двойственный подход к консерватизму можно отметить и в исследованиях Э.А. Попова30, С.А. Шестакова31, В.Н. Шульгина32.

24 См.: ЯновА.Л. Ответ оппонентам // Вопр. литературы. 1969. № 12. С. 90.

25 Дмитриев С.С. Славянофилы и славянофильство (из истории русской общественной мысли середины XIX века) // Историк-марксист. 1941. № 1. С. 96.

26 См.: Янов А.Л. Славянофилы и Константин Леонтьев: (Русская консервативная мысль и ее интерпретаторы) // Вопр. философии. 1969. № 8. С. 100.

27 Камнев В.М. Исторические формы и религиозно-философские основания русского консерватизма: Автореф. дисс. ... докт. филос. наук. СПб., 2010. С. 34.

28 Ширинянц А.А. Нигилизм или консерватизм? (Русская интеллигенция в истории политики и мысли). М., 2011. С. 210.

29 Там же.

30 См.: Попов Э.А. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика. Ростов н/Д, 2005. С. 7-10.

31 См.: Шестаков С.А. Российский консерватизм: история и современность. Тюмень, 2005. С. 16-17.

32 См.: Шульгин В.Н. Русский свободный консерватизм первой половины XIX века. СПб., 2009. С. 51.

Таким образом, прослеживается непрерывность в рассмотрении консерватизма как двойственного явления, начиная от славянофилов и русских мыслителей Серебряного века к советским историкам и далее к современным исследователям консерватизма. Иными словами, можно говорить о двойственном подходе как об отечественной традиции понимания сущности консерватизма. При этом такой подход сохраняется на протяжении уже трех веков в условиях революционных и реформистских тенденций. Именно такие примеры вневременного единства культурного творчества могут способствовать воссозданию политической и культурной идентичности современной России, которая проявляется, несмотря на все идеологические эксперименты XX столетия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксаков И.С. Народ, государство, общество // Аксаков И.С. Наше знамя — русская народность. М., 2008.

2. Бердяев Н.А. Судьба русского консерватизма // Киносценарии. 1989.

№ 5.

3. Градовский А.Д. Что такое консерватизм? // Градовский А.Д. Трудные годы. (1876-1880): очерки и опыты. М., 2007.

4. Попов Э.А. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика. Ростов н/Д, 2005.

5. Розанов В.В. Судьбы русского консерватизма // Розанов В.В. Собрание сочинений. Русская государственность и общество: (Статьи 1906-1907 гг.). М., 2003.

6. ТихомировЛ.А. Борьба века. М., 1896.

7. Тютчев Ф.И. А.Ф. Аксаковой // Ваш Тютчев: Собрание сочинений: стихотворения, переводы, публицистика. Из писем. Тютчев в воспоминаниях, письмах современников и документах. М., 2003.

8. Чичерин Б.Н. Вопросы политики. М., 1905. С. 31.

9. Чичерин Б.Н. Что такое охранительные начала // Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М., 2002.

10. Ширинянц А.А. Нигилизм или консерватизм? (Русская интеллигенция в истории политики и мысли). М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.