Научная статья на тему 'Духовно-нравственный фактор конституционных трансформаций административных правоотношений'

Духовно-нравственный фактор конституционных трансформаций административных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административные правоотношения / конституция / государственное управление / духовно-нравственные ценности / конституционная реформа / функции административного права / цивилизационный критерий / нравственное государство / administrative legal relations / constitution / public administration / spiritual and moral values / constitutional reform / functions of administrative law / civilizational criterion / moral state.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабурин С.Н.

в статье с применением конкретно-исторического и логического методов, метода сравнительного анализа рассматриваются вопросы влияния конституционных изменений на содержание, объект и состав административных правоотношений. На конкретных примерах показывается, как конституционные реформы затрагивают институты и подотрасли административного права, особенно институт государственной службы. Именно совокупность таких установок образует единый объект правоотношений, ярко и недвусмысленно отражающий нравственную парадигму соответствующей эпохи. После конституционной реформы 2020 г. административные правоотношения в России не могут не учитывать в своей мировоззренческой природе, в целевых установках объектов правоотношений, в содержании правоотношений лежащее в основе деятельности государства сохранение памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства. Традиционной цивилизационной ценностью, требующей административно-правовой защиты, стало конституционное распространение защиты семьи, материнства, отцовства и детства на институт брака как союза мужчины и женщины. Аргументируется вывод, что духовно-нравственное начало имманентно присуще любому правоотношению, поскольку в качестве объекта правоотношения выступают установки, которыми руководствуются субъекты, вступая в правовое взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral factor of constitutional transformations of administrative legal relations

with the use of concrete-historical, logical, methods, the method of comparative analysis, the issues of the impact of constitutional changes on the content, object and composition of administrative legal relations are considered. Specific examples show how constitutional reforms affect the institutions and sub-branches of administrative law, especially the institution of the civil service. It is the totality of such attitudes that forms a single object of legal relations, which clearly and unambiguously reflects the moral paradigm of the corresponding era. After the constitutional reform of 2020, administrative legal relations in Russia cannot but take into account in their ideological nature, in the target settings of the objects of legal relations, in the content of legal relations, the preservation of the memory of ancestors who passed on to us ideals and faith in God, which is the basis of the state’s activities, as well as continuity in the development of the Russian state. The traditional civilizational value, which requires administrative and legal protection, has become the constitutional extension of the protection of the family, motherhood, fatherhood and childhood to the institution of marriage as a union of a man and a woman. The conclusion is argued that the spiritual and moral principle is inherent in any legal relationship, since the objects of legal relations are the attitudes that guide the subjects when entering into legal interaction.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственный фактор конституционных трансформаций административных правоотношений»

С.Н. Бабурин,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник -научный руководитель Центра интеграционных и цивилизационных исследований Института государства и права РАН

Б01:

S.N. Baburin,

Doctor of Law, Professor, Honored Scientist Worker of the Russian Federation, Chief Researcher - Scientific Director of the Center for Integration and Civilizational Studies of the Institute of State and Law of the RAS

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ФАКТОР КОНСТИТУЦИОННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Аннотация: в статье с применением конкретно-исторического и логического методов, метода сравнительного анализа рассматриваются вопросы влияния конституционных изменений на содержание, объект и состав административных П правоотношений. На конкретных примерах показывается, как конституционные

п реформы затрагивают институты и подотрасли административного права, особенно институт государственной службы. Именно совокупность таких установок образует единый объект правоотношений, ярко и недвусмысленно отражающий § нравственную парадигму соответствующей эпохи. После конституционной реформы в 2020 г. административные правоотношения в России не могут не учитывать в своей (X мировоззренческой природе, в целевых установках объектов правоотношений, в содержании правоотношений лежащее в основе деятельности государства сохранение ^ памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность § в развитии Российского государства. Традиционной цивилизационной ценностью, требующей административно-правовой защиты, стало конституционное распро-X странение защиты семьи, материнства, отцовства и детства на институт брака § как союза мужчины и женщины. Аргументируется вывод, что духовно-нравственное С начало имманентно присуще любому правоотношению, поскольку в качестве объекта ^ правоотношения выступают установки, которыми руководствуются субъекты,

вступая в правовое взаимодействие. ® Ключевые слова: административные правоотношения, конституция, государ-

ев ственное управление, духовно-нравственные ценности, конституционная реформа,

С

44

о

«V

CV

функции административного права, цивилизационный критерий, нравственное государство.

СЧ SPIRITUAL AND MORAL FACTOR

OF CONSTITUTIONAL TRANSFORMATIONS OF ADMINISTRATIVE LEGAL RELATIONS

Abstract: with the use of concrete-historical, logical, methods, the method of comparative analysis, the issues of the impact of constitutional changes on the content, object and composition of administrative legal relations are considered. Specific examples show how constitutional reforms affect the institutions and sub-branches of administrative

law, especially the institution of the civil service. It is the totality of such attitudes that

forms a .single object of legal relations, which clearly and unambiguously reflects the moral

paradigm of the corresponding era. After the constitutional reform of2020, administrative

legal relations in Russia cannot but take into account in their ideological nature, in the target ^

settings of the objects of legal relations, in the content of legal relations, the preservation ^

of the memory of ancestors who passed on to us ideals and faith in God, which is the basis s

of the state's activities, as well as continuity in the development of the Russian state. The g

traditional civilizational value, which requires administrative and legal protection, has g

become the constitutional extension of the protection of the family, motherhood, fatherhood j

and childhood to the institution of marriage as a union of a man and a woman. The conclusion S

is argued that the spiritual and moral principle is inherent in any legal relationship, since |

the objects of legal relations are the attitudes that guide the subjects when entering into ■©.

legal interaction. т

.g

Keywords: administrative legal relations, constitution, public administration, spiritual ^

and moral values, constitutional reform, functions of administrative law, civilizational x

criterion, moral state. 3

и

s

В современную эпоху возрастает важность построения | любых правоотношений, в том числе административных, на прочном т фундаменте традиционных духовно-нравственных ценностей. Не случайно Президент РФ В.В. Путин говорил о необходимости морали S

■о

и ценностей, об опоре на этику в деятельности государства, в его раз- |

с

витии, в межгосударственных отношениях. Напомнив, что ценности - | это продукт культурно-исторического развития каждой нации и про- ё дукт уникальный, он подчеркнул, что попытки ценностного диктата 1 «еще более осложняют и без того острую ситуацию и влекут обычно д обратную реакцию и обратный ожидаемому результат» [1, с. 379-380].

Духовно-нравственное начало имманентно присуще любому | правоотношению, поскольку в качестве его объекта выступают целевые установки, которыми руководствуются субъекты, вступая в правовое взаимодействие. Именно совокупность таких установок

s

X

образует единый объект правоотношений, ярко и недвусмысленно |

отражающий нравственную парадигму соответствующей эпохи, | когда политические идеалы нации формируют национальную идею, определяющую стратегию национального развития [2, с. 12]. 45

При многочисленных интерпретациях понятия «правоотношения» п оно остается специфической формой социального взаимодействия Ь субъектов права для реализации интересов и достижения результата, ^ предусмотренного законом либо не противоречащего закону или иным источникам права [3, с. 673]. К отличительным признакам правоотношений, отличающим их не только от общественных отношений неюридического характера, но и от юридически значимых отношений противоправного характера (правонарушений), относят

g S

правосубъектность лиц, реализующих в рамках правоотношений субъективные права и обязанности, и корреспондирующий характер прав и обязанностей субъектов правоотношений, при котором права одного субъекта непосредственно зависят от осуществления соответствующего обязательства контрагента [4, с. 353]. Правоотношения как урегулированные правом общественные отношения, возникающие в соответствии с законом или даже до закона, по отраслевому разграничению бывают конституционно-правовыми, административно-правовыми, гражданско-правовыми и т.д., но сегодня речь пойдет лишь о правоотношениях административно-правовых (административных).

При конституционных реформах социальные изменения фиксируются в конституционно-правовых отношениях, которые становятся базовыми для развития общества, но требуют отраслевой правореа-лизации. Особенно ярко изломы конституционных реформ проявля-„о ются в административных правоотношениях, поскольку основной смысл социальной и политической направленности перемен наиболее ощутим именно в государственно-управленческих отношениях, а складывающихся с участием органов исполнительной власти и иных § субъектов публичного и частного права, действующих в публичном § интересе и обладающих государственно-властными полномочиями. 2 Конституция всегда фиксирует основные предпосылки административных правоотношений, а конституционная реформа, трансформи-— руя данные предпосылки, меняет сами условия, с наличием которых § связано возникновение конкретного административного правоотно-^ шения. При этом следует согласиться с тем, что административная § юрисдикция не формирует правовых норм, а осуществляет их при-^ менение в конкретных ситуациях [5, с. 141].

Административные правоотношения, классифицированные о по различным основаниям, по своему юридическому характеру ^ могут быть материальными и процессуальными, по соотноше-С нию прав и обязанностей - вертикальными и горизонтальными.

Конституционные трансформации затрагивают все их виды, меняя 46 формы, методы, стадии и технологии самой управленческой дея-^ тельности [6, с. 215-231]. Как подчеркивал еще Н.И. Лазаревский, СЧ в деле создания современных государств, даже современных тесно ® сплоченных наций, административное единство сыграло в свое время ^ немалую роль [7, с. 2]. Остановимся в качестве примера на духовно-нравственной стороне изменений административных правоотношений при конституционных трансформациях России за последние полвека.

Можно выделить три этапа реформирования Конституции РФ: 1990-1992 гг., 1993 и 2020 гг. Это были три революции в отечествен-

ном праве и государственном строительстве, фиксировавшие трансформации духовно-нравственных ценностей общества.

Конституционная реформа СССР, а затем РСФСР, 1990-1992 гг.

была попыткой адаптировать систему Советов к формам европейского "л

парламентаризма, сконструировать в подражание Западу рыночную §

экономику и правовое социальное государство. Попытка учитывала д

отечественный историческии опыт последнего столетия и могла стать §

успешной, но осенью 1993 г. была пресечена государственным пере- |

воротом и вооруженным мятежом. I

Конституция 1993 г. закрепила отказ от социалистических

принципов государственного управления и общественного разви- §

тия. Российская Федерация была провозглашена демократическим §

правовым социальным государством при исключении из Конституции §

социально-экономических прав, самого механизма социального госу- ^

дарства, да и всех ценностей, кроме прав и свобод человека. |

Конституционная реформа 2020 г. стала российским ответом |

на кризис неолиберализма. Произошло конституционное укрепление -3

социального характера государства и возвращение в Конституцию о

традиционных духовно-нравственных ценностей. ё

На каждом этапе конституционных реформ происходило изме- 1

нение как объекта административных правоотношений, так и субъ- 3

ектного их состава, то в одном, то в другом направлении менялось 1

количество сторон правоотношений. С конституционной поправкой 1о

2020 г. вновь возобладала тенденция к трансформации односторонних "§

административных правоотношений в двусторонние, а то и в много- |

сторонние. Это объясняет и изменение содержания административных 5

правоотношений, т.е. фактического поведения их участников, всех 3!

ВО

наделенных правосубъектностью лиц, реализующих субъективные §

права и обязанности по отношению друг к другу. С полным на то |

основанием отмечается изменение такого признака правоотношений, |1

как их идеологический (мировоззренческий) характер. После 1993 г. *

в России основное место в идеологии вместо классового подхода за- 47 няло мировоззрение перехода к рыночным отношениям и свободному

предпринимательству [8, с. 598; 9, с. 178], что с поправкой 2020 г. ^

начинает преодолеваться путем возвращения цивилизационных кри- 3

териев общественного развития. 1

Возьмем конкретный, наиболее яркий пример изменений го- 1 сударственно-управленческих отношений - административные правоотношения, связанные с осуществлением Президентом РФ его конституционных полномочий.

При учреждении в РСФСР в 1991 г. поста президента это было высшее должностное лицо и глава исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 121-1 Конституции РФ на 1992 г.), при том что высшим органом государственной власти России был Съезд народных депутатов РФ (ст. 104 Конституции 1992 г.). В декабре 1993 г. статус президента был изменен на главу государства и гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, определяющего основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ 1993 г.). В результате конституционной реформы 2020 г., в условиях отнесения организации публичной власти к исключительному ведению РФ (ст. 71) Президент РФ стал обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти (ч. 2 ст. 80), получил серьезные властные полномочия в отношении Правительства РФ .а (ст. 83, ч. 1 ст. 110, ст. 111-113, п. «ж» ч. 1 ст. 114, ст. 117), Федерального го Собрания (п. «е.4» ст. 80, ст. 84, пп. «ж», «з» и «к» ч. 1 ст. 102; пп. «а», «д» ч. 1 ст. 103, ч. 4 и 5 ст. 112, ст. 117), судебной системы (пп. «е», «е.3» а ст. 80, ст. 128) и дел Федерации (ч. 2 ст. 85, ч. 2 ст. 87), что призвано § повысить социальную эффективность правовых норм [10, с. 1-10]. § Духовно-нравственный смысл подобных трансформаций заклю-2 чается в придании внутренней сакральности институту главы государства, оформляемой соответствующими административными — правоотношениями.

§ Рассмотрим ситуацию с судебной системой. До 1993 г. все суды РФ 25 образовывались на началах выборности судей и народных заседателей § (ст. 164 Конституции РФ 1992 г.), Председателя Конституционного ^ Суда РФ и его заместителя, которых, например, избирали из своего состава тайным голосованием сами судьи Конституционного Суда о (ч. 5 ст. 3 Закона РСФСР от 6 мая 1991 г. «О Конституционном Суде ^ РСФСР»). Судьи были ответственны перед избравшими их органами С или избирателями, отчитывались перед ними и могли быть отозваны в установленном законом порядке (ч. 7 ст. 164 Конституции РФ 48 1992 г.).

^ После конституционной реформы 2020 г. Председатель (V Конституционного Суда РФ стал назначаться на должность ® Советом Федерации по представлению Президента РФ сро-^ ком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ (п. «е» ст. 83, ст. 128 Конституции РФ). Более того, полномочия Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судей Конституционного Суда РФ , как и полномочия всех судей Верховного Суда РФ, кассационных и апелляционных судов в России, по пред-

ставлению Президента РФ могут быть прекращены в соответствии с законом Советом Федерации РФ (п. «е.3» ст. 83, п. «л» ст. 102 Конституции РФ). Таким образом, многие административные отношения, связанные с формированием судейского корпуса, из односто- ЛЛ ронних трансформировались в многосторонние, создав совершенно | новый и политический, и нравственный контекст. д Или пример со Счетной палатой РФ, учрежденной Конституцией РФ О 1993 г. Согласно Конституции РФ половину состава аудиторов Счетной " палаты назначал и освобождал от должности по своему усмотрению I Совет Федерации (ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), другую половину - Государственная Дума (ч. 1 ст. 103), что и было впервые осущест- § влено в 1994 г. Нормы права, касающиеся Счетной палаты, были ^ целенаправленно включены только в гл. 5 Конституции «Федеральное |о Собрание», поскольку речь шла о главном парламентском механизме контроля за расходованием бюджетных средств. Конституционная § поправка 2020 г. принципиально перекроила эту часть административ- | ных правоотношений, закрепив исключительно за Президентом РФ § право представлять в Совет Федерации и Государственную Думу 3|о кандидатуры для назначения аудиторов Счетной палаты (п. «е.4» ст. 83 § Конституции РФ в ред. 2020 г.). 3 Административное право, выполняя свои функции, руководствует- | ся основными принципами, общими с теми, на базе которых происхо- ё дит реализация исполнительной власти. При этом принципы, которые | закреплены в Конституции РФ, имеют основополагающее значение. д Конституционные реформы всегда затрагивают институты и подо- 1 трасли административного права, особенно институт государственной | службы. В 2020 г. его содержание реформировано изменениями, вне- 2 сенными в 19 конституционных статей (ст. 71, 72, 77, 78, 81, 83, 95, 97, § 102, 103, 110-114, 117, 119, 128, 129 Конституции РФ). Муниципальная | служба реформирована изменением ст. 131-133 Конституции РФ, хотя | вопросы перераспределения полномочий между органами местного | самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ давно не новость [11, с. 25-32]. В основе всех перемен, имеющих 49 институциональный характер, лежит духовно-нравственный контекст п возвращения государственного управления в России к политико- Ь правовым и культурно-историческим традициям. щ Аналогичное воздействие конституционная реформа оказала 1 на административные правоотношения в социальном и финансовом праве, в праве государственной безопасности. Конституционными новациями задаются изменения самим функциям административного права. Если фактически неизменными остаются правотворческая

и правоохранительная функции, то существенно обновляются право-исполнительная и организационная функции.

Меняются формы и механизмы исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, подчиненных как Президенту РФ (в сфере обороны, государственной безопасности, внутренних и иностранных дел, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, юстиции), так и Правительству РФ (экономика и финансы, здравоохранение и образование, транспорт и связь, информация, культура, спорт, туризм, вся социальная сфера). Перемены затрагивают и административные отношения, связанные с реализацией полномочий Счетной палата и Центрального банка.

Вернемся к духовно-нравственному аспекту в происходящих сегодня изменениях административных правоотношений. Такие изменения прямо или опосредованно строятся на реализации прин-„о ципиально значимых новых норм ст. 67.1, ч. 4 ст. 68, ст. 69, пп. «е», «м» и «т» ст. 71, ст. 72 и др. Административные правоотношения отныне не могут не учитывать в своей мировоззренческой природе, а в целевых установках объектов правоотношений, в содержании § правоотношений лежащее в основе деятельности государства сохра-§ нение памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также 2 преемственность в развитии Российского государства (ч. 2 ст. 67.1 ^ Конституции РФ). Традиционной цивилизационной ценностью, — требующей и административно-правовой защиты, стало конститу-§ ционное распространение защиты семьи, материнства, отцовства и детства на институт брака как союза мужчины и женщины (п. «ж.1» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Отсюда возникает необходимость расширять административно-правовое регулирование семейных отношений в сторону не только

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С |

щ

О обеспечения безопасности личности от семейно-бытового насилия со

^ [12, с. 1-9], но и административно-правового обеспечения тради-С ционных представлений о семье и браке. Семья для людей, верных традициям и идеалам предков, основана на браке как акте свободной 50 и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит принимать друг друга как дар. Брак - это школа любви СЧ и верности, по утверждению предстоятелей основных христианских ® религий Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла ^ и Папы Римского Франциска. Предстоятели обеспокоены кризисом семьи во многих странах, когда иные формы сожительства уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания [13].

Россия фактически бросила вызов становящейся все более однополой Европе, а потому административное право, регулирующее общественные отношения в сфере управленческой деятельности публичной власти, призвано обеспечить полноценное и эффективное правоприменение указанных конституционных норм, тем более что только успешная реализация норм конституционной поправки 2020 г. позволяет сформировать основы перехода к нравственному государству [2, с. 500-516; 14, с. 73-86], наполнить смыслом само социальное развитие. Потребуется не только самоограничение Российского государства, что само по себе присуще правовому государству [15, с. 278], но и демонстрация легитимной публичной властью России [16] внутри и вовне страны того факта, что Российская Федерация при всех современных международных и иных вызовах остается государством демократическим и сильным.

&

Список литературы:

1. Путин, В.В. Выступление на заседании клуба «Валдай» 21 октября 2021 г. / В.В. Путин // Евразийское измерение 2020/2021 : сб. науч. тр. / под ред. С.Н. Бабурина. - М. : Книжный мир, 2021. - С. 371-449.

2. Бабурин, С. Н. Нравственное государство. Русский взгляд на ценности конституционализма / С.Н. Бабурин. - М. : Норма, 2020. - 536 с.

3. Общая теория государства и права: академический курс : в 3 т. / 5 отв. ред. М.Н. Марченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2007. Т. 2 : Право. - 816 с.

4. Нерсесянц, В.С. Философия права : учебник / В. С. Нерсесянц.

- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. - 848 с.

5. Кобзарь-Фролова, М.Н. К вопросу о понятии и сущности административной юрисдикции / М.Н. Кобзарь-Фролова // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 2. - С. 138-142.

6. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления : учебник / § Г.В. Атаманчук. - 3-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2013. - 525 с. |

7. Лазаревский, Н.И. Лекции по русскому государственному праву / 1 Н.И. Лазаревский. СПб.: Слово, 1910. - Т. 2 : Административное право, 1 ч. 1 : Органы управления. - 276 с.

8. Марченко, М.Н. Проблемы общей теории государства и права : 51

учебник : в 2 т. / М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Велби : -

Проспект, 2007. - Т. 2 : Право. - 656 с. р

9. Общая теория права и государства : учебник / под ред. В.В. Лазарева. ^

- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2001. - 520 с.

10. Ермаков, А.О. Некоторые аспекты эффективности полномочий органов исполнительной власти / А. О. Ермаков // Административное и муниципальное право. - 2020. - № 5. - С. 1-10.

11. Сергеев, А.А. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта

■о ё

3 .с

За ё

1|1

I I

3

Российской Федерации / А.А. Сергеев // Единство публичной власти в условиях современного общества: сб. тр. Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления / отв. ред. В.В. Балытников.

- М. : ИИУ МГОУ, 2020. - С. 25-32.

12. Пурге, А.Р. К вопросу о необходимости расширения административно-правового регулирования семейных отношений / А.Р. Пурге // Административное и муниципальное право. - 2020. - № 1. - С. 1-9.

13. Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла 13 февраля 2016 г. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/4372074.html (дата обращения: 26.02.2022).

14. Бабурин, С.Н. Предотвратить эвтаназию человечества: нравственность и интеграционный конституционализм как основа трансформации современного права / С.Н. Бабурин // Государство и право. - 2021. - № 6.

- С. 73-86.

15. Марченко, М.Н. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование) : учеб. пособие / М.Н. Марченко.

.д - М. : Проспект, 2019. - 818 с.

¡^ 16. Плигин, В.Н. Легитимность государства и права: теоретико-правовое

§ исследование / В.Н. Плигин. - М. : Проспект, 2021. - 376 с.

§ С

I 8 0Q

I

52

Я о «V

CV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.