Научная статья на тему 'Духовный мир персонажей романа В. В. Вересаева "в тупике"'

Духовный мир персонажей романа В. В. Вересаева "в тупике" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
651
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 / REVOLUTION OF 1917 / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / CIVIL WAR / РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / RUSSIAN INTELLIGENTSIA / ДУХОВНЫЙ ОБЛИК / SPIRITUAL CHARACTER / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / VALUES / В.В.ВЕРЕСАЕВ / СОПОСТАВЛЕНИЕ / MAPPING / V.V.VERESAYEV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новичкова Д. А.

Основная цель данной работы состоит в осмыслении нравственных ценностей и духовных ориентиров персонажей романа В.В.Вересаева «В тупике», посвященного описанию послереволюционных событий в Крыму. Анализ произведения осуществляется через сопоставление мнений и поступков персонажей, декларирующих противоположные политические убеждения. На основе предпринятых наблюдений сделан вывод об авторской оценке духовного облика русских людей, раскрывших свою сущность на фоне политического, культурного и социального кризиса в данный исторический период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPIRITUAL WORLD OF THE CHARACTERS IN NOVEL “AT THE DEAD END” BY V.V.VERESAEV

The main purpose of this work is to comprehend the moral values and spiritual guidelines of the characters of V.V.Veresaev's novel “At The Dead End”, devoted to the description of post-revolutionary events in the Crimea. The analysis of the work is made by comparing the beliefs and actions of the characters that relate to opposite political views. Based on the results of the study, an attempt is made to characterize the spiritual appearance of a Russian person, which manifested itself especially clearly against the background of the political, cultural and social crisis of the studied historical period.

Текст научной работы на тему «Духовный мир персонажей романа В. В. Вересаева "в тупике"»

УДК 821.161.1.09 Вересаев В.В.

Д.А.Новичкова

ДУХОВНЫЙ МИР ПЕРСОНАЖЕЙ РОМАНА В.В.ВЕРЕСАЕВА «В ТУПИКЕ»

Основная цель данной работы состоит в осмыслении нравственных ценностей и духовных ориентиров персонажей романа В.В.Вересаева «В тупике», посвященного описанию послереволюционных событий в Крыму. Анализ произведения осуществляется через сопоставление мнений и поступков персонажей, декларирующих противоположные политические убеждения. На основе предпринятых наблюдений сделан вывод об авторской оценке духовного облика русских людей, раскрывших свою сущность на фоне политического, культурного и социального кризиса в данный исторический период.

Ключевые слова: революция 1917, гражданская война, русская интеллигенция, духовный облик, ценностные ориентиры, В.В.Вересаев, сопоставление

Начало XX века предстает в нашем сознании как время крушения и подмены ценностей, поругания

человека и утраты многих завоеваний культуры. Однако, нельзя не заметить, что параллельно укреплялись в испытаниях многие прежние идеалы, заявляли о себе выдающиеся личности, совершали подвиги и служили святому делу любви многие священнослужители и миряне, удивлявшие современников чистотой помыслов. Ни в какое другое время не было столько новоявленных святых.

События 1917 года в России повлекли за собой не только смену власти, но и кризис культуры. К.Ясперс в своей книге «Ницше и христианство» (1946) так охарактеризовал свою современность: «...крушение культуры — образование подменяется пустым знанием; душевная субстанциальность — вселенским лицедейством жизни «понарошку»; скука заглушается наркотиками всех видов и острыми ощущениями; всякий живой духовный росток подавляется шумом и грохотом иллюзорного духа; все говорят, но никто никого не слышит; все разлагаются в потоке слов; всё пробалтывается и предается»[1, с. 13]. Философ писал о западном мире, но все эти подмены проникали и продолжают проникать и в Россию.

Писатели живо реагировали на изменения, происходившие в государстве и в умах людей. Исторический процесс воспринимался ими через художественные произведения, осмысление конкретных судеб и событий [2, с. 188]. Причины, последствия и реальные ситуации революционной эпохи так или иначе попадали в фокус творческого зрения всех писателей той поры. Среди них А.Блок, М.Волошин, М.Горький, И.Бунин, И.Шмелев, М.Булгаков, Б.Пильняк, В.Зазубрин...

Свидетелем духовно-нравственных перемен вместе с другими современниками был В.В.Вересаев, врач, прозаик, поэт-переводчик, литературовед, пушкинист, публицист, общественный деятель. На его глазах Россия пережила три революции, четыре войны. Он сам был участником Японской войны, во время Первой мировой войны служил полковым врачом, заведовал военно-санитарным отрядом. Его произведения были по-особенному своевременны и злободневны. Сама «живая жизнь» давала темы для очерков, рассказов, романов и повестей. Глубокое толкование проблем, запечатленных в них, открывает нам, насколько этот человек был небезучастным к судьбе своего народа и России в целом. За нерушимость взглядов, твердость характера и честность в писательской среде его прозвали «Каменный мост» (из переписки с М.А.Булгаковым) [3, с. 169].

Одним из мало популярных произведений В.В.Вересаева долгое время считался роман «В тупике», посвященный анализу постреволюционных событий в Крыму. Роман вызвал бурную реакцию со стороны социологической критики, т.к. она не обнаружила в нем четкой политической направленности, предъявляла требование заявить определённо: автор за революцию или против нее. Для Вересаева было важно правдиво рассказать о том, что он наблюдал в Крыму в 1919—1920 годах, осмыслить и обнажить проблемы, которые подняла революция, охарактеризовать с духовно-нравственных позиций характер и мировоззрение людей, которые оказались по разные стороны баррикад. Роман В.В.Вересаева и теперь прочитывается как размышления не только о политической борьбе за власть, но и о борьбе добра и зла в сердцах людей, которые зашли в жизненный тупик.

Облик главного героя романа и его положение настраивает на аналогию с биографией Вересаева. Представитель «старой» интеллигенции, врач Иван Ильич Сартанов разочаровался в революции, поскольку его удручает хаос, обезличивание человека, приспособленчество, смертные казни, «изъятие излишков» у буржуазии, которые, по сути, были грабежами.

Повествование романа начинается с краткой характеристики врача, который при царской власти оказался в «Бутырках» за то, что на съезде стал проводить статистику убитых и раненых на фронте, называя войну «бойней». При Советской власти он был арестован за то, что «выступил в обществе врачей в своей губернии <...> против большевистских расстрелов» [4, с. 341]. Постепенно становится очевидным, что смена власти не решила проблему, против которой боролся старый врач, а только усугубила ее. Про современников он говорит следующее: «Вы все, нынешние, даже самые хорошие, так привыкли к постоянным компромиссам с совестью, что у нас уже почти нет общего языка» [4, с. 505].

Сам Сартанов верен своим принципам непоколебимо. В ситуации голода и безденежья врач продолжает свою профессиональную деятельность, получая минимальную плату. На возмущения дочери Сартанов ответил: «Этим не торгуют и не торгуются. Оставим» [4, с. 347]. Он приводит строки из Евангелия: «Марфа! Марфа! О многом печешься» [4, с. 347]. Данная ситуация, безусловно, характеризует старого врача как человека благородного, который способен сохранить благородный духовный облик, несмотря на всеобщий хаос и нравственную разнузданность окружающих.

Денежный вопрос, связанный с бедностью и голодом, достаточно часто встает в романе. Ведь питание — это каждодневная потребность человека. С описания того, как живут члены семьи Сартановых, как они готовят свой скромный обед, начинается роман, свидетельствующий о голодной и страшной жизни в Крыму. Соседку Сартановых, княгиню Андожскую, мужа которой во время революционного восстания матросы сожгли в топке пароходного котла, Анна Иванова, жена врача Сартанова, заподозрила в краже своего кольца с бриллиантом, свадебном подарке мужа. Дочь Сартанова Катя заступается за вдову, объясняя ее поступок: «Господи, как мы зачерствели! Ясно, погибает с голоду народ» [4, с. 350]. О жене Сартанова Анне Ивановне говорится, что она не верит в Бога, только по той причине, что когда-то была революционеркой [4, с. 348].

Иван Ильич смело выражал своё искреннее отношение к событиям и людям. Со старшей дочерью Верой, ставшей большевичкой, он разорвал отношения, а племянника Леонида, занимавшего высокий пост в ревкоме, открыто называл «Иудой». Утверждение новой власти разделило весь народ на два враждующих лагеря, поэтому представители одной семьи оказались по разные стороны баррикад.

Иные отношения сложились у Сартанова с младшей дочерью. Катя во многом разделяет взгляды отца. Она остаётся честной, доброй, верной своим убеждениям вопреки сложившейся ситуации. Часто от нее звучат слова поддержки окружающим: «Нужно стать выше судьбы, нужно бодро нести всё, что бы ни послала жизнь...» [4, с. 372]. Друг Дмитрий дает ей светлую характеристику: «<...> О настоящем мы никогда не думаем и поэтому никогда не живем — только всё надеемся жить. А вот вы это умеете — из всего извлекать настоящее. Как это редко!» [4, с. 353]. Молодая девушка обладает сильным характером, умеет достучаться до души каждого человека, которого она встречает на своем пути. Она достойно выходит из самых унизительных ситуаций. Подобно отцу Катя разочаровывается в идеях революции из-за тех уродливых духовных заблуждений и провалов, которые ей сопутствуют. Катя вступает в полемику со старшей сестрой Верой, кузеном Леонидом. Она пытается понять, как революционеры объясняют зверства идеологической борьбы, ведь ясно, что «они не в силах обуздать того потока злодейства и душевной разнузданности, в котором неслась вышедшая из берегов жизнь» [4, с. 421].

Интересно сравнить имена двух дочерей Сартанова. Вера, вопреки своему высокому имени, верит в революцию, убеждена, что можно руками человека изменить ход истории. Екатерина в переводе с греческого означает «вечно чистая». Многие ситуации, в которые попадает Катя, показывают чистоту ее помыслов, суждений.

Образ Кати в романе играет важную роль. Главной особенностью Кати явилось то, что «она сама по-детски говорила всегда то, что думает и чувствует, и к душе другого человека подходила сразу, вплотную, без всяких условностей» [4, с. 393]. Катя пыталась добраться до сути событий, дать оценку происходящему вокруг. Но самое главное, Катя — человек дела, она пыталась хоть как-то изменить «новую жизнь», повлиять на окружающих: «Для Кати ужасы жизни были эгоистически непереносимы, если смотреть на них сложа руки и перекипать душою в бессильном негодовании» [4, с. 421].

В подтверждение этому в романе немало сцен, описывающих её посильную борьбу с ожесточением, хамством, эгоизмом, безнаказанностью. Одна из сцен начинается словами: «Мимо равнодушно проходили люди. Катя, пораженная, остановилась» [4, с. 449]. Она сделала замечание ломовому извозчику, который лежал врастяжку на горячем хлебе. Замечание никак не повлияло на разгильдяя, но Катя всё же попыталась остановить безобразие. Она без страха готова была кинуться в идеологический спор с пьяным матросом, обличая его безделье, агрессию и призывы к насилию [4, с. 426]. Она дерзко доказывала неправоту представителям власти. Не боялась сравнивать старый строй с новым, обнажая недостатки того и другого. Леонид Седой-Сартанов, занимавший высокий пост в революционном комитете, несмотря на разногласия с Катей в политических взглядах, так высказался о ее поведении: «По закону девице полагается хлопаться в обморок в минуту самой опасности, а мужчине, отбивая удары, вваливать драгоценную ношу на луку седла. А с тобой можно дела делать. Молодец, девка!»[4, с. 469].

Отстаивала свои убеждения Катя и перед отцом. Она решила, что нужно работать, восстанавливать разрушенную культуру, образование, несмотря на то, что придется помогать в этом большевикам. Этого не мог допустить ставший противником нового режима старый доктор: «Глубоко в глазах Ивана Ильича сверкнул тот же темный, сурово беспощадный огонь, какими они загорались при упоминании о Вере»[4, с. 399].

Но, несмотря на мужество, бесстрашие, Катя в романе наделена женскими качествами. Ей присуща чуткость, заботливость. «Катя, как всегда, старалась дорыться до самого дна души, — что там у человека под внешними словами?»[ 4, с. 450]. Она охотно вступала в беседу, чтобы поддержать ближнего человека. Спасая отца из заключения, она столкнулась с несправедливостью и жестоким отношением к арестованным. Отнюдь не являясь сторонницей непротивления злу, она пытается добиться справедливого суда над комендантом, доказывая свою правоту перед Леонидом Седым-Сартановым: «А за то, что комендант этот больного священника велел забрать, умирающего, и он умер?.. Это декрет запрещает. Неужели он не ответит?» [4, с.

417]. Катя надеялась, что хамское отношение новой власти к людям вызовет возмущение и у старшей сестры Веры, ответственной работницы ревкома. Младшая говорила о несправедливости, жестокости, ужасном обращении с заключенными. Но «Глаза Веры задернулись как будто непроницаемою внутренней пеленою» [4, с. 454]. «Пелена на глазах» Веры появлялась на протяжении романа трижды, всегда, когда обнаруживались злодеяния со стороны большевистской власти. Катя объясняла себе новый облик сестры ее казенной службой. В следующей сцене описывается, как Вера повлияла на проверку содержания арестованных в тюрьме, назвав происходящее «безобразием»[4, с. 455]. Катя ободрилась, что душа сестры жива. Но развитие событий показало, что Вера твердо стоит на своей позиции, оправдывает расстрелы ради дела революции, хотя раньше руку «отказалась подать доктору только за то, что он присутствовал при казни» [4, с. 527].

Героини романа «В тупике» часто попадают в сложные ситуации, вынуждены терпеть насмешки рабочих и матросов над женской физической слабостью, переносить испытания, оставшись одной без мужа (зачастую погибшего от рук рабочих или матросов). Яркая и образная сцена, которая повторяется несколько раз на протяжении романа, описывает «новую жизнь» на даче семьи, в которой жена озлоблена, жестока, некрасива [4, с. 546], хотя упоминается, какой утонченной и приятной эта женщина была до наступления переворота.

Тема женщины в революционную эпоху была актуальной не только для В.Вересаева. Героини Л.Сейфуллиной, Б.Лавренева, К.Тренева избирают социальную стезю, служение революции вопреки традициям семейных приоритетов. Любовь Яровая предает мужа и обрекает его на расстрел, считая себя после этого «верным товарищем». Марютка убивает возлюбленного, который рад спасению их двоих с безлюдного острова приплывшими белыми. Героиня Л.Сейфуллиной Виринея уходит от грудного ребенка, чтобы спасать борющегося на стороне красных мужа. Движет ей желание уйти от «предрассудков», которые являются нравственными и жизненными ориентирами других женщин. Она готова идти наперекор судьбе, ступив на путь борьбы.

В центре внимания Вересаева не только экономический хаос того времени, но и «разруха в головах» людей. Анна Иоанновна Сартанова зафиксировала поведение молодых героев революции: «Там солдаты-пограничники живут. С мезонина глядят в подзорную трубу на море. <...> Воруют кур, колют на щепки балясины от террасы, рубят столбы проволочной ограды. Что стоит сходить в горы, набрать хворосту?.. Нет, лень. Вчера две табуретки сожгли» [4, с. 476]. На предложение Кати доложить об этом их начальнику мать отвечает: «Он говорит: представьте с поличным, я такого расстреляю. И ведь правда расстреляет. За табуретку!» [4, с. 477] Автор показывает, что любая проблема решается в эти годы через насилие или даже казнь.

Катю возмущают надругательства над людьми, жестокость, грабежи, которые прикрываются идейными лозунгами. Она смело высказывает «новым людям» правду об их духовной ограниченности, скатывании в языческое правило «око за око»: «Но мне всегда думалось: рабочий класс строит новый мир, в котором всем будет хорошо. А вы так: чтоб тем, кому было плохо, было хорошо, а тем, кому хорошо, было бы плохо. Для чего это? Будьте благородны и великодушны, не унижайте себя мщением» [4, с. 451]. Вера и Леонид понимали, что Катя права, но смирились с жестокой сутью революции и посчитали смерть невинных людей необходимой жертвой.

И.Шмелев в романе «Солнце мертвых» с особой болью запечатлел страшные итоги вседозволенности, разрешения «крови по совести» при идеологической борьбе за «светлое» будущее: «<...> Убивали и зарывали. А то и совсем просто: заваливали овраги. А то и совсем просто-просто: выкидывали в море. По воле людей, которые открыли тайну: сделать человечество счастливым. Для этого надо начинать — с человеческих боен» [5, с. 31].

Вересаевская Вера, признававшая необходимость смертей ради будущего, в конце романа сама была арестована. Осознавая приближение смерти, она вспомнила о Боге и спросила своего товарища Ханова, также приговоренного к расстрелу, читал ли он Евангелие, на что получила ответ: «Читал. Я раньше и Толстого много читал <...> Да как-то у него всё это. Не получил я покою» [4, с. 544]. Заблуждающийся молодой человек отождествляет Евангелие и религиозные идеи Толстого. Страх перед собственной гибелью обнажает потаённые уголки души, раскаянье и желание понять смысл происходящего с ним самим и Верой: «Я вижу: вас мучает, что перед вами смерть, а позади кровь и грязь, грязь, в которой вы всё время купались» [4, с. 544]. Вера пытается оправдать методы революции тем, что добром ничего не добиться. Она считает: главное не перейти грань, за которой оказывается вседозволенность и безнаказанность. Но где эта черта для безрелигиозного человека? Кого можно или даже нужно убить и за что?

Видный революционер Воронько, с которым Катя волей судьбы пришлось вступить в диалог, достаточно просто объясняет своё отношение к кровопролитьям: «Нужен особый склад характера: чтоб спокойно, без надсада, идти через всё, не сойти с ума, — и чтоб не опьяняться кровью, властью, бесконтрольством. И обычно, к сожалению, так большинство и кончает: либо сходят с ума, либо рано-поздно сами попадают под расстрел» [4, с. 514]. На протяжении романа Вересаев показывает множество людей, потерявших грань дозволенного. Многим из них приходится расплачиваться высокой ценой за содеянное зло. В конце концов, Веру, Ханова и других членов ревкома убили за свалками, где когда-то они расстреливали офицеров.

Вересаев в романе «В тупике» достоверно и обстоятельно описал положение людей, оказавшихся участниками гражданской борьбы. Он не прибегает к публицистической форме оценок ни одной из сторон. Столкнувшиеся в огне гражданской войны люди разных взглядов, возрастов, нравственных установок — все

оказались в трагическом водовороте событий. Автор ведет читателя к выводу, что духовное несовершенство, атеистические заблуждения значительной части населения России спровоцировали обострение социальных, нравственных, этических противоречий, что вело к многочисленным проявлениям человеческой агрессии, злобы, порочности. Переломное время, однако, выявило и настоящих людей, сумевших обнаружить человеческое достоинство, выдержать труднейшие испытания, сохранить духовную преемственность и преданность светлым идеалам христианского милосердия.

1. Ясперс К. Ницше и христианство. М, 1994. 115 с.

2. Песоцкий В.А. Основные функции художественной литературы в их философском представлении // Вестник МГОУ. 2011. № 1. Философия. С. 184-209.

3. Письма М.А. Булгакова В.В. Вересаеву // Знамя. 1988. № 1. С. 161-173.

4. Вересаев В.В. К жизни: Повести, роман, рассказы / Сост., вступ. ст. и комментарии Ф.И.Кулешова. Минск: Маст. лит., 1989. 605 с.

5. Шмелев И.С. Солнце мертвых; Солдаты: романы. М.: Вече, 2017. 384 с.

References

1. Yaspers K. Nitsshe i khristianstvo. M, 1994. 115 s.

2. Pesotskiy V.A. Osnovnye funktsii khudozhestvennoy literatury v ikh filosofskom predstavlenii // Vestnik MGOU. 2011. № 1. Filosofiya. S. 184-209.

3. Pis'ma M.A. Bulgakova V.V. Veresaevu // Znamya. 1988. №> 1. S. 161-173.

4. Veresaev V.V. K zhizni: Povesti, roman, rasskazy / Sost., vstup. st. i kommentarii F.I.Kuleshova. Minsk: Mast. lit., 1989. 605 s.

5. Shmelev I.S. Solntse mertvykh; Soldaty: romany. M.: Veche, 2017. 384 s.

Novichkova D.A. The spiritual world of the characters in novel "At The Dead End" by V.V.Veresaev. The main purpose of this work is to comprehend the moral values and spiritual guidelines of the characters of V.V.Veresaev's novel "At The Dead End", devoted to the description of post-revolutionary events in the Crimea. The analysis of the work is made by comparing the beliefs and actions of the characters that relate to opposite political views. Based on the results of the study, an attempt is made to characterize the spiritual appearance of a Russian person, which manifested itself especially clearly against the background of the political, cultural and social crisis of the studied historical period.

Keywords: revolution of 1917, the civil war, the Russian intelligentsia, spiritual character, values, V.V.Veresayev, mapping.

Сведения об авторе. Д.А.Новичкова — аспирант кафедры литературы XX века факультета русской филологии Московского государственного областного университета; da.novichkova@yandex.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 05.03.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.