образование. качество.
2006'01
инновации -
чают, что в фильмах о работе милиции и в учебных аудиториях все более прозаично, чем на практике. Иногда для некоторых курсантов пропасть между увиденным в боевиках и реальностью очень большая.
Как считают специалисты института - профессионализм нужно готовить в соответствии со спецификой и профилем образовательной и научно-исследовательской деятельности филиала и потребностей практической составляющей.
По мнению профессорско-преподавательского состава - это только начальный этап сотрудничества, есть немало вопросов,
1. 2.
3.
4.
решетников о.п.,
сотрудник пограничной службы ФСБ РФ,аспи-рант
Одной из самых важных проблем в под-готовке специалистов является их духовное воспитание. В современных условиях духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является приоритетной задачей образования, ибо духовность определяет направленность действий специалиста. От уровня развития духовности зависит и продуктивность деятельности, и удовлетворенность ею, и социально-психологический климат в трудовых и учебных коллективах, самочувствие людей, и в конечном итоге - качество жизни.
Духовность выступает в качестве ори-
которые необходимо решать по повышению эффективности работы.
Анализируя работу филиалов, хотелось бы закончить словами Президента РФ Владимира Путина на торжественном заседании, посвященном Дню Российской милиции: «Нужно повышать доверие общества к органам министерства внутренних дел, к милиции. Все проблемы и стоящие перед министерством задачи вам известны. Надеюсь, что будут сконцентрированы необходимые ресурсы для их решения. И хочу пожелать вам успехов».
руденко е.в.,
психолог-инспектор ОК и ВР Белгородского ЮИ МВД России , адъюнкт
ентира, в соответствии с которым человек действует в любых ситуациях, в которые он попадает в процессе жизнедеятельности. С развитием духовности человека тесно связана направленность личности: чем выше степень духовного его развития, тем возвышеннее, благороднее и полезнее его творческая деятельность.
Духовное развитие определяет жизнеспособность человека. «Лишь духовностью не напускной, но внутренней, сохраните жизнеспособность свою...», - так говорится о значении духовности в жизни человека в Учении Сердца. По мнению академика РАЕН
Литература
Членом ученого совета Белгородского юридического института является начальник УВД Белгородской области генерал-майор милиции Гончаров Н.В.
Кудин В. «Мы столько шишек набили, что пора и за ум браться...». http://www.privatelife. ru/2004/newstav11.html.
http://www.ormvd.ru/news/835?PHPSESSID=3db1296c0b45fc431c12d33b2ea1c1b1. Кудин В., Грязнов Е. Чтобы каждый выпускник был личностью //Юридический мир. 2004. № 8 - 9. С. 58 - 61.
ДУХОВНОЕ ОБЩЕНИЕ
2006'01
ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО.
ИННОВАЦИИ
А.Е. Акимова «императив духовности является единственным критерием выживания человека в третьем тысячелетии».
Особо важную роль в духовном развитии личности играет духовное общение. В психологической и педагогической литературе оно рассматривается как специфический вид общения (В.А. Сухомлинский); как высший уровень общения (Н.Е. Щуркова); и как качественная особенность общения (А.В. Мудрик).
В имеющихся в настоящее время научных работах весьма фрагментарно описываются сущность и отличительные особенности духовного общения, что затрудняет использование этого ничем не заменимого педагогического средства в воспитании подрастающего поколения. В настоящей статье раскрываются психологические особенности духовного общения субъектов в контексте решения различных воспитательных задач.
Отличительные особенности духовного общения определяются наличием у него особого качества - духовного содержания. И понять его сущность нельзя без анализа категории «духовность».
В настоящее время в науке не установилось общепринятого понимания сущности духовности. Наблюдается полный разнобой в трактовке этого понятия.
Известный философ И.А. Ильин под духовностью понимает «дыхание Божие в природе и человеке; сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; начало во всем животворящее, осмысливающее и очистительное». Его дополняет митрополит Сурожский Антоний, считающий, что духовность заключается в том, что Святой Дух действует в нас, это проявление его таинственного действия.
А. Мень духовность рассматривает как одну из ипостасей человека, который имеет телесную, душевную и духовную сущность. По его мнению: «...духовность есть обладание духом, бессмертным, творческим, этическим, свободным духом... Духовность есть проявление духа». Через духовность осуществляется связь мышления, сознания человека с космическим сверхсознанием, с высшим духовным планом бытия. Мысль человека отображает мысль космическую, сознание человека - космическое сверхсознание. Примерно так же понимает сущность духовности и религиозный философ Саи Баб, трактуя ее как «раскрытие в человеке божественного сознания».
Шри Рамакришна, один из выдающихся подвижников Востока, считает, что чем
более развита в человеке духовность, тем могущественнее человек в делании добра и достижении блага. Духовность он отождествляет с духом, волей и упорством человека в достижении благородных целей.
По мнению А.Е. Акимова, духовность представляет собой «состояние человека, принявшего в качестве основы своей сущности - Творца, Иерархию и Любовь и устремленного к ним, живущего с открытым сердцем, руководствующегося в своих действиях нравственностью и добром, ориентированного на расширение сознания, творческое созидание и самосовершенствование, следующего законам Космоса».
Доктор психологических наук, академик РАО В.А. Пономаренко под духовностью понимает «способность человека трансформировать энергию Космоса и направлять ее на других людей с целью дальнейшего развития вселенской любви, добра и саморазвития» [5].
М.М. Бахтин рассматривает духовность как смысловое измерение индивида. В понятие духовности он вкладывает совершенствование себя, достижение мастерства в каком-то деле, познание, нравственность и высокое искусство.
С.Д. Анисимов полагает, что внутреннее содержание духовности составляет моральное познание. Ю.Г. Буртин связывает духовное развитие с эмоциональным миром человека и полагает, что бездуховность связана с понижением эмоциональной чувствительности, бесчувствием, равнодушием.
П.И. Симонов связывает развитие духовности с наличием в сознании человека другого «Я» - идеального, с общечеловеческими ценностями, и постоянное соотношение себя с ним как некоей вершиной в себе.
По мнению В.П. Бранского, подлинная духовность заключается в следовании социальному идеалу и тем моральным нормам, которые определяются этим идеалом. Высшей формой духовности становится служение общечеловеческому (абсолютному) идеалу. Примерно такого же мнения придерживается В.Д. Пожарский, считая, что духовность означает приверженность личности общечеловеческим ценностям.
Л.А. Попов отмечает, что «духовность представляет собой попытку личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с Вечностью», «осознать глубинную связь с ближними и дальними людьми, с миром в целом».
ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО. ИННОВАцИИ
2006'01
В структуре духовности В.И. Шердаков выделяет три начала: познавательное, эстетическое и нравственное. Д.И. Дубровский выделяет пять групп компонентов: ценностно-смысловые, интуитивные, эмоциональные, целеполагающие и волевые. О четырех аспектах духовной деятельности говорит М.С. Коган: преобразовании реальности, ее познании, ценностном осмыслении и общении. Г.Е. Пазекова выделяет семь компонентов духовности: 1) морально-психологические качества, фиксируемые в нраственных категориях добра и любви; 2) идейно-эмоциональную возвышенность, устремленность к новому, лучшему, прогрессивному, к свободе; 3) понимание и чувство прекрасного; 4) совесть, чувство стыда, понимание нравственной ответственности перед собой и людьми; 5) милосердие, сострадание, сопереживание, жалость, забота; 6) интеллект, разум, стремление к творчеству, постижению истины; 7) экологическая составляющая [1].
При всем разнообразии трактовок понятия «духовность» в них есть объединяющее начало, то, без чего не существует это явление - это усвоение личностью или социальной группой общечеловеческих ценностей, стремление жить в соответствии с ними. И второе, что всех их объединяет — это общечеловеческое значение мыслей, идей, поступков, результатов деятельности, их вневременной и общечеловеческий характер, связь этих деяний и поступков с высшим разумом - ноосферой. Как известно, сущность явления составляют такие качества и отношения, его черты, без которых это явление существовать не может. И поэтому названные выше черты духовности и составляют ее сущность.
С религиозной точки зрения человек развит духовно в той мере, в коей он приобщен к Богу. И с этих позиций духовным общением можно назвать общение человека с Богом в процессе обращения к нему с молитвами; и общение субъектов, в процессе которого происходит приобщение их к религии, религиозным ценностям.
Мы в своей статье пытаемся осветить естественнонаучные аспекты духовного общения. Какое же общение можно назвать духовным с позиции науки?
Прежде всего, духовным можно назвать такое общение, которое одухотворяет субъектов, возвышает и облагораживает их. Общением называют один из видов взаимодействия людей, в процессе которого
происходит не только обмен информацией, ценностями, опытом, мнениями, но и взаимное влияние их друг на друга. И это влияние может вызывать разные последствия. В одних случаях оно может вызывать проявление самых низменных качеств, чувств и инстинктов человека, а в других случаях вызывать к жизни проявление самых лучших человеческих качеств: чести, достоинства, небывалого героизма, доброты, выносливости и др. Такое общение, которое стимулирует поведение субъектов в соответствии с общечеловеческими нравственными идеалами, мы называем духовным. Духовное общение — это общение, ориентирующее его субъектов на благородные помыслы, цели и поступки.
Духовным можно назвать общение, в процессе которого субъекты приобщаются к высшим духовным ценностям: добру, истине, красоте, любви и др. Усвоение личностью духовных ценностей происходит именно в процессе общения. Их усвоение осуществляется посредством эмоционального заражения, подражания, социальной оценки, сопоставления взглядов и мнений, проповедей ценностей, установления их иерархии в ситуациях выбора и коллективного обсуждения меры актуальности.
Духовным следует считать общение, в процессе которого укрепляется дух, воля к победе, стремление довести начатое дело до победного конца, стимулирующее собственные силы и включающее внутренние резервы личности в стрессовых ситуациях, при возникновении серьезных трудностей в служебной деятельности, учебе, труде. Это общение, помогающее личности преодолеть страх, усталость, паническое настроение, вселяющее уверенность в своих силах, способностях, веру в победу, успех, надежду на положительный исход дела. Анализ биографии и трудов выдающихся полководцев А. Македонского, А. Суворова, М. Кутузова и др. показывает, что в своей деятельности они особое значение придавали укреплению боевого духа войска, владели весьма богатым репертуаром способов мобилизации внутренних резервов личности для преодоления страха, усталости, панических настроений и проявления мужества, отваги.
Духовным общением следует называть общение, вдохновляющее личность на подвиг, на поиск неизвестного, на решение весьма трудной проблемы. Когда человек берется за решение какой-либо трудной проблемы или выполнение новой для него работы,
2006'01
образование. качество.
его мучают сомнения в успешности предстоящего дела. Ибо эти виды деятельности осуществляются в условиях максимальной неопределенности исходов. Исход такого дела во многом зависит от веры человека в свои силы, в принципиальную возможность решения той или иной проблемы. В этом случае помогает общение с мудрым наставником, который помогает исполнителю поверить в свои силы, вселяет уверенность в необходимости выполнения данной работы, раскрывает социальное значение данной работы и помогает осознать личностный смысл решения данной проблемы, эмоционально подпитывает субъекта и как бы «окрыляет» его. В этом смысле духовное общение - это общение, поддерживающее и энергетически подпитывающее творческое начинание, формирующее установку и психологическую готовность к преодолению трудностей на пути к достижению успеха.
Духовное общение является высшим уровнем общения в том смысле, что оно пробуждает в каждом субъекте высшие человеческие качества. И в том смысле, что оно может быть реализовано только на основе глубинного гуманистического по своему характеру и направленности взаимодействия субъектов. По своей сути духовное общение - это общение, соединяющее общие по духу, идейно родственные человеческие сущности. Именно духовность общения выступает тем «цементом», который скрепляет их, делает максимально близкими, желанными, вызывает чувство любви друг к другу. Духовное общение - это общение, раскрывающее друг другу глубины человеческой души и раскрепощающее субъектов, побуждающее к откровенности, исповеди, допускающее другого человека к личной тайне, вызывающее восприимчивость советов и настав-
--инновации
лений. Эффективное влияние личности на личность возможно только на основе их духовного взаимодействия.
Весьма важную роль в духовном общении играет эмоциональный аспект. На основе духовного общения возникает ощущение духовного единства людей, родства с человечеством, с природой, сопричастности личности к великому, вечному, непреходящему, святому. Духовное общение - это общение, вызывающее переживания красоты поступков, восхищение прекрасным и героическим, чувства гармонии, ответственности за свои дела и поступки, достоинства, чести и др.
Духовное общение связано с умением личности воспринимать духовную сущность предметов, явлений и процессов окружающего мира, а не только видеть вещественную их природу. Это общение, помогающее субъектам увидеть за обыденными делами и поступками высокое, непреходящее, общечеловеческое, вневременное, помогающее наполнять жизнь и действия не только утилитарным, но и духовным смыслом.
Важнейшей особенностью духовного общения является реализация с его помощью связи настоящего с прошедшим и будущим, приобщение субъектов к народным традициям, обычаям, культуре. Оно связано с межпоколенным обменом опытом, ценностями, мировосприятием. В духовном общении реализуется связь индивидуального сознания с ноосферой, между отдельным индивидуумом и Вечным Разумом.
Как и всякое другое общение, духовное по сути является одной из форм взаимодействия субъектов. И с этих позиций оно представляет собой взаимообмен духовными ценностями, действиями, смыслами, процесс сотрудничества, взаимной поддержки, сотворчества, созидания.
Литература
1. Пазекова Г.Е. Духовность личности как психологический феномен // Акмеология. 2005. № 2.
2. Дьячковский К.Д. Духовно-культурный аспект гуманизации образования: методология проблемы // Наука и образование. 2005. № 4.
3. Гулыга А. Дух и духовность // Диалог.1991. № 17.
4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990.
5. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. - М.: Па и КМ, 1997.