Научная статья на тему 'Образ жизни-продукт духовных усилий каждого'

Образ жизни-продукт духовных усилий каждого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернилевский Д., Петракова Т., Власова Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ жизни-продукт духовных усилий каждого»

РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ

Д. ЧЕРНИЛЕВСКИЙ, профессор Т. ПЕТРАКОВА, профессор Е. ВЛАСОВА, канд. пед. наук

С 28 января по 3 февраля 2007 г. в Москве прошли XV Международные рождественские образовательные чтения на тему «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке».

Почетный председатель чтений - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II - выступил на открытии с приветственным словом, в котором отметил, что Рождественские чтения зародились в начале нового исторического периода бытия Русской Церкви - периода приобретения свободы, с том числе свободы проповеди веры. Именно с них началось широкое обсуждение актуальных проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с представителями науки, педагогическими коллективами, общественными организациями, силовыми структурами.

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил общественную значимость крупнейшего ежегодного образовательного форума, показателем чего является постоянное увеличение числа людей, участву-

шинтпыж

Рг ¥Ч

Образ жизни -продукт духовных усилии каждого

ющих в его работе: с нескольких сотен в 1992 г. до 12 тысяч человек в 2006 г. «Мы видим главную цель Рождественских чтений в том, чтобы голос Церкви, проповедующей Истину Христову, мог быть услышан и понят всеми людьми, жаждущими духовного преображения, - многомиллионной аудиторией средств массовой информации, учащимися школ и вузов, воинами и рабочими, интеллигенцией и хлебопашцами», -подчеркнул Алексий II, сформулировав и главную задачу образования - научить каждого человека следовать указаниям совести.

Что касается важного вопроса современного учебно-воспитательного процесса - преподавания основ духовно-нравственной культуры, то позиция Русской Православной Церкви заключается в следующем: введение этого предмета в школьную программу не может быть нарушением принципа светскости, зафиксированного в Конституции, «более того, это явится самым действенным средством против ослепляющих ум националистических и экстремистских предрассудков, черпающих для себя

Рецензии. Информация

171

пищу в религиозном невежестве общества и особенно его молодого поколения».

«Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает этого другим», - так сформулировал Святейший Патриарх право школьников знать библейскую концепцию творения мира.

Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, в своем докладе отметил, что «образование, из которого исключено слово о Боге, не дает познания внутреннего мира человека, то есть мира свободы от греха, мира нравственного». Русская Православная Церковь выступает с предложением к Министерству образования и науки признать культурологическую значимость преподавания духовной культуры и этики во всех школах страны и включить этот предмет в федеральный стандарт, а не сводить к преподаванию истории религий, в том числе тех, которые никогда не были духовной основой нации.

Говоря о значении для воспитания подрастающего поколения личности учителя, владыка Климент подчеркнул ответственность педагогов за нравственное становление подрастающего поколения: «Если учитель подаст пример безнравственности, если слово его расходится с делом и жизнь не является образцом для подражания, то привести это может к цинизму в мировоззрении его учеников».

Общий вывод выступления: церковь, власть и институты гражданского общества должны быть соработниками и партнерами на поприще построения гражданского общества, живущего в атмосфере социальной и экономической стабильности, мира и взаимоуважения.

На пленарных заседаниях, проходивших в первые два дня Рождественских чтений, выступили министр образования и науки А.А. Фурсенко, мэр Москвы Ю.В. Лужков, полномочный представитель Президента в Приволжском Федеральном округе А.В. Коновалов, заместитель Председателя XV Международных рождественских чтений архимандрит Иоанн (Экономцев), президент Российской академии образования Н.Д. Никандров и др.

В рамках чтений велась работа по семи направлениям: 1)православное воспитание и образование, 2) школа в XXI веке, 3) се-

мья в век глобализации, 4) пути Промысла Божия и святоотеческое наследие, 5) церковь и общество, 6) церковь и культура, 7) христианство и наука.

В числе конференций по первому направлению особо можно отметить презентацию программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», на которой было проведено обстоятельное обсуждение научного, образовательного, культурологического, социального, кинематографического и информационно-издательского проектов. Участники конференции-презентации приняли решение:

■ считать церковно-государственную программу «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения» основополагающим документом, открывающим возможность для совместных действий государства и церкви в деле духовно-нравственного воспитания молодежи;

■ считать важным направлением деятельности движения «Фестиваль духовной культуры» формирование целевых региональных проектов в области духовно-нравственной культуры подрастающего поколения;

■ поддержать идею создания новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» с включением в федеральный компонент государственного стандарта образования предмета «Основы православной культуры России»;

■ от имени участников Рождественских чтений обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением учесть значимость регионального учебно-методического опыта в области духовно-нравственного воспитания при разработке федерального стандарта новой образовательной области «Духовно-нравственная культура».

Центральное место в работе второго направления заняли темы, связанные с преподаванием православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России. В докладах был широко представлен опыт российских регионов по организации и учебно-методическому обеспечению изучения православной культуры в региональных образовательных системах. Отмечалось также, что за прошедший год в ряде регионов курсы православной культуры были включены в региональный компонент общего среднего образования, развивалось православное богословское образование (специальность

172

Высшее образование в России • № 4, 2007

«Теология») в высшей школе. При этом активизировались противники возрождения религиозного образования в российской школе. Периодически ими ставится под вопрос целесообразность и правомерность теологического образования, возводятся искусственные препятствия формированию полной линии теологической подготовки (аспирантура и докторантура).

В докладах отмечалось, что такие действия противоречат конституционному принципу признания идеологического разнообразия в российском обществе и ведут к обострению социальной напряженности.

Никому не позволено монополизировать понятия «светский», «светский характер образования», отождествляя их с антирелигиозной или нерелигиозной идеологической позицией. Светскими учеными, педагогами являются люди разных вероисповеданий и с различным отношением к религии. В изучении детьми православной культуры в российской школе заинтересована прежде всего не церковь как религиозная организация, а большая часть светского общества в России, которую составляют люди, сознающие себя православными христианами. Курсы православной культуры (равно исламской, иудаистской и др.) в государственных и муниципальных школах ведут светские учителя в соответствии с образовательными потребностями граждан.

В большинстве секций докладчиками выражалась обеспокоенность рядом негативных тенденций в образовании, в частности:

♦ коммерциализацией образования, в том числе системы дополнительного образования, оцениванием образовательных результатов с позиций меркантилизма и прагматизма;

♦ разрушением системы педагогического образования, выразившимся в ликвидации педагогических вузов, а также системы постдипломного педагогического образования;

♦ сокращением количества учебных часов на изучение в школе русского языка и литературы и неоправданной ревизией их программ.

Особое место в работе направления было отведено вопросам, связанным с высшим образованием, и в частности взаимодействию университета и церкви. Обращалось внимание на «архаичность» учебных программ по философии. Отмечалось, что составители новых вузовских программ по мировоззренческим дисциплинам должны ру-

ководствоваться отечественными богослов-ско-философскими традициями в соработ-ничестве с учено-преподавательской корпорацией православных учебных заведений.

Впервые в Международных рождественских чтениях прошла секция «Религиозные ценности в системе образования», организованная Федеральным институтом развития образования Минобрнауки РФ.

Дискуссию открыла зав. лабораторией ФИРО, доктор педагогических наук, профессор Т.И.Петракова, отметившая особую роль вузов в решении проблемы интеграции религиозных ценностей в образование. Без обращения к христианским, православным ценностям, традиционным для нашей страны, невозможно говорить о становлении настоящего профессионала, ответственного специалиста в своей области знаний, о его гражданской позиции, патриотизме, любви к своему делу, к людям, к семье.

Протоиерей Алексей Горин, зам. руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Нижегородской епархии, поделился опытом работы по внедрению основ православной культуры в учебные заведения Нижегородской области. Он предостерег от кампанейщины в этом вопросе, рассказав о сложившейся в епархии системе взаимодействия всех заинтересованных структур, об основных этапах этой деятельности.

На проблемах подготовки будущих педагогов, включающей теологический компонент, остановилась зав. кафедрой методики преподавания филологических дисциплин Ярославского госпедуниверситета им. К.Д. Ушинского, доктор педагогических наук, профессор С.Г. Макеева. Она отметила необходимость полноценной экспертизы учебных, учебно-методических и научно-методических изданий, качество которых заметно понизилось в связи с ликвидацией Федерального экспертного совета.

Декан факультета педагогики и методики начального образования Московского гуманитарного педагогического института Департамента образования г. Москвы доцент А.В. Морозов акцентировал внимание на том, что преподавание всех гуманитарных дисциплин должно быть построено таким образом, чтобы помимо интереса к предмету у молодежи формировалось чувство любви и гордости за принадлежность к великой российской истории и культуре. Преподавание должно быть обращено к чувствам, к

Рецензии. Информация

173

внутреннему миру, к сердцу молодого человека. При этом преподавателем должна быть выстроена четкая иерархия духовных ценностей, которая укрепит основу мировоззрения будущего специалиста.

Проректор по учебной и научной работе Института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого О.С. Орлов рассказал о концепции и организации Знаменских образовательных чтений, проводимых совместно администрацией Новгородской области и г. Великого Новгорода, Новгородской епархией РПЦ и Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого. Выступающий отметил созвучие темы IV Знаменских чтений 2006 г. - «Православная культура, образование, воспитание: традиции и новый опыт» - темам, обсуждаемым на XV Рождественских чтениях, что подтверждает значимость обращения педагогов к традициям и ценностям православной культуры.

В выступлении зав. кафедрой педагогики и методики начального образования, зам. проректора по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета доцента С.Ю. Дивногорцевой была затронута проблема использования духовных ценностей православной культуры в содержании педагогических знаний. В докладе отмечалось, что русскую культуру нельзя понять вне христианства. Педагогика, являясь частью культуры, также должна быть понята и осмыслена в русле традиционных для нашей страны основ. Необходимо поэтому привлекать и направлять внимание педагогической общественности на использование в процессе воспитания духовных и нравственных ценностей православия, которые заключены прежде всего в творениях святых отцов и учителей Русской Православной Церкви. Их проницательные умы нашли такие верные, обоснованные их собственным опытом формулы деятельности, которые в полной мере могут обеспечить воспитание духовно развитой личности.

Гл. научный сотрудник лаборатории интеграции религиозных ценностей в современную систему образования ФИРО доктор педагогических наук Л.А. Харисова отметила особую роль ценностей ислама в формировании общей культуры человека и поделилась накопленным опытом работы в этом направлении.

Докторант Московского педагогического государственного университета, доцент Вильнюсского педагогического университета О.Л. Янушкявичене остановилась на том, что современная культура часто называется культурой постмодерна и характеризуется потребительством и направленностью на успех. Возникает вопрос: изменится ли ситуация в будущем? Смогут ли православные люди (прежде всего, педагоги), находящиеся в меньшинстве, противостоять волне пошлости и безнравственности? История Европы от Др. Греции до раннего христианства свидетельствует, что пошлость и потребительство побеждаются честным поиском Истины.

Доцент кафедры инженерной педагогики и психологии Санкт-Петербургского политехнического университета Н.В. Скур-ская отметила в своем сообщении необходимость «задействования» в преподавании гуманитарных предметов межпарадигмаль-ного подхода, учитывающего законы существования трех уровней бытия человека. На этой основе реализуются и новые методы преподавания гуманитарных дисциплин: онтологический диалог, мастерские, опорные конспекты на основе методики В.Ф. Шаталова и др. В результате у студентов формируется целостное мировоззрение, включающее как компонент духовно-нравственную оценку.

Об опыте и проблемах формирования экологических ценностей в системе подготовки высших медицинских кадров рассказала доцент кафедры общей гигиены Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова доктор педагогических наук Н.А. Бирюкова, сделав акцент на необходимости формирования и развития у будущих специалистов экологических ценностных установок, являющихся структурной составляющей ценностей общечеловеческих.

Внимание собравшихся привлекло выступление ведущего научного сотрудника Института мировой литературы им. А.М. Горького профессора Т.А. Касаткиной, остановившейся на отличиях субъект-субъектного познания мира, наиболее адекватного природе гуманитарного знания. «Овладение своими способностями, доступ к своему наследству человек мог получить, только соблюдая все то, что мы называем «нравственными правилами», и в большинстве случаев совершенно не можем объяснить, почему их надо соблюдать. Но даже когда Христом были сняты все печати и от-

174

Высшее образование в России • № 4, 2007

крыты все каналы, вступление в полноту наследства осталось возможным лишь через святость, к каковой и были призваны все христиане. По этому пути пошли многие. Но совершенно очевидно, что это узкий путь».

Академик РАО, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В.И. Купцов остановился на необходимости дисциплины истории религии как важнейшего компонента современного образования. Дополнением и пояснением к его словам стало выступление профессора философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова С.В. Девятовой, которая поделилась опытом изучения религии в вузе, уделив особое внимание проблемным зонам.

С интересом встретили собравшиеся выступление зав. кафедрой истории Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования профессора М.В. Захарченко, которая поделилась опытом работы с педагогами по изучению текстов Священного Писания. «Ведущий может указать те грани традиции, которые оказались скрыты от участников, не актуализировались в их опыте сегодня, задать определенную перспективу для новых поисков и открытий, предостеречь от бесплодных блужданий вне традиции и от противления истинам, утвержденным в догмате. Но он никогда не должен стремиться навязать принудительно то, понимания и свободного принятия чего человек еще не достиг в собственном духовном возрастании».

Повел итог дискуссии профессор Винницкого социально-экономического института Университета «Украина» Д.В. Черни-левский, констатировавший следующее: «Как ни тяжело, всё же необходимо признать, что сегодняшний мир быстро утрачивает двухтысячелетнюю духовность, культуру и нравственность. Взамен приходит культ низменных страстей, человеческого эгоизма, тоталитарная обработка человеческого сознания, мировая власть денег, циничное стремление к личному обогащению даже ценой жизни следующих поколений, своего народа, своей Родины. История строго осудит нас за молчание и бездействие в тот

момент, когда для всех очевидной стала угроза элементарной полноценности, жизнеспособности нашего потомства... Нашим детям легко станет быть послушными, нравственными и духовными, если мы, взрослые (родители, воспитатели, врачи, учителя, служители Церкви) будем требовательны в первую очередь к себе, будем чаще смотреть на себя со стороны и следовать высоким идеалам не на словах, а на деле, если мы будем жить на основе вечных человеческих ценностей: любви, добра, честности, преданности, милосердия. Эти идеалы далеко не просты - они требуют больших интеллектуальных усилий, организационных мер и, главное, ответственности за выполнение. Общеизвестно, что образ жизни - это продукт духовных усилий каждого члена общества. А для этого каждый преподаватель высшей школы параллельно с профессиональными знаниями должен нести духовную культуру и опыт прошлых лет, способствующие воссозданию образа человека высоконравственного и духовно богатого.

Воспитание будет эффективным, если будет дйствовать синтез: науки, образования, религии и культуры. Такая концепция (принципы) очень актуальны в настоящее время в связи с изменившимися по сравнению с прошлыми далекими и не очень далекими обстоятельствами. Очень важно привести мнение классика О. де Бальзака «обстоятельства изменчивы, принципы - никогда». На преподавательском «подносе» всегда должны быть наставления: «Почитай отца и мать твоих», «будь добрым», «не делай зла», «не делай людям того, чего не желаешь себе», «будь честен», «будь справедлив», «проявляй заботу о больных и слабых», «заботься о младших», «умей отвечать за свои поступки», «познай самого себя», «самосовершенствуйся», «живи согласно природе», «мужайся», «сохраняй душевную невозмутимость и присутствие духа». Наличие у человека таких духовных ценностей и проявление их в поступках будет свидетельствовать о готовности к самореализации себя как личности, патриота своей малой Родины и державы, в которой живешь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.