УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Proceedings of Petrozavodsk State University
Т. 43, № 4. С. 26-31 2021
Научная статья Всеобщая история
Б01: 10.15393/искг.аг12021.614 УДК 9.93/94
КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ ПЕТРОВ
аспирант
Институт восточных рукописей Российской академии наук (Санкт-Петербург, Российская Федерация) ORCID 0000-0002-9349-8770; [email protected]
ДУН ЦИЧАН: СТАНОВЛЕНИЕ КИТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА
Аннотация. Рассматривается процесс становления китайского художника, каллиграфа и теоретика живописи эпохи Мин Дун Цичана (1555-1636). В последние десятилетия творческое наследие этого разностороннего деятеля истории и культуры активно изучают как в Китае, так и на Западе. Автором были проанализированы предпосылки и условия личностного развития Дун Цичана - главного представителя Сунцзянской художественной школы, выделены основные факторы и аспекты этого процесса. Становлению Дун Цичана как живописца способствовали благоприятные условия региона Цзяннань, где он рос, личная амбициозность, на которую также повлияли реалии эпохи, и общий интеллектуальный подъем конца периода Мин. Регулярное общение с представителями китайской интеллектуальной элиты, активное изучение живописных работ предшествующих эпох и постоянные путешествия по Китаю внесли наибольший вклад в формирование воззрений и стиля художника.
Ключевые слова: Дун Цичан, Сунцзянская школа, вэньжэнь хуа, китайская живопись, эпоха Мин, культура Китая, история Китая
Для цитирования: Петров К. К. Дун Цичан: становление китайского художника // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2021. Т. 43, № 4. С. 26-31. Б01: 10.15393/исЬг.аг1:.2021.614
ВВЕДЕНИЕ
Дун Цичан МЙе (1555-1636) - китайский художник, каллиграф, теоретик живописи и сановник, оставивший после себя значительное число художественных произведений, оказавший серьезное влияние на развитие как живописной традиции, так и эстетической мысли Китая. Последняя треть XVI - первая треть XVII века, на которые пришлись годы активной деятельности Дун Цичана, - это конец эпохи Мин, период правления под девизом Вань-ли (1572-1620), время интенсивной политической борьбы между придворными группировками, децентрализации государственного управления, появления социально-экономических новаций, усугубления общественных проблем и в то же время усиления северного соседа империи Мин - маньчжурского государства. В этот период на юге Китая в нижнем течении Янцзы, очень развитом и в экономическом, и в культурном отношении регионе, развивалась живописная школа, названная впоследствии Сунцзянской (Сунцзян пайкМ^Ш). Наиболее ярким представителем и идейным лидером этой школы и считается Дун Цичан.
Наследие этого разностороннего исторического деятеля в последние десятилетия привлекает все большее внимание китайских исследовате-
лей, не оставаясь без внимания и на Западе. Дун Цичану традиционно уделяется немало внимания в работах, посвященных как эстетической мысли [6], так и истории искусства [7]. Хотя в отечественной историографии творчество художника также не обходили стороной, все же его наследие остается в нашей стране относительно малоизученным. Специальная русскоязычная литература, посвященная Дун Цичану, ограничивается двумя небольшими статьями М. Е. Кравцовой [4], дающей биографическую справку, и В. Г. Белозеровой [1], анализирующей достижения художника на поприщах политики и каллиграфии. Отдельные факты биографии и проблемы, поднятые в трудах художника, упоминаются в работах по эстетике китайской живописи [2: 130]. В 60-е годы XX века в рамках общего популярного издания по истории живописи С. М. Ко-четовой был выполнен перевод одного из трактатов Дун Цичана [5]. Однако перевод не был критическим, и, судя по всему, было перепутано название трактата. В другие издания переводов китайских теоретиков живописи на русский язык трактаты Дун Цичана не включались [2], [3].
Между тем влияние теоретических воззрений мастера на последующую художественную традицию было столь велико, что критика и переосмысление его взглядов даже в китайской
© Петров К. К., 2021
научной литературе начались только в середине XX века [6: 160]. В этой связи изучение творческого наследия Дун Цичана представляется важной задачей, в рамках которой стоит начать, на наш взгляд, с рассмотрения процесса становления его как живописца. Особенности этого процесса, с одной стороны, характерны для китайских художников-вэньжэней1 вообще, с другой - в значительной степени уникальны и отражают специфические условия личностного развития Дун Цичана.
* * *
Дун Цичан (второе имя - Сюаньцзай родился в 1555 году в области Сунцзян являющейся сегодня частью Шанхая, в семье учителя. Он, как и полагается талантливому мальчику из образованной семьи, учился, штудировал конфуцианскую классику и постепенно сдавал государственные экзамены. В 1567 году в возрасте двенадцати лет Дун Цичан сдал уездный экзамен на степень сюцай и затем в качестве государственного стипендиата обучался в уездной школе. На экзаменах на вторую степень цзюйжэ-ня в 1579 и 1585 годах Дун Цичан дважды проваливался, но в итоге преодолел и эту ступень, а в 1589 году получил высшую ученую степень цзиньши [1: 174]. В целом подобным образом начинается большая часть биографий сколь-нибудь значимых для китайской культуры деятелей. Однако жизненный путь Дун Цичана отличают несколько важных деталей.
Во-первых, условия региона, в котором жила семья Дун, благоволили становлению будущего художника. В области Сунцзян вторая половина эпохи Мин была отмечена типичной для всего нижнего течения Янцзы коммерциализацией, связанной с выращиванием новых технических культур, и интенсивной урбанизацией. Экономический подъем способствовал здесь активизации интеллектуальных сил. При этом Сунцзян уже с эпохи Шести династий (III-VI века) был важным культурным центром. Здесь жили братья Лу: литераторы Лу ЦзиЙЛ (261-303) и Лу ЮньЙ^ (262-303), творили великий юаньский художник Чжао Мэнфу #Х ^й (1254-1322), ученый и каллиграф Ян Вэйчжэнь ЫШШ (1296-1370), каллиграфы Шэнь Ду Ш® (1357-1434) и Шэнь Цань ШШ (1479-1553) и др. Кроме того, в середине эпохи Мин здесь существовала авторитетная Умэньская школа живописи (умэнь хуапай ^ПиШ или у пай ^Ш). Однако ко второй половине XVI века она находилась в упадке, и в Цзяннани2 образовался своего рода вакуум свежих художественных идей. Сам Дун
Цичан по этому поводу писал: «В У, начиная с Лу Шупина3, путь живописи в упадке» [10: 14-15].
Во-вторых, в клане Дун, из которого происходил будущий художник, давно не было крупных ученых и государственных деятелей, и на Дун Цичане лежала ответственность восстановить славное имя рода, при том что протекции и больших средств на образование у семьи не было. Кроме того, любопытно обстоятельство сдачи им первого экзамена в 1567 году. Несмотря на то что сочинение Дун Цичана было высоко оценено, его лишили высшего балла за плохую каллиграфию, что поставило перед ним еще одну важную цель - доказать свою способность красиво писать. Наконец, через клановые связи Дун Цичан с ранних лет имел доступ в дома коллекционеров живописи из области Сунцзян и проявил интерес к искусству [1: 174]. Но для того, чтобы самому начать серьезно заниматься собиранием и изучением живописи, нужно было иметь много свободного времени и, что важнее, денег. Биография Дун Цичана - это история успешного сочетания государственной службы и независимого творчества. Столь успешной чиновничьей карьеры, сопутствовавшей большому успеху в области теории и практики живописи и каллиграфии, в истории китайского искусства не было практически ни у кого, при том, что становление художника пришлось на период углубляющегося политического кризиса.
Потеряв первое место на экзаменах 1567 года за неряшливый почерк, Дун Цичан преисполнился решимости смыть этот позор и взялся за изучение каллиграфии Янь Чжэньцина 0ЖЯ (709785) со знаменитой стелы из пагоды Добаота (^ ^^ Пагода множества драгоценностей). Затем он изучал каллиграфию Троецарствия и Шести династий: образцы Чжун Яо ЩЩ. (151-230) и Ван Сичжи (303-361). Поскольку реги-
он был богат на творческих людей, Дун Цичан попросился в ученики к крупным каллиграфам Лу Шушэну (1509-1605) и Мо Жучжуну
(1508-1588). В доме последнего он познакомился с сыном хозяина Мо Шилуном ^ ^^ (1537-1587), который оказал на Дун Цича-на большое идейное влияние4. Тогда же молодой человек стал общаться с местными художниками Дин Юньпэном Т^Ш (1547—?) и Гу Чжэнъи М ИЙ (?—1597), которого сегодня также относят к Сунцзянской школе. Кроме того, при первой возможности Дун Цичан отправлялся в крупные города, где посещал коллекционеров живописи и каллиграфии. В 23 года он начал учиться живописи, копируя работы мастера эпохи Юань Хуан Гунвана Ш^Ш (1269-1354). В это
время будущий художник был еще беден, не мог позволить себе покупать дорогую бумагу и зачастую писал на старой одежде и постельном белье, практически перекрашивая их в черный цвет. Чтобы иметь возможность посмотреть коллекции старой живописи, Дун Цичану даже приходилось закладывать одежду и имущество [8: 47]. Впрочем, приложенные усилия в дальнейшем окупились сполна.
В 1589 году 35-летний Дун Цичан сдал экзамены на степень цзиньши и стал государственным стипендиатом при академии Ханьлинь. Изменилось социальное положение художника: получив степень и финансовую поддержку, он смог начать собирать свою собственную коллекцию живописи. Кроме того, он познакомился со столичными ценителями искусства: Чжу Гочжэнем ^ШМ (1557-1632), Цзяо Хуном (ШШ 1540-1620) и др. Дун Цичан обсуждал со своими сослуживцами проблемы живописи и каллиграфии, делился практическим опытом. Особенно большое влияние на него оказал непосредственный начальник Хань Шинэн ^ШШ (1528-1598), знаток искусства и коллекционер, который покровительствовал молодому таланту и по собранию которого Дун Цичан изучал каллиграфию эпох Цзинь, Тан, Сун, Юань. Во время обучения в академии Ханьлинь Дун Цичан впервые стал известен столичной общественности благодаря своей эрудированности. Любопытный факт об этом периоде жизни художника отражен в Мин ши ВД^. («Истории [империи] Мин»):
«[Когда] помощник министра ритуала Тянь Ицзюнь, бывший академиком [академии Ханьлинь], скончался на посту, Цичан взял увольнение, прошел несколько тысяч ли, [чтобы] позаботиться о возвращении на родину останков [Тянь Ицзюня]. Был повышен до должности редактора [2-го разряда]» [9].
В тексте Мин ши утверждается, что Дун Ци-чан стал известен и за свои высокие моральные качества. Судя по всему, несмотря на высокую должность, Тянь Ицзюнь был небогат либо скончался неожиданно, на похороны ничего не оставил, и Дун Цичан лично вызвался сопровождать его гроб на родину в Фуцзянь. Поездка пошла художнику на пользу, он смог посетить монастыри и достопримечательности провинций Цзянсу, Чжэцзян и Фуцзянь, полюбоваться видами Янцзы и гор Уишань. На обратном пути, проезжая через родные места, он потратил много сил на поиски работ «Четырех мастеров эпохи Юань» (Ж>ШМ), запечатлевших виды Цзянна-ни. Таким образом, высокоморальный поступок, сообразующийся с ритуалом, преследовал, возможно, вполне корыстный интерес. Однако
не поместить столь яркий эпизод в Мин ши было нельзя, поскольку биография Дун Цичана в дина-стийной истории - это источник, раскрывающий перед нами в первую очередь не сами факты деятельности художника, а, скорее, оценку его деятельности цинской историографией. В начале эпохи Цин в связи с развитием жанра вэньжэнь хуа и персональной любовью императора Канси к живописи Дун Цичана творчество Дуна оказало огромное влияние на китайскую художественную традицию. Работы Дун Цичана стали объектом коллекционирования в придворных кругах и важной составляющей императорской коллекции. В итоге довольно большое число работ хорошо сохранилось, сложилась коллекция Сунцзянской школы вообще, которая подробно исследована, например, в рамках музея Императорского дворца Гугун [10].
После трех лет обучения Дун Цичан в 1592 году был назначен редактором 2-го разряда (бяньсю ШШ) и получил 7-й чиновничий ранг. Получив должность, Дун Цичан превратил до этого спорадические поездки по стране в традицию. За время службы в Академии Дун Ци-чан три раза ездил путешествовать. Летом 1592 года он был командирован в Учан, где должен был участвовать в пожаловании одному из принцев Чжу Хуакую феодального титула. По дороге Дун Цичан посетил водопады в горах Люйляншань, знаменитую Красную скалу5 и известный своими бамбуковыми лесами уезд Хуанчжоу в провинции Хубэй. Осенью
1596 года со схожей миссией он был направлен в Чанша к принцу Чжу Сюйкую ^ШШ, съездил на озеро Дунтинху, взобрался на гору Лушань, где посетил монастырь Дунлиньсы. Осенью
1597 года Дун Цичан был направлен председательствовать на экзаменах в провинции Цзянси. Путешествия сыграли огромную роль в становлении Дун Цичана как художника, дали пищу для размышлений и образы для работы. Неслучайно в своем трактате «Суть живописи» (Хуа чжи Ив), говоря о принципиальной возможности постичь основополагающие законы творчества, художник пишет:
«Прочитаешь десять тысяч цзюаней, пройдешь десять тысяч ли, в душе отбросишь пыль и грязь [бренного мира] и естественным образом возведешь внутри [себя] холмы и ущелья, установишь границы [Изначального духа] и легко [сможешь] передать в пейзаже дух [всего, что] пишешь» [11: 71].
Но Дун Цичан не ограничивался любованиями природой, а постоянно искал произведения великих мастеров прошлого, где бы ни находился: в дороге или в столице. Особенно его привлекала живопись вэньжэней: Ван Вэя
(701-761), Дун Юаня ЙЩ (?-962), в ней он видел подлинную литературность, дух интеллектуалов. Дун Цичану импонировала идея отсутствия необходимости педантично придерживаться принципов схожести формы, он видел большую силу в максимально импрессионистической манере письма направления сеи ЩЩ (написание идеи). Под влиянием популярных тогда идей «учения о сердце» Ван Янмина ^ГОВД (1472-1529) и раскрепощения сознания Ли Чжэ (XVI век) минские чиновники часто собирались небольшими компаниями в столичных городах и обсуждали вопросы философии конфуцианства и буддизма. Дун Цичан тоже участвовал в этих собраниях, дискутируя на темы «детского сердца» (тунсинь ж^), «души» (синлин ЙМ) и «озарения» (дуньу ФМи"). Кроме того, художник лично посетил «безумного монаха» Ли Чжэ и подружился с ним [8: 48].
В 1594 году Дун Цичан получил должность толкователя канонических текстов, став одним из наставников наследного принца Чжу Чанло ^^^ (1582-1620). При дворе в это время шла интенсивная политическая борьба различных группировок, а у императора Вань-ли были сложные отношения со своими сыновьями. В этих непростых условиях художнику удалось продержаться на должности четыре года. Влияние Дун Цичана на принца было, по всей видимости, довольно велико, что отражает даже его официальная биография: «.. .по [разным] случаям давал искренние советы, и наследник во всем следовал этому» [9]. Исследователи также отмечают, что многим при дворе не нравилось приближенное к наследнику положение Дун Цичана, и зимой 1598 года он был отстранен от работы наставника и переведен в Хугуан, правда, с повышением. Ощутив на себе пагубные последствия придворной борьбы, сочетавший в себе моральные установки буддиста и конфуцианца, Дун Ци-чан оказался перед дилеммой. С одной стороны, он осознал потребность уйти от мирской суеты и искать себя на поприще искусства, с другой, как почтительный отпрыск чиновничьего клана, он не хотел бросать государственную службу, тем более что уже достиг немалых высот. Снятием этого противоречия стал отпуск по болезни, который Дун Цичан взял в том же году и который стал практически перманентным [8: 48].
Следующие шесть лет Дун Цичан провел в родном Сунцзяне. Отсутствие неотложных дел и политических дрязг позволило ему вплотную заняться живописью. Кроме того, пробившись в столичные чиновничьи круги, он пользовался теперь большим уважением земляков. Дун
Цичан сблизился со своим приятелем, художником Чэнь Цзижу ШШШ (1558-1639), с которым они часто катались на лодке по реке Чуньшэнь-цзян ^^^ (совр. р. Хуанпу мМ^ в Шанхае). Время от времени он писал пейзажи, смотрел выдающиеся работы мастеров прошлого и оставлял на них свои колофоны. В последующие годы художник посетил окрестности всех крупнейших городов нижней Янцзы: Сучжоу, Янчжоу, Ханчжоу, Нанкина, Уси и др. Помимо возможности любоваться прекрасными видами озер Тайху и Сиху, длительный отпуск позволил Дун Цича-ну встречаться с коллекционерами и торговцами антиквариатом. Он активно занимался собирательством живописных и каллиграфических работ и в 1603 году издал сборник «Образцы каллиграфии из зала играющего лебедя» (Сихунтан фате ^Ш^ЙЙ). Кроме того, Дун Цичан давал экспертную оценку работам в коллекциях своих знакомых, выявляя подделки. В своем имении он писал эссе по проблемам эстетики и истории искусства и создавал живописные произведения. К этому периоду относится окончательное становление Дун Цичана как самостоятельного, оригинального художника. В целом этот процесс исследователи, да и сам Дун Цичан в своих трудах завершают 1605 годом - условной датой пятидесятилетия мастера.
«Я учился живописи с новолуния четвертого месяца [года] дин-чоу (1577). и занимался этим от случая к случаю. В детстве я изучал горы и воды Цзыцзю (Хуан Гунвана), в среднем [возрасте] оставил [живопись Хуан Гунвана] и [обратился] к сунской живописи. после пятидесяти [лет] достиг больших успехов» [10: 20].
Помимо живописи Дун Цичан занимался строительством, в частности возвел «Келью художника» (Хуа чаньши ЩШ^), давшую впоследствии название сборнику трактатов Дун Цичана «Записи из кельи художника» (Хуа чаньши суйби ЩШ^Ш^). Впрочем, постройки усадьбы Дун Цичана ждала незавидная судьба. В 1616 году имение было сожжено разъяренной толпой местных жителей, выкрикивавшей: «Если хотим, чтобы хворост и рис были крепки, сначала убьем Дун Цичана!» [8: 49]. Поводом для волнений послужило то, что Дун Цичан, большой любитель противоположного пола, обесчестил местную девушку, затем учинил погром в ее доме, подстрекал арестовать студента, предавшего огласке этот факт, был, возможно, при-частен к его убийству и издевательствам над вдовой покойного. Этот едва ли не самый известный факт «мирской» биографии художника подробно описан, к примеру, в статье В. Г. Белозеровой [1: 175-176]. Нам же интересно, что на выручку Дун
Цичану вновь приходит Мин ши, деликатно сообщая, что у Дун Цичана возник конфликт с местной аристократией, которая и спровоцировала погром [9]. Тот факт, что это событие практически никак не повлияло ни на дальнейшую карьеру Дун Цичана, ни на его отношения с друзьями и было оправдано в официальной историографии, служит для исследователя своеобразной репер-ной точкой, не позволяющей идеализировать образ художника и заставляющей рассматривать его жизнь и творчество исключительно во взаимосвязи с весьма далекими от принципов конфуцианской морали и буддийской отрешенности условиями жизни феодального общества конца эпохи Мин.
В 1620 году император Вань-ли умер, и Дун Цичан, как бывший наставник нового государя, был приглашен в столицу. Через месяц очередной властитель Китая, правда, скончался, но художник остался на несколько лет при дворе, работал с документацией покойного императора Вань-ли и активно популяризовал свое творчество, одаривая своими работами сначала представителей чиновничьей группировки ДундиньШШ, а затем их политических оппонентов. Через несколько лет Дун Цичан снова ушел в отпуск по болезни, затем вернулся ко двору на еще более короткий срок и с 1634 года до своей кончины не служил,
получив перед окончательным уходом на покой самые высокие титулы и вписав славное имя семьи на скрижали истории. Признание заслуг Дун Цичана как государственного деятеля доказывает тот факт, что он единственный из всех представителей Сунцзянской школы живописи удостоился личной биографии в Мин ши.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становлению Дун Цичана как живописца способствовало три основных фактора: исключительно благоприятная для развития художественных задатков среда, в которой воспитывался молодой человек; его личные амбиции, также ставшие следствием непростых условий жизни; и, наконец, общая интеллектуальная активность второй половины эпохи Мин. В этом процессе следует выделить три аспекта, три главных источника знаний и умений, которые в целом характерны для вэньжэней. Это, во-первых, живое общение с уже состоявшимися художниками, коллегами и сверстниками, во-вторых, коллекционирование, изучение и копирование работ старых мастеров и, в-третьих, постоянные поездки по стране. Последний из этих аспектов - путешествие, как непосредственное общение с неиссякаемым источником вдохновения, имел, по всей видимости, наибольшее значение для Дун Цичана.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Вэньжэнь ХА («интеллектуал», «литератор») - термин, использовавшийся для обозначения чиновников, занятых помимо государственной службы свободным интеллектуальным трудом, или обладателей ученых степеней, на службе не состоявших. Лег в основу предложенного Дун Цичаном понятия вэньжэнь хуа ХАИ (живопись интеллектуалов), закрепившегося за представителями так называемой Южной школы живописи, занимавшимися творчеством для удовольствия, а не профессионально.
2 Цзяннань («к югу от Янцзы») - устоявшееся название богатого региона нижнего течения Янцзы.
3 Лу Шупин ЙЙ^ (1496-1576), более известный как Лу Чжи [Йр, - один из крупнейших мастеров живописи Умэньской школы.
4 Дун Цичан заимствовал и развил некоторые идеи, высказанные Мо Шилуном. Кроме того, исследователи расходятся во мнении касательно авторства трактата Хуа шо ЩШ (Рассуждения о живописи), традиционно приписываемого Мо Шилуну, но, возможно, написанного Дун Цичаном.
5 Чиби ^^ (Красная скала) - предполагаемое место крупнейшего сражения между войсками Цао Цао WS (155-220) и объединенной коалицией южан зимой 208/209 года в одноименном уезде на юго-востоке современной провинции Хубэй.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белозерова В. Г. Значение чиновничьей карьеры в жизни и творчестве Дун Цичана (1555-1636) // Восток (Oriens). 2019. № 3. С. 170-182. DOI: 10.31857/S086919080005317-5
2. Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975. 440 с.
3. Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / Сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и коммент. В. В. Малявина. М.: АСТ, 2004. 432 с.
4. К р а в ц о в а М . Е . Дун Цичан // Духовная культура Китая: Энциклопедия / Гл. ред. акад. М. Л. Тита-ренко. М., 2010. Т. 6. С. 572-574.
5. Око живописи / Пер. с кит. С. М. Кочетовой // Мастера искусства об искусстве. Т. I / Под ред. А. А. Губера. М.: Искусство, 1965. С. 103-110.
6. Bush S . The Chinese literati on painting. Su Shih (1037-1101) to Tung Ch'i-ch'ang (1555-1636). Hong Kong University Press, 2012. 227 p.
7. Wen, C. Fong. Art as history: Calligraphy and painting as one. Princeton University, 2014. 479 p.
8. Й^МДЙ^^ // 1990^, ^Шо 47-57 Жо (Жэнь Даобинь. Дун Цичан и его искусство // Новое искусство. 1990. № 1. С. 47-57.)
9. ВД^о Ш^^Ш^+АоЖ^йо (История [империи] Мин. Цзюань 286. Биографии 176. Литераторы 4.)
10. Ш ^^Ио fcMl^ttWm^® / ИШ^о W^P^tt, 2007^о 254Жо (Живопись Сунцзянской школы. Полное собрание памятников культуры в коллекции музея Императорского дворца / Гл. ред. Сяо Яньи. Гонконг: The Commercial Press, 2007. 254 с.)
11. / ^ 1960^о 432Жо (Собрание сочинений о живописи / Ред. Юй Аньлань. Б. м.: Народное искусство, 1960. Т. 1. 432 с.)
Поступила в редакцию 28.12.2020; принята к публикации 22.03.2021
Original article
Konstantin K. Petrov, Postgraduate Student,
Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of
Sciences (St. Petersburg, Russian Federation)
ORCID 0000-0002-9349-8770; [email protected]
DONG QICHANG: FORMATION OF A CHINESE ARTIST
Abstract. The article examines the identity formation of Dong Qichang, a prominent Chinese artist, calligrapher and art theorist of the late Ming dynasty. In recent decades, the heritage of this versatile historical and cultural figure has been actively researched both in China and abroad. The author analyzed the prerequisites and circumstances of the personal development of Dong Qichang, who was the main representative of the Songjiang school of painting, and identified the key factors and aspects of this process. Dong Qichang's rise as a painter was facilitated by the favorable conditions of the Jiangnan region where he grew up, his personal ambitions, which were also influenced by the environment, and the general intellectual upsurge of the late Ming period. Regular communication with other representatives of the Chinese intellectual elite, active study of paintings from previous eras, and constant travels around China made the greatest contribution to the formation of the artist's views and style.
Keywords: Dong Qichang, Songjiang school, wenren hua, Chinese painting, Ming dynasty, Chinese culture, history of China
For citation: Petrov, K. K. Dong Qichang: formation of a Chinese artist. Proceedings of Petrozavodsk State University. 2021;43(4):26-31. DOI: 10.15393/uchz.art.2021.614
REFERENCES
1. Belozerova, V. G. Significance of career as an afficial in the life and creative work of Dong Qichang (1555-1636). Vostok (Oriens). 2019;3:170-182. DOI: 10.31857/S086919080005317-5 (In Russ.)
2. Zavadskaya, E. V. Aesthetic problems of painting in traditional China. Moscow, 1975. 440 p. (In Russ.)
3. Malyavin, V. V. Chinese art. Principles. Schools. Masters. Moscow, 2004. 432 p. (In Russ.)
4. Kravtsova, M. E. Dong Qichang. Intellectual culture of China. Encyclopedia. Vol. 6. Moscow, 2010. P. 572-574. (In Russ.)
5. Eye of painting. (S. M. Kochetova, Transl.). Masters of art about art. (A. A. Guber, Ed.). Vol. 1. Moscow, 1965. P. 103-110. (In Russ.)
6. Bush, S . The Chinese literati on painting. Su Shih (1037-1101) to Tung Ch'i-ch'ang (1555-1636). Hong Kong, 2012. 227 p.
7. Wen, C. Fong. Art as history: Calligraphy and painting as one. Princeton University, 2014. 479 p.
8. ft « o // 1990% fl^o 47-57 ^o
10. ^ ?Xf#»o / ^M^o M: 2007^o 254Mo
11. / f$«|o 1960^o±Wo 432Mo
Received: 28 December, 2020; accepted: 22 March, 2021