Научная статья на тему 'Духовные ценности и территория смыслов Алексея Лубкова: к 60-летию педагога и ученого'

Духовные ценности и территория смыслов Алексея Лубкова: к 60-летию педагога и ученого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЛУБКОВ / ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / НАУКА / ШКОЛА / ALEXEY LUBKOV / PEDAGOGY / EDUCATION / TEACHER / SCIENCE / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников А.В., Половецкий С.Д.

Статья посвящена жизненному пути, педагогической и научной деятельности ректора Московского педагогического государственного университета, члена-корреспондента Российской академии наук, доктора исторических наук, профессора, президента Евразийской ассоциации педагогических университетов Алексея Владимировича Лубкова и приурочена к 60-летию со дня его рождения. Показано, что в общефилософском и методологическом плане наиболее важной для ученого является проблема ценностей и смыслов, приоритетов и идей в жизни отдельных судеб и поколений. Проанализированы педагогические взгляды и позиции А. В. Лубкова по проблемам современной стратегии и целей российского образования, подготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинников А.В., Половецкий С.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL VALUES AND THE TERRITORY OF MEANINGS OF ALEXEY LUBKOV: TO THE 60TH ANNIVERSARY OF THE TEACHER AND SCIENTIST

The article is devoted to the life path, pedagogical and scientific activities of corresponding member of the Russian Academy of education, President of the Eurasian Association of pedagogical universities, doctor of historical Sciences, Professor, rector of Moscow state pedagogical University Alexey Lubkov and is dedicated to the 60th anniversary of his birth. It is shown that in General philosophical and methodological terms, the most important problem for a scientist is the problem of values and meanings, priorities and ideas in the life of individual destinies and generations. The article analyzes the pedagogical views and positions of A. V. Lubkov on the problems of modern strategy and goals of Russian education, training of teachers.

Текст научной работы на тему «Духовные ценности и территория смыслов Алексея Лубкова: к 60-летию педагога и ученого»

ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО

А. В. Овчинников

Доктор педагогических наук, заместитель заведующего лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, г. Москва E-mail: anatovch2014@ yandex.ru

Anatoly V. Ovchinnikov

Dr. Sc. (Education), Deputy Head of the Laboratory for the History of Pedagogy and Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow

УДК 37.013 Б 01: 10.24411/2071-6427-2020-10041

Духовные ценности и территория смыслов Алексея Лубкова: к 60-летию педагога и ученого

С. Д. Половецкий

Доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории Института истории и политики Московского педагогического государственного университета, г. Москва E-mail: polovez53@mail.

Sergey D. Polovetsky

Dr. Sc. (History), Professor of the Department of modern Russian history of the Institute of history and politics of the Moscow state pedagogical University, Moscow

Статья посвящена жизненному пути, педагогической и научной деятельности ректора Московского педагогического государственного университета, члена-корреспондента Российской академии наук, доктора исторических наук, профессора, президента Евразийской ассоциации педагогических университетов Алексея Владимировича Лубкова и приурочена к 60-летию со дня его рождения. Показано, что в общефилософском и методологическом плане наиболее важной для ученого является проблема ценностей и смыслов, приоритетов и идей в жизни отдельных судеб и поколений. Проанализированы педагогические взгляды и позиции А. В. Лубкова по проблемам современной стратегии и целей российского образования, подготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: Алексей Владимирович Лубков, педагогика, образование, учитель, наука, школа.

Как цитировать статью: Овчинников А. В., Половецкий С. Д. Духовные ценности и территория смыслов Алексея Лубкова: к 60-летию педагога и ученого // Ценности и смыслы. 2020. № 4 (68). С.158-169.

Алексей Владимирович Лубков родился 29 октября 1960 г. в Москве.

Вся его жизнь и деятельность связана с исторической и педагогической наукой, их развитием на протяжении последних трех десятилетий во флагмане отечественного педагогического образования — Московском педагогическом государственном университете.

В 1978 г. Алексей поступил в Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина. Во время учебы был Ленинским стипендиатом, избирался секретарем факультетского бюро ВЛКСМ, членом комитета комсомола института. Активно участвовал в студенческом строительном движении, занимался спортом.

После окончания с отличием в 1983 г. работал ассистентом, старшим преподавателем кафедры истории СССР советского периода исторического факультета института.

В 1984-1987 гг. избирался секретарем комитета ВЛКСМ вуза, членом Ленинского РК ВЛКСМ города Москвы. В 1985 г. за активное участие в организации и проведении XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве награжден медалью ««За трудовую доблесть».

В 1987-1990 гг.— аспирант кафедры истории СССР советского периода истфака МГПИ им. В. И. Ленина. В 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию «Рабочая кооперация в Октябрьской революции: февраль 1917 г.— ноябрь 1918 г. (По материалам Центрального промышленного района России)». После ее защиты работал доцентом кафедры новейшей отечественной истории истфака, а с 1991 г. по 1998 г.— деканом исторического факультета. В 1998 г. защитил докторскую диссертацию «Кооперативное движение Центральной России. 1907-1918 годы».

Особое влияние на А. В. Лубкова как историка оказали его учителя — замечательные ученые и педагоги А. Г. Кузьмин, В. Г. Тюкавкин, Э. М. Щагин. Главным в их научно-педагогической деятельности А. В. Лубков сегодня считает то, что они передавали ученикам тепло и свет своей души, свою любовь и счастье понимания мира русской истории не только умом, но и сердцем. Общей чертой в человеческом и творческом облике своих учителей А. В. Лубков считает их внутреннюю свободу. И в своих научных исследованиях, и в преподавательской, педагогической деятельности, в общении со студентами для них не было закрытых или запретных тем. Они всегда были открыты для диалога, для совместного обсуждения, размышлений, поиска [11, с. 22]. В их исследованиях не было самоуничижения и национального нигилизма. Напротив, было

уважение к деяниям предков, уважение к их подвигам, к их силе духа и веры. Но при этом они подчеркивали сложность, противоречивость, неоднозначность исторического процесса, его многомерность, глубину и нелинейность [11, с. 20].

В 1998-2006 гг. А. В. Лубков — первый проректор МПГУ — проректор по научной работе. По 2009 г. Алексей Владимирович одновременно и профессор кафедры новейшей отечественной истории, и заведующий кафедрой истории России исторического факультета МПГУ. В 2000 г. А. В. Лубкову присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

В 2006-2013 гг. работал в Московском институте открытого образования (МИОО) проректором, заведующим кафедрой социально-гуманитарных дисциплин.

В 2013-2016 гг. деятельность А. В. Лубкова была связана и с МПГУ, и с МИОО.

В сентябре 2016 г. А. В. Лубков стал заместителем директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

18 ноября 2016 г. приказом Минобрнауки России назначен исполняющим обязанности ректора Московского педагогического государственного университета. 24 ноября 2016 г. избран членом-корреспондентом Российской академии образования по Отделению общего среднего образования.

23 мая 2017 г. в МПГУ состоялась Конференция работников и обучающихся по выборам ректора на альтернативной основе. По результатам тайного голосования подавляющим числом голосов А. В. Лубков был избран на должность ректора университета. 8 июня 2017 г. утвержден на этом посту приказом Минобрнауки России на пятилетний срок [15].

За непродолжительное время его руководства в вузе произошли значительные позитивные изменения.

По инициативе ректора, его непосредственном участии был оперативно разработан и начал реализовываться «План антикризисных мероприятий МПГУ», на основе которого Ученым советом был рассмотрен и утвержден документ стратегического характера «Концепция развития МПГУ на период 2017-2020 гг.: от возрождения к созиданию нового облика педагогического образования», который объединил уникальный исторический опыт и современный потенциал вуза как первого

и крупнейшего педагогического университета России и СНГ, обобщил передовой опыт ведущих университетов мира. Концепция основана на возрождении классических отечественных традиций и норм подготовки педагогов — с ярко выраженной предметностью, нравственно-воспитательной составляющей, а также их тесным сопряжением с современными социокультурными реалиями, внедрением инновационных технологий, цифровизацией, иными актуальными задачами, стоящими перед российским образованием [15].

В рамках реализации Концепции были оперативно пересмотрены учебные планы и образовательные программы Университета с целью усиления их фундаментальности, предметной и профессиональной направленности; проведены конкурсные отборы на должности педагогических работников, выборы заведующих кафедрами и деканов факультетов с установлением срока трудового договора до 5 лет, что позволило стабилизировать кадровую ситуацию и нивелировать перекосы кадровой политики прежних лет; реализован комплекс организационно-штатных мероприятий, направленных на оптимизацию функциональной структуры университета, достижения плановых заданий по росту заработной платы профессорско-преподавательского состава. Это позволило не только устранить негативные тенденции в отдельных сферах деятельности университета, но и придать новый импульс развитию образовательной, научной и международной деятельности университета [15].

Результаты активной работы коллектива Университета не замедлили сказаться. В 2018 г. Советом Министров иностранных дел государств-участников СНГ принято решение о придании МПГУ статуса базовой организации СНГ по подготовке педагогических кадров. В странах СНГ поддержана инициатива ректора МПГУ А. В. Лубкова по подготовке публичных докладов о педагогическом образовании в государствах СНГ.

МПГУ стал одним из учредителей Ассоциации «Национальная платформа открытого педагогического образования». Университет получил статус базовой площадки для проведения независимого Федерального интернет-экзамена выпускников бакалавриата.

В 2019 г. Президентом России В. В. Путиным был одобрен Инвестиционный проект МПГУ, реализация которого позволит существенно модернизировать и придать новое качество социальной инфраструктуре Университета.

В настоящее время деятельность Университета направлена

на решение задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации В. В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», положившим начало реализации национальных проектов в сфере образования и науки и в Указе Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Во исполнение поставленных задач составлена Дорожная карта развития Университета на период 2018-2023 гг., уточняющая механизмы стратегического развития вуза, установившая конкретные индикаторы и целевые показатели, на достижение которых нацелен коллектив Университета [15].

Университет успешно организует и проводит мероприятия международного и федерального уровня. Среди них можно отметить Всероссийский форум «Современное развитие педагогического образования», II Общенациональный Родительский форум, Международный медиафорум «Педагогическое образование в цифровом обществе: вызовы, проблемы, перспективы», IV Всероссийскую конференцию региональных учебно-методических объединений по общему образованию, Педагогический образовательный форум «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества» и др.

Динамично расширяется международное сотрудничество Университета, увеличивается количество иностранных обучающихся в МПГУ — их сейчас более 2,3 тыс. из 87 стран мира. Подписано 27 договоров о сотрудничестве с иностранными партнерами из 12 стран: Беларусь, Венгрия, Греция, Индия, Иран, Испания, Киргизия, КНР, Норвегия, Франция, Турция, Узбекистан.

Разработана и реализуется Концепция духовно-нравственного воспитания студентов МПГУ и Дорожная карта ее реализации на 2020-2025 гг., в которых особый акцент делается на проблемах формирования гражданственности, патриотизма и семейных ценностей у обучающихся, повышения уровня их духовно-нравственной культуры, развития взаимодействия с Русской Православной Церковью и другими традиционными для нашей страны конфессиями [15].

Сегодня в основанном в 1872 г. крупнейшем и старейшем в России и СНГ педагогическом университете обучается около 26 тыс. студентов из 75 регионов России. В состав МПГУ входят: 14 институтов, 3 факультета, 10 учебно-научных центров, лицей и колледж. Педагогическую и научно-исследовательскую работу ведут 401 доктор наук, 365 профессоров,

1191 кандидат наук. Они являются последователями и разработчиками 59 научных школ. В МПГУ реализуются: 500 образовательных программ высшего образования, 38 направлений подготовки бакалавров, 25 направлений подготовки магистров, 69 направлений подготовки в аспирантуре, 437 программ дополнительного образования. 22 выпускника МПГУ носят звание «Учитель года» [15].

В настоящее время завершается разработка Программы развития Университета на период 2021-2025 гг. и на перспективу до 2030 года, основной целью которой станет укрепление позиций Университета как национального лидера в области педагогического образования на основе гармоничного сочетания традиций и инноваций, формирования российской идентичности и профессионализма будущих педагогов, всемерного раскрытия их талантов.

Университет становится известной в мире площадкой для формирования новой модели педагогического образования, отвечающей научным, духовно-нравственным, социальным запросам и потребностям современного российского общества. Подготовленные в университете кадры будут носителями и проводниками идей обновления отечественного образования.

Развитие МПГУ будет продолжаться в качестве инновационного научно-образовательного кластера федерального значения, закрепляющего лидерство МПГУ в области педагогических и психологических наук в Российской Федерации, и, обеспечивающее его вхождение в число ведущих мировых образовательных и интеллектуальных центров.

Достигнутые МПГУ рубежи, реализация намеченных планов были бы невозможны без участия во всех процессах А. В. Лубкова не только как эффективного руководителя, но и как талантливого, оригинального ученого, педагога-новатора.

Член-корреспондент РАО А. В. Лубков — президент Евразийской ассоциации педагогических университетов, соучредитель Ассоциации «Национальная платформа открытого педагогического образования», президент Ассоциации кинопедагогов России.

Педагогические концепции и взгляды ученого-педагога изложены им в многочисленных докладах и выступлениях, монографиях, научных статьях и публицистике, в средствах массовой информации и социальных сетях, успешно апробированы и реализованы, ка показано выше, в МПГУ — старейшем и крупнейшем педагогическом вузе страны.

В общефилософском и методологическом плане наиболее важной для А. В. Лубкова является проблема ценностей и смыслов, приоритетов и идей в жизни отдельных судеб и поколений. «Во времени и пространстве, в культуре и истории личность, ее творчество и выбор, ответственность и гражданская позиция являются определяющими в развитии любой цивилизации, сохранении и передаче ее наследия будущим потомкам. Особенно это актуально для России и Русского мира, где личность, время и образование характеризуют пути цивилизационного пути России на различных перекрестках истории» [11, с. 3].

В своих философских взглядах А. В. Лубков — последователь классических идей выдающихся русских философов и мыслителей В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, А. Ф. Лосева, Л. П. Карсавина, Г. П. Федотова, С. Л. Франка. Особенно близки ему их идеи о необходимости сбережения русского народа, о его физическом и духовном выздоровлении, о пробуждении его национального самосознания и о верности «русской идее» в ее сакральном смысле, об опасности радикальной ломки и перепрограммировании нашего национального характера и цивилизационного кода.

В статье «Размышления о Великой Победе», написанной вместе с академиком РАО А. Ф. Киселевым и приуроченной к ее 75-летию, размышляя об ценностных и духовно-нравственных истоках Победы, авторы обоснованно приходят к следующему выводу: «Советский солдат сумел сохранить лучшие черты ковавшегося веками национального характера: природный ум и скромность; бесстрашие и доблесть, чувство товарищества, доходящее до самопожертвования; невиданное терпение в преодолении часто нечеловеческих тягот и лишений войны, а главное — святую веру в справедливый характер войны и свою победу» [6, с. 5].

При оценке современной образовательной стратегии А. В. Лубков последовательно настаивает на отказе от потребительского подхода к образованию как к коммерческой услуге, от утилитарной идеи «личной успешности», навязываемой образованию и педагогике в качестве одной из целей, как чуждой национальной культуре и традициям. Он является решительным приверженцем государственно-национальной стратегии в российском образовании, выступает за комплексное изучение и учет национальных традиций при реформировании сфер жизни, в том числе образования. При этом акцент, по мнению ученого, необходимо перенести на историческую преемственность, при которой традиция и инновация не противостоят, а взаимодействуют друг с другом на пути

модернизации [11, с. 8].

«Самая главная задача школы и вуза, как мне представляется,— подчеркивает А. В. Лубков,— ретрансляция ценностей и традиций русской культуры» [20].

Ученый твердо убежден в том, что краеугольным камнем стратегии современного образования является сохранение и развитие отечественной системы педагогического образования, формирование национально-культурной и гражданской идентичности и обеспечение решающей роли педагога и учителя в этом процессе [11, с. 9]. Невозможно не согласиться с А. В. Лубковым, когда он постоянно подчеркивает, что в России всегда смотрели на образование как на единство обучения и воспитания, имеющее четкие ценностносмысловые ориентиры [7].

А. В. Лубков видит цель образовательной политики в достижении синтеза национальных и культурных традиций российского образования с инновационным вектором развития страны. «Главная задача образования,— считает ученый-педагог,— разбудить и «завести мотор» самосовершенствования молодых людей, раскрыть перед ними волшебный мир познания и стимулировать творческую деятельность» [5, с. 5].

Приверженность отечественной традиции не мешает ученому и педагогу находиться на передовых рубежах современной гуманитарной науки. По его твердому убеждению, традиция и прогресс вместе должны служить на благо России и каждому ее гражданину, Так, оценивая проблемы цифровой трансформации образования, особенно остро вставшие сегодня, А. В. Лубков особо подчеркивает, что во главу угла должны быть поставлены не технические инструменты, с помощью которых реализуется цифровое образование, а гуманитарный подход с его гуманистическими ценностями, в центре которого находится человек: педагог — ученик (студент) — руководитель — родитель. Ученый и педагог убежден в том, что цифровые технологии, воспринимаемые и используемые без достаточного анализа всех положительных и отрицательных сторон технологизации, без учета гуманитарных подходов,— реальная угроза не только образованию, но и всему человечеству в целом [19].

По мнению А. В. Лубкова, решить стоящие перед образованием проблемы призван гуманитарный подход, выдвигающий на передний план позицию, где центральное место занимает воспитание человека. Именно он может стать одним из вариантов разрешения сложившихся противоречий между декларируемыми целями подготовки гармонично развитой

личности и цифровой трансформацией, основанной на культе технологий.

Ученый — сторонник фундаментальной, предметной подготовки в высшей школе, профилизации и практикоориентированности образования, имеющего под собой широкий общекультурный базис. Он выступает за инвариантность в подаче учебного материала, но при наличии фундаментального ядра по предметам для всех государственных школ и педагогических вузов. Основа подготовки педагога,— твердо убежден А.В Лубков,— в ее фундаментальности и предметности, в единстве предметной, психолого-педагогической, культурной и общепрофессиональной подготовки [11, с. 3].

Как ректор крупнейшего педагогического вуза страны, А. В. Лубков считает, что в нашей стране уже давно назрела острая необходимость постоянного совершенствования подготовки и переподготовки учителей и организация национальной системы учительского роста. «Болонская система образования в российской педагогике не работает, потому что не решает задачи наших школ,— убежден А. В. Лубков — Мы должны вернуться к специалитету при подготовке учителя. Переход педвузов в подчинение Минпросвещения России — основание системной работы по использованию потенциала педагогических университетов для развития общего и педагогического образования» [1].

Для ученого совершенно очевиден целый ряд проблем региональной системы повышения квалификации, требующих своего разрешения. Главная из них заключается в том, что ответственность за систему повышения квалификации учителей замыкается на региональной власти. Это приводит к тому, что зачастую и само содержание курсов, и организационные моменты переданы образовательным организациям, которые недостаточно заинтересованы в совершенствовании системы или не могут это осуществить. «Главная задача сегодня,— подчеркивает А. В. Лубков,— состоит в том, чтобы федеральные университеты стали центрами непрерывного педагогического образования. Именно здесь должно произойти создание единого образовательного пространства России с системно выстроенными отношениями между высшей педагогической школой и дополнительным профессиональным образованием» [19].

Как историк А. В. Лубков является достойным продолжателем знаменитой исторической школы МГПИ им. В. И. Ленина — МПГУ. Его исторические труды вызывают постоянный интерес у научно-педагогической общественности [2, 3, 8].

А. В. Лубков является одним из ведущих российских историков по проблемам русского кооперативного движения, которое рассматривается им как своеобразный социокультурный феномен хозяйственного, культурно-просветительного и образовательного значения, выполнявший огромную воспитательную роль, преображая жизненный уклад русского народа и взращивая духовность. В его трудах показана самобытность пути, предложенного российской кооперацией в модернизационном развитии страны в конце XIX — начале ХХ в. [10, 13].

Ряд ярких трудов автор посвящает видным фигурам общественной мысли и общественного движения в России, долгие годы, по разным причинам, пребывавшим в историческом забвении. В 2008 г., в серии ЖЗЛ вышла книга, посвященная жизни и деятельности выдающегося представителя русского либерализма, общественного и политического деятеля и оригинального мыслителя — князя Д. И. Шаховского [9]. Монография, вышедшая в свет в 2018 г., знакомит читателя с Михаилом Катковым — выдающимся русским мыслителем, одним из основателей политической журналистики [12].

А. В. Лубков — один из авторов и руководителей авторских коллективов по созданию учебников, хрестоматий, учебных и учебно-методических пособий по отечественной историй, которые широко применяются в учебном процессе российских вузов [4, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 22].

Отмечая 60-летний рубеж Алексея Владимировича Лубкова, хочется подчеркнуть, что девиз МПГУ «Верен традициям — открыт инновациям» в полной мере относится к оценке его плодотворной педагогической и научной деятельности.

Литература

1. Алексей Лубков, ректор МПГУ: Мы должны вернуться к специалитету при подготовке учителя // Учительская газета. 2020. 23 июня.

2. Иванова А. Молодые годы Михаила Каткова // Российская история. 2020. № 2. С. 204-206.

3. Иваницкая Е. Кооперативы — упущенный фактор российской модернизации [Электронный ресурс]. URL: https://www.if24.ru/ kooperativy-upushhennyj-faktor-rossijskoj-modernizatsii/ (дата обращения 25.07.2020).

4. История России ХХ — начала XXI века. В 2 тт. Т. 1. 1900-1941: Учебник для академического бакалавриата / Под ред. Д. О. Чуракова. М.: Юрайт, 2015. 424с. (2-е изд., Юрайт, 2018).

5. Киселев А. Ф., Лубков А. В., Пахомов Н. Н. Образование в перспективе антропологического перехода (педагогическая утопия для XXI века) // Высшее образование сегодня. 2019. № 3. С. 1-8.

6. Киселев А. Ф., Лубков А. В. Размышления о Великой Победе // Высшее образование сегодня. 2020. № 5. С. 2-9.

7. Кожемякин В. С чего начинается Родина. Ректор МПГУ Алексей Лубков — о том, можно ли, а главное, нужно ли учить патриотизму // Аргументы и факты. 2020. № 24. С. 3.

8. Котов А. На какой почве Катков стал «московским громовержцем» // Российская история. 2020. № 2. с. 207-210.

9. Кузьмина И. В., Лубков А. В. Князь Шаховской: путь русского либерала. М.: Молодая гвардия, 2008. 368 с.

10. Лубков А. В. Война. Революция. Кооперация. М.: МПГУ 1997. 261 с.

11. Лубков А. В. Личность. Время. Образование: статьи и выступления. М.: МГПУ, 2017. 320 с.

12. Лубков А. В. Михаил Катков: молодые годы. М.: МПГУ 2018. 256 с.

13. Лубков А. В. Солидарная экономика. Кооперативная модернизация России (1907-1914 гг.). М.: МПГУ, 2019. 272 с.

14. Лубков А. В., Цветков В. Ж. Белое движение в России — его программа и вожди: Учебно-методическое пособие. М.: Прометей, 2003. 189 с.

15. Наша история // Московский педагогический университет [Электронный ресурс]. URL: http:// mpgu.su/ob-mpgu/nasha-istoriya/ (дата обращения: 23.07. 2020).

16. Новейшая история Отечества. XX век: Учебник для вузов. Т. 1. / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. М.: Владос, 1998. 496 с. (2-е изд. М.: Владос, 2002).

17. Новейшая отечественная история. XX в.: Учебник для студентов высших учебных заведения. В 2-х кн. / Под ред. Э. М. Щагина, А. В. Лубкова. М.: Владос, 2004. Ч. 1. 665 с. Ч. 2. 560 с. (2-е изд. М.: Владос, 2015).

18. Новейшая отечественная история. ХХ — начало XXI века: Учебник для студентов высших учебных заведений. Кн. 1. / Под ред. Э. М. Щагина. М.: Владос, 2008. 665 с.

19. Ректор МПГУ: «При цифровой трансформации образования во главу угла должен быть поставлен гуманитарный подход» [Электронный ресурс]. URL: fte.kpfu.ru/ru/ news/rektor-mpgu-pri-tsifrovoj-transformatsii-obrazovaniya-vo-glavu-ugla-dolzhen-byt-postavlen-gumanitarnyj-podhod/ (дата обращения: 24.07.2020).

20. Самохин А. Алексей Лубков: «Учитель — не продавец услуг, а ученик — не потребитель». Культура. 2016. 2-8 дек.

21. Судьбы российских либералов: из истории братства «Приютино»: Сб. документов и материалов. М.: Прометей, 2007. 239 с.

22. Шаховской Д. И. Избранные статьи и письма. 1881-1895. М.: Прометей, 2002. 317 с.

SPIRITUAL VALUES AND THE TERRITORY OF MEANINGS OF ALEXEY LUBKOV: TO THE 60TH ANNIVERSARY OF THE TEACHER AND SCIENTIST

The article is devoted to the life path, pedagogical and scientific activities of corresponding member of the Russian Academy of education, President of the Eurasian Association of pedagogical universities, doctor of historical Sciences, Professor, rector of Moscow state pedagogical University Alexey Lubkov and is dedicated to the 60th anniversary of his birth. It is shown that in General philosophical and methodological terms, the most important problem for a scientist is the problem of values and meanings, priorities and ideas in the life of individual destinies and generations. The article analyzes the pedagogical views and positions of A. V. Lubkov on the problems of modern strategy and goals of Russian education, training of teachers.

Keywords: Alexey Lubkov, pedagogy, education, teacher, science, school.

References

• Aleksej Lubkov, rektor MPGU: My dolzhny vernut'sya k specialitetu pri podgotovke uchitelya // Uchitel'skaya gazeta. 2020. 23 iyunya. [In Rus].

• IvanovaA. Molodye gody Mihaila Katkova // Rossijskaya istoriya. 2020. № 2. S. 204-206. [In Rus].

• Ivanickaya E. Kooperativy — upushchennyj faktor rossijskoj modernizacii [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.if24.ru/ kooperativy-upushhennyj-faktor-rossijskoj-modernizatsii/ (data obrashcheniya 25.07.2020). [In Rus].

• Istoriya Rossii HKH — nachala HKHI veka. V 2 tt. T.1. 1900-1941: Uchebnik dlya akademi-cheskogo bakalavriata. / Pod red. D.O.CHurakova. M.: YUrajt, 2015. 424 s. (2-e izd. YUrajt, 2018). [In Rus].

• Kiselev A. F., Lubkov A. V., Pahomov N. N. Obrazovanie v perspektive antropologicheskogo perekhoda (pedagogicheskaya utopiya dlya XXI veka) Vysshee obrazovanie segodnya. 2019. № 3. S. 1-8. [In Rus].

• Kiselev A. F., Lubkov A. V. Razmyshleniya o Velikoj Pobede // Vysshee obrazovanie segodnya. 2020. № 5. S. 2-9. [In Rus].

• Kozhemyakin V. S chego nachinaetsya Rodina. Rektor MPGU Aleksej Lubkov — o tom, mozhno li, a glavnoe, nuzhno li uchit' patriotizmu // Argumenty i fakty. 2020. № 24. S. 3. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Kotov A. Na kakoj pochve Katkov stal «moskovskim gromoverzhcem» // Rossijskaya istoriya. 2020. № 2. s. 207-210. [In Rus].

• Kuz'mina I.V, Lubkov A. V Knyaz' SHahovskoj: put' russkogo liberala. M.: Molodaya gvardiya, 2008. 368 s. [In Rus].

• Lubkov A. V. Vojna. Revolyuciya. Kooperaciya. M.: MPGU, 1997. 261 s. [In Rus].

• Lubkov A. V. Lichnost'. Vremya. Obrazovanie: stat'i i vystupleniya. M.: MGPU, 2017. 320 s. [In Rus].

• Lubkov A. V. Mihail Katkov: molodye gody. M.: MPGU, 2018. 256 s. [In Rus].

• Lubkov A. V. Solidarnaya ekonomika. Kooperativnaya modernizaciya Rossii (1907-1914 gg.). M.: MPGU, 2019. 272 s. [In Rus].

• Lubkov A. V., Cvetkov V. ZH. Beloe dvizhenie v Rossii — ego programma i vozhdi: Uchebno-metodicheskoe posobie. M.: Prometej, 2003. 189 s. [In Rus].

• Nasha istoriya // Moskovskij pedagogicheskij universitet [Elektronnyj resurs]. URL: http:// mpgu.su/ob-mpgu/nasha-istoriya/ (data obrashcheniya: 23.07. 2020). [In Rus].

• Novejshaya istoriya Otechestva. XX vek: Uchebnik dlya vuzov. T. 1. / Pod red. A. F. Kiseleva, E. M. SHCHagina. M.: Vlados, 1998. 496 s. (2-e izd. M.: Vlados, 2002). [In Rus].

• Novejshaya otechestvennaya istoriya. XX v.: Uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zave-deniya. V 2-h kn. / Pod red. E. M. SHCHagina, A. V. Lubkova. M.: Vlados, 2004. CH. 1. 665 s. CH. 2. 560 s. (2-e izd. M.: Vlados, 2015). [In Rus].

• Novejshaya otechestvennaya istoriya. HKH — nachalo XXI veka: Uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Kn. 1. / Pod red. E. M. SHCHagina. M.: Vlados, 2008. 665 s. [In Rus].

• Rektor MPGU: «Pri cifrovoj transformacii obrazovaniya vo glavu ugla dolzhen byt' postavlen gumanitarnyj podhod» [Elektronnyj resurs]. URL: fte.kpfu.ru/ru/news/rektor-mpgu-pri-tsi-frovoj-transformatsii-obrazovaniya-vo-glavu-ugla-dolzhen-byt-postavlen-gumanitarnyj-podhod/ (data obrashcheniya: 24.07.2020). [In Rus].

• Samohin A. Aleksej Lubkov: «Uchitel' — ne prodavec uslug, a uchenik — ne potrebitel'». Kul'tura. 2016. 2-8 dek. [In Rus].

• Sud'by rossijskih liberalov: iz istorii bratstva «Priyutino»: Sb. dokumentov i materialov. M.: Prometej, 2007. 239 s. [In Rus].

• SHahovskoj D. I. Izbrannye stat'i i pis'ma. 1881-1895. M.: Prometej, 2002. 317 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.