Алимов Г.М.
Филиал «Самарского государственного университета путей сообщения» в г. Орске
E-mail: [email protected]
ДУХОВНЫЙ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАРЛА АВГУСТОВИЧА ШМИДТА
В статье дан теоретический анализ деятельности педагога-практика второй половины XIX века К.А. Шмидта, создавшего систему физического воспитания, предметно-содержательной основой которой, стало развитие культуры двигательной активности посредством использования гимнастических упражнений.
Ключевые слова: история физической культуры, физическое воспитание, телесная культура человека, физические упражнения.
Наука о физической культуре сравнительно молода, системная интеграция знаний в этой области произошла в конце 70-х годов прошлого столетия, когда сформировалась современная теория физической культуры и спорта. Тем не менее, вплоть до сегодняшнего дня продолжаются дискуссии о содержательной стороне системы знаний, принципах и методах построения и изложения теории, логики изучения процесса исторического становления физического воспитания. Последняя проблема стала предметом нашего исследования, внутри которого изучаются отдельные частные методики физического воспитания, разработанные в России во второй половине XIX века. Результатом этих методик, авторами которых были педагоги и врачи-гигиенисты, стало создание гносеологического базиса для формирования теории физического воспитания и соединение в практике существующих учебных заведений умственного, нравственного и физического воспитания. Изучение данных методик показывает, как возникла и развивалась система знаний о закономерностях, условиях и способах применения физических упражнений в практике оздоровления, образования и воспитания.
В начале XX века произошел переход от описательного к аналитическому периоду в развитии учения о физическом воспитании. Системные изложения гимнастических учений А.Д. Бутовского, К.А. Шмидта, П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского и других педагогов, врачей и общественных деятелей подготовили позитивное развитие науки о физической культуре. В отечественной историографии физической культуры и спорта, также как и в истории педагогики больше всего внимания уделяли учению П.Ф Лесгафта, что совершенно обоснованно с учетом того вклада, который внес великий педагог в развитие физического воспитания, однако не менее значимы и результаты деятельности его непосредственных предшественников, таких как Карл Августович Шмидт (1819-1887).
Карл Шмидт - один из незаслуженно забытых педагогов-практиков второй половины XIX века. До приезда в Россию он работал в нескольких немецких школах преподавателем гимнастики. Причины его иммиграции в нашу страну неизвестны, возможно, он был принят на службу по приглашению каких-либо влиятельных лиц для развития физического воспитания в образовательных учреждениях, поскольку уже в первой четверти XIX века оформилась тенденция включения физического воспитания в систему среднего и высшего образования в России, которая так и не была реализована на практике в полной мере. Шмидт получил чин коллежского асессора, занимался преподаванием, стал инспектором гимнастики при Санкт-Петербургском Совете детских приютов и почетным членом Демидовского дома призрения трудящихся. В 1867 году он был приглашен преподавателем гимнастики в Павловское военное училище, где работал до самой смерти и выслужил чин надворного советника. По поручению правительственных органов К.А. Шмидт подготовил целый ряд специализированных «Руководств гимнастики» для гимназий, учебных заведений Духовного ведомства, детских приютов и народных школ, военных и юнкерских училищ [3,4,5]. Венцом его деятельности в этом направлении стал обобщающий труд «Руководство гимнастики для средних и низших учебных заведений Духовного и Гражданского ведомств», изданный в 1890 году, уже после его кончины [5]. Издание это получило одобрение Ученого Комитета Министерства народного просвещения и Учебного Комитета IV Отделения Императорской Канцелярии, а также Святейшего Синода для использования, как при подготовке будущих учителей, так и для использования в учебных заведениях различного типа, в том числе и духовных.
Как совершенно справедливо писал Г.Г. На-талов началом «процесса исторического развития физической культуры, спорта и физического воспитания... - стало последовательное освоение
культуры двигательной деятельности человечества» [1, с.6]. В центре внимания науки о физической культуре - физическое упражнение как взаимодействие между организмом и многократным повторением его движений. В силу этого первоначальное представление о физическом воспитании, его целях и функциях сводилось к представлениям о развитии гимнастики. К.А. Шмидт под гимнастикой понимает комплекс движений для всестороннего, правильного и равномерного развития тела, «движения, нарочно подобранныя так, чтобы при их производстве все части тела напрягались равномерно, развиваясь и укрепляясь» [2, с.6]. Педагог предлагал дифференцировать упражнения в зависимости от степени подготовленности учеников по двум группам, выделив в первую физически более подготовленных детей. Для сельских и народных школ он разработал систему простых упражнений, не требующих высокого уровня физической подготовки с элементарным оборудованием.
Шмидт обобщил весь свой теоретический и практический опыт, отмечая, что в развитых европейских странах гимнастика преподается наряду с другими дисциплинами почти повсеместно. «Доказано вполне, что для устранения анормальности в развитии ребенка необходимо параллельно с образованием его ума и нравственной стороны, вести развитие физических способностей, чтобы обе стороны развития, умственная и физическая, одновременно, в известной степени, взаимно дополняли одна другую» [5, с. XIII]. Будучи педагогом-практиком, Шмидт отмечал, что недостаточное физическое развитие ведет детей к психическому истощению, не дает окрепнуть организму и приводит к болезням. Занятия гимнастикой следует начинать раньше, чем обучение другим наукам, но с осторожностью, учитывая уровень подготовленности и физиологические особенности ребенка. Свои исследования автор предназначал для обучающихся в народных семинариях молодых людей, которым предстояло стать школьными учителями. Шмидт рассчитывал, что они освоят ряд правил и методов преподавания гимнастики, которые будут реализовывать на практике.
В основе системы Шмидта лежал научный подход к преподаванию гимнастики, принцип сохранения здоровья человека, вот почему изложение материала в его исследованиях предварял очерк анатомического строения и физиологии человека. По его мнению, знание этого было совершенно необходимо, чтобы «понять ту важную роль, которую играют по отношению к нашему организму, правильные и систематически развитые движения» [5, с. XVIII]. Гимнастика должна
развивать человека гармонично, чтобы отдельные части тела не были недоразвиты или, напротив, перетренированы, чтобы достичь этого, необходимо разработать такую систему упражнений, которая бы развивала все тело равномерно. «Достигнуть такого развития можно лишь путем упражнения каждой части тела в таких движениях, которыя соответствовали бы устройству тела вообще и главное назначению его частей» [2, с.6]. Таким образом физические упражнения, по мнению Шмидта, должны развивать естественные двигательные навыки человека, его природные способности. Цель этого развития понимается им как здоровьесберегающая: «Тому, кто в молодые годы занимался гимнастикой, не придется под старость охать да кряхтеть, потому что здоровье его будет сохранено. Укрепляя тело, гимнастика благотворно действует и на духовную сторону человека, развивая самоуверенность, бодрость и поддерживая веселое расположение духа» [2, с.11].
Безусловным достижением Шмидта следует признать его рекомендации по организации занятий физической культурой на основе принципов валеологии. Он предлагал добиваться оптимальной температуры в помещении, где проходят занятия. Оно должно было быть хорошо проветриваемым, в теплое время года следовало заниматься на свежем воздухе, строго соблюдая правила техники безопасности, в одежде удобной для занятий. Фактически он создал комплексную программу физического воспитания в начальной и средней школе дореволюционной России, которая составила основу его теоретической концепции.
Физическое воспитание по К.А. Шмидту включало в себя телеологические и актологические аспекты. С позиции телеологии он выделял общегигиенические и специальные (военные) цели. Общегигиенические цели - это сохранение здоровья человека. Практическая деятельность К.А. Шмидта в должности инспектора при Совете детских приютов заставила его пересмотреть узко понимаемые цели физвоспи-тания как начальной военной подготовки. Отказавшись от чисто утилитарного понимания цели физического воспитания, К.А. Шмидт пришел к выводу, что оно необходимо для гармоничного всестороннего развития человека, является составляющей здорового образа жизни.
В основе актологического аспекта теории Шмидта гимнастическое упражнение как основное средство достижения поставленных целей. По видовому составу педагог выделяет пять основных, исходя из целей, достигаемых посредством данных упражнений: простые упражнения; упражнения с взаимодействием; упражнения с
ручными аппаратами; упражнения на снарядах; бег. Базовые упражнения включали в себя повороты, наклоны, круговые движения, вращательные, сведение и разведение рук и ног, приседания. Упражнения были очень простыми в исполнении, понятными, в то же время действительно способствовали укреплению и оздоровлению всех сил человеческого организма. Всего 355 различных упражнений предложил К.А. Шмидт для средних и низших учебных заведений, 272 физических упражнения различной степени сложности он разработал для солдат и юнкеров.
Также Шмидт классифицировал упражнения по функциям в зависимости от того, какие группы мышц и части тела задействованы в процессе занятий. Деление включало в себя упражнения для рук, шейных мускулов, ножных мускулов, упражнения для развития туловища. Сложность выполняемых упражнений зависела от возраста человека. Для детей выделялось три основных комплекса для 7-9 лет, для 9-11 лет и детей старше 11 лет, для взрослых особый комплекс упражнений Шмидт составил для солдат и будущих офицеров, включающий строевые занятия. Выделенные им принципы гимнастических занятий: систематичность, использование комплекса упражнений, направленных на развитие разных групп мышц, выработка нор-
мы повторения упражнений, чередование интенсивной нагрузки с отдыхом.
К.А. Шмидт в своей системе физической подготовки ключевое место отводил педагогу, отмечая, что в процессе обучения гимнастике следует личным примером сделать понятным каждое движение, каждый прием. Дело преподавателя пробудить интерес и рвение к занятиям, сделать их насыщенными и разносторонними. Отдельная задача учителя - это соблюдение техники безопасности, особенно при занятиях на снарядах. Для нормальной организации занятий Шмидт рекомендовал использовать построение, команды, обеспечивая необходимую дисциплину
Несмотря на то, что большинство сочинений Шмидта имеет практически направленное содержание, автор ограничивается незначительными теоретическими построениями; выделить его основные концептуальные подходы к пониманию природы физического упражнения возможно. В центре его системы физического воспитания - наука об упражнениях, в которых сочетаются духовное и биологическое начала. Упражнения - это действия, совершаемые последовательно и систематически с целью всестороннего, гармонического развития всех физических способностей человека и поддержания здоровья.
19.01.2011
Список литературы:
1. Наталов, Г.Г. Интеграция науки о физической культуре // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №8. - С.5-8.
2. Шмидт, К.А. Гимнастика и ея польза / К.А. Шмидт. - СПб.: Тип. В. Демакова, 1874. - 15 с.
3. Шмидт, К.А. Руководство гимнастики для действующих войск с особым приложением для стрелковых частей, учебного пехотного батальона и военных и юнкерских училищ / К.А. Шмидт. - СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1879.-154 с.
4. Шмидт, К.А. Руководство гимнастики для сельских и народных школ и учительских семинарий, с необходимыми советами и указаниями для преподавателей / К.А. Шмидт. - СПб.: Тип. В. Демакова, 1874. - 66 с.
5. Шмидт, К.А. Руководство гимнастики для средних и низших учебных заведений духовного и гражданского ведомства / К.А. Шмидт. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1890. - 168 с.
Сведения об авторе:
Алимов Гумер Марсович, старший преподаватель кафедры общеобразовательных и профессиональных дисциплин Самарского государственного университета путей сообщения,
филиал в г. Орске
г. Орск, Вокзальное шоссе, 6, тел. 8(3537) 492026, e-mail: [email protected]
UDC 796.011.2 Alimov G.M.
Samara State Railway University (branch in Orsk)
E-mail: [email protected]
SPIRITUAL AND BIOLOGICAL ASPECTS IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF KARL AVGUSTOVICH SHMIDT
There is a theoretical analysis of the activity of practical teacher - K. A. Shmidt (the second half of the XIX century), who created the system of physical culture where the objective and sapid foundation was the development of the culture of motory activity with the help of athletic exercises.
Key words: history of physical culture, physical education, corporal culture of a person, athletic exercises.