Научная статья на тему 'Духовное просвещение как возможность преодоления современного духовного кризиса'

Духовное просвещение как возможность преодоления современного духовного кризиса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
562
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / ДОБРО / ИСТИНА / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коваленко А. Н.

Статья посвящена проблемам, являющимся следствием современного духовного кризиса, а также поиску путей преодоления данного системного кризиса. Обращаясь к смыслу понятия духовность, автор статьи рассматривает ряд возможностей для выхода из состояния духовного кризиса, среди которых обозначены стремление к высшим человеческим ценностям, духовное просвещение и воспитание, обращение к многовековому опыту православия, формирование морально-этических установок, прививаемых ребенку в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовное просвещение как возможность преодоления современного духовного кризиса»

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДУХОВНОГО КРИЗИСА

© Коваленко А.Н.*

Детская школа искусств № 3, г. Балашиха

Статья посвящена проблемам, являющимся следствием современного духовного кризиса, а также поиску путей преодоления данного системного кризиса. Обращаясь к смыслу понятия духовность, автор статьи рассматривает ряд возможностей для выхода из состояния духовного кризиса, среди которых обозначены стремление к высшим человеческим ценностям, духовное просвещение и воспитание, обращение к многовековому опыту православия, формирование морально-этических установок, прививаемых ребенку в семье.

Ключевые слова духовность, духовный кризис, духовное просвещение, духовное воспитание, православие, добро, истина, семья.

«Человечеству угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющийся уже сейчас в глубоком распаде во многих странах основных идеалов права и законности, в потребительском эгоизме, во всеобщем росте уголовных тенденций, в ставшем международным бедствием националистическом и политическом терроризме, в разрушительном распространении алкоголизма и наркомании» [1], - писал ещё в далеком 1974 году академик А.Д. Сахаров.

Многие философы, культурологи, педагоги утверждают мысль о том, что современное общество находится в состоянии общего (системного) кризиса. Кризис, переживаемый Россией в последнее десятилетие, охватил экономическую, политическую, социальную, духовно-нравственную и другие сферы общественной жизни. В трудном материальном и социальном положении оказались те, кто создает интеллектуальные и духовные ценности -деятели российского образования, науки, искусства.

Духовный кризис проявил себя в ряде факторов, назовем некоторые из них: насаждение так называемых западных ценностей (вестернизация), культ массового потребления, тотального развлечения и материального изобилия, насаждаемый через СМИ, нарастание эгоизма (в том числе стремление к обособлению, внешней респектабельности, воспевание конкуренции между людьми), рост детской преступности, спад интереса к обучению и труду, многочисленные попытки переписывания истории, девальвация национальных ценностей, неразвитость у людей чувства национального достоинства и т.д. Одной из важнейших общегуманитарных проблем является кризис са-

* Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

моидентификации человека, связанный с утратой смысла жизни и высшего предназначения в мире (своего духовного «Я»). Эти кризисные явления усугубляются биосферно-экологическим кризисом, сказавшемся в отчуждении человека от природы, потребительском отношении к природе, превращении технологической среды в естественную среду обитания человека.

«Высшие проявления человеческого духа все чаще вытесняются псевдодуховными и антидуховными видами творчества, - отмечает философ С.В. Хомутцов. - За истину выдаются заблуждение и ложь, за свободу - вседозволенность, за благо - порок, за красоту - безобразие и т.п. Подобная мимикрия проявляется во всех сферах духовной культуры: науке, религии, искусстве, образовании. С новой силой встают вопросы: что собой представляет высшее начало человека и каковы критерии верификации его проявлений?» [5].

В контексте осмысления системного кризиса современного мира особое значение приобретает проблема подлинной духовности, духовного просвещения и воспитания, прежде всего, подрастающего поколения. Как известно, духовность - понятие, производное от понятия дух. Дух - является одной из самых сложных и многомерных философских категорий и обозначает абсолютное начало, в отличие от всего земного (природного, материального). Духовность по определению, данному в работе Н.Н. Никитиной, -это «качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания» [2] ... Для Н.Н. Никитиной смысл понятия «духовность» тесно взаимосвязан с понятием «человечность». «Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него» [2], - пишет автор.

Среди основных признаков духовности можно выделить такие, как следование в своей жизни высшим человеческим ценностям, творческая самореализация человека (реализация творческого потенциала, раскрытие своих способностей), уважение к личности другого человека (отношение к другому как к ценности, терпимость, альтруизм), активная жизненная позиция, стремление к самопознанию и саморазвитию (поиск истины), ответственность за свою жизнь и жизнь своих детей (физическое и психическое здоровье), позитивная жизненная позиция (оптимизм, умение преодолевать негативные стороны жизни), способность оказывать помощь себе и другим лю-

дям. Наконец, что является важным для любого педагогического процесса, духовность означает подчинение вечным законам жизни, воспитание подрастающего поколения на основе общечеловеческих ценностей, таких как Истина, Добро и Красота.

В России воспитание духовности рассматривалось классиками отечественной педагогики как основная цель и назначение процесса образования. К извечным ценностям русского народа чаще всего относят мягкость, скромность, умение прощать, целомудрие, терпеливое приятие жизни, духовное ее осмысление. В основе этих ценностей лежит многовековая традиция православия. Поскольку православие является культурообразующей религией, то мы в очередной раз убеждаемся в том, что обращение к духовно-нравственному потенциалу православной педагогики в процессе воспитания подрастающего поколения в высшей степени необходимо.

«Необходимость преодоления внутреннего социально-культурного раскола российского общества, потребность в духовной консолидации ощущается сегодня крайне остро, так как страна вступает в новую стадию развития, когда на фоне ускорения технического прогресса и социальных изменений образованность, нравственная идейная убежденность, духовная культура, становятся основными системными факторами общественной динамики» [4], - утверждает художник и философ А.И. Рёдель.

Православие на протяжение нескольких столетий выступало как мощная сила собирания русских земель, как основной источник формирования русской национальной духовности. И в наши дни православная вера продолжает объединять Россию в единое государственное и социокультурное целое. «Единственной силой, способной вдохнуть жизнь в масштабный общероссийский просветительский проект, - по мнению философа В.Н. Расторгуева, - может стать Русская православная церковь, сохранившая смысл и дух просвещенческой деятельности» [3].

Православие как религия и мировоззрение обнаруживает тесную связь и с воспитанием патриотического чувства. Патриотизм необходимо рассматривать, прежде всего, как любовь к родине, к земле предков, живших, исповедуя истинную веру - православие. На протяжение многих столетий Россия представляла собой одну большую религиозную общность, с характерной для нее приоритетом духовности и любви к родной земле, во имя процветания которой русские православные люди не щадили себя и своей жизни. В этом смысле патриотизм очень близок религиозному чувству, поскольку Родина была сродни святыне, а патриотическое чувство было чем-то глубоко сокровенным и очень личным, равно как и почитание Бога. Из этого можно сделать вывод о том, что духовность составляла собой центральное понятие, вокруг которого структурировался весь русский народ, а теперь, в целом, русский мир.

Ограждение современного человека от бездуховности является первостепенной задачей нашего времени. Смысл и основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека - его внутреннего, духовного мира, который проявляется в эмоциональном и ценностном (аксиологическом) отношении человека к окружающему миру и к самому себе. Умение человека оценивать то, что он видит и слышит в современном противоречивом информационном пространстве, способность отбирать то, что наделено истинной значимостью, потребность в постоянном духовном развитии в условиях современной динамичной и контрастной жизни, - это очень ценные качества.

В процессе воспитания, разумеется, одна из ключевых ролей традиционно отводится семье. Вся жизнь человека, - его характер, навыки, морально-нравственные качества, умение справляться с трудностями, наконец, степень его религиозности, - во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Светлые воспоминания детства сопровождают человека в трудные моменты его взрослой жизни, и, наоборот, люди, с несчастным детством, ничем не могут восполнить отсутствие счастливых воспоминаний во взрослой жизни.

Ребенок гораздо сильнее, чем взрослый человек, восприимчив к религиозным впечатлениям. Маленький человек со всей полнотой души тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Человек как храм закладывается в детстве. Если отнять у ребенка все светлое и доброе, его душа огрубеет, «потускнеет», ребенок останется в пустом и никчемном мире потребления с его мелочными будничными интересами. Очевидно, что наиболее высокий результат по духовному воспитанию может быть получен в случае заинтересованности родителей ребенка не только в его интеллектуальном, эстетическом развитии, но и в его духовном совершенствовании.

В наше сложное и противоречивое время жизненно необходимо бороться за чистоту души и помыслов каждого ребенка и подростка. В условиях постепенно нарастающей пропаганды зла, насилия и порока в СМИ, интернете, коммерческом кинематографе очень важно поддерживать в душах детей стремление к добру, состраданию, наконец, к самому Богу как источнику истины, красоты и высшей любви. Всегда актуальной была и остается библейская мудрость, гласящая: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».

Список литературы:

1. Академик Сахаров о мобильной связи, Skype и интернете. Статья из далёкого 1974-го года, написанная физиком для Saturday Review [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chaskorru/artide/akademik_saharov_o_ mobilnoj_svyazi_skype_i_internete_30223 (дата обращения: 14.03.2016).

2. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedagogika-cultu-ra.ru/7-2008-g/333-nikitina-7 (дата обращения: 14.03.2016).

3.Расторгуев В.Н. Духовное просвещение и ценностные ориентиры политического планирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2011/02/17/duhovnoe_prosvewenie_i_cennostnye_orien tiry_politicheskogo_planirovaniya (дата обращения: 14.03.2016).

4. Рёдель А.И. Духовность в структуре российского менталитета: К вопросу о социокультурной трансформации российского общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/soc-filosofia/duhovnost-v-str-uktae-rossijskogo-mentahteta-k-voprosu-o-sotiokultumoj.html (дата обращения: 14.03.2016).

5. Хомутцов С.В. Духовность, ее подобия и антиподы в культуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/teorja-kultury/duhov-nost-ee-podobija-i-antipody-v-kulture.html (дата обращения: 14.03.2016).

РОЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

© Соколова К.Л.*

Гомельский государственный университет, Республика Беларусь, г. Гомель

В статье рассматривается роль ценностно-смыслового компонента в системе профессиональной компетентности. Выделяются взаимосвязи ценностей и смыслов с эмоциями, мотивами, когнитивными процессами и деятельностью. Выявляются психолого-педагогические условия развития ценностно-смыслового компонента профессиональной компетентности будущего специалиста.

Ключевые слова: ценности, смыслы, деятельность, профессиональная компетентность, эмоции, мотивы.

Динамично изменяющееся современное общество ставит перед системой профессионального образования новые задачи и формирует новые вызовы. В настоящее время система подготовки специалиста отходит от знаниевой парадигмы, основными тенденциями ее развития становятся гуманитаризация и аксиологизация образования, внимание к личности, направленность на овладение будущим специалистом широким кругом компетенций.

Несмотря на существование множества определений и описаний профессиональной компетентности, большинство исследователей в качестве основной ее характеристики выделяют эффективность взаимодействия. И.А.Зимняя отмечает две основные линии описания компетентности: дея-

* Аспирант кафедры Психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.