Научная статья на тему 'Духовный опыт Б. Паскаля'

Духовный опыт Б. Паскаля Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
398
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДЕЛ / ВСЕЛЕННАЯ / БЕСКОНЕЧНОСТЬ / «МЫСЛЯЩИЙ ТРОСТНИК» / ПАРИ / DESTINY / THE UNIVERSE / INFINITY / THE "THINKING REED" / PARI

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черняк Н. А.

В статье анализируется мировоззренческий опыт Б. Паскаля: поиски человеком своего места в мире и смысла существования. В философии Паскаля набросана основная проблематика, ставшая предметом специального рассмотрения в философии экзистенциализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL EXPERIENCE B. PASCAL

The article analyzes B. Pascal’s worldview experience: man’s search for his place in the world and the meaning of existence. In the philosophy of Pascal sketched the main problems, which became the subject of special consideration in the philosophy of existentialism.

Текст научной работы на тему «Духовный опыт Б. Паскаля»

УДК 1(091)

DOI 10.25513/1812-3996.2019.24(3).153-156

ДУХОВНЫЙ ОПЫТ Б. ПАСКАЛЯ Н. А. Черняк

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Информация о статье Аннотация. В статье анализируется мировоззренческий опыт Б. Паскаля: поиски че-

Дата поступления ловеком своего места в мире и смысла существования. В философии Паскаля набро-

20.05.2019 сана основная проблематика, ставшая предметом специального рассмотрения в фи-

лософии экзистенциализма.

Дата принятия в печать 01.07.2019

Дата онлайн-размещения 28.10.2019

Ключевые слова

Удел, Вселенная, бесконечность, «мыслящий тростник», пари

SPIRITUAL EXPERIENCE B. PASCAL N. A. Chernyak

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Article info Abstract. The article analyzes B. Pascal's worldview experience: man's search for his place

Received in the world and the meaning of existence. In the philosophy of Pascal sketched the main

20.05.2019 problems, which became the subject of special consideration in the philosophy of existen-

tialism.

Accepted 01.07.2019

Available online 28.10.2019

Keywords

Destiny, the Universe, infinity, the "thinking reed", pari

В век нигилизма и морального безразличия духовный опыт Б. Паскаля может иметь особое значение. Поразительная честность мысли, предельная ясность в исследовании удела человека и в то же время бесконечная вера в его высшее предназначение - вот что специфическим образом характеризует духовные устремления мыслителя.

Чем может быть интересен философ, живший четыреста лет назад, в эпоху, когда наука только становилась на собственные ноги, а христианское вероучение и теологическая догматика определяла мировоззрение большинства его современников и он не был исключением?

Значимость мыслителя в человеческой культуре очень часто определяется не тем, какие решения той или иной проблематики предложил мыслитель, какую теорию или концепцию сформулировал. Само проблемное поле, круг вопросов, которые набрасывает философ, имеют иногда большее значение, чем продуктивные ответы, которые он вырабатывает в соответствии с запросами своего времени.

Что же это за проблемное поле, очерченное отчетливо Паскалем в качестве предмета философской рефлексии? Что за тема, концептуально оформленная им как главная и, по существу, единственно значимая для человека?

Это тема удела человека, в каком бы мире он ни жил - богоустроенном или богопокинутом. Предельную остроту и трагичность удела, выраженного Паскалем с беспощадной трезвостью, придает отчетливое осознание того факта, что человек - всего лишь песчинка, случайно занесенная в холодную Вселенную. И в ней не только не содержится хоть какого-нибудь условия для присутствия человека, но она даже не предполагает наличие такого условия. «Меня ужасает вечное безмолвие этих бесконечных пространств!» (аф. 91) [1].

Метафизика страха, ужаса перед небытием, которая магистральной нитью проходит сквозь сочинения С. Къеркегора, А. Шопенгауэра, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю и др., отчетливо просматривается впервые уже в «Мыслях» Паскаля.

М. Хайдеггер в далекое от Паскаля время нашел довольно-таки удачный термин, выражающий фундаментальный экзистенциал или, иначе, способ человеческого существования, - «заброшенность». Не от человека зависит, в какую эпоху ему суждено жить, в какой культуре родиться, каким языком общаться с современниками, в каком культурно-историческом формате продумывать и переживать вечные смысложизненные вопросы. В известной степени, человек - игрушка в руках судьбы. «Ибо в конечном счете что же он такое - человек во Вселенной? Небытие в сравнении с бесконечностью, всё сущее в сравнении с небытием, нечто среднее между всем и ничем. Бесконечно далекий от понимания этих крайностей - конца мироздания и его начала, вовеки скрытых от людского взора непроницаемой тайной, - он равно не способен постичь небытие, из которого был извлечен, и бесконечность, которая его поглотит» (аф. 84).

В этой связи и встают вечные вопросы: как быть человеку, как ему поступать, где та истина, которой он должен руководствоваться в своих поступках? Какой бы вариант решения этих вопросов человек не принял, в любом случае, это решение является делом самого человека. И никто не может принять на себя эту долю, кроме него самого.

Беспристрастный, острый, как нож, галльский ум Паскаля не оставляет лазеек для иллюзий, требует, выражаясь языком другого французского мыслителя - Ж.-П. Сартра, - «чистоты и прозрачности». И если «не жульничать с самим собой» (А. Камю), если быть честным до конца, то невозможно не признать первую очевидность - факт бесконечного одиночества человека в этой холодной безразличной Вселенной.

-ISSN 1812-3996

«Весь зримый мир - лишь едва приметный штрих в необъятном лоне природы. Человеческой мысли не под силу охватить ее. Сколько бы мы ни раздвигали пределы наших пространственных представлений, всё равно в сравнении с сущим мы порождаем только атомы. Вселенная - это не имеющая границ сфера, центр ее всюду, окружность - нигде... А потом, вновь обратившись к себе, пусть человек сравнит свое существо со всем сущим; пусть почувствует, как он затерян в этом глухом углу Вселенной, и, выглядывая из тесной тюремной камеры, отведенной ему под жилье, - я имею в виду весь зримый мир, - пусть уразумеет, чего стоит вся наша Земля с ее державами и городами и, наконец, чего стоит он сам» (аф. 84).

Вопрос, который логически следует из этой жесткой констатации: что может, если, конечно, может, противопоставить человек этой Вселенной и тем самым заявить о себе, или же он есть всего лишь простое орудие рока?

В истории философской мысли не так часто встречаются мыслители, в философии которых удивительно органично сочетается аналитическая строгость и обезоруживающая трезвость с глубиной философского проникновения в смысложизненные проблемы. Ясность понимания удела человека, каким бы трагическим он ни был, отчетливое осознание места, которое он занимает в бытии, позволяет Паскалю увидеть в человеке то, что в известной степени опровергает все умозаключения о его (человека) малости и ничтожности.

«Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды. Но пусть бы даже его уничтожила Вселенная, - человек всё равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознает, что расстается с жизнью и что он слабее Вселенной, а она ничего не сознает. Итак, всё наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас, отнюдь не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить благопристойно, в этом - основа нравственности» (аф. 264).

Вот то, что, с одной стороны, оправдывает существование человека, с другой - возвышает это существование и придает ему смысл.

Однако Паскаль не был бы великим мыслителем, если бы со своей привычной трезвостью не отдавал отчет в том, что и мысль человека не безгранична, не укоренена во Вселенной, не субстанци-

ISSN 1812-3996-

альна, поэтому не может служить гарантом истинности человеческого бытия. В связи с этим он говорит и о других «резонах» - «резонах сердца». «У сердца есть свой разум, о котором наш разум ничего не знает». Об этих резонах его следующее суждение: «Если я не знаю основ нравственности, наука об окружающем мире не принесет мне утешения в дни горестных испытаний, а вот основы нравственности утешают и при полном незнании наук о предметах окружающего мира» (аф. 196).

Какими бы ни были «резоны» и возможности разума в понимании, объяснении, освоении Вселенной, они, увы, не дают человеку ощущения родственности бытия, укорененности человека в нем, следовательно, гарантированности в нем места и полноты смысла существования. Предельно точно и лаконично выразил смысл человеческих ожиданий в мире другой французский мыслитель, А. Камю: «Ностальгия по Единому, стремление к Абсолюту выражают сущность человеческой драмы» [2, с. 233]. Абсолют, Единое или Творец - вот та инстанция, которая в известной степени манифестирует или обещает такую гарантию.

По этому вопросу Паскаль выражает категоричное несогласие с Р. Декартом, последователем философии которого он является. «Не могу простить Декарту: он стремился обойтись в своей философии без Бога, но так и не обошелся, заставил Его дать мирозданию толчок, дабы привести в движение, ну а после этого Бог уже стал ему не надобен» (аф. 194). Как человек своей эпохи Паскаль не мог быть индифферентен к религиозной вере. Что дает человеку вера в Творца? «Вера достохвальна, потому что познала природу человека; вера достойна любви, потому что открывает путь к истинному благу» (аф. 414).

Вот так противоречиво, как сама действительность, иногда впадая в крайность, рисует Паскаль человеческий удел - аналитически ясно и беспристрастно: «Мы жаждем устойчивости, жаждем обрести, наконец, твердую почву и воздвигнуть на ней башню, вершиной уходящую в бесконечность, но заложенное нами основание дает трещину, земля разверзается, а в провале - бездна» (аф. 84).

Чтобы избежать этой бездны, человеку необходима вера. «Люди пренебрегают верой; им ненавистна и страшна мысль, что, может статься, в ней содержится истина» (аф. 1). В связи с этим в качестве последнего аргумента он и приводит известное «пари». «Бог есть или нет. На которую сторону мы склонимся? Разум тут ничего решить не может. Нас

разделяет бесконечный хаос. На краю этой бесконечности разыгрывается игра, исход которой неизвестен. На что вы будете ставить? <...> Не выбирать нельзя. Не спрашивая вашего согласия, вас уже засадили за эту игру. Так на что вы поставите? Давайте подумаем. Поскольку выбор неизбежен, подумаем, что вас меньше затрагивает. Вам грозят два проигрыша: в одном случае проигрыш истины, в другом -блага, на кон поставлены две ценности - ваш разум и ваша воля, знания и вечное блаженство, меж тем как ваше естество равно отвращается и от заблуждения, и от безмерных мук. На что бы вы ни поставили, разум смирится с любым выбором - ведь отказаться от игры никому не дано. Так что тут всё ясно. Но как быть с вечным блаженством? Взвесим наш возможный выигрыш или проигрыш, если вы поставите на орла, то есть на Бога. Сопоставим тот и другой: выиграв, вы выиграете всё, проиграв, не потеряете ничего. Ставьте же, не колеблясь, на Бога!» (аф. 451).

Что следует сказать по этому поводу? Паскаль -человек своего времени, это время еще «богоустро-енного» мира. Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер -мыслители эпохи «богопокинутости». Их разделяет почти половина тысячелетия. Но тема, вокруг которой движется их мысль, - одна и та же. Человеческое бытие, человеческий удел. Паскаль предвосхитил последующую иррационалистическую тенденцию в философии от романтизма вплоть до экзистенциализма задолго до ее теоретического оформления.

Может быть, выскажу крамольную мысль, но, кажется, что экзистенциализм, предтечей которого называют Паскаля, радикально нового в указанную проблему, по большому счету, не внес. Всё, с чем связаны разработки авторитетных и известных представителей этого течения, уже было набросано Паскалем: и глубина постановки экзистенциальной проблемы - проблемы экзистенциального выбора в условиях «заброшенности», - и трагический характер ее разрешения, и личная ответственность за осуществленный выбор. Детализация, интерпретация, актуализация в соответствии с запросом времени не в счет. Самое главное было сказано Паскалем. Человек заброшен в эту бесконечную Вселенную, не важно, кем - Богом или природой, не известными и не исповедимыми силами и т. д. И это - та очевидность, которую с беспристрастной отчетливостью зафиксировал острый ум Паскаля. А «мыслящему тростнику» остается один удел - непрестанные поиски истины и смысла. И в этих поисках важным оказывается не лгать самому себе, не строить иллюзий, не перекладывать ответственность за принятое ре- 155

Вестник Омского университета 2019. Т. 24, № 3. С. 153-156

-ISSN 1812-3996

шение на плечи других. Единственное, чем должен руководствоваться человек в этих поисках, - быть верным самому себе и своей судьбе.

Вопрос о том, что может служить опорой в этих поисках истины, остается открытым.

«Откажемся же от поисков достоверных и незыблемых знаний. Изменчивая видимость будет всегда вводить в обман наш разум; конечное ни в чем не найдет твердой опоры меж двух бесконечностей, которые охватывают его, но ни на шаг не подпускают к себе.

Кто это усвоит, тот, я думаю, раз и навсегда откажется от попыток переступить границы, поставленные ему природой. Если уж нам вовек суждено занимать это место посредине, одинаково удаленное от обеих беспредельностей, какое может иметь значение, знает человек немного больше или немного меньше?» (аф. 84) [1].

Творческая натура мыслителя, тем не менее, вопреки заявленной установке, не позволяла самоуспокоиться, требовала выхода в действии, бросала его в стихию точных наук и опыта, поскольку, согласно Паскалю, этот дар - дар исследователя - не подвластен человеку: он не может его ни отменить, ни возвеличить. Поэтому, человеку остается только

одно - собственный, индивидуальный поиск ответа на вопрос: «Кто определил мою судьбу? Чей приказ, чей промысел предназначил мне это время и место?» (аф. 88).

В заключение следует сказать, что Б. Паскаль -это мыслитель отнюдь не исторического прошлого, которому следует отдать память и должное уважение. Паскаль - мыслитель на все времена: он не просто обозначил, он сделал актуальной, личностно значимой существенную и важную для каждого человека проблему - проблему его собственного удела и личностного выбора в определении этого удела. Жизненный путь Паскаля - это пример драматичности поиска мыслящей личностью и ученым экзистенциального выбора между верой в Бога и верой в человеческий разум. Что окажется решающим? Экзистенциальные колебания Паскаля между учеными штудиями, с одной стороны, и религиозным раскаяньем за свои научные исследования как греховные -с другой, не делает этот ответ однозначным и очевидным. Очевидным остается лишь одно - не существует изначально одного единственного правильного варианта ответа на этот вопрос, поиск этого ответа - персональное дело каждого человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Паскаль Б. Мысли / пер. с фр., вступ. ст., комент. Ю.А. Гинзбург. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1995. 480 с. URL: https://bookscafe.net/read/paskal_blez-mysli-202545.html#p7 (дата обращения: 16.03.2019).

2. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева ; пер. М. : Политиздат, 1989. 398 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Черняк Наталья Алексеевна - доцент, доктор философских наук, доцент, кафедра философии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Chernyak Natal'ya Alexeevna - Docent, Doctor of Phy-losophical Sciences, Docent, the Department of Phylos-ophy, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: chernjaknat@ rambler.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Черняк Н. А. Духовный опыт Б. Паскаля // Вестн. Ом. ун-та. 2019. Т. 24, № 3. С. 153-156. Эй!: 10.25513/ 1812-3996.2019.24(3).153-156.

FOR CITATIONS

Chernyak N.A. Spiritual experience B. Pascal. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2019, vol. 24, no. 3, pp. 153-156. DOI: 10.25513/ 1812-3996.2019.24(3).153-156. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.