с \
РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
Д. ЧЕРНИЛЕВСКИЙ, профессор Т. ПЕТРАКОВА, профессор О. ЯНУШКЯВИЧЕНЕ, доцент
С 28 января по 2 февраля в Москве проходили XVI Международные Рождественские образовательные чтения, главная тема которых звучала следующим образом: «Православные ценности и современное образование». Открытие состоялось в Кремлевском дворце съездов.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил участникам чтений приветственное слово, в котором отметил, что выбор главной темы чтений призван указать на особую актуальность вопросов современного состояния и перспектив изучения духовной культуры в светской школе. Патриарх остановился на том, что в наши дни у ребенка зачастую происходит раздвоение сознания, когда в семье ему прививаются христианские взгляды и нормы поведения, а затем в учебных классах он слышит совершенно противоположные по своему содержанию постулаты. Алексий II напомнил, что этот год указом президента объявлен Годом семьи. Однако не только семья, но и школа должна учить ребенка давать оценку происходящ ему вокруг него с позиции нравственности, развивать в нем положительные духовно-нравственные качества. Поэтому в настоящее время остается важным вопрос преподавания в школах «Основ православной культуры». Сейчас формы решения этого вопроса уже определились. Этому в немалой степени послужила прошедшая в декабре прошлого года в Калуге конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». Патриарх выразил надежду, что в наступившем году будут сделаны серьезные шаги по преодолению искусственных препятствий, воздвигнутых на пути
Духовное воспитание в современной образовательной системе
сотрудничества Русской Православной Церкви, российского государства и общества в деле воспитания подрастающего поколения.
Первый вице-премьер РФ Д. Медведев отметил важную роль ежегодных Рождественских чтений в духовном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. По его мнению, они имеют особое значение для «укрепления многовековой истории, культурных и духовно-нравственных традиций, которыми всегда по праву славилась Россия».
На церемонии открытия выступил председатель оргкомитета чтений, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Касаясь главной цели отечественной педагогики и общественного воспитания, митрополит отметил, что современная система образования должна быть ориентирована не только на усвоение знаний, но и на осмысление культурного и исторического опыта развития нашего народа. Согласно опросам, проведенным ВЦИОМ, 44% россиян не знают, с какими событиями связан 1937 г., а 23% респондентов назвали только массовый голод, промышленный рост, индустриализацию страны, начало фашизма или просто «трудные для всех времена». Для 22% опрошенных Великая Отечественная война сегодня уже только факт истории, точно такой же, как Отечественная война 1812 г. Более чемдля половины молодых людей прошлое - это просто материал для историков.
Тем не менее сегодня мы видим и проявление интереса к истории нашего народа, его культурным традициям со стороны молодежи, и это надо поддержать. Сейчас вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающих поко-
Рецензии. Информация
167
лений в системе образования должны стать приоритетными.
Реализации этой задачи способствовала бы и разработка образовательной дисциплины «Духовно-нравственная культура » в новом поколении федеральных образовательных стандартов, в которые, как предложил Святейший Патриарх, вошел бы курс «Православная культура » как самостоятельный предмет.
Митрополит отметил, что позиция Русской Православной Церкви полностью согласуется с приоритетами, определенными в национальной доктрине образования, согласно которой «система образования призвана обеспечить:
• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость...».
Архипастырь подчеркнул, что идея единого для всех школьников учебного курса по духовно-нравственной культуре для церкви неприемлема. Позиция Святейшего Патриарха, всего епископата и верующих в связи с введением нового образовательного стандарта одна - сохранить преподавание самостоятельного предмета, знакомящего детей с православным культурным и духовным наследием. Преподавание ОПК поможет ребенку научиться уважать право своего соседа по парте быть «другим», а самому быть - православным.
В заключение митрополит Климент заметил, что сегодня требуют своего решения еще много важных вопросов, среди которых официальное признание государством дипломов духовных учебных заведений и ученых степеней, проблема аккредитации духовных школ, признание многовековой традиции богословского образования.
Затем выступил министр образования и науки А. Фурсенко. Он отметил, что среди
школ - победителей приоритетного национального проекта «Образование» есть такие, образовательные программы которых основаны на православных традициях. В прошлом году удалось найти консолидированное решение по вопросу реализации в духовных образовательныхучреждениях программ на основе государственных образовательных стандартов и их государственной аккредитации. Для всех важно, чтобы с самого начала была предусмотрена свобода выбора для родителей и учеников - главных заказчиков образовательного процесса. С учетом тысячелетней традиции, опыта и авторитета Русской православной церкви мы продолжаем сотрудничать по включению духовно-нравственной составляющей в образовательный процесс школы.
От личностных и профессиональных качеств педагога, его нравственных принципов, гармоничности духовного мира в первую очередь зависит позитивный результат воспитания и обучения. «От нас, собравшихся здесь, - подчеркнул министр, - зависит, какие будут сформированы новые государственные стандарты педагогического образования, какие в них будут заложены требования к выпускникам педагогических вузов, в какой степени удастся определить будущий привлекательный для общества, государства и личности контур этой системы».
С докладом на тему «Православные ценности и воспитание в современной России» выступил президент РАО Н.Д. Никандров. По его мнению, обращение к понятию общечеловеческих ценностей, которое сейчас так часто употребляется, далеко не решает всех, даже главных проблем. Зачастую это понятие используется с целью скрытно подменить им свои собственные ценности, выдав их за общечеловеческие. Например, многократно делались попытки выдать западные, особенно американские, ценности за всеобщий образец. Думая о том, что же положить в основу воспитания, нельзя не прийти к выводу, что искать эти ценности надо не где-то на стороне, а в истории нашей Родины, в тысячелетней истории православной России.
168
Высшее образование в России • № 3, 2008
Современность ставит перед нами немало нравственных, воспитательных проблем, и их решение облегчается, если исходить из ценностей нашей православной культуры. Вера помогала преодолевать тяжкие испытания, укрепляла народный дух, помогала отделять важное от суетного, зерна от плевел. И каждый такой пример приближал российских патриотов к тому, чтобы понять православие как судьбоносный выбор нашей Родины.
Н.Д. Никандров подчеркнул важность недавно прошедшей в Калуге конференции, а также встречи в Министерстве образования и науки, на которой был дан новый импульс разработке духовно-нравственной стороны содержания школьного образования.
В заключение президент РАО отметил, что позиция бескомпромиссного материализма ему не близка. Если для человека все заканчивается с концом его физической земной жизни, то для очень многих подлинная духовность окажется невозможной. Им надо побольше урвать здесь и сейчас, а для этого могут быть хороши все средства. Для других же непреодолимыми, всеподав-ляющими оказываются разного рода лишения и бедствия, которых в жизни всегда немало, особенно в переходные периоды развития страны. Для человека верующего всегда есть надежда, он помнит, что отчаяние и уныние несовместимы с верою.
На круглом столе «Место православия в современном образовании », состоявшемся в Православном Свято-Тихоновском государственном университете, обсуждались вопросы теологического образования, духовно-нравственного воспитания в системе высшего и среднего образования. Участники круглого стола констатировали следующее.
• Партнерство государства и традиционных конфессий в сфере воспитания и образования являются важнейшим фактором возвращения к духовным корням отечественной культуры и оздоровления нравственной атмосферы российского общества.
• Открытые в светских вузах кафедры теологии становятся центрами духовно-нравственного воспитания также и на уров-
не высшей школы. Программы подготовки теологов и отдельные просветительские дисциплины, читаемые студентам различных специальностей, имеют выраженный и действенный духовно-нравственный компонент.
• Теологическое образование, построенное на основании светских поликонфессиональных стандартов, оказалось востребованным российской высшей школой.
• В процессе интеграции российского образования в европейскую и мировую систему дальнейшее развитие отечественного теологического образования и науки становится необходимым условием обеспечения конкурентоспособности российского гуманитарного образования.
• Введение самостоятельной научной отрасли «Теология» в номенклатуру ВАК РФ является весьма важным и должно быть осуществлено в кратчайшие сроки.
Выступая на пленарном заседании во второй день работы Рождественских образовательных чтений, глава Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл назвал «абсолютно ложным» утверждение, что изучение религиозной культуры в школах спровоцирует межрелигиозные столкновения. В Русской Православной Церкви, - заявил митрополит, - не согласны с заявлениями о том, что изучение школьниками культурных традиций той религии, к которой они принадлежат, может разделить их по религиозному признаку. По его словам, «ни наша история, ни настоящее не подтверждают этой ложной формулировки ». Напротив, углубленное изучение своей религиозной традиции способно помочь школьникам лучше понимать приверженцев других религиозных убеждений.
Владыка заявил: «Я думаю, что только слепой человек может не видеть, что мир и Россия проходят сейчас через полосу серьезного кризиса. Сегодня мы испытываем цивилизационный кризис, кризис системный. Это кризис человеческой личности, понимания человеческой природы». Только «если голос Церкви будет услышан, Россия возродится вновь».