Научная статья на тему 'Духовное письмо как жанр русской словесности'

Духовное письмо как жанр русской словесности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
271
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPIRITUAL LETTER / THEOCENTRISM / GENRE / ALLEGORY / METAPHOR / ENUMERATION / RHETORICAL QUESTION / QUESTION-RETALIATORY MOVE / REPETITION / ДУХОВНОЕ ПИСЬМО / ТЕОЦЕНТРИЗМ / ЖАНР / АЛЛЕГОРИЯ / МЕТАФОРА / ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ / РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ ХОД / ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смолина А. Н.

В работе анализируется эпистолярное наследие преподобного Варсонофия Оптинского, игумена Никона (Воробьева), архиепископа Варлаама (Ряшенцева), архимандрита Софрония (Сахарова), архимандрита Иоанна (Крестьянкина), епископа Григория (Лебедева), схиархимандрита Серафима (Романцова), схиигумена Иоанна (Алексеева). Выявляются основные жанровые признаки духовных писем через определение особенностей духовного содержания, коммуникативной цели, автора и адресата, композиции, элокутивной организации текстов. В работе представлены результаты изучения функционирования таких тропов, как аллегория и метафора. Из стилистических фигур рассматриваются перечисление, риторический вопрос, вопросно-ответный ход, лексический повтор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL LETTER AS A GENRE OF RUSSIAN LITERATURE

(Vorobyov), archbishop Varlaam (Ryashentsev), archimandrite Sophroniy (Sakharov), archimandrite Ioann (Krestyankin), bishop Gregory (Lebedev), schema-arhimandrite Seraphim (Romantsov), schema-hegumen Ioann (Alekseev). The paper reveals the main genre characteristics of spiritual letters through the identification of the specific features of spiritual contents, the communicative purpose, the author and the addressee, the composition, the elocutive organization of the texts. The paper presents the results of the study of functioning of such figures of speech as allegory and metaphor. The analyzed stylistic figures are enumeration, rhetorical question, question-answer strategy and lexical repetition.

Текст научной работы на тему «Духовное письмо как жанр русской словесности»

3. Zamyatin E.I. Zhitie Blohi. Leningrad: Knigoizdatel'stvo pisatelej v Leningrade, 1929.

4. Zamyatin E.I. Vstrechi s B.M. Kustodievym. Sobranie sochinenij: v 5 t. Moskva, 2010; T. 3: 43 - 54.

5. Zamyatin E.I. Narodnyj teatr. Bloha: Igra v 4 d. Evgeniya Zamyatina. Leningrad, 1927: 3 - 11.

6. 'Ejhenbaum B.M. Leskov i literaturnoe narodnichestvo. Bloha: Igra v 4 d. Evgeniya Zamyatina. Leningrad, 1927: 12 - 15.

7. Monahov N.F. Mysli rezhissera. Bloha: Igra v4 d. Evgeniya Zamyatina. Leningrad, 1927: 16.

8. Kustodiev B.M. Kak ya rabotal nad Blohoj. Bloha: Igra v4 d. Evgeniya Zamyatina. Leningrad, 1927: 19 - 20.

9. Lejfert A.V. Balagany. Bloha: Igra v 4 d. Evgeniya Zamyatina. Leningrad, 1927: 23 - 27.

10. Zamyatin E.I. Bloha. Leningrad: Mysl', 1926.

11. Zamyatin E.I. O «Blohe». Rabochij i teatr. 1926. № 49: 9.

12. 'Ejhenbaum B.M. Illyuziya skaza. Skvoz'literaturu. Leningrad, 1918: 152 - 156.

13. 'Ejhenbaum B.M. Literatura: teoriya, kritika, polemika. Petrograd: Priboj, 1926.

14. Lejfert A.V. Balagany. Petrograd: Izdanie Ezhenedel'nika Petrogradskih Gosudarstvennyh Akademicheskih Teatrov, 1922.

15. Evdokimova O.V. O celostnosti iskusstva: N.S. Leskov i B.M. Kustodiev: vvedenie v temu. Slovo - chistoe vesel'e...: sbornik statej v chest' A.B. Pen'kovskogo. Moskva, 2009: 238 - 245.

16. Martynov I.I. Yurij Shaporin. Moskva: Muzyka, 1966.

17. Levit S.I. YurijAleksandrovich Shaporin: Ocherkzhiznii tvorchestva. Moskva: Nauka, 1964.

Статья поступила в редакцию 11.04.16

УДК 81.38

Smolina A.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia),

E-mail: angelic2009@mail.ru

SPIRITUAL LETTER AS A GENRE OF RUSSIAN LITERATURE. The paper analyzes the epistolary heritage of reverend Var-sonophiy of Optina, hegumen Nikon (Vorobyov), archbishop Varlaam (Ryashentsev), archimandrite Sophroniy (Sakharov), archimandrite loann (Krestyankin), bishop Gregory (Lebedev), schema-arhimandrite Seraphim (Romantsov), schema-hegumen loann (Alekseev). The paper reveals the main genre characteristics of spiritual letters through the identification of the specific features of spiritual contents, the communicative purpose, the author and the addressee, the composition, the elocutive organization of the texts. The paper presents the results of the study of functioning of such figures of speech as allegory and metaphor. The analyzed stylistic figures are enumeration, rhetorical question, question-answer strategy and lexical repetition.

Key words: spiritual letter, theocentrism, genre, allegory, metaphor, enumeration, rhetorical question, question-retaliatory move, repetition.

А.Н. Смолина, канд. филол. наук, доц. Сибирского федерального университета, г. Красноярск,

E-mail: angelic2009@mail.ru

ДУХОВНОЕ ПИСЬМО КАК ЖАНР РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

В работе анализируется эпистолярное наследие преподобного Варсонофия Оптинского, игумена Никона (Воробьева), архиепископа Варлаама (Ряшенцева), архимандрита Софрония (Сахарова), архимандрита Иоанна (Крестьянкина), епископа Григория (Лебедева), схиархимандрита Серафима (Романцова), схиигумена Иоанна (Алексеева). Выявляются основные жанровые признаки духовных писем через определение особенностей духовного содержания, коммуникативной цели, автора и адресата, композиции, элокутивной организации текстов. В работе представлены результаты изучения функционирования таких тропов, как аллегория и метафора. Из стилистических фигур рассматриваются перечисление, риторический вопрос, вопросно-ответный ход, лексический повтор.

Ключевые слова: духовное письмо, теоцентризм, жанр, аллегория, метафора, перечисление, риторический вопрос, вопросно-ответный ход, лексический повтор.

Духовное письмо - малоисследованный письменный жанр русской словесности, хотя он имеет древнюю историю и активно функционирует в сфере православной коммуникации. Изучению жанра духовного письма посвящены работы российских литературоведов - диссертация и статьи В.В. Кашириной [1; 2] и статьи Т.Л. Воронина [3, 4], однако комплексный лингвистический анализ этого жанра пока не проводился. Важно сказать, что теория письменных духовных жанров сейчас находится на этапе разработки, в частности проведены исследования по элокутивной организации жанра духовного письма [5; 6; 7]. В данной статье рассматриваются духовно-ценностное содержание, цель, автор, адресат, элокутивные особенности жанра духовного письма. Актуальность работы связана с необходимостью описания жанров духовной словесности, активное изучение которой наблюдается в российской филологии конца XX - начала XXI века. Разработка теории жанров русской духовной словесности значима как с общелингвистической точки зрения, так и с теолингвистической, историко-культурной, герменевтической. Также актуальность нашего исследования определяется обращением к вопросам, связанным с изучением взаимодействия языка и религии, отражением принципа теоцентиризма в письменном наследии церковных писателей, аксиологической составляющей русской православной письменной культуры; значимостью разработки теории жанров, активно развиваемой в трудах современных лингвистов Н. Б. Лебедевой и Т. В. Шмелевой [8, 9]. Духовное письмо рассматривается нами как жанр русской словесности (словесности -не литературы): мы, как и А.И. Горшков, полагаем, что «названия «Словесность», «Русская словесность» заключают в себе вполне определенное указание на слово, язык и поэтому постоянно на-

поминают, что словесность - это словесное искусство, что язык и словесность неразрывно связаны» [10, с. 3]. Духовные письма - это произведения слова, ставшие частью нашей культуры, вошедшие в систему письменной словесности. О произведениях слова (словесности) в «Курсе русской риторики» А.А. Волкова говорится: «Произведение слова является результатом сложного умственного труда, который включает замысел, разработку мысли путем соединения замысла со словом и исполнение высказывания. Произведения слова создаются в определенном материале с помощью знакового инструментария» [11, с. 20]. Также в учебнике А.А. Волкова мы читаем: «существуют высказывания, которые в силу разных причин (либо как совершенные по форме, либо как несущие ценную и общезначимую информацию, либо как уникальные) сохраняются и воспроизводятся. Поскольку такие высказывания относятся к культуре, а культура есть совокупность хранимых обществом произведений, мы будем называть их произведениями слова» [11, с. 20]. В ходе работы над данной статьей мы стремились показать, что духовные письма - это результат сложного умственного труда, включающего замысел, разработку мысли, что они уникальны, несут ценную информацию, то есть являются произведениями словесности. Также мы стремились показать, что духовное письмо - это особый жанр русской духовной словесности, апеллируя к наличию специфических жанрообразующих признаков.

Русское духовное письмо восходит к традициям раннехристианской эпистолярной культуры. Первые христианские эпистолярные тексты - это послания апостолов Иоанна Богослова, Петра (? - ок. 67 гг.), Павла (ок. 5/15 - ок. 64/67 гг.), Варнавы (? -67 гг.). Большое значение для становления и развития жанра

духовного письма также имела деятельность раннехристианских церковных писателей, современников апостолов и продолжателей их традиций 1-го - начала 1У-го веков. На развитие духовной эпистолярной культуры повлияли труды таких церковных писателей 1-го века, как Игнатий Богоносец (епископ, ученик Иоанна Богослова (ок. 35 - ок. 107 гг.)), апостол Климент Римский (? - ок. 101 гг.) и Поликарп (епископ Смирнский (ок. 70 - 156 гг.)). Духовный эпистолярий 11-го века был отмечен творчеством одного из Отцов Церкви - Иринея Лионского (ок. 130 - 202 гг.); апологета Афинагора Афинского (ок. 133 - ок. 190 гг.); епископа Дионисия Коринфского. В Ш-ем - начале 1У-го веков эпистолярные традиции развивались в трудах епископа Киприана Карфагенского (? - 258 гг.); епископа Дионисия Александрийского (190 - 265 гг.); Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. 213 - ок. 270/275 гг.); Отца Церкви, архиепископа Александрийского Афанасия Великого (ок. 295 - 373 гг.). Византийский период дает образцы эпистолярных текстов в духовном наследии Отцов Церкви, Великих каппадокийцев Григория Богослова (329-389 гг.), Василия Великого (ок. 330-379 гг.), Григория Нисского (ок. 335 -после 394 гг.).

Становление жанров духовного письма и духовного послания в Древней Руси происходит в XI—XII веках. Продолжателями раннехристианской и более поздней византийской традиций стали Кирилл Туровский (ок. 1130 - ок. 1183 гг.), святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (? - 1226 гг.). Активное развитие жанра духовного письма происходит в ХУИ-Х1Х веках. Это развитие связывается с литературной деятельностью святителя Дмитрия Ростовского (1651-1709 гг.), святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867 гг.), святителя Феофана Затворника (1815-1894 гг.), преподобного Макария Оптинского (1788-1860 гг.), преподобного Льва Оптинского (1768-1841 гг.). В ХХ веке духовное письмо - активно функционирующий жанр. К этому жанру обращались преподобный Варсонофий Оптин-ский, епископ Григорий (Лебедев), игумен Никон (Воробьев), архимандрит Софроний (Сахаров), архимандрит Иоанн (Кре-стьянкин), архиепископ Варлаам (Ряшенцев), схиигумен Иоанн (Алексеев), схиархимандрит Серафим (Романцов), протоиерей Алексей (Мечев) и другие церковные писатели.

Объединяет христианские эпистолярные тексты разных веков, прежде всего, ценностно-духовное содержание. Главные духовные ценности, к которым церковные писатели обращают читателя - это вера в Бога, любовь к Богу, познание Бога, Заповеди Божьи, мир и согласие, надежда, христианская любовь к ближнему, смирение, терпение и добро. Более всего церковные писатели говорят о смирении, часто желая его своим адресатам: «Желаю вам всем здравия телесного и разума духовного, а главное - смирения, без чего и все добродетели не имеют цены. В свою очередь, смирения не может быть там, где нет сознания своих грехов, нет покаяния, а есть самооправдание» (Игумен Никон (Воробьев). «Письмо схимонахине Валентине и сёстрам». 1952 г.). Обращая читателей к высшим человеческим ценностям, писатели дают ориентиры, которые помогут христианину в жизни. Исследователи И. П. Носов и А. П. Горячев о духовных ценностях писали как о «высших стимулах человеческого поведения, посредством которых происходит утверждение в мире духовного начала» [12, с. 12]. Церковные писатели, наполняя свои письма духовным содержанием, путем ориентирования на вечные ценности, насыщали тексты и нравственными смыслами. Можно сказать, что духовные письма содержат и духовные смыслы, возвышающие человека, способствующие его духовному совершенствованию, приближению к идеалу Христа; и моральные, служащие на пользу отношений с другими людьми, помогающие их регулированию. Началом, объединяющим тексты духовных писем разных эпох и разных авторов, является теоцентризм -принцип, согласно которому «Бог выступает в качестве истока бытия всего сущего и воспринимается в качестве уникального основания всех метафизических сущностей и жизненных смыслов» [13]. О теоцентризме в произведениях духовной словесности мы писали в статье «Духовные письма игумена Никона (Воробьева): особенности тропеической организации»: «Именно те-оцентризм является, с одной стороны, определяющим началом формирования стиля и жанров духовной словесности, с другой стороны - индивидуальных авторских стилей представителей русского духовенства. Теоцентризм становится и объединяющим все духовные тексты, и одновременно формирующим авторское языковое воплощение духовных, нравственных, аллегорических смыслов» [6, с. 327]. Изучение духовных писем церковных писателей XX века позволило нам сделать выводы о теоцентриче-

ском видении мира авторами. Анализ текстов писем церковных писателей XX века, а также обращение к раннехристианским, византийским, древнерусским эпистолярным текстам, письмам XVШ-XIX веков показали следующее: для церковных писателей несомненным является то, что Бог - создатель мира, его объединяющее начало и источник жизни, а смысл жизни - в пути к Богу, познании Божественных Истин. Цель жизни христианина, как показывают писатели, - в движении к совершенству Христа, стяжании христианских добродетелей, в спасении души, в чем помогает вера в Божью помощь и исполнение Евангельских Заповедей. Анализировать произведения церковных писателей возможно только постоянно имея в виду христианское мировоззрение автора. Об особенностях христианского мировоззрения и мировосприятия в их отношении к культуре подробно говорится в работах П.М. Бицилли. Для христианина, как пишет П.М. Би-цилли, «мир есть целое лишь постольку, поскольку он весь, целиком, зависит от Бога, поскольку он является его творением и его отображением» [14, с. 88]. Далее автор отмечает: «Всякий объект определяется только отношением к Богу, но не отношением к другим объектам, и иерархический порядок их сохраняется лишь при условии, что иерархическая лестница доведена сознанием до конца. Едва только мысль отвлекается от Бога и сосредотачивается на мире, его единство исчезает: ибо в нём самом, в этом мире, нет никакого объединяющего начала, никакой общей точки притяжения» [14, с. 89]. Именно такое видение мира отражается в духовных письмах церковных писателей. Те-оцентризм обнаруживает себя, прежде всего, на уровне лексики: слова Бог и Господь - самые частотные. Тропеистика также показывает теоцентристское мировосприятие авторов. Метафоры и аллегории часто обращают нас к Богу, Богородице, Святым, библейским событиям; в текстах достаточно много интертекстовых Евангельских тропов и тропов, встречающиеся в святоотеческой литературе. Так, например, в текстах духовных писем мы видим образ дерева как аллегории жизни, характерный для библейских текстов и для трудов Святых Отцов: «Духовная жизнь подобна дереву, сказали святые отцы, без листьев, т. е. без трудов плодов не бывает, однако и без плодов дерево посекается» (Схиигумен Иоанн (Алексеев). «Письмо Е.А. Армфельт». 20. 01. 1951 г.). Важно сказать также о том, что теоцентрированным становится и общение автора с адресатом писем, с обеих сторон мы наблюдаем обращение к теологическим темам. Это видно, прежде всего, по ответам на вопросы, по продолжению развития темы, заданной корреспондентом, по тем советам, которые дает автор - церковный писатель. О таком общении Ю.Н. Варзо-нин писал: «Теоцентрированное общение <...> обеспечивается христианской этической системой, строго согласованной с христианским вероучением. <...> Коммуникативный акт в условиях теоцентрического типа риторической модели характеризуется не только горизонтальной связью (между самими коммуникантами), но и вертикальной (связь между человеком и Богом)» [15, с. 231]. В связи с этим отметим, что ориентированность корреспондентов на христианские этические постулаты видится в частом обращении к Заповедям Ветхого Завета и к Евангельским Заповедям Блаженства. Обратимся к примеру из письма схиархимандрита Серафима (Романцова): «Господь наш Иисус Христос две исходные заповеди изрек ученикам Своим: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14: 27). И паки: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13: 34)» («Письма к сестрам Лебединского монастыря»).

Говоря о таком параметре жанра духовных писем, как цель, отметим, что для авторов главным становится наставление читателя на путь христианских добродетелей и отвращение от греха: «И смирение, опять, приобрести трудно, но, по крайней мере, стремись к нему и укоряй себя, как мытарь. Это могут делать все. Надо со грехом бороться всегда и укорять себя за неисправность и грехи, и смиряться, и оплакивать, за это Господь и помилует» (Архиепископ Варлаам (Ряшенцев)). Анализ писем показывает, что церковные писатели призывают адресата к смирению, покаянию, любви к Богу и ближнему, заботе о душе, доброделанию, всемерному удалению от греха, спасению души. Цель жанра духовного письма можно охарактеризовать как духовно-нравственную. Специфика духовного письма определяется и такими параметрами жанра, как автор и адресат. Корреспонденты писем - христиане. Авторы - духовные лица, церковные писатели. В исследованном нами материале - это монахи, настоятели мужских монастырей и епископы. Адресаты писем - православные верующие, священнослужители, монахи, монахини, студенты высших духовных образовательных учреж-

дений, редко - неверующие люди. Коротко скажем о композиции. Структура не отличается жесткостью, однако в большинстве духовных писем мы видим наличие ряда компонентов. Это зачин, который содержит приветствие и обращение. Далее обычно следует благопожелание. Причём, характер благопожеланий отличается от пожеланий в других частных письмах. Обычно в духовных письмах автор желает помощи Божией, веры, дарования высших (духовных) благ, милости и благословения Божиих. Например: «Дорогая Мария! Да умножается непрестанно на тебе благословение свыше и мир Христов да царствует в душе твоей» (Архимандрит Софроний (Сахаров). «Письмо М.С. Калашниковой»). Далее следует основная часть, которая в целом носит вероучительный характер. Здесь автор может отвечать адресату на вопросы, в основном касающиеся веры в Бога, стяжания христианских добродетелей и удаления от греха; говорить об основах христианского вероучения; предостерегать от пагубных поступков; давать духовные советы; наставлять в правилах христианской жизни. В основной части встречаются развёрнутые рассуждения о жизни христианина, духовном совершенствовании, добродетелях, молитве, борьбе с пороками и страстями, спасении души. Отметим, что в духовных письмах иногда редуцируется приветствие и обращение. Обычно это происходит при рассмотрении автором какой-то одной темы от письма к письму, в тексте, являющемся продолжением изложения мыслей по заданной теме. В финале духовного письма зачастую подводится итог рассуждениям, делаются выводы, автор призывает читателя к соразмышлению; здесь мы можем встретить прямое наставление. Обычными для концовки становятся благопожелания, например: «Будь здрава и хранима Богом» (Схиигумен Иоанн (Алексеев). «Письмо Е.А. Армфельт». 18.09.1949 г.); «Божие благословение всем Вам и близким Вашим» (Архимандрит Иоанн Крестьянкин. «Письмо Н.П.». 1991 г.). Духовные письма обычно заканчиваются фразами, указывающими на автора письма, например: «Твой сомолитвенник многогрешный схиигумен Иоанн» (Схиигумен Иоанн (Алексеев). «Письмо Е. А. Армфельт». 18.09.1949 г.).

Из языковых особенностей жанра духовного письма важно отметить аллегоричность. Церковные писатели тяготеют к иносказанию, прежде всего, потому, что иносказаниями насыщены тексты Нового Завета, святоотеческая литература и молитвы -это те произведения, к которым постоянно обращены церковные писатели, произведения, которые во многом определяют мировоззрение авторов и язык их писем. Аллегория становится ведущей в выражении духовного и морального смыслов, с ее помощью авторы наставляют на путь добродетели, разъясняют христианское вероучение, помогают духовному совершенствованию, показывают, как обрести душевный мир: «Милостив Господь! Я хочу верить, что Он защитит Вас и не допустит быть захваченной сетью лукавого. А Вы, избавившись от неё, переживши душевный мрак, воспрянете крыльями чистой души ко Христу, стряхнете духовную сонливость и опять в бодрости, легкости и радости идите за своим Спасителем Господом. А пережитое пусть останется в памяти, чтобы всегда знать о сети, около которой Вы стояли, и всег-

Библиографический список

да любить и благодарить Христа, охраняющего и спасающего Вас» (Епископ Григорий (Лебедев). «Письмо Е.В. Померанцевой». 18.06.1930 г.). Еще одна элокутивная черта духовных писем - это метафоричность. Как и для аллегории, для метафоры основной функцией становится смыслообразующая. Как и к аллегории, к метафоре церковные писатели часто прибегают, чтобы наставить на христианский путь - путь к Богу и Евангельским истинам, спасению души: «Итак, воспользуйся этой привилегией твоего возраста и с силою никогда не увядающего порыва устремись всем умом, всем сердцем к Вечному, к твоему Отцу» (Архимандрит Софроний (Сахаров). «Письмо М.С. Калашниковой»).

Из фигур наиболее частотно перечисление; оно может использоваться для усиления изобразительности, убедительности речи: «Поймешь и то, как суетно все земное, что твоя привязанность к земле, ссоры, огорчения из-за вещей, из-за дел, из-за слов - так все это ничтожно, так не стоит из-за всего этого огорчаться, ссориться и терять из-за этого мир душевный, а может быть, и спасение» (Игумен Никон (Воробьев). «Письмо Комаровым»). Поскольку духовные письма дидактичны и авторы обычно призывают читателя к размышлению, в них используются риторические вопросы и вопросно-ответные конструкции. Помимо дидактической, эти фигуры выполняют смыслообразующую, текстообразующую и, что весьма важно, аргументативную функцию: «Я указывал Вам не поддаваться безрадостности и глубоко в душе хранить несомненные ценности. Этот совет будет всегда жизненен. Что надо прибавить к нему? Первое: относитесь покойнее ко всяким «сдвигам» жизни. Это и есть жизнь. Самая подлинная, неприкрашенная» (Епископ Григорий (Лебедев). «Письмо Вере». 27.11.1932 г.). По причине установки на поучение адресата частотно также использование лексического повтора: «Потерпи скорби, болезни, и тяготы, и обиды в этой жизни, потерпи без ропота - и наследуешь царствие Божие» (Игумен Никон (Воробьев). «Письмо Комаровым»).

Подводя итоги, скажем, что духовные письма - это, прежде всего, проповедь веры. Отличительными чертами духовного письма как жанра русской словесности становится тео-центризм - отражающийся в текстах принцип религиозного мировоззрения авторов. Языковое воплощение жанра связано с этим принципом: большая часть как тропеических средств, так и фигуративных способствуют обращению человека к Богу и покаянию, приведению на путь спасения души. Главная элокутивная особенность духовных писем - это аллегоричность и, что важно, весьма специфичная: аллегории в текстах духовных писем создаются в Евангельских и святоотеческих традициях. Особенностью языка духовных писем становятся интертекстовые включения из Нового Завета и молитв. Здесь можно говорить о молит-венности текстов, насыщенных словами христианских молитв разных эпох. Говоря о перспективах дальнейшего исследования, отметим значимость комплексного описания жанра духовного письма и определения его лингвистического статуса. Предполагается рассмотрение духовного письма как жанра естественной письменной речи.

1. Каширина В.В. Духовное письмо как жанр (на примере оптинского эпистолярия). Духовный навигатор. 2009. Available at: http:// navigatorknig.ru/duxovnoe-pismo-kak-zhanr-na-primere-optinskogo-epistolyariya

2. Каширина В.В. Литературное наследие Оптиной Пустыни. Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Москва, 2007.

3. Воронин Т.Л. Художественные особенности эпистолярного наследия Феофана Затворника. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия III: Филология. 2007; Выпуск 2: 7-19.

4. Воронин Т.Л. Взгляд святителя Игнатия Брянчанинова на природу поэзии и поэтического вдохновения в контексте русского романтизма. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия III: Филология. 2006; 2: 12-21.

5. Смолина А.Н. Духовные письма Феофана Затворника: лингвостилистический аспект. Мир науки, культуры, образования: международный журнал. 2012; 5 (36): 271-275.

6. Смолина А.Н. Духовные письма игумена Никона (Воробьёва): особенности тропеической организации. Мир науки, культуры, образования: международный журнал. 2015; 4 (53): 326-329.

7. Смолина А.Н. Фигуративный синтаксис духовных писем игумена Никона (Воробьева). Мир науки, культуры, образования: международный журнал. 2015; 5 (54): 389-393.

8. Лебедева Н.Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования. Вестник БГПУ. Гуманитарные науки. Издательство БГПУ, 2001; № 1: 4-10.

9. Шмелева Т.В. Речевой жанр. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. Москва: Флинта: Наука: 573-574.

10. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: учебное пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 1997.

11. Волков А.А. Курс русской риторики. Москва: Издательский дом «Русская панорама»; Издательство «Кафедра», 2013.

12. Горячев А.П., Носов И.П. Ценностно-духовное содержание правосознания. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2007; № 3: 9-13.

13. Душин О.Э. Культура европейского Средневековья: учебное пособие. 2009. Available at: http://www.spho.ru/library/58

14. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Санкт-Петербург: Мифрил, 1995.

15. Варзонин Ю.Н. Когнитивно-коммуникативная модель риторики. Диссертация ... доктора филологических наук. Тверь, 2001. References

1. Kashirina V.V. Duhovnoe pis'mo kak zhanr (na primere optinskogo 'epistolyariya). Duhovnyjnavigator. 2009. Available at: http://navigatorknig. ru/duxovnoe-pismo-kak-zhanr-na-primere-optinskogo-epistolyariya

2. Kashirina V.V. Literaturnoe nasledie Optinoj Pustyni. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Moskva, 2007.

3. Voronin T.L. Hudozhestvennye osobennosti 'epistolyarnogo naslediya Feofana Zatvornika. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya III: Filologiya. 2007; Vypusk 2: 7-19.

4. Voronin T.L. Vzglyad svyatitelya Ignatiya Bryanchaninova na prirodu po'ezii i po'eticheskogo vdohnoveniya v kontekste russkogo romantizma. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya III: Filologiya. 2006; 2: 12-21.

5. Smolina A.N. Duhovnye pis'ma Feofana Zatvornika: lingvostilisticheskij aspekt. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya: mezhdunarodnyj zhurnal. 2012; 5 (36): 271-275.

6. Smolina A.N. Duhovnye pis'ma igumena Nikona (Vorob'eva): osobennosti tropeicheskoj organizacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya: mezhdunarodnyj zhurnal. 2015; 4 (53): 326-329.

7. Smolina A.N. Figurativnyj sintaksis duhovnyh pisem igumena Nikona (Vorob'eva). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya: mezhdunarodnyj zhurnal. 2015; 5 (54): 389-393.

8. Lebedeva N.B. Estestvennaya pis'mennaya russkaya rech' kak ob'ekt lingvisticheskogo issledovaniya. Vestnik BGPU. Gumanitarnye nauki. Izdatel'stvo BGPU, 2001; № 1: 4-10.

9. Shmeleva T.V. Rechevoj zhanr. Kul'tura russkojrechi: 'Enciklopedicheskijslovar'-spravochnik. Moskva: Flinta: Nauka: 573-574.

10. Gorshkov A.I. Russkaya slovesnost': Ot slova k slovesnosti: uchebnoe posobie dlya uchaschihsya 10-11 kl. obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Prosveschenie, 1997.

11. Volkov A.A. Kurs russkojritoriki. Moskva: Izdatel'skij dom «Russkaya panorama»; Izdatel'stvo «Kafedra», 2013.

12. Goryachev A.P., Nosov I.P. Cennostno-duhovnoe soderzhanie pravosoznaniya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2007; № 3: 9-13.

13. Dushin O.'E. Kul'tura evropejskogo Srednevekov'ya: uchebnoe posobie. 2009. Available at: http://www.spho.ru/library/58

14. Bicilli P.M. 'Elementy srednevekovojkul'tury. Sankt-Peterburg: Mifril, 1995.

15. Varzonin Yu.N. Kognitivno-kommunikativnaya model'ritoriki. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Tver', 2001.

Статья поступила в редакцию 29.03.16

УДК 81.38

Smolina A.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia),

E-mail: angelic2009@mail.ru

LANGUAGE FEATURES OF A RUSSIAN SPIRITUAL LETTER. The paper analyses the epistolary heritage of the spiritual writers of the 20th century. Elocutive means are in the focus of the author's attention. The paper presents results of the research study of functioning of such figures of speech as allegory, metaphor and comparison. The analyzed stylistic figures are enumeration, rhetorical question, question-answer move, antithesis, lexical repetition, aposiopesis. The main stylistic functions of the elocutive means are didactic, figural, characterological, meaning-generating, text-forming, the function of expressing the implication. With the help of illustrative material, the author demonstrates that in the spiritual letters the figures and tropes become an important way of expressing moral and spiritual meanings. One of the most important purposes of using the figures and tropes (as analysis of the examples shows) is strengthening the instructive beginning, the effectiveness of spiritual guidance.

Key words: spiritual letter, allegory, metaphor, comparison, rhetorical question, question-retaliatory move, repetition, antithesis, aposiopesis, stylistic function.

А.Н. Смолина, канд. филол. наук, доц. Сибирского федерального университета, г. Красноярск,

E-mail: angelic2009@mail.ru

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ДУХОВНОГО ПИСЬМА

В статье анализируется эпистолярное наследие церковных писателей XX века. В центре внимания автора находятся эло-кутивные средства. В работе представлены результаты изучения функционирования таких тропов, как аллегория, метафора, сравнение. Из стилистических фигур рассматриваются перечисление, риторический вопрос, вопросно-ответный ход, антитеза, лексический повтор, апозиопезис. Основные выявленные стилистические функции элокутивных средств - дидактическая, изобразительная, характерологическая, смыслообразующая, текстообразующая, функция выражения подтекстовой информации. С помощью иллюстративного материала показывается, что в русских духовных письмах тропы и фигуры становятся важным способом выражения нравственного и духовного смыслов. Одной из наиболее важных целей использования тропов и фигур (как показывает анализ текстов) является усиление поучительной составляющей, действенности духовных наставлений.

Ключевые слова: духовное письмо, аллегория, метафора, сравнение, риторический вопрос, вопросно-ответный ход, лексический повтор, антитеза, апозиопезис, стилистическая функция.

Жанры гомилетической и эпистолярной духовной словесности отличаются поучительной направленностью, что объясняет риторическую организацию текстов проповедей, посланий, духовных писем и обращение авторов к элокутивным средствам языка. О духовном письме можно говорить как о риторическом жанре, поскольку при анализе духовных эпистолярных текстов выявляются признаки, указывающие на их риторичность. Т.В. Анисимова о текстах риторического характера писала: «Ориентация риторических текстов на целесообразное воздействие на аудиторию делает их особым явлением среди текстов, что проявляется и в содержании (системе аргументации), и в построении (композиции), и в стиле (словесной оболочке)» [1, с. 182]. Духовные письма риторическими произведениями делает, прежде всего, присутствие в них тезиса доказательства, аргументов, элокутивных средств, особого построения.

Элокутивные особенности духовных писем связаны с их вероучительной направленностью, со стремлением авторов помочь читателю в духовном совершенствовании, укреплении в вере, стяжании добродетелей, удалении от греха, спасении души. Более всего духовные письма от других типов писем в языковом отношении отличает обращение авторов к православной лексике, цитатам из Евангелия и святоотеческой литературы, аллюзиям к библейским событиям. Также отличие наблюдается в использовании авторами аллегорий и метафор, обращающих читателя к Богу, библейским образам, Евангельским заповедям и событиям. Здесь важно сказать следующее: изучение эпистолярного наследия русских церковных писателей (особенно в сопоставлении с эпистолярием русских классиков, например, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского) показывает справедливость утверждения И.А. Есаулова о том, что «евангельский текст, а так-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.