Научная статья на тему 'Духовно-нравственные традиции российского менталитета и современная аномия'

Духовно-нравственные традиции российского менталитета и современная аномия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
946
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНОМИЯ / ANOMIE / ЦЕННОСТИ / VALUES / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES / МЕНТАЛИТЕТ / MENTALITY / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / КОРОТКИЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / SHORT LIFE PLANS / ОТЧУЖДЕННОСТЬ / ALIENATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Харитонова Е.В.

В статье рассматривается взаимосвязь традиционных духовно-нравственных характеристик русского менталитета и явления аномии, возникающее в связи с изменениями в современном российском обществе. Духовно-нравственные ценности, к которым относятся семейные ценности, коллективизм, отношение к труду как к нравственному долгу, служат опорой для духовного благополучия общества. Дан психологический анализ аномии, показаны ее характеристики, их содержание и индивидуально-психологические проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL TRADITIONS OF THE RUSSIAN MENTALITY AND MODERN ANOMIE

The article discusses the relationship between traditional spiritual and moral characteristics of the Russian mentality and the phenomenon of anomie arising from changes in the modern Russian society. Spiritual and moral values, which include family values, teamwork, attitude to work as a moral duty, to provide support for the spiritual well-being of society. Dan psychological analysis of anomie, shows its characteristics, contents and individual psychological manifestations.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные традиции российского менталитета и современная аномия»

Е.В. Харитонова

канд. психол. наук, ст. научн. сотр. лаборатории истории психологии и исторической психологии, ФГБУН «Институт психологии РАН»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА И СОВРЕМЕННАЯ АНОМИЯ

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 13-06-00651 а

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь традиционных духовно-нравственных характеристик русского менталитета и явления аномии, возникающее в связи с изменениями в современном российском обществе. Духовно-нравственные ценности, к которым относятся семейные ценности, коллективизм, отношение к труду как к нравственному долгу, служат опорой для духовного благополучия общества. Дан психологический анализ аномии, показаны ее характеристики, их содержание и индивидуально-психологические проявления.

Ключевые слова: аномия, ценности, традиции, духовно-нравственные ценности, менталитет, идентичность, короткие жизненные планы, отчужденность.

E.V. Kharitonova, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences

SPIRITUAL AND MORAL TRADITIONS OF THE RUSSIAN MENTALITY AND MODERN ANOMIE

Abstract. The article discusses the relationship between traditional spiritual and moral characteristics of the Russian mentality and the phenomenon of anomie arising from changes in the modern Russian society. Spiritual and moral values, which include family values, teamwork, attitude to work as a moral duty, to provide support for the spiritual well-being of society. Dan psychological analysis of anomie, shows its characteristics, contents and individual psychological manifestations.

Keywords: anomie, values, traditions, moral values, mentality, identity, short life plans, alienation.

Модернизация российского общества формирует соответствующие рыночным условиям социальные, экономические и политические институты, а также направлена и на воспитание личности нового типа, которая будет эффективно справляться с новыми реалиями. Основой такой личности должна стать ее конкурентоспособность, проявляющаяся в следующих характеристиках: индивидуализм, честолюбие, рациональность мышления, преобладание материальных ценностей над духовными, гибкость, самоутверждение и т.п. Однако, именно, эти характеристики никогда не являлись типичными для традиционного русского менталитета и, вероятно, это противоречие обуславливает напряженность и кризисное состояние нашего общества, которое проявляется в аномии. Аномия (от греч. anomia) представляет собой состояние, характеризующееся отсутствием цели, разрушении традиций и ценностей, как у отдельного человека, так и в обществе в целом. В связи с этим, любые общественные преобразования могут быть эффективными, если базируются на традициях, а не революционно отвергают их. «Традиции - устойчивые культурные нормы и социальные структуры, которые выполняют конструктивную функцию регулирования человеческого поведения, передаются от поколения к поколению и тем самым обеспечивают преемственность социальной и духовной жизни общества» [1, с. 57]. Духовно-нравственные традиции народа служат защитой против деструктивных воздействий извне, охраняют индивидуальное сознание индивидов.

Глубинные духовно-нравственные характеристики русского менталитета отражала философско-общественная мысль IX - начала XX вв., которая всегда уделяла особое внимание человеку - его предназначению, смыслу и целям человеческого существования, нравственно-духовному основанию его бытия. Человек стоит в центре интеллектуальных исканий, поэтому антропоцентризм присутствует во всех философских сочинениях, в которых доминирует моральная установка. По словам Н.А. Бердяева: «в России нравственный элемент всегда преобладал над интеллектуальным» [2, с. 65]. Интерес к этическим вопросам в русской философии был органично связан с особым толкованием личности, которая способна к

самореализации только в общении, во всем многообразии социальных связей. Поэтому особое внимание уделяется не только ценностям, которые «исцеляют» (делают добрее, духовнее, чище) отдельного человека, сколько о ценностях, на которые опирается жизнь всего человечества. Так С.Л. Франк отмечает, что русское мировоззрение содержит в себе ярко выраженную философию «МЫ», для которой основание жизни человечества образует не «Я», а именно «МЫ». В таком органическом единстве возможна самореализация, так как каждая отдельная личность является звеном живого целого [8].

В современной действительности наоборот усилилась эгоистическая тенденция, основанная на этике успеха и индивидуализма, который трактуется в западной интерпретации, как элемент гражданской свободы. По мнению А.С. Панарина, «слепота индивидуализма не только отчуждает от него социальное пространство, воспринимаемое как «постороннее», но и историческое будущее. Последовательный индивидуалист живет одним настоящим, ибо ему чужда идея эстафеты времени, заботливо передаваемой от поколения к поколению» [6, с. 305].

Западное общество создало новый тип отношений и новый тип человека, который вступает в эти отношения. Социальные отношения в любых сферах приближаются к экономическому типу, основанному на контрактах и гарантиях эквивалентного стоимостного обмена по типу: «Ты - мне, я - тебе». Такой новый антропологический тип лишен спонтанности и внутренней энергии, любые свои социальные роли он предваряет вопросом: а что и сколько я буду за это иметь? Такой новый тип не хочет рожать детей (чайлдфри), потому что перспективы подобных демографических инвестиций ему не понятны. Такая стратегия поведения нарушает одну из базовых русских духовно-нравственных традиций - семейную традицию, снижает ценность материнства и отцовства, формирует эгоистические и гедонистические тенденции в человеке.

Еще одна важная характеристика русского менталитета - соборность, в понимании С.Л. Франка: «внутреннее органическое единство, лежащее в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения людей» [9, с. 58]. Особенности «русской души» проявляются не на уровне индивида, эти особенности возникают и живут в общении с другими людьми. И в этом общении очень важна правда, истинные чувства и мысли, искренность, прямота, открытость, о чем свидетельствует множество русских пословиц и крылатых выражений «правда-матушка», «резать правду-матку» и т.п.

Сегодня искреннее общение затрудняет крайне выраженный индивидуализм, эгоцентризм, полное равнодушие к окружающим, но при этом многие современные исследования отмечают рост у современных россиян чувства одиночества, отчуждения, неудовлетворенностью жизнью, пессимизм, которые, в свою очередь, являются психологическими проявлениями аномии. Ярким примером психологического неблагополучия и проявлением аномии можно назвать «эпидемию» подростковых и молодежных самоубийств последних лет.

Явление аномии фактически описывает в своих работах основатель логотерапии Виктор Франкл, который ввел термин "экзистенциальный вакуум", созвучный по своему содержанию понятию аномии или утрате людьми смысла жизни: "Нравственный кризис - это не что иное, как ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести, нередко без возможности найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации "новых" и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым путем" [7, с. 288].

Обладание ценностями, утвердившимися в обществе, облегчает для человека поиск смысла, так как в типичных ситуациях, он избавлен от проблемы принятия решений. Но при изменении традиционных ценностей человек может оказаться в ситуации, когда две ценности приходят в противоречие друг с другом. А противоречия ценностей отражаясь в форме

ценностных конфликтов, приводят человека к "экзистенциальному вакууму". В обществе рыночной экономики большинство людей стремится к обладанию материальными средствами. Франкл отмечает: "Если стремление к деньгам берет верх, стремление к смыслу заменяется стремлением к средствам. Деньги, вместо того чтобы оставаться средством, становятся целью, они перестают служить какой-либо цели" [7, с. 317].

Современное стремление к деньгам вступает в противоречие с традиционным пониманием ценности труда в русском менталитете. Русский человек в труде формировал свой характер, труд для него проявление духовной жизни, нравственное дело, средство спасения души. Трудолюбие для русского крестьянина особая ценность, показатель душевной гармонии и силы. Но важным представляется и тот момент, что награда за труд не всегда связана с материальным обогащением, для человека более важна общественная значимость его труда, польза, которую приносит его труд, его профессиональное мастерство, удовольствие, которое получает труженик, занимаясь любимым делом. Почет и уважение имели мастера своего дела, «золотые руки» высшая похвала, своеобразный знак качества за труд и мастерство. Современная эффективность труда чаще всего измеряется количествами продаж, а самая популярная профессия молодежи - менеджер по продажам. Рост мастерства у таких профессионалов сомнителен, вопрос об общественной значимости его труда не ставится. Труд, не наполненный смыслом, направленный только на материальную выгоду может привести к духовно-нравственной деформации личности, которая проявляется в психологических характеристиках аномии.

Психологическая концепция аномии рассматривалась Робертом Макайвером и Дэйвидом Рисменом. «Психологическая аномия», по Макайверу, - это «состояние сознания», в котором чувство социальной сплоченности - движущая сила морали индивида - разрушается или совершенно ослабевает. Макайвер определяет аномию как «разрушение чувства принадлежности индивида к обществу», которое выражается в разрушении нравственных норм и ценностей, отсутствии чувства преемственности, долга, существования других людей [3, с. 7].

Лео Сроул предлагает измерять индивидуальные субъективные переживания аномии. Характерные для такого персонажа переживания он сформулировал следующим образом: «Я чувствую, что влиятельные фигуры в обществе равнодушны к моим запросам и нуждам»; «В обществе, где нет порядка и неизвестно, что случится завтра, мало чего можно добиться»; «Шансов достигнуть важнейших для меня жизненных целей все меньше»; «Что бы я ни делал, получается, что жизнь проходит даром» [5, с. 127]. Сроул определяет детерминацию индивидуально-психологической аномии аномией социальной, указывая также при этом на значимость обратной причинной связи. Подобные характеристики психологической аномии представлены в шкале Лоуэ, среди которых присутствуют следующие: «Будущее совершенно пусто для меня», «Все в мире угасает» и т.д. [10, с. 48-49].

Современные отечественные исследователи аномии вносят в ее анализ новые существенные характеристики, которые еще предстоит исследовать, с точки зрения их психологических составляющих. Так анализируя современную аномию в российском обществе, В.В. Кривошеев считает ее сущностной характеристикой - ситуацию коротких жизненных проектов [4, с. 74]. Короткие жизненные планы - это расчет людьми своих планов, видение ими своих перспектив (социальных, экономических, духовных, семейных) на крайне непродолжительные сроки. В связи с чем, возникает ситуация, когда ценность собственной жизни снижается, но при этом усиливается эгоцентризм. Проявления такого сочетания особенно ярко заметно в поведении на дорогах и транспорте. Каждый водитель стремится занять лучшую позицию на дороге, не пропустить, игнорируя окружающих, иногда проявляя отрицание правил, агрессивное своеволие, беспечность, полнейшее равнодушие к окружающим. Распространение наркомании, алкоголизма, курения, особенно среди девушек,

также свидетельствует о существовании коротких жизненных планов и нежелании выстраивать стратегии собственной жизни «живут одним днем».

Сложный в анализе признак проявления аномии - кризис идентичности, проявляющийся в дефрагментации идентичности. Основным показателем является неспособность принять новую роль, отчужденность, которая выражена либо в отстранении индивида от окружающего мира, либо в недостаточной интеграции личности. Признаки: неадекватность самооценки, утрата перспективы, рост пессимизма, изменение социальной активности, появление бескомпромиссных суждений и социально-агрессивного поведения, повышенный интерес к иррациональным, мистическим, трансцендентным проблемам [4, с. 53].

При этом отчужденность не обязательно ведет к асоциальному поведению, но усиливает многие виды отклоняющегося поведения и враждебные установки и нередко рассматривается как крайняя форма выражения аномии.

Психологические составляющие аномии представляют значительный научный интерес, но недостаточно отражены в психологических исследованиях, хотя общество вынуждено реагирует на наступление аномии, в том числе, психологическими практиками (психологическое консультирование, установление "человеческих отношений" на производстве, социально ориентированная реклама и т.п.). Но без глубокого научно-методологического анализа подобные практики не смогут оказать существенной роли в нейтрализации деструктивного воздействия аномии. Представляется, что спасение и сохранение российского общества от разрушающих действий аномии в сохранении базовых, внутренне присущих русскому менталитету традиционных ценностях.

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. - М., 1990.

2. Воронина О.А. Архаическое, традиционное и инновационное в гендерном сознании // Проблемы российского самосознания. - М.: ИФ РАН, 2010.

3. Кара-Мурза С.Г. Аномия в России: причины и проявление. - М., 2013.

4. Кривошеев В.В. Аномия современного общества: проблемы теоретического анализа и эмпирического измерения. - Калининград, 2008.

5. Лабиринты одиночества. - М., 1989.

6. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2002.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

8. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. -М., 1990. - № 5. - С. 90-91.

9. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992.

10. Orru M. Anomie: History and meanings. - Boston, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.