Научная статья на тему 'Духовное сословие Кубанской области (конец XIX – начало XX в.)'

Духовное сословие Кубанской области (конец XIX – начало XX в.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хризостом
Область наук
Ключевые слова
духовенство / сословие / пастырь / паства / священник / образование / причт / церковная земля / Кубанское казачье войско / clergy / social estate / pastor / flock / priest / education / clergy / church land / Kuban Cossack army

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гетманская С. Н.

Статья посвящена изучению духовенства Кубани. В ходе исследования были рассмотрены такие аспекты как происхождение, уровень образования, источники материального обеспечения, взаимоотношения с местной властью и прихожанами, внутрисословная взаимопомощь. В работе также освещены особенности служения пастырей на приходах Черномории, Линии и Закубанья, взаимоотношения военного и приходского духовенства. Приводятся количественные показатели, свидетельствующие о возрастании образовательного ценза среди священников Ставропольской и Екатеринодарской епархии к 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Clergy estate of the Kuban region (late XIX – early XX century)

The article is dedicated to the study of the clergy of Kuban. In the course of the study such aspects as origin, level of education, sources of material support, relations with local authorities and parishioners, mutual aid within the social estate were considered. The work also highlights the peculiarities of the ministry of pastors in the parishes of Chernomoria, Liniya and Zakuban, the relationship between the military and parish clergy. Quantitative indicators are given, testifying to the increasing educational qualification among the priests of the Stavropol and Yekaterinodar diocese by 1917.

Текст научной работы на тему «Духовное сословие Кубанской области (конец XIX – начало XX в.)»

УДК 94 (470.620)

Г44 Гетманская С. Н.,

кандидат исторических наук, с.н.с. НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

Духовное сословие Кубанской области (конец XIX - начало XX в.)

Аннотация. Статья посвящена изучению духовенства Кубани. В ходе исследования были рассмотрены такие аспекты как происхождение, уровень образования, источники материального обеспечения, взаимоотношения с местной властью и прихожанами, внутрисословная взаимопомощь. В работе также освещены особенности служения пастырей на приходах Черномории, Линии и Закубанья, взаимоотношения военного и приходского духовенства. Приводятся количественные показатели, свидетельствующие о возрастании образовательного ценза среди священников Ставропольской и Екатеринодарской епархии к 1917 г.

Ключевые слова: духовенство, сословие, пастырь, паства, священник, образование, причт, церковная земля, Кубанское казачье войско.

Ссылка на статью:

Гетманская, С. Н. / кандидат исторических наук, с.н.с. НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». С. Н. Гетманская. - Текст: непосредственный // Хризостом : научно-просветительский журнал Екатеринодарской духовной семинарии. - 2023. - № 2 (6). - С. 32-49. - Библиогр.: с. 48-49 (32 назв.)

UDK 94 (470.620) Getmanskaya S. N.,

Candidate of Historical Sciences, senior research associate, Research Center for Traditional Culture State-Funded Scientific and Creative Institution of Culture of the Krasnodar Territory "Kuban Cossack Choir"

The Clergy estate of the Kuban region (late XIX - early XX century)

Annotation. The article is dedicated to the study of the clergy of Kuban. In the course of the study such aspects as origin, level of education, sources of material support, relations with local authorities and parishioners, mutual aid within the social estate were considered. The work also highlights the peculiarities of the ministry of pastors in the parishes of Chernomoria, Liniya and Zakuban, the relationship between the military and parish clergy. Quantitative indicators are given, testifying to the increasing educational qualification among the priests of the Stavropol and Yekaterinodar diocese by 1917.

Keywords: clergy, social estate, pastor, flock, priest, education, clergy, church land, Kuban Cossack army.

В исследовании ставилась цель выявить особенности пастырского служения на Кубани через рассмотрение таких аспектов как взаимоотношение пастыря и паствы, пастыря и местной власти, источников материальное обеспечения, уровня образования, сословной принадлежности, степени вну-трисословной взаимопомощи в среде кубанского духовенства.

После заселения Кубани казаками войсковое правительство, казачье духовенство и духовные власти (тогда приходы Черномории подчинялись Феодосийской и Мариупольской епархии) были единодушны в стремлении создать выборное духовенство. Избиралось оно из местных жителей, «... людей доброго состояния по своим нравственным качествам.», чтобы был «.не пьяница, не бийца, не мшелоимец. В домостроительстве своём исправен и рачителен, не клеветник, не сварлив, в воровстве и обмане не облечён, женат первым браком на девице.»1. Выборное начало способствовало более тесным духовным связям между пастырем и пасомыми. Духовенство казачьего происхождения оставалось одновременно и в казачьем сословии, получая землю наравне с другими казаками.

В линейных казачьих станицах, при всём активном желании первопоселенцев возводить православные храмы, иметь своих священников, процесс шёл медленно. Одним из факторов задержки развития церковной жизни являлось преобладание в некоторых станицах старообрядцев над православным населением. Например, в ст. Прочноокопской по состоянию на 1844 г. на 2249 староверов приходилось 256 православных2. Православное духовенство в этих станицах было малочисленным и не являлось выборным. Многие священники, по словам владыки Феофилакта, находясь под управлением главного священника Кавказской армии, никогда не видели архиереев и оказались очень неопытными в пастырской деятельности. некоторые недобросовестно относились к своим обязанностям, например, в положенные церковным уставом дни не совершали богослужений, оправдываясь тем, что «прихожан не будет всё равно, в связи с их военной службой». Причетники, дьяконы и некоторые священники плохо знали церковный устав и катехизис3.

Рассмотрим источники дохода духовенства.

Земля. Земельные наделы не всегда отводились причту станичным обществом. Больших доходов она не приносили, т. к. не всегда была пригодна для хлебопашества. На примере станиц Темрюкского отдела мы видим, что из пятидесяти представленных в документе населённых пунктов участки земли не были отведены в восемнадцати4. Так, в селении Крымская слобод-

1 Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска: в 2 т. Екатеринодар, 1910. Т. 1. С. 586, 588.

2 Великая Н. Н. Старообрядчество у казаков-линейцев // Кубанское казачество: три века исторического пути: материалы междунар. науч.-практической конф. Краснодар, 1996. С. 36.

3 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 269. Лл. 3, 6-6 об.

4 ГАКК. Ф. 418. Оп. 1. Д. 778, 779.

ка земля причту не выделялась, взамен общество выплачивало священнику 100 рублей 5. В ст. Эриванской передаваемая причту земля находилась «к северу от станицы на расстоянии примерно 10 вёрст, которая частью чистая, а частью покрыта лесом и кустарником»6. В ст. Гостагаевской причтовый участок земли был отведён только в 1888 году7. В ст. Таманской к церковной земле относился участок, завещанный в пользу церкви сотником Островским8.

Поскольку земли назначались не церквам, а станичным обществам, то по упразднении храмов она вновь возвращались этим обществам. Согласно постановлению Военного Совета 1880 г. «...отведённые в пользование духовенства станичных церквей земельные наделы, не могли облагаться сборами на общественные станичные надобности.»9. Из отчёта епископа Агафадора Святейшему Синоду за 1898 г. известно, что доходы с аренды земельных наделов, уходили не на нужды храма, а в фонд местного общества10. Т. е. церковный причт к деньгам от аренды доступа не имел. Епископы на протяжении нескольких лет вели переписку с Кубанским областным начальством по поводу передачи этих земель в распоряжение духовного ведомства, но положительного результата переговоров не последовало11.

К начальнику Кубанской области от священно-церковнослужителей стали поступать жалобы о лишении их станичными обществами земли, в свою очередь последние жаловались на захват духовенством «излишних земель». Епископ Ставропольский и Екатеринодарский дважды обращался к начальнику области в декабре 1887 г. и июне 1888 г. и просил его разрешения на отвод церковным причтам участков и «.о пресечении вмешательства станичных обществ и в частности станичных атаманов в распоряжение причтовыми землями и о взыскании с обществ денежных сумм за причинённые церковным причтам убытки.»12.

Арендная плата с церковных участков земли в Темрюкском отделе, поступала в капитал станичного общества (общественный капитал) и находилась в его распоряжении и в редких случаях (6 из 50) в распоряжение причта (церковный капитал). Расходовался в основном на нужды церкви (ремонт храма, благоукрашение, покупка утвари, ремонт здания церковной школы. деньги могли использоваться обществом и не по назначению, например на ремонт станичного училища, как это было в станице Азовской13. Размер

5 ГАКК Ф. 418. Оп. 1. Д. 169. Л. 79.

6 Там же. Л. 43.

7 См.: ГАКК. Ф. 418. Оп. 1. Д. 169. Л. 46.

8 Там же. Д. 779.

9 Петров, Ф. В. Законы о поземельном устройстве казачьих станиц. СПб., 1905. С. 4.

10 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1747. Л. 12-12об.

11 См. там же.

12 Там же. Д. 1475. Л. 13.

13 ГАКК. Ф. 418. Оп.1. Д. 779.

земли для причта определялся обществом самостоятельно. Например, в ст. Келермесской в 1869 г. причту было отведено 99 десятин, из них священнику 74 %, псаломщику 24 % десятин14. В ст. Марьянской из 100 десятин юр-товой земли священнику - 50, дьякону - 25, псаломщику - 25. В ст. Ахтырской в пользу причта было отведено 52, 5 десятин, из них священнику - 35, псаломщику - 17. В ст. Платнировской всего было 258 десятин причтовой земли, которая распределялась между причтами Троицкой и Петропавловской церквей в таком соотношении: трём священникам по 55 десятин, дьякону 36 десятин, а каждому псаломщику по 18 десятин. Причтовые наделы свя-щенно-церковнослужители обрабатывали сами или, как это было в большинстве случаев, сдавали в аренду. Так, в ст. Платнировской годовой доход священника с 55 десятин земли составлял 658 р., дьякона с 36 десятин -438 р., псаломщика с 18 десятин - 219 р.15. В ст. Шапсугской годовой доход с земли священника общей площадью в 100 десятин составлял 150 р., у псаломщика с 30 десятин - 60 р. В х. Ахтырском священник сам занимался хлебопашеством и засевал ежегодно до 100 десятин земли. У священника из ст. Варениковской имелась водяная мельница и 3 десятин огорода16. Во многих случаях причт, наряду с другими жителями станицы, пользовался станичным выгоном для выпаса домашнего скота, сенокосными угодьями.

Многие священники просили о наделении их земельными наделами за те или иные заслуги. Так, в 1873 г. благочинный священник 19-й пехотной дивизии протоиерей Иоанн Санжеревский ходатайствовал перед Великим князем, наместником на Кавказе о получении надела земли в количестве 30 десятин близ Майкопа или по р. Фарс для разведения фруктового и виноградного сада в знак вознаграждения его за двадцатидвухлетнюю службу священником в Кавказской армии и за рану, полученную им в сражении с горцами17. Его просьба была удовлетворена.

В 1908 г. вышло распоряжение об отводе земель, оставшихся свободными после распределения их между семействами отставных нижних чинов бывшей Кавказской армии, принимавшей участие в покорении Кавказа и проживавших в Майкопском отделе Кубанской области. По 33 десятины получили причты селения Унароково, Натырбова, Бенокова, Мостоваго, Царского Дара и Белаго Майкопского отдела Кубанской области. Церковно-приходские школы и сельские училища ведомства Министерства народного просвещения в названных селениях были наделены 6 дес. земли для каждого учебного заведения18.

14 ГАКК. Ф. 574. Оп. 1. Д. 2360.

15 ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1288. Л. 40-42.

16 См.: ГАКК. Ф. 574. Оп.1. Д. 1187. Л. 12.

17 См.: Православная церковь на Кубани (конец XVIII - начало XX в.) : сб. документов. Краснодар, 2001. С. 263-264.

18 См.: Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ): собр. 2. Т. 25. СПб., 1908. Ст. 25779.

Были и случаи неудовлетворения просьб священников в отношении земельных наделов. Так, в 1890 г. начальник Кубанской области отказал причту селения Мерчанского в перемене отведённого ему в 1879 г. земельного участка. По его мнению, «участок этот находится в гораздо лучших условиях по землепользованию против некоторых станиц Кубанского казачьего войска»19. Священник ст. Новоджерелиевской Темрюкского отдела Иоанн Николаенко в 1885 г. ходатайствовал о выделении ему потомственного земельного участка наравне с обер-офицерами, но получил отказ «как не имеющий на то права»20.

Помимо наделения причта земельными участками, станичные общества обеспечивали их жильём. В тридцать одном из пятидесяти рассмотренных населённых пунктах Темрюкского отдела духовенству были предоставлены «общественные» дома. В остальных случаях они пользовались собственным жильём. Дрова для отопления и вода также доставлялись на средства общества. Если общество не могло предоставить дом или квартиру в общественном здании, то выплачивалось квартирное довольствие из общественных сумм от 15 до 100 рублей в год21.

Первоначально сельские общества и войсковое начальство брали на себя обеспечение духовенства. Составлялся станичный приговор, где обозначался размер жалованья и другие привилегии для батюшки. Так, в ст. Эриванской общество взяло на себя обеспечение священника водой и дровами, была организована помощь прихожан в уборке дома, присмотром за детьми священника и другие работы в быту22.

Иногда приходские общества отказывались содержать причты. В связи с этим из Духовной консистории пришло распоряжение: «В тех приходах, где положено причту какое-либо содержание от общества, и общества будут отказывать в положенном содержании, причты будут упразднены, а приходы поступят в ведение соседних причтов»23. После чего общества возобновили свои обязательства.

Если служение приходского священника удовлетворяло местную власть, то они могли ходатайствовать о его награждении за те или иные заслуги. В пастырском служении отмечалась: помощь обществу в строительстве храма, забота об устройстве школы, длительная служба на одном приходе, плодотворная деятельность в течение многих лет24. В 1878 г. общество ст. Отрадной «за неутомимую деятельность по церковному служению, рачительность о благолепии храма Божия, обходительное деяние с прихожа-

19 ГАКК. Ф. 418. Оп. 1. Д. 737.

20 ГАКК. Ф. 418. Оп. 1. Д. 169. Л. 95.

21 См.: ГАКК. Ф. 418. Оп. 1. Д. 737.

22 См.: ГАКК. Ф. 418. Оп. 1 Д. 779. Л. 7.

23 Православная Церковь на Кубани. С. 94-95.

24 См.: ГАКК. Ф. 449. Оп. 2. Д. 639. Л. 1; Там же. Д. 529. Л. 1.

нами в течение двадцати лет, приходскому священнику Максиму Сапежко решило подарить в вечное и потомственное владение землю, в размере двух казачьих поместий»25. Священнику ст. Урупской из общественных денег был поднесён подарок - 150 р. «за усердную службу и труды особенно в холерное время прошлого 1892 года»26. Почётом и уважением среди паствы пользовались священнослужители, прослужившие на приходе долгое время, за что получали различные вознаграждения от общества. Так, жители ст. Благовещанской, приговором, назначили приходскому священнику Никите Каневскому, «взамен подлежащему ему по службе земельного участка, содержание деньгами по 500 р. ежегодно и две десятины земли в пользование для хозяйственных его нужд, последнюю в потомственную собственность, если он всю жизнь свою проведёт на службе в сей станице»27.

Одним из главных источников дохода духовенства являлась плата за требы. В 70-х гг. XIX в. в приходах Черномории эта сумма исчислялась следующими размерами: «.Крещение младенца при церкви стоило от 10 до 60 к., в домах от 1 до 3 р., погребение младенца с выносом на кладбище и без выноса от 25 к. до 2 р., за совершение брака от 3 до 25 р., за елеосвящение над больным от 3 до 15 р., за погребение умерших взрослых с выносом в церковь и на кладбище от 5 до 25 р., за погребение взрослых без выноса от 30 к. до 3 р., за сорокодневное поминовение умершего от 10 до 100 р., за годовое поминовение усопшего в воскресные и праздничные дни на проскомидиях и ектиньях от 40 до 60 р., за молебен в доме с акафистом и водоосвящением от 1 р. 50 к. до 5 р., за освящение дома с молебном от 2 до 5 р., за молебен в церкви с акафистом от 50 к. до 1 р. 50 к., за молебен в церкви без акафиста от 15 до 50 к., за молебен в степи по хлебам и травам от 5 до 25 р. (смотря по расстоянию), за панихиды от 5 к. до 2 р., за наречение имени и воцерковление младенца, за исповедь и молитвы перед исповедью и причащением в производных размерах, по усмотрению прихожан»28. Точный размер оплаты заранее оговаривался в общественном «Приговоре». Так, общество ст. Курчанской обещало священнику от брака - 5 р., за мас-лособорование - 3 р., освящение дома - 3 р., погребение старого человека с выносом на кладбище - 3 р., малого - 1 р., на месте старого - 1 р., малого -50 к., крещение младенцев - 25 к. серебром, когда от каждого дома по мере пшеницы, кроме новины, приличное помещение29. В конце 80-х гг. XIX в.,

25 Православная церковь на Кубани. С. 269-270.

26 По предмету выдачи прихожанами станицы Урупской своему священнику Григорию Бежанову 150 р. из общественных сумм за труды по службе в приходе // Ставропольские епархиальные ведомости. 1894. № 10. С. 430.

27 Один из способов содержания приходского священника // Ставропольские епархиальные ведомости. 1891. № 23. С. 366.

28 Православная церковь на Кубани. С. 85.

29 См.: ГАКК. Ф. 668. Оп. 1 Д. 356. Л. 5.

кроме вознаграждения за требы, священно-церковнослужители получали жалованье от общества в следующих размерах: священнику от 100 до 400 р., псаломщику от 50 до 100 р. в год. Некоторые причты получали жалованье от казны. Так, в ст. Натухаевской причту от казны выплачивалось 375 р. в год. От Войска в ст. Аннинской священнику 200 р., псаломщику 50 р. в год30.

Причту закубанских станиц выплачивалось жалованье от Войска. С 1862 г. в каждую станицу, формировавшуюся на Кавказе на передовых местах, главный священник Кавказской армии, согласно постановлению Кавказского комитета, «назначал по 1 священнику и 2 церковника». Было постановлено содержать их единовременным пособием - священникам по 285 р., а причетникам по 50 р., жалованьем - священникам по 200 р. 70 к., а причетникам по 51 р. 43 к., из войсковых сумм Кубанского казачьего войска. Провиантом обеспечивались только причетники в течение трёх лет. Священникам выдавались прогонные деньги на три лошади, а причетникам на две31. В 1879 г. вышло распоряжение причтам церквей Кубанского казачьего войска «.обращаться за жалованьем в конце каждого полугодия, в Екатеринодарское уездное казначейство через доверенное лицо, вручив ему доверенность, засвидетельствованную местным благочинным». Благочинные должны были ежегодно доносить епархиальному начальству о количестве выданного жалования духовенству в предыдущем году для того, чтобы был виден «образовавшийся затем остаток от жалованья подлежащий распределению между бедными членами станичного духовенства»32.

В 1901 г. начальник Кубанской области возбудил в Военном министерстве вопрос о прекращении выдачи из войсковых сумм Кубанского казачьего войска жалования духовенству 109 станиц Закубанского края, в сумме 28 716 р. 49 к. С этого же года намечалось прекратить и выплату жалования духовенству 44 наиболее богатых станиц, а священникам остальных 65 станиц прекращалась выдача содержания с момента их перехода на другие приходы. Со стороны епархиального начальства не было препятствий к прекращению войскового жалования духовенству 44 станиц, поскольку шла подготовка к открытию самостоятельной кафедры в Кубанской области33.

Вопрос о прекращении содержания духовенства некоторых закубанских станиц поднимался войсковым начальством ещё в 1886 г. Хозяйственное правление Кубанского казачьего войска, считало, что «с увеличением числа жителей в этих станицах, они в материальном отношении сравняются со старыми станицами на правой стороне реки Кубани и духовенство сможет

30 См.: ГАКК. Ф. 418. Оп. 1. Д. 778, 779.

31 См.: ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. 37. СПб., 1862. Ст. 38719.

32 О порядке выдачи жалования духовенству Кубанской области // Ставропольские епархиальные ведомости. 1879. № 12. С. 414-415.

33 См.: Православная Церковь на Кубани. С. 112.

существовать без денежного содержания от Войска на доходы получаемые за требы». На это Ставропольская духовная консистория ответила войсковому начальству, что она «не находит ни одной закубанской станицы причт которой мог бы обходиться без жалования, и что, напротив, есть много таких станиц, где причты даже при жаловании и пособии положительно бедствуют и нуждаются в добавлении содержания»34. В 1891 г. в журнальном постановлении Кубанское областное правление заявило о скором прекращении отпуска денег из войскового капитала Кубанского войска на содержание церковных причтов тридцати наиболее зажиточных закубанских станиц, а «образующуюся ежегодно сумму в количестве 7 049 р. 60 к. было решено обратить на содержание епископа»35.

Жалованье от казны, общества или Войска выплачивалось не во всех населённых пунктах, но везде батюшки обеспечивался «новиной» - зерновым хлебом и натуральными продуктами нового урожая36. Священник, посещая дома прихожан с молитвами перед праздниками или на сами праздники: Рождества Христова, Крещения Господня, Воскресение Христова, а также после уборки урожая хлеба, мог иметь с каждого двора «осенью по 1, а иногда и более меры зерна или же от 1 до 3-х пудов хлеба в зерне»37.

Священники помимо вышеуказанных доходов получали плату за преподавания Закона Божьего в школах Министерства народного просвещения. Доход, в зависимости от количества часов, составлял от 50 до 600 р. в год38.

Дополнительные денежные средства имели пастыри, выполняющие функции благочинного или окружного миссионера. Доход за объезд дважды в год своего благочиния в 1898 г. составлял: для благочинного городских церквей 200 р., сельских - 400 р.39. Помимо вознаграждения за требы, жалованье от казны и от Кубанского войска причты могли наделяться остатками от суммы, оставшейся в Войске после закрытия причетнических и других мест в Кубанской области. Епархиальное начальство распределяло это жалованье по своему усмотрению между беднейшими причтами казачьих приходов с разрешения главнокомандующего Кавказской армией. Оно также распоряжалось пособием, производимым с разрешения Святейшего Синода некоторым причтам церквей Кубанского казачьего войска в количестве 2000 р. «Это проценты, получаемые с 40000 р., выделенных из остаточных свечных сумм бывших казачьих церквей означенного Войска и об-ращённых в 5 % билеты государственного банка, из епархиальной братской кассы взаимного вспомоществования, капитал которой к 1 января 1887 г.

34 ГАКК Ф. 418. Оп. 1 Д. 1104. Л. 5-6 об.

35 Там же.

36 См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1475. Л. 21об.-22.

37 Православная Церковь на Кубани. С. 85; ГАКК. Ф. 418. Оп.1. Д. 778, 779, 781.

38 См.: ГАКК. Ф. 472. Оп.1. Д. 4, 5, 42.

39 См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1747. Л. 5об.

составлял 130155 р. 5 к.». Жалованье назначалось иногда из собственных средств прихожан и могло составлять до 500 р. в год на причт. жалованье от общества назначалось по приговорам. Оно не имело характера прочного и постоянного, так как зачастую нарушалось обществом по веским причинам: неурожай хлеба, падёж скота40.

В 80-х гг. XIX в. священники, не скрывая своих материальных проблем, выносят их на страницы печати. Священник С. Матвеев пишет: «Плата за требы и собирание пшеницы по дворам - способы унизительные и не совсем нравственные.»41. Он предлагает правительству принять содержание духовенства на счёт государственных сумм, а с прихожан установить денежный сбор в виде раскладки или церковной повинности. «Прихожане при этом избавятся от плат за требы и ничего не потеряют, чувствуя себя обеспеченными материально, - продолжает батюшка, - священники станут призревать вдов и сирот прихода, устраивать школы и заботиться о нравственном воспитании своих чад. Одна только независимость от прихожан откроет путь к более широкому полю деятельности, укажет духовенству высшие христианские цели»42.

Рассмотрим, как меняются источники дохода духовенства с течением времени.

Так, например, с 1907 г. сбор «новины» и объезд дворов перед праздниками стал для большинства священников унизительным, и они отказывались от такого способа зарабатывания. С 1909 г. жалованье от Кубанского казачьего войска ушло из списка доходов. Причтам г. Ейска земельные наделы не выдавались, поэтому они удовлетворялись другими источниками существования. В начале XX в. в Кубанской области денежные средства стали поступать от кружечных и кошельковых сборов и процентов с церковных капиталов. В 1907 г. жалованье на сельского приходах состояло: из арендных денег за землю, казённого жалованья, платы за совершение треб, кружечный доход.

Количество причтовой земли определялось: для священников от 22,5 до 40 десятин, дьяконов от 15 до 53 десятин, псаломщиков от 7,5 до 22 десятин. Большинство священников обработкой земли не занимались, так как занятие земледелием отнимало много времени и приводило к недовольству со стороны прихожан, требующих своевременного исполнения треб. Поэтому она сдавалась в аренду, например, в 13 благочинии от 5 до 10 р. за десятину43.

В 1917 г. источниками содержания духовенства являлись: кружечный доход, размер которого мог составлять примерно от 250 до 2100 р. в год; про-

40 См.: Православная Церковь на Кубани. С. 101-104.

41 Матвеев, С., свящ. С берегов реки Кубани // Ставропольские епархиальные ведомости. 1888. № 3. С. 135.

42 Там же.

43 См.: Православная Церковь на Кубани. С. 290.

центы с капитала, внесённые в Государственный банк на вечное поминовение от частных лиц; за преподавание Закона Божьего в министерских училищах - от 60 до 740 р. в год. Жалованье от казны от 100 до 300 р. в год44. Земля сдавалась в аренду в основном иногородним по 9 р. за десятину в год45.

Расходы духовенства по долгу службы. Внутренние церковные расходы священников возмещались из церковно-кошельковых сумм. Например, расход за вознаграждение благочинных падал на все церкви того или иного благочиния соразмерно числу прихожан каждой церкви и выдавался по истечении полугодия. Сумма колебалась от 200 до 250 р. в зависимости от расстояния между церквями. Церковные причты должны были платить из своих средств вознаграждения благочинным за их канцелярские и путевые расходы во время объезда церквей своего благочиния46.

Священники несли расходы и на другие нужды, например на образование капитала для учреждения стипендии для детей казаков, поступающих в Екатеринодарское духовное училище. В 1912 г. состоялся съезд духовенства епархии, имеющих казачье происхождение. Решено было брать взносы с духовенства казачьего рода, состоящих на службе, и с вдов и сирот заштатных священников казаков. Суммы взноса устанавливались согласно количеству причитающихся им и их детям паевых земельных наделов, полных и половинных. Облагались взносом и паевые наделы тех детей казачьего происхождения, которые на тот момент не числились в духовном звании, но до 1 января 1910 г. состояли в нём47.

Потребности духовенства, определявшиеся их служением, были выше, чем у их паствы. 2/3 своих доходов они тратили на обучение своих детей, повышали свой уровень образования: покупали газеты, книги, ездили на съезды духовенства в епархиальный город.

Что касается материального положения полковых священников, то согласно Высочайше утверждённому 21 октября 1877 г. Положению Военного Совета при 1 и 2 пеших пластунских батальонах Кубанского казачьего войска учреждались с 1 января 1876 г. церковные причты из 1 священника и 1 «церковника» в каждом батальоне. «Священников подчиняли местному армейскому духовному начальству на общем основании. Они получали жалованье из основного оклада 294 р., из усиленного - 441 р., столовых по 99 р. Квартирные деньги и прислуга предоставлялись наравне с обер-офицерами батальонов. Церковникам - жалованье из оклада младших урядников и всё положенное казакам на действительной службе в батальонах содержание»48.

44 ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 1. Лл. 1-6, 50-65, ГАКК Ф, 454. Оп. 1. Д. 2. Л. 2-5.

45 Православная Церковь на Кубани. С. 288.

46 Православная Церковь на Кубани. С. 92.

47 См.: ГАСК. Ф.135. Оп. 70. Д. 830. Л. 4-5.

48 ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. 50. СПб., 1877. Ст. 55175.

Все расходы на священно-церковнослужителей вносились начиная с 1 января 1876 г. в сметы Главного Интендантского Управления, «.за исключением ремонтных денег церковникам, которые производились из войсковых сумм Кубанского казачьего войска»49.

Войсковые священники содержались на средства Войска. Так, высочайше утверждённым 19 октября 1907 г. положением Военного Совета священнику и псаломщику войсковой Воскресенской церкви Кубанского казачьего войска начиная с 1 января 1907 г. было назначено жалованье «.первому по 780 р. в год, а второму по 350 р. в год с отнесением вызываемых испрашиваемой мерой расходов в общий войсковой капитал Кубанского войска»50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на то, что с 1867 г. кубанские церкви перешли в епархиальное ведомство, Кубанское казачье войско находило возможным платить жалованье причтам этих церквей из войсковых сумм до 1909 г.

Нужно отметить, что оклады содержания военного духовенства были значительно выше окладов епархиального. Военное духовенство принадлежало к обязательным участникам эмеритальной кассы военно-сухопутного ведомства. Единовременный взнос за каждого нового участника кассы составлял 2000 р.51.

Военное духовенство, окормляя церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, обладало правом выполнять требы и для местного населения. В свою очередь приходские священники в период отсутствия полкового по просьбе военного начальства замещали его. Из рапорта командира Пятого Пластунского батальона мы узнаём, что когда приходской священник приглашался в батальон для совершения треб, то ему должны были предоставить всё необходимое для службы: облачения, крест, Евангелие, требник, церковные книги, утварь, иконы. Святой антиминс мог выдаваться только местным архиереем пастырю, служащему в данной части52.

Во время военных действий священники сопровождали свои части в походах, совершая богослужения в особых палатках (передвижные церкви со всеми необходимыми принадлежностями - С. Г.). Полковые священники Кубанского казачьего войска: Фёдор Татаринов, Дмитрий Феденко, протоиерей Павел Бартанев, иеромонах Фотий (Герасименко), настоятель храма при Екатеринодарском духовном училище о. Сергий Тихомиров и другие были представлены к различным наградам. Наиболее распространёнными являлись орден Святой Анны Ш-й степени, Святого Владимира 1У-й степени, золотой наперсный крест и право ношения камилавки53.

49 ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. 50. СПб., 1877. Ст. 55175.

50 ПСЗ. РИ Собр. 3. Т. 27. СПб., 1910. Ст. 29657.

51 См.: Православная Церковь на Кубани. С. 122.

52 См.: ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 6043. Л. 1-2.

53 См.: Горожанина М. Ю. Военные священники // Дело мира и любви. Очерки истории и культуры православия на Кубани. Краснодар, 2009. С. 207.

Итак, источники доходов священнослужителей Кубанской области в конце XIX - начале XX в. были следующими:

1. Аренда причтовой земли доходы от которой делились между клириками (иногда причтовая земля была непригодной и не приносила доходов).

2. Жалованье, которое выплачивалось из средств Кубанского казачьего войска, Святейшего Синода, сельских обществ (его получали не все священнослужители).

3. Кружечные и кошельковые сборы, проценты с церковных капиталов, которые вносились богатыми прихожанами в Государственный банк или кредитное товарищество на вечное время с условием их поминовения.

4. Сбор «новины» - нового урожая зерна или натуральных продуктов.

5. Плата за требы.

6. Доходы от преподавания Закона Божьего в школах, за исполнение функций благочинного, окружного миссионера и т. д.

В среде духовного сословия на протяжении рассматриваемого периода существовала внутренняя взаимопомощь. В Ставропольской и Екатеринодарской епархии была учреждена эмеритальная (пенсионная) касса. В 1887 г. синодальный пенсионный фонд был переведён в казну и теперь пенсии духовенства не зависели от состояния епархиальных касс. В 1902 г. эти государственные меры были дополнены Уставом о пенсиях и единовременных пособиях епархиальным священнослужителям. Однако величина пенсий ещё далеко не соответствовала государственным нормам. Так, о. Иоанн Богославский в 1899 г. по болезни был уволен Духовной Консисторией за штат. Комиссия и Городская Управа ходатайствовала перед Городской Думой о назначении ему пенсии. На городской службе священником при церкви «Всех скорбящих Радость» он состоял с 3 марта 1859 г., его жалованье составляло 900 р. в год. Городская Дума определила пожизненный размер пенсии ему - 300 р.54.

Делами о капиталах и имуществе сирот духовного звания и об оказании помощи вдовам и сиротам священнослужителям заведовало Ставропольское епархиальное попечительство о бедных духовного звания, основанное в 1843 г. Оно выдавало пособие вдовам и сиротам духовного звания (одному человеку на семью), размер которого не превышал 80 р. в год. Они имели привилегии, например, оплачиваемая работа в должности просфорни55. При попечительстве имелась сеть богаделен для престарелых и бесприютных священно-церковнослужителей56. В 1897 г. Ставропольское попечительство открыло епархиальную богадельню для вдов и сирот духовного звания.

54 См.: Журнал Екатеринодарской Городской Думы. 1899. С. 18.

55 Церковная старина на Северном Кавказе // Журнал Ставропольского епархиального церковно-археологического общества. 1910. Вып. 1. С. 346-347.

56 См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1747. Л. 4об.-5.

Однако желающих поступить туда не нашлось, поскольку родственники считали грехом отказаться от близкого человека, предоставив уход за ним другим людям. Дочь умершего священника, будучи сама вдовой, на предложение благочинного церквей г. Ейска отдать мать в богадельню сказала: «Мы по миру пойдём, если у нас нечем будет кормить мать, а не пустим её от себя в богадельню»57.

Находя пособие, выдаваемое Попечительством недостаточным, духовенство большинства благочинных округов Ставропольской епархии начало учреждать в своих округах комитеты о бедных духовного звания или окружные братские кассы. Появляются они в Кубанской области в начале 90-х гг. XIX в. Ставропольское епархиальное попечительство о бедных духовного звания рекомендовало «.повсеместно в епархии открывать благо-чиннические кассы, не только с целью воспособления вдовам и сиротам, но и вообще духовным, по несчастным каким-либо случаям впавшим в тяжкую нужду»58. Для этого в округах учреждались местные комитеты для помощи вдовам и сиротам благочиния, во главе которых стоял благочинный и пять лиц из духовенства округа, один из которых был делопроизводитель. Деньги в Комитет отчислялись из средств духовенства этого же благочиния. Пособие раздавалось наиболее нуждающимся и составляло не выше 2/3 ежегодно поступающих взносов, а 1/3 обязательно откладывалась в сберегательную кассу на хранение. Только благочиннический съезд распоряжался распределением всей суммы между нуждающимися из духовенства59.

Рассмотрим уровень образования духовного сословия в исследуемый период. В 1858 г. епископ Игнатий (Брянчанинов) писал: «Между священниками епархии много отличного достоинства людей. Новое поколение священников постепенно изменяется, облагораживается. Если же и проявляются ещё грубые пороки, то они проявляются преимущественно в духовенстве Черноморского войска, которое составилось из казаков, научившихся читать и писать, но и там нравственное состояние духовенства улучшается вследствие постепенного замещения священнических вакансий воспитанниками семинарий»60.

К 1866 г. в большинстве церквей Кубанского казачьего войска не имелось ни одной книги догматического, исторического и нравственного содержания, т. к. священники по бедности не в состоянии были выписывать их. Они просили распоряжения Войскового правления, «чтобы станичные правления беспрепятственно отпускали местным церковным причтам <...>

57 ГАСК. Ф. 361. Оп.2. Д. 58. Л. 12.

58 ГАСК. Ф. 361. Оп.2. Д. 222. Л. 1-1об.

59 См.: ГАСК. Ф. 361. Оп.2. Д. 31. Л. 12-12об.

60 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное Собрание Творений: в 8 т. М., 2008. 2 т. Прил. : Святитель Игнатий на Кавказской кафедре. С. 513.

из кошельковых церковных сумм деньги ежегодно от 5 до 10 р., смотря по состоянию Церкви, на выписку духовных книг и периодических изданий для церковных библиотек»61. Просьба была удовлетворена.

Чаще всего духовенство выписывало следующую литературу: «Поучения на дни воскресные и праздничные из Киево-Печерской Лавры; Слова поучения и речи Крутикова; беседы на Божественную Литургию и на блаженства Евангельские, журнал Духовной беседы с церковной летописью, поучения на страстную седмицу и первые три дня Святой недели; проско-мидный лист, книга о видах и степеней родства, журнал «Воскресные чтения», акафист Ангелу хранителю, Новая Скрижаль, Беседы на Божественную Литургию, Блаженства Евангелия, журнал «Странник»62.

Как было сказано выше, пастыри Закубанского края до 70-х гг. XIX в. приезжали из российских епархий, откликаясь на вызовы, опубликованные духовной консисторией. Приглашались в епархию и дьяконы, с обещанием предоставить им священническую должность. Профессиональный уровень прибывших был различен. Как правило, они вносили в приходскую жизнь и в богослужение традиции своей прежней епархии. В результате в Кавказской и Екатеринодарской епархии процветало необычайное разнообразие в порядке совершения богослужения63. Уже в 1886 г. епископ Ставропольский и Екатеринодарский Владимир писал, что образовательный ценз священников его епархии достаточный, чтобы «.с пользой проходить предназначенное им великое служение в качестве учителя веры и проповедников нравственного закона»64.

С 60-х гг. XIX века, как указывалось выше, богословский уровень подготовки священников Черномории и на Линии был недостаточным, т.к. многие из них не обучались в семинарии. Но уже к 1868 г. большая часть священников Ставропольской и Екатеринодарской епархии имела семинарское образование, хотя и неполное. Пятеро священников обучались в духовной академии. В должности дьяконов и причетников состояли лица, исключённые из духовных училищ или вообще не обучавшиеся в них. В 1875 г. из 535 священников епархии 450 окончили полный курс семинарии. В 1893 г. 6 священников епархии имели академическое образование, один из них носил чин протоиерея. Остальные имели полное или неоконченное семинарское образование. Были и те, кто окончил курс духовного училища, учительской семинарии или других учебных заведений. Лишь незначительная часть имела только домашнее образование. В 1898 г. с академическим образовани-

61 ГАКК Ф. 350. Оп. 1. Д. 531. Л. 1-3.

62 ГАКК. Ф. 350. Оп. 1. Д. 531. Л. 19-21.

63 См.: Андрей (Мороз), иеромонах. Ставропольская епархия (краткий исторический экскурс) // Церковь и общество: 160 лет совместного служения: сб. науч. ст. Ставрополь, 2004. С. 154.

64 Православная Церковь на Кубани. С. 101-104.

ем было уже 16 епархиальных священников, а в 1916 г. - 21; с полным семинарским - 644; неполным или окончившим другие учебные заведения - 23365. По данным 1878 г., в епархии в сане протоиерея состояло 16 священников, в сане иерея - 545, а в 1916 г. протоиереев было уже 38, а иереев 898. За 38 лет было рукоположено в сан протоиерея только 22 кандидата66. Протоиереи имели глубокие богословские знания, являясь авторитетными духовными наставниками. Но большинство из них не заканчивали духовную академию. Звание же это присуждалось за долголетнюю и преданную службу Церкви.

Как мы отметили выше, в духовное сословие попадали многие учителя народных школ. Так, священниками становились лица без всякого богословского образования, имея за плечами лишь курс учительской семинарии или городского училища. Затем многие из них дополнили своё образование, окончив богословские пастырские курсы. К 1917 г. в Кубанской области их было немало, назовём лишь некоторых: священник Чмутов, дьякон Соболев67, о. Феодосий Курагин, о. Михаил Мартыщенко, о. Феодосий Шкура, о. Иоанн Борисов, Филиппов, о. Константин Винников, о. Пётр Ярошевич, о. Василий Скляренко, о. Иоанн Кялов, о. Дмитрий Агушев, о. Козьма Андреев, о. Александр Михайлов, о. Василий Гриценко, о. Василий Ключанский68.

Уровень образования священников в начале XX в. значительно возрос, поскольку этого требовали радикальные перемены в обществе. Людям нужны были священники с глубокими богословскими знаниями, красноречивыми проповедями и весомым авторитетом пастыря, который мог бы увлечь за собой паству. В связи с новыми требованиями жизни учреждаются пастырские училища, имеющие прямую цель - подготовить пастырей Православной Церкви. Содержались они на местные епархиальные средства и находились в ведении Высшего Церковного управления69. На курсы принимались учителя церковных школ, дьяконы и псаломщики, имеющие звание учителя одноклассной школы70.

По данным 1910, 1911, 1917 гг., большинство священников были выходцы из духовного сословия (дети священников, дьяконов, псаломщиков), на втором месте стояли священники казачьего происхождения, затем представители мещан, дворян, крестьян. Духовное образование подавляющее

65 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 269. Л.11; Гедеон (Докукин), митрополит. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М., Пятигорск, 1992. С. 162; РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1475. Л. 19; Ф. 796. Оп. 442. Д. 1747. Л. 16; Ф. 796. Оп. 442. Д. 2764. Л. 57.

66 См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 783. Л.11; Ф. 796. Оп. 442. Д. 2764. Л. 57.

67 Краснов, М. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913. С. 100-101; Кубанские областные ведомости. Екатеринодар, 1900. №55. Л. 1-2.

68 См.: ГАКК. Ф. 472. Оп.1. Д. 4, 5. 42.

69 Церковные ведомости. - СПб., 1918. № 23-24. С. 168.

70 См.: Букин, Дмитрий. Жертва // Родная Кубань. 2002. № 3. С. 5.

большинство священников Кубанской области получало в Ставропольской (Кавказской) духовной семинарии, затем следовали близлежащие к епархии Астраханская, Донская, Тифлисская, Ардонская духовные семинарии. Затем Воронежская, Курская, Задонская, Тверская, Тульская, Ярославская, Харьковская, Саратовская семинарии и Роменское духовное училище. В академиях: Киевской и Петроградской. В Кубанской области проживало немало священников, окончившие курс Кубанской учительской семинарии, городского училища или Московские пастырские курсы71. Большинство батюшек оканчивали семинарию по второму разряду, а значит, не имели прямого доступа в академию.

Таким образом, пастырское служение на территории Кубанской области имело следующие особенности:

1. Долгое время сохранялись договорные отношения между священником и сельским обществом, где фиксировались: размер причтовой земли, оплата за исправление треб, жалованье от общества и т. д., а также принцип выбора сельским обществом священника и ходатайства перед епископом о его назначении на приход.

2. Достаточное материальное обеспечение духовенства и их семейств, поступавшее со стороны Войска, государства, большинства сельских обществ и других источников, позволило священникам лишь в начале XX в. говорить о кризисных явлениях, касающихся материальной стороны их жизни.

3. Внутрисословная взаимопомощь между приходским и военным духовенством Кубанской области.

4. Жертвенное служение кубанских пастырей. Одним из его проявлений является следование приходских священников в период военных действий за своей паствой в качестве полковых священников.

Список использованных информационных ресурсов

1. Андрей (Мороз), иеромонах. Ставропольская епархия (краткий исторический экскурс) / иеромонах Андрей (Мороз) // Церковь и общество: 160 лет совместного служения: сб. науч. ст. - Ставрополь, 2004. - С. 152-158.

2. Букин, Дмитрий. Жертва / Дмитрий Букин // Родная Кубань. - 2002. - № 3. -С. 2-12.

3. Великая, Н. Н. Старообрядчество у казаков-линейцев / Н. Н. Великая // Кубанское казачество: три века исторического пути: материалы междунар. на-уч.-практической конф. - Краснодар, 1996. - С. 35-38.

4. ГАКК. Ф. 350. Оп. 1. Д. 531.

5. ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 6043.

6. ГАКК. Ф. 418. Оп. 1. Д. 169, 737, 778, 779, 1104.

71 См.: ГАКК. Ф. 472. Оп.1. Д. 4, 5. 42.

7. ГАКК. Ф. 449. Оп. 2. Д. 529, 639.

8. ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 1, 2

9. ГАКК. Ф. 472. Оп.1. Д. 4, 5, 42.

10. ГАКК. Ф. 574. Оп. 1. Д. 1187, 2360.

11. ГАКК. Ф. 668. Оп. 1 Д. 356.

12. ГАСК. Ф. 135. Оп. 70. Д. 830.

13. ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1288.

14. ГАСК. Ф. 361. Оп. 2. Д. 31, 58, 222.

15. Гедеон (Докукин), митрополит. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России / митрополит Гедеон (Докукин). - Москва ; Пятигорск, 1992.

16. Горожанина, М. Ю. Военные священники / М. Ю. Горожанина // Дело мира и любви. Очерки истории и культуры православия на Кубани. - Краснодар, 2009. - С. 199-208.

17. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное Собрание Творений: в 8 т. / святитель Игнатий (Брянчанинов). - Москва, 2008. - 2 т. - Прил. : Святитель Игнатий на Кавказской кафедре.

18. Краснов, М. Просветители Кавказа / М. Краснов. - Ставрополь, 1913.

19. Кубанские областные ведомости. - Екатеринодар. - 1900. - № 55. - С. 1-4.

20. Матвеев, С. (свящ.) С берегов реки Кубани / священник С. Матвеев // Ставропольские епархиальные ведомости. - 1888. - № 3. - С. 134-137.

21. О порядке выдачи жалования духовенству Кубанской области // Ставропольские епархиальные ведомости. - 1879. - № 12. - С. 414-416.

22. Один из способов содержания приходского священника // Ставропольские епархиальные ведомости. - 1891. - № 23. - С. 366-367.

23. Петров, Ф. В. Законы о поземельном устройстве казачьих станиц / Ф. В. Петров. - Санкт-Петербург, 1905.

24. По предмету выдачи прихожанами станицы Урупской своему священнику Григорию Бежанову 150 р. из общественных сумм за труды по службе в приходе // Ставропольские епархиальные ведомости. - 1894. - № 10. - С. 430-431.

25. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ): собр. 2. Т. 25. -Санкт-Петербург, 1908. - Ст. 25779.

26. Православная церковь на Кубани (конец XVIII-начало XX в.): сб. документов. - Краснодар, 2001.

27. ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. 37. - СПб., 1862. Ст. 38719.

28. ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. 50. - СПб., 1877. Ст. 55175.

29. ПСЗ. РИ Собр. 3. Т. 27. - СПб., 1910. Ст. 29657.

30. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1747, 1475.

31. Церковные ведомости. - Санкт-Петербург. - 1918. - № 23-24.

32. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска: в 2 т. Том 1 / Ф. А. Щербина. - Екатеринодар, 1910.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.