№ 1, 2020 (8)
ДУХОВНЫЕ АКСИОМЫ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ (ВЕСНА 1945 ГОДА КАК СИМВОЛ ВЕЧНОГО ТОРЖЕСТВА ИСТИНЫ НАД ЛОЖЬЮ, ЖИЗНИ НАД СМЕРТЬЮ)
Лопин Роман Анатольевич, Белгород, НИУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Аннотация. Статья посвящена важности духовно-исторического наследия весны 1945 года и его восприятию сегодня, его осмыслению как факта Великой Победы - торжества Истины над ложью, Жизни над смертью, Света над тьмою в истории России и всего мира, как явления торжества христианского начала в русской истории, незабвенного и вечно возрождающегося, торжества над антитезой христианству в проявлении фашизма.
Ключевые слова: Аксиология, День Победы, Воскресение Христово, война, правда, ложь, жизнь, смерть, символ.
SPIRITUAL AXIOMS OF THE GREAT VICTORY (THE SPRING OF 1945 AS A SYMBOL OF THE ETERNAL TRIUMPH OF TRUTH OVER LIES, LIFE OVER DEATH)
R.A. Lopin, Belgorod, Belgorod State National Research University
Abstract. The article is devoted to the importance of spiritual and historical heritage of the spring of 1945 and its perception today. It is viewed as a fact of the great Victory - the triumph of truth over lies, life over death, light over darkness - in the history of Russia and the world, as a phenomenon of the triumph of Christianity in Russian history, the unforgettable and ever-resurrecting victory over the fascism as antithesis of Christianity. Keywords: axiology, Victory Day, Resurrection of Christ, war, truth, lies, life, death, symbol.
I егодня наиболее значимыми праздниками для человека, воспитанного в 1жтрадициях российского общества, можно назвать такие как Воскресение {7 Христово - праздник праздников, занимающий не только центральное место в отечественном культурно-историческом наследии, но и имеющий величайшее всемирное, всечеловеческое значение, и День Победы, победы над фашизмом Третьего Рейха - посвященный великому событию XX столетия для отечественной и мировой истории.
1В рубрике представлены материалы международного студенческого круглого стола «Великая Победа -память поколений», состоявшегося по благословению ректора Омской духовной семинарии Митрополита Омского и Таврического Владимира 8 февраля 2020 г.
В данном контексте под праздниками подразумеваются не просто праздничные дни как нерабочие/выходные или праздное времяпрепровождение, но более глубокое явление в жизни человека, общества, культуры. Такое явление, как выражение жизнеутверждающих основ бытия, отражает в себе особенности и уровень их развития, раскрывает аксиологию, формирующую как календарную систему, так и цикл жизни в исторической динамике человека, общества, культуры. В высшем проявлении подобное явление в отечественной культуре нашло выражение как в Пасхальных празднествах, так и в праздновании Дня Победы. В своей метафизике, в том числе и через мемориальность как увековечивание памяти, в праздновании оно выходит за рамки прозаической общепринятости и отражает межпоколенную сакральную связь, объединяющую поколения в естественной духовной традиции, хранящей и приумножающей культуру. Символ жизни и смысла будущности в движении к Вечности в отечественной культуре находит свое выражение и в Пасхальных торжествах - крестный ход, и в праздновании Победы - военный парад. А сегодня еще и в более выразительном - шествии Бессмертного полка. Последний не был бы возможен вне христианского понимания бессмертия человека. Будучи разными по происхождению и духовной наполненности, и содержанию, эти события для русского сознания сегодня возымели оправданную и серьезную близость в их звучании, в их восприятии. Они вместе, хотя и по-своему, символизируют Победу над смертью!
Первый праздник праздников - Воскресение Христово, указывает на онтологическое бессмертие человеческого естества в Спасителе [13, с. 190], второй - День Победы над фашизмом - на преодоление идеи смертности в апостасийности, а как следствие - откровенной суицидности, получившей развитие и воплощение в «пожирающем все вокруг себя» фашизме [9, с. 5-10].
В православной праздничной иконографии икона «Сошествие во ад» (Воскресение), отражая пасхалию православного календаря, занимает центральное место [5, с. 123]. В истории этого образа известна персонофикация ада в образе «связанного старика», попираемого Христом [4]. Сюжет иконы как культурное наследие православной России, как символ торжества и победы жизни над смертью неоднократно повторялся в советской живописи, агитационных антифашистских плакатах, карикатурных изображениях в образе русского/советского солдата, попирающего символы фашизма. Еще более, хотя и неосознаваемое, непринимаемое в атеистическую эпоху, иконографическое наследие станет просматриваться в воздвигнутом впоследствии в Германии памятнике Воину-освободителю (Трептов-парк, Берлин).
Хотя он имеет свою предысторию, толкование, авторство [12], можно сказать и о том, что он является самым мирным из созданных когда-либо памятников солдату, где солдат, смиренно опустив оружие, держит на руках ребенка. Солдат, попирающий ногою свастику, - символ оккультно-языческий, символ смертельного, разрушающего, инфернального фашизма. Это памятник в аспекте семиотики русской картины мира солдату, спасшему, словно в подобии сошедшего во ад Спасителя [12], человечество, мир от гибели.
Пасха Христова и Великая Победа над фашизмом - два разных события в истории человечества, но в то же время в 1945 году в историческом и культурном наследии России они стали единым целым. Весной 1945-го соприкоснувшись, они соединились в символическую основу как жизнеутверждающее начало для будущих поколений. Как по смыслу, так и в календарном расположении годового цикла эти празд-
■^ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА - ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ
Лопин Роман Анатольевич «Духовные аксиомы Великой Победы
(весна 1945 года как символ вечного торжества Истины над ложью, Жизни над смертью))
№ 1, 2020 (8)
ники находятся рядом [3]. Символ Воскресения в аксиологии русской культуры -это самое главное, что было и есть у России как локальной цивилизации на протяжении всей ее истории. Победа над фашизмом - воплощенная в жизнь закономерность этой аксиологии. Вне ее смертельная опасность инфернальности фашизма не была бы распознана. Этот символ, будучи незабвенным и вечно возрождающимся в русской истории, воплощен был в жизнь и в сложный военный период отечественной истории XX столетия, который и сегодня многими воспринимается как период существования могущественной «ленинско-сталинской» идеологии (по своему характеру богоборческой), якобы имеющей собственные силы для победоносного шествия. Символ Воскресения Христова, присущий историческому русскому сознанию, возродившись в русском народе, посрамил эту идеологию как ложную силу.
Победа над фашизмом как антитезой христианству, присущему истории Европы, была одержана в первую очередь благодаря духовно-историческому потенциалу русского народа, а также народов, разделивших с ним эту Победу. Она обязана духовному культурно-цивилизационному началу Руси/России. Советский/русский (в истории России понятие русский носит надэтнический характер) солдат вместе со своими союзниками победил фашизм. Сегодня символом его подвига является Георгиевская ленточка -Гвардейская лента ордена Славы, медали «За победу над Германией» - символ святого Георгия Победоносца, исторически присущий русским наградам (орден Святого Георгия, Георгиевский крест, медаль). Он победил фашизм в Светлую Пасху, совпавшую в 1945 году с Днем памяти великомученика Георгия Победоносца. В дни Светлой Пасхи Георгий (!) Жуков подписал Акт о капитуляции фашистской Германии. Русский солдат победил фашизм не благодаря ложной силе богоборческой авторитарной идеологии, пытающейся украсть у него эту победу, а вопреки ей.
В газете «Правда», которая была, по сути, в советское время главной газетой не только КПСС, но и страны, от 9-го мая 1945 года в передовице под названием «Праздник Победы» было написано: «Мы знаем, что Победа не пришла сама собой. Она одержана самоотверженностью, героизмом, воинским мастерством Красной Армии и советского народа. Ее организовала наша непобедимая большевистская партия, партия Ленина -Сталина, к ней привел нас великий Сталин... [!] Да здравствует наша великая сталинская Победа!» [11, с. 1]. Кроме того, в газете было сказано в обращении к работникам тыла, что они «.показали миру, на что способно советское государство, созданное Лениным и Сталиным». Сегодня, когда прошло почти тридцать лет после крушения СССР, а современный человек - это не только продукт преобразований, но и во многом наследник советского прошлого (оторванное от этого прошлого поколение только входит в активную жизнь общества), понятно, что такая заслуга большевистских лидеров во многом, сказать мягко, натянута. Понятно и то, что Победу в войне одержал тот потенциал, который был присущ исторической дореволюционной России, как государственно-экономический, так и культурно-народный. Без них о каком-то величии советской России не пришлось бы говорить вообще. За двадцать-тридцать лет страну с мощным потенциалом на пустом месте не построить, не создать культуру, экономику, не воспитать человека. Победу одержал человек, прямо или косвенно принадлежащий Великой исторической России, получивший патриотическое воспитание и образование в пространстве русской культуры дореволюционной России (коммунистический интернационал этого не давал).
змуа&УЗЛ^ 231 Гб
Русский солдат победил вопреки отступившей от русского/российского наследия идеологии, опираясь на тысячелетний опыт в русской истории торжества Истины над ложью, Жизни над смертью, Света над тьмою. События Великой Отечественной войны, нашедшие отражение в свидетельствах очевидцев и исторических документах, при беспристрастном их рассмотрении говорят об этом.
Победная весна 1945 года еще говорит и о созидательном пробуждении советского человека от историко-культурного революционного беспамятства, торжестве в нем возвышенного над низменным. В истории России XX столетия это был тот момент, хотя и кратковременный, но очень важный в контексте народного пробуждения в пути своего возрождения, «когда власти не было прощено и забыто, а народ чувствовал себя полноправным хозяином жизни. Праздник Победы стал Днем Победы» [6, с. 590]. В испытаниях беспредельной жестокостью в ходе войны человек не ожесточился, а возвратился к истинным ценностям мира и любви.
В «Послании Патриарха Алексия по случаю победоносного окончания войны» понятным языком было сказано: «Много еще предстоит нам трудного дела; но мы теперь можем дышать свободно и радостно приняться за труд - тяжелый, но созидательный. Если во время войны, в непоколебимой вере в конечное торжество правого дела, мы победоносно преодолели все трудности, все лишения, все тяготы на фронте и в тылу, то с какою же удвоенной силой мы примемся за воссоздание наших городов, из которых каждый - герой войны; наших дорогих и священных памятников, - всего того, что создала могучая воля и державная мощь нашего великого народа» [10, с. 10-11].
Плакатное искусство как наиболее мобильное визуальное выражение эпохи того времени наряду с лозунгами «Слава нашему народу, народу-победителю!» выражало и надежду на светлое созидательное будущее - «Мы завоевали счастье нашим детям!», и др. Этот задор справедливой Победы долго будет источником советских успехов. Фото, видео того времени переполнены счастливыми, жизнерадостными, искренними лицами победившего, освободившегося от гнета фашизма народа.
События весны 1945-го - это те события, в которых в русском сознании соединились, переплелись воедино присущие всемирной и отечественной истории чувства переживания, высшие ценности, ожило чувство сопричастности Евангельским событиям и древнерусской святости (образ святого воина (Александр Невский, Дмитрий Донской и др.) уже с 1942 года, еще до реабилитации церкви, начинает использоваться для патриотического подъема как в литературе, так и в изобразительном искусстве), современности, в которой казалось окончательно преодоленным опаснейшее и смертоносное по отношению ко всему живому зло, нашедшие адское воплощение в инфернальности фашизма.
Этому свидетельствует ощущение глубины и духовного начала праздника весной 1945-го, выражение его во всеобъемлющей радости людей, в гирляндах красок праздничного салюта (живописны фотографии Москвы с лучами прожекторов и вспышками салюта на фоне шедевров русского храмового зодчества), в искренних, сердечных поздравлениях, во всегда радостном для русского человека возгласе «Христос Воскресе!», в молебнах в благодарность за Победу и об упокоении погибших в уже не запрещаемых, до конца не разрушенных советской властью и войною храмах, в символах праздника Святой Троицы (дата первого Парада Победы прихо-
■^ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА - ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ
Лопин роман Анатольевич «Духовные аксиомы Великой Победы
(весна 1945 года как символ вечного торжества Истины над ложью, Жизни над смертью))
№ПЕ
омской православной духовной семинарии
С
дится на двунадесятый подвижный православный праздник Святой Троицы, Пятидесятницу - 24-го июня 1945 года), в Параде Победы [2, с. 517-532].
Главным в череде праздничных мероприятий 1945-го является чувство духовного подъема и солидарности, в которых истинно духовное, исконно присущее жизнеутверждающее начало в душе русского человека уже не отрицается искусственно созданным новым идеологическим. Эта консолидация стала главным началом сплоченного, единого в созидательном народном порыве, послевоенного жизнестрои-тельства. Она и сегодня инертно в лучших своих проявлениях может быть жизнеутверждающим источником для современного жизнеустройства России.
В советский период к консолидирующей составляющей, да и к самому Празднику Победы, относились, мягко сказать, сдержанно. С 1948 года (достаточно быстро, через три года) 9 мая стал рабочим (не праздничным) днем. Через двадцать лет он вновь стал праздничным/выходным, но все же уже не имел такого величия и значимости (хотя бы в сравнении с торжественностью дат, связанных с революционными событиями) как в первые послевоенные годы. Парады 9-го мая за историю СССР с 1948 года состоялись (в отличие от ежегодных ноябрьских) лишь в юбилейные 1945, 1965, 1990 годы. Ежегодными они стали с 1995 года [6, с. 590], и это можно соотнести с началом формирования в постсоветской России национального самосознания и исторической преемственности.
Празднуя в осознании наследия духовно-исторической аксиологии 75-летний юбилей Великой Победы, российское общество и сегодня может быть в этом консолидировано в единстве государства, армии, Церкви, народа-победителя как преодолении всевозможных перманентно революционных, деконсолидирующих, по своей сути носящих разрушительный/деструктивный характер, факторов. Они в большей степени сегодня направлены на дискредитацию народного самосознания, включающего в себя в том числе и осознание важности Победы над фашизмом (особо это просматривается во всевозможных неоязыческих движениях, онтологически имеющих связь с оккультно-языческим содержанием фашизма) и восприятие святости Воскресения. Они направлены против источников, связывающих воедино в мемориальной памяти все поколения в пространстве Русского мира, все народы, которые исторически в комплиментарности утверждали этот мир как гарант справедливости и истины, взаимопомощи и любви, жизни, а в понимании христианском - всех поколений вне временного единения в Вечности, объединяющей поколения ушедшие, ныне живущие и будущие.
Духовно-историческая аксиология Русского мира восходит и сегодня к примату/ первичности/главенству Высшей Истины как гаранту бессмертия. «Хранимая Богом родная земля!» (Гимн России), Русская Православная Церковь ежегодно (с 1994 г.) в день Победы осуществляет поминовение «усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны» [7, с. 26], так же подчеркивая важность Победы и бессмертной памяти «в очах Божиих и в людской памяти» [8, с. 26-27], церковью принят особый порядок литургического поминовения (с 2010 г.). Сам Праздник Победы благодаря этому приобретает «особый, почти религиозный, сакральный смысл» [6, с. 590].
В свое время ныне возрожденный Храм Христа Спасителя был построен русским народом в благодарность Богу за заступничество за Россию в Отечественной войне 1812 года, став памятником мужеству русского народа в борьбе с наполеонов-
2020 (8)
ским нашествием. В своей истории он стал храмом-памятником, храмом-мучеником, храмом-символом возрождения русской цивилизации.
После Победы основной танк советской армии времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Т-34 по праву стал символом победы над фашизмом. Данный символ - это мирный символ, оберегающий своим присутствием социокультурное пространство цивилизации, к культуре которой он принадлежит. Не случайно при смене культурно-цивилизационной аксиологии в бывшем постсоветском пространстве или в пространстве Европы советские танки Второй мировой, как и другие виды памятников солдату-победителю, свергаются с пьедестала, так как в культурном пространстве евро-атлантической (западной) цивилизации танк - это оружие, в большей степени отражающее агрессию, порабощение, силовое давление, оккупацию. Фактически, в этом действии можно усмотреть смену ментальных установок людей, народов, ранее вместе сражавшихся с фашизмом (яркий пример современной Украины) в угоду вновь формирующемуся миру, ориентированному к антитезе сложившимся традиционным принципам существования в примате Истины. В отечественной же культуре благодаря культурно-историческому наследию образ танка своей смысловой наполненностью является неотъемлемой частью ее ландшафта. Он подчеркивает любовь к миру, доброжелательность и в то же время мужество и героизм русского народа и других народов, проживающих в России.
Достойное осознание празднования 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне как Победы Истины над ложью, Жизни над смертью, Света над тьмою может быть тому подтверждением как утверждение истинности Воскресения Христова. Желание жизнеутверждающей консолидации в вечной памяти, которая не понимается вне бессмертности человека через Воскресение, сегодня выражено в таком современном культурном явлении, поддержанном всем народом, как «Парад Победителей» - «Бессмертный полк» [1], в его символах, переплетающихся с куль-турно-цивилизационной символикой России как духовной аксиомой Русского мира. Русский человек прямо или косвенно, рано или поздно в своей жизни по-прежнему апеллирует к духовному началу Русского мира, не взирая на то, насколько он в него погружен, что внушает надежду на будущее существования России как суверенного мира в буйствующем сегодня глобальном нивелировании ценностей, принадлежащих духовно-историческому наследию человечества. Это необходимо осознавать в дальнейшем историческом пути России.
1. Акция «Бессмертный полк». [Электронный ресурс] - URL: https://bessmertnyy-polk.ru/ (дата обращения: 20.12.2019).
2. Благословенная Победа // Бог и победа. Верующие в великих войнах за Россию / Авт.-сост. В. Зоберн. - М.: Эксмо, 2014. - С. 517-532.
3. Гайда Ф. Праздник освобождения. Христианские параллели Великой Победы / Ф. Гайда. [Электронный ресурс] - URL: https://pravoslavie.ru/79118.html (дата обращения: 20.12.2019).
4. Илларион (Алфеев) митр. Штурм ада. Всех ли вывел из ада Христос? // [Элек-
■^ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА - ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ
Лопин роман Анатольевич «Духовные аксиомы Великой Победы
(весна 1945 года как символ вечного торжества Истины над ложью, Жизни над смертью))
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
t)i 234 »(Гга^Д'АбУ^^
№ 1, 2020 (8)
тронный ресурс] - URL: https://www.pravmir.ru/shturm-ada-vsex-li-vyvel-iz-ada-xristos/ (дата обращения: 20.12.2019)
5. Кено М. Воскресение и икона / М. Кено. - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 2001. - 280 с.
6. Мединский В.Р. Война. Мифы СССР. 1939-1945 / В.Р. Мединский. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013. - 704 с.
7. О поминовении усопших в День Победы, 9 мая // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т.2. ч. 1: Деятельность Русской Православной Церкви. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. -С. 26.
8. О церковном праздновании Дня Победы // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 2. ч. 1: Деятельность Русской Православной Церкви. -М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. -С. 26-27.
9. Послание Софийского Митрополита Стефана к Русскому народу // Журнал Московской Патриархии, 1945. - № 5. - С. 5-10.
10. Послание Патриарха Алексия по случаю победоносного окончания войны // Журнал Московской Патриархии, 1945. - № 5. - С. 10-11.
11. Праздник Победы // Правда, 1945. - среда 9 мая, № 110 - С.1.
12. Рублев Г. Воин-освободитель в Берлине // Г. Рублев. [Электронный ресурс] -URL: https://masterok.livejournal.com/2309072.html (дата обращения: 20.12.2019).
13. Руководство по изучению христианского, православно-догматического богословия. - М.: Синодальная Типография, 1913. - 398 с.
Рецензент: доктор исторических наук Н.В. Воробьева, Омская духовная семинария