и эмоциональном уровнях, обеспечивая функционирование познавательных и эмоционально-волевых процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, принятия решений, саморегуляции). Мотивация интерпретирует требования среды, порождая процесс выбора цели и формирование намерения, обеспечивает координацию всех компонентов в направлении реализации целей, формирует эффективную поведенческую стратегию.
Таким образом, рассматривая процесс социально-психической адаптации заключенных конц-
лагеря с позиции его эффективности, можно заключить, что чем выше уровень личностного развития, тем в большей степени среда, на которую человек фактически ориентируется в своем поведении, выходит за рамки его непосредственного окружения. При этом границы среды субъективно расширяются не только территориально, но и во времени и по содержанию. Согласованность, упорядоченность, гармония личностной структуры выступает основной детерминантой эффективности адаптационного процесса.
ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ:
ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Н.А. ТАРАСЬЯН,
кандидат юридических наук, доцент Армавирского православно-социального института Научная специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
E-mail: nataly_ tarasyan @yan dex.ru
Аннотация. Описаны подходы к понятиям духовность и нравственность; духовность рассматривается как высшая подструктура человека; подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности.
Ключевые слова: личность, духовность, духовно-нравственная сфера личности, духовно-нравственное развитие.
SPIRITUALITY AND MORALS: THE ISTORIKO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS
N.A. TARAS'YAN,
the candidate of jurisprudence, the senior lecturer of Armavirpravoslavno-social institute
Annotation. In article approaches to concepts spirituality and morals are described; spirituality is considered as the higher substructure of the person; its integrating, backbone function in formation of integrity of the mental world of the person is underlined.
Keywords: the person, spirituality, spiritually-moral sphere of the person, spiritually-moral development.
Духовно-нравственная сущность человека проявляет себя в чувственно-информационно-волевой сфере личности. Духовность — это источник активности человека, условие роста и усложнения его психического мира, внутренняя детерминанта действий и поступков человека, способа его жизни в целом. Она определяет направленность личности, способствует ее спасению
от безнравственного пути, сохранению физического и психического здоровья, выживанию человека в социальной среде, а в макромасштабе — поступательному развитию общества и всего человечества.
В психологическом плане духовно-нравственная сфера личности включает в себя следующую совокупность явлений:
♦ совесть (внутренний судья, оценивающий нравственность чувств, мыслей, желаний, поступков, поведения и способа жизни человека);
♦ самооценку (способствует изменению направленности личности и в соответствии с этим — поведения и способа жизни);
♦ волю (порождает вначале чувство, затем через осознание потребности дает начало мысли, желанию и далее — поступку, поведению и способу жизни).
Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности определяется как процесс формирования новых ценностных ориентаций нравственного плана [1, 3, 4].
Согласно Л.Н. Антилоговой, ядром нравственного сознания являются нравственные убеждения и ценности, ценностные ориентации, содержанием — нравственные качества и способности, нравственные потребности и мотивы (направленность, значимость, активность, знаковость, установка, волевые свойства, рефлексивность).
Автор утверждает, что все свойства содержательной части нравственного сознания тесно переплетаются друг с другом, порождая друг друга и воздействуя друг на друга, но при этом любое из них, возникнув, не теряет своей качественной характеристики, не редуцируется и не «переливается» в другое свойство. Направленность личности определяется помимо нравственных убеждений, нравственных ценностей и ценностных ориентаций нравственными потребностями и мотивами. Действия и отношения индивида приобретают для него определенную нравственную значимость или личностный смысл. Поступки и действия человека сопровождаются, как правило, переживаниями (нравственными чувствами и эмоциями) [2].
Та же динамика прослеживается Л.Н. Анти-логовой относительно функций психического. Она отмечает, что регулятивная функция, являясь ведущей, взаимосвязана с ориентирующей, которая, направляя поведение человека в соответствии с требованиями морали, в то же время помогает ему определиться (сориентироваться) в мире моральных ценностей, осуществить правильный моральный выбор.
Взаимосвязь ориентирующей и мотивирующей функций проявляется в том, что нравственные ценности выступают не только ориентирами
поведения человека, но и становятся мотивами его поступков и действий. Взаимодействие моти-вационной и императивно-оценочной функций состоит в том, что, с одной стороны, мотив выступает побудителем (императивом) поступков человека, а с другой — оценка последних предполагает учет лежащих в их основе мотивов.
Взаимосвязь императивно-оценочной и коммуникативной функций заключается во включении коммуникативного процесса в императивно-оценочный механизм и выработке стратегии поведения личности. В свою очередь, коммуникативная функция связана с когнитивной, поскольку обмен информацией индивидов в процессе общения способствует обогащению их познавательных процессов, в частности, в области морали.
Вместе с тем наличие у человека глубоких нравственных знаний оказывает позитивное влияние на общение, что свидетельствует о существовании как прямого, так и обратного воздействия рассматриваемых функций. Когнитивная функция взаимодействует с прогностической или целемоделирующей функцией, связь с которой осуществляется посредством таких содержательных компонентов нравственного сознания, как нравственные потребности и мотивы [2].
В работе А.Я. Канапацкого духовность определяется как сущностная черта человека, предопределяющая его бытие и утверждающая человека в его «онтологической истинности» [6].
Согласно мнению А.Я. Канапацкого, духовные свойства личности связаны как с сознанием, так и с бессознательной сферой. Так, совесть и любовь как аксилаты, содержательно входящие в тезаурус индивидуализированных ценностей духовности, коренятся в интуитивных глубинах бессознательного, а не в сфере рассудочно-рационального. Духовность — это устойчивое по сути, подвижно-динамическое по характеру и нелинейное по системной организации иерархических взаимовлияний и связей всех элементов духовной реальности идеально-смысловое образование, способное производить в человеке личностные эффекты и преображения.
Духовная жизнь регулируется образом нравственного абсолюта; это живая, деятельная жизнь, характеризующаяся со стремлением
стать этим абсолютом и не достигающая этой цели в силу того, что это стремление по своей сути бесконечно.
Теоретическая модель онтологической системно-структурной организации духовности человека представляется А.Я. Канапацким в виде сопряжения субстанции духовности с ее проявлениями, где дух как субстанция, являющаяся основанием, ядром духовности и ее внутренней энергией, экзистенцирует на метафизической вертикали, имплицируя иерархические уровни духовного развития его носителя — человека [6].
Н.В. Марьясова [7] рассматривает духовность как систему отношений человека к миру и себя в мире, то есть как определенную программу поведения, являющуюся составной частью целостной самоактуализирующейся личности, проявляющуюся в виде определенного мироотношения и определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными. Говоря о духовности, она выделяет, прежде всего, нравственный строй личности, ее способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, красоты, добра. Соответственно нравственность оценивается как одно из измерений духовности человека.
В.Е. Павлов, В.Л. Стукан, Л.Б. Святовская, С.К. Терлецкий, говоря о критериях определения нравственности, отмечают, что она находится в границах между разумным эгоизмом и разумным альтруизмом. Понятие нравственности как системы норм, имеющих демографические отличия и меняющихся во времени, охватывает различные области человеческих отношений и поведения. Средний уровень нравственного состояния общества (или определенной его сферы) определяется, по мнению авторов, следующими показателями: соотношением нравственных и безнравственных принципов поведения; числом лиц, исповедующих те или иные нравственные принципы; общественным положением людей, придерживающихся определенных целей и способов их достижения; их влиянием на экономическую и политическую жизнь страны и т.д. [8].
В системе духовности выделяется три составляющие, соответствующие основным аспектам человеческой личности:
1) идеалы и принципы поведения;
2) глубина и диапазон эмоционального восприятия окружающего мира и человеческих отношений;
3) степень проявления альтруистического отношения личности к окружающей живой природе как стержневая составляющая духовности, альтернативная распространенным эгоистическим интересам и потребностям.
И.М. Ильичева рассматривает духовность как особую сторону бытия человека, специфическую форму отражения объективного мира, дополнительное средство ориентации в нем и взаимодействия с ним, говорит о принципиальном единстве материального и духовного при кажущейся их независимости. Подчеркивается, что трактовка идеи духовности в христианстве связана с пониманием человека как образу Божию, а сама духовность рассматривается как святость. Духовность выступает в качестве эталонного образа человека и его бытия, соответствующего общечеловеческим нравственным идеалам, которые осмысливаются индивидом как ценности и становятся регуляторами его различных жизненных проявлений. Являясь высшим нравственным императивом, она побуждает человека к движению по пути самовоспитания и самосовершенствования [5].
Понятие «нравственность» трактуется как оценка личностью своих возможностей в связи с реализацией жизненных смыслов, что, в свою очередь, предполагает развитие «социального мышления» (К.А. Абульханова), умение предвидеть последствия своих действий, выбора приемлемых с точки зрения нравственно-ценностных установок общества целей и способов их достижения. В качестве важнейшей нравственной характеристики человека называется его ответственность перед людьми. Нравственное сознание, согласно И.М. Ильичевой, является частью целостного сознания и отличается совокупностью черт:
♦ способностью отражать объективную действительность под императивно-оценочным углом зрения;
♦ способностью определенным образом относиться к отражаемым событиям, явлениям, поступкам и связанным с этим переживанием человека, проявляющимся в различных нравственных чувствах;
♦ способностью к самопознанию (рефлексивностью), итогом чего становится обоснование человеком своей моральной позиции;
♦ способностью к целеполаганию, под которым подразумевается в морально-эстетическом аспекте свободный выбор субъектом своих действий на основе сравнительной оценки вариантов возможных целей;
♦ способностью посредством языка обеспечивать коммуникацию людей, сохранять и передавать новым поколениям накопленный моральный опыт.
Нравственному сознанию, как и сознанию в целом, присущ ряд общих функций: познавательная, оценочная, регулятивная и др. [5].
Рассматривая нравственные способности как индивидуально-психологические особенности сознания личности, позволяющие усваивать моральные нормы и ценности, осуществлять правильный моральный выбор, устанавливать моральные взаимоотношения с другими людьми, автор подчеркивает, что их реализация возможна только при наличии у индивида нравственной активности и потребностей, стремления к выполнению моральных норм.
Ценностные ориентации обеспечивают саморегуляцию деятельности человека, заключающуюся в его способности сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор поступков, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности. Ядром нравственного сознания, по мнению автора, являются нравственные убеждения, нравственные ценности, ценностные ориентации, содержанием — нравственные качества, нравственные способности, нравственные потребности и мотивы.
Описанные подходы к понятиям духовность и нравственность при всем их разнообразии позволяют выделить некоторое инвариантное ядро, представленное во всех вышерассмотренных определениях этих явлений. Духовность рассматривается следующим образом:
♦ как высшая подструктура человека;
♦ подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности;
♦ обосновывается основополагающая роль духовности как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми;
♦ в качестве важнейших психологических характеристик духовности выделяются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения.
Литература
1. Андрушкевич А.А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования. Н. Новгород, 2001.
2. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999.
3. Братусь Б.С. Начало христианской психологии. М., 1995.
4. Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. 1993. № 1. С. 32—43.
5. Ильичева И.М. Психология духовности: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003.
6. Канапацкий А.Л. Онтологическая истинность духовности: дис. ... канд. психол. наук. Уфа, 2004.
7. Марьясова Н.В. Духовность в контексте психологического анализа: личностный аспект: дисс. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2004.
8. Павлов В.Е., Стукан В.Л, Святовская Л.Б., Терлецкий С.К. Научно-методологические проблемы возрождения нравственности и духовности общества // Научно-методологические проблемы высшего образования на рубеже третьего тысячелетия. СПб., 1995. № 1. С. 244—256.