ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДУХОВНОГО КРИЗИСА
© Коваленко А.Н.*
Детская школа искусств № 3, г. Балашиха
Статья посвящена проблемам, являющимся следствием современного духовного кризиса, а также поиску путей преодоления данного системного кризиса. Обращаясь к смыслу понятия духовность, автор статьи рассматривает ряд возможностей для выхода из состояния духовного кризиса, среди которых обозначены стремление к высшим человеческим ценностям, духовное просвещение и воспитание, обращение к многовековому опыту православия, формирование морально-этических установок, прививаемых ребенку в семье.
Ключевые слова духовность, духовный кризис, духовное просвещение, духовное воспитание, православие, добро, истина, семья.
«Человечеству угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющийся уже сейчас в глубоком распаде во многих странах основных идеалов права и законности, в потребительском эгоизме, во всеобщем росте уголовных тенденций, в ставшем международным бедствием националистическом и политическом терроризме, в разрушительном распространении алкоголизма и наркомании» [1], - писал ещё в далеком 1974 году академик А.Д. Сахаров.
Многие философы, культурологи, педагоги утверждают мысль о том, что современное общество находится в состоянии общего (системного) кризиса. Кризис, переживаемый Россией в последнее десятилетие, охватил экономическую, политическую, социальную, духовно-нравственную и другие сферы общественной жизни. В трудном материальном и социальном положении оказались те, кто создает интеллектуальные и духовные ценности -деятели российского образования, науки, искусства.
Духовный кризис проявил себя в ряде факторов, назовем некоторые из них: насаждение так называемых западных ценностей (вестернизация), культ массового потребления, тотального развлечения и материального изобилия, насаждаемый через СМИ, нарастание эгоизма (в том числе стремление к обособлению, внешней респектабельности, воспевание конкуренции между людьми), рост детской преступности, спад интереса к обучению и труду, многочисленные попытки переписывания истории, девальвация национальных ценностей, неразвитость у людей чувства национального достоинства и т.д. Одной из важнейших общегуманитарных проблем является кризис са-
* Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
моидентификации человека, связанный с утратой смысла жизни и высшего предназначения в мире (своего духовного «Я»). Эти кризисные явления усугубляются биосферно-экологическим кризисом, сказавшемся в отчуждении человека от природы, потребительском отношении к природе, превращении технологической среды в естественную среду обитания человека.
«Высшие проявления человеческого духа все чаще вытесняются псевдодуховными и антидуховными видами творчества, - отмечает философ С.В. Хомутцов. - За истину выдаются заблуждение и ложь, за свободу - вседозволенность, за благо - порок, за красоту - безобразие и т.п. Подобная мимикрия проявляется во всех сферах духовной культуры: науке, религии, искусстве, образовании. С новой силой встают вопросы: что собой представляет высшее начало человека и каковы критерии верификации его проявлений?» [5].
В контексте осмысления системного кризиса современного мира особое значение приобретает проблема подлинной духовности, духовного просвещения и воспитания, прежде всего, подрастающего поколения. Как известно, духовность - понятие, производное от понятия дух. Дух - является одной из самых сложных и многомерных философских категорий и обозначает абсолютное начало, в отличие от всего земного (природного, материального). Духовность по определению, данному в работе Н.Н. Никитиной, -это «качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания» [2] ... Для Н.Н. Никитиной смысл понятия «духовность» тесно взаимосвязан с понятием «человечность». «Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него» [2], - пишет автор.
Среди основных признаков духовности можно выделить такие, как следование в своей жизни высшим человеческим ценностям, творческая самореализация человека (реализация творческого потенциала, раскрытие своих способностей), уважение к личности другого человека (отношение к другому как к ценности, терпимость, альтруизм), активная жизненная позиция, стремление к самопознанию и саморазвитию (поиск истины), ответственность за свою жизнь и жизнь своих детей (физическое и психическое здоровье), позитивная жизненная позиция (оптимизм, умение преодолевать негативные стороны жизни), способность оказывать помощь себе и другим лю-
дям. Наконец, что является важным для любого педагогического процесса, духовность означает подчинение вечным законам жизни, воспитание подрастающего поколения на основе общечеловеческих ценностей, таких как Истина, Добро и Красота.
В России воспитание духовности рассматривалось классиками отечественной педагогики как основная цель и назначение процесса образования. К извечным ценностям русского народа чаще всего относят мягкость, скромность, умение прощать, целомудрие, терпеливое приятие жизни, духовное ее осмысление. В основе этих ценностей лежит многовековая традиция православия. Поскольку православие является культурообразующей религией, то мы в очередной раз убеждаемся в том, что обращение к духовно-нравственному потенциалу православной педагогики в процессе воспитания подрастающего поколения в высшей степени необходимо.
«Необходимость преодоления внутреннего социально-культурного раскола российского общества, потребность в духовной консолидации ощущается сегодня крайне остро, так как страна вступает в новую стадию развития, когда на фоне ускорения технического прогресса и социальных изменений образованность, нравственная идейная убежденность, духовная культура, становятся основными системными факторами общественной динамики» [4], - утверждает художник и философ А.И. Рёдель.
Православие на протяжение нескольких столетий выступало как мощная сила собирания русских земель, как основной источник формирования русской национальной духовности. И в наши дни православная вера продолжает объединять Россию в единое государственное и социокультурное целое. «Единственной силой, способной вдохнуть жизнь в масштабный общероссийский просветительский проект, - по мнению философа В.Н. Расторгуева, - может стать Русская православная церковь, сохранившая смысл и дух просвещенческой деятельности» [3].
Православие как религия и мировоззрение обнаруживает тесную связь и с воспитанием патриотического чувства. Патриотизм необходимо рассматривать, прежде всего, как любовь к родине, к земле предков, живших, исповедуя истинную веру - православие. На протяжение многих столетий Россия представляла собой одну большую религиозную общность, с характерной для нее приоритетом духовности и любви к родной земле, во имя процветания которой русские православные люди не щадили себя и своей жизни. В этом смысле патриотизм очень близок религиозному чувству, поскольку Родина была сродни святыне, а патриотическое чувство было чем-то глубоко сокровенным и очень личным, равно как и почитание Бога. Из этого можно сделать вывод о том, что духовность составляла собой центральное понятие, вокруг которого структурировался весь русский народ, а теперь, в целом, русский мир.
Ограждение современного человека от бездуховности является первостепенной задачей нашего времени. Смысл и основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека - его внутреннего, духовного мира, который проявляется в эмоциональном и ценностном (аксиологическом) отношении человека к окружающему миру и к самому себе. Умение человека оценивать то, что он видит и слышит в современном противоречивом информационном пространстве, способность отбирать то, что наделено истинной значимостью, потребность в постоянном духовном развитии в условиях современной динамичной и контрастной жизни, - это очень ценные качества.
В процессе воспитания, разумеется, одна из ключевых ролей традиционно отводится семье. Вся жизнь человека, - его характер, навыки, морально-нравственные качества, умение справляться с трудностями, наконец, степень его религиозности, - во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Светлые воспоминания детства сопровождают человека в трудные моменты его взрослой жизни, и, наоборот, люди, с несчастным детством, ничем не могут восполнить отсутствие счастливых воспоминаний во взрослой жизни.
Ребенок гораздо сильнее, чем взрослый человек, восприимчив к религиозным впечатлениям. Маленький человек со всей полнотой души тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Человек как храм закладывается в детстве. Если отнять у ребенка все светлое и доброе, его душа огрубеет, «потускнеет», ребенок останется в пустом и никчемном мире потребления с его мелочными будничными интересами. Очевидно, что наиболее высокий результат по духовному воспитанию может быть получен в случае заинтересованности родителей ребенка не только в его интеллектуальном, эстетическом развитии, но и в его духовном совершенствовании.
В наше сложное и противоречивое время жизненно необходимо бороться за чистоту души и помыслов каждого ребенка и подростка. В условиях постепенно нарастающей пропаганды зла, насилия и порока в СМИ, интернете, коммерческом кинематографе очень важно поддерживать в душах детей стремление к добру, состраданию, наконец, к самому Богу как источнику истины, красоты и высшей любви. Всегда актуальной была и остается библейская мудрость, гласящая: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».
Список литературы:
1. Академик Сахаров о мобильной связи, Skype и интернете. Статья из далёкого 1974-го года, написанная физиком для Saturday Review [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chaskorru/artide/akademik_saharov_o_ mobilnoj_svyazi_skype_i_internete_30223 (дата обращения: 14.03.2016).
2. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedagogika-cultu-ra.ru/7-2008-g/333-nikitina-7 (дата обращения: 14.03.2016).
3.Расторгуев В.Н. Духовное просвещение и ценностные ориентиры политического планирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2011/02/17/duhovnoe_prosvewenie_i_cennostnye_orien tiry_politicheskogo_planirovaniya (дата обращения: 14.03.2016).
4. Рёдель А.И. Духовность в структуре российского менталитета: К вопросу о социокультурной трансформации российского общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/soc-filosofia/duhovnost-v-str-uktae-rossijskogo-mentahteta-k-voprosu-o-sotiokultumoj.html (дата обращения: 14.03.2016).
5. Хомутцов С.В. Духовность, ее подобия и антиподы в культуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/teorja-kultury/duhov-nost-ee-podobija-i-antipody-v-kulture.html (дата обращения: 14.03.2016).
РОЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
© Соколова К.Л.*
Гомельский государственный университет, Республика Беларусь, г. Гомель
В статье рассматривается роль ценностно-смыслового компонента в системе профессиональной компетентности. Выделяются взаимосвязи ценностей и смыслов с эмоциями, мотивами, когнитивными процессами и деятельностью. Выявляются психолого-педагогические условия развития ценностно-смыслового компонента профессиональной компетентности будущего специалиста.
Ключевые слова: ценности, смыслы, деятельность, профессиональная компетентность, эмоции, мотивы.
Динамично изменяющееся современное общество ставит перед системой профессионального образования новые задачи и формирует новые вызовы. В настоящее время система подготовки специалиста отходит от знаниевой парадигмы, основными тенденциями ее развития становятся гуманитаризация и аксиологизация образования, внимание к личности, направленность на овладение будущим специалистом широким кругом компетенций.
Несмотря на существование множества определений и описаний профессиональной компетентности, большинство исследователей в качестве основной ее характеристики выделяют эффективность взаимодействия. И.А.Зимняя отмечает две основные линии описания компетентности: дея-
* Аспирант кафедры Психологии.