I СТАНОВЛЕНИЕ ДУХОВНОСТИ
Г.Е. Пазекова
ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
опросы духовности длительное время не считались проблемами научной психологии вследствие идеологического контроля, которому была подчинена отечественная психологическая наука в советское время. Основной постулат «бытие определяет сознание», игнорировал силу и реальность обратного, когда сознание определяет бытие.
В настоящее время в понятии духовности не усматривается какого-либо мистического контекста, оно не воспринимается как образное выражение, говорят о духовном кризисе, о поиске, о возрождении духовности, но каждый подразумевает под этим феноменом свое.
Становится важным момент перехода от понимания человека как средства к понима-
нию человека как самоценности. Однако проблема неразработанности категорий развития личности: бытия, души, духа, представленных в теологии, философии, этике, в научной психологии рассматривается сравнительно недавно.
В психологии разработан ценностный аспект развития, проблема предельных целей бытия личности. Когда и к чему вести в конечном итоге личность, никто толком не ответит и, более того, сочтут постановку данного вопроса ненаучной. Ничто не может стоять выше человека из земных инстинктов и сообществ, но одновременно лишь то, что вне и выше его, достойно его и может двигать его развитие.
Духовное бытие можно рассматривать не только как одну из сторон бытия, но и как высшую форму личного существования, характеризующуюся освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений и пристрастий собственной самости, а также признанием приоритета духовных ценностей над остальными.
Духовное бытие — это процесс постоянного духовного развития, процесс формирования духовных потребностей и процесс их удовлетворения, ненасыщаемого удовлетворения. В ходе этого развития человек обнаруживает наиболее близкие ему ценности общества и приобретает представления о нравственных принципах и правилах. Духовные потребности присущи каждому человеку. Но острота этих потребностей, ощущение духовного голода у всех различны.
Если обратиться к словарям русского языка, то понятие духовности в словаре В.И. Даля очень кратко выражается как «духовная интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности». Однако такое определение не совсем точно, так как сводит духовность к интеллекту, тогда как в ней фактически доминирует моральный аспект. Анализ понятий в других словарях позволил выделить значения, в которых употребляется данное слово: 1) психологические способности, сознание мышление; 2) внутреннее состояние, моральные силы человека; 3) основное направление, характерные свойства, сущность чего-либо; 4) по мифологическим и религиозным представлениям: бесплотное, сверхъестественное существо, принимающее участие в жизни природы и человека и т.д.
Психология, накопив массу знаний, нашедших применение во многих областях жизни, не пришла все же к стыковке с общими проблемами бытия, представлениями о сущности и назначении человека.
У М.М. Бахтина речь идет о триединстве мышления, участного в бытии, эстетического созерцания и нравственной ответственности в поступке как целостном конкретно-экзистенциальном событии, из суммы которых складывается жизнь-бытие человека. М. Бахтин подчеркивал, что «тело» — пространственное измерение индивида, «душа» — временное измерение, «дух» — смысловое измерение индивида. В понятие духовности входит совершенствование себя, достижение мастерства в каком-то деле, познание, нравственность и высокое искусство.
С.Д. Анисимов полагает, что внутреннее содержание духовности образует истинное моральное познание, а духовно-нравственные чувства выступают лишь ее внешним проявлением.
Ю.Г. Буртин связывает духовность с миром эмоций, а бездуховность — с понижением порога эмоциональной чувствительности, бесчувствием, равнодушием.
П. Симонов развивает линию Бахтина, который связывает с духовностью наличие в своем сознании «другого Я», идеального, богатого мерками мировых ценностей, и постоянное соотношение себя с ним, с некоей в себе вершиной.
Духовность и в религиозной, и в светской трактовке понимается как прежде всего нравственная саморефлексия личности, как идентичность с «другим Я» в себе, что представляет содержание индивидуализированных ценностей.
У. Джемс был первым, кто попытался установить связь между религиозными переживаниями и психологией. Его главный тезис: связь человека с божественным основывается на глубинных уровнях подсознательного опыта.
К. Юнг описывает Я как «конструкт, который служит для выражения познаваемой
АКМЕОЛОГИЯ, № 2, 2005
сущности, которая выходит за пределы нашего понимания. В равной мере она может быть названа «Богом внутри нас»... высшая и конечная цель состоит в том, чтобы стремится к ней».
По словам В. Франкла, «в сфере человеческой духовности есть то, что можно назвать подсознательной духовностью».
М. Боуэн говорит о существовании Внутреннего Я (духовные аспекты личностно-центрированного подхода). Он утверждает, что существует источник мудрости и знания, выходящего за пределы рассудка.
Представители науки начинают постулировать существование внутренней мудрости. Согласно Б. Браун, исследователи, занимающиеся изучением мозга, свидетельствуют о проявлениях могущественного внутреннего разума, существующего отдельно от органического вещества мозга. Б. Браун выдвигает предположение, что разум является энергетической сущностью, обладающей степенью независимости от продуцирующих его материальных субстратов.
Таким образом, признано:
а) существование источника знания и мудрости внутри нас;
б) его трансцендирование за пределы рассудка;
в) доступность для человека этого источника в непосредственном опыте.
В структуре духовности выделяют несколько компонентов, но все они имеют нечто общее.
А.И. Яценко делит духовный мир человека на три больших сферы — мир чувств, мир воли и мир мысли. Три начала духовности называет В.Н. Шердаков, но они у него существенно иные: познавательное начало, нравственное, эстетическое. В целостной духовной жизни человека Д.И. Дубровский усматривает пять групп компонентов: ценностно-смысловые, интуитивные, эмоциональные, целеполагающие и волевые. О четырех аспектах духовной деятельности — преобразовании реальности, ее познании, ценностном осмыслении и общении людей пишет М.С. Каган.
Таким образом, считается возможным признать существование семи основных компонентов духовности.
1) морально-психические качества, фиксируемые в нравственных категориях добра и любви;
2) идейно-эмоциональная возвышенность присущих духовности мыслей и поступков, устремленность к новому, лучшему, более прогрессивному. К этому компоненту духовности относится и неистребимая жажда свободы;
3) понятие и чувство прекрасного. Чувство прекрасного испытываешь не только от красивых форм природы и культуры, но и от гуманных поступков людей;
4) совесть, чувство стыда, понимание нравственной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми;
5) милосердие, сострадание, сопереживание, жалость, забота;
6) интеллект, разум, знания, наука, стремление людей к творчеству, постижение истины;
7) экологическая составляющая.
Из рассмотрения состава духовности следует, что доминируют в ней нравственные качества, два эстетических, одно интеллектуально-когнитивное и одно экологическое. Все эти блоки связаны между собой. Ни один из них не является ни чисто нравственным, ни чисто эстетическим и т. д. Все они пронизывают друг друга, а относят их к тому или иному виду по признаку доминирования.
Таким образом, каждый из семи компонентов в равной мере присущ как религиозной, так и светской, научно-синтетической духовности и представляет несомненный интерес для психологической науки.
© Пазекова Г.Е., 2005