THE IDENTITY OF SECULAR AND RELIGIOUS SPIRITUALITY
Alikhanova Zaza-Bika Tavbulatgadjievna, Under-graduate Student, Chair of Philosophy and Social-Political Sciences, Dagestan State University, Makhachkala E-mail: [email protected]
Spirituality throughout the history of philosophy he shared, referring to her or to the secular or to the religious concept, the author of the article examines the secular and religious spirituality in an attempt to find an identity and eventually comes to the conclusion that spirituality is identical with such forms as: culture, morality, ethics, upbringing, education, cognition, humanism, enlightenment, and enlightenment.
Keywords: spirituality; secular spirituality; religious spirituality; knowledge; education; culture; humanism; traditions; the enlightenment; the enlightenment.
УДК 113.30
© Алиханова З.-Б. Т., 2016
АЛИХАНОВА Заза-Бика Тавбула тгаджиевна,
магистр, кафедра Философии
и социально-политических наук, Дагестанский государственный университет, Махачкала 5а$а7б_ 7б@таИ. г и
ТОЖДЕСТВО СВЕТСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ДУХОВНОСТИ
Духовность на протяжении истории философии разделяли, относя ее или к светскому, или религиозному понятию. Автор в статье рассматривает светскую и религиозную духовность в попытке найти тождество и в конечном результате приходит к выводу, что духовность тождественна в таких проявлениях, как: культура, мораль, нравственность, воспитание, образование, познание, гуманизм, просвещение и просветление.
Ключевые слова: духовность; светская духовность; религиозная духовность-знание; образование; культура; гуманизм; традиции.
Исследование понятия духовности будоражили умы философов в разные исторические эпохи. Определяя понятие духовность, они разделились в своем отнесении ее на два противоположных лагеря, одни склонялись, что духовность - это религиозное понятие, а другие считали ее светским понятием. В своей статье мы рассмотрим светскую и религиозную духовность в попытке найти меж этих двух понятий тождество.
История становления и развития духовности в истории философии изменялась и трансформировалась: в первоначальной своей сущности она носила космологический характер, затем перетекла в религиозное русло, после носила светский оттенок и в итоге превратилась в своем перевоплощении в "коктейль", состоящий из множества ингредиентов, включающий все прошедшие виды духовности.
Духовность рассматривается авторами с различных позиций и в различных научных аспектах. Религиозная и светская духовность в своей исторической сущности оказали значительное влияние на моральные принципы, нравственное поведение и соблюдение норм поведения в обществе, прививая их через священные тексты, литературные произведения, правовые акты, обычаи, культуру, традиции.
Н.С. Пичко, рассматривая духовность и ее соотношение с религией в контексте культуры через такие функции философии, как гносеологическая, гуманистическая, образовательная, воспитательная, нормативная, рефлексивная, приходит к тому, что существуют два типа духовности: светская и религиозная, и далее выводит, что светскую духовность без религиозной нельзя понять и объяснить. Хотя автор и считает их антиподами "сосуществование и взаимодействие двух принципиально различных в природе своей типов духовности. Один - религиозный, второй - советский. Но понять второй невозможно без первого. Он вырастает из него, связан с ним, хотя и представляет собой полную противоположность" [13,114].
К. Фрейзер, выявляя пограничные области между наукой и религией, приходит к выводу, что обе являются проявлением человеческой культуры и обе направлены на решение проблем человека. Н.С.
Пичко также считает, что одна без другой не могут существовать: "наука и религия являются двумя величайшими проявлениями человеческой культуры, и вопрос, в сущности, должен стоять о том, в каких областях и в какой степени они могут взаимно дополнять одна другую" [7].
С позиции культурно-антропологического аспекта о духовности пишет и С.А. Митасов, относя духовность в своих исследованиях как к светскому, так и к религиозному понятию. Для светского и религиозного понимания автор отмечает, что "духовное всегда связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, предполагает, что цели и смысложизненные ориентиры человека укоренены в системе над индивидуальных ценностей" [12]. Ниже также приводится еще общее в светской и религиозной духовности через значение в культуре "способность придавать смысл индивидуальному бытию" [там же], которая со слов автора проявляется в творчестве.
С антропологической позиции о духовности говорится в статье "Содержание и форма духовности человека", в которой автор классифицирует духовность со светской, религиозной и индивидуально-субъективной стороны, считая, что "говорить лишь о духовности религиозной значит вычеркнуть вклад светских ценностей человеческой культуры. Предпочтение (и противопоставление) духовности светской или религиозной - это шаг в никуда. Духовность как философская категория должна интегрировать все виды духовности, а человек как носитель духовности, синтезировав ее, должен выдать конечный продукт духовности - просветленного человека, т. е. идеального" [2,300].
Истолковывает духовность как движение человека к идеалу и В.А. Кайдалов, в религиозной духовности в виде идеала выступает Абсолют (Бог, Аллах, Всевышний и др.), а в светской духовности идеалом служит ценностная ориентация. Духовность - свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения "истины, добра и красоты" и других высших ценностей [8,158].
Давая свое представление о понимании духовности, можно отметить следующее: "это семя, заложенное в человеческом сознании, взрастающее путем самоорганизации, самовоспитания, саморазвития, стремящееся к своему Идеалу, зависящее от исторического периода и географического расположения и этнического менталитета своего обладателя"
[1, 23]. Такое определение духовности подходит и под религиозное и светское понимание, ведь духовность, как уже писалось выше, прошла в своем становлении все периоды в истории философии и в антропогенезе. И в подтверждении вышеизложенного о трансформации духовности и отнесении ее и к светскому и религиозному понятию, далее в работе находим: "Духовность вбирает в себя нотки религиозности, светскости, душевности, познания, ценностей, веры, морали, нравственности и мн. др." [там же, 22].
Нравственность как часть духовности встречается у авторов очень часто как пишущих о религиозной, так и о светской духовности.
В.Д. Шадриков отмечает, что "основа религиозной духовности - это вера в Бога и построение поведения (верующего человека) определяется канонами веры, религиозной моралью, нравственностью и т. д." [18,129]. Если убрать слова религиозная, Бог и верующий,то, по нашему мнению, это определение подходит и к понятию светская духовность.
М.И. Билалов о нравственности пишет как о понятии, которое встречается и в религиозной и светской духовности, а именно "нравственные нормыунаследованы из общечеловеческого арсенала и не носящие религиозного содержания" [4, 122]. Нравственность другими словами исходит от человека как носителя духовности, нравственности, морали и гуманизма, а это, считаем, можно отнести к двум нами рассматриваемым духовностям.
М.Г. Курбанов духовность отождествляет с гуманизмом, которая проявляется в человечности и пишет следующее "Гуманизм как учение, как принцип жизни, как духовное состояние человека, культивирует в нем различные образы и идеалы человечности, возводит их в субстанциональную форму бытия, провозглашает их в качестве универсальной меры, определяющей бытие всех вещей и всего мира, раскрывает этапы культурно-исторического развития человечности, показывает связанные с этими этапами возможности, скрытые в человеческой сущности" [11, 23]. Принципы гуманизма из высказывания Мусы Гасангусейно-вича относятся к человеку духовному, который может быть обладателем как светской, так и религиозной духовности.
Заповеди гуманизма как систему ценностей можно встретить, по словам И. Кондрашина, как в мировых и национальных религиях, так и светском обществе. Автором приводятся эти заповеди, которые увеличились со времен написания священных книг в геометрической
со
1-й
о си
-О 0-ш СК
к X ш и
о си
со
Ё
65
прогрессии и вместо 10 их стало 100 и более, благодаря современному гуманизму: "Система ценностей и пороков значительно обогащается, умножаясь по сравнению с христианской или системами других религий. Исходя из нее, теперь можно назвать не 10, а 110,1110 заповедей современного гуманизма, (например, не кури, не употребляй наркотики, не будь алкоголиком, не давай и не бери взятки, заботься о семье и доме, уважай старших, почитай законы государства своего и правила общественного поведения, не будь невеждой, не выражайся нецензурно, не мусори, облагораживай среду своего обитания, учись и воспитывай детей и окружающих и многое другое)" [9].
Воспитание и образование, по нашему мнению, является не меньшим проявлением духовности, чем уже вышеизложенное. Так и многими исследователями она рассматривается через призму образования и воспитания.
А.Ф. Григорьев, М.В. Близниченко и И.Н. Ост-рикова светскую духовность видят в образовательном процессе. Так, анализируя образовательные стандарты программ начального и основного обучения, пришли к выводу о том, что развитие духовности у подрастающего поколения напрямую зависит от "включения предметов "Искусство" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в число обязательных в основную программу среднего школьного образования, что сохранит комплексность, системность в процессе форми-рованияличн остн ых цен ностей у ча щихся и да ст внятные ориентиры в разработке стандартов высшего педагогического образования поданному профилю" [5, 128] исключение же этих и им подобных предметов приведут к упадку духовности и деградации общества.
М.И. Билалов, когда-то давно движимый идеей воспитания и образования подрастающего поколения, открыл отделение философии при историческом факультете. Собрав группу единомышленников, начал взращивать поколение молодых, думающих людей, которые, обретая знания в результате чтения курсов "История зарубежной философии", "Религиоведение", "Методика преподавания философии", "Мусульманская философия", "История русской философии" и др., получали духовное просвещение и просветление и несут эти знания в общество [3,73].
О.И. Спербер считает, что воспитание нужно начинать в раннем детстве, в котором происходит "формирование нравственных ценностных ориентаций характеризуется определенной стадийностью и складывается у человека в раннем детстве, и уже тогда они
дают о себе знать в поведении индивида" [16, 29] и ее поддержат родители, воспитатели и педагоги религиозных и светских институтов.
С.И. Суетин пишет: "Религиозная духовность представляет собой обширные возможности для непрерывного духовно-нравственного преображения, в осуществлении которого определяющую роль играет соответствующее духовное образование" [17].
H.A. Саркарова в образовании находит духовную интеграцию народов, населяющих Дагестан, так как оно явилось языком межнационального общения и сподвигло их к просвещению "Распространение в Дагестане системы арабо-мусульманского образования вводило мусульман Дагестана в мир арабской цивилизации, которая стояла на более высокой стадии развития, чем местная дагестанская культура. Оно дало им и язык межнационального общения; таковой отсутствовал в прежней истории Дагестана. И, наконец, ара-бо-мусульманское образование пробудило в горских массах стремление к просвещению" [14,82].
И. Кондрашин, описывая в своей статье светскую духовность через просвещенный атеизм, в размышлениях приходит к тому, что религиозность повлияла на становление и развитие светской духовности: "просвещенный атеизм, а с ним и светская духовность являются вершинами теистического развития любого человека, его нравственного становления, показателями высокой развитости его сознания. Этот последний шаг к абсолютной истине одинаков в продолжении всех теистических версий, как разные стороны пирамиды смыкаются в одной точке и имеют одну общую для всех вершину" [9]. В продолжении своих выводов он приводит стадию духовности, которая в своем развитии прошла этап от мифа к религиозной духовности и в конечном итогетрансформировалась в светскую духовность: "в области духовности, исходя из изложенного, тот или иной человек, хочет он того или нет, находится в одной из фаз развития его знания: примитивный атеизм (и бездуховность) -> примитивное (языческое, суеверное) верование (начальные этапы духовности) -> просвещенное верование (нравственное совершенствование) -> просвещенный атеизм (высшие - светские формы духовности и нравственности). Таким образом, по мере развития в людях добродетели и искоренения пороков происходит и возрастание их светскости и праведности" [там же].
Среди тождеств духовности религиозной и светской необходимым считаем затронуть и
такое ее понимание, как духовное просветление".
Так, например, в религиях встречается просветление как путь к совершенствованию физическому и духовному, о чем размышляет в своей статье П.С. Быргазов. Автор отмечает: "каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком" [6,57].
В буддизме просветлением считается прохождение восьмеричного пути и как итог достижения нирваны или другими словами просветления человека.
Просветление светской направленности происходит путем самопознания, самосовершенствования, повышения уровня своего образования и воспитания в результате, которого человек дифференцирует, что есть добро, а что зло, становится лучше, пытаясь сеять вокруг добро, стремиться к лучшему, сам становясь лучше.
Духовность, какой бы она не являлась, направлена в своей сущности на возвышение человека над природой в своих мыслях и действиях. Она - тот толчок, который заставляет человека, вступившего на путь духовности, самосовершенствоваться путем правильного поведения, бережного отношения к ближнему, правильной речи и т.д.
Поводя итоги духовности светской и религиозной, выделим, что она находит свои тождества в культуре, морали, нравственности, воспитании, образовании, познании, гуманизме, просвещении и просветление.
Литература:
1. Алиханова 3-Б.Т. Онтология духовности : дис. ... магистра философии. - Махачкала, 2014. - С. 23.
2. Алиханова 3-Б.Т. Содержание и форма духовности человека // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. - Вып. 5. - С. 300.
3. Билалов М.И. К становлению дагестанской философии // Гуманитарий юга России. - 2014. - С. 73.
4. Билалов М.И. Философия в обществознании. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. - Махачкала : ДГУ, 2013. - С.122.
5. Григорьев А.Ф., Близниченко М.В., Острикова И.Н. Сохранить или искоренить духовность и нравственность в системе школьного образования? // Kant. - 2013. - № 1 (7). - С.128.
6. Быргазов П.С. Духовность как религиозный феномен // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №2(9). - С. 57.
7. Гуманизм и религия. [Электронный ресурс] URL: http://www.humanism.ru/ph27.htm (дата обращения 20.08.2016).
8. Кайдалов В.А. О философском понимании духовности // Школа и пути духовно-нравственного совершенствования человека / Материалы научно-педагогической конференции (26-29 июня 1998 г.). - Пермь, 1999. - С. 158.
9. Кондрашин И. Духовность светская как высшая стадия духовности религиозной. [Электронный ресурс] URL: http://www.ateism.ru/article.htm?no= 2015 (дата обращения 25.08.2016).
10. Кудишина A.A. Гуманизм - феномен современной культуры. [Электронный ресурс] URL: http:// www.humanism.ru/gumanizm-fenomen-sovremennoie-kultury/ (дата обращения 8.08.2016). П.Курбанов М.Г. Парадоксы в познании человека и человечности // Научный мир. - 2011. - № 3 (20).-С. 23.
12.Митасов С.А. Духовность как основа культу-ротворчества. [Электронный ресурс] URL: conf.sfu-kras.ru>sites/mn2011/thesis/s5/s5_42.pdf (дата обращения 18.08.2016).
13.Пичко H.С. Духовность и религия: культурологический аспект // Наука и современность - 2011. -№11. -С. 114.
14.Саркарова H.A. Арабо-мусульманское образование в Дагестане и духовность // Исламоведе-ние. -2012. -№2-С. 82.
15. Сергеев К.А., Светлов Р.В. Представление о культуре в античности, средневековье, возрождении // Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова и др. - СПб., -1998.-С. 28.
16.Спербер О.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности // Kant. - 2014. - № 1(10). - С. 29.
17.Суетин С. И. "Духовность" человека в религиозном и светском понимании. [Электронный ресурс] URL: www.gazetaprotestant.ru (дата обращения 20.08.2016).
18. Шадриков В.Д. Происхождение человечности : учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М. : Логос, - 2004. - С. 129.
СО
1-Н
О си
-О Q-LQ CK b-X
L|J
u
о eu
m
i
67
PROBLEMS OF ENTERING THE NORTH-CAUCASIAN PEOPLES INTO A SINGLE EDUCA TIONAL SPACE
Bilalov Mustafa Isaevich, DSc of Philosophical sciences, Professor, Professor of UNESCO, Chair of Ontology and
Theory of Knowledge, Dagestan State University, Makhachkala
The article discusses challenges to the formation of a single Russian educational space and the entry of Russia and its regions in the world educational space from the perspective of the peculiarities of the spiritual life of the Russian ethnic groups, it is shown that the integration of education in the integrity involved both internal factors of education and external. Cultural globalization enters the education sector, contributing to the formation of uniform world educational space, the integration of national educational systems, although quite contradictory. Analyzed