Научная статья на тему 'Духовно-ценностные аспекты молодежного туризма в современной России'

Духовно-ценностные аспекты молодежного туризма в современной России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
154
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Иванова Л. Ф.

Молодежный туризм: основные функции и направления. Проблемы и перспективы развития молодежного туризма в Российской Федерации. Духовно-нравственные и патриотические ориентиры как основа концепции развития молодежного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-ценностные аспекты молодежного туризма в современной России»

ДУХОВНО-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Иванова Л.Ф.*

Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Молодежный туризм: основные функции и направления. Проблемы и перспективы развития молодежного туризма в Российской Федерации. Духовно-нравственные и патриотические ориентиры как основа концепции развития молодежного туризма.

Несмотря на обилие классификаций туризма, что вызвано многогранностью этого феномена и прикладными задачами выделения тех или иных оснований, во многих классификациях указывается юношеский и молодежный туризм. Это объясняется тем, что специфические качества, присущие молодежи, такие как мобильность, выносливость, любознательность, непритязательность, позволяют представлять потенциально эту социально-демографическую группу как наиболее энергичный и творческий субъект социокультурного развития.

Туризм для молодежи, выполняет те же функции, что и в целом данный социокультурный феномен играет в жизни всех, участвующих в этой деятельности, обеспечивая рациональное использование свободного времени. Рекреационная функция направлена на освобождение человека от чувства усталости путем смены обстановки и видов деятельности, восстановление сил. При этом отдых молодежного сегмента специфичен. О молодежи можно говорить как об аудитории «нового типа», интересы которой фокусируются на пересечении границ: они одновременно выбирают этническую и мировую, популярную и высокую, традиционную и современную культуру, в том случае, если она доставляет удовольствие [1]. Просветительная функция выражается в неограниченных возможностях для расширения познавательного горизонта и творчества. Коммуникативная функция проявляется уже в процессе организации путешествия, что является нечастым явлением в других досуговых сферах. Плюс непринужденное общение во время занятия спортивными и другими видами туризма и обмен впечатлениями и информацией о каких-либо событиях, интересах и увлечениях, сопоставление оценок и мнений.

В силу разнообразия проявлений туризма этот феномен занимает важное место в досуге молодежи. Спортивный и экстремальный туризм наиболее популярны у молодежи, так как дарят новизну ощущений и возможности проверки своей выносливости и других волевых и физических качеств. Подвиды культурно-познавательного туризма в путешествиях по своей

* Доцент кафедры Истории и архивоведения, кандидат педагогических наук, доцент.

стране стимулируют национальную гордость за историко-культурное наследие. Происходит закрепление общенациональных гражданско-правовых и нравственно'-культурных ценностей. И если, например, краеведческий туризм, подчеркивает своеобразие локальных культур и содействует росту патриотизма и интереса к истории и культуре родного края, то в международном туризме знакомство с общемировым культурным наследием стимулирует уважение к другим культурам, служит принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур нашего мира. Важность таких путешествий в условиях диалектического единства глобализации мировых процессов и регионализации социокультурного пространства бесспорна. Популярность образовательного туризма в среде молодежи стремительно растет. Эта общемировая тенденция в сторону «полезного отдыха» подхвачена и российской молодежью. Цели языковых программ, ознакомительных поездок в учреждения, организации и предприятия, научных и учебных стажировок, участия в семинарах, конференциях, конгрессах, творческих мастерских - обмен опытом и получение новой профессионально важной информации - часто комбинируются с экскурсионно-ознакомительными. Фестивальный, или событийный, сельский, или агротуризм, экологический туризм и другие форматы путешествий, в которых активно участвует молодежь, говорят о том, в системе мирового туристского развития особое и значительное место на сегодняшний день отводится молодежному туризму. По данным исследования, проведенного Конфедерацией молодежного, студенческого и образовательного туризма (World Youth, Student and Educational Travel Confederation, WYSE) и Всемирной туристской организацией (UNWTO), молодые путешественники представляют собой один из наиболее растущих сегментов индустрии туризма, на него приходится 20 % всех международных тур-прибытий. 80 % путешествующей молодежи возвращается домой более толерантными к другим культурам [2]. Называя молодых путешественников «законодателями мод» в области туризма, всегда готовыми исследовать новые направления, эксперты WYSE и UNWTO призывают профессионалов сферы туризма обратить особое внимание на эту категорию туристов. Определяются ключевые тенденции молодежных путешествий, обновляется информация об основных характеристиках молодых туристов, разрабатываются специальные «молодежные» туристские маршруты - спортивные, приключенческие и т.п., предлагаются специальные пакеты туров или услуг со скидками, появляется все больше хостелов и других бюджетных мест размещения - все это открывает возможности для молодых путешественников стран, в первую очередь, экономически стабильных, участвовать в туристских программах.

Россия, несмотря на ее огромнейший природный и историко-культурный потенциал, сильно отстает от лидирующих позиций в сфере туризма: показатели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию в 2010 г. -2,1 млн., в 2011 г. - 2,3 млн. [3], что в десятки раз меньше показателей тур-

прибытий, например, во Францию. Внутренний туристский поток составил в 2010 г. - 34,7 млн., в 2011 г. - 36 млн. [4], а выезд российских граждан из страны с турцелями составил 14,5 млн. [3]. Когда как в США, например, лишь 5 % от всех американских туристических поездок - зарубежные, остальные 95 % совершаются внутри страны [5]. Общие тенденции, характерные для международного и внутреннего туризма России, присущи и развитию молодежного туризма. В Советском Союзе, молодежный туризм хотя и рассматривался в качестве средства идеологического воздействия на личность, но цели массовых туристских предприятий, например, таких как всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи, состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке. Молодежный туризм был важным средством развития массовой физической культуры. А несравнимо высокую активность путешествий молодежи по Советскому Союзу нельзя сводить лишь к закрытости страны, также как и низкую оценку поездок с турцелями молодого поколения по современной России нельзя объяснить огромными возможностями путешествовать по миру. Нет стимулов, реальной поддержки, просветительских программ, систем льгот для молодежи, недостаточно оборудованных маршрутов экологического, познавательного, спортивно-оздоровительного туризма, практически нет молодежных туристских комплексов.

Последние два десятилетия в России - время смены ценностных ориентиров. Туризму должна отводиться важная роль в нравственном и патриотическом воспитании молодежи. Ценности личности системно, последовательно и глубоко формируются посредством практически всех видов туризма.

Исходя из данных проведенного исследования по анализу практики туризма среди студентов 1-5 курсов вузов г. Казани были сделаны выводы по характеристикам идеального типа молодого туриста, по доминирующим туристским мотивам, по увеличению туристской мобильности молодежи и расширении географического ареала путешествий, по влиянию опыта путешествий на образ жизни. Исходя из этого были определены ценности, которые должны быть основой концепции развития молодежного туризма: патриотизм, здоровье, образование, труд, творчество, толерантность, красота, гармония, природа, человечество, и сформулированы компетенции, которые формируются благодаря различным видам туризма. Например, благодаря спортивному и экстремальному туризму у молодого поколения формируются способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата, формируется желание непрерывного физического и духовнонравственного самосовершенствования, укрепление воли и способности к преодолению трудностей. Благодаря культурно-познавательному принимается потребность в духовном освоении культуры мира, пониманию смысла своей жизни, осознание ценности человеческой жизни, свободолюбие как

способность к сознательному личностному и гражданскому самоопределении. Благодаря краеведческому туризму укрепляется чувство личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями, принимаются базовые национальные ценности, национальные духовные традиции. Комплексные мероприятия, такие как разработка новых спортивных и культурных маршрутов, организация краеведческих походов, исторических и естественнонаучных экскурсий, создание молодежных тур-клубов, спортивно-туристских комплексов, участие в международных молодежных туристских проектах станут условиями успешного развития молодежного туризма, который уже в ближайшей перспективе сможет решить комплекс задач по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, которая будет знать, любить свою Отчизну, гордиться ей. Что, в свою очередь, поможет создать и укрепить имидж России как современного, высокоразвитого и, что довольно актуально, гостеприимного государства.

Список литературы:

1. Абалкина А. Социальный маркетинг в «цивилизации досуга» // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. Практическое пособие. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. 224 с.

2. Research: Youth Travel Fast Facts [Электронный ресурс] // World Youth, Student and Educational Travel Confederation. - Режим доступа: www.wysetc. org/?page=facts (дата обращения: 10.11.2012).

3. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russiatou-rism.ru/rubriki/-1124140228/ (дата обращения: 18.11.2012).

4. Состояние статистики внутреннего туризма в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://statistics.unwto.org/sites/all/fi-les/pdf/russian_domestic.pdf (дата обращения: 10.12.2012).

5. Голдфри Харрис, Кеннет Кац. Стимулирование международного туризма в XXI веке. - М.: «Финансы и Статистика», 2000.

ОСОБЕННОСТИ ДОСУГОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ © Крестьянинова А.А.*

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

В статье рассматривается современное состояние молодёжного досуга, досуговые предпочтения молодёжи и проблемы развития досуга.

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.