Научная статья на тему 'Духовность в научном и религиозном понимании'

Духовность в научном и религиозном понимании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
992
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГ / ДУХ / ДУХОВНОСТЬ / БЕЗДУХОВНОСТЬ / СВЕТСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДОБРО / ЗЛО / GOD / SPIRIT / SPIRITUALITY / SECULAR AND RELIGIOUS SPIRITUALITY / SPIRITUAL VALUES / GOOD / EVIL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мешков Николай Иванович, Мешков Дмитрий Николаевич

Введение. Рассматривается проблема духовности, которая является предметом изучения представителей религии (на примере православного христианства) и ученых различных областей научного познания. Особая значимость исследуемой проблемы состоит в том, что правильное ее понимание способствует адекватному формированию духовной культуры личности и социума. Цель исследования сравнение понимания духовности представителями науки и религии. Материалы и методы. Использовались следующие методы: абстрагирование; обобщение; теоретическое моделирование; сравнительный анализ. Результаты исследования. Основное отличие взглядов ученых-материалистов от представителей религии состоит в том, что они считают духовность результатом научного образования, воспитания. В православном понимании духовность есть результат действия Святого Духа и работы человека над собой с целью формирования таких качеств, как вера, надежда, любовь, смирение и т. д. Обсуждение и заключение. Если среди представителей религии практически нет существенных разногласий по вопросу генезиса духовности, то среди ученых имеются различные взгляды на исследуемую проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND RELIGIOUS COMPREHENSION OF SPIRITUALITY

Introduction. The paper considers the problem of spirituality that is learned by representatives of religion and scientists of different areas of scientific knowledge. The special significance of the problem lies in the fact that its correct comprehension helps forming spiritual culture of a person and society. The aim of the study is comparison of understanding of spirituality by representatives of science and religion. Materials and Methods. The following methods were applied: system analysis; abstraction; generalization; theoretical modeling; comparative analysis. Results. The main difference of the views of scientists-materialists and representatives of religion is that scientists consider spirituality as a result of scientific education. In Orthodox Christianity spirituality is comprehended as a result of an action of the Holy Spirit and a work of a person on himself aimed on forming such qualities as faith, hope, love, humility etc. Discussion and Conclusion. Among the representatives of the religion substantial controversies are practically absent whereas among scientists there exist rather heterogeneous views on the problem.

Текст научной работы на тему «Духовность в научном и религиозном понимании»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.045.019.201901.069-079

УДК 140.8:21

Н. И. Мешков1, Д. Н. Мешков2

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия), e-mail: nimesh@list.ru 2 PUMA (Москва, Россия) е-mail: meshdn@list.ru

духовность в научном и религиозном понимании

Введение. Рассматривается проблема духовности, которая является предметом изучения представителей религии (на примере православного христианства) и ученых различных областей научного познания. Особая значимость исследуемой проблемы состоит в том, что правильное ее понимание способствует адекватному формированию духовной культуры личности и социума. Цель исследования - сравнение понимания духовности представителями науки и религии Материалы и методы. Использовались следующие методы: абстрагирование; обобщение; теоретическое моделирование; сравнительный анализ. Результаты исследования. Основное отличие взглядов ученых-материалистов от представителей религии состоит в том, что они считают духовность результатом научного образования, воспитания. В православном понимании духовность есть результат действия Святого Духа и работы человека над собой с целью формирования таких качеств, как вера, надежда, любовь, смирение и т. д. Обсуждение и заключение. Если среди представителей религии практически нет существенных разногласий по вопросу генезиса духовности, то среди ученых имеются различные взгляды на исследуемую проблему.

Ключевые слова: Бог, Дух, духовность, бездуховность, светская и религиозная духовность, духовные ценности, добро, зло.

Для цитирования: Мешков Н. И., Мешков Д. Н. Духовность в научном и религиозном понимании // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2019. - № 1. -С. 69-79. DOI: 10.15507/2078-9823.045.019.201901.069-079

Nikolay I. Meshkov1, Dmitriy N. Meshkov2

1 NationalReseach OgarevMordovia State University, Saransk, Russia, е-mail: nimesh@list.ru

2 PUMA, Moscow Russia, е-mail: meshdn@list.ru

SCIENTIFIC AND RELIGIOuS COMPREHENSION OF SPIRITuality

Introduction. The paper considers the problem of spirituality that is learned by representatives of religion and scientists of different areas of scientific knowledge. The special significance of the problem lies in the fact that its correct comprehension helps forming spiritual culture of a person and society. The aim of the study is comparison of understanding of spirituality by representatives of science and religion. Materials and Methods. The following methods were applied: system analysis; abstraction; generalization; theoretical modeling; comparative analysis.

© Мешков Н. И., Мешков Д. Н., 2019

Results. The main difference of the views of scientists-materialists and representatives of religion is that scientists consider spirituality as a result of scientific education. In Orthodox Christianity spirituality is comprehended as a result of an action of the Holy Spirit and a work of a person on himself aimed on forming such qualities as faith, hope, love, humility etc. Discussion and Conclusion. Among the representatives of the religion substantial controversies are practically absent whereas among scientists there exist rather heterogeneous views on the problem.

Keywords: God, Spirit, spirituality, secular and religious spirituality, spiritual values, good, evil.

For citation: Meshkov N. I., Meshkov D. N. Scientific and Religious Comprehension of Spirituality. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2019; 19(1): 6979. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.045.010.201901.069-079

Введение

Актуальность представленной темы определяется значимостью духовной культуры в становлении и развитии личности как представителя социума. Наиболее пристальное внимание проблема духовности и духовного здоровья получила в нашей стране в последние десятилетия, когда были сняты идейно-политические и методологические запреты на ее рассмотрение. Материалистический подход к объяснению как природных, так и социальных явлений жестко и жестоко подавлял инакомыслие представителей науки и искусства, которые пытались раскрыть некоторые вопросы, имеющие отношение к данной проблематике, с позиции ее религиозного толкования. Духовность как особая категория была предметом рассмотрения религии. Сегодня такие формы общественного сознания, как религия, наука, мораль, политика, право, эстетика, философия, идеология, искусство, активно участвуют в изучении такого феномена, как духовность. Они способствуют созданию симультанного понимания, расширяют контекст ее применения. Особая роль в опоре на духовность и ее применение принадлежит педагогике, которая, используя адекватные формы, методы, средства, ориентирована на формирование духовно-нравственной культуры личности и социума. Формирование соответствующей культуры является главной задачей

такого направления психолого-педагогической науки и соответствующей практики, как воспитание. В этом отношении ей необходимо ориентироваться на вышеотме-ченные формы общественного сознания, аккумулировать результаты их исследований, перерабатывать соответствующий материал и опираться на него в процессе образовательной деятельности. Духовность необходимо рассматривать как внутренний стержень, высшую ценность, императив формирования духовно-нравственной культуры. Однако далеко не все ученые едины в понимании сущности духовности. Разнообразие их взглядов, убеждений основано на мировоззрении, определяемом методологической позицией. Путеводным ориентиром в этом отношении выступает понимание духовности в ее религиозном значении.

Материалы и методы

В настоящей работе мы ориентировались на научные материалы отечественных и иностранных ученых в различных областях знания и представителей религии. В проведенном теоретическом исследовании опирались на методологию системного исследования изучаемой проблемы, которая позволила учитывать полиморфизм взглядов представителей науки и религии. В качестве организационного метода выступал сравнительный подход. К теоретическим методам, применяемым в данном исследовании, относятся абстрагирование,

philosophy

анализ, сравнение позиций различных ученых, обобщение, теоретическое моделирование. Основной акцент был сделан на использовании сравнительного анализа. Методом обработки изученного теоретического материала выступал качественный метод. Интерпретация материала осуществлялась с помощью структурного метода.

Результаты и обсуждение

Проблема духовности и духовно-нравственного воспитания сегодня занимает особое место в научной проблематике. Ей уделяли внимание представители различных отраслей знания, как в нашей стране, так и за рубежом. Приоритет в понимании и трансляции в массовое сознание духовности был сделан представителями религии. Наиболее пристальное внимание ей было уделено в философии, психологии, социологии и других науках. В психологической науке одним из первых, кто выдвинул проблему духовности, был немецкий ученый Вильгельм Дильтей. Являясь основателем «описательной психологии», он разработал методологию «наук о духе». Развитие личности он связывал с возрастанием в ней ценностей. Ученик В. Дильтея Э. Шпрангер считал, что высший уровнь развития и саморегуляции личности человека определяют высшие человеческие ценности. Он выделил шесть культурных типов людей: теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный. Культурные ценности, по его мнению, выступают как продукты «объективации духа»1. В Аксиологии высшие духовные ценности представлены Истиной, Добром и Красотой, что не противоречит христианской аксиологии. Однако в ней высшей и абсолютной ценностью и главным критерием истины

выступает единый Бог, который показал себя миру в Лице Иисуса Христа.

Такое направление глубинной психологии XX в., ставящей предметом научных изысканий бессознательные психические процессы, как фрейдизм, пыталось раскрыть духовность с позиции бессознательного. Духовность в работах представителей фрейдизма и неофрейдизма рассматривалась в таких умозрительных конструкциях, как «Я», «Сверх-Я». Духовность, по мнению таких ученых, как А. Адлер, Э. Фромм, К. Г. Юнг, К. Хорни и др., носит бессознательный характер2. Наиболее полно и разносторонне духовность рассматривал австрийский психиатр, психолог и невролог В. Франкл, который создал логоте-рапию, предметом которой являлся экзистенциальный психоанализ. Он утверждал, что духовность имеет самую непосредственную связь со смыслом жизни. Смысл жизни оказывает влияние на духовные искания человеком своего пути. Поиск смысла жизни возникает у человека в наиболее трудные периоды его жизни. По его мнению, существование людей не бывает бессмысленным, когда он не теряет своего сознания [10].

Проблема духовности неоднозначно понималась и понимается различными учеными. Их взгляды во многом расходятся с пониманием данной области в православии. Их объединяет то, что духовное имманентно бытию. Личность человека представляет собой духовное бытие. Наиболее существенное различие понимания духовного в науке и религии определяется отношением к основному вопросу философии, его онтологическому аспекту. Ученые, ориентированные на первичность материи, понимают духовность как следствие образования, умственного, нравственного и других сторон воспитания и деятельности.

1 Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб. Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.

2 Там же.

В этом отношении она есть результат интериоризации. В данном случае духовность вторична, а образование первично. Другой позиции придерживается религия, утверждая, что образование не связано с духовностью. Образованный человек может быть не только духовным, но и бездуховным. Духовность определяется Духом. Духовность может быть вторична как следствие влияния Духа. Наука ориентирована на то, чтобы способствовать развитию людей и человеческого общества в условиях научно-технического прогресса, формированию его ментальной сферы в условиях конечной жизни, улучшению жизни людей. Религия же ставит перед собой задачу показать продолжение жизни человека за пределами его земного существования, показывает подлинные ценности. К сожалению, мы видим, что научно-технический прогресс далеко не обеспечивает улучшения нашей жизни, мы не делаемся более счастливыми. Действительность нашего существования в том, что не мы, а внешние обстоятельства в большей степени начинают управлять нашим поведением, жизнью. Возникает парадоксальное явление, проявляющееся в том, что техника начинает все в большей степени вторгаться в нашу психику (душу!) и диктовать определенные формы поведения людей. Такое философское направление, как трансгуманизм, обосновывает то, что человек далек от совершенства и необходимо улучшить его природу. Трансгуманизм низводит природное в человеке, совершенствуя его с помощью техники и технологий. Представители науки, ориентированные на данную философию, считают, что пределов возможности человека в данном направлении не существует. Однако при этом возникает вопрос: а человек ли это?

Не всякая духовность и духовно-нравственная культура являются подлинными ценностями. Можно выделить два полюса

72

духовности: светлый (духовность) и темный (бездуховность). А. А. Костылева и Е. Н. Костылев выделяют пять видов бездуховности на основе системы ценностей личности и ее потенциала [4]. В реальной жизни наша мораль и нравственность, а соответственно, поступки и поведение нередко тяготеют к тому или другому полюсу. Нередко бывает трудно, а порой и невозможно провести грань между добром и злом. Такой закон диалектики, проявляемый в условиях нашей жизни, как закон единства и борьбы противоположностей, подтверждает такую полярность. Нередко мы творим зло во имя добра. Подтверждением является народная мудрость, выраженная в афоризме: «Добро должно быть с кулаками». Однако должно ли быть добро с кулаками? На этот вопрос мы найдем ответ в православии. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) говорил: «Люби врагов своих, ненавидь врагов Христа и бей врагов Отечества». Христианство рассматривает зло как умаление добра. Зло нельзя рассматривать как средство достижения добра. По-видимому, зло, совершенное во имя добра, не меняет сути. Решение разнообразных проблем земной жизни возможно различными способами. Цель может быть одна, а путей ее достижения много.

Можно выделить минимум три основных направления понимания духовности: религиозный, научный (сциентистский) и сциентистски-религиозный. Религиозное толкование духовности достаточно четко выражено в святоотеческой литературе. В научном познании разброс понимания данного феномена достаточно широк. В третьем направлении прослеживается взаимосвязь науки и религии. Однако взаимосвязь научного и религиозного может также проявляться в различных вариантах. «...Связь "научного" и "религиозного" свидетельствует о трансформации этих социальных феноменов, изменении их в аспекте

общественного восприятия и требует специального изучения» [1, с. 37].

Что же такое духовность? В религиозном понимании как ведущем направлении в объяснении этого понятия духовность есть определенная совокупность проявлений духа в мире и человеке. Понятие «духовность» берет начало от слова «дух», который в православном понимании означает третью ипостась Святой Троицы. «Дух -орган богообщения, Бога сознающая, Бога ищущая и Богом живущая сила»3. В этом отношении духовность понимается как действие в человеке Святого Духа, причастность его к Божественным энергиям, благодати. «Духовность есть опосредованное проявление Святого духа в человеке, в его деятельности, поведении. Духовность - это стремление к высшему. Путеводными ориентирами духовности выступают высоконравственные ценности, добродетели, которые направлены на покорение немощей и гипертрофированных страстей человека и ведут его к высшей Абсолютной Цели, к Богу» [6, с. 145]. Различают «объективный дух» и «субъективный дух». Субъективный дух представляет собой проявление объективного духовного первоначала, считают философы объективно-идеалистического направления. Такого же взгляда придерживаются представители религиозной философии. Как считают философы, субъективный дух имеет отношение либо к разуму, либо в нем проявляется нерациональная природа (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ, постмодернизм). Нередко к духовной сфере относят мораль, душевные (психические) силы, познавательные процессы и т. д. Однако относить их к сфере духовной, по нашему мнению, нельзя. На это указывает и митрополит Ие-рофей (Влахос), говоря о том, что «Духовность не есть также проявление душевных

3 Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. Издание Введенской Оптиной Пустыни,

1988. - 512 с.

энергии, таких как разум, чувства, гнев и т. д. Об который развивает свои умственные способности: ученого, художника, поэта, актера. Такое толкование не принимается Православной Церковью. Разумеется, мы ничего не имеем против ученых или поэтов, но не можем называть их духовными людьми в строго православном смысле слова» [7]. Духовность в православии понимается в контексте духовной жизни, она не выступает как некая абстракция. Духовность, как это было отмечено выше, может быть различной. Православная духовность проявляется в жизни в Святом Духе. Творить добро, не приписывая его себе и не требуя воздаяния за него, соблюдать заповеди Божьи. «Надо увидеть свою болезнь, глубоко осознать свою поврежденность, и -смириться, опытно понять, кто ты есть на самом деле. И не записывать свои "добрые" дела себе в заслуги, никогда ни при каких обстоятельствах никому о них не рассказывать. Это как минимум. Твердо знать, что, если тебе удалось совершить доброе дело без тщеславия или расчета - припиши это дело Богу, оно не твое. Забудь о нем» [7]. Духовность выступает как субъективная категория, отражающая духовное состояние человека, которое может оказывать влияние на его психосоматическую сферу. Патология данной сферы прежде всего вызывается духовным состоянием людей. В настоящее время, особенно в период возведения на высокий пьедестал физической культуры, у людей бытует не совсем правильное понимание взаимосвязи духовного и телесного: «В здоровом теле - здоровый дух» (лат. Mens sana in corpore sano). Многие думают, что первично физическое здоровье, которое определяет здоровье духовное. Здоровый дух - здоровое тело - вот тот принцип, на который необходимо ориентироваться. Гармония духовного и телесного выступает как

идеал, к которому необходимо стремиться. Жизненное благополучие, телесное здоровье зависят от здоровья духовного. Однако не всегда духовное здоровье определяет здоровье телесное и благополучие в земной жизни. Господь может попустить болезни не только людям, которые не заботятся о духовном здоровье, но и праведникам для их испытания или в назидание другим. Примером тому может быть праведный Иов Многострадальный.

Рассматривая религиозный сциентизм, Е. О. Гаврилов отмечает: «В значительной степени развитие науки происходит за счет завоевания жизненного пространства религии что в конечном счете подрывает господство последней не только в публичной сфере, но и в области индивидуальных экзистенциальных переживаний. Между наукой и религией происходит своего рода обмен теми ролями, которые они прежде играли в обществе: наука начинает доминировать, и религии приходится приспосабливаться к ее господству» [1, с. 37]. Думаем, что доминирование науки над религией не совсем правильный вывод, который делается многими учеными. Духовность, как отмечает И. М. Ильичева, есть совокупность всех явлений духа. Она включает как сферу психического, так и то, что выходит за ее рамки [2]. Н. С. Пичко, рассматривая духовность, отмечает два ее типа - «светская и религиозная. Первую понять невозможно без второй, но в то же время они выступают как антиподы» [8, с. 114]. Наука появляется значительно позже и использует тот материал, который дан религиозным познанием. Использование данных религии наукой отмечается многими учеными.

В настоящее время считается, что происхождение вселенной носит циклический характер. Такой же характер, по-видимому, носит и наше научное познание. Считается, что открытие нового возможно при опоре на средства и инструмент научного позна-

74

ния. Однако открываем ли мы объективно новое с опорой на такие средства и методы познания? Не выступает ли объективный продукт познания комбинацией нашей сенсорно-перцептивной и ментальной сферы, отражающий существующую реальность? Как говорил Екклесиаст: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» [Еккл. 1; 9]. Новый цикл познания возможен лишь в том случае, когда мы выходим за пределы известного. Такой выход не всегда обеспечивается рациональным познанием, применением эмпирического аппарата как необходимого атрибута науки. В качестве средств проникновения в новое могут выступать такие нетрадиционные способы, как откровение, интуиция, которые передают нам новый материал для научных изысканий. Один из создателей классической физики, Исаак Ньютон, рассматривал науку как проникновение в замысел Бога. В то же время наука не только проникает в замысел Божий, но и, по-видимому, сама испытывает на себе влияние Бога посредством вы-шеотмеченных нетрадиционных способов познания. Бог помогает ищущим, тружда-ющимся. В Евангелии от Луки говорится: «Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам» [Лк. 11: 9].

Ученые, верующие в преобразовательную силу науки, в силу разума человеческого, а соответственно, отрицающие Бога, приводят различные доказательства. В качестве таковых можно выделить следующие, который приводит французский философ Андре Конт-Спонвиль.

1. «Слабость выдвинутых аргументов, а главное - отсутствие доказательств существования Бога.

2. Отсутствие или недостаток личного опыта: если бы Бог существовал, это наверняка было бы более заметно или ощутимо!

3. Верить в Бога - значит объяснять то, чего ты не понимаешь (мир, жизнь, со-

знание), посредством того, что ты понимаешь еще меньше (Бог). Но если мы этого не понимаем, то как узнать, Бог это или все же какая-то химера?

4. Существование зла или, скорее, его изобилие, переизбыток: в мире слишком много жестокого, чтобы поверить, что он был создан всемогущим и всеблагим Богом.

5. Посредственность рода человеческого: как, видя немалое количество столь невысоких духом созданий, верить в бесконечное совершенство Создателя?

6. Бог в нашем представлении настолько прекрасно отвечает нашим желаниям (быть защищенными, любимыми, не умирать.), что есть все основания полагать: его именно для этого и выдумали. Это именно то, что в глазах Фрейда делает религию иллюзией» [3].

Первый аргумент, заявляющий об отсутствии доказательства существования Бога, выступает якобы таким доказательством. Однако такое предположение не выдерживают критики. Наука не в силах доказать наличие и отсутствие Бога. В Бога можно только верить или не верить. В этом отношении люди различаются на верующих и не верующих в Него. В то же время наша действительность есть отражение творения Творца. Разве нас не изумляет воспринимаемая реальность как творение Бога, которая не могла возникнуть спонтанно и самопроизвольно. Многие математики приводят доказательства о малой вероятности самопроизвольного зарождения природы, жизни на Земле. Рассматривая происхождение человека, ученые-материалисты до сих пор не смогли доказать истинность эволюционного учения. В этом они также приближаются к вере. Бог видим в своих творениях, в той красоте земной жизни, которая окружает нас, и невидим в своем образе. Внутренняя

чистота способствует видению Бога. В Евангелии сказано: «Блаженны чистые сердцем: ибо они Бога узрят» [Мтф. 5: 8]. Являемся ли мы носителями такой чистоты?

Второй аргумент говорит сам за себя. Сегодня существует много подтверждений существования Бога. В то же время, если бы мы имели более богатый личный опыт, то имели бы более весомые подтверждения его бытия.

Третий аргумент также не является доказательством атеистической позиции. С все большим проникновением науки в тайны Божественного творения, расширяя горизонт нашего познания в микромир и макромир, мы, тем не менее, не умаляем веры в Творца. Раскрытие тайн Его творения -это мизерная часть. Раскрывая определенные секреты мироздания, мы встречаемся с еще более сложными и неизведанными явлениями. Недаром наиболее маститые ученые в самых разнообразных науках пришли к мысли о нестихийном происхождении неорганической и органической материи. На Западе в 1970-е гг. опубликована книга «Мы верим». В ней 53 выдающихся ученых из разных областей научного познания позиционируют себя представителями веры в Иисуса Христа4.

Четвертый аргумент также несостоятелен. Зло - это творение человека, а не Бога. Бог творит, а «человек вытворяет». Зло появилось как результат бездуховной жизни людей тогда, когда они, самонадеянные, полагающиеся целиком на собственную волю, решали различные проблемы без опоры на волю Божью. «Категории "добро" и "зло" - это категории этики, выражающие нравственно-положительную и нравственно-отрицательную стороны в действиях и поступках человека. Они являются центральной осью мировоззрения и определя-

4 Мы верим [Электронный ресурс]. - ФРГ, [1989]. - URL: http://www.scienceandapologetics.org/ text/248.htm. - Загл. с экрана.

ют иерархию ценностей в нашем мире» [11, с. 105]. Когда человек стал рассматриваться как средство достижения цели другого человека, движимый эгоизмом, корыстолюбием, ориентированный на психологию потребительства, а не на духовный рост, -произрастает и зло. Регулятором, цензором нашего духовно-нравственного, добродетельного поведения, по мнению русского философа В. С. Соловьева, являются три основных чувства: стыд, жалость или сострадание, благоговение [9].

Рассматривая русских православных философов, которые писали о добре и зле, Г. Р. Чернова и М. Е. Буленкова отмечали: «И. А. Ильин называет душевно-духовный мир местом нахождения добра и зла, что, в общем-то, созвучно с мнением Ф. М. Достоевского, считавшего, что только человек является источником зла, что именно в сердце человека осуществляется борьба двух противоположных начал - добра и зла, а путь к добру лежит через страдание, под которыми писатель в первую очередь имел в виду укоры совести» [11, с. 112]. Н. О. Лосский также считал добро первичным, а зло вторичным. Абсолютное добро проявляет себя в Царстве Божием, зло бытует на земле и проявляет себя прежде всего через нравственное зло [5].

Пятый аргумент вообще не состоятелен. По мнению Андре Конт-Спонвиля, если бы был Бог, то он должен был создать всех людей совершенными, высокими духом. Создание копий себе подобных, которые, не прилагая усилий, не работая над собой, были бы совершенными? Господь сказал: «Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему» [Быт. 1; 2]. Образ человеку дан, а подобие божества должно быть достигнуто. Образ - это данность человеку Богом, подобие выступает как цель, чтобы добиться совершенства. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», -говорится в Евангелии [Мф. 5: 48]. Народ-

76

ная мудрость гласит: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Только благодаря труду, в том числе научному, мы достигаем цели, решаем поставленные задачи. Любая трудовая деятельности далеко не легкое занятие. Недаром Господь сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» [Быт. 3; 19]. Труд не только источник нашего материального благополучия, но и источник духовного обновления и обогащения.

Шестой аргумент раскрывает наши желания, которые являются мотивами, побуждающими нас к деятельности с целью достижения совершенства. Отмеченные желания, как и многие другие, реализация которых ведет к формированию соответствующих результатов, есть не что иное, как духовное возрастание. Однако духовный рост может быть и обратным, проявляться в бездуховности. В этом отношении человек, имея образ Божий, отдаляется в своем подобии от него. Так, известный французский философ, писатель и острослов Вольтер, отрицавший Бога, перед смертью призывал Того, кого всю жизнь хулил. Предсмертные часы Вольтера более красноречиво свидетельствуют о существовании Бога, чем его жизнь. Люди, не верующие в Бога, значительно в большей степени, чем верующие в Него, боятся приближения смерти. Целью жизни человека, не верящего в Создателя, являются земные блага. Целью же верующего в Бога выступает подготовка к вечной жизни. Ешь, пей, веселись, ведь завтра умрем - лозунг неверующих людей. Давайте поститься, молиться, ведь завтра умрем -ориентир верующих людей. Каждый человек выбирает свой путь. Или путь широкий, направленный на стремление обойти препятствия земной жизни, удовлетворяя страсти и похоти, пытаясь избегать скорби и страдания, или путь тернистый, узкий, не пренебрегающий страданий и скорбей. Как золото очищается в горниле огня, так и человек очищается посредством скорбей,

болезней, страданий, милосердия, помощи ближним - всем тем, кто его окружает. Соответствующее поведение способствует произрастанию человека в мирном духе, которое окажет благотворное влияние на других людей. Недаром преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Стяжание духа - это прежде всего работа над собой, с помощью Божьей, направленная на очищение тела и души. Здоровье человека определяется гармонией его душевной и телесной частей.

Заключение

Наука и религия не должны быть в состоянии контрапозиции по отношению друг к другу. Им необходимо вести совместную работу, направленную на поиск наиболее эффективных средств формирования духовно-нравственной культуры людей, на основе подлинной духовности. Духовное здоровье есть основа благополучия людей, их психосоматического здоровья. Наука, используя необходимый научный инструментарий, призвана показать развитие ментальной жизни. Ее деятельность носит ограниченный характер и определяется прежде всего рамками земной жизни. Несмотря на то что она пытается преодолеть земное притяжение, выходя

за пределы его влияния, она преследует прежде всего потребности «ветхого человека» - человека, который живет материальными интересами и потребностями. Деятельность религиозных институтов направлена на то, чтобы вселить веру у людей в супраментальную жизнь - жизнь за пределами ума. Научное познание духовности возможно лишь в том случае, если ученые также будут опираться на веру в то, что мир и все, что находится в нем, познаваемы. Религия и наука есть два реальных способа познания и объяснения реальной действительности, которые различными способами и средствами доказывают одно и то же. В их задачу входит объяснение происхождение жизни, человека, объяснение различных явлений как материальной, так и духовной жизни людей. Наряду с взаимодействием науки и религии, которое в большей степени проявляет себя в последнее время, наблюдается и открытая конфронтация этих форм общественного сознания. Религиозное познание является более сложным явлением, чем научное познание, поскольку одна из задач веры состоит в том, чтобы выйти на взаимоотношения людей с Абсолютом, взрастить и укрепить веру человека, любовь и надежду на вечное спасение.

Библиографический список

1. Гаврилов Е. О. Религиозный сциентизм в контексте становления новых форм социального бытия [Электронный ресурс] // Вестн. Томского гос. ун-та. - 2013. - № 368. - С. 37-43. -URL: https://cyberleninka.ru/article/v/religioznyy-stsientizm-v-kontekste-stanovleniya-novyh-form-sotsialnogo-bytiya. - Загл. с экрана.

2. Ильичева И. М. Психология духовности : учеб. пособие. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 144 с.

3. Конт-Спонвиль А. Высота духа доступна не только верующим [Электронный ресурс]. -URL: http://www.psychologies.ru/articles/andre-kont-sponvil-vyisota-duha-dostupna-ne-tolko-veruyuschim. - Загл. с экрана.

4. Костылева А. А., Костылев Е. Н. Философско-психологические основания эмпирических исследований духовности // Психология человека в современном мире. Т. 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов : материалы Всерос. юбилейн. науч. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 окт. 2009 г. / отв. ред.: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко. - М. : Институт психологии РАН, 2009. - С. 66-74.

5. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. - М. : Республика, 1994. - 432 с.

6. Мешков Н. И., Мешкова О. Н. О духовности // Системы воспитания: теория и практика : в 2 ч. : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (МГУ им. Н. П. Огарева, 4-6 февр. 2003 г). -Ч. 1. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2003.

7. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная духовность [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stsl.ru/news/all/opredelenie-ponyatiya-pravoslavnaya-dukhovnost. - Загл. с экрана.

8. Пичко Н. С. Духовность и религия: культурологический аспект // Наука и современность. -2011. - № 11. - С. 114-117.

9. Соловьёв В. С. Оправдание добра. - М. : Изд-во Ин-та рус. цивилизации : Алгоритм, 2012. -656 с.

10. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ : статьи и лекции : пер. с нем. - М. : Альпина нон-фикшн, 2016. - 344 с.

11. Чернова Г. Р., Буленкова М. Е. Представление русских православных философов о добре и зле // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер. : Гуманитарные и общественные науки : науч. изд. - 2016. - № 2 (244). - С. 105-112.

References

1. Gavrilov E. О. Religious Scientism in the Context of Formation of New Forms of Social Existence [Electronic resource]. Tomsk State University. 2013. No. 368. P. 37-43. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/religioznyy-stsientizm-v-kontekste-stanovleniya-novyh-form-sotsialnogo-bytiya (Accessed 01 February 2019) (In Russ.).

2. Il'itchev I. M. Psychology of Spirituality. Tutorial. Publ. Moscow, Voronezh, 2003. 144 p. (In Russ.).

3. Kont-Sponvil, Andre. The height of spirit is available not only to the faithful [Electronic resource]. Available at: http://www.psychologies.ru/articles/andre-kont-sponvil-vyisota-duha-dostupna-ne-tolko-veruyuschim (Accessed 01 February 2019). (In Russ.)

4. Kostyleva A. A., Kostylev E. N. Philosophical-Psychological Grounds for Empirical Studies of Spirituality // Human Psychology in the Modern World. Vol. Spiritual and Moral Formation of a Man in the Modern Russian Society. The Problem of Individuality in Works of Russian Psychologists (The Materials of the Jubilee Scientific Conference devoted to the 120th Anniversary of the Birth of S. l. Rubinstein, 15-16 October, 2009) / еd.: A. L. Zhuravlev, M. I. Volovikova, T. A. Rebeko. Moscow, 2009. P. 66-74. (In Russ.).

5. Lossky N. O. God and World Evil. Moscow, 1994. 432 p. (In Russ.).

6. Meshkov N. I., Meshkova O. N. On the Spirituality // Educational Systems: Theory and Practice. In 2 vol. The Materials of the Russian Scientific and Practical Conference (Ogarev Mordovia State University, February 4-6, 2003). Vol. 1. Saransk, 2003. 240 p. (In Russ.).

7. Metropolitan Hierotheos (Vlachos). Orthodox Spirituality. [Electronic resource]. Available at: http://www.stsl.ru/news/all/opredelenie-ponyatiya-pravoslavnaya-dukhovnost (Accessed 01 February 2019). (In Russ.)

8. Pichko N. S. Spirituality and Religion: the Culture and Logical Aspect. Nauka i sovremennost'= Science and Modernity. 2011. No. 11: 114-117. (In Russ.).

9. Solovyov V. S. Justifying Goodness. Moscow, 2012. 656 p. (In Russ.).

10. Frankl V. Logotherapy and Existential Analysis: Articles and Lectures. Moscow, 2016. 344 p. (In Russ.).

11. Chernova G. R., BulenkovaM. E. The Views of Russian Orthodox Philosophers on Good and Evil. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ser. : Gumanitarnye i obshchestvennye nauki = Scientific and Technical records of the St. Petersburg State Polytechnic University. The Humanitarian and Social Sciences: scientific publication. 2016. No. 2(244): 105-112. (In Russ.).

Поступила 03.11.2018.

Сведения об авторах

Мешков Николай Иванович - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов - мотивация учебной и профессионально-педагогической деятельности. Автор более 200 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5808-4022.

Тел.: +7 917 993-77-62

E-mail: nimesh@list.ru

Мешков Дмитрий Николаевич - кандидат философских наук, координатор отдела логистики, PUMA. Сфера научных интересов - природа человека. Автор более 10 научных публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5808-4022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тел.: +7 985 153-10-43

E-mail: meshdn@list.ru

Submitted 03.11.2018

About the authors

Nikolay I. Meshkov - Doctor of Psychology, Professor, National Reseach Ogarev Mordovia State University. Research interests: motivation training and professional-pedagogical activity. The author has more than 200 scientific publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5808-4022.

Тел.: +7 917 993-77-62

E-mail: nimesh@list.ru

Dmitriy N. Meshkov - Candidate of Philosophy, Logistics Coordinator, PUMA. Research interests - human nature. The author has more than 10 scientific publications. ORCID: https://orcid. org/0000-0001-5808-4022.

Тел.: +7 985 153-10-43

E-mail: meshdn@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.