Научная статья на тему 'ДУХОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ УЗБЕКИСТАНА В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ДУХОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ УЗБЕКИСТАНА В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЙ РЕГИОН / ПРЕВЕНТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ДУХОВНЫЙ ФАКТОР / СТАБИЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕРСПЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ийманова Д.А., Ийманов Ж.С.

В данной статье на основе исторических и научных источников изучена концепция превентивной дипломатии, превентивная дипломатия в сотрудничестве Правительства Узбекистана со странами Центральной Азии, ее духовные факторы и влияние на сотрудничество Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL FACTORS OF PREVENTIVE DIPLOMACY OF UZBEKISTAN IN COOPERATION WITH CENTRAL ASIAN COUNTRIES

In this article, based on historical and scientific sources, the concept of preventive diplomacy, preventive diplomacy in cooperation between the Government of Uzbekistan and the countries of Central Asia, its spiritual factors and its impact on the cooperation of Uzbekistan are studied.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ УЗБЕКИСТАНА В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

Ийманова Д.А., кандидат исторических наук

доцент заведующий кафедрой "Социально-экономические науки" Андижанский института экономики и строительства

Узбекистан, Андижан Ийманов Ж. С. ассистент кафедра "Гуманитарные науки" Андижанский институт сельского хозяйства и агротехнологий

Узбекистан, Андижан

ДУХОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ УЗБЕКИСТАНА В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СО СТРАНАМИ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Аннотация: В данной статье на основе исторических и научных источников изучена концепция превентивной дипломатии, превентивная дипломатия в сотрудничестве Правительства Узбекистана со странами Центральной Азии, ее духовные факторы и влияние на сотрудничество Узбекистана.

Ключевые слова: Центральноазиатский регион, превентивная дипломатия, отношения сотрудничества, духовный фактор, стабильная среда, перспективное отношения.

Iymanova D.A., Candidate of Historical Sciences

assistant professor head of department "Socio-economic sciences" Andijan Institute of Economics and Construction

Uzbekistan, Andijan Iimanov Zh.S. assistant

Department of Humanities Andijan Institute of Agriculture and Agricultural Technologies Uzbekistan,

Andijan

SPIRITUAL FACTORS OF PREVENTIVE DIPLOMACY OF

UZBEKISTAN IN COOPERATION WITH CENTRAL ASIAN

COUNTRIES

Annotation: In this article, based on historical and scientific sources, the concept of preventive diplomacy, preventive diplomacy in cooperation between

the Government of Uzbekistan and the countries of Central Asia, its spiritual factors and its impact on the cooperation of Uzbekistan are studied.

Keywords: Central Asian region, preventive diplomacy, cooperation relations, spiritual factor, stable environment, perspective relations.

Введение. После обретения Узбекистаном независимости перед главой страны встала задача выбора основного пути развития сотрудничества с мировым сообществом. Глубоко осознавая это, первый Президент И.А.Каримов принял решение развивать и укреплять отношения со странами Центральной Азии по взаимному согласию. «Сейчас наше общество находится в историческом стадии. Это сложная и ответственная схема. От этого будет зависеть не только судьба тех, кто живет сейчас, но и судьба их детей, внуков, судьба будущих поколений», -сказал И. А. Каримов. [1]

Отношения сотрудничества, установленные правительством Узбекистана, способствовали формированию духовно стабильной среды в Центральной Азии.

XXI век характеризуется тем, что по сей день эпицентр, определяющий все существование человечества, перешел от экономики, политики к духовности. Потому что та же духовность стала консенсусом, определяющим все параметры существования людей. [2]

Цель исследования. Нынешнее сотрудничество между государствами Центральной Азии направлено на обеспечение духовно стабильной среды между странами региона посредством взаимопонимания, согласия и примирения, то есть посредством превентивной дипломатии, чтобы углубить нашу богатую историю и духовные ценности и обогатить их взаимоприемлемые принципы.

Степень изученности проблемы. Основными источниками в изучении этой области являются труды Первого Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова и действующего Президента Ш.М. Мирзиёева. Наши ученые Р.Алимов, Э.Юсупов, С.Отамуратов, А.Очильдиев, Ш.Патхутдинов, М.Каххорова, Ш.Хайдаралиев, Х.Туйчиева,

3.Бжезинский, Э.Тоффлер, Ф.Фукуяма также изучали эту область. за рубежом., С.Хантингтон, А.Д.Тойнби, Э.Рахматуллаев, Р.Жээнбеков,

4.Ю.Ким и другие изучили и высказали свои взгляды.

Методология исследования. В статье использованы такие методы, как научный, исторический, сравнительный, системный подход, философско-логическое мышление, философский анализ, логика и изучение экспертных мнений.

Анализ и результаты. На Международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания», состоявшейся в Самарканде в 2017 году, [3] была подчеркнута возможность дальнейшего

укрепления безопасности и стабильности в Центральной Азии посредством «превентивной дипломатии». Президент Ш. Мирзиеев в своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН 19 сентября 2017 года заявил, что «Узбекистан, расположенный в самом сердце Центральной Азии, находится в прямой зависимости от превращения этого региона в регион стабильности, устойчивого развития и добрососедства». [4]

«Превентивная дипломатия» была озвучена в 1950 году третьим Генеральным секретарем ООН Дагом Ялмаром Агне Карлом Хаммаршельдом. После долгой двух полярной холодной войны седьмой Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Бутрос Бутрос -Гали в своей речи 2 июля 1992 года сформулировал концепцию превентивной дипломатии. По его словам, «превентивная дипломатия» — это дипломатические усилия, направленные на предотвращение возникновения разногласий между сторонами, предотвращение трансформации существующих разногласий в конфликт и ограничение распространения существующего конфликта. [5]

Штаб-квартира Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии была открыта в Ашхабаде 10 декабря 2007 года. Выдвигая предложение о создании Центра Превентивной Дипломатии, правительства стран региона приняли во внимание многочисленные угрозы, с которыми сталкивается Центральная Азия, включая международный терроризм и экстремизм, торговлю наркотиками, организованную преступность и ухудшение состояния окружающей среды. [6]

29 октября 2018 года в Ташкенте состоялось первое заседание Центральноазиатского экспертного форума, организованного Институтом стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан совместно с Региональным центром ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии.

Страны Центральной Азии стремятся к общей цели построения устойчивого будущего, заявил начальник отдела анализа внешней политики Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан Абдуллох Рахнамо. - Есть политическая воля сторон объединить возможности в этом направлении, поделиться опытом и идеями, объединиться вокруг единой идеи. Представители аналитических центров, научно-исследовательских институтов, участвующих в разработке политического пути своей страны, концепции интеграции, собрались сегодня с целью реализации общих интересов. Считаю, что встреча в новом формате займет важное место в проведении постоянных политических консультаций между нашими странами, выработке четкой стратегии и ее реализации. [7]

В статье под названием «Uzbekistan Comes in From the Cold», опубликованной на сайте Stratfor Worldview «...изоляционизм уже давно

установил отношения Узбекистана с внешним миром. Однако реформы в самой густонаселенной стране Центральной Азии находят свое отражение и в местах, удаленных от Ташкента. В результате политической эволюции Узбекистана с соседними странами в Центральной Азии становится все более привлекательным партнером России, Китая и США, а также укрепляется сотрудничество со странами, участвующими в стратегической конкуренции и инвестициях для влияния в регионе. Открытие Узбекистана создаст для него много возможностей для расширения своей деятельности в экономической сфере и сфере безопасности в своем регионе...» [8]

Превентивная дипломатия, проводимая президентом Узбекистана по отношению к странам Центральной Азии, дает свои положительные результаты. Можно только сказать, что в 2020 году в отношениях со соседними странами несколько раз применялась превентивная дипломатия, такая как близкое соседство, понимание друг друга, примирение и обращение. Например, во время пандемии коронавируса, которая впервые вошла в страны мира в 2020 году, Ш. М. Мирзиеев регулярно связывалась по телефону с главами государств региона и направляла им и другим государствам гуманитарную помощь.

Также, 1 мая 2020 года вместе с населением Сырдарьинской области население Республики Казахстан пострадало от стихийного бедствия в Сардобинской водохранилище Сырдарьинской области. Узбекистан оказал помощь своим жителям и гражданам Казахстана.

1 июня 2020 года ситуация стабилизировалась благодаря переговорам правительств Узбекистана и Кыргызстана, телефонному разговору глав двух стран, который состоялся ссоры между гражданами Узбекистана и Кыргызстана в Сохском районе Ферганской области.

Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что Узбекистан обеспечивает стабильность духовной среды в регионе посредством превентивной дипломатии со странами Центральной Азии.

Джон Макгрегор, координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане, заявил, что «руководство Узбекистана использовало лучшую международную практику для предотвращения конфликтов. Это является прекрасным примером для региона ОБСЕ и всего мира».

Хелена Фрейзер, координатор ООН в Узбекистане, сказала: «Руководство Узбекистана и Кыргызстана сразу же заняло конструктивный подход к болезненному инциденту, произошедшему вчера в анклаве Сох. Вот таким будет устойчивый мир». [9]

В взаимных связях и сотрудничествах все страны Центральной Азии осуществляют в первую очередь интересов своего государства. «Миром регулируют интересы», - сказал профессор С. Отамуродов в своем книге. [10] Общие интересы формируют отношения и поощряют совместные действия. В частности, Узбекистан занимает уникальное стратегическое положение в решении региональных проблем.

Это связано со следующими факторами:

- Узбекистан расположен в географически удобном месте и является геополитическим ядром региона;

- Государство независимое в отношении сырья и энергии, имеет много сырьевых ресурсов, необходимых для потребительского рынка;

- Узбекистан - стратегически важный военно-политический регион;

- Наличие сильных духовных центров, влияющих на весь регион;

- Культурные и исторические достижения, и они служат сближению народов региона.

Позиция Узбекистана как гаранта мира и стабильности в центральноазиатском регионе растет. [11]

Чтобы обеспечить духовно стабильную обстановку в Центральноазиатском регионе, развивая нашу политику в приоритетах, изложенных в нашей внешней политике, мы должны убедить наших соседей в том, что это должно быть приоритетом внешней политики всех стран.

В частности, следует заверить, что такой принцип, как жизненно важные признаки для государств, безопасность границ, безопасность территории, мир граждан, доверие во взаимных отношениях и взаимозависимость, необходим для стран региона. Об этом свидетельствуют предложения и инициативы главы нашей страны на мероприятиях нашего государства, региона и международного уровня и его одобрение международным сообществом.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что проводимая Узбекистаном превентивная дипломатия в Центральной Азии эффективна для стран региона и оказывает положительное влияние на развитие региона.

По этой причине страны Центральной Азии должны работать только по согласованию с лидерами стран Центральной Азии с целью устранения проблем по взаимному согласию, а не проводить действия, противоречащие интересам соседних стран, для устранения существующих проблем.

Использованные источники:

1. Каримов И. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. «Узбекистан», Ташкент, 1996, Стр. 26.

2. Каххорова М., Туйчиева Х., Духовно -нравственная среда в обществе и ее основные индекаторы. ^е Light of Islam, 4-выпуск 2019 г. С. 191.

3. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» в Самарканде. https://president.uz/ru/lists/view/1227

4. Выступление Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева на 72-й сессии Генассамблеи ООН. https://uza.uz/uz/posts/zbekiston-prezidenti-shavkat-mirziyeev-bmt-bosh-assambleyasi-20-09-2017

5. Бутрос Бутрос-Гали. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира (доклад Генерального секретаря ООН). — 2 июля 1992. — С. 6.

6. https://unrcca.unmissions.org/ru/история-создания-миссии

7. https://uzanalytics.com/xalqaromunosabat/3291/

8. https://worldview.stratfor.com/article/uzbekistan-comes-cold-bri-russia-central-asia-china

9. https://www.xabar.uz/siyosat/preventiv-diplomatiya-qoshnilar-bilan-yaxshi-aloqa

10. Отамуродов С. С. Глобализация национально-духовной безопасности. (политико-философский анализ) - Ташкент: Узбекистан. Второе издание 2015 года. с. 30.

11. Хайдаралиев Ш. А. Роль международных организаций и Узбекистана в обеспечении безопасности и стабильности в Центральноазиатском регионе (1991-2010 гг.) Дисс. на канд. ист. наук. - Наманган.: 2012. - с. 166. (Dis-1127 / 2012.)- с. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.