3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. // Под ред. Л.Н. Прохоровой. М., 2004.
4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Том I. М.: Просвещение, 2007.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК
ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА
1 2 Мускина А.Н. , Кобжасарова Ж.К.
1Мускина Айнур Нурлановна - тренер;
2Кобжасарова Жумабике Катимхановна - тренер, Центр уровневых программ,
Филиал Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области»,
г. Костанай, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматривается нравственный и личностный авторитет педагога, который имеет приоритетное значение в деле образования морально ответственного гражданина страны. На современном этапе развития общества педагог должен понимать свою ответственность не только за учебные достижения, но и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Ключевые слова: общечеловеческие ценности, воспитание, гуманность, «Самопознание».
Современное развитие Казахстана тесно связано с состоянием его образовательной системы, которую можно определить, как постоянно развивающуюся, как вбирающую в себя весь прогрессивный мировой опыт воспитания и обучения молодежи. Особо следует отметить инновации в образовательной системе Казахстана, способствующие решению актуальных проблем педагогической теории и практики.
Инновационный характер нравственно-духовного образования определяется идеей самопознания, автором которой является Первая леди Казахстана - Сара Алпыскызы Назарбаева.
Педагогическая практика - одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста, а тем более учителя самопознания. Она позволяет практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях.
Сотворение добра, сохранение мира требуют огромной работы души, постоянных вопросов к себе: «Все ли я делаю, чтобы людям было комфортно, а не только мне?» Только в этом случае возможна победа общечеловеческих нравственных ценностей, среди которых человеколюбие, истина, доброта и любовь.
Следует также добавить, что использование новых технологий обучения (критического мышления, обучение посредством диалога и т.д.) представляет огромные возможности для пробуждения и воспитания в детях лучших качеств на основе изучения великого наследия философов, педагогов, писателей, поэтов Востока, для которых мир и согласие были наивысшим смыслом их жизни и творчества. Бесценен курс «Самопознание» в воспитании нового поколения нашей Родины - страны, где царят мир и спокойствие [1].
Формирование духовности, нравственности обучающихся в вузе тесно связано с содержанием учебно-воспитательного процесса, с деятельностью преподавателя, нацеленной на развитие у будущих специалистов интеллектуальной культуры, качеств толерантности, доброты и милосердия.
В процессе обучения происходит не только приобретение профессиональных знаний, но, самое главное, происходит становление личности слушателя как специалиста, обладающего высоким уровнем профессиональных знаний в сочетании с высоким уровнем общей культуры, способностью сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать.
Гуманный человек, можно сказать, духовно-нравственная ценность современного общества. Развитие духовно-нравственных качеств, их отражение в реальной практике - это показатели, указывающие на стремление стать гуманной личностью.
Рассматривая роль учителя в духовно-нравственном воспитании учащихся, нужно большое внимание уделять личному примеру педагога, его нравственно-духовной составляющей. Нравственный и личностный авторитет педагога имеет приоритетное значение в деле образования морально ответственного гражданина страны.
Духовно-нравственное воспитание является частью целостного неразделимого процесса, поскольку без должной духовно-нравственной воспитанности школьников плодотворный процесс обучения практически невозможен [2].
Это объясняется тем, что сам курс «Самопознание» является для обучаемых не целью, а средством, помогающим совершенствовать человеческие ресурсы, чтобы вписаться в культуру человечества XXI века. Это поистине, дорога к себе, путь к интеллектуальному, эмоционально-нравственному совершенству, что постоянно подчеркивает в своих выступлениях Президент Республиканского Фонда «Бебек» госпожа С.А. Назарбаева.
Список литературы
1. Слесарь М.В. Роль изучения наследия Востока в воспитании школьников в духе мира и согласия // Самопознание.2014. № 5 (53). С. 23.
2. Истомина Н.С. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании школьников // врлеу дауысы, 2017. № 12.