Научная статья на тему 'Становление и развитие теории физической культуры в средних учебных заведениях России на рубеже XIX-XX вв'

Становление и развитие теории физической культуры в средних учебных заведениях России на рубеже XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наговицын Р. С.

Изучение опыта становления физической культуры в российских общеобразовательных заведениях рубежа XIX-XX вв. является особенно важным, оценивая на сегодняшний день ее состояние и перспективы. Становление физической культуры в средней школе по этапам становилось содержательно более разнообразным, что делало ее популярнее среди обучающихся. Основная цель исследований теоретиков на рубеже XIX-XX вв. состояла в осознании физической культуры в системе культурных ценностей человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие теории физической культуры в средних учебных заведениях России на рубеже XIX-XX вв»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ вв.

Р.С. НАГОВИЦЫН, Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

Аннотация

Изучение опыта становления физической культуры в российских общеобразовательных заведениях рубежа Х1Х-ХХ вв. является особенно важным, оценивая на сегодняшний день ее состояние и перспективы. Становление физической культуры в средней школе по этапам становилось содержательно более разнообразным, что делало ее популярнее среди обучающихся. Основная цель исследований теоретиков на рубеже Х1Х-ХХ вв. состояла в осознании физической культуры в системе культурных ценностей человека.

Abstract

Formation and development of the theory of physical culture in Russian secondary educational establishments between the XIX-XX centuries.

The study of the experience of the physical culture development in the Russian educational institutions between the XIX-XX centuries is very important speaking about its state and perspectives nowadays. The development of physical culture in its content was becoming more various that made physical culture more popular among students. The main aim of theoretical researches between the XIX-XX centuries was in the conscious of physical culture in the system of cultural human values.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физические упражнения.

Введение

Общество предъявляет высокие требования к специалисту, профессионалу. При этом, как правило, не фиксируется требование к уровню его физического развития. Но реализовать в полной мере все свои способности в любой деятельности может только физически здоровый и развитый человек.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. В настоящее время социально-экономическая ситуация в стране характеризуется ухудшением состояния здоровья детей, снижением показателей физического развития, ростом функциональных нарушений, заболеваемости и инвалидности.

Изучение опыта становления физической культуры в российских общеобразовательных заведениях рубежа Х1Х-ХХ вв. является особенно важным, оценивая на сегодняшний день ее состояние и перспективы. Этот опыт дает возможность определить пути и перспективы развития физической культуры в средних школах на современном этапе.

Основная часть

На рубеже Х1Х-ХХ вв. отчетливо проявилось резкое отставание русской общеобразовательной школы от потребностей социально-экономического, культурно-

го и военного развития страны. Это выдвинуло задачу реформы народного образования в число первоочередных. Прогрессивная общественность требовала не только радикальной перестройки всей школьной системы, но и существенного обновления содержания образования, изменения характера и средств учебно-воспитательной работы [5]. Одним из вопросов, привлекавших пристальное внимание педагогической общественности, было физическое воспитание, которому вплоть до 1890-х годов не уделялось должного внимания в государственных учебных заведениях.

Для детального изучения физической культуры нами выделены этапы ее становления в средних учебных заведениях на рубеже ХІХ-ХХ вв. по аксиологическому, парадигмальному и содержательному признакам, обозначен доминирующий подход в преподавании физической культуры, а также цель, поставленная перед ней на каждом из них (табл. 1).

Первый этап - военно-гимнастический (1889-1900 гг.). В начале этапа физическая культура была введена в учебные заведения Министерства народного просвещения в качестве обязательной школьной дисциплины. Перед преподаванием физической культуры была поставлена цель: улучшить физическое развитие учащихся в учебных заведениях для пополнения армии. В содержание физического воспитания помимо основных элементов военной гимнастики и военного строя были включены подвижные игры, ходьба, танцы, бег, прогул-

Таблица 1

Этапы становления физической культуры в средних учебных заведениях

Хронологические рамки этапа, гг. Название этапа Доминирующий подход в преподавании физической культуры

1889-1900 Военно-гимнастический Традиционно-классический

1900-1910 Военно-игровой Массово-оздоровительный

1910-1917 Военно-спортивный Креативно-прикладной

ки и различные походы. Из известных в это время средств физического воспитания доминирующее положение занимают порядковые и строевые упражнения, что указывает на милитаризацию этой дисциплины [1]. В преподавании физической культуры в учебных заведениях на данном этапе складывается традиционно-классический подход, который объединял принципы преемственности и традиционности. В него входили следующие элементы: военная гимнастика, порядковые и строевые упражнения, которые являлись основными средствами физического развития обучающихся. Расширение комплекса средств физической культуры требовало значительного времени и преодоления противоречий между общественным консерватизмом и социальной модернизацией.

Второй этап - военно-игровой (1900-1910 гг.). На этом этапе ставится новая цель: оздоровление учащихся с помощью игр и новых элементов в содержании физической культуры. Содержание физического воспитания пополняется новыми элементами: фехтование, ручной труд, новые системы гимнастики, плавание, спортивные игры, гребля, катание на коньках и лыжах, а также дальнейшее распространение получают танцы, ходьба, бег, походы и прогулки. Доминирующее положение помимо основных средств физического развития учащихся предшествующего периода занимают в это время игровые и атлетические упражнения [2]. Основной подход в преподавании изучаемой школьной дисциплины на втором этапе развития физической культуры в учебных заведениях - массово-оздоровительный, характеризующийся коллективными и игровыми формами проведения занятий, которые привлекали значительное число молодежи и не требовали специальной подготовки. Целью преподавания физической культуры являлось массовое приобщение учащейся молодежи к активным занятиям физическими упражнениями.

Третий этап - военно-спортивный (1910-1917 гг.). Перед преподаванием физической культуры в школе ставится новая цель: спортизация физической культуры для поднятия уровня физического развития учащихся и для отвлечения их от революционного движения. В содержании физического воспитания доминирующее положение начинают занимать помимо военно-прикладных элементов сокольская система гимнастики, спортивные игры и различные виды спорта, появляется также стрелковое дело. В это время получили развитие такие организации, как «потешные полки», осуществляющие при школах допризывную подготовку обучающихся.

На данном этапе начинается волна милитаризации, связанная с началом Первой мировой войны [3]. Отменяются выпускные экзамены для освобождения времени учащихся на военную подготовку и увеличения количества уроков по обучению военному строю в школе. Для развития физической культуры в учебных заведениях на данном этапе характерен креативно-прикладной подход в преподавании физической культуры. Преподавание физической культуры по данному подходу имело цель -выделить из массового физкультурно -спортивного движения способных и одаренных атлетов.

В результате изучения становления физической культуры по этапам выделены следующие тенденции:

- обогащение содержания физической культуры. Разнообразие физических упражнений, видов спорта позволяло включить в физкультурно-спортивную деятельность большее число учащихся, способствовало развитию познавательной активности, ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом, развитию личностных качеств учащихся, обогащению методики занятий различными упражнениями;

- спортизация изучаемого нами предмета. Спортиза-ция способствовала развитию соревновательности на занятиях, воспитанию волевых качеств, патриотизма и гражданственности;

- изменение доминирующих подходов преподавания физической культуры в средней школе по этапам. На протяжении изучаемого нами периода подходы изменялись от традиционно-классического до массово-оздоровительного и креативно-прикладного;

- изменение доминирующих целей преподавания физической культуры в средней школе от военно-прикладной до оздоровительной и воспитательной.

Развитие физической культуры шло совместно с развитием теоретической мысли. Теоретические разработки в области физической культуры влияли на становление физической культуры в средней школе.

На рубеже XIX-XX вв. наблюдался прорыв в области научно-теоретического обоснования физического воспитания, связанный с изменениями в жизни общества, развитием образования и науки, модернизацией армии, экспериментальными данными работ специалистов и теоретиков в области физического воспитания. Изучение влияния различных авторских концепций на развитие физической культуры в российском образовании позволяет сделать вывод о том, что исследования имеют многоаспектный характер.

Таблица 2

Основные идеи теоретиков в развитии аксиологической проблематики на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Ценности Ученые Основные идеи

1. Физические: оздоровительные эстетические Д.Д. Бекарюков, Н.В. Вяземский, Н.П. Гундобин, Е.М. Дементьев, П.И. Иванов, Е.А. Покровский и др. Н.О. Гагман, Е.Н. Залесова и др. Индивидуализация и дифференциация учащихся на уроке физической культуры на основе медицинских и антропометрических исследований способствуют достижению высокого уровня здоровья и физического развития учащихся в средней школе

Занятия физической культурой в школе содействуют формированию в учащихся телесной эстетики и правильного понимания физической культуры как особого вида искусства

2. Духовные П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К. Д. Ушинский и др. Образование и приобщение учащихся к духовным ценностям средствами физической культуры является главным условием формирования целостной гармонично развитой личности

3. Ценности психического развития И.П. Павлов, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов и др. Физическая культура в школе оказывает влияние на функционирование внутренних органов и его психические процессы, связанные с эмоциями, быстротой мыслительных процессов, волевыми качествами и т.п. В результате тренировки с использованием физических упражнений растет выносливость организма, улучшается быстрота и точность движений

4. Интеллектуальнопознавательные В.В. Гориневский, П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский и др. Занятия физической культурой в учебных заведениях содействуют развитию интеллектуального потенциала личности

5. Социальные А.Д. Бутовский, М.И. Драгомиров, А.Н. Филиппов и др. Воспитание уравновешенного, энергичного, стойкого, сильного духом и телом человека средствами физической культуры в школе способствует развитию в нем будущего полезного члена семьи, общества, гражданина и защитника Отечества

Аксиологический подход к анализу теоретических концепций позволил выделить следующие группы ценностей в сфере физической культуры на рубеже XIX-XX вв. (табл. 2).

Результаты и их обсуждение

Анализ ценностного аспекта физической культуры на рубеже XIX -XX вв. показал ее большие возможности в формировании ценностей, как общекультурных, так и специфических. По мнению ученых, физическая культура способна оказывать многостороннее влияние на человека, его духовный и физический облик, всестороннее и гармоническое развитие. Она, как ни одна другая сфера науки, заключала огромный потенциал становления личности как целостности; как существа не только сформированного, но и явленного в парадигме культуры; не только принимающего, но и воплощающего ценности культуры в своем телесно-духовном единстве. Теоретиками осуществлена попытка осознания физической культуры в системе культурных ценностей человека.

1. Анастасиев А.К. Народная школа. Руководство для учителей и учительниц. Инструкция для преподавания гимнастики. - М.: Издательство его величества. -1915. - С. 266.

2. Горбунов П. Программы и правила реальных училищ с объяснительными записками МНП. - М., 1906. - 190 с.

3. Государственный архив Российской Федерации, фонд 1294, оп. 1, д. 30, л. 8.

Научные взгляды теоретиков на рубеже ХІХ-ХХ вв. актуальны и для решения современных проблем физической культуры. Они дают теоретико-методологическую базу для глубокого осмысления ее в культурологическом и аксиологическом аспекте, роли духовных начал в ее сфере, взаимосвязи физических и духовных способностей человека, значения деятельности в его всестороннем и гармоническом развитии. В целом идеи ведущих теоретиков дореволюционной России помогают в решении многих как теоретических, так и практических вопросов в сфере физической культуры.

Процесс развития физической культуры в средней школе происходил с изменением цели, содержания физической культуры и подходов в преподавании физической культуры в средней школе. Это изменение было определено государственным заказом к образованию, который, в свою очередь, был обусловлен потребностями социально-экономического и политического развития российского общества. Развитие физической культуры в средней школе по этапам становилось содержательно более разнообразным, что делало ее популярнее среди обучающихся.

4. Лесгафт П. Ф. Значение физического образования в семье и школе, ответ П.Ф. Каптереву // Русская школа. - СПб. - 1898. - № 9. - С. 75-81.

5. Португалов В. М. Санитарное состояние школ // Вестник воспитания. - М., 1891. - № 3-4. - С. 111-132.

6. Ушинский. Опыт педагогической антропологии / Игнатьев В.Е. - М.: Типолитография В. Рихтер. - 1914. -316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.