Научная статья на тему 'Выявление эффективных инструментов развития молодежного туризма в российской Федерации'

Выявление эффективных инструментов развития молодежного туризма в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
478
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / МИЛЛЕНИАЛЫ / «ПОКОЛЕНИЕ Z» / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / Е-ТУРИЗМ / YOUTH TOURISM / STUDENT TOURISM / MILLENNIALS / “GENERATION Z” / TOURIST INDUSTRY / E-TOURISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Насретдинова Азиза Салаватовна, Хайруллина Эльмира Робертовна

В статье уточнены и приведены определения таких понятий, как «молодежный туризм», «студенческий туризм», «туризм миллениалов», «туризм “поколения Z”». Приведены функции молодежного туризма, такие как: укрепление экономики дестинации за счет внутренних и въездных молодежных туристов; знакомство с историческим и культурным наследием страны и других государств; актуализация в молодых людях чувство национального самосознания и патриотизма, но одновременно воспитания уважения и терпимости к быту и обычаям других национальностей и народов, обеспечения многостороннего развития личности. Перечислены виды молодежного туризма: студенческий туризм, туризм миллениалов; туризм «поколения Z». Проанализированы глобальные тенденции каждого из этих видов туризма. В статье акцентируется внимание на молодежном туризме как составляющей системы молодежной политики России. Системный подход описывается как прикладная технология в содействии духовному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, воспитанию у нее общественного сознания и патриотизма. Исследованы характерные черты миллениалов, а также сформулированы их основные потребности в путешествиях: формирование спроса «здесь и теперь»; необходимость подключения к скоростному Интернету; потребность постоянно поддерживать связь со своими гостями (социальные сети, приложения, смс-рассылка и дайрект-мейл, промоакции и т. п.); необходимость знать своих посетителей (как потенциальных, так и реальных): формировать базы данных, проводить маркетинговые исследования; потребность персонализировать продукты, услуги и опыт; весомость е-маркетинга. Оценена ситуация развития молодежного туризма в России, которая характеризуется слабой активностью. Даны рекомендации по активизации молодежного туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Насретдинова Азиза Салаватовна, Хайруллина Эльмира Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление эффективных инструментов развития молодежного туризма в российской Федерации»

УДК 379.85 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4-502-509

Выявление эффективных инструментов

развития молодежного туризма в Российской Федерации А. С. Насретдинова, Э. Р. Хайруллина

Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань

В статье уточнены и приведены определения таких понятий, как «молодежный туризм», «студенческий туризм», «туризм миллениалов», «туризм "поколения Z"». Приведены функции молодежного туризма, такие как: укрепление экономики дестинации за счет внутренних и въездных молодежных туристов; знакомство с историческим и культурным наследием страны и других государств; актуализация в молодых людях чувство национального самосознания и патриотизма, но одновременно воспитания уважения и терпимости к быту и обычаям других национальностей и народов, обеспечения многостороннего развития личности. Перечислены виды молодежного туризма: студенческий туризм, туризм миллениалов; туризм «поколения Z». Проанализированы глобальные тенденции каждого из этих видов туризма. В статье акцентируется внимание на молодежном туризме как составляющей системы молодежной политики России. Системный подход описывается как прикладная технология в содействии духовному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, воспитанию у нее общественного сознания и патриотизма. Исследованы характерные черты миллениалов, а также сформулированы их основные потребности в путешествиях: формирование спроса «здесь и теперь»; необходимость подключения к скоростному Интернету; потребность постоянно поддерживать связь со своими гостями (социальные сети, приложения, смс-рассылка и дайрект-мейл, промоакции и т. п.); необходимость знать своих посетителей (как потенциальных, так и реальных): формировать базы данных, проводить маркетинговые исследования; потребность персонализировать продукты, услуги и опыт; весомость е-маркетинга. Оценена ситуация развития молодежного туризма в России, которая характеризуется слабой активностью. Даны рекомендации по активизации молодежного туризма в России.

Ключевые слова: молодежный туризм, студенческий туризм, миллениалы, «поколение Z», туристическая индустрия, е-туризм.

Identification of effective tools for youth tourism development in the Russian Federation

A. S. Nasretdinova, E. R. Khairullina

Kazan National Research Technological University, Kazan

The article clarifies and provides definitions of such concepts as "youth tourism", "student tourism", "tourism of the millennials", "tourism of "Z generation". The following functions of youth tourism are given, such as: strengthening the economy of the destination through domestic and inbound youth tourists; acquaintance with the historical and cultural heritage of the native country and other states; actualization in young people of a sense of national identity and patriotism, but at the same time fostering respect and tolerance for everyday life and customs of other nationalities and peoples, ensuring multilateral personality development. The types of youth tourism are listed: student tourism, tourism of the millennials, tourism of "Z generation". The global trends of each of these types of tourism are analyzed. The article focuses on youth tourism as a component of the youth policy system in Russia. The systematic approach is described as an applied technology in promoting the spiritual, intellectual and physical development of youth, educating them in public consciousness and patriotism. The characteristic features of millennials are studied, and their basic travel needs are formulated: the formation of demand "here and now"; the need to connect to high-speed Internet; the need to constantly keep in touch with your guests (social networks, applications, SMS distribution and direct mail, promotions, etc.); the need to know your visitors (both potential and real): create databases, conduct marketing research; the need to personalize products, services and experience; the importance of e-marketing. The situation of development of youth tourism in Russia, which is characterized by weak activity, is assessed. Recommendations on the activation of youth tourism in Russia are given.

Keywords: youth tourism, student tourism, millennials, "Generation Z", tourist industry, e-tourism.

Введение

За последние годы произошли ощутимые трансформации социально-демографического портрета потребителя туристических услуг. С одной стороны, наиболее численная категория будет диктовать тренды туристического спроса ближайшие 20 лет, им стало поколение молодых людей, родившихся как раз накануне или в 2000-х («миллениалы» от англ. Millennials, «поколение Z»), но, с другой стороны, наблюдается такое явление, как старение туристов, а именно - популярность путешествия на пенсии. Понимание поведенческих реакций новых категорий туристов и их потребностей - необходимое условие для развития туристических дестинаций и успешного функционирования турбизнеса.

В то же время на фоне глобального активизации молодежного туризма в России индустрия молодежного туризма остается малоактивной. Негативные тенденции в сфере туризма и путешествий российской молодежи усиливает отсутствие скоординированной государственной политики в развитии индустрии гостеприимства как таковой и нехватка профессиональных экономических, маркетинговых исследований потенциальных молодежных туристов.

Исследование современных тенденций развития туристической индустрии, в частности в сфере молодежного туризма, является актуальным для экономических организаций мира. Такие международные авторитетные организации, как Мировой экономический форум (World Economic Forum)1, Всемирная туристическая организация ООН (UNWTO)2 и Всемирный совет по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council)3 ежегодно публикуют отчеты с анализом современного состояния и прогнозами развития глобальной туристической индустрии.

На территории российского научного пространства анализом, систематизацией и определением видов туризма, их классификации, в частности по возрастным особенностям, занимаются такие ученые, как А. В. Квартальный, С. А. Красная и В. А. Черненко.

1 World Economic Forum: site. URL: https://www.weforum.org (accessed 10.02.2018).

2 World Tourism Organization UNWTO: site. URL: http:// unwto.org (accessed 30.01.2018).

3 World Travel & Tourism Council: site. URL: https://

www.wttc.org (accessed 11.20.2018).

Для обеспечения устойчивого развития молодежного туризма в России необходимо сначала выделить глобальные тенденции этого ведущего направления индустрии гостеприимства, а затем перейти к современным реалиям развития российского молодежного туризма.

Основной целью статьи является изобретение эффективных инструментов развития и активизации молодежного туризма как в мире, так и в России. Для этого предполагается разработка рекомендаций для субъектов туристической сферы России.

Материалы и методы исследования

Изложение основного материала. Молодежь страны является основой социально-экономического и инновационного развития любого государства. Молодежный туризм - это новый сектор туристической индустрии, ориентированный на юношество и подростков.

К молодежному туризму можно отнести молодежные путешествия, связанные с оздоровительной, спортивной, волонтерской, культурно-развлекательной деятельностью вне постоянного места жительства и учебы. Он характеризуется преимущественно активным, насыщенным и недорогим отдыхом, онлайн-планированием путешествий, более гибким графиком, частыми, но кратковременными поездками. Путешествия также открывают молодым людям возможности для роста и опыта в конкретной работе или образовательной сфере.

В функции молодежного туризма входят:

- укрепление экономики дестинации за счет внутренних и въездных молодежных туристов;

- ознакомление с историческим и культурным наследием страны и других государств;

- актуализация в молодых людях чувства национального самосознания и патриотизма, но одновременно воспитание уважения и терпимости к быту и обычаям других национальностей и народов,

- обеспечение многостороннего развития личности4 [5].

Путешествия как по стране, так и за границу могут дать подрастающему поколению:

4 Федеральный закон «О Государственной молодежной политике в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ& n=53754#08255730545840276 (дата обращения: 15.10.2019).

- возможность для повышения своего интеллектуального уровня;

- расширение мировоззрения;

- толерантность к разным культурам, религиям и традициям;

- способность воспринимать красоту окружающего мира;

- развитие коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни; формирование привычки путешествовать в контексте активного досуга в целом1 [5].

По возрастному признаку молодежный туризм можно разделить на три основные категории:

- студенческий туризм

- туризм миллениалов;

- туризм «поколения Z».

По исследованию UNWTO, в 2016 году студенческий туризм был представлен 270 млн туристов, что составило 23 % всех прибытий и повлекло 286 млрд долл. США затрат2. При этом количество путешествующих, как и сумма расходов этой категории, постоянно увеличивается (рис. 1).

Рис. 1. Студенческий туризм / Fig. 1. Student tourism

Миллениалы - в последнее время это определение широко используется для идентификации путешественников, которые относятся к мо -лодежи. По определению Всемирной туристской организации, это поколение, родившееся в 1980-1995 годы3. Однако это скорее маркетинговый термин, а не научный.

1 Федеральный закон «О Государственной молодежной политике в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ& n=53754#08255730545840276 (дата обращения: 15.10.2019).

2 Session 3: Change and Innovation: The Digital Revolution and the Millennial Traveller. 5th Global Summit UNWTO on City Tourism «Cities: Local Culture for Global Travellers». Luxor, Egypt, 1-2 November, 2016.

3 World Tourism Organization UNWTO: site. URL: http://

unwto.org (accessed 30.01.2018).

Ожидается, что миллениалы до 2020 года совершат 320 млн международных экскурсий, что на 47 % больше, чем в 2013 году, когда путешествующих было 217 миллионов. Каждый мил-лениал во время путешествия в среднем тратит 3217 долл. США против 3381 долл. США стар-

4

шего поколения .

Так, поколение миллениалов использует он-лайн-сервисы для планирования путешествий, как правило, не может определиться в своих потребностях в туристической поездке, активно использует социальные сети, любит фотографировать места посещения (в основном на мобильный телефон), предпочитает активные виды отдыха и имеет нестабильный доход.

Характерные черты миллениалов:

- выросли в глобализированном мире, с Интернетом, активно пользуются мобильными устройствами и социальными сетями;

- проживают преимущественно в городах;

- имеют разное отношение к работе и отдыху (60 % считают путешествия важной частью своей жизни5);

- стремятся к взаимодействию и коммуникации;

- ищут реальных впечатлений;

- стремятся делиться впечатлениями (в основном склонны выражать свои впечатления виртуально в Интернете, а не в реальной беседе);

- осуществляют 4-5 путешествий в год;

- осуществляют расходы выборочно;

- стремятся во время путешествия изучить жизнь и быт местного населения;

- готовы к экспериментам, предпочитают виды туризма, связанные с индустрией впечатлений;

- искренне верят, что могут изменить мир, в путешествиях предпочитают не навредить окружающей среде.

Учитывая особенности миллениалов, сформулируем их основные потребности в путешествиях:

- формирование спроса «здесь и теперь», однако спрос характеризуется эластичностью;

- необходимость подключения к скоростному Интернету (важная постоянное присутствие в онлайн);

- необходимость подключения к сети своих гостей (например, бесплатный беспроводной связи);

4 Session 3: Change and Innovation: The Digital Revolution and the Millennial Traveller. 5th Global Summit UNWTO on City Tourism «Cities: Local Culture for Global Travellers». Luxor, Egypt, 1 -2 November, 2016.

5 Там же.

- потребность постоянно поддерживать связь со своими гостями (социальные сети, приложения, смс-рассылка и дайрект-мейл, промоакции и т. п.);

- необходимость знать своих посетителей (как потенциальных, так и реальных): формировать базы данных, проводить маркетинговые исследования;

- потребность персонализировать продукты, услуги и опыт;

- весомость е-маркетинга.

МШептак - это поколение, управляемое онлайн, которое может легко путешествовать по Интернету. Это позволяет им узнать мнения и отзывы людей из другой части мира, которые всего несколько дней назад были в том же пункте назначения, останавливались в том же отеле или отправились в ту же поездку. Они быстро доверяют рецензиям и советам, даже если авторы совершенно незнакомы, и даже ценят их за комментарии самого заведения.

«Жизнь в интернет-сети». Одним из главнейших факторов в путешествиях является быстрое подключение к интернету, доступное круглосуточно. Миллениалы используют новые технологии не только для планирования поездки и чтения отзывов, но и для того, чтобы поделиться своим опытом во время поездки. От карт до платформ, которые позволяют разделять расходы, они хотят быть онлайн в любое время.

«В здоровом теле здоровый дух». Одной из тенденций миллениалов в сфере туризма является также ориентация на здоровую пищу.

%

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Многие путешественники осознают важность употребления в пищу натуральных и органических продуктов, поэтому они отдают предпочтение фруктам и овощам над нездоровой пищей. На самом деле, согласно опросу Nielsen по образу жизни поколений, 81 % миллениалов готовы платить больше за здоровую пищу.

«Путешествия - это развитие и опыт». Это поколение больше не видит праздники как обычный период расслабления и отдыха. Вот почему многие заменили традиционную поездку на солнце и пляж, которую они повторяли вместе со своими родителями, в города, острова и другие уголки мира, где они планируют открыть для себя новые культуры и познакомиться с уникальными людьми. Они ищут уникальный опыт и, прежде всего, вписываются в местную культуру.

Социальные ценности. Независимо от того, на чем сосредоточен туристический бизнес, туризм также связан с вкладом в местное сообщество. Для многих туристов сегодня приоритетным является то, чтобы их посещение оказало положительное влияние на местных жителей и наименее вредное воздействие на окружающую среду.

Если проанализировать факторы, влияющие на развитие туристического бизнеса в сфере молодежного туризма, то наиболее весомым положительным фактором будет показатель здравоохранения в дестинации, а самым негативным -терроризм (рис. 2).

-76

59

58

45

29

12I 11 13

□ Iii I

22

ii16 1оП 15 '3

□ IL □ I IL m Li ¿П IL

72

Экономическая нестабильность

Терроризм

Политическая нестабильность

Глобальные проблемы

Экологические проблемы

Рис. 2. Факторы, влияющие на развитие туристического бизнеса / Fig. 2. Factors affecting the development of the tourism business

«Поколение 2» - молодые люди, родившиеся 30 % населения мира, составляет 29 млн междупосле середины 90-х, которые составляют почти народных путешественников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности молодежной туристической индустрии:

1) 40 % всех расходов на путешествия приходятся на еду и напитки;

2) больше активностей в течение туристической поездки приходится на посещение кафе

и ресторанов, на шопинг, а посещение музеев отошло на место (рис. 3);

3) набирает популярность гастрономический и винный виды туризма (41 % представителей молодежи посещают виноградники, если есть такая возможность).

Кафе / рестораны

Шопинг

Посещение исторических памятников

Пешие прогулки/походы

Посещение музеев Н_]

0 10 20 30 40 50 60

Источник: Session 3: Change and Innovation: The Digital Revolution and the Millennial Traveller. 5th Global Summit UNWTO on City Tourism «Cities: Local Culture for Global Travellers». Luxor, Egypt, 1-2 November, 2016.

Рис. 3. Особенности молодежной туристической индустрии / Fig. 3. Features of the youth tourism industry

Результаты исследования

Относительно характеристик пола, в мире приобретает популярность женский одиночный туризм. Особенно эта тенденция характерна для миллениалов. На сегодняшний день около 80 % решений о совершении путешествия принимается именно женщинами. И если раньше женщина решала и мотивировала поехать в путешествие своего спутника или семью, сейчас все больше растет количество случаев одиночных женских путешествий. По данным исследований, 72 % американок осуществили одиночные путешествия в 2014 году1. Из-за того, что миллениалы используют социальные сети, онлайн-сайты и приложения для бронирования путешествий, индустрия туризма вынуждена постоянно меняться. Она должна идти в ногу с последними тенденциями и изменениями. Речь идет о том, чтобы иметь возможность пойти туда, куда вы хотите, и делать то, что вы хотите, а не зависеть от туристического автобуса или ограничиться выбором шведского стола. Но это также означает, что ни один маршрут не подходит всем - проблема, из-за которой туристической индустрии очень трудно подобрать универсальные туры под все виды туристов.

Миллениалы-путешественники уделяют больше внимания опыту. Они распределяют финан-

1 Burkhard S., Kow N., Fuggle L. Travel Trend Report 2017. Trekksoft ebook library. 2017. 39 г.

сы так, что предпочтут грандиозную поездку за границу торговому центру. Соответственно, при маркетинге для данного вида путешественников компании должны сосредоточиться на том, что туристы могут получить и ожидать от своего опыта в пункте назначения. Речь идет не только о том, что они получат, но и о том, какие эмоции они от этого получат.

Предприятиям необходимо учитывать местные аспекты своих услуг, чтобы выделяться. Это поколение, которое предпочитает мелкие семейные лавки или кафе, а не сети ресторанов и корпораций во время путешествий. Они предпочитают наслаждаться мелкими деталями всех локаций в путешествии, особенностями менталитета, что и делает их пункт назначения необычным.

Развитие молодежного туризма в России. По состоянию на 2016 год, в России проживает около 11500000 молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет, что составляет более 27 % населения2. Согласно исследованию Российского международного института социологии, которое проводилось в конце мая 2017 года, 44 % россияне от 18 до 29 лет не планировали вообще куда-то выезжать с целью путешествий и отдыха. За границу

2 Федеральный закон «О Государственной молодежной политике в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ& n=53754#08255730545840276 (дата обращения: 15.10.2019).

планировали путешествовать только 6 % молодых людей (рис. 4). Также очень большой процент молодых людей вообще никогда не выезжали за пределы России. А среди тех, кто выезжает -большинство, к сожалению, не с целью путешествий, а для трудоустройства [11].

Сколько туристы из России готовы заплатить за поездку, опубликовала исследование Visa Global Travel Intentions Международная платежная компания Visa и выяснила, каковы финансовые затраты на поездку людей из разных стран. В период с 2016 по 2017 год российские путешественники тратили 1 676 долларов за одну поездку - больше, чем европейские путешественники, которые тратят в среднем 1174 доллара. При этом 51 % бюджета расходуется до поездки, а 49 % - по месту назначения. 70 % россиян используют банковские карты при планировании своих поездок.

Какие страны привлекательны для россиян. За исключением всех стран СНГ (куда россияне ездят в основном на работу и навещают своих родственников), Турция является самой популярной страной для россиян со значительным отрывом. 3,9 миллиона российских туристов посетили страну в январе - сентябре 2017 года, и 4,9 миллиона за тот же период в 2018 году. Помимо Турции, наиболее популярными странами среди российских туристов являются: Китай, Таиланд, Испания, Греция, Италия, Кипр, Германия, ОАЭ, Тунис.

Топ-15 стран, которые больше всего посещали российские туристы в период с января по сентябрь 2018 года, за исключением региона СНГ: Турция 4907 (+ 24 %) Финляндия 2498 (+ 1 %) Китай 1449 (-2 %) Эстония 1 343 (+ 5 %) Германия 950 (+ 4 %) Италия 849 (+ 19 %) Польша 829 (-11 %) Испания 808 (+ 2 %) Таиланд 794 (+ 17 %) Греция 749 (+ 6 %) Кипр 695 (-6 %) ОАЭ 645 (+ 42 %) Тунис 558 (+ 22 %) Литва 498 (-1 %) Болгария 418 (-10 %)

Основные причины сложившейся слабой туристической активности россиийской молодежи:

- низкий уровень социально-экономического обеспечения молодежи;

- недостаток сформированного для российской молодежи туристического продукта и информации о нем;

- отсутствие культуры путешествия, которая формируется с детства.

Заключение

Учитывая глобальные тенденции увеличения доли молодежного туризма, с одной стороны, и наоборот, низкой активности в сфере туризма и путешествий российской молодежи, возникает острая необходимость в государственных и местных бюджетных программ для софинансирова-ния внутренних путешествий России для детей и молодежи, а также выделение на государственном уровне молодежного и детского туризма -в приоритетные виды развития туристической индустрии.

Предлагается ускорить принятие нового Закона России «О государственной молодежной политике», где молодежный туризм закреплен как одно из направлений государственной молодежной политики1.

Это прежде всего касается внедрения специализированных учебных туристических программ в учебных заведениях, в зависимости от возрастных и образовательных особенностей детей и молодежи. Такие программы должны включать в себя ознакомление детей и молодежи с туристическим потенциалом России. Они должны предусматривать транспортное обеспечение для молодежных туров, создание сети недорогих молодежных средств размещения, активизацию туристических обменов молодежными группами с целью обучения, стажировки и ознакомления с традициями и культурой других регионов, обмен спортивными командами и тому подобное.

Кроме того, представителям всех уровней власти необходимо обратить пристальное внимание на молодежный туризм как составляющую системы молодежной политики России и совместно выработать системный подход в содействии духовному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, воспитанию у нее общественного сознания и патриотизма.

1 Федеральный закон «О Государственной молодежной политике в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ& n=53754#08255730545840276 (дата обращения: 15.10.2019).

Литература

1. Илькевич С.В., Стрёмберг П., Сахарчук Е.С. Взгляд на российское образование в области туризма через призму парадигмы устойчивого туризма (подведение концептуальных итогов международного научно-практического семинара российско-норвежского проекта РГУТИС «Образование в области развития устойчивого туризма в России») // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 4. С. 15-26. DOI: 10.22412/1999-5644-10-4-2

2. Квартальный В.А. Туристика. М. : Сов. спорт, 2001. 288 с.

3. Михайлов С.А. Интеллектуальная система помощи туристу: сервис-ориентированная архитектура и реализация // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2019. Т. 19. № 3. С. 499-507. DOI: 10.17586/2226-1494-2019-19-3-499-507

4. Момотова О.Н., Шуанова М.А. Развитие международного туризма в России // KANT. 2013. С. 27-29. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-mezhdunarodnogo-turizma-v-rossii (дата обращения: 1.09.2019).

5. Низамутдинова Г.Ф., Хайруллина Э.Р. Развитие понятийно-образного мышления студентов, обучающихся по направлению 100200 «Туризм», в условиях мультимедийного представления информации // Вестник Казанского технологического университета. Казань, 2014. Т. 24. № 1. С. 370-374.

6. Суханова Н.Е. Роль и место туризма во внешней политике России // Власть. 2014. № 3. С. 111.

7. Фролова Н.В., Пахарев А.Н., Оборин М.С. Моделирование структуры факторов влияния на региональное развитие туризма и рекреации // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2015. № 2 (25). С. 51-58.

8. Хайруллина Э.Р., Низамутдинова Г.Ф., Вяткина И.В. Дополнительная профессиональная подготовка бакалавров по направлению «Туризм» в области информационных технологий. Казань : ООО «Центр инновационных технологий», 2014. 188 с.

9. Черненко В.А., Колпащикова Т.Ю. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации. СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2012. 210 с.

10. Шлапак В.С., Теодорович Н.Н., Денисов С.В. Роль компьютерных и информационных технологий в управлении туристскими компаниями // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Т. 7. № 2 (2015). DOI: 10.15862/167EVN215

11. Iksanova A., Khairullina E., Vyatkina I. Content and forms of recreational tourism. Proceedings of the VI all-Russian scientific and practical conference of young scientists, graduate students, undergraduates and students «Actual problems of the theory and practice of physical culture, sports and tourism», to the decade of the victory of Kazan in the bid campaign for the right to host the XXVII world summer Universiade 2013 and the 5th anniversary of the Universiade 2013, Volga Gafksit (Kazan), 2018, p. 748.

12. Kovaleva N.I., Valeyeva N.Sh., Avilova N.L., Kharisova G.M., Khayrutdinov R.R., Khairullina E.R., Shaikhlislamov A.K. (2015). Recommended Practices for Improving the Competitiveness of the Russian Education Services Market under the Conditions of the International. Review of European Studies, 7(4), 1. DOI: 10.5539/res.v7n4p1

References

1. Il'kevich S.V., Stremberg P., Sakharchuk E.S. Vzglyad na rossiiskoe obrazovanie v oblasti turizma cherez prizmu paradigmy ustoichivogo turizma (podvedenie kontseptual'nykh itogov mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara rossiisko-norvezhskogo proekta RGUTIS «Obrazovanie v oblasti razvitiya ustoichivogo turizma v Rossii») [Look at the Russian education in the field of tourism through the paradigm prism of sustainable tourism (Summarizing the conceptual results of international scientific-practical seminar of the Russian-Norwegian project of RSUTS « Education in the field of sustainable tourism development in Russia»)]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa = Universities for Tourism and Service Association Bulletin, 2016, vol. 10, no. 4, pp. 15-26 (In Russ.).

2. Kvartalnyi V.A. Turistika [Tourist]. Moscow, Sov. sport, 2001, 288 p.

3. Mikhailov S.A. Intellektual'naya sistema pomoshchi turistu: servis-orientirovannaya arkhitektura i realizatsiya [Intelligent tourist assistance system: service-oriented architecture and implementation]. Nauchno-tekhnicheskii vestnik informatsionnykh tekhnologii, mekhaniki i optiki = Scientific and Technical Journal of Information Technologies, Mechanics and Optics, 2019, vol. 19, no. 3, pp. 499-507. DOI: 10.17586/2226-1494-2019-19-3-499-507 (In Russ.).

4. Momotova O.N., Shuanova M.A. Razvitie mezhdunarodnogo turizma v Rossii [The development of international tourism in Russia]. KANT, 2013, pp. 27-29. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-mezhdunarodnogo-turizma-v-rossii (accessed 1.09.2019). (In Russ.).

5. Nizamutdinova G.F., Khairullina E.R. Razvitie ponyatiino-obraznogo myshleniya studentov, obuchayushchikhsya po naprav-leniyu 100200 «Turizm», v usloviyakh mul'timediinogo predstavleniya informatsii [The development of conceptual and figurative thinking of students studying in the direction of 100200 "Tourism" in the conditions of multimedia presentation of information]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta = Herald of Kazan Technological University, Kazan, 2014, vol. 24, no. 1. pp. 370-374. (In Russ.).

6. Sukhanova N.E. Rol' i mesto turizma vo vneshnei politike Rossii [The role and place of tourism in Russian foreign policy]. Vlast' = The Power, 2014, no. 3, p. 111. (In Russ.).

7. Frolova N.V., Pakharev A.N., Oborin M.S. Modelirovanie struktury faktorov vliyaniya na regional'noe razvitie turizma i rekreatsii [Modeling patterns of the factors that influence regional development of tourism and recreation]. Vestnik Permskogo universiteta. Seria Ekonomika = Perm University Herald. Economy, 2015, no. 2 (25), pp. 51-58. (In Russ.).

8. Khairullina E.R., Nizamutdinova G.F., Vyatkina I.V. Dopolnitel'naya professional'naya podgotovka bakalavrov po naprav-leniyu «Turizm» v oblasti informatsionnykh tekhnologii [Additional professional training of bachelors in the direction of "Tourism" in the field of information technology]. Kazan, OOO "Centre for Innovative Technologies", 2014, 188 p. (In Russ.).

9. Chernenko V.A., Kolpashchikova T.Yu. Razvitie kul'turno-poznavatel'nogo turizma v Severo-Zapadnom federal'nom okruge Rossiiskoi Federatsii [Cultural and educational tourism development in the North-West Federal District of the Russian Federation]. Saint Petersburg, SPbSSEU Publ. house, 2012, 210 p. (In Russ.).

10. Shlapak V.S., Teodorovich N.N., Denisov S.V. Rol' komp'yuternykh i informatsionnykh tekhnologii v upravlenii turistskimi kompaniyami [The role of computer and information technologies in the management of tourist companies]. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» = Internet-journal "Naukovedenie", 2015, vol. 7, no. 2. DOI: 10.15862/167EVN215 (In Russ.).

11. Iksanova A., Khairullina E., Vyatkina I. Content and forms of recreational tourism. Proceedings of the VI all-Russian scientific and practical conference of young scientists, graduate students, undergraduates and students «Actual problems of the theory and practice of physical culture, sports and tourism», to the decade of the victory of Kazan in the bid campaign for the right to host the XXVII world summer Universiade 2013 and the 5th anniversary of the Universiade 2013, Volga Gafksit (Kazan), 2018, p. 748. (In Eng.).

12. Kovaleva N.I., Valeyeva N.Sh., Avilova N.L., Kharisova G.M., Khayrutdinov R.R., Khairullina E.R., Shaikhlislamov A.K. (2015). Recommended Practices for Improving the Competitiveness of the Russian Education Services Market under the Conditions of the International Review of European Studies, 7(4), 1. DOI: 10.5539/res.v7n4p1 (In Eng.).

Статья поступила в редакцию 19.10.2019 г.; принята к публикации 15.11.2019 г.

Submitted 19.10.2019; revised 15.11.2019.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Хайруллина Э.Р., Насретдинова С.Н. Выявление эффективных инструментов развития молодежного туризма в Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 4. С. 502-509. DOI: 10.30914/20726783-2019-13-4-502-509

Об авторах

Хайруллина Эльмира Робертовна

доктор педагогических наук, профессор, Казанский национальный исследовательский технологический университет, декан факультета дизайна и программной инженерии, г. Казань, ОЯСШ ГО 0000-0002-2125-4283, elm.khair@list.ru

Насретдинова Азиза Салаватовна

магистр факультета дизайна и программной инженерии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г Казань, ORCID 0000-0002-1127-3560, aziza.iksanova@gmail.com

Citation for an article:

Khairullina E.R., Nasretdinova S.N. Identification of effective tools for youth tourism development in the Russian Federation. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 4, pp. 502-509. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4-502-509 (In Russ.).

About the authors Elmira R. Khairullina

Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Dean of the Faculty of Design and Software Engineering, Kazan National Research Technological University, Kazan, ORCID ID 0000-0002-2125-4283, elm.khair@list.ru

Aziza S. Nasretdinova

Master student of the Faculty of Design and Software Engineering, Kazan National Research Technological University, Kazan, ORCID 0000-00021127-3560, aziza.iksanova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.