Научная статья на тему '"ДУХОВНОСТЬ" КАК КАТЕГОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ'

"ДУХОВНОСТЬ" КАК КАТЕГОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
73
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДУШЕВНОСТЬ / ДУХ / ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Парамонов И.Ф.

В статье раскрываются основные подходы к определению «духовности» как категории православной антропологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ДУХОВНОСТЬ" КАК КАТЕГОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ»

Список литературы:

1. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия [Электронный ресурс] / А.Б. Демидов. - Мн.: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999. -180 с. - Режим доступа: http://www.psylib.org.ua/books/demid01/txt22.htm.

2. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры / В.К. Кантор. -М.: РОССПЭН, 2001. - 697 с.

3. Масальский С.Л. Философско-антропологическое измерение историософии С.Л. Франка [Электронный ресурс] / К.И. Масальский. - Режим доступа: http://www.info-library.com.ua/books-text-11574.html.

4. Мирошниченко В.С. Концепция культуры в творческом наследии С.Л. Франка: автореф. дисс. ... канд. культурол. / В.С. Мирошниченко. - Х., 2010. - 22 с.

5. Франк С.Л. Свет во тьме. Свет во тьме / С.Л. Франк - М.: Директ-Ме-диа, 2010. - 417 с.

6. Франк С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. - М.: Республика, 1992. - 510 с.

7. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии / С.Л. Франк; под ред. Ю. Сенокосова. - М.: Правда, 1990. - С. 183-559.

8. Франк С.Л. Реальность и человек / С.Л. Франк. - М.: Республика, 1997. - 479 с.

«ДУХОВНОСТЬ» КАК КАТЕГОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

© Парамонов И.Ф.

Санкт-Петербургская духовная академия, г. Санкт-Петербург

В статье раскрываются основные подходы к определению «духовности» как категории православной антропологии.

Ключевые слова духовность, душевность, дух, православная антропология.

Православное учение о духовности связано с представлением о человеке как существе телесно-душевно-духовном. Именно дух отличает человека от животных. Разделение душевного и духовного восходит к философии Сократа и Платона и окончательно утверждается учением апостола Павла и его толкователями. По учению апостола Павла, духовный человек четко отличается от человека душевного. Духовным является тот человек, который имеет в себе действие Святого Духа, тогда как душевным человеком является тот, у кого есть душа и тело, но кто не стяжал Святого Духа, дающего жизнь душе. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно

судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2, 14-15). И в том же Послании к Коринфянам Апостол Павел проводит различие между духовным человеком и плотским. Плотской человек не имеет Святого Духа в своем сердце, но сохраняет все другие духотелесные функции человеческого существа. Поэтому очевидно, что термин «плотской человек» относится не к телу, но означает душевного человека, который лишен Всесвятого Духа и в своих действиях соотносится только со своим соматическим состоянием. «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 3, 1-3).

Словарь В.И. Даля определяет дух как «высшую искру Божества, ум и волю, или же стремление к небесному» [1], что свидетельствует об ориентации общественного сознания в России середины XIX века на православный подход. Этот подход разделяли многие представители русской религиозной философии.

По мнению Н.О. Лосского, душевное и духовное отличается от телесного отсутствием пространственной формы. К области душевного относится вся та непространственная сторона бытия, которая связана с себялюбием и имеет лишь относительную ценность. Непространственная сфера бытия, имеющая абсолютную ценность, относится к области духовного. Это, например, деятельности, в которых осуществляются святость, нравственное добро, искание и открытие истины, художественное творчество, созидающее красоту, а также связанные со всеми этими переживаниями возвышенные чувства. Духовные начала пронизывают весь мир и служат его основою во всех его областях. Все душевное и телесное имеет в своей основе, хотя бы в минимальной степени, духовную сторону. Наоборот, духовное бытие в Царстве Божием существует без всякой примеси душевного и без всякой материальной телесности [3].

Юркевич П.Д. называет воспитание духовности «педагогикой сердца». Он глубоко анализирует библейское учение о значении сердца во всех областях человеческой жизни и сопоставляет его с воззрениями современной автору науки. Духовность имеет своим ближайшим органом сердце. «Мышление не исчерпывает всей полноты духовной человеческой жизни, - отмечает П.Д. Юркевич. - Как существо души, так и ее связь с телом гораздо богаче и многообразнее, чем обыкновенно думают» [6].

Флоренский П.А. включает статью Юркевича в свой главный труд и развивает ее положения: «Сердце - это очаг духовной жизни нашей, и одухотвориться - это значит не иное что, как «ублагоустроить», как «уцеломуд-рить» свой сердце» [5].

Центральное место проблема духовности занимает в наследии И.А. Ильина. Исследование духовности, по его мнению, должно стать главной задачей русской философии. Ильин выделяет три критерия духовности человека: 1) умение жить внутренним опытом, а не просто телесно-чувственно-материальным; 2) умение отличать нравящееся, дающее наслаждение от того, что на самом деле хорошо, объективно-прекрасно, истинно; 3) различая эти два ряда ценностей, уметь предпочитать совершенное, служить ему, беречь его и в случае надобности умирать за него. В человеческой жизни существуют реальности не вещественного порядка (мир добра, зла, греха, нравственного совершенства), которые воспринимаются только через сердечное созерцание. Человека, способного к сердечному созерцанию, можно в какой-то степени назвать ясновидящим: он обретает дар видеть духовными очами. Это состояние философ называет очевидностью, чтобы достичь его «нужно жить духовными актами, наполнять их своей душой, строить себя ими, полагать их в основу своего бытия» [2]. Мыслитель предлагает самую краткую формулу воспитания духовности - «путь к очевидности». Ильин И.А., раскрывая аксиологические доминанты человеческого бытия утверждал, что духовность личности представляет собой «волю к совершенству», т.е. определенное состояние человеческой души, когда она живет высшими смыслами и знаниями, и тем, что для нее «объективно значимо». Таким образом, духовность как «воля к совершенству» задает вектор человеческой жизнедеятельности, выступая условием формирования и развития самой целостной личности. Духовность является фундаментальным основанием эффективного социального позиционирования человека.

Бердяев Н.А. был убежден, что о духовном нельзя выработать понятие, оно уловимо в любви, сострадании, творчестве, поиске Бога.

Рассматривая категорию духовности в контексте святоотеческого учения, отметим, что осмысление духовности в свете православной педагогики нашло свое отражение в классических трудах Феофана Затворника. Святитель Феофан называет воспитание самым святым из всех святых дел, духовность же он считает нормой человеческой жизни. «По естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять все душевное, а тем более телесное, а за ними и внешнее, то есть общественную и семейную жизнь» [4]. Главные проявления духовной жизни - страх Божий, совесть и жажда Бога. Духовные потребности выше всех и, когда они удовлетворяются, в человеке устанавливается полная гармония всех проявлений его жизни: гармония мыслей, чувств, желаний, отношений. Православное учения о духовности указывает на способы ее формирования - аскетика, самоограничение. Тому, кто решил жить настоящей человеческой жизнью, не следует «заводить в себе духовность», нужно лишь поддерживать ее и сохранять, оберегая ее от влияний и влечений душевно-плотских [4].

Христианская антропология утверждает, что духовным является тот человек, который свидетельствует о Святом Духе внутри своего сердца и твер-

до знает, что он является жилищем Святого Триединого Бога (святитель Григорий Богослов, святитель Иоанн Златоуст, преп. Симеон Новый Богослов и др.) Так, Святитель Василий Великий, исследуя, что значат слова: «человек становится храмом Всесвятого Духа», приходит к заключению, что храмом Святого Духа является человек, чей ум не подвержен смущениям от искушений и от постоянных забот, но стремится к Богу и общается с Ним. Таким образом, духовный человек имеет внутри себя Духа Святого, что подтверждается его непрестанным памятованием о Боге. «Непрерывно занятый внутренним деланием, он (человек) становится мудрым, великодушным, щедрым, смиренномудрым. И более того, он созерцает, богословствует и молится; это и значит, как говорит Апостол, то, что он в духе ходит...». Следовательно, именно такого человека в первую очередь и можно назвать духовным. Православная духовность - это опыт жизни во Христе, атмосфера нового человека, возрожденного благодатью Божией, т.е. единение человека с Богом.

В работах архимандрита Иерофей (Влахоса), прот. Вадима Леонова, Т.И. Петраковой и других, обозначены характерные черты православной духовности: христоцентричность, триадоцентричность, церковноцентричность. Исследователями подчеркивается неотделимая взаимосвязь духовности, литургической и подвижнической жизни.

Таким образом, мы можем сказать, что духовность одна из основных категорий, характеризующая личность человека в целом. Под духовностью понимается интегральная характеристика ценностно-смысловой сферы личности, отмеченная нравственной доминантой и отражающаяся в жизненном смысле, в стремлении к самосовершенствованию, реализующаяся в моральных принципах, нормах поведения.

Список литературы:

1. Даль В.И. Духовность [Электронный ресурс] // Словарь великорусского языка. - Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/slovar-dalja/duh.

2. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. - М., 2006. - С. 369.

3. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М., 1994. - С. 20-21.

4. Свят. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravlib.narod.ru/ feofan_zatvornik_chto_est.

5. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодеции. - М., 2003. - С. 268-269.

6. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.xpa-spb.ru/libr/Yurkevich-PD/serdce-po-ucheniyu-Slova-Bozhiya.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.