Научная статья на тему 'Духовные основы развития личности в современном российском обществе'

Духовные основы развития личности в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2555
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Асадуллина Г. Р.

Статья посвящена исследованию духовных основ развития личности в современном обществе. Формирование духовности и духовной личности, способной стать сегодня активным субъектом происходящих в обществе обновленческих процессов, есть требование времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовные основы развития личности в современном российском обществе»

УДК 1:316

ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

© Г. Р. Асадуллина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: asadullina-guzeliya@yandex. ru

Статья посвящена исследованию духовных основ развития личности в современном обществе. Формирование духовности и духовной личности, способной стать сегодня активным субъектом происходящих в обществе обновленческих процессов, есть требование времени.

Ключевые слова: личность, духовность, современное общество, духовное развитие личности.

На современном этапе развития российского общества перед исследователями встает ряд новых задач, связанных с переосмыслением проблемы духовной личности в условиях социальных изменений. Нужно сказать, что сегодня ситуация с «духовностью» и «личностью» гораздо сложнее. Обретение духовности необходимо, но на каких основаниях? Возможен ли возврат к традиционной российской духовности, базирующейся на православном фундаменте, о чем писали философы «серебряного века», или степень секуляризации сознания современного российского человека требует апелляции к иным основаниям? Эти вопросы имеют не только познавательное значение в смысле удовлетворения научного любопытства, они неизбежно выходят за рамки только лишь научного исследования.

Особое значение данные вопросы приобретают в настоящее время, в эпоху становления информационной цивилизации, когда российское общество путем проб и ошибок определяет выбор своего будущего, ищет достойные пути дальнейшего развития.

Современное российское общество переживает один из критических и ответственных периодов в своей национальной истории, который, прежде всего, обусловлен кардинальным экономическим, социальным и политико-правовым реформированием, утверждением рыночных отношений, проникновением инокультурных моделей образа жизни.

Большую роль в возникновении происходящих трансформаций, охвативших в начале XXI в. экономическую, политическую, социальную и духовную сферы общества, сыграла глобализация. В настоящее время современное российское общество столкнулось с глобальными проблемами. Это не только экологические проблемы, но и проблема личностной духовности, и поэтому назрела необходимость разработки концепции «устойчивого развития» и бесконфликтного сосуществования, где проблеме духовности личности должно отводиться соответствующее место. Современное общество характеризуется все нарастающими явлениями бездуховности, основанными на таких личностных чертах, как жестокость, нетерпимость, равнодушие, стяжательство и т. д. В этом лишний раз нас убеждает и современное состояние нашего российского общества. Духовная растерянность,

скепсис, идеологическая пустота являются следствием отсутствия общей духовной основы и системы общепринятых ценностей.

Кризис в России совпал по времени с общим кризисом техногенной цивилизации. Мир стоит перед лицом глобальных проблем - экологических, демографических, международного терроризма, ядерного оружия. В связи с этим становятся актуальными многие вопросы, на которые пытались ответить основоположники русской религиозной философии.

Еще в начале ХХ в. Н. А. Бердяев, размышляя над бездуховностью России, отмечал, что «нечистый дух нашел себе доступ в тело и душу России» [1, с. 1]. Путь выхода из кризиса он видел в радикальных и вдохновляющих идеях, считая необходимым бороться с первоисточниками зла, придавая огромное значение религии и внутреннему совершенствованию человека. Только благодаря духовному возрождению личности возможно достичь социального переустройства в России.

В работах И. А. Ильина описываются причины упадка России. Он признает, что «кризис, приведший Россию к порабощению, уничтожению, мученичеству и вымиранию, был в основе своей не просто политический и не только хозяйственный, а духовный». Размышляя о возрождении духовных сил он считает, что «необходимо, прежде всего, свободное дыхание воли и разума, внутреннее очищение и исцеление, свободные умы, зоркие люди и новые, религиозно-укоренные творческие идеи» [2, с. 121-122].

Не последнюю роль в решении вопросов духовного кризиса современного российского общества играет выработка новой идеологии. Перед лицом проблем и духовным кризисом в современном обществе возросло внимание к духовности личности. В ситуации социокультурного кризиса, в котором пребывает современное российское общество, возрастает потребность в нравственном, духовном возрождении личности. Следует сказать, что в обществе созрело сознание того, что без духовного очищения невозможно решать какие бы то не было проблемы, ибо в основе решения сложных социально-политических, экономических, правовых и т. п. задач, при любом пути развития страны должна лежать духовность.

Происходящие в обществе сложные и противоречивые обновленческие процессы, либерализация и демократизация по западным стандартам привели к падению духовности, ценностной дезориентации, потере смысложизненных ориентаций молодежи, актуализации таких социальных недугов, как терроризм, преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и т. д.

Можно сказать, что современное российское общество духовно и нравственно больно, причем очень тяжелым заболеванием, ибо пораженными, разрушенными или размытыми оказались важнейшие центры общественного и личного сознания -ценностные ориентиры, духовно-нравственные идеалы и ценности, без которых ни одно общество просто не может существовать.

Необходимость выработки новой духовной парадигмы для современной России требует концептуального прояснения самого феномена духовности, характеризующегося абстрактностью в обыденном сознании и отсутствием общепринятого понятия на теоретико-философском уровне. Примат нравственности в осмыслении феномена духовности в значительной мере определяется тем, что фактически под духовным возрождением России подразумевается нравственное возрождение как возможный фундамент экономико-правовой и социально-политической стабильности.

Все эти преобразования и изменения вызвали необычайно высокий интерес к проблеме духовности личности, свободы человека, его места в структуре природного и социального бытия. Как известно, кризис общества и крушение традиционных идеалов, мифов и стереотипов неизбежно обостряет внимание к человеку. Человек порой оказывается перед духовной пропастью, когда все, чем он жил прежде, во что он верил, объявляется ложным и несостоятельным, а новые ценности - подлинными и самыми человечными. Человек в данной ситуации испытывает все большие затруднения в адекватном восприятии окружающей его природной, общественной и культурной реальности. Каждый начинает искать опору и точки отсчета в самом себе. Все это создает атмосферу отчужденности, которая проявляется в бессилии личности перед внешними, объективными обстоятельствами жизни, в ощущении обособленности, исключенности человека из общественных связей, в утрате личностью своего «я». В таких условиях рождается потребность в духовном обновлении.

Сегодня представители разных областей науки обращают пристальное внимание на проблемы духовности личности как одного из условий решения многих, в том числе и глобальных проблем современности, так как важность духовности в становлении личности общепризнанна. Воспитание молодого поколения на традиционных российских ценностях поможет в преодолении кризисных явлений, охватывающих важные сферы существования современного общества.

Задача современных исследователей, занимающихся проблематикой духовности, на наш взгляд, заключается, прежде всего, в выработке соответствующих моделей формирования духовности в трансформирующемся российском обществе, выявлении факторов, способствующих повышению духовной культуры, в том числе и на базе мировоззренческих достижений предшественников, которые помогут обеспечить современникам полноценное, устойчивое, надежное, одухотворенное бытие в сегодняшнем противоречивом мире. Формирование духовной личности, способной стать сегодня активным и ответственным субъектом происходящих в обществе обновленческих процессов, есть требование времени.

Духовное развитие личности, подготовка личности к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Одним из важнейших средств осуществления данного процесса является духовное совершенствование личности в соответствии с изменяющимися реалиями нашей эпохи. Возвышение духовности в системе общественных ценностей и потребностей является одной из основных черт нашего времени. Сегодняшний мир требует от нас не ограничиваться только совершенствованием нравственного, эстетического или любого другого вида воспитания. Нужно искать целостные основания в реализации формирования и воспитания людей.

Проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности - одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание личностных качеств на основе богатой русской духовной традиции - одна из приоритетных задач современной науки.

В своем духовном развитии личности одна проблема становится важным феноменом в формировании духовных ценностей - проблема поиска смысла жизни человека. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни присуще всем людям и является основным двигателем поведения и развития личности.

Также нужно отметить, что духовный облик личности формируется через определенные формы видения мира, которые постепенно становятся регуляторами ее творческой деятельности, а именно широту мышления, способность осознавать духовные ценности, конструктивно осмысливать окружающую действительность, своевременно реагировать на жизненные обстоятельства. Разумеется, это зависит от индивидуальных особенностей личности.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Таким образом, мы считаем, что духовное развитие личности - это целостное и в то же время про-

тиворечивое явление, основами которого являются духовные потребности в познавании окружающего мира, знания о природе, обществе, человеке, самом себе, ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Поиск источников и условий, при которых происходит становление и развитие духовной деятельности личности, связан с возникновением способности человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, ставящий вопрос об отношении к самому себе и необходимостью формирования самопроцес-сов духовного развития.

Ни одна проблема, ни один кризис не могут быть преодолены в нашей стране без выхода из духовного кризиса. Не в силе Бог, а в правде - этот девиз издавна является девизом русского народа. Мы убеждены, что многие экономические, политические проблемы России могут быть решены только методами духовного воспитания личности.

В последние годы обострилась необходимость сохранения духовного потенциала российского общества. Налицо очевидные изломы духовнонравственного характера, как и стремление многих людей найти себя по-новому. При этом выявилось то, что ряд нерешенных сегодня проблем своими корнями уходит в историческое прошлое России. Поэтому мы обратились к теоретикам русской религиозной философии для использования их наследия в плане анализа духовного мира личности и искания новой духовности.

Глубинные первопричины социально-экономического кризиса и ухудшения духовного здоровья нации находятся не столько в сфере экономики, сколько в области духовно-нравственного воспитания, в явно выраженной деформации духовнонравственных ценностей и идеалов значительной части населения и особенно молодежи.

Вот почему нам нужно внимательно отнестись к наследию русской философии как к духовному капиталу, завещанному нам. С возвращением в нашу культуру русской религиозной философии к нам возвращается не только часть нашей исторической памяти, но и мудрость наших великих национальных учителей.

Духовность, духовное всегда играли весьма значительную роль в историческом процессе. Без духовности и вне духовности невозможно представить процесс эволюционного движения общества. «Без духа и вне духа мы,- пишет И. А. Ильин,- не имеем истинного бытия, а остаемся, по словам Гоголя, «существователями»» [3, с. 307]. Еще И. Ильин писал, что в человеке бездуховном инстинктом отсутствует вера, доброта, жалость, совесть и честь. Для него все хорошо, что ему выгодно. Он ищет богатства и власти... Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, начало сердца, разумной воли. Дух проявляется в жажде

священного, в искании Бога в способности к самообладанию и к деятельной любви. Правосознание есть одно из основных проявлений «я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке» [4, с. 31].

Таким образом, именно духовность явилась человеку механизмом его жизнеутверждения и гарантом сохранения рода человеческого.

По его мнению, «дух человека есть личная энергия и притом разумная энергия; разумная не в смысле «сознания» или «рассудочного основания» [4, с. 80-81]. Следует согласиться, что дух действительно не может быть пассивен, а всегда выступает как движущая сила и энергия. Именно наличие духа в человеке помогает ему принимать решения и действовать.

Духовность личности представляет собой концентрированное выражение высших общечеловеческих ценностей - Истины, Добра и Красоты. Потеря хотя бы одного из компонентов этого триединства является свидетельством бездуховности личности. По утверждению Бердяева, завоевание духовности является одной из основных задач в жизни человека. Духовная личность живет в борьбе за благо, в подвигах, в радости солнечному свету. Духовность овладевает душой и телом и преобразует их. Победа над болью, страхом, одиночеством, смертью - это победа духовной личности над природой. Это есть духовная цель личности.

Достижение духовной цели - дело величайшей сложности. И оно предполагает, прежде всего, качественное повышение общей культуры массы людей и обретение новой духовности. Она теоретиками русской религиозной философии понимается «как духовное завоевание мира, как реальное изменение его», как совершение персоналистической революции. Субъекты новой духовности - «субстанциональные деятели», носители конкретного идеала - реализма, осознавшие абсолютные ценности, наделенные творческими силами для реализации их в своем поведении [5, с. 445].

Как мы уже отмечали ранее, духовность - это сущностная характеристика, так как в независимости от степени ее реализованности у конкретного индивида она является основополагающей или изначальной характеристикой личности. В силу системного строения личности человека, духовность связана со всеми потенциалами личности и, более того, духовный потенциал совместно с аксиологическим являются основой для жизнедеятельности человека.

Признание духовного в качестве специфической реальности проявляется в возрастающем внимании ученых к его сложной внутренней структуре, его ядру. Ведь «без существования внутреннего духовного ядра и творческих процессов, в нем происходящих, никакой социальный строй не приведет к новому человеку» [6, с. 48].

По утверждению П. И. Новгородцева, человек может уйти от мира, но он никогда не сможет уйти от себя самого, от противоречий собственного духа. Духовная жизнь человека, его индивидуальность шире и глубже политики и социальности. Ее нельзя сводить к отдельным общественным функциям. Поэтому и проблемы, с которыми сталкивается человек, находятся не вне его, а внутри его самого [7, с. 39].

Проведенный анализ позволяет прояснить основной смысл понятия «духовность», который заключается, главным образом, в фиксировании возможности управления человека самим собой. Способность личности управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность для достижения своих целей называется духовностью.

Не следует забывать, что духовность есть то, забвение чего губительно для человека, государства, общества. Поэтому духовность не существует сама по себе, безотносительно к человеку. Способность познавать духовное явилась для человека непосредственным условием в процессе собственного осознания. В связи с этим естественным был путь, направленный не внутрь, а вовне человека, а именно - познание окружающего мира. Человече-

ский мир держится на постоянном, сиюминутном утверждении позитивной духовности, в противном случае его разрушили бы деструктивные элементы -ложь, зло, лицемерие, ханжество, зависть. Духовность как социальный феномен есть то, обращение к чему поддерживает стабильность индивидуальной души. Духовное начало в человеке - это сознание своей внутренней свободы, субстанция, объединяющая с другими людьми и тем самым преодолевающая временную и пространственную ограниченность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Ка-нон+, 1998. С. 7-10.

2. Ильин И. А. Что нам делать? // Из истории русской мысли. Калининград: Янтарный сказ, 2001. С. 56.

3. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 10-57.

4. Ильин И. О грядущей России: изб. статьи. М.: Воениздат, 1993. -314 с.

5. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -294 с.

6. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. Париж: УМСА-Р^, 1951. С. 8.

7. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1917. -90 с.

Поступила в редакцию 03.02.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.